К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Выдохлись уже дожди вчерашние, на асфальте высохла вода. Клясться в дружбе это дело зряшное - просто другом надо быть всегда'

Странное впечатление производит картина. Как в русской пословице: 'Доброе начало полдела откачало' здесь начало производит самое благоприятное впечатление из-за звучащей на фоне идущих титров 'Песни о друге' (музыка Евгения Птичкина, слова Роберта Рождественского). Песня настраивает на определённый лад, подготавливая зрителя к захватывающей истории о мужской дружбе, тем более что быстро выясняются её 'армейские корни'. Для усиления эффекта, камера бесстрастно фиксирует армейские фотографии главных героев, служивших в ракетных частях где-то в далёкой тайге. После такого 'подготовительного слова' зритель уже внутренне готов к брутальной истории, тем более, что заявленный жанр - 'криминал'. Этому способствует и встреча майора в отставке Алексея Михайловича Самарцева (Николай Пеньков)с братом Алексеем (Александр Козьменко) в следственном изоляторе, и, особенно - разговор с 'серым кардиналом', цеховиком Мартын Мартынычем (Анатолий Солоницын).

'Сердце обожжёт печаль осенняя посредине солнечного дня. Старый друг не просто утешение- ведь по сути это часть меня'

Разговор с братом продолжает тему слов его жены Татьяны (Тамара Сёмина) о 'затмении' от 'быстрых денег'. Если женщина даже не подозревала о реальной глубине трясины, затягивающей её мужа 'длинным рублём', то сам Алексей прекрасно понимал во что ввязывается. Получилось это не случайно и не вдруг - Алексей даже успел придумать для себя целую 'философию', оправдывающую его поступок. Он не хотел жить 'как все', он хотел жить так, как те, кто сидит в любом театре на первом ряду, и для кого в ресторане никогда не будет висеть табличка 'Мест нет'. Добавляет глубину его словам жизненная позиция Мартын Мартыныча - человека, живущего в рамках социалистического общества, но ни в грош не ставящего постулаты этого общества. Всё вышеперечисленное наводит на мысль о социальной глубине затронутой темы, но... вторую половину картины следовало бы назвать 'весёлым капустником в рамках одного уголовного дела'. Устав от серьёзности поднятой темы, режиссёр со сценаристом превращают фильм в мелодраматичный балаган.

'Грозы отгремят и успокоятся, мир привычный повторится вдруг. Жить на свете как-то больше хочется, если знаешь ты, что рядом друг'

История с записной книжкой, вынесенная в заглавие фильма, должна была послужить настоящим 'камнем преткновения', но оказалась всего лишь разменной монетой для нелогичных поступков главного героя. Яркая игра целого ряда известных артистов: Александр Збруев, Светлана Тома, Владимир Носик, Елена Максимова стала единственным ярким пятном в финале картины, который выглядит бесхитростной пустышкой. Удивляет, как ТАКОЕ сняли в 1981 году? Понятно, что до 'лихих 90-х' ещё добрый десяток лет, но всё же... По части наивности как 'банды преступников', так и бывших однополчан, фильм даст солидную фору любому детскому фильму о приключениях дошкольников. Жаль такое констатировать, потому что начало никоим образом не намекало на столь невыразительную концовку. Единственное, что в какой-то степени оправдывает смешной, скучный и наивный финал - это ощущение того времени, вызывающее непередаваемое счастливо-грустное чувство сопричастности с безвозвратно ушедшей эпохой...

05 апреля 2020 | 09:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: