- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Что таят в себе неизведанные океанские глубины, какую опасность представляет научный прогресс и так ли безопасно пытаться заглянуть в чужой разум? На эти, а ещё многие другие вопросы попытались ответить вслед за известным советским писателем-фантастом Сергеем Павловым авторы одноименной картины. Интересно, что сценарий к фильму писал сам С. Павлов, однако впоследствии режиссёр его переделал.
На подводной исследовательской станции случилось нечто непредвиденное. Один учёный-глубоководник пропал, второй после преждевременного всплытия впал в безумство. Единственный шанс выяснить, что же на самом деле произошло на океанском дне и ещё попытаться спасти пропавшего гидрокомбиста – отправить туда таких же специалистов, людей с необычным даром на долгие дни обходиться без воздуха и легко погружаться на сверхбольшие глубины (до 3 км). Соглашаясь на эту рискованную акцию, Игорь Соболев и не подозревал, с чем ему придётся столкнуться.
Зрителя ожидает невероятная увлекательная загадка, решение которой способно изменить жизнь всего человечества. Есть в авторской манере некая особенная изюминка. Повествование вроде и длится чрезмерно плавно и даже самые поразительные повороты сюжета не кажутся шокирующими, однако герои особенно человечны. Каждый раз, становясь перед решением проблемы, создатели стараются показать всю глубину моральной дилеммы, внутренние колебания персонажей. Отсюда и такое внимание к личной жизни Игоря Соболева – в конце концов его знакомство с Лоттой, гибель героини и её появление уже в новой ипостаси даёт заряд всей интриге. Даже чрезвычайно странное поведение манты таит в себе загадку, решив которую – найдёшь все волнующие ответы. Очень жаль, конечно, что Игорь Вознесенский не ввёл в киноленту драматичный интригующий финальный разговор Соболева с женой исчезнувшего учёного – своего рода эмоциональный эпилог «Аквонавтов».
Если сравнивать экранизацию с одноименной повестью, то первая, конечно, смотрится выгоднее. Если сюжет повести довольно путанный, то сценарный вариант приключений Игоря Соболева хоть и не соблюдает хронлогической последовательности оригинала, однако даёт внятную и понятную сюжетную линию. Фильм лучше держит интригу, в книге же она часто растворяется описательностью. Характер повествования вообще больше напоминает судовой журнал с описанием происходящего изо дня в день – особенно после того, как два гидрокомбиста поселяются на глубоководной станции. Довольно часто вообще ничего не происходит, и тогда читать становится просто скучно. На экране же перед нами в такие моменты разворачивается настоящее красивейшее действо. Манящие подводные глубины, красивейшие виды – от всего этого просто невозможно оторваться.
Меня положительно удивило то, что, несмотря на присутствие в сюжете американских и советских героев, авторы не делают даже намёка на их идеологическое противостояние. Особенно если учесть время написания книги, когда весь мир стоял в одном шаге от Третьей мировой войны, фильм снимался в очередном витке «Холодной войны». И Игорь Соболев, и Свен Болл – оба работают в одной команде, вместе пытаясь разгадать загадку странного подводного происшествия и становясь перед моральной дилеммой. Даже о самом коммунизме, его светлом будущем – здесь нет ни слова. Впрочем, и самой научной фантастики в сюжете немного – лишь декорации, да констатация сверхспособностей героев. Всё остальное – очень обтекаемо и приближено к настоящему.
Морская романтика, захватывающие глубоководные погружения, а ещё много рассуждения героя: о месте человека на дне океана, гидрокомбистов в обществе, этических составляющих науки – всем этим наполнена книга. А ещё эта история об отваге и долге, страшном предательстве, любви и утрате – и одной очень странной случайности.
8 из 10
|
прямая ссылка
31 июля 2020 | 23:25
Фантастический фильм из тех времён, когда не всё оружие будущего называлось «бластер». В «Акванавтах», например, – квантабер. И это отличное название, между прочим, отражает суть, так сказать, поражающей силы и ожидаемые результаты воздействия.
Кроме того, «Акванавты» про наш, земной космос – про океанский, точнее, который никак не менее загадочен, чем внешний, хотя и значительно меньше.
В фильме сразу две интересные фантастические идеи: копирование личности на некий носитель, причём, личность живёт на носителе в виде просто информации – как музыкальная запись. И как музыкальная запись просто хранится, пока её не проигрывают, так и личность – просто хранится, пока её не инсталлируют в чей-то мозг. И так случается, что личность девушки главного героя инсталлируется в мозг морского жителя – огромной манты. И всё существо манты восстаёт против того, чтобы быть личностью. И поэтому заражённая человеческой личностью манта всеми доступными ей способами требует «вернуть безличность».
Интересный вопрос, конечно, что будет с животным, если его наделить свойствами, не характерными для ему подобных, например, способностью логично рассуждать?
В «Акванавтах» есть ещё много интересного – сама специальность акванавта, человека, способного погружаться на большие глубины, гидрокомбная оболочка, реквием бездны, клятва супергероев-акванавтов не возвышаться над человечеством. Отличные фантастика, глубокий замысел, тщательная проработка деталей. Первоисточник – одноимённую повесть Сергея Павлова – я не читал, но обязательно прочту.
Кроме, собственно, идей и выдумки в фильме совершенно сногсшибательные реальные подводные съёмки. Я смотрел этот фильм впервые в далёком советском детстве, и был потрясён подводными видами. Сейчас это трудно, конечно, оценить, – в действительно хорошем качестве этот фильм уже не увидеть. Увы.
Оценил не на высший балл за никакую актёрскую игру. Угловатые они все какие-то – и Лотта, и Игорь Соболев, и профессор. Манта удалась на славу, а с людьми как-то не очень хорошо вышло.
|
прямая ссылка
07 августа 2019 | 02:20
Перед просмотром первым делом отмечаешь подозрительно малую продолжительность фильма (всего каких-то 76 минут – если в формате видео). Отсюда сразу возникают определенные предчувствия, которые потом, увы, начинают оправдываться.
Начало фильма достойное, но дальше… Режиссеру словно бы спустили сверху указание: ну всё, хватит этой лирики и разных красот, теперь, пожалуйста, по существу – факты, только факты!..
И когда «земная» событийная линия заканчивается и начинается «подводная», характер фильма меняется: сюжет становится скомканным, всё как-то очень сухо, по-деловому, – имеется в виду режиссура. Напряженность пытаются передать только через игру актеров, которые, естественно, с этой задачей справляются не слишком хорошо. В подобных обстоятельствах требуются другие средства: особые движения камеры, смена планов, чередование насыщенных действием и «вялотекущих» сцен, соответствующее звуковое и музыкальное оформление. Это создавало бы ритм. А здесь этого почти нет. И всё расследование странного происшествия изложено какой-то сплошной и не очень внятной скороговоркой. Даже подводные съемки не впечатляют так, как должны были бы!..
А между тем «Акванавты» известного русского писателя-фантаста Сергея Павлова – если и не лучшее, то, по крайней мере, одно из двух лучших его произведений (наряду с «Лунной радугой»). Итог: как нередко бывает в подобных случаях, книга значительно лучше…
5 из 10
|
прямая ссылка
14 июля 2018 | 11:00
В силу сложившихся мнений партийного руководства СССР фантастика как отдельный жанр в киноискусстве создавалась очень медленно и натыкалось на почти непреодолимые преграды. Несмотря на популярность её в книгах, на экраны она попадала очень редко. И все же отдельным режиссерам удавалось не имея особого опыта создавать шедевры. Чего стоит ' Планета бурь ', ' Небо зовет', ' Солярис', ' Человек-амфибия '.
' Акванавты ' увы не удостоились таких похвал и не могут спорить с указанными выше фильмами, но как произведение они более чем удачное. Недалекое будущее, мир устремил свои взоры не в космос а в бескрайние просторы океана. Миссию по его изучению дана акванавтам - специально натренированным аквалангистам. Главный герой потеряв любовь получает странное задание - выяснить причину остановки подводной станцию, он отправляется в бездну не подозревая, что уготовила ему судьба.
От себя могу сказать, что сюжетные линии подозрительно переплетаются с ' Бездной ' Джэймса Кэмерона, хотя фильм вышел на 10 лет раньше. Игра актеров неплохая, присутствует детективная интрига, выдержана стилистика и неплохая музыка.
|
прямая ссылка
15 декабря 2015 | 19:12
psp_67
Фантастика с производственной тематикой
В первый раз посмотрел фильм еще будучи пацаном во времена СССР. Не пропускал тогда ни одного фантастического фильма. Не баловало тогда ГОСКИНО советского зрителя фантастикой. Да и сейчас, в капиталистические времена, с российской кинофантастикой тоже ситуация не лучше...
Что хочу отметить особо так это - подводные съемки, которые на долгие годы вперед установили новую планку для всех остальных режиссеров и операторов, снимающих подводные сцены. Что касается сюжета, то есть и любовная линия, и 'производственная' тематика и даже немножко триллера. В целом - это очень крепко скроенный фильм по книге одного из лучших советских (это - комплимент, так как в то время плохие просто не выживали) писателей фантастов. Этот фильм произвел тогда на меня большое впечатление и до сих пор остается одним из самых любимых, но теперь здесь уже превалируют ностальгические 'нотки'.
Хочу еще добавить, что это самая удачная попытка экранизировать творчество Сергея Павлова. Очень сожалею, что с 'Лунной Радугой' получилось совсем не так удачно... Хотелось бы, чтобы в наше время продвинутых компьютерных технологий и потрясающих спецэффектов наши современные режиссеры исправили этот просчет и сняли полную версию 'Лунной Радуги'. Это было бы покруче всяких 'Аватаров'. Но это я немного отвлекся... В общем советую смотреть всем кто любит именно 'научную' фантастику.
10 из 10
Ностальгия...
|
прямая ссылка
19 сентября 2010 | 23:51
|
|