К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эмиси… Северо-восточный народ, когда-то живший на территории Японии… (IV-XII века нашей эры)... «Варвары с Востока», так называли их в Ямато, древнеяпонском государстве, управляемом монархами... Называли и уничтожали, как врага народа…

Что поделать… Жёсткая и агрессивная политика… Кто не с нами – тот против нас…

Здравствуйте.

Познакомившись с мультфильмом «Унесённые призраками», режиссёра и сценариста Хаяо Миядзаки, я понял, что ещё не раз встречу это имя…

«Принцесса Мононокэ», 1997 года выпуска... Это сложная, психологически-философская сказка о жизни, дань родному краю и истории, учащая мудрости, через ответственность за свои поступки и кровавые последствия за злодеяния…

Сказочная Япония (с духами, демонами, говорящими животными), средние века. На небольшое поселение северо-восточного народа эмиси, надвигается проклятый гигантский вепрь Наго (за что и как он был проклят, будет рассказано потом – примечание автора). Защищая родную деревню, молодой принц Аситака (озвучивание: Ёдзи Мацуда), вступает в неравный бой с врагом. Победив его, парень, всё же, получает смертельную волшебную рану, в виде полосы на руке. Затаённая в этой метке неистовая злость, в скором времени покроет и убьёт юношу, разорвав также и его душу…

Для спасения, есть только один выход: уйти навсегда из родного края и отправиться туда, где был проклят вепрь (чтобы найти там ответы и возможное исцеление…)…

И всё это - без затаённой обиды, ненависти и злости (так как отрицательные эмоции для раны – пища для разрушения себя…)…

Приняв свою тяжёлую участь, обречённый Аситака отправляется в дорогу…

Вот… Почему данная история называется «Принцесса Мононокэ» и, кто она, вообще, такая (озвучивание: Юрико Ишида), лучше, конечно же, узнать самому…

Я же отмечаю очень яркое, и мелодичное музыкальное оформление фильма… Знаете, создавалось впечатление таинственности, грусти, обречённости, одиночества, душевной тяжести… А также: веры и надежды, что на фоне всей жёсткости, смотрелось, как солнца луч, сквозь мглу… И это было красиво… (Композитор: Дзё Хисаиси)…

О концовке судить сложно… Думается, многие люди в картине извлекли из неё соответствующий урок… Хочется верить, что на какой-то миг, мир и согласие воцарятся на земле многострадальной. Ну, а там… Как, уж, сложится… Ведь Ямато не дремлют…

Вот…

Хотелось бы отметить тех, кто показался мне очень ярким и харизматическим в этой истории…

Это: госпожа Эбоси (озвучивание: Юко Танака) – интересная, смелая и опытная дама-стратег; Токи (Суми Симамото) – забавная и энергичная женщина (эдакий, бригадир-заводила); сам Аситака, так как он мне близок по духу; и богиня волчица-мать Моро (Акихиро Мива) – в ней много мудрости и здравого смысла. Просто так она не нападает…

А остальные? Постольку-поскольку…

Про жёсткость сцен… Меня, конечно, мало, чем можно удивить, но, самой маленькой аудитории, я бы, всё-таки, посоветовал пока воздержаться от просмотра таких психологических лент… Как говорится, всему - своё время… Ещё успеется… Хорошо бы, если бы вам было не меньше 14 лет…

На этом всё…

10 из 10

Здоровья вам, удачи и мудрости житейской…

Благодарю за внимание…

29 июля 2013 | 21:25
  • тип рецензии:

«Есть архитектура хорошая, есть плохая, а есть японская» - данную фразу распространил бы на все сферы жизни, в том числе и кинематограф: здравствуй Хаяо, здравствуйте принцесса Мононоке и принц Аситака! Вы ведь наверняка слышали восточную притчу о трёх бабочках и природе огня, где каждая бабочка в какой-то степени пытается что-то узнать о нём. Но лишь последняя, подлетев максимально близко к пламени, получает наибольшее представление об огне, поплатившись за это своей жизнью. Смысл в том, что всякий, кто получает знания, лишается возможности говорить о нём. Поэтому говорящий не знает, а знающий молчит.

После просмотра мультфильма-огня «Принцессы Мононоке» ощущаешь себя той самой сгоревшей бабочкой. Это, кстати, относится к каждой из работ Хаяо Миядзаки. Поэтому как бы это странно не звучало, но разумнее всего после просмотренных картин японского режиссёра - молчать (причина тому выше). Ведь можно долго и многословно восхищаться мастерством автора, но эффективнее будет просто молча подсовывать произведения Миядзаки окружающим. А если уже и пытаться сажать семена полученных знаний в чужие головы, то делать это при максимальном опустошении себя, дабы дать прочувствовать хотя бы капельку всей мощи работ этого удивительного режиссёра и сценариста.

«Сколько можно сеять ненависть?»

Вечное сопротивление двух миров: Человек и Природа. Где первый предстаёт в лице города-завоевателя, а второй – это дикая, непокорная, по-настоящему живая сущность. И вопрос, которым задаётся один из главных персонажей, принц Аситака, по сути, является риторическим и, преследуя основную цель мультфильма, как никуда лучше подходит для происходящих событий. Сам принц упорно пытается найти достойное решение, сгармонировать два воинствующих мира. Но как вести беседу о гармонии между Человеком и Природой, когда люди порой не могут обрести мир внутри себя, а тем более научиться уживаться со своими братьями. Один из главных плюсов в том, что режиссёру удалось показать эти две стороны с нейтральной точки, то есть ощущение «добра и зла» стирается начисто во время просмотра. Начинаешь понимающе сопереживать как лесным духам, так и простым крестьянам. При всём при этом, не стоит забывать, что произведение принадлежит Миядзаки, а значит неповторимая атмосфера сказки с различными метаморфозами галактического уровня обеспечены. И, безусловно, каждый из увиденных в мультфильме персонажей, как и подобает любому герою Хаяо – настолько самодостаточен, что обладает полным правом на существование в отдельной полнометражной истории о себе.

Своё «опустошение» можно было бы пафосно закончить фразой подобной этой: «Эх, вот бы нашей планете больше таких бойцов за справедливость, как принц Аситака, тогда кушали всегда бы в мире и согласии свой рис». Но ведь так оно и есть на самом деле. Аситака – человек, который относится к окружающим, придерживаясь высказывания: «Прости им, ибо не ведают что творят», а это и есть правильный путь в примирении воинствующих сторон. Кто-то говорил (об архитектуре, но в глобальном смысле), мы настолько увлеклись «коробками», что совершенно забыли о человеке. А именно эти «коробочные» увлечения и могут обернуться тем, что наблюдаем в «Принцессе Мононоке». Хаяо Миядзаки со своей же стороны решение всех поставленных проблем сводит в одну банальную, но правдивую формулу: меньше гнева – больше любви. Одновременно, аккуратно оборачивая это в свою, 'миядзаковскую' атмосферу. За что и спасибо.

8 из 10

19 июля 2013 | 22:20
  • тип рецензии:

Аниме полчилась отличное. Меня очень сильно порадовал своим сюжетом. Авторитет Хаяо Миядзаки только вырос в моих глазах после просмотра этого аниме.

Природа и общество глобальная проблема в современном мире. Мы разучились жить в целом и в едином мире с природой. Наши достижении в науки очень сильно негативно влияют на наш окружающий мир. Все это мы видим в аниме 'Принцесса Мононоке',как юный принц пытается, чтобы две разные культуры(духи и люди) жили в единстве и в понимании. Но алчность людей за металл приводит к тому, что природа начинает воевать с людьми, но дух леса не может пойти против людей, так как они часть него. И, когда люди уже пошли на прямую против него, чтобы убить его, то он теряет свой облик и превращается в истинное лицо людей, которое убивает все вокруг.

Эту проблему будут разрешать долгое время в нашем мире. И у нас есть два пути, которые представленны в аниме. Первый путь-мы потеряем связь с природой и уничтожим ее. Второй путь-мы научимся на своих ошибках жить с природой, и придем к единству.

8 из 10

14 июня 2013 | 14:19
  • тип рецензии:

Мир, в котором мы живем - многогранен и разнообразен. Бесчисленное множество конфликтов и столкновений сменяется периодами благодатного затишья, когда есть время подумать - закапывать топоры войны вместе со врагом или освежить их теплотой крови (продолжив, тем самым, борьбу).

Мы не схожи друг с другом, определенно. Однако, есть один-единственный нюанс - объединяющий, предвестник длительного перемирия и крепких союзов (пускай это и прозвучит по-детски наивно и лирично). Любовь.

В нашем мире не льются радужно-ванильные реки и не бегают единороги. Реальность, как никогда, злобна, ожесточенна и не любит хлебосольных церемоний.

Агрессоры говорят, мол сила всегда права. Но сэнсэй Миядзаки опровергает их изрядно приевшееся утверждение, разрисовав Землю в собственные цвета - яркие, живые, свежие; сменив силу на - любовь.

Анимация полна аллегорий, метафор и образов: здесь можно увидеть и американизированную, западную, 'дикую', отказавшуюся от традиций Японию и Страну Восходящего Солнца в виде того самого миядзаковского леса - край обычаев и ценностей, где народ и природа построили свои гармоничные взаимоотношения. Символизм есть даже в бегущих на смертный бой кабанах (своего рода, самураях, готовых кипеть в котле битвы до последнего, склонив голову за собственного императора). Коктейль из патриотов и радикальных националистов, последователей авторитарных режимов и демократических свобод - им здесь пропитано все до абсолюта. Отрываются руки, взрываются головы, стрелы пронзают плоть. Все чисто, без примесей и фальши. Какой там мультфильм, право...

Картина, в которой не хватает лишь одного - финальной фразы 'Я люблю' (тебя, родину, людей, всех-вас-вместе-взятых - каждый сделает выбор сам). Но и здесь Хаяо не прогадал - ибо отказавшись от сакральных слов он глубже пустил лекарство.

Исцелив нас.

10 из 10

27 апреля 2013 | 01:22
  • тип рецензии:

На днях расправившись с гениальной 'Могилой светлячков', я решил продлить свой аниме-трип этим мультфильмом. Скажу сразу, он мне понравился меньше. Наверное, потому что стилистика у них разная.

В в первые минуты смотреть было несколько странновато. Некий безумный кабан, какие-то снопы вермишели, выходящие из него; странная схватка - в общем, ожидал я худшего, так как в принципе аниме не мой любимый жанр. Но по мере развития сюжета все больше втягивался, начинало становиться интересно. С того момента, как он впервые зашел в лес, смотрел на одном дыхании.

Очень интересно показана извечная схватка мира природы с миром людей. Людская жадность безгранична. Госпожа Эбоси - отличный пример железной леди, которой нужно расширять свое господство. Примечательно, что она, хотя и отрицательный герой, не вызвала у меня никакого отвращения. Она рассудительна, на добро отвечает добром, вежлива. Да, к сожалению, матушку-природу для потомства беречь не собирается. Ну, таких примеров сплошь и рядом. Принцесса Мононоке, наоборот, импульсивная, дикая, девочка-маугли. Они представляют две враждующие стороны, Монтекки и Капулетти. На беднягу принца Ашитаку свалилось слишком много хлопот: примирить двух дам, совладав при этом с прОклятой правой рукой; ждать излечения проклятия лесным духом; говорить мудрые слова лесным богам, чтобы те его не съели. По факту, наш принц находится меж двух зол, каждой из которых он в какой-то момент ненавистен, потому что хочет найти меж ними компромисс. И самое замечательное во всем этом мультике, ну, помимо, конечно, аутентично нарисованных духов деревьев, это то, что принцу удалось справиться с задачей. Концовка отчетливо дает нам надежду на второй шанс, который, главным образом, Эбоси сможет реализовать в ином ключе. Конечно, я уверен, что в итоге все повернется вспять без права на шанс третий. Такова природа людей.

К сожалению, те времена, когда живая природа в лице диких кабанов, волков и прочей живности могла дать человеку отпор, остались в далеком и безвозвратном прошлом. Вряд ли многие из нас по просмотру побегут становиться членами 'Greenpeace', но посмотреть мультик все-таки советую почти каждому. Он представляет собой художественную ценность уже потому, что здесь это противостояние природы и человечества показано в ином ключе. Это не бесконечные форматные фильмы-катастрофы ('Послезавтра', '2012' и т.д.) и не бесконечно глупые фильмы-катастрофы ('Явление'). Это другое, более интересно лично для меня видение. Нарисовано не так красочно, как 'Унесенные призраками', но почерк Миядзаки налицо. Встречаются все те же сюрреалистические персонажи, как то вышеупомянутые духи деревьев, лесной дух - именно так я его себе и представлял, Оккотонуси и другие. Концовка очень огорчила. Я надеялся, что будет 'И жили они долго и счастливо', но увы.

Смотрите, наслаждайтесь, думайте.

8 из 10

30 марта 2013 | 05:15
  • тип рецензии:

Когда-то давно по телевизору я наткнулась на аниме, названия которого я пока не знала. Мне стало интересно и я села смотреть. Примерно сразу же мне стало не по себе, ведь до этого я не видела изображение крови в рисованной анимации. Встревоженная, но продолжила просмотр - но когда увидела извивающиеся сгустки крови - мне стало очень страшно, и я выключила. И всю ночь мне снились кошмары, я боялась, что я тоже стану одержимой... Немало времени прошло, прежде чем я все же досмотрела это аниме.

Есть люди, которые живут в мире с природой, а есть те, которые с ней воюют. Юный принц Ашитака спасает свою деревню, но убив вепря, одержимого демоном, он навлекает на себя смертельное проклятье. Он вынужден отправиться на поиски исцеления. Ашитака прибывает в далекую деревню, где люди, под предводительством властной госпожи Эбоси, производят огнестрельное оружие и воюют то с самураями, то с... животными, которые не позволяют им рубить лес. Возглавляет атаки огромная белая волчица Моро и ее приемная дочь - девушка Сэн, названная Принцессой Мононоке. Ашитака понимает, что их судьба связана с его собственной и просит помощи у могущественного Лесного Бога.

Я помню, что тогда приводило меня в ужас - то же самое приводит меня в ужас до сих пор: конечно, это демоны ненависти и как они изображены. Эти черви, которые оказываются кровью, безумные глаза жертв ненависти, кровь, кровь и кровь. По-моему я ни разу не смотрела рисованную анимацию, где так ярко была изображена кровь, отрубленные головы и конечности... Но если в возрасте примерно 10 лет посмотреть это аниме, то ни оно, ни уроки, ни философия, ни идея фильма не забудется никогда. Зачем люди рубят лес? Чтобы делать оружие. Зачем делать оружие? Чтобы дать отпор врагу. А когда врагов не останется? Идти завоевывать... И снова понадобится оружие... Хайяо Миядзаки своей работой внушает нам отвращение к войне и завоеваниям и призывает беречь природу. К сожаленью, она не может постоять за себя, как это показано в фильме. Это противостояние - масштабно, когда звери ведут свои армии - защищать лес и Лесного Бога. Поражает эта ярость и бездумное истребление всех, кто встанет на твоем пути...

В такое время нужен такой герой как Ашитака - юный принц ценит природу, но и защищает людей. Хоть он и моложе большинства воинов Эбоси, он знает много больше их всех - зачем сражения, зачем убийства, ведь можно жить в мире. Ему очень сложно достучаться как до людей, так и до лесных обитателей. Сэн, или Принцесса Мононоке - когда-то в детстве каждому хотелось походить на такую героиню как она. Бесстрашна, отважна, готова отдать жизнь за то, что ей дорого - за лес. Воспитанная волчицей, Сэн презирает людей, но все же спасает жизнь Ашитаке, понимая, что он не похож на других... Эбоси - властная и расчетливая предводительница людей. Ее почитают все жители, особенно женщины. Но Эбоси не видит многих других вещей, как красоту леса - в нем она видит лишь источник для топки печей. Моро - огромная белая волчица с двумя хвостами. Она может говорить и она сама говорит свое отношение к Эбоси, которой она мечтает лично перегрызть горло, и готова пожертвовать и своей жизнью и жизнью своих детей ради великой цели... Лесной Бог - принимающий облик Гигантского странника ночью и Оленя - днем. Он может дать исцеление и забрать последние жизненные силы. Он приносит жизнь и сеет смерть...

В результате мы имеем, один из самых страшных аниме-мультфильмов(конечно, я не видела и половины, но это мое мнение). Зато, я считаю, что этот фильм нужно увидеть обязательно, в любом возрасте и желательно в детстве. Хоть я и не смогла тогда высидеть весь фильм, но теперь мне вспомнилась главная идея - защита природы. Аниме учит, что если ее уничтожить, что наступить смерть, и она показана в виде духа мщения. А если жить в мире с природой, то на дарует тебе жизнь, как ее спасает Лесной Бог в облике Оленя... Помните об этом.

10 из 10

Обязательно посмотрите!

09 марта 2013 | 13:13
  • тип рецензии:

Анимационная студия «Ghibli», под руководством Хайяо Миядзаки, напоминала период расцвета и кульминации аниме, как отдельного течения в индустрии кинематографа. В ходе развития она усовершенствовала понятие анимационного фильма, тем самым ломая стереотипы диснеевских работ, которые долгое время считались эталоном для детского просмотра. Не секрет, что заядлые поклонники «Ghibli», считают ранний период работы студии более плодотворным, в отличие от нынешнего. Ведь после ошеломляющего успеха «Навсикая из долины ветров», можно было смело заявить о студии, как о серьезном конкуренте на рынке анимации.

Работы Миядзаки не всегда сориентированы на детскую аудиторию, если европейские мультфильмы принято считать за некое пособие в воспитании детей, то работы японского маэстро отдельно зашифрованное послание подрастающему поколению. Одним из таких посланий была ошеломляющая полнометражная картина «Принцесса Мононокэ». Провокационный и неоднозначный проект режиссера затрагивает глубокие гуманистические идеи, возможно, только поэтому его сюжет кажется запутанным и тяжелым. Как и в предыдущей работе «Навсикая…», режиссер касается экологических проблем человечества, но в этот раз он отходит от футуризма, и погружает нас в мир дикой природы, населенной фольклорными духами.

Сюжет «Принцессы…», повествует о древних временах, когда на земле обитали боги, а царство природы граничило с человеческими желаниями обуздать и покорить все живое. Так в древней Японии появляется огнестрельное оружие, а с ним и сила человеческих возможностей. Природа как единственный живой организм пытается защитить себя от людей, тем самым насылая на их селения жутковатых демонов и духов леса. Главному герою принцу Аситаки, приходится сражаться с чудовищами, однако в отместку за свою храбрость, он получил проклятие, и был вынужден покинуть деревню. На своем пути ему приходится сталкиваться с неприятностями и несправедливостью, стремлением людей во всем быть первыми и лучшими. Так он достигает пределов Железного Города, где под руководством госпожи Эбоси население уничтожает лес, и добывает полезные ископаемые. Главный противник Эбоси священная волчица Моро, ее дети, и приемный человеческий детеныш. Знакомство с Мононокэ, напоминает зрителю давно знакомого Маугли, девочка воспитанная волчицей, считает себя частью природы, от чего и ненавидит людей за их поступки. Однако, волчьей принцессе все, же приходится бороться бок обок с людьми, ведь в конечном итоге, Мононкэ и Аситаки преследуют общую цель – сохранение равновесия в природе. Отдельные роли в картине отведены животным, они символизируют мощь и силу природы, но в тоже время, через некоторых представителей фауны режиссер пытается показать нам ненависть и страх. Через подобную аллегорию зритель наблюдает борьбу между добром и злом.

Главными героями у Миядзаки всегда выступают дети, чьи образы далеко не те, к которым привык европейский зритель. В большинстве историй, это сформировавшиеся личности, сильные, уверенные и целеустремленные. Из-за любви и уважения к женщинам, режиссер всегда выводит женскую персону на первый план, и только потом спутника, немного уступающего в силе.

Пропитанные романтикой и чудесами, предыдущие работы «Ghibli», ничто по сравнению с Мононокэ, она выделяется из ряда вышедших картин, из-за своей жестокости и реалистичности. Но ее удается скрыть при помощи толкового сюжета и удачно подобранной музыки. Настроение фильма очень четко подчеркивает музыкальное оформление Джо Хисаиси. До «Унесенных призраками», это была его сильнейшая работа, в частности такие композиции как «Ashitaka and San», и «Mononoke Hime», создают неимоверные образы и ассоциации, и в некотором роде они даже преобладают над самой картинкой. Дует Миядзаки-Хисаиси, показывает нам, как в одном унисоне могут гармонично сочетаться анимация и музыка. Это касается не только « Принцессы…», но и всех остальных фильмов, которые невозможно представить без оформления Хисаиси. Художественное оформление «Ghibli» довольно сильно отличается от большинства аниматоров. Черты их персонажей более европеизированы, нет сильного акцента на глазах, а так же придание точности мелким деталям. Ведь, прежде всего аниматоры хотят донести до зрителя смысл картины, а не ее визуальный ряд. «Принцесса Мононокэ», в послужном списке работ Миядзаки, самая тяжелая и кровавая история о битве человека с силами природы, и, по сути, о битве с самим собой. Хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых, что в принципе доказал режиссера. В будущем я бы хотела воспитать собственных детей на сказках Миядзаки.

Гению анимационного ремесла и всей творческой команде «Ghibli», наивысший бал за удовольствие.

10 из 10

20 сентября 2012 | 15:05
  • тип рецензии:

Фильм не блещет оптимизмом, да ещё так совпало, что я смотрела его не в самом радужном настроении. Впечатление-послевкусие осталось сильное. Автор отнюдь не сгущал краски, рисуя мрачные картины противоборства человека и природы. Нечто подобное Иван Ефремов предсказывал в своём «Часе Быка», используя, конечно, другие – литературные – подручные средства.

В конфликт, хотелось им этого или нет, втянуты абсолютно все персонажи. Токи боли, страха и ярости пронизывают каждый миллиметр пространства. Даже миротворец Ашитака, который стремится призвать всех к голосу разума, вынужден постоянно применять силу. Герой пытается держать нейтралитет, но это очень сложно. На него со всех сторон нападают с гневными отповедями: мол, определись, вражина этакая, за кого ты. Гармония, за которую ратует юный принц, кажется недостижимой. Она призрачна, как свет небесного светила, тающий с восходом солнца.

По этой же причине здесь нет полностью отрицательных персонажей. В душе каждого намешано слишком много, чтобы наклеить на героев лаконичные ярлыки. Эбоси, вроде бы претендующая на роль главной стервы, даже внешне очень привлекательна. Красивая, изящная, высокая. Целеустремлённая, умная и по своему милосердная, она не вызывает неприятия. Просто у неё своя правда, иная, чем у других. Её заявка на правоту: поклонение горожан, восхищённо выдыхающих: «Госпожа-а-а-а». Для них главнее и важнее этой бесстрашной красавицы, которая дала кров и веру в будущее, никого нет. Да и Ашитака носится с ней, как с писаной торбой, не давая окончательно сгинуть под гнётом опасных заблуждений. Тоже отличная заявка на прозрение героини, на её нравственное очищение…

Сострадание вызывает и вожак лесных кабанов. Огромный вепрь, захлёбывающийся кровью, из последних сил ползущий к заветному озеру. Там ему грезится надежда на спасение всего рода, который становится «все малочисленнее и глупее». Сцена, в которой, обезумев от боли и безысходности, слепой вожак принимает за своих воинов притворщиков-людей – одна из самых пронзительных в фильме. Честно скажу, на глаза навернулись слёзы. Измученная душа гиганта уже не жаждет гармонии, она требует мщения! Если не спастись, то хотя бы достойно ответить обидчикам.

Но ярость - это дорога, ведущая в тупик. Душа, которой завладел демон злобы, обречена на гибель. «Посмотреть взглядом, незамутнённым ненавистью» - вот единственный верный путь к спасению. Так чувствует автор. Именно это и пытается нам сказать.

И всё же… Возможна ли заветная гармония? Если да, то почему принцесса Мононоке не может примириться с людьми, до конца простить их? Она ведь уходит в лес, хотя могла бы разделить с Ашитакой его судьбу. Ответ, на мой взгляд, прост – вовсе это не гармония. Люди не запоминают даже самые страшные уроки надолго. Это лишь временное примирение до новой войны. Она уже близко…

14 августа 2012 | 12:16
  • тип рецензии:

Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй и югэн… Саби — это неподдельная ржавость, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени… Ваби — это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого… Это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Со временем «ваби» и «саби» стали употребляться слитно, как одно понятие, которое затем обрело еще более широкий смысл, превратившись в обиходное слово «сибуй». Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан... Сибуй – это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью… Югэн, или прелесть недосказанности, — это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.

Всеволод Овчинников. 'Ветка сакуры'.

Фильм 'Принцесса Мононокэ' несколько выделяется на общем фоне творчества Хаяо Миядзаки. С одной стороны, эта картина аккумулирует в себе практически все основные темы, озвученные в прочих работах. С другой стороны, никогда больше этот режиссер-аниматор не делал такой серьезной и даже жесткой ленты. Если 'Небесный замок Лапута', 'Моего соседа Тоторо', 'Ведьмину службу доставки' и 'Унесенных призраками' можно показывать детям, то 'Мононокэ' рассчитана на более взрослую аудиторию. Цензурный рейтинг этого фильма самый высокий в творчестве Миядзаки – PG-13. Но не только наличие жестких сцен делают ленту зрелой. Смысловое содержание будет понятно скорее подросткам, которые начинают задумываться над сложностью и неоднозначностью окружающего мира, чем маленьким детям. Малыши не смогут, конечно же, в полной мере осмыслить слова самого Миядзаки, нашедшие отражение в данном аниме: 'От популярной идеи о том, что у истока любого злодейства стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать, пахнет мертвечиной. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.' Но, несмотря на всю суровость, 'Мононокэ' полностью отвечает всем четырем японским критериям красоты.

Саби. Действие картины происходит в средневековой Японии, примерно в первой половине XVI века. Миядзаки никогда не уходил так далеко в прошлое. И хотя это не слишком глубокая древность, но на всем в фильме лежит тень увядания, чего-то старого и безвозвратно уходящего. Древние боги, девственные тысячелетние леса, прежний уклад жителей деревень – всё это ещё есть, но скоро исчезнет. Даже сам главный герой Аситака принадлежит к народу эмиси, племени, большей частью истребленному или ассимилированному японцами ещё в XI веке. Аситака юн, но и стар одновременно. Он тоже из уходящих. Как и его подруга Сан (она же принцесса Мононокэ). Она человек, но выросла в мире лесных духов и богов. Все они тают под натиском цивилизации, символически обозначенной в картине огнестрельным оружием, с помощью которого люди одерживают победу за победой над силами природы.

Ваби. Простота и естественность наполняют каждый эпизод этого аниме. Наиболее ярко это отражено в бытовых сценках жизни людей Железного города. Они работают, едят, смеются, ругаются и любят. Все их бытие так естественно и наполнено человечностью. Аситака почувствовал это и проникся, когда наблюдал за работающими в кузнеце женщинами. Но сильнее всего ваби ощущается в двух персонажах: Сан и Токи. В Сан это проявляется во внешности. Она не придворная дама в роскошных одеждах, но лесная принцесса с растрепанными волосами, голыми коленками и в дикой боевой раскраске. Её красота – это красота природы: естественная и могучая. В Токи же ваби проявляется внутренне. Она бывшая проститутка, грубоватая, не лезущая за словом в карман, но при этом добрая и искренняя. Эта героиня – душа простого народа.

Сибуй. Как ни странно, но ни Сан, ни Аситака не обладают сибуй. Они слишком смазливы. В лучшем случае, они приобретают его под конец фильма, повзрослев и поумнев. Но сибуй есть в богине волков Моро и боге кабанов Оккотононуси, а также в их противниках: госпоже Эбоси, хозяйке Железного города, и монахе Дзиго. Это сильные, мужественные, волевые персонажи, которые делают то, что должны. Но они полны противоречий, особенно люди. Эбоси и Дзиго не являются отрицательными героями, таких в картине вообще нет. Эбоси привечает отвергнутых обществом проституток и прокаженных. Она разрушает природу, но одновременно и творит новый мир. В ней есть властность, но нет злобы. Просто она ошибалась, это свойственно человеческой природе. Дзиго же, хоть и жаден, что чуть не приводит всех к гибели, но он не унывает и не опускает руки даже в самые отчаянные минуты. Всё это новые люди, которые приходят на смену древнему миру.

Югэн. Изначально, кажется, что этого критерия красоты в аниме Миядзаки нет: всё сказано, всё показано. Но это не так. Югэн отражен в Духе Леса, боге жизни и смерти. Он молчит весь фильм, лишь улыбаясь, как Джоконда. И в этом молчании вся мудрость мира. Дух Леса и есть та ускользающая, неуловимая красота и глубина, к которой все стремятся, но которую нельзя пленить или воссоздать. Эта так красота, которая, даже увянув, будет с нами. Это то слово, которое, не будучи сказано, прозвучит громче всех озвученных. Это могучий дуб, который живет в каждом желуде.

Наиболее ярким проявление красоты для японцев является цветение сакуры. Прелесть краткого мига падения лепестков вишни – в этом событии сочетаются все четыре критерия прекрасного. Но хоть цветение сакуры недолго, через год его можно будет увидеть снова. Что и хотел передать нам Миядзаки, вложив в уста героев слова о том, что Дух Леса не умер, ибо это сама жизнь. Именно на этот смысл и намекает нам кодама, маленький дух дерева, появившийся в заключительном кадре 'Принцессы Мононокэ'.

26 июля 2012 | 15:03
  • тип рецензии:

Человеку всегда мало места и всегда чего-то не хватает. Делая новый шаг, он вытаптывает очередную пядь заповедной земли. Мечтая о новом благе, он бездумно вырывает его с корнем. Но каждый следующий шаг становится рывком для дальнейшего бегства от самого себя в неизвестность. Каждое новое благо не утоляет, а лишь усугубляет голод. И человек, пройдя многовековой путь, нисколько не изменился, всё так же бросая алчущий взгляд на новые горизонты. А вот мир успел за это время сильно измениться. Горизонты потихоньку заканчиваются.

Тема противостояния человека и природы красной линией проходит через творчество стереотипно доброго дядечки Хаяо Миядзаки, подарившего нам много славных и жизнеутверждающих картин. Беря своё начало в «Навсикае из долины ветров», та самая красная линия пересекает фильм «Принцесса Мононоке», находя в нём пик острой непримиримости в своей трактовке, и на данный момент берёт передышку в концентрате добра под именем «Рыбка Поньо на утёсе». За эти долгие, подумать только, двадцать пять лет, почерк автора и методы воздействия на зрителя сильно изменились. Раньше трава была зеленее, а звери – злее.

Гнев и жестокость, неразлучные факторы, составляющие фон картины. Мы застаём историю в тот момент, когда маховик мести и взаимных обид уже раскручен на полную мощность, и мир уверенно катится по направлению к коллапсу, способному не разрешить проблему, но отрезвить противоборствующие стороны и путём невосполнимых потерь усмирить снедаемые яростью души. Гнев в картине принимает разные формы: это и неконтролируемая злость Аситаки, делающая его сильнее, но за каждое проявление которой ему приходится раскаиваться перед самим собой. Это безрассудная и жертвенная ярость Сан и её родственников-волков. Это слепое бешенство и боевое исступление воинов-кабанов и свирепство духа леса, как апогей всего этого калейдоскопа взаимной неприязни и безжалостности.

Человек в фильме предстаёт неуклюжим варваром. Но варварство тут следует понимать не как высшую степень грубости, бесчеловечности и бескультурья. Здесь варварство – это стиль мышления, когда природа рассматривается лишь как инструмент удовлетворения собственных амбиций. А вслед за варварством тянется и неуважение к святости природы. Ни для госпожи Эбоси, ни для монаха, ни для императора весь этот лес и лесной дух в частности – не чудо и не вызывают практически никакого восхищения и благоговения, хотя вообще-то должны. Но и Эбоси, и плутоватый монах не рождают в нас чувства отторжения – как и полагается, в этом фильме Миядзаки попросту нет абсолютно отрицательных персонажей. А даже и тех отрицательных, кто есть, таковыми назвать не просто. Пройдоха-монах, каким бы хитрым он ни был, не лишён завораживающего обаяния и обязательного права на личностное обновление. Этим и славен японский мастер: каждый антигерой у него обладает внушительным базисом для переоценки своих ценностей: глубокой личной историей, своей собственной мотивацией, иногда как у госпожи Эбоси – вполне гуманной. Она – прирождённый управленец, её главное богатство – люди. Эбоси – олицетворение матриархата с его сочувствием к больным и сирым. Она с одинаковым спокойствием принимает к себе как бордельных девок, так и прокажённых, не превращая их в дешёвый и доступный ресурс. Ресурс для неё – это природа. И она со своим рационализмом оказывается у подножия древнего леса, готовая свернуть горы ради своего города. А попытки леса отстоять своё право на существование она воспринимает с игроцким азартом. Именно это противоречие между материнской заботой к человеку и потребительским отношением к окружающей среде и делает образ госпожи Эбоси притягательным, а не отталкивающим.

Такой и предстаёт перед нами «Принцесса Мононоке». Один из самых противоречивых и недооценённых фильмов Миядзаки. Главным образом картину обвиняют в излишней жестокости и неделикатном реализме. Мол, негоже детишкам на страсти такие смотреть. Признаюсь, сам при первом просмотре был несколько смущён подобной категоричностью, но спустя годы переосмыслил этот аспект фильма и сейчас убеждён, что в противном случае картина была бы начисто лишена своего подтекста, превратившись в рафинированный, диетический мультик. А он всё же, для полноценного раскрытия замысла, должен рассказывать свою историю никак иначе. Именно так – бескомпромиссно и безапелляционно, вероломно и беспощадно. Так, как и человек обращается с окружающей его средой. Только вот когда с человеком начинают обходиться столь же грубо – это уже совсем другая история.

Людям вообще не нравится, когда с ними жестоки. А особенно, когда с ними жестока природа. Потому что в этом случае человек чувствует себя слабым и совершенно беззащитным. Это давно уснувшее во многих из нас чувство способен пробудить лишь неудержимый гнев природы. Однако, подсознательно боясь его, люди каждый раз осознанно идут на новый конфликт, и долго ещё будут воевать со средой своего обитания. Им это нравится, так они реализуют свой комплекс ребёнка природы. Человек ранит её, после чего жалеет о том, что сделал. После чего наступает короткий период примирения. А по прошествии времени цикл запускается заново.

16 апреля 2012 | 15:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: