К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В фильмах с неожиданным финалом ключевым элементом является сценарий. Сюжет может быть как угодно запутан, но по закону жанра в конце все проявившиеся по ходу действия неясности, двусмысленности, недоговоренности, намеки должны получить какое угодно, но логичное, непротиворечивое и системное объяснение. Здесь после развязки происходившее ранее действие выглядит полным хаосом, никак с ней не связанным. Не буду даже начинать описывать многочисленные несуразицы по ходу фильма: во-первых, чтобы не было спойлеров (может быть все-таки кто-то еще сподобится на его просмотр), а во-вторых этих сценарных нестыковок так много, что о них скучно подробно писать и еще тягомотнее читать.

При желании можно, конечно, абстрагироваться от провальной драматургии и поискать достоинства достаточно простого по сюжету фильма уходя абстрактные рассуждения с философским уклоном: дескать не придирайтесь, это все не имеющие значения условности, допущения, а в экзистенциальном смысле получился как бы фильм-притча о нравственном выборе человеком и смысла его жизни. Только так, общими бессодержательными фразами можно сказать вообще о любом из 340 тысяч фильмов за всю историю кино, а уход от анализа конкретного фильма с оценкой его достоинств как кинематографического творения по сути означает, что в данном случае оценивать-то особенно и нечего.

30 марта 2021 | 02:25
  • тип рецензии:

Замечательная находка режиссёра в том, что исполнитель главной мужской роли играет не сколько киллера, а прежде всего саму Cмерть. Чем дальше, тем более явно мусорщик раскрывается как демоническая фигура. В его облике начинают проступать черты угрюмого косильщика. Уже в сцене с выносом покойника из дома, содержится намёк на связь персонажа с загробным миром. Таким образом, это фильм о встречах девушки со своей Cмертью. Она то ищет её сама, едва-едва не попадая в аварию в самой завязке фильма, то стремится оттянуть неизбежное, заигрывая с громилой в баре и вербуя его в защитники.

Здесь конфликт двух жизненных сценариев. Приём героиней запрещённых веществ показывает ее приверженность девизу ‘живи быстро, умри молодым.’ Однако весьма благожелательно настроенная Смерть готова простить девушке многие шалости, если только она перебесится и согласится остаться в этом городе.

Сцена свидания. Гуськов приходит весь в чёрном, как и полагается мрачному жнецу, знает о жизни незнакомки всё. Смерть на короткой ноге с сильными мира cего и правильнее сказать, все двери открыты для неё... Наконец, финальная сцена - оказавшись не в силах примерить на себя жизнь в захолустье, героиня делает отчаянную попытку символически откупиться от Смерти чужими деньгами, но это недостаточно искренняя жертва, поэтому дни ее теперь сочтены.

Интересны такие решения, как сцена падения пары с ледовой горки, видимо, в мир мёртвых; жилье мусорщика, обустроенное явно в подвале, то есть некоем подземном царстве. Действие происходит зимой, когда природа спит или умирает. Иными словами на наших глазах разыгрывается своего рода вариация мифа об Аиде и Персефоне. Такие моменты как отсутствие сколько-нибудь развёрнутых сцен близости, столь типичных для западного кино, внезапное включение военной темы говорят о преобладании Танатоса над Эросом и предвосхищают печальную концовку.

20 сентября 2022 | 13:31
  • тип рецензии:

Я бы назвал фильм пиршеством для интеллекта. Только представьте, фильм проходит де-факто как игра главных героев - каждый рассказывает о жизни другого, начиная с детства и до конца жизни. При этом герои анализируют душевные порывы друг друга, страдания, чувства, причины тех или иных поступков.

Абсолютно неожиданный и непредсказуемый сюжет (браво, Иван Охлобыстин!). До самого конца фильма невозможно понять что же всё-таки происходит, кем являются оба героя и какая же цель приезда очаровательной девушки в глубинку. Развязка происходит буквально за 5 минут.

Просмотр фильма вызывает неизгладимые впечатления. Особенно первый раз, когда сюжетная линия захватывает на все 95 минут фильма. Однако, фильм из тех, которые хочется пересматривать вновь и вновь. И, если не всегда, то долгое время находить в нём что-либо новое. Извлекать мысль, досконально прочувствовать героев.

В одном эпизоде фильма звучит прекрасный лирико-философский (позволю себе так его классифицировать) романс, который хватает за душу и вызывает желание выучить его, чтоб играть хотя бы самому себе.

Ну и финальный аргумент - шикарный букет актёров и их шикарная игра. Вы только посмотрите, кто радует в главных ролях - великолепный Алексей Гуськов и сногсшибательная Олеся Судзиловская. А также в эпизодических ролях просто неподражаемы Александр Робак и Владимир Стержаков.

Проще говоря, фильм гениальный. Отличный сюжет, замечательный актёр. Фильм - для всех, независимо от вкусов в кинематографе, возрасте, поле. Каждый сможет что-то найти в фильме для себя. В этом фильме есть всё, что нужно хорошему фильму.

22 февраля 2009 | 22:53
  • тип рецензии:

В заштатном городишке, где остановилась молодая столичная особа, она никого не знает и никому не знакома. И делать ей здесь, вроде нечего, однако она здесь по делу. Простой на первый взгляд мусорщик - первый с кем знакомится мадам по прибытии. И что-то в нём сразу же её настораживает, что-то не даёт покоя, и она решает разгадать эту человеческую загадку…

Лирическая и трогательная по-своему мелодрама, разворачивающаяся в знаменательный период зимней сказки, сталкивает двух незнакомых людей. Разных взглядов, принципов, приоритетов, и вроде ничего общего между ними нет. Но почему же они всё-таки встретились, почему?

Есть что-то неприлично эмоциональное в творчестве постановщика Шенгелии, что-то, что берёт одновременно за душу и за сердце, заставляя удивляться и поражаться органичности, смекалке и таланту режиссёра.

Вот и очередная его работа - «Мусорщик», трогательная по содержанию, грустная по форме и ещё более отточенная чем «Классик» по мастерству. Но ведь и жанры всё-таки разные: ленту 98-ого года можно охарактеризовать как мелодраматический боевик, а «Мусорщика», несмотря на все сюжетные заносы постановщика в сторону криминала, как чистую мелодраму. И все-же, видимых различий у картин гораздо меньше, чем схожестей.

Причём схожие мотивчики начинаются с названия фильмов: «Классик» и «Мусорщик». Если первое обозначает прозвище героя, второе в свою очередь именует профессию - а это уже различие. Однако, стоп. За весь хронометраж ленты мы так и не узнаём настоящего имени героя (в то, что оно есть сомневаться не приходится). Для нас он так и остаётся просто Мусорщиком, несмотря на двойное дно. То есть, это его прозвище, кличка, как хотите. А это снова схожие черты.

Как и в предыдущей картине Шенгелии зритель попадает в заштатный городишко, затерявшийся среди снегов в европейской части России (как позднее выяснится, в Ярославль). Действие обоих лент происходит зимой, однако по динамике «Мусорщик» значительно уступает «Классику», благо действия в картине немного. Да и главные герои фильмов схожи по своему стремлению - это честные, благородные люди, делающие полезное дело, приносящие людям пользу (в одном случае с помощью таланта, в другом с помощью труда). Можно ещё отметить, что у героев Гуськова в этих фильмах Шенгелии есть мечта или цель, к которой они стремятся (пускай даже средства их, в достижении этой цели различны), а стремятся они к ней посредством перевоплощения. Вот и ещё одна схожая черта - герои обоих фильмов выдают себя за тех, кем на самом деле не являются или до определённого момента не являлись.

Также схожая черта в «Классике» и «Мусорщике» - это актёрский состав. Помимо Гуськова из предыдущей ленты Шенгелии в «Мусорщик» перекочевали Евгений Серов и Михаил Шашков, в «Классике» сыгравших подручных Савицкого. Плавно переходя к режиссуре необходимо отметить, что этот фильм один из последних достойных представителей в фильмографии Георгия Шенгелии. После него постановщик создал ещё несколько картин, но все они начисто лишены того обаяния чисто русского кинематографа, некоей природной меланхолии, жизненного застоя, безнадёжного оптимизма, присутствовавших в «Менялах», «Стрельце неприкаянном», «Классике». И «Мусорщик», словно звучащий рефреном уходящему таланту режиссёра, последний достойный представитель этого маленького, но плодотворного списка, хотя и бытует мнение, что «талант, мол, пропить нельзя». Можно, господа, можно. Это же Россия.

6.5 из 10

22 июля 2014 | 23:38
  • тип рецензии:

Вопреки критике моего товарища, тоже большого любителя Ивана Охлобыстина, я посмотрел этот фильм с большим интересом. Иван связан с этой картиной тем, что именно по его одноименной повести и был снят этот фильм.

В провинциальный город приезжает молодая девушка из столицы. И тут же знакомится с местным мусорщиком. Однако на обычного мусорщика он не похож – хорошо поставленная речь, не несет перегаром и чувствуется образованность.

Они встречаются каждый вечер, и играет в игру – рассказывают друг о друге. И лишь в конце фильма зритель понимает, кто оба есть на самом деле. Чувствует рука Охлобыстина – фильм неожиданный.

После просмотра зритель остается в раздумьях – и это самое главное - как надо жить в этой жизни. Ведь образ мусорщика, которого играет Гуськов, это образ философа, который от жизни, по большому счету, отрекается. Он смотрит на жизнь со стороны. А девушка (Олеся Судзиловская) это наоборот человек, который хочет почувствовать всю сладость, пусть и недолго эта сладость продлиться.

Замечателен момент, а точнее фраза, которую говорит героиня Судзиловской, когда ложится на постель в квартире мусорщика - «И ведь ни капельки не стыдно. Почему?». В фильме также присутствует и моральное нравоучение о том, что важнее – материальные ценности или духовные.

Оценка:

6 из 10

02 декабря 2009 | 17:31
  • тип рецензии:

Хорошо подумайте, что вы хотите увидеть в этом фильме.

Во-первых, этот фильм - вестерн.

Отсутствие лошадей, револьверов, прерий и головокружительного сюжета с дуэлями и погонями ничего не значит. Этот фильм является вестерном даже больше, чем многие заграничные вестерны.

Во-вторых, этот фильм очень хорошо замаскированный вестерн.

Мне не удалось найти достаточно внятного определения жанра 'лошадиной оперы', и когда кто-то относит фильм к этому жанру, то опирается на символику. В 'Мусорщике' эта символика присутствует в неявном виде.

На мой взгляд настоящий вестерн отличает от просто приключенческого фильма то, что в его сюжет заложена притча. Этот фильм - притча. Притча о двух людях, которые являются абсолютной противоположностью друг другу и поэтому сходятся. Сходятся, но не соединяются, потому что для того, чтобы соединиться, надо сделать шаг навстречу. Никто из них этого шага не делает.

Вот такое кино.

29 октября 2006 | 00:22
  • тип рецензии:

Интересный фильм, нестандартный, неожиданный. Побольше бы у нас таких снимали вместо стрелялок и мыльных детективных опер.

В моем представлении основной лейтмотив фильма - конфликт мировоззрений человека в различные периоды его жизни. В молодости мы бодры, оптимистичны и ждем от будущего только счастья. Со временем мы становимся прагматичнее, мы уже виидм, к чему реально приводят наши юношеские порывы, но мы не в силах донести это поколению, идущему вслед за нами. Чтобы стать мудрыми, им надо самим наступить на те же грабли, совершить те же ошибки, и желательно с минимумом необратимых потерь. Некоторые вещи невозможно понять, не пережив их самому.

И фильм оставляет зрителя в раздумии. Он не дает четкого ясного ответа на дилемму, что лучше: быть философом-стоиком и молча наблюдать на проходящую мимо жизнь или прожить ее самой, пусть краткую, на яркую.

И каждому будет свое.

25 апреля 2008 | 16:23
  • тип рецензии:

Молодая красивая девушка на дорогой машине в захолустном городке и мусорщик, который первым встречается ей морозным утром. И кто здесь главный о чем фильм? О наркоманке-курьере и киллере думаете? Не все здесь так просто.

Как говорит главный герой - нужно начинать переделывать мир с себя - просто убери за собой мусор для начала, а потом призывай других людей на баррикады за лучшей жизнью.

Где вы еще увидите как мусорщик пожимает руку мэру городка и это честь для мэра, а не для мусорщика? Как сын -раздолбай мэра преображается, когда начинает петь песни.

Постепенно, ненавязчиво, через игру зрителя все больше убеждают - не в деньгах счастье, все мы должны стать мусорщиками - очистить свою душу от ненужного хлама, излишеств и стремления переделать сначала мир, а потом уж себя.

10 из 10

26 мая 2015 | 14:09
  • тип рецензии:

Итак, уточним сразу - это притча. А притча тем и хороша, что можно особо не напрягаться и не продумывать причины поступков героев. И уж тем более не пытаться эти поступки в деталях объяснить. Все происходит 'потому что судьба такая'.

Главные герои:

Она - злобная стервочка из столицы. Эдакая гламурная фифа, абсолютно уверенная, что деньги и счастье суть синонимы, а жизнь за МКАДом даже и не начиналась никогда. Ну и 'заграница нам поможет' в погоне за птицей удачи.

Он - Мусорщик с большой буквы. Не дворник с метлой и фартуком, не уборщик со спецтехникой. Нет. Он - таинственный Мусорщик, у которого (несмотря на попытки режиссера хоть вначале изобразить простого мужика) на лбу написано: 'Очищаю мир от всякой грязи'. Во всех смыслах этого слова.

Место действия - небольшой российский городок. Глухая провинция. Он там живет и работает. Она туда приехала по поручению Сильных Мира Сего. Так как это притча, то никто так и не удосужился объяснить, что это за люди и почему в качестве исполнительницы серьезного поручения они выбрали истеричную барышню, постоянно бьющую посуду и швыряющую мобильные телефоны. Да, и наркоманку до кучи.

В общем, они встретились. 'Я его нашла', сообщает она Сильным Мира по городскому телефону из гостиницы, проведя с ним дней эдак пять. И непонятно, то ли она сразу догадалась, что это он и просто тянула время, то ли догадалась не сразу и действительно искала нужного Сильным человека... Ладно, это же притча. А в притчах нужные люди всегда появляются сами. Это в жизни незнакомых людей в незнакомом городе надо искать, задействуя милицию и паспортные столы. А в притчах первый же забулдыга у мусорного контейнера - тот самый, который нужен и есть. Собственной персоной.

Все то время, что они вместе, они играют в увлекательную игру 'Давай я тебе о тебе расскажу'. И рассказывают все очень точно. Причем с такими подробностями, что Шерлок Холмс проглотил бы свою трубку. От зависти. При этом совершенно необязательно пояснять, как именно он догадался, что в школе она любому позволяла себя лапать и как она догадалась, что его - Мусорщика - жена была близорукой и стеснительной.

Разбавлены эти разговоры походами в гости к мэру, который Мусорщика встречает как родного, дракой с местной шпаной, которую Мусорщик раскидывает, даже не напрягаясь (не зря же еще в самом начале нам показали, что он умеет нунчаками махать) и игрой в казино, где, вопреки ожиданию, наш герой просаживает внушительную сумму. (И не спрашивайте, откуда у него деньги на казино, дорогие костюмы и хрустальные бокалы, которые бьет героиня. Это же притча, тут всегда так. Может, с прошлой жизни осталось).

Кстати, о прошлой жизни. Наиболее важную информацию о прошлом героев (а также об их настоящем и будущем) мы узнаем в последние пять минут фильма. Тогда же происходит довольно вялое объяснение... нет, даже не в любви, а в желании быть вместе. Вроде: 'А давай попробуем, а? Чего терять?' Только она хочет в Париж или, на худой конец, на Канары, а он - остаться в этом городе до конца дней. После чего она уезжает в Лучшую Жизнь. Красивую, но короткую. А он остается.

Кому-то в этом фильме музыка понравилась. Романс в середине. Исполняет пьяный сын мэра, мальчик-мажор, которому на днях в армию. Персонаж вымышленный по определению, но ведь это же, как мы помним, притча.

08 октября 2010 | 23:01
  • тип рецензии:

'Мусорщик' - это, на мой взгляд, лучшее, что было снято по произведениям Ивана Охлобыстина, давно считавшегося одним из талантливейших драматургов и сценаристов современной России (вспомним хотя бы 'Даун Хауз' и ДМБ).

Конечно же, фильм - притча. В любой притче должен быть поучительный момент, и в 'Мусорщике' он есть и не один. Каждый зритель извлечет из ленты что-то своё для себя, сделает какой-то свой вывод, и не обязательно он будет совпадать с выводом других. Даже исполнители главных ролей Алексей Гуськов и Олеся Судзиловская, рассуждая о картине, немного расходились в отдельных деталях понимания сюжетных линий.

Кстати, всем, а особенно поклонникам этого фильма или актёров, рекомендую смотреть не только с оригинальной звуковой дорожкой, но и после второй раз с комментариями Гуськова и Судзиловской - узнаете много нового и интересного и о кино в целом и об этой работе, да и просто посмеётесь, так как рассуждают они там обо всем очень непринужденно, будто сидишь с ними за одним столом.

Пожалуй, выделю два главных момента для меня.

1) Вся картина построена вокруг двух героев, являющихся антиподами друг другу с одной стороны, но в чем-то и похожими с другой. Она - эдакая избалованная, обеспеченная симпатичная москвичка с провинциальными происхождением и провинциальными же деревенскими манерами. Он - эдакий супермен по-русски, с утра обычный мусорщик, а вечером - уважаемый и состоятельный по местным меркам человек, да еще к тому же с не дюжими физическими, умственными и даже сверхъестественными способностями. Вот две противоположности не сразу, но притягиваются. Каждый из них вскрывает друг в друге спрятанные как положительные, так и отрицательные стороны. Маски сняты, придуманные обоими героями для себя образы и миры улетучиваются в несколько мгновений. Каждый из них, казалось бы, угнетённый своей судьбой и далёкий от высоких чувств человек, вновь обретает их в этом симпатичном маленьком провинциальном городишке.

Обычная столичная сучка на некоторое время превращается во влюбленную девочку, перестаёт кидать мусор, где ни попади, и хамить кому попало. 'Невероятно, не сплю пятую ночь, порхаю как бабочка'. Он также не чурается своего неоднозначного прошлого, несколько отходя от совершенного, невозмутимого и непоколебимого образа, и также, как оказалось, способен еще влюбиться. 'Неужели?', - спрашивает мусорщика мэр, когда видит его с очаровательной спутницей.

2) Второе - это развязка. Надеюсь, что не сочтут за спойлер, тем более, что видел их уже в некоторых здесь рецензиях. Любовь, которая завоевала и изменила их, продержалась, но лишь несколько дней, а внутренняя сущность и суровая реальность всё равно взяли своё. В итоге пришло время принимать решение, но каждый из них не захотел подстраиваться и перестраиваться под образ жизни другого. А какого-то консенсуса, компромисса, который бы устраивал обоих, они искать и не пытались. Он со своей жизненной философией очищения, уборки мусора хотя бы в ограниченном, небольшом личном пространстве и преподавания примера остальным не захотел уезжать с ней, характером фактически противоположным, с постулатом по жизни 'единственное, что правильно и нужно - это быть счастливым самому здесь и сейчас'. Равно как и она не пожелала потратить остаток жизни на пребывание в провинциальном городишке, 'очищаясь от грязи'. В итоге наша сучка мусорщика даже некоторым образом подставляет, за что вполне может поплатиться в будущем. Вот такая вот история о том, что любви надо идти навстречу, а не себе, не страшась начальных сложностей, ведь цель окупит средства.

Но не только оригинальная и сильная философско-психологическая начинка меня привлекла. Что всегда манит в любом фильме - это неповторимая атмосфера и оригинальные идеи. И в 'Мусорщике' они на потрясающем уровне. Небольшой, но весьма симпатичный как дневной так и особенно ночной зимний Ярославль словно островок, отделённый от остального мира огромным океаном, на котором только и возможна столь романтическая история. Лёгкая лиричная музыка напоминает о французских мелодрамах 60-х годов, а песня сына мэра едва ли кого-нибудь не тронет за душу. Что-то аналогичное сцене гуляний на льду на снегоходах, санях и прочих средствах передвижения я не видел нигде. А идея с рассказами друг о друге, начиная с детства и кончая будущем?. А идея в казино, где мусорщик, словно телекинетическим образом заставляет шар опуститься именно на ту цифру, на которую он и поставил?

Тем не менее, после столь невероятного фильма испытываешь лёгкую грусть и тоску. Грусть за судьбу отечественного кино, которое итак не очень часто выпускает что-то стоящее, а иногда и не обращает внимания на свои же великолепные работы, подобные 'Мусорщику'. Удивительно, как столь стильная, фактически выдающаяся лента с отличным актёрским составом прошла мимо как кинофестивалей с наградами, так и повышенного ажиотажа зрителей, хотя, надо признать, поначалу он всё-таки был. Очередное недооцененное российское кино.

10 из 10

14 февраля 2011 | 12:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: