К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

I. Герои любого времени:

Настоящий кинематограф – это тот кинематограф, который чему-то учит. Увы, сейчас миром правит индустрия развлечения, в том числе и в кинематографе. Блокбастеры сыплются на головы бедных зрителей, совсем зажевавших попкорн и заработавших язву от питья зловредной газировки.

2000 годы напрочь похоронили славные 1990-е. В ход ринулись бешеные спецэффекты. И напрасно.

Чем 1990-е годы лучше 2000-х? Они были человечнее. Проще. Но не примитивнее. Мудрее, даже так.

«Запах женщины» Мартина Бреста – это один из замечательных образцов настоящего кино. Почему?

Он поставил во главу сюжета взаимоотношения двух героев:

- Молодой и неопытный, но честный и добрый всем сердцем своим Чарльз Симмс.

- Пожилой и познавший многое, беспутный, но тоже честный и добрый полковник Фрэнк Слэйд.

У каждого из них своя судьба. Оба, по иронии, оказались слепыми. Чарли – в переносном плане (наивен), Фрэнк – в прямом смысле (несчастный случай). Но, оказавшись вместе, обретя понимание в друг друге, они смогли пробить брешь в равнодушии общества, и найти, наконец, своё место в этой чёртовой жизни, где только одно может вызывать неподдельное восхищение – женщина…

Проблема выбора предопределяет смысл фильма: перед Чарли стоит главное решение всего своего будущего, перед полковником Слэйдом – осознание всего своего прошлого. Но выбор они помогают совершить друг другу. И в этом прелесть фильма: он не просто учит каким-то избитым моралям, он явно показывает, как можно выжить в этом циничном мире, и всё-таки остаться самим собой…

И Чарли, и Фрэнк – герои любого времени, ибо они олицетворяют то, что веками пытались найти и понять учёные, философы, писатели и обыватели – Истину с большой буквы. Истину не надо искать, она кроется в каждом из нас. Вся Истина состоит из Истины каждого из нас – честности перед самим собою и окружающими. Пускай, порою истина горька и некрасива, но она есть, её нужно принимать.

По одну сторону мира очутились, казалось бы, беззащитные Чарли и Фрэнк, по другую сторону – богатые и наглые лицемеры, плодящие и сеющие вокруг себя сплошное ханжество, обладающие недюжинной властью, но, как верно заметил полковник Слэйд, они люди с «ампутированной душой».

Двое человек не бросали вызов обществу. Его бросило само общество. И что же?

А то, что важно не количество. Важно душевное отношение человека к другим.

Будьте честны. Будьте добры. Будьте собой. Это не заповеди.

Это Истина…

II. Великий человек – Аль Пачино:

Фильма не было, не будь Аля Пачино – невероятно правдоподобного актёра во всех своих фильмах.

Он создал множество ярких и незабываемых образов, но именно его полковник Слэйд – ироничный, гордый, самоуверенный, сентиментальный, трогательный, суровый, жёсткий, самостоятельный - стал апофеозом начала 1990-х годов. Люди полюбили его. Киноакадемики не смогли на сей раз не отдать должное Пачино, которого они так бесславно обломили во времена «Крёстного отца». «Оскар» засиял своей позолоченной улыбкой, такой благосклонной и ослепительной.

Пачино, пожалуй, достоин похвалы, как лучший актёр, передавший образ не просто полковника в отставке, но и человека, лишённого зрения. За игрой Пачино, и совершенно забываешь, что перед тобой один из знаменитых актёров мира. Тебе кажется, что ты наблюдаешь за полковником Слэйдом. В этом наивысшее мастерство любого актёра – затмить свой актёрский статус образом персонажа.

Роль, на мой взгляд, сложная как в физическом плане (постоянно изображать слепоту тоже непросто), так и в моральном плане (некоторые сцены в фильме с участием Пачино просто пробивают любую толстокожесть зрителя – настолько искренне смотрится полковник Слэйд – временами растерянный и грустный, временами – шустрый и угарно шутливый).

За такое исполнение роли надо памятник при жизни ставить.

III. Очевидные преимущества фильма:

Кроме этого, фильм заметно выигрывает у своих сотоварищей времён 1990-х годов оригинальным и не бесполезным сценарием от Бо Голдмана. История, которую, нисколько не сомневаюсь, было бы интересно и почитать, а не только посмотреть. Некоторые фильмы, увы, в книги не обратишь – они будут смотреться невыносимо банально и нелепо. Но «Запах женщины» - это мощная история, не поддающаяся тлению во Времени…

Также стоит отметить игру остальных актёров, среди которых лично я хочу выделить:

- Крис О’Доннелл в роли Чарли Симмса: очень неплохо выступил вместе с Пачино, не потерялся, не стушевался, а весьма завидно отыграл свою роль – роль несколько наивного и милого студента. Мне правда понравилась игра этого актёра. Она подкупает.

- Джеймс Ребхорн в роли мистера Траска: Ребхорн вообще молодец – ему с блеском удаётся играть нелицеприятных товарищей, вызывающих одновременно и отвращение, и презрение. На мой взгляд, это лучшая роль данного актёра. Его мало в фильме, но он достоин всяческих похвал.

- Филипп Сеймур Хоффман в роли Джорджа Уиллиса – младшего: кто бы знал, в далёком (нынче) 1992 году, что мы честь имеем смотреть на игру лауреата премии «Оскар» (2006 год – «Капоте»)! Тем не менее, даже в этой второстепенной роли можно уже убедиться, что из парня выйдет нечто путное и перспективное. Роль в большей степени молчаливая, но одна его мимика перекрывает все возражения критического характера.

Я также хочу отметить очень хорошую, практически удивившую меня, отнюдь не заядлого меломана, музыку к фильму, автором которой выступил знакомый многим киноманам товарищ Томас Ньюман. Впервые в жизни я так тщательно и с особым удовольствием вслушивался в саундтрек фильма, что смею отважиться назвать музыку к «Запаху женщины» самой любимой музыкой в кинематографе вообще. Товарищ Михаэль Данна (мой бывший музыкальный любимец) с его саундтреком к «Маленькой мисс Счастье» нервно курит в сторонке…

Разумеется, непростительным было бы забыть о режиссуре Мартина Бреста. Браво!

Я рекомендую к просмотру всем киноманам этот блистательный фильм. Не пожалеете.

Должен также признаться: фильм я оценил лишь со второго раза. В первый раз я смотрел его давным-давно, если память не изменяет, то было это в 1993 году, тогда его смотрели на видеомагнитофоне, на кассете с жуткой озвучкой и более-менее сносным изображением. Мне в память запали кадры, когда полковник Слэйд танцует с женщиной в ресторане. Очень красивый момент, правда? А смысл тогда я не понял – был несообразительный малый.

Пересмотрел же фильм я только сегодня. Странно, правда? Но воспоминания прямо-таки хлынули единым потоком. Вспомнились даже мельчайшие детали: старый телевизор, видеомагнитофон, кассета с оборванной наклейкой, месяц июль (вот совпадение!), жаркая, душная погода на улице, качели, поход к бабушке, в общем, очень многие, почти что стёртые события и детали.

Теперь, если меня будут спрашивать, что же является фильмом моего детства, я непременно отвечу: «Запах женщины»…

«Больше всего на свете я люблю Женщину… А на втором месте… Да, «Феррари»… » (полковник армии Соединённых Штатов Америки, Фрэнк Слэйд).

10 из 10

17 июля 2007 | 01:19
  • тип рецензии:

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И. Гете)

Фильм «Запах Женщины» Мартина Бреста – восхитительная моральная притча, если так можно выразится, основанная на истории двух людей: Фрэнка Слэйда и Чарльза Сименса. Героев сводит вместе случай, который, как написано в краткой аннотации к фильму, изменит их жизнь.

Сюжет не является главной особенностью фильма, он лишь инструмент, но все равно очень хочется чуть-чуть остановиться на этой детали. На протяжении двух с половиной часов ленты средняя скорость развития действия колеблется на уровне «чуть выше среднего», но в отличии от остальных фильмов с такой динамикой сценария, Мартин Брест придает этой неторопливости некий едва уловимый шарм (позже он подтвердит это в картине «Знакомьтесь, Джо Блэк»). Такой тип повествования позволяет, наиболее четко раскрывать характеры персонажей, наиболее точно погружаться в атмосферу ленты и наиболее глубоко прочувствовать идею фильма. А все эти компоненты здесь просто на высочайшем уровне.

Действующих лиц в фильме не много. Вопреки обыкновению, начну с второстепенных персонажей. Продажного директора колледжа очень скрупулезно исполняет Джеймс Ребхорн, а товарища главного героя, сынка-мажора, играет тогда еще мало известный Филипп Сеймур Хоффман.

Теперь – приступаем к главным. Фрэнк Слэйд (Аль Пачино), лейтенант в отставке, безутешен по отношению к окружающему миру. Его спутник в авантюрном путешествии в Нью-Йорк – Чарльз Сименс (Крис О’Доннел) – студент престижного учебного заведения из небогатой семьи, наивен и добр душой. Героев можно противопоставить по нескольким качествам. Во-первых – по жизненному опыту: лейтенант многое видел и пережил, а Чарли только в начале свого пути. Во-вторых – по взгляду на мир и общество: Чарли добр душой, и он добр ко всему: он не может грубостью ответить на грубость, причем, вовсе не потому, что он слаб, а потому, что верит в то, что злость – не лучший способ решать проблемы. Он ценит жизнь как дар свыше, дорожит ей. Фрэнк же слеп, но ему не нужны глаза, чтобы видеть всю гниль и ужасность окружающего, для него единственное стоящее, что осталось на свете: женщина.

- Женщины... Что еще сказать... Кто сотворил их? Господь Бог непревзойденный гений…

В-третьих – персонажи отличаются по материальному достатку. Отец Чарльза – простой владелец занюханного магазинчика в провинции; основной конфликт фильма в колледже связан именно с денежным положением Чарли. Фрэнк же давно планировал это путешествие в Нью-Йорк, копил деньги с пенсии и на протяжении действия ленты предстает в виде знатного аристократа, который останавливается в роскошных отелях, ест в дорогих ресторанах, передвигается по городу на лимузине и пьет виски как воду.

- … и заполни бар Джоном Дэниэлсом.
- Вы имели ввиду – Джеком Дэниэлсом?
- Я с ним слишком хорошо знаком, для меня он Джон.

Единственное, что их объединяет, а не рознит: трепетное отношение к честности и справедливости. Эти общечеловеческие качества всегда были центром людских конфликтов, так что и здесь герои натыкаются на противоречия. Чарли верит в то, что справедливость и честь живы и продолжают жить на свете. Можно списать это на непродолжительность жизни молодого человека, а, следовательно, - и на недостаток жизненного опыта. Но его наивность не кажется ни глупой, ни смешной, ни абсурдной. Его твердая надежда на то, что честность еще способна торжествовать в современном обществе, заразительна и свежа.

Фрэнк Слэйд же, напротив, не верит ни в честность, ни в справедливость, а точнее – не верит в то, что эти вещи все еще существуют на свете. Много раз столкнувшийся с антиподами этих понятий в жизни, лейтенант отчаивается признавать их присутствие в этом мире. Осознавать это ему чрезвычайно больно; эту обиду, по-детски яростную, злую и бессильную. Аль Пачино переносит на экран с такой энергией и самоотверженностью, что я не представляю такого эпитета, такой награды, которая по праву наградила бы труд и работу актера.

- Когда ты родился, сынок? Во времена рыцарей Круглого стола? Ты что, не слышал? Cовесть умерла!
- Нет, не слышал.
- Тогда вынь вату из ушей.

Финальная речь Слэйда не сможет оставить кого-либо равнодушным. Как бы ни были различны для разных людей понятия «честность», «справедливость», «честь», они все-таки не зря называются общечеловеческими. Думаю, почти все встречались в своей жизни и с самими этими понятиями, так и с их антонимами. Так же предположу, что столкновений с последними было больше, и в помять сильнее врезались именно они. И как часто бывает горько и противно видеть человеческую подлость и гнусность где-то совсем-совсем рядом, где-то очень близко.

Как страшно созерцать самовольное падение чьей-либо души, и еще страшнее понимать, что низвергается не только конкретные души людей, но и само слово «душа». Закомплексованность предрассудками, заключение в рамках системы, отсутствие высоких идеалов. Все это – главные признаки и определения современного общества. И как мало тех, кто способен вырваться из серой толпы с яростным протестом против. Но еще меньше тех, на чей протест ответят не градом тухлых помидоров, а восторженными овациями приятно пораженных людей…

Остается пожелать нам всем побольше таких людей в нашей жизни. Я вот знаю одного такого человека. Его зовут Фрэнк Слэйд. Спасибо ему за всё.

10 из 10

16 февраля 2008 | 20:33
  • тип рецензии:

Теперь я знаю точно: «Запах женщины» Мартина Бреста если и не Рубикон, то его полноводный приток, у которого, рано или поздно, оказывается каждый киноман. Но подавляющее большинство народу так и остается на уютном берегу, не рискнув замочить ноги в ледяном потоке. На берегу хорошо. Там солнечно, приятно глазу. Кроме «Запаха женщины» там обитают фильмы, вроде «Военный ныряльщик» или «Несколько хороших парней». Другого берега не видно. Он скрыт туманом сомнений и неопределенностей. Соваться туда стремно. Так и получается, что «Запах женщины» для многих непреодолимая граница. В их понимании – это одна из вершин кинематографа. И только с другого берега видно, что на самом-то деле вершина – не такая высокая, как кажется; возвышается она не сама собой, в альпийских объятиях, но установлена в пределах студии – заботливо собранная декорация.

Это чувство возникло у меня не сразу. «Запах женщины» Мартина Бреста выглядел слишком хорошо и аристократично. В нем было все для того, чтобы он нравился: добрый парень Чарли (Крис О’Доннелл), сделавший себя сам, попадает в передрягу. Если он не сдаст тех подонков (псевдо-товарищей), которые обгадили машину директора, его исключат из школы (между прочим, элитной, где все учатся за папины деньги, и только Чарли – по благотворительной программе). На фоне дилеммы стучать-не стучать во спасение, Чарли не унывает. Он держит рот на замке и, заодно, подыскивает возможность заработать. Так он встречается со слепым полковником Фрэнком Слэйдом (Аль Пачино), соглашаясь стать его поводырем. За считанные дни безумства грубый вояка, обожающий «дамские киски» откроет парню правду жизни, а парень, в свою очередь, вернет полковнику веру в себя и справедливость, за что будет щедро вознагражден в финале.

Подобно здоровой сердечной мышце, Аль Пачино гонит сюжетную кровь фильма одинаково хорошо (стремительно) все два с половиной часа. Его игра, пожалуй, единственный проблеск искренности и настоящий драгоценный камень на фоне изящной, не лишенной своих достоинств… стеклянной имитации.

Я долго не мог понять, что же мне не нравится, пока не пересмотрел «Запах женщины» Дино Ризи (1974). Без сомнения, фильмы обладают разными акцентами (я к ним еще вернусь). Но при всех своих актерских достоинствах, фильм Мартина Бреста «…слишком правилен в своем исполнении, как правильны… лекала», - понял я, когда увидел танго полковника-Аль Пачино. Вспоминая эту сцену, многие хвалят чудесную музыку Карлоса Гарделя, забывая при этом следить за самим танцем, в котором… не обнаруживается страсти, а только лишь безупречно разученные движения.

Как Фрэнк Слэйд ведет себя с девушкой, которая представляет собой единственный, оставшийся в его жизни смысл (ведь мы помним: «Первое главное слово – киска!»)? Он танцует, как слепой пенсионер, пока еще не потерявший осанки. Он ровным счетом ничего к ней не чувствует. Руки его холодны. Дистанция – безопасная. Он не вдыхает жадно ЗАПАХ этого молодого, соблазнительного тела (главное слово – киска?) И не важно при этом, что девушка, яко бы для Чарли. Для такого человека, как полковник, нет разделения на «моя» и «чужая». Есть желанная и не желанная. А он, вопреки своей заявленной природе, остается к ней необъяснимо равнодушен.

В фильме Мартина Бреста нет женщин, как нет в нем никакого другого человеческого запах, кроме аромата хорошо подогнанных костюмов. Единственная «любовная» сцена в фильме условна! Полковник, столько говоривший о магической силе эроса, не завоевывает женщину, не соблазняет, а платит за ее благосклонность. Фиаско, за которым должно навалиться горькое осознание собственного бессилия и тогда уж точно полю в лоб.

Хотя здесь фанаты фильма, вооружившись кастетами, могут справедливо возразить, что в отличие от Дино Ризи, Мартин Брест делает акцент не на похотливых инстинктах полковника, а на его отношениях с добрым парнем – на дружбе, то есть. И этот удар, вполне возможно, мог бы вышибить пару зубов данному тексту, если бы ни один важный момент – фильм Мартина Бреста о настолько драматургически-правильной, просчитанной дружбе, что ее железный скелет не просто проступает сквозь кожу истории, он рвет ее, обнажая добротно заклепанные узлы бездушного механизма.

Развитие дружбы Фрэнка и Чарли предсказуемо от первого до последнего слова. Даже когда у парня появляется шанс проявить характер, хлопнуть дверью (на что имеет полное моральное право), он продолжает оставаться послушной, угодливой тенью Слэйда. Он ведет себя не так, как свойственно живому человеку, но как следует вести себя персонажу на бумаге, для достижения определенного сюжетного развития. Даже женщины своей не встречает – что в данной ситуации является жестоким издевательством над героем!

Еще один аргумент тех, кто нежится на уютном берегу – очень жизнеутверждающий фильм. Но в чем проявляется это свойство? В том, что совершенно чужой полковнику парень (всего пара дней знакомства!) с такой легкостью спасает его от самоубийства – от шага, к которому полковник готовился ни один год! Или в помпезной финальной церемонии (излюбленном, кстати, голливудском приеме), где все каким-то чудным образом проникаются красноречием человека в форме? В колледже, где стучать, вроде бы как, можно и нужно в своих интересах, все вдруг разом согласились, что они стукачи, признали это и зааплодировали?

Безусловно, выглядит красиво (происходит, как нам хочется). И Аль Пачино, без сомнения, хорош (что не заметит, разве что, слепой), но все происходящее на экране так правильно и лишено жизненной двойственности, что ощущение искусственности звучит в душе также громко, как речь Фрэнка Слэйда. Вооружившись преподавательской указкой, фильм учит: не настучи! не оставь в беде! приди на помощь! Вместо того, чтобы позволить выбрать, он четко наставляет. Солнечный берег, где все, «как надо».

До городка Плэзантвиль рукой подать.

© Raul Duke

06 августа 2008 | 16:38
  • тип рецензии:

Это - настоящее, сильное кино. То, ради чего сам кинематограф создавался, то, для чего играют актеры, для чего трудятся сценаристы и режиссеры... Заставляет задуматься, что-то внутри меняется.
После такого фильма кажется, что другого, лучшего уже нельзя снять, все уже сказано: о любви, смерти, судьбе, боли, дружбе, чести... После роли Аль Пачино, его гениальной игры кажется, что и сыграть уже лучше, правдивее нельзя.

Но будет проходить день за днем, впечатления заменяются новыми, а так хочется после такого фильма что-то поменять, стать лучше, что ли, как ни банально это звучит.

Наверное, ради этого и стоит снимать фильмы. Спасибо за такое качественное кино.

PS А Аль Пачино - настоящий мастер, Лучший Актер.

10 из 10, разумеется.

06 апреля 2008 | 01:09
  • тип рецензии:

«Настучать или не настучать?», «Дать этому старому придурку покончить с жизнью или не дать?», «Совесть мертва!»

Подполковник, изведавший все невзгоды и перипетии этой многогранной жизни, повстречавший на своем пути обман, предательство, несправедливость, славу героя войны, почет, любовь и ненависть, кровь и смерть своих солдат, приходит к своему окончательному резюме о жизни его окружающей. А именно: нет справедливости в этом мире; жизнь стоит на трех столбах- мое раненое самолюбие, женщины и, где-то там, на далеком расстоянии, Феррари... Пожалуй это все. Ему опостылело постоянное смирение с фактом слепоты и несостоявшейся военной карьеры. Боль, нажитая упомянутыми реалиями, ослепила и духовную сторону жизни старого подполковника. Он перестал видеть смысл жизни...хотя, где смысл в жизни без справедливости... Жизнь, полная радости и смысла, преломлялась его восприятием. Ибо слишком много крови и боли, слишком много отчаяния и пережитых трагедий, застряли в сетке его большой и прекрасной души. «Как же мне жить дальше?», думает он, «Или, точнее, к чему мне жить дальше?! Что есть в этой никчемной жизни?! Что?! Кто мне ответит?!».

Подполковник Френк Слейд кажется нашел выход. Простой и верный- покончить со всем этим. Но перед этим он решает «оттянуться» по полной, дабы встретить вечность сытым и довольным. Уж слишком эта жизнь плоха, чтобы не взять с нее все до последней капли. А там дальше- будь что будет.

Совесть- мертва, равно как и справедливость и честность. Эти великие ипостаси осели во временах Рыцарей Круглого Стола. Сегодня их нет!

Вот в таком состоянии души, подполковник Слейд встречает Чарльза Симмза- молодого отпрыска современной Америки, юнца «учащегося на Джорджа Буша».

Этот молодой человек, неискушенный доселе жизнью, но испытавшей на себе рок безотцовщины, свято верит в честность и справедливость.

Они, с Френком Слейдом, чистой воды антогонисты. Однако, этот анотгонизм вызван больше отчаянием самого подполковника, чем так называемыми разночтениями относительно философии жизни двух героев. Напротив, они во многом очень похожи, но их отличают наличие богатого и горького опыта, клубящегося за плечами престарелого Слейда, и отсутствие оного у Чарльза.

Но вот, Чарльз попадает в ситуацию, где, может быть, впервые ему брошен мощный вызов от ее величества Жизни и на этом переломном этапе ему, со своей неуклонной верой в справедливость и с большим желанием достичь великих успехов в учебе, приходится очень трудно. Казалось, добросовестное стремление к вершинам образования и правильное отношение к вещам являлись основными ингредиентами для достижения счастья, к которому Симмз неуклонно шел. Как он мечтает об учебе в Гарварде! И еще, как он не хочет быть «стукачом»! Какой груз...

Френк часто упоминает об этом грузе.

Каждый из героев стоит на перепутье, хотя определенность подполковника обрела некую форму.

На первый взгляд может показаться что Френк- учитель, а Чарльз- студент в Университете жизни. Но это только на первый взгляд. Каждый из них является и тем и другим. Френк помогает юному студенту принимать решения. Пусть даже тяжелые, но правильные, мужские. И делает он это в очень пикантной и, иногда, грубоватой форме. Но важна не форма, а содержание. И это содержание формирует в Чарльзе сильного человека, человека, способного на безумие ради истины. Каждое наставление Френка- вызов для почти девственной души Чарльза.

Чарльз же, в свою очередь, берет своей молодостью и наивностью за живое (блестящая игра Криса О Доннела). Блестяще сыгранная сцена схватки двух разных и, одновременно, одинаковых по характеру персонажей, филигранно показывает самую суть составных их душ!

«Я во тьме! Что ты хочешь от меня?! Ты понимаешь- я во тьме!», кричит душа отчаянного подполковника. «Дай мне одну причину из-за которой мне стоит жить...». Последняя фраза носит, скорее, инстинктивный характер, то есть слышен безличный зов о помощи молодому Симмзу. Безысходность, боль, обида воздвигли мощную стену по имени «самоубийство», но эта раненная душа, по ту сторону стены заточения, бывалого вояки и героя войны все же так хочет жить. Только как?

Изумительное решение, так же вызванная инстинктом, но не самосохранения, а желанием помочь высовободить подполковника из заточения, выплескивается из уст юнца Чарли, на которого отчаяние направило дуло пистолета и стиснуло в своих крепких руках. «Вы танцуете танго и водите Феррари лучше, чем кто бы то ни был». Другими словами, есть смысл жить. Жизнь существует, пусть даже невидимая физически, но она может быть прекрасна, если смотреть на нее с другой перспективы. Смотреть на нее духовным взглядом и быть счастливым!

У каждого из персонажей происходит скачок ввысь, полет к новой надежде и осознанию своей востребованности. У слепого подполковника в отставке хватило сил и спопобности вдохновить молодого парня на правильный поступок, и Френк сам того не замечая, привнес удивительный контраст в серую реальность Чарльза. Он преподал Чарльзу самый великий урок- умение принимать решение во что бы то ни стало и, также, умение отдергиваться от щекочущих мыслей о прекрасном будущем путем предательства, но твердо стоять до конца.

Чарльз Симмз вдохновил Френка на новое рождение, на переосмысление своего, на первый взгляд, трагического положения.
Речь в финальной сцене героя несравненного Пачино может истолковываться как полезнейший инструктаж жизни, очень важный для каждого человека. Диапазон актуальности этого послания простирается от века до века. Эта тема не имеет временных ограничений, равно как и все прекрасное.

Спасибо Аль Пачино за мастерски сыгранную роль. Оскар был получен более чем заслуженно.

Фильм очень поучительный, важный.

Музыка Нюьмана превосходно танцует в паре с сюжетом! Браво- композитору!

Мартин Брест, после «Полицейского из Беверли Хиллз» зарекомендовал себя превосходно, но полотно 1992 года вознесло его, по моему мнению, в ранг величайших режиссеров современности, умеющих преподносить в своих фильмах потрясающий лекарственный сбор морали, мудрости, решений насущных проблем и прекрасного юмора.
Мой поклон Бо Голдману! Браво, маэстро! Как всегда на высоте!

В моем списке шедевров мирового кино, этот фильм занимает одно из достойнейших мест, хотя каждое такое полотно прекрасно по- своему и достойно ниалучших оценок.

06 июня 2008 | 12:43
  • тип рецензии:

Я в темноте.
Ты понимаешь?
Я в темноте.

Фрэнк Слейд.

I. Пролог.
Знакомьтесь, перед Вами молодой человек, его зовут Чарли Симмз. Юный паренек из обычной семьи, стипендиат одной из элитных школ Америки. Впереди День Благодарения, возможности поехать с богатенькими приятелями на курорт, у Чарли нет, вместо этого он решает подзаработать, и договаривается присмотреть за слепым полковником, семья которого уезжает на праздники. Вроде бы все не так уж и плохо, но у Чарли сразу две проблемы. Во-первых, он увидел то, что лучше бы ему не видеть, и теперь перед ним стоит нелегкий выбор, пойти на сделку со своей совестью, и обеспечить себе блестящую будущность, или поступить вроде бы правильно, но обеспечить себе много неприятностей. Во-вторых, слепой полковник оказывается пренеприятным типом, который помимо всего прочего не хочет сидеть дома, а решает отправиться на День Благодарения в Нью-Йорк, куда приходиться ехать и Чарли.

II. Сюжет.
Полковник Фрэнк Слейд, человек, потерявший из-за собственной неосторожности зрение, разочаровавшийся в жизни, и решивший, наконец, с ней покончить. Для этого у него имеется отличный план, для воплощения которого ему и нужен Чарли. Два таких разных человека отправляются в путешествие, которое изменит и их жизни, и их самих. Один, видевший многое, и уставший от жизни циник, второй, только начинающий жить идеалист. Поначалу, Фрэнк не воспринимает всерьез Чарли, который его откровенно побаивается, но все очень быстро меняется. Мы видим, что слепой полковник на самом деле очень сильный человек, переживший настоящую катастрофу и уставший бороться с ней, но молодой парень, дает ему веру и силы жить дальше. Чарли же, в свою очередь, за три, проведенных с полковником дня, из просто честного паренька, превращается в сильного человека, который способен принимать правильные решения, и отвечать за них.

III. Немного обо всех.
Очень неплохо играет Крис О`Донелл (Чарли), после «Запаха женщины» запоминающихся ярких ролей у него не было, но судьба у всех актеров разная, некоторым суждено сыграть свою главную роль и в 22 года. Фильмография его ровесницы Габриэль Анвар (Донна), впечатляет еще меньше, но какая разница, если она стала участницей одной из самых красивых сцен за всю историю кино. Очень прилично отыграли свои роли Брэдли Уитфорд, Джеймс Ребхорн и Ф. С. Хоффман. Хорошим дополнением к фильму стала музыка Томаса Ньюмана. Не очень известный и очень редко снимающий режиссер Мартин Брест, для которого «Запах женщины» безусловно, стал главной работой, сделал главное. Нигде не сфальшивил и дал возможность без помех творить настоящему гению.

IV. Аль Пачино.
В целом история, показанная в фильме, местами довольно банальна, сколько мы видели фильмов про молодых парней, оказывающихся в непростой ситуации, принимающих правильное решение, за которое они, в конце концов, будут вознаграждены, а злобный директор наказан. И быть бы этому фильму одним из, если бы не Пачино. Наглядное пособие по тому, как может выглядеть «система Станиславского», в исполнении гениального актера. Даже если бы Аль ослеп на время съемок, правдоподобнее слепого он бы не сыграл. Абсолютное перевоплощение в образ Фрэнка Слейда. Никакими комментариями не передать каждое движение, каждую фразу, каждую интонацию Пачино. Сколько бы времени не проходило с последнего просмотра «Запаха женщины», я всегда могу вспомнить очень много реплик Фрэнка. Финальный монолог, сцена, в которой Чарли не дает Слейду покончить с собой, к чему перечислять, это надо видеть.

V. Резюме.
Очень сильная драма, с блистательным Пачино, и невероятно жизнеутверждающим финалом. Стоит ли смотреть? Если хотите узнать, кто лучше всех танцует танго, и кто лучше всех водит Феррари, смотреть обязательно.

19 июля 2008 | 22:18
  • тип рецензии:

Цепляющая за душу драматическая история, ассоциирующаяся в первую очередь с превосходной актерской игрой Аль Пачино. Роль слепого полковника в отставке - одна из лучших ролей Пачино, что лишний раз подтверждает премия Оскар за лучшую мужскую роль. Его герой за время событий, показанных в фильме, преодолевает сильные душевные терзания, находя в себе силы и смысл продолжать жить, попутно очень сильно помогая молодому человеку, который стал его проводником в краткосрочном путешествии в большой город и помощь которому как раз и стала тем самым смыслом.

Такая незамысловатая история, не особо насыщенная событиями, тем не менее, оказывает очень сильное впечатление на чуткого зрителя, коим я считаю и себя. Финальная речь полковника на собрании в учебном учреждении - это что-то с чем-то.

Отличный, очень глубокий фильм!

12 октября 2006 | 15:29
  • тип рецензии:

'Запах женщины'. Как же точно подобрано название для этого шедевра мирового кино! Дргого названия быть не должно. Ведь это фильм о человеке - Фрэнке Слейде, который говорит, что «больше всего на свете я люблю Женщину..'. В этих словах истина, правда,ведь он слеп, но в нем живет душа, полная страсти, желания, но в то же время отчаянья и печали.

Аль Пачино потрясает своей игрой. Видно, как он вживается в роль и сам переживает каждый кусочек жизни своего героя. Не зря именно за эту картину он получил Оскар.

Заключительный монолог в защиту Чарли вызывает бурю эмоций у зрителя. Только Аль Пачино мог бы так правильно сыграть слепого подполковника, почти разочаровавшегося в жизни. Но и Крис О'Донелл не отстает. Он как бы противопоставлен Аль Пачино. Своим харакетром, своей ментальностью, своими взглядами на жизнь и своей молодостью герой Криса ведет постоянную борьбу за жизнь Фрэнка, сам и не догадываясь, что делает это. Приятно, что именно О'Донелл смог составить такую отличную пару Аль Пачино.

Поразительная музыка Томаса Ньюмана звучит на протяжении всего фильма. Ни одной песни с голосом. Лишь инструментальные произведения. и самое поразительное танго, которое я тоько слышала в жизни. 'Por una cabeza' - именно эта музыка звучала, когда Фрэнк танцевал самое красивое и замечательное танго за всю историю кино. В этот момент видно, как же горят глаза у подполковника, и как ему нравится ощущать себя нужным в этой жизни.

Фильм прекрасен. В нем нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего диалога, коих много в картине. Мартин Брест создал по истине шедевр, который можно пересматривать снова и снова, каждый раз открывая для себя что - то совершенно новое и необычное. Именно таким и должно быть кино.

Шедевр,

10 из 10

05 ноября 2008 | 18:43
  • тип рецензии:

Кто лучший актёр всех времен и народов? Аль Пачино. Почему? Потому что только он может так хорошо сыграть гангстеров и крестного отца, великолепно может показать на экране дьявола, и только его роль в 'Венецианском купце' не оставляет равнодушным...

И ещё масса персонажей в его исполнении - это верх актёрского мастерства (закроем глаза на откровенно плохие фильмы, которые даже 2 Пачино не вытащили бы как 'Симона' и 'Деньги на двоих').

А слепой в исполнении Пачино, как вам? По мне так все начинающие актёры должны зубрить эту роль Аля Пачино, может, смогут хотя бы зрячего человека хорошо показать, за такое исполнение слепого Пачино заслуживает памятника при жизни, а если учесть, сколько ещё на его счету отличных работ...

Фильм 'Запах женщины' я всегда смотрел с удовольствием, даже вчера (сегодня) в позднее время (когда уже светлело) я не мог оторваться от фильма. Этот фильм должен доказывать уже отчаявшимся людям, что если найти хоть какой то пусть даже пустяковый смысл в жизни надо продолжать жить, а не пускать себе пулю в лоб (или не влезать в петлю или напившись ехать с моста...).

Этот фильм не просто явление кино-культуры, но социальное событие своего времени, только подумайте фильму уже столько лет, а он всё также актуален, для любого общества, и смотреть фильм не тяжело, фильм захватит тебя и не отпустит, не замечаешь, как становишься её частицей...

Кажется, я уже голосовал десяткой за этот фильм, но не могу отказать себе в удовольствии ещё раз поставить фильму 10 баллов.

09 июня 2006 | 12:58
  • тип рецензии:

У каждого человека есть тот любимый актёр, который внёс многое в твою жизнь; и есть любимый фильм, который прошёл сквозь призму твоей души и остался там навсегда... Для меня 'Запах женщины' не просто очередной фильм на один раз. Не просто словосочетание из 12 букв. Любимый фильм? А может катализатор жизни? Но это моя дилемма...

День благодарения. Полковник в отставке Фрэнк Слэйд решает приехать в Нью-Йорк. Для него - это последний грандиозный выход в жизнь, где он грезит получить шикарный отель, прекрасных женщин и великолепный лимузин. Но есть проблема: он полностью слеп, ибо в прошлом, будучи в состоянии алкогольного опьянения, жонглировал гранатой и та взорвалась... И тогда его родственники желают нанять ему опекуна, - студента Чарли Симса, который находится в колебательных жизненных прериях( получилось так, что альтернатива чести стала перед этим юнцом: либо прекрасное будущее ценой предательства, либо достоинство и совесть, но без будущего).

Так и начинается последнее путешествие. Но получается, что присматривать стал не Чарли за Фрэнком, а наоборот: опытный полковник поняв, что у юного друга на душе кошки скребут, решается любыми способами агитировать на плохие вещи,- проверять его. Но парень не ведется, и тогда возникает прочная связь. Они - два совершенно разных человека, которые нашли друг в друге то, чего не могли найти долгое время в себе... Они помогают друг другу найти себя. Парень отговаривает полковника от глупой мысли суицида, мотивируя это тем, что, что бы ни случилось - жизнь продолжается и нужно найти в себе силы справиться. Он даже даёт ему два аргумента, билета в новую жизнь: прекрасная езда на Феррари и незабываемое танго с женщиной, - тем самым спасая от самоубийства. Первая параллель фильма очень трогает своей реальностью, мощностью исполнения.

Вторая прямая нашей параллели заключается в огромном выборе, с которым справится может воистину сильный человек с настоящим характером, - сдать товарищей-бездарей, опьяненных деньгами, или вылететь из школы, тем самым поставить крест на будущем. Заседание началось, и неожиданно появляется Фрэнк как доверенное лицо родителей Чарли. Чарли, вопреки ожиданиям директора, не называет имён шутников, зная, что тот уже 'тонко' намекает ему о последствиях. Наблюдая всю эту пафосную антимонию, Фрэнк встаёт и начинает свой самый сильный монолог: он указывает на то, что пора бы эти принципы засунуть далеко и надолго, и не губить людей, за которыми будущее, подразумевая Чарли, человека, который в этой ситуации оказался самым достойным. Зал буквально вспыхнул и одарил речь овациями. И 'правосудие для всех'...

Получилось так, что жизнь иногда связывает несовместимые души, которые по отдельности бракованные, а в совокупности создают нечто мощное, целое. Взаимная помощь. Взаимное понимание. Взаимное дополнение... Из жизненного ада к собственному раю. Отношение героев к жизни всё равно по ходу фильма меняется, но в итоге мы верим в добрый финал, ибо в хорошее верить гораздо приятнее...

Аль Пачино и Крис О Доннелл гармонично смотрелись в кадре. Придраться не к чему. Аль Пачино настолько талантлив, что в любой роли он смотрится на высоте. А сыграть слепого человека - больших усилий стоит. Всё, что есть в нем - привлекает нас и заставляет восхищаться. Любой простой жест в его исполнении, будь то взмах рукой, становится завораживающим и интересным. С помощью своего тела он превращает себя в искусство! Аль разговаривает с нами на понятном всему миру языке... В этом фильме под маской зла он передал нам ранимую душу, эта роль показала всё лучшее, что есть в Пачино: его внутреннюю энергию, харизму... Крис О Доннелл, на мой взгляд, стал прекрасным дополнением великому актеру, хотя и сам в некоторых моментах его дополнял. Браво!

2,5 часа прекрасной игры, динамики, глубины взаимоотношений, чувственности, контрастности атмосфер, - всё это поглощало в омут эмоционального состояния, открывая путь к каждом из героев. 'Запах женщины' - то великое творение, которое по всем критериям можно отметить как шедевр кинематографа. Не случайны награды, доставшиеся этой восхитительной картине. Этот фильм выделяется и будет выделяться из всего однообразия существующих фильмов. Он - бесценная копилка человеческих чувств и прекрасного их выражения!

Знакомо ли вам чувство, когда хочется уйти, но почему-то кажется, что хочется остаться?..

Вы спросите, почему актёрское мастерство Пачино завоевало весь мир? Тогда просто посмотрите в его глаза...

P.S. Аль, с Днём Рождения...

25 апреля 2010 | 21:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: