В просмотре фильмов с политическим уклоном сокрыто много 'подводных камней', самый громоздкий из них, это поверхностное знание материала, поэтому приходиться верить на слово режиссёру, но как известно, всегда есть другая сторона медали, на что зритель обычно закрывает глаза и сопереживает главным героям, забывая об этом, принимая всё за 'чистую монету'. Лично у меня после просмотра в душе возник какой-то диссонанс, который со временем вяло перетёк в состояние душевного дискомфорта, так как никакой весомой дополнительной информации по алжирскому вопросу не нашёл ни в инете, ни в нашей библиотеке, то есть так и пребываю слепцом, для которого художественный фильм так и остался единственным источником информации - барьер собственной глупости так и не был преодолён.
Фильм рассказывает историю Алжира, о борьбе его народа за независимость против французского колонизационного вторжения, в картине она ведётся от лица трёх братьев, которые всей семьёй были изгнаны из родной земли и принялись сплачивать алжирский народ и заражать его революционным настроением уже на исконно французской земле.
Я не особо переживал за итоги революционных потуг, всё же они были мне известны, но вот с какой самоотверженностью, самоотречением от нормальной жизни действовали главные герои - ни любви, только опасения за жизни близких людей, ни друзей, только соратники, которых то и дело подозреваешь в измене и никакого будущего для себя, вся борьба во благо следующего поколения, они - это расходный материал революции, они это понимали и пускай иногда их терзали сомнения, но кто не сомневается, тот значит не верит, без абсурдной фанатичности, с холодной жестокостью, но они дошли до конца, что вызывает только уважение.
Фильм немного подзатянут, но того требует жанр, зато в нём отсутствует какие-либо непонятные диалоги политического характера, всё доступно для понимания широкого круга зрителя, хочу отметить актёрскую игру, которая была на высоком уровне, все смотрелись весьма органично, ни один актёр не выпадал из общей картины. И что самое главное в фильме нет идейной однобокости, ну по крайне мере для меня, поэтому после просмотра есть над чем подумать, поэтому и не только, буду рекомендовать фильм к просмотру.
Три брата, изгнанные с родной алжирской земли, оседают по велению судьбы где-то на дне Парижа. Старший, одноглазый и в суровых порезах, недавно приехал с войны; другой, очкарик из категории вечно молодых людей, лишенных склонности к определенному роду занятий - покинул тюремные нары, где ему напрочь переклинила мозги революционная идеология; третий, самый младший и кучерявый, долго мыкался с престарелой матерью по трущобам, но вскоре нашел себя в профессии сутенера. Поняв, что уважение в обществе не выписывается по талонам, братья решают организовывать собственный вооруженный отряд-партизан. Некое национально-освободительное движение за независимость Алжира, крепко стоящее на принципах «Дайте нам свободу», «Французы нам мешают!».
Основное действие начнется несколькими годами позже, когда герои будут ездить на дорогих машинах, стрелять в жандармов и красиво наезжать на зажиточных поселян, отказавшихся финансировать грядущую революцию. Это невообразимо длинное, тяжеловесное, размашистое полотно, в котором, как говорится, чувствуется дыхание эпоса. Режиссер Рашид Бушареб слишком сильно хочет быть Копполой, иногда он забывается и начинает буквально по эпизодам воспроизводить «Крестного отца». Здесь алжирские террористы, словно гангстеры эпохи «сухого закона», ходят в пиджаках, длиннополых пальто, носят шляпы, при этом один похож на Лука Брази, а другой треплет всех кого не попадя по щеке и с нотками молодого Вито Корлеоне произносит прочувственные речи. В картине присутствуют также и другие «метки», отсылающие к небезызвестной классике: таковыми являются, например, драматические сцены убийств через удушение бельевой веревкой. Удивительно даже, что за два с половиной часа никто не обнаруживает у себя в постели подброшенную голову племенного жеребца.
Камера спонтанно отслеживает хронологию: вот один из братьев женился, вот через минуту супруга рожает, а вот и в следующей сцене повзрослевший сын играет во дворе. То ли в попытках охватить огромный временной промежуток между 1945 и 1962 годами, то ли не будучи просто талантливым рассказчиком, Бушареб беспрерывно путается в истории, не концентрирует внимание на конкретных вещах - в итоге, беспощадно шпарит мимо нот. Гражданский пафос довлеет над сюжетом, придавливает и героев, делает их схематичными. Актерам придумали типажи, но забыли прописать характеры. Общее впечатление круто развёртывающегося гангстерского эпоса быстро сменяется какой-то вязкой сериальщиной планки телеканала РТР. Поэтому вполне закономерно, что изначально скандальный фильм Бушареба «Вне закона» со свистом пролетел как мимо 63-ого Каннского фестиваля, так и мимо всего остального.
Фильм охватывает временной промежуток между 1945 и 1962 годами, а географически показывает Алжир и Францию. Этот период связан с национально-освободительным движением за независимость Алжира.
В центре сюжета три брата, которые пережили резню на алжирских рынках 1945 года. Один из братьев отправляется воевать в Индокитай, второй становиться диссидентом и отбывает срок во Франции и наконец, третий брат уговаривает мать переехать из Алжира в Париж, где он вскоре становится «трущобным бандитом», организовывая боксерские поединки. После возвращения старшего и выхода среднего братьев из тюрьмы они становятся членами подпольной структуры алжирских борцов за независимость.
Признаюсь честно, смотреть подобные фильмы слабо ориентируясь в политико-исторической подоплеке, очень трудно, по крайней мере для меня, потому что хочется стать на чью-то сторону, а начинаешь после фильма изучать материал и выплывает куча других подробностей. И тогда действительно не можешь понять кто прав, а кто нет. Но в сущности фильм показывает сторону алжирцев. Не зря многие французы назвали фильм антифранцузским, а на премьере в Каннах даже усилили меры безопасности, что бы избежать столкновений и возможных терактов.
Со слов режиссера фильма Рашида Бушареба, это вторая часть неофициальной трилогии об алжирцах (первым фильмом был «Патриоты»). Надо заметить, что Бушареб не побоялся и показал на экране чрезвычайно много насилия и жестокости, от многих сцен просто было не по себе. Конечно, были провисания. Самым большим минусом я бы назвал немного раздутый хронометраж. Но надо отдать должное авторам, что они сделали неплохое историко-политическое кино, хоть и с креном в национальный вопрос. Кстати с середины фильм отчетливо по структуре повествования начал напоминать спилберговский «Мюнхен» (не сюжетно, но визуально).
Как итог заслуженная номинация на «Оскар» за неанглоязычный фильм. Может это и политкорректное решение, но думаю своего зрителя фильм нашел бы и без премий и номинаций, а так его шансы на просмотр большим количеством людей немного увеличились.
Очень рад, и в тот же момент удивлен, что картина режиссера Рашида Бушареба «Вне закона» попала в пятерку номинантов премии «Оскар» за лучший иностранный фильм. Ведь в данном контексте история противостояния между разными, скажем так, этническими группами, показана совсем с другой стороны, обычно, когда весь мир дискредитирует народы горячих точек в мире, подобные ленты все чаще и чаще добираются до зрителей.
При такой сильной политической основе под лозунгами освобождения Алжира, фильм не оправдывает сторону сражающихся героев. Хоть и режиссер, а также практически весь актерский состав выходцы из арабских стран, фильм повествует неплохую криминальную сагу, в лучших традициях французского кинематографа. Работа во всех ее составляющихся сделано добротно, а разделяющих вкус с лентами вроде «Враг государства», «Комплекс Баадер-Майнхоф», бесспорно примут фильм Рашида Бушареба с теплом и по вкусу.
Приятно, что авторы картины сохранили практически весь главный актерский состав из предыдущей ленты режиссера «Патриоты», актерская игра в этом фильме, пожалуй, самое сильное и крепкое звено. Композитор Арман Амар в очередной раз подарил незабываемый саундтрек, способный осесть в памяти на некоторое время. В итоге могу отметить, что режиссер Рашид Бугареб не сбавил оборотов от своих предыдущих лент, а где-то набрался больше смелости, и снял серьезное и бескомпромиссное кино.