К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм о силе ненасильственного сопротивления. Посмотрела его сегодня впервые в жизни. Раньше никогда его не видела. Сейчас отсматриваю фильмографию Евгении Глушенко, замечательной и очень талантливой советской актрисы. Из её фильмов видела всегда только два - «Неоконченная пьеса для механического пианино», и «Влюблён по собственному желанию» (который пересматривала неделю назад, после чего и решила посмотреть в каких ещё фильмах снималась Евгения Глушенко).

Драма о выборе человека между тем, чтобы остаться самим собой вопреки обстоятельствам и, возможно, погибнуть или пойти на сделку с совестью, приспособиться и жалко существовать.

Зина - диспетчер растворного узла на большой стройке. Она идеальный работник и ненавидит халтуру. Эта принципиальность очень осложняет ей жизнь, но что поделаешь - характер! Столкнувшись на работе с мошенничеством, героиня фильма всеми силами пытается отстоять правду. Виновник решает ей отомстить…

Этот фильм оказался мне очень близок. Я сама такая же как главная героиня фильма, никогда на дух не выносила и не выношу до сих пор несправедливость, халтуру и лицемерие. Особенно в работе. Если написано в инструкции и обязанностях делать «так и так», значит именно так и делай, а не пытайся делать спустя рукава, халтурить, не доделать что-то, да ещё и пытаться для собственных интересов, и во вред коллективу и предприятию, скрыть свои проделки мошенническим способом, или что ещё хуже - клеветой на честных и ответственных работников. Работу нужно выполнять честно и качественно, или не заниматься своим делом вообще.

И тоже как главная героиня, не могла молчать против несправедливости и халатного отношения к своей работе. Только вот мне всегда не хватало смелости поступить так как поступила Зина, в этом фильме, чтобы привлечь внимание общественности. Тогда не хватало. И никто не поддерживал, ни один человек, ни друзья, ни коллеги по работе, ни хорошие знакомые, ни муж, ни тем более родственники. Все постоянно говорили: - «забей на это», «не связывайся», «не встревай», «сопи в тряпочку». А я не могу забить, не могу оставить это так как оно есть. Иначе я перестану быть собой и стану такой же как все, одной из общей массы. Но и сделать ничего не могу тоже против системы (и тоже муж постоянно твердит - «тебе что, больше всех надо? Забудь и живи спокойно дальше»). Поэтому всегда просто увольнялась с 4-х разных мест работы и уходила навсегда от туда, чтобы не потерять саму себя, свою честь и совесть.

Очень знаковый фильм! Начало «Перестройки». Теперь борющихся с несправедливостью - нельзя было отправлять в «карательную психушку». Метод протеста - героини Зинаиды - неординарный. Но общественно-полезный! Против лжи в работе - за личную честь! Стоять до конца, не сломаться - чтобы остаться самой собой. Конфликт с системой в том, что: «Учили одному, а в жизни совсем другое». Простые работяги - поддержали её, готовы защитить доброе имя!

Потрясающий фильм, как эта женщина, честная, болеющая за дело, решила защищать свою рабочую и личностную честь! Подняла такую волну! Она до меня через года и голубые экраны докатила! «Я не Я буду, если сдамся! Я себя потеряю!». Я за неё болела, искренне всей душой! Не важна тема фильма, важен человек и его характер, устойчивые качества души! Как эта женщина может нам всем помочь?! Мы все сталкиваемся с несправедливостью и гадостью, её пример отстаивания своей истинной правды, горячий, светлый, многим может помочь. Сейчас на работе людей не ценят, не согласишься на все рабские, унижающие условия работы, невыплаты зарплаты, урезания, работать за троих, то за окном ещё толпа, наймут и прогнут под себя. Князьки не только в частных фирмах, но и начальство в любой структуре гос. службы.

Зина - девушка с железным характером, не смирившаяся с несправедливостью, пошедшая наперекор системе и заставившая окружающих прислушаться к себе.

А вот сейчас уже, в своём нынешнем возрасте, я бы тоже уже смогла поступить так же как она, даже без поддержки от кого-либо, просто в одиночку. Меня уже называли и блаженной, и идеалисткой, потому что для меня главное - совесть. Во всём, в работе, в любом деле, в хобби, в жизни, в семье, во всём. И чем старше я становлюсь, тем сильнее и это чувство во мне. Слишком уже много несправедливости, наглости и откровенного цинизма, в наше время стало, которые очень сильно вредят жизни обычных людей, наносят порой непоправимые последствия и ломают судьбы людей. А ведь есть простой выход из этого - живите по совести, работайте по совести, поступайте по совести, относитесь ко всему по совести, - тогда и порядок в мире наступит, и мир, и жизнь людей улучшится, и станет спокойней и уравновешенней, и люди будут друг к другу добрее, сострадательнее, мягче и терпимее относится. Я в этом уверена.

Режиссёр Павел Чухрай умышленно взял на роль актрису более взрослую, чем это предполагал сценарий, поэтому получилась история не о юношеском максимализме, а о продуманном шаге взрослого человека. И перед зрителями предстала героиня зрелая, для которой неординарный поступок - не сиюминутный каприз, не вздорность, а осмысленное, твёрдое решение, которого она придерживается до конца.

Такие люди, как Зинаида, неудобны для окружающих, их зачастую недолюбливают, а то и вовсе ненавидят, побаиваются. С такими предпочитают не связываться, и герой Виктора Павлова это зря сделал. Не рассчитал силёнок - очень самонадеянный тип. Частный конфликт между двумя людьми разгорелся, разросся, в него оказалось втянутым большое количество людей. Интересно было наблюдать, как реагировали окружающие, как раскрывались их характеры. Почти никто не пытался помочь Зине добиться справедливости, задача была «с пенька немедленно убрать», так как «ей не положено здесь сидеть». Не на ту напали.

Несмотря на то, что «Зина-Зинуля» не вписывалась в общую тенденцию перестроечного кино, да и финал, строго говоря, однозначным не назовёшь, фильм встретили хорошо. Однако фильм запомнился многим тогдашним зрителям. И не в последнюю очередь тем, что к финалу героям, в том числе и самой Зине, открылось куда больше сложных проблем, чем виделось в начале.

Смотрела не отрываясь, Евгения Глушенко играет потрясающе, роль точно написана под неё. Финал обескураживает масштабами негативных явлений эпохи застоя, может поэтому сейчас пробудился интерес к фильму у многих, но мне советское время видится лишь в ностальгическом ключе.

Конечно, сейчас это неактуально. Сейчас главное набить карман потуже, а что дальше, почти никого не волнует. Поскольку сейчас главная цель - стать богатым и успешным. В этой гонке за богатством большинству уже не до совести и моральных принципов.

9 из 10

25 мая 2024 | 12:00
  • тип рецензии:

За производственной драмой где диспетчер Зина-Зинуля (Е. Глушенко) отстаивает свою правоту с водителем самосвала Петренко (В. Павлов) совершенно иные подтексты.

Едва ли не Павка Корчагин из легендарного произведения Николая Островского 'Как закалялась сталь' восстал из пепла и устремился в бой. Может быть именно так, режиссёр Павел Чухрай увязывал в единый узел воспоминания своей юности-молодости (идеалы комсомола) и разворачивающиеся перемены в стране? 1986 год это горбачёвские реформы под названием 'Перестройка'. И картина 'Зина-Зинуля' это едва ли пощёчина режиму. Обвинение в трусости, рвачестве, замалчивании, недобросовестности, перерождении и вырождении системы, если хотите. Своего рода 'обратная сторона Луны'. Реформ, демократии, гласности дайте! Жить в стране душно. Жить в стране невыносимо. Строили-строили государство всеобщего счастья, да и зашли в тупик, как не странно. И вот Вам песенный набат со сцены голосом Виктора Цоя

Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
'Перемен!
Мы ждем перемен!'


Кстати, хит этот, увидел свет в 1986 году. Аккурат с 'Зиной-Зинулей'. Совпадение? Вряд ли. Реалии того непростого времени.

Иносказательным языком выражается автор. Человек пекущейся о всеобщем благе перед нами и ухарь-личник ставящий себя выше общественного. Конфликт очевиден. Чья возьмёт? Кто в итоге сможет 'торжествовать'? Пламенный борец или прагматик победит? А над схваткой есть 'рефери'? Да. Начальник СМУ (строительно-монтажное управление) - Виктор Николаевич (В. Гостюхин). Власть. Да, он и есть Власть. Однако, отчасти, тоже не 'без греха'. И 'Зина-Зинуля' сидючи на пне и ему 'воздаёт должное' - это же Вы виноваты, это же из-за Вас творится 'подобное' на 'участке'... Вот это да! Вот это поворот! Тут уже 'революцией' и 'демонстрацией' восстания 'попахивает'. Неужели на КПСС (руководящую и направляющую силу) замахнулся автор? Неужели осмелел настолько? Судя по всему да. Время 'перемен', воздух близкой свободы отразились и запечатлелись в кадре.

И какой же выход? Где он? А их несколько. Машина с дружинниками (молодцы готовые по приказу на что угодно) разве не пояснение как именно всё было в Советском Союзе? Скрутим! Поломаем! Упечём куда следует! А 'карета' Скорой помощи? Психиатрические клиники в то время были частыми 'правилками' для непослушных, неугодных, не желающих молчать. Признали 'шизиком' и нет никаких вопросов - болен человек, болен. Что Вы от него хотите? Финал знаменует окончание. Зина 'при своих'. 'Маз' в дороге. Босс в 'Перестройке' объяснений.

...Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё -
...Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, коль слово 'честь' забыто,
И коль в чести наветы за глаза...


8 из 10

18 июня 2020 | 00:00
  • тип рецензии:

Сложные впечатления от фильма. С одной стороны сопереживаешь героине в её отстаивании своего чувства справедливости, настолько эмоционально сильно и абсолютно чётко представлены они Евгенией Глушенко. Ведь нередко и сейчас бездумное желание 'просто работать', без соблюдения неких 'правил общения', вырабатыванием неких собственных правил вспомните фразу: - Сколько сил мне стоило навести порядок... - приводит работника к конфликту с клиентом или работодателем, сотрудником или гос. чиновником.

Но есть и другая сторона, которую хорошо характеризуют фильмы предыдущего периода: 'Гори, моя звезда' 1957 г, 'Ночная смена' 1970 г.. В сюжетах этих фильмов наблюдается также конфликт рабочих и начальства, на фоне не умения договариваться, а следовательно не умения руководить. Да только те конфликты разрешались в не ущерб делу и сюжеты были направлены на предотвращение потерь в экономике из-за человеческих характеров. В обсуждаемой же картине о потерях говорят вскользь - вывалишь, разобьёте - основной упор делается на чувства и эмоции ГГ. Если судить героиню с позиции упомянутых фильмов, то в сухом остатке: допустила конфликт с работником плюс устроила великую истерику, отрывая коллектив от производственных целей. Нет, я не оправдываю героя Гостюхина - он здесь подлежит порицанию даже более всех - как более ответственный руководитель. Но героиня ведёт себя полностью противопоставив себя тому обществу и как не странно созвучно его скольжению по плоскости Перестройки к пропасти 'свободного базара' - я так чувствую (хочу), подайте мне не медля! Возникает вопрос если ты требуешь отношений на производстве в стиле комсомольцев 30-50 х годов - где твоё окружение, где общность созданная тобой и поддерживающая тебя, настолько, насколько ты хочешь противостоять этому безобразию в организации работы? Да и не против она организации - она за свою гордыню и своё понимание справедливости. Единица -ноль, говаривал Поэт, так и здесь верно показав сложности, заскорузлости, тенденции во взаимоотношениях в обществе (а именно взаимоотношения по работе являлись тогда подавляющей частью этих взаимоотношений) авторы делают абсолютно неверный логический скачок к выводу о необходимых способах их решений, слишком простых чтобы быть правильными.

И я вижу в картине проблему соотнесения собственного я, личных отношений производственной необходимости, состояния общества и его целей. И эта проблема решена авторами не верно.

4 из 10

05 февраля 2019 | 15:28
  • тип рецензии:

Опять концовка ни к черту! Проснувшаяся совесть, деятельное раскаяние, партбилет на стол и пр. атрибуты вымышленной советской реальности. Обидно. Ведь так хорошо всё начиналось!

Сначала (пусть всего несколько минут, но сам факт!) веришь герою Павлова и уже готовишься к соответствующему продолжению истории, как вдруг выясняется! Она (читай, главная героиня), оказывается, не только не аморальная и безответственная личность, но и, наоборот, сама принципиальность и честность! Вот это поворот! А дальше – еще больше! У нее еще и сила воли присутствует! Да еще какая!

Вот уж, в самом деле, «коня на скаку остановит». А только советское государство – это не конь! Как говаривал герой Смоктуновского в «Гении»: «Решил с системой повоевать?! Блажишь!» Вот и здесь приблизительно о том же. И монолог героини Е. Майоровой тут, я считаю, просто в точку! Вот она, мораль цветущего социалистического общества! Ни убавить, ни прибавить. Еще и Збруев сыграл чертовски жизненного персонажа – в довесок, что ли. Из личного (не общественного), так сказать. «Моя хата с краю, ничего не знаю!» Шикарно!

И всё было хорошо до тех пор, пока главная героиня не «ушла в ночь». Лучше было бы поставить знак многоточия здесь – в духе «Дорогой Елены Сергеевны» Рязанова. Уже и эпоха (86 год, если верить написанному), казалось бы, позволяла. Но… Авторы решили иначе и, как мне думается, промахнулись. Потому что всё остальное – это сумбур, нагромождение бессмысленных поступков, заявлений, событий и пр. А причиной тому – непродуманность концовки. Явная ее искусственность. Нежизненность, что ли.

И это безумно портит картину! Просто кардинально меняет всё! И никакие отговорки не принимаются! Плохо, и всё тут. А, раз так, то получите

7 из 10

06 апреля 2009 | 15:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: