К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Боюсь, я своим неискушённым и не очень хорошим отзывом (другие, пардон, не получаются) могу совершенно невольно испортить впечатление какого-либо человека, который соберётся этот самый отзыв прочесть. И не потому, что этот фильм мне не очень нравится и я собираюсь вылить на него грязи. Нет, совсем наоборот. Фильм гениален. И чтобы я про него не написал это не будет хотя бы отдалённо приближенно к реальному фильму. Данный фильм я смотрю по телевизору всегда, в любое время суток, если только имею такую возможность. Плевать, что я знаю почти все реплики и диалоги наизусть, что ни один сюжетный ход и поворот для меня не новинка. Каждый раз, когда я его пересматривая, я открываю для себя что-то новое. То, чего мне не удалось обнаружить или рассмотреть при предыдущем просмотре. Время идёт, меняюсь и я, меняются мои взгляды и от того оценка происходящего тоже меняется. Кое-где я уже не столь категоричен, кого-то не виню, а других героев картины вдруг начинаю не любить.

Каждый просмотр данной картины - это новый фильм. Невозможно зацепить его, разгадать, раскрыть и полностью ощутить с первого просмотра. Его не прощупать на всю глубину, уж таким он сделан. Данный фильм сливается с человеческой душой, приобретает её оттенки, текстуру, характер. И становится таким же, какая есть любая человеческая душа - бесконечным по смыслу и глубине.

Не буду даже пытаться раскрыть морально-филосовский смысл фильма. Во-первых, это для меня слишком сложно. Во-вторых, скорее всего, вы найдёте там что-то своё, не то, что увидел и почерпнул я.

Под конец хотелось бы добавить, что благодаря роли 'сильной малышки', единственной, которую не волнует вопрос 'презренного металла', 'места под солнцем' и т. д. Лия Ахеджакова стала для меня любимой актрисой. Раз и навсегда.

'Даёшь гениальному фильму высшую оценку!'

10 из 10

04 июля 2009 | 15:44
  • тип рецензии:

Возможно кому-то покажется странным мой выбор, ведь в то время был что не фильм, то шедевр, а данный проигрывает в известности. Тем не менее я считаю 'Гараж', венцом советской кинематографии. Давайте подробней разберем это утверждение:

Посыл: Показывая нам представителей кооператива уважаемого государственного учреждения, которые по сути должны быть образцом морали, ведущих себя крайне эгоистично и низменно, Рязанов изрядно рисковал. Ведь как отреагирует общественность лицезря сатиру на самих себя, довольно туманно. Хотя режиссер смягчил концепцию в целом, наделив некоторых персонажей позитивностью и идеализмом, все же он смог хорошо по иронизировать на тему природы человека.

Атмосфера: Я люблю театр. (Да, звучит претенциозно, но мне кажется, если артист сможет выдать прекрасную игру на сцене, то кино для него не проблема.) В следствии сего, картины с минимальным количеством локаций или действия, не отвлекающих зрителя от исполнителей и сюжета, мне безусловно нравятся. Ты как бы становишься частью их истории. Наблюдать за группой индивидов, отрезанных от других, всегда интересней, это доказал ещё Бунюэль своим 'Ангелом-истребителем'. А тот факт, что герои ведут себя по-скотски в окружении макетов зверей, очень метафорично.

Актеры: Ахеджакова, Гафт, Мягков, Невинный, Брондуков, Фарада... Этим всё сказано! Каждый создал незабываемый образ, даже если у действующего лица отсутствовал большой хронометраж, мастера экрана выжимали роли по полной.

Диалоги: В лентах Эльдара Александровича всегда уделяли внимание взаимодействию. Общение между персонажами раскрывало как их личности, так и обыгрывало многослойную структуру повествования, приведу пример из описываемого произведения:

' — Человек — это тоже животное. Его тоже надо охранять. — От кого? — Человека надо охранять от человека.'

Подводя итог: Шедевральный 'Гараж' должен стоять на высокой ступени у киноманов, тем более из России. А мы почему-то благосклонней оцениваем американский аналог '12 разгневанных мужчин' (это конечно так же замечательнейший продукт, только неужели он нам ближе, чем творение Рязанова?)...

10 из 10

P. S. Вам не кажется парадоксальным, что на заграничном IMDb, оценка выше чем тут...

12 февраля 2018 | 14:47
  • тип рецензии:

Об отчуждении человека от самого себя, от семьи и культуры писали многие философы. В экономическом смысле об этом говорил Маркс, а в более человеческом - его последователи из Франкфуртской школы, например, Эрих Фромм.

Проблема одиночества человека перед современной цивилизацией не Нова, давно муссируется в среде европейских интеллектуалов. Теперь в Великобритании появился министр по делам одиночества. Однако корни этой проблемы не сегодняшние, а в Советском Союзе отчуждение имело весьма специфическую природу.

Вчера я посмотрел знаменитый фильм Эльдара Рязанова 'Гараж'. Такие фильмы я смотрю с исследовательской точки зрения. Фильм, в общем, трагичный, ибо он стреляет по человеческой природе.

На экране мы видим 28 'озверевших мещан', по замечанию одного из героев. Это очень символично, ведь в 1970-е годы для многих людей, независимо от чина и звания, вещи стали практически религиозным культом. Именно по поводу и вокруг них крутится действие 'Гаража'. На глазах люди звереют и теряют всякое уважение к личности, ведь только гараж, только дом для ржавой рухляди ценен и свят. Люди не гнушаются обсуждать чужую личную жизнь, одинокие матери читают проповеди, работники торговли оголяются, а правление кооператива тайком берет взятки и покупает дефицит.

Внешне все эти эпизоды остросоциальны, но за ними скрываются глубокие особенности советского человека. Его панический страх потерять добытое, страх выступить против сильных мира сего, желание всеми силами биться за свою приватность, за свой гараж и свое место под солнцем даже с кулаками, даже унижая женщину.

Таким образом рождается своего рода новая мораль: главное - место под солнцем, нет больше никаких мерок порядочности и честности.

И дело не в банальном вещизме, а скорее в болезненной тяге советского человека к крайнему индивидуализму, его усталости и остервенелости от любых форм коллективизма. Именно поэтому 28 внешне интеллигентных людей звереют на глазах. Массовый и насильственный коллективизм превратил советского человека в глубокого индивидуалиста, который готов порвать любого, кто посягнет на его священную приватность, но вместе с тем сам он не гнушается выломать границы другого человека.

Поэтому для меня фильм 'Гараж' - это прежде всего притча о человеческой природе и кино о границах допустимого и шаткости внутреннего стержня в людях.

9 из 10

01 февраля 2018 | 15:56
  • тип рецензии:

Сотрудники вымышленного НИИ «Охраны животных от окружающей среды» заседают на собрании гаражно-строительного кооператива «Фауна», решая, кого вытурить из числа пайщиков. Ситуация предреволюционная: верхи не могут, низы не хотят, ветчина уже потекла. По экрану, проездом откуда-то из «Летающего цирка Монти Пайтон», зловеще скрежеща, ездит чучело рыбы, наполовину состоящей из оскаленных зубов. Периодически вступает тромбон, усиливая заданный рыбой элемент сюрреализма.

«Гараж» – трагикомедия об античеловеческих ценностях, вносящая весомый вклад в учение о сущности бытия и прочую онтологическую проблематику постулатом, оспорить который невозможно при всём желании: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба».

Усладив и разнежив зрителя благостными городскими сказками – «Иронией судьбы» и «Служебным романом», – в год начала Афганской войны Эльдар Рязанов, не отказываясь от лиризма, навсегда свернул в сторону социальной сатиры, на ту кривую дорожку, по которой в России то усталыми, то лихими рывками передвигается запущенная в девятнадцатом столетии писателями-классиками птица-тройка. «У вас потрясающая профессия, вы занимаетесь тем, чего нет», – открыто заявляет он в фильме устами персонажа о состоянии сатирических дел и с головой бросается обличать общественные язвы.

За это сложное дело режиссёр взялся, как положено порядочному человеку, из чувства стыда. Дело в том, что Рязанов лично побывал на собрании гаражно-строительного кооператива Мосфильма, где голосовал вместе с коллективом «за», не заступившись за тех, кого начальство решило оставить без заветных гаражей. Насмотревшись на некоторые аспекты поведения homo sapiens в условиях неблагоприятной окружающей среды и ужаснувшись тому, как легко гнётся под нажимом человеческий позвоночник, Рязанов испытал такое потрясение, что немедленно призвал своего постоянного партнёра-соавтора Эмиля Брагинского и накатал за 24 дня сценарий.

Затем пригласил без кинопроб своих постоянных актёров (кроме Валентина Гафта, который просто снимался в соседнем павильоне и удачно подвернулся под руку), согнал их в помещение Зоологического музея и последующие 24 дня фиксировал на плёнке рядом с музейными экспонатами, создавая фильм, рассказывающий более-менее всё, что нужно знать об отечественных реалиях, не меняющихся никогда.

«Гараж», снятый в одном месте с разных точек, не использует ни единого кинематографического инструмента, кроме крупных планов актёров, на которых, кажется, даже нет особого грима во всех смыслах этого слова. Это парад не столько актёрских работ, сколько типажей, знакомых всем по жизни. Вячеслав Невинный – жлоб, Георгий Бурков – «деревня», Лия Ахеджакова – чудачка, Гафт – Сатана-младший, Игорь Костолевский – красивый, но умный.

В фильме нет главных героев, ракурс взят на толпу. Как в «Котловане» Андрея Платонова, герой «Гаража» – весь народ сразу. Но в тоталитарной антиутопии Платонова трудящие строили «общепролетарский дом», а Рязанов показал, что из этого строительства в конечном итоге вышло.

Дом мутировал в гараж, но сохранил свой исторический фундамент, и люди на этом советском карнавале по-прежнему носят маски, некогда розданные под задорные рулады про «пять минут», пропетые в те времена, когда народу ещё можно было приказывать веселиться в официальном порядке. В этом институте охраны природы по-прежнему водятся пробивные рабочие лошадки, начальственные котофеичи с очень честными глазами, жужжащее хором из уютного улья большинство и одинокие «белые вороны», призывающие быть людьми под всеобщий нервный хохот.

От гомерически смешного фильма веет котловановской жутью, но трагедия выродилась со временем в фарс, поэтому никого не уничтожают физически и ни одно животное по сюжету не пострадало (кроме председателя собрания, у которого угнали машину).

В финале торжествует справедливость, взятая в руки активных членов общества, выборы и голосование становятся честными, а потом все расходятся по домам с чувством глубокого удовлетворения и лёгкого отвращения от самих себя. Но о нём забудется быстро, тем более что завтра всем снова на работу, на пашню, на стройку.

Со стройкой тоже ничего не случилось. Она благополучно продолжает гнить там, где её и возводили, среди ржавых обломков нашего места под солнцем – в виде гаража.

25 февраля 2019 | 15:30
  • тип рецензии:

Первый раз я посмотрела этот фильм в 13 лет. Он показался мне cкучным. Волей-неволей, пришлось пересмотреть эту картину (именно пришлось, поскольку показывают ее довольно часто). Мое мнение кардинально изменилось.

Во-первых, фильм реально отображает нравы и героев того (мне неизвестного и мною не пережитого) времени.
Во-вторых, показаны всевозможные типажи людей.
В-третьих, работа актеров. Каждый образ - это особенный, ни на кого не похожий характер, личность. Имя каждого героя может стать нарицательным.
В-четвертых, режиссура.
В-пятых... конец фильма. Интересная находка.

10 из 10

18 ноября 2006 | 21:51
  • тип рецензии:

'Гараж' - это фильм, который не устаешь пересматривать. Он, как и почти все советские комедии того времени, состоит весь из афоризмов нашего кино.

Мне понравился герой Валентина Гафта, слова которого '... вы наш' скрашивали разные фрагменты фильма. Некоторые сумели показать себя как прекрасные драматические актеры. Но даже эмоциональные моменты были обыграны так, что вызывали улыбку.

Этот фильм не был создан просто так, посмешить народ, а 'Гараж' высмеивает людей, их жадность и, несмотря ни на что, чрезмерное упорство, котроое, все-таки, добивается цели.

'Друзья! Человек ведь тоже животное!'

Из всех советских комедий 'Гараж' - моя самая любимая.

10 из 10

23 марта 2009 | 03:45
  • тип рецензии:

В который раз посмотрела шедевр Э. Рязанова и не жалею о потраченном времени. Замечательные актеры, прекрасный сюжет, множество крылатых фраз, необыкновенное чувство гордости за советский кинематограф при просмотре... Не о чем спорить, нечего критиковать.

10 из 10

01 июня 2010 | 21:17
  • тип рецензии:

Немного найдется людей, которые не знают, кто такой Эльдар Рязанов. На пальцах одной руки можно сосчитать тех, кто не видел ни одного ее фильма. По крайней мере, я таких не встречала. Если таковы имеются, мне их искренно жаль. Они очень многое теряют...

Эльдар Рязанов. Живая легенда кинематографа. Настоящий волшебник. Его творения бессмертны. Они не подвластны времени. При каждом новом просмотре открываешь что-то новое для себя. Фразы из многих его фильмов уже давно стали крылатыми. 'Ирония судьбы', 'Гараж', 'Забытая мелодия для флейты', 'Жестокий романс' - далеко не полный список робот Эльдара Рязанова.
'Гараж' я особенно выделяю из других. На то есть много причин...

* * *
На порядке дня очередное собрание гаражного кооператива 'Фауна'. Его членами, между прочим, являются работники научного института. Впрочем, некоторые к институту никакого отношения не имеют. Но это так, между прочим...

Итак, все в сборе, включая президиум кооператива. Собрание началось. Через некоторое время, кроме монотонного голоса кого-то из президиума, слышно сладкое зевание. Таких 'внимательных' слушателей здесь много. Что здесь странного? Безусловно, всем очень интересно слушать всякие отчеты о финансовой деятельности.

- Поскорее б это все кончилось. Домой хочется - у каждого из них не раз появлялась подобная мысль.

Тем временем, президиум энергично продолжала свою работу. Вот уже зачитан отчет о финансовой деятельности и осталось рассмотреть лишь только один маленький вопрос. А именно, что четыре члены гаражного кооператива 'Фауна ' лишаются своих гаражей.

- Сейчас начнется, - точно подметил один из присутствующих.
К счастью, он не ошибся...

Удивительное существо - человек. Он способен на воистину благородные, бескорыстные поступки. Ради другого человека. Просто так. Не преследуя никаких корыстных целей. Из лучших побуждений.

Говорят, что медаль имеет две стороны. Как и человек. Низкие, подлые поступки, а тем более мысли ему свойственны в равной мере. Все в руках самого человека. Он вправе действовать так, как ему заблагорассудится.

- Люди! Мы же топим друг друга! - вскрикнул один из членов кооператива.
Атмосфера накалилась до предела. Никто не хотел быть в числе четырех 'счастливчиков'. Каждый сам за себя.

- Меня не лишили гаража? Отлично! Лучшего подарка и не надо. Конечно, мне искренне жаль тех, кого исключили. Но что я могу поделать? От меня ведь ничего не зависит. Моей вины здесь нет. Кроме того, с начальством нужно дружить...

К счастью, 'белые вороны еще существуют'. Во время штиля их трудно заметит среди серых и безликих сородичей. Но если надо, они поднимут такую бурю, что мало не покажется.

Жалкое существо человек! Иногда он не может отважиться на что-то, а потом долго и горько сожалеет об упущенной возможности. Никчемный страх всему причиной. Бедолага. Некоторые будут его презирать. Другие - жалеть. Но уважать его не будет никто. Абсолютно. Как, впрочем, и он сам...

Уверена, каждый хоть раз в жизни испытывал собственную беспомощность, слабость, страх пойти против большинства. Но лишь немногие сумели идти дальше, несмотря на все опасения и тревоги. Наиболее тяжелая борьба - это борьба с самим собой.

Один из героев фильма сказал: 'На таких, как я все держится. Я из большинства'.
Ну, уж нет! Наш мир держится на тех, кто сумел. Тех, кто своими действиями или даже словами меняют жизнь к лучшему. Пускай даже они не сразу увидят плоды своих стараний. Но их слова не пропали впустую. Пройдет немного времени, и они поймут: мы не одни...

* * *
Фильм, не подвластный времени. Не теряющий своей актуальности на протяжении вот уже многих лет. Классика кино. О нем можно говорить вечно...

27 июля 2008 | 23:22
  • тип рецензии:

Фильм о нас. О нашей жизни, в которой все подчиняются законам материальной обустроенности; об уважении к заслугам старшего поколения; о том, что в тех ситуациях, когда речь заходит о выборе - отдать достойному или забрать себе - еще не факт, что большинство людей выберут последнее.

Уникальность картины в ее актуальности во все времена. Основная масса населения страны постоянно борется за место под солнцем в виде гаража (либо чего-то другого).

Режиссером представлены практически все типажи человеческих характеров. Наша страна, в которой очень много несоответствий: собрания коллективов в музеях.

Решение финансовых вопросов, которое наш человек не откладывает даже в день свадьбы, ведь личная жизнь - ничто перед общественной, и нас не останавливают даже дети, внуки...

Есть детали, характеризующие именно 70-80-е годы:

Музей с 'законсервированными ' экспонатами - аллегория страны, в которой не было развития вперед, и это касалось не только экономики;
Ученые (да и остальные люди) занимались заведомым бредом, не задумываясь о конечном результате, т. к. не было заинтересованности (например, разведение в Сибири мартышек, чтобы они прыгали за шишками).

Гениальный фильм на все времена.

13 июля 2008 | 08:23
  • тип рецензии:

Сегодня дети с юных лет учат в школе основы религий и светской этики. Цель нового предмета очевидна - ознакомление школьников с ценностями духовных формаций, нравственное развитие, воспитание подрастающего поколения. Интересно, а советское кино на этих уроках даётся в качестве практического материала?

Недавно на страницах интернета познакомился с таким термином как 'натасканная совесть'. Полностью цитата, которую теперь даже печатают на футболках, звучит так: 'правильно натасканная совесть никогда не грызёт своего хозяина'. Именно, что 'правильно', понимаете?

Человеку, бывавшему много раз на сделках с совестью, спится спокойно. Рязанов и Брагинский вывернули души таких людей наизнанку на всеобщее обозрение. Интеллигенция, которой “свойственно напакостить, а потом долго-долго себя терзать”. Талантливые приспособленцы, всюду декларирующие свою борьбу “за порядок и дисциплину”. А по ту сторону баррикад — белые вороны, которым под насмешками большинства тяжело нести бремя правды, хотя последнюю вроде бы как говорить “легко и приятно”.

Наиболее интересное и, на мой взгляд, ценное и поучительное в “Гараже” — в самокопании тех, у кого не получается приручить свою совесть. Для них строительство счастья на чужом несчастье — очевидная душевная подлость. Потому сатирическую картину также относят к жанрам трагикомедии, драмы, — благодаря тем персонажам, которые не могут жить счастливо в одиночку.

Некоторые проводят параллели между комедиями Рязанова и Гоголя. Бесспорно то, что произведения Николая Васильевича были, есть и будут школой русской литературы, а имя Эльдара Александровича золотыми буквами вписано в историю отечественного кинематографа. Возвращаясь к вопросу: смотрят, изучают ли нашу киноклассику в школе? — на мой взгляд, картине “Гараж” туда прямая дорога — на те же самые уроки основы религий и этики. “Не ищи в чужом глазу соринку…”, “Прежде начни с самого себя…” — мудрости учат религии. Не меньшей мудрости учат фильмы Рязанова.

13 октября 2016 | 14:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: