К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Ох уж этот странный британский юмор... Бессмысленный, беспощадный и уходящий за грань Пушкинских эпитетов, он всегда выбивался из штампов существовавшей комедии, будь то послевоенные по-театральному обыгранные попытки черно обыграть Хеллеровское предубеждение или захват внимания на телевидении, с чьих подачек и вошли понятия 'ситком' и 'абсурд' в мейнстрим. Монти Пайтон были именно такими комиками - артистами, в ком помимо подросткового желания выделиться по максимуму присутствовал и неподдающийся рациональному объяснению талант. Завершив пятилетний скетчевый сериал 'Летающий цирк', шестеро уже тогда медийных столпов Великобритании снимают первый полный метр, бывший, скорее, даже не попыткой произвести хорошее кино. Два Терри - Джонс и Гиллиам - рассказывали, что для них 'Священный Грааль' - большой учебный опыт. Но переходный этап с телеэкранов на экраны кинотеатров в итоге стал, пожалуй, если не непревзойденным, то точно одним из ключевых этапов становления современного облика кинокомедии в любом ее проявлении - от серых последовательностей безобразно плохих работ до культового кино. А делов-то - снять фильм, за малый бюджет, субсидированный прославленными рок-группами ради избежания оными уплаты налогов, вложив в него чистый, первообразный абсурд. Но это не простой каламбур, сарказм или едкий черный юмор. Кажется, это что-то, доставшееся от необъятных, нематериальных мыслей, их не почерпнуть в литературной классике или ситуативным образом, обладая непомерным остроумием. Умы Монти Пайтон не поддаются логике. И как им удавалось ранее и удалось со 'Священным Граалем' очаровать безудержным сумасбродством, наверно, не понять по книжкам, и условные братья Коэн не придут позже повторять опыт странных англичан.

С другой стороны, 'Монти Пайтон и священный Грааль' не получился фильмом, с успехом поразившим всех. Еще после выхода критика оставляла смешанные отзывы о ленте, пытаясь померить ее путем разумных объяснений или в сравнении с какими-то консервативными обычаями. Только вот зачем? Кино не свалилось с места в карьер, до этого постепенно подготавливаясь в виде нарабатывания навыка, когда из любой вещи можно сделать шутку, условную 'Репу'. И было понятно, что оно будет для определенной аудитории, своеобразным Новым английским кино, пусть подобной эпохи на туманном Альбионе, в отличии от соседей французов или американцев, не произошло. Со временем, правда, получилось совсем иначе: фильм стал невероятно теплым у зрителя массового (правда, более прижившийся в определенных странах). Видимо, он лучше критиков понял структуру картины, менее серьезно отождествляя ее с окружающим миром. При этом единственное коренное достижение 'Священного Грааля' - это то, что здесь Монти Пайтон сделали выражение 'смешно, потому что тупо' аксиомой, математической истиной. Ранний юмор был более интеллектуальным, как в диалогах, так и в деяниях. Его следовало разбирать, обсуждать, понимать. А здесь комедия выстрогана из элементов совершенно несбалансированного, хаотичного юмора. Бредового, что самое главное, а то и погрубее - тупого, идиотского. Но до чего этот идиотизм поразителен.

Глупа до остервенения картина, но лишь на первый взгляд, когда славный король Артур, скача под стук половинок кокоса на абстрактной лошади, собирает рыцарей Круглого стола в поход за священным Граалем - чашей, из которой пил Иисус. Тот самый случай неизмеримого, который не существует в единственной ипостаси. Когда надо, шестеро сценаристов-актеров-комиков подкинут и черного юмора, и фарса, ни на секунду не останавливаясь в реализации потенциала работы. Король Артур будет все дальше скакать на лошадке, и соратников у него прибавится, кто также не спускает узды. А зрителю неясно, что еще ждать после увиденной конной кавалерии. Но сценаристы находят новые и новые шутки, превращая древнее сказание в аннигиляторную помесь исторической эпохи и диагноза, где черному храброму обрубку, готовому сражаться, не удивишься; как и крестьянам-анархистам, забавляющим сатирическими рассуждениями о власти; и французам, кидающимся скотом со своих катапульт. По сути, группа творила в привычном ключе: эпизоды фильма - скетчи. Но важно было объединить их в многогранную фреску, чтобы кино не получилось еще одним эпизодом 'Летающего цирка' на полях Англии X века, что у создателей отменно получилось. Им удалось воссоздать историчность, где иллюстрация сохраняется, как и грязные декорации с рваными костюмами, тем самым визуально моделируя времена налицо. И соединяется эпоха одной цепью повествования, забрасывая героев во всеразличные легендарные события, будь то быт или фольклор. Периодически шалит - куда ж без оного. Вот так летающий цирк превратился в цирк скачущий, попутно развеивая плащом и встречая новоявленных персонажей, заставляет вообразить энциклопедическую историю в новых красках, никого при этом не поливая из ушата с помоями.

Голубой сын короля (другой, не Артур) пошлет стрелу с посланием, из-за которого храбрый Ланселот вырежет треть населения на пути к замку. Только вот по пути он отсечет лезвием меча безымянного историка, из-за которого окажется преследуемым жандармами нового времени, и машина с мигалкой будет ездить по британским средневековым пустошам в поисках негодяя. У них не было Тардиса, доктор Кто не залетал в многочисленных путешествиях туда. Но спрашивать у автора, что это, - неправомерно. Ведь помимо общей картины 'Священный Грааль' так и плещет новаторскими приемами, вроде бы пытающимися подыгрывать истории, но дополняющими кокосовое безумие. Захочет аниматор Гиллиам - вырежет монстра, преследующего рыцарей и так далее. На пользу создатели еще пуще закидывают фильм абсурдом, они не пытаются обойти сюжетные препятствия, а отрезают их, было и нет. Их просто нет, как и объяснения происходящему. Взрослые детские мысли.

Но главенствует все-таки не абсурд. Джонс и Гиллиам сняли равномерно высокопарную работу, не отпускающую ни на минуту. И ее целостность обуславливается не наркоманским подходом, а профессиональным комбинированием традиций, привычек и инноваций. Первое находит отражение в высмеивании взаимоисключающих параграфов: рыцарь-обрубок готов драться, королевская рать преследуется полицией. Второе - в абсурдистских приемах, фильм можно было с легкостью закончить после титров с кропотливым вниманием к лосю. И третье - это многочисленные крушения четвертой стены, диалоги в гротескной форме, беспардонные песенки про наматывание кишок не настолько храброго Робина и так далее, доселе не бросавшиеся в глаза в раннем киноопыте. Поэтому он и полюбился многим людям, с разным подходом к юмору. По сути, 'Священный Грааль' стал первым фильмом, пробившим границы собственной аудитории, разобравшей его на мемы, отсылки, цитаты. Разве это - массовое блаженство по поехавшему проекту?

Пройдет четыре года, и выйдет более грандиозное по скандальности 'Житие Брайана', где абсурд кристаллизуется в откровенную чернь и антицензурный гимн. Но он полюбится многим меньше. Видимо, Монти Пайтон достигли пика в первом же фильме. Другого шанса, увы, не предоставится, ибо Грэм Чепмен и его король Артур ушли в закат жизни. Точнее, ускакали на невидимой лошади под звук кокоса.

9 из 10

24 ноября 2019 | 21:32
  • тип рецензии:

Сие творение является эталоном комедии. На «Священный Грааль» ссылаются многие кинодеятели и комики. Для меня фильм подобен «Комнате» Томми Вайсо среди комедийного жанра, пусть и на западе его провозгласили легендарным.

Пародийно и абсурдно нам представляют главных героев. Король Артур собирает рыцарей круглого стола. Высмеиваются кони, которых заменили на единственных разумных существ, от взгляда на которых становится смешно, а способ скачки выдаёт особый юмор, граничащий с абсурдом. И тебе не понятно: то ли в таком виде зрителю следует принимать картину, то ли режиссёр Терри Гиллиам издевается над нами. Смешные постановки граничат от глупости до чрезмерной пошлости. Из-за этого появляются кое-какие мысли: в 1975 году было нормально показывать сортирный юмор? Ну, такое…

Знакомая легенда о приключениях короля Артура высмеяна, но на фоне всего безумия проскальзывают довольно важные темы. Так по началу, Артур в шутливой манере предстает перед зрителями. Древние замки по пути следования веяли историческими отсылками, но обитатели этих цитаделей, которых нам показывают только в том ракурсе, в котором их видит Король, поднимали на смех всё, ведя диалоги о чём угодно, но только не о продвижении сюжета фильма.

На следующей дислокации нас встречают анархо-синдикалисты, которые поднимают вопросы форм правления. Политические разногласия с Артуром будто переносят нас в другое, серьёзное кино. Не для юных зрителей такой подход. Монархия или республика? Как-то во время королевского правления, хоть главный герой вымышленный персонаж, всё равно существует пусть не абсолютная монархия, но всё же ограниченная. Коллаборация законов и прав с высмеиванием всего происходящего оказывает своеобразный эффект: ты всё ещё ловишь «face palm» от некоторых диалогов, но в тот же момент рассуждаешь о политическом режиме и расставляешь все полномочия между поданными и правителем.

Встреча с Чёрным рыцарем настолько забавная, что ты уже не обращаешь внимания на отсутствие логики (нет её в этой картине, смиритесь!). Никто не пройдёт мимо храброго воина, но бой с ним вызывает веселье, пусть и с бутафорским аксессуаром, это забавно и соответствует принципам рыцаря (парень за базар отвечает). Забавляет, что все действия происходят на полном серьёзе, диалоги звучат уверенно и сурово, а выглядит карикатурно. Возможно, в этом и есть залог комедии – с серьёзными намерениями и брутальным выражением лица творить глупые вещи.

Рыцари, которые специально цензурять маты, кажутся лишними в этом эпосе, но на фоне сортирного юмора и «чистой» брани создаётся чувство полноценности картины – всего понемножку. Святая ручная граната, которая меняла временные рамки картины, добавляя мистики во времена правления Артура. Стоит ли смотреть данное творение? Если вы заядлый фанат кино, если ищите вдохновения и хотите пройтись по культовым проектам («Комната», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), то стоит. Юмор подаётся открытым, порою, не обоснованным и совсем неуместным, но он есть, и вам должно быть смешно.

Поиски Священного Грааля скрепляют рыцарей в единое братство короля Артура… пока им не встретится белый кролик (это не метафора). Местами скука пробирается, но в целом весело.

22 февраля 2019 | 12:40
  • тип рецензии:

Что ни говори, а 'Монти Пайтон' - знатоки подлинного абсурда, способного казаться смешным и растаскиваться на цитаты. Наиболее культовым фильмом этих британских комедиантов считается история про скорость ласточки без ноши.

'Святой Грааль' - это целиком и полностью острая постмодернистская пародия на легенды о короле Артуре и рыцарях за круглым столом.

Невероятно креативным образом высмеивается их слабоумие в сочетании с отвагой, на фоне всего остального театра абсурда.

Здесь французы швыряются коровами в англичан, страшнейшим монстром оказывается нечто совершенно неожиданное, а Святой Грааль так и не ищется доблестными рыцарями.

Рекомендую смотреть фильм только в оригинале, ибо можно пропустить потрясающую игру на акцентах, сейчас такое нечасто производится. Чаще обыкновенный американский английский. А такого контраста уж давно не видел.

Картина сделана невероятно просто и малобюджетно, но это только придаёт шарма, абсурдности, ради которой, собственно 'Монти Пайтон' и творят по сей день тот самый британский юмор, непонятный многим, но всё же заслуживающий внимания. Лично мне было очень смешно.

'Монти Пайтон и Святой Грааль' - это подлинный британский юмор на чисто британскую же тематику, чем и прекрасен. Театр абсурда, что заставит вас хохотать от сумасшествия, творящегося на экране, но не скатывающегося в откровенную наркоманию. Всё предельно логично и весело. Смотреть обязательно. Мне вообще стыдно, что добрался до такого сокровища только сейчас.

14 сентября 2018 | 18:46
  • тип рецензии:

Коротенько

Полный дикого абсурда, актуального стёба, чёрного юмора вперемешку с остроумием 'Монти Пайтон и Священный Грааль' превзошел все мои ожидания. Я увидел настоящую комедию, на которой отлично посмеялся. Все происходящее не кажется дикой тупостью и пародией ради пародии, а настоящим талантом создателей, актеров, сценаристов, что воплотили вот такое чудо на экран. Картина вдоль и поперек замурована отличным юмором, и плохих шуток я вообще не встретил.

А в чем удивление, так в том, что даже сейчас их юмор работает и веселит. Смотрел, как говорится, на одном дыханье, успевая зацепить высмеивание над политикой, религией, культурой, мюзиклами. И за эти полтора часа я не разу не словил себя на мысли о том, что где-то я уже это видел. Гениально! По моему, то что я сегодня увидел комедийное превосходство над всеми представителями данного жанра. Ну даже если и не лучший, то один из таких уж точно. Шикарное детище, которое актуально и по сей день, черт возьми, даже над религией умудрились изощрится.

19 декабря 2017 | 15:27
  • тип рецензии:

- А как знать что он точно король?
- Так он же дерьмом не измазан!

Оговорюсь сразу: если вы не видели этот фильм, вы пропустили целую эпоху в жанре комедии. Если вы видели этот фильм, то вы или полюбили его, или наоборот считаете что время просмотра и метры кинопленки потрачены зря. Равнодушных зрителей он после себя точно не оставит.

На что стоит сразу обратить внимание - этот фильм сложно вписать в рамки. Грани между абсурдом и полным абсурдом на экране практически нет, но при этом невозможно оторваться от просмотра. Высмеивается абсолютно всё, создается впечатление что у создателей вообще нет запретных тем. Причем высмеивается настолько тонко, что интерпретировать можно как угодно. О создателях и создании фильма тут до меня написано немало, повторюсь лишь, что кино на минуточку 1975 года - время, когда вроде и стало можно демонстрировать столь неоднозначные фильмы, но всё же с долей риска что их не воспримут. Ну а в режиссерах - Терри Гиллиам, который в представлении не нуждается.

Возвращаясь к сюжету - король Артур идет собирать рыцарей Круглого стола для похода за Священным Граалем, но вот незадача: бюджет планируемого мероприятия урезан настолько, что даже на лошадь королю не хватило. Но так как он всё же король, а не сопля зеленая, он гордо шагает словно сидит на лошади за ним бредет слуга, который тащит на спине королевские пожитки (а сбоку воткнут королевский штандарт - у нас тут целый король как-никак) и периодически стучит кокосами, имитируя звук лошадиных копыт (тема того, откуда в средневековой Англии взялись кокосы раскрывается ну просто на 'ура'). Так и ходит по стране от замка к городу и от леса к лесу в поисках достойных. То, как он это делает и что происходит в процессе - абсурд на грани фола, да, и кокосы в начале кажутся вообще невинной шуткой. Но ведь и правда смешно!

Во многих сценах этого юмора 'не для всех' и абсурда в избытке. Черный рыцарь, троянский кролик, суд над ведьмой, поход за Граалем и чем в итоге окажется Грааль - происходящее на экране не даст заскучать ни минуты.

Смотреть ли? Это совсем не добрая старая комедия с отметкой 'для семейного просмотра'. Фильм получился для взрослых и даже философский (комедия комедией, а темы поднимаются серьезные - оплата труда рабочих, управление толпой, бюрократия) даром что у него такой простой (относительно) жанр. Но он стоит потраченного времени хотя бы потому, что после просмотра у зрителя не останется сомнений насчет того, а что же это такое - легендарный британский юмор.

Кстати, бюджет составлял около четверти миллиона долларов, что для полнометражного фильма с историческими декорациями считается ну совсем неприличной суммой. Но несмотря на это, снято достойно и не возникает ощущения что все происходит в одной декорации где иногда стулья переставляют.

10 из 10

19 июня 2017 | 02:02
  • тип рецензии:

Жил на свете такой король Артур, был у него замок Камелот, и вот как-то решил король собрать самых сильных и достойных своих людей. А когда собрал, ему явился Бог и велел найти чашу Святого Грааля. И рыцари дружно отправились искать Грааль по всей Британии, попадая, естественно, в самые разные приключения и встречая самых разных героев, при виде которых у Томаса Мэлори случился бы инфаркт: французские рыцари, совершенно не по-рыцарски издевающиеся над английскими коллегами, лесные рыцари, говорящие 'ни' (в русском переводе они почему-то говорят 'репа'), крестьяне-анархо-синдикалисты, которым ни короли, ни рыцари не нужны, и даже известный историк из двадцатого века. Именно в таком виде данная постановка комик-группы 'Монти Пайтон' излагает общеизвестную легенду. Рыцари в этом фильме передвигаются на воображаемых конях, ведут подчеркнуто издевательские диалоги со всеми, кого встретят - в общем, фильм в самых непринужденных, непосредственных тонах пародирует легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Терри Гиллиам и компания жизнерадостно и непринужденно троллят великого и к тому времени уже воспетого во всех видах искусства короля, ни к чему не отсылая, не читая мораль зрителям.

Из художественных особенностей фильма можно отметить обилие анимации - может, в силу нехватки бюджета, а может, так было задумано изначально. Или и то, и другое. Причем анимация, в основном стилизованная под средневековую живопись, пародийна сама по себе, вне контекста фильма.

В целом, кино у британских юмористов получилось приятное, веселое, поднимающее настроение. Такие фильмы всегда смотрятся с удовольствием, особенно долгими осенними и зимними вечерами.

Еще один плюс 'Монти Пайтона' - возможность взглянуть на полюбившихся с детства героев с новой точки зрения. От пафосных историй о подвигах, сражениях и прочем люди устали, наверно, еще задолго до рождения короля Артура. Их проще изобразить, благо есть у кого брать пример - такими сюжетами люди искусства кормят ближнего с незапамятных времен. А вот спародировать такую историю без лишних комплексов, без мыслей о неправильности такого прочтения - отдельное, крайне сложное искусство. Тем не менее, начинающим киношникам это удалось, и вполне неплохо. Об исторической реалистичности при таких обстоятельствах говорить, конечно, сложно. Но в том жанре она и не нужна. Есть король Артур, мечи, доспехи, чудовища, подвиги - значит, это Средневековье. Большего не надо. Единственный ляп, который действительно бросается в глаза - на доспехах короля Артура почему-то изображен не канонический красный дракон, а золотое солнце.

Как результат всего вышеописанного - глуповатый, но по-своему уютный фильм, которому можно смело поставить

10 из 10

30 октября 2016 | 22:38
  • тип рецензии:

Встречаются два посмотревших данный фильм зрителя. Первый говорит: 'Это полный бред, шедеврально.', а второй ему отвечает: 'Это полный бред, тупо и не смешно!'.

Логический абсурд. Да, именно он правит местным балом. И весь юмор строится исключительно на этом. Другим фильм не развлекает вообще. Здесь нет интересного сюжета, здесь нет актерской игры, здесь нет любовной линии, здесь нет крутых спецэффектев и обнаженки. Всё это здесь заменил абсурд. Отсюда главная проблема фильма - его узконаправленность в части развлечения зрителя. Т. е. если вы понимаете всю нелепость ситуации, разбираетесь в истории средневековой англии, примерно помните легенду об Артуре и не брезгуете постебаться над всем этим - добро пожаловать на пир. Это как потроллить тупое общество потребления в 'Идиократии' или 'поржать' над пороками современности в 'Автостопом по галактике' с их поиском смысла жизни. Здесь идет троллинг истории средневековой англии девятого века, а также различных мифов и небылиц. И троллинг очень очень толстый.

В итоге мы получаем фильм 'на любителя'. Вы можете его полюбить и периодически пересматривать в своё удовольствие. А можете просто не понять местный тупой юмор и пройти мимо. Предупреждаю, что здесь нет даже комедии положений и смешных нелепых ситуаций аля 'Очень страшное кино'. Поэтому если не брать в расчет местный юмор, то фильм заслуживает оценки в 3 из 10 за то, что в нем нет вообще почти ничего кроме нескольких костюмов, какого-никакого сценария и съемочного процесса.

Лично я просмотром оказался доволен, а особенно мне понравилась моя же реакция в конце: 'Что за наркоманию я только что посмотрел?'. Да, оно того стоило. И, возможно, я пересмотрю данный фильм в отдаленном будущем. Отдельно кстати, низкий поклон за сцены с французами, они просто шедевральны.

8 из 10

05 мая 2016 | 22:54
  • тип рецензии:

«Монти Пайтон и Священный грааль», невероятный фильм режиссера Терри Гиллиама и Терри Джонса 1975 года. Непосредственно Терри Гиллиама всегда был большим «сказочником» в хорошем смысле этого слова. Все работы его где-то фантастичны, где-то невероятны. Но всегда несут смысл, а шутки одна, остроумней другой. Тем более интересно посмотреть его первую полнометражную работу. Если Вы видели такие фильмы, как «Воображариум доктора Парнаса», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Бразилия» то этот фильм приятно удивит и понравится.

Творческое объединение «Монти Пайтон» в итоге создало целый мир абсурдно-юмористических, сюрреалистически-сатирических киноработ. Многие шутки в фильме: « Монти Пайтон и священный Грааль» стали культовыми и перекачали в другие фильмы современности.

Сам сюжет фильма повествует нам о приключениях короля Артура, который ищет себе рыцарей в союз «круглого стола», чтобы отправится в поход за священным Граалям. И естественно, как и в любых приключениях, их ожидают опасности и удача, встреча с колдунами, монстрами и коварными обольстителями.

Жанр этого фильма можно назвать скетч-шоу, так как ленту можно смотреть юмористическими отрывками и это тоже будет здорово.

Весь фильм просто пронизан английским юмором! В некоторых местах даже глупым, но при этом очень смешным! Для российского зрителя могут, конечно, не все шутки быть понятными, но каждый наверняка найдет что-то своё. Не могут не радовать мультипликационные вставки-сочные и яркие. Можно было бы сделать и полноценный мультфильм, как, например, недавно сделали мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» по аналогичному фильму.

И подытожить выше сказанное, делаю вывод: «Лучше 1 раз увидеть чем 100 раз услышать!». Посмотрите и поставьте свою оценку увиденного.

5 из 10

27 марта 2015 | 18:01
  • тип рецензии:

Внимание, Внимание! Эта картина не рекомендуется к просмотру чутким и нежным зрителям, детям до 16, беременным и кормящим женщинам. Но рекомендуется всем, кто любит черный и циничный юмор, а так же знаком с историей Средневековья, когда анастезией был крепкий удар по голове, а все болезни лечили кровопусканием.

Отмечу, что не стоит искать в актерской игре какого-то психологизма и тонкой душевной организации. Их игра эксцентрична. Она построена на внешних ярких и нелепых действиях, их движения подкреплены звуковым рядом, все преувеличено и гиперболизировано.

Что касается операторской работы: она довольно проста, без каких-либо излишеств и невероятных находок, но весьма правильна и грамотна, не режет глаз.

Отмечу особо монтаж и сценарий. Пожалуй, что от сценария и монтажа зависит картина. Сценарий продуман до мелочей. Особенно, нравятся диалоги, которые просты, но достаточно смешны и в чем-то глупы.

Что же, в целом, это эксцентрическая черная комедия, пропитанная цинизмом. И здесь уже на любителя. Как говорится: на вкус и цвет товарищей нет, но я ставлю 10, так как этот юмор мне по душе.

10 из 10

01 марта 2015 | 17:49
  • тип рецензии:

Это были 70-е годы, ребята снимали как смогли - и у них это получилось. Сценаристов брали талантливы, очень талантливых, и вы можете увидеть уже в начале фильме. Этот фильм не для слабонервных, этот фильм не удостоен исторической достоверности, но не смотря на это можно посмотреть фильм.

Ну а сюжет в целом: Король Англии Артур начинает поиски знаменитого Чашу Святого Грааля, паралельно с этим берёт к себе в отряд других рыцарей(Ланселот, Галахад, Бедевер и др), но также попадает в смешные ситуации, как с рёрным рыцарем, рыцарями 'Репа' и с французами-насмешниками, которые сидят в замке и уже имеют Чашу святого Грааля. А в целом фильм комичен.

Рекомендуется посмотреть всем тем, кто не смотрел, чтобы посмотрели, какие фильмы снимали в прошлом веке, а какие сейчас снимают. Но у Монти Пайтонов в запасе есть ещё три фильма, которые такие же блистательные, как и священный Грааль.

7 из 10

20 мая 2014 | 17:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: