К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Туман расступается, неподалеку на глаза попадается скелет, и тут из-за холма появляется рыцарь верхом... на кокосах. Если вы не видели титров, а смотрели только с указания года действия, вам может казаться - сейчас начнется серьезное историческое кино. Примерно секунды через две станет понятно, что вы ошибаетесь, а немного позже, во время передышек от истерического смеха, кои нам так редко дают Пайтоны, задумаетесь о проблемах ласточек, переносящих кокосы, а заодно будете думать, что делать с крестьянами-анархистами, для которых нет большей радости, чем порыться в грязи и порассуждать про высокие идеалы свободы. Короче, бедный Арти, где он раскопал такую обнаглевшую чернь?

Но ладно, 'поскакал' король дальше, насобирал себе рыцарей, и тут стали они думать, куда им теперь. Вначале хотели ехать в Камелот (страшное место), но передумали. Тогда, в прямом смысле, поболтали с богом, и тот их отправил на поиски Грааля.

Так и стали рыцари мотаться по всей Британии, изредка встречая хамоватых французов или еще кого пострашнее (вот тут бы уместно было вспомнить кроликов). В каких только передрягах не побывали эти 'отважные мужи', прочитали молитву гранате Антиохийской, и наконец подошли к замку, где хранился Грааль, а из-за стен торчала голова все того же противного француза.

Да, британский юмор не многим понятен, но если вы в числе тех счастливчиков, которые могут наслаждаться тонкими шутками Альбиона, кино не оставит вас равнодушным и если не повалит на пол на начальных титрах, то к концу точно добьется своей цели. Стеб, абсурд, деланная глупость - все это и есть 'Монти Пайтон':

10 из 10

17 февраля 2012 | 14:46
  • тип рецензии:

Жил да был король Артур-король бриттов. Жил, да решил собрать армаду рыцарей, дабы помогать людям. Собрал он под себя всю силушку английскую, состоящую из самых крутых рыцарей, которые не продадут Родину даже за большую кучу золота. Собирались рыцари в замке Камелот, именовались 'Рыцарями Круглого стола'. И вот так вот они жили, защищали Родину. Но вот пред нами предстает вопрос-а существовал ли король Артур и армада его. Говоришь умные вещи ты, юный падаван - пятерку поставлю я тебе. Но я отошел от темы.

Но на арене, именуемой жизнью, появляется комик-труппа 'Монти Пайтон',которая вызовет смех даже у улитки. Да, и вот решили они перевернуть всю историю про короля бриттов с ног на голову с сатирическим подтекстом и что же у них получилось?

Сюжет, полностью состоящий из комедийных скетчей, крутится вокруг короля Артура, который, собрав команду рыцарей, получил благословенье Божье, что он должен найти священный Грааль. Далее сюжет преподносит кучу комедийных скетчей, от которых живот лопается уже, примерно, на минуте пятой, а сами вы под столом нервно писаете в штаны. Не счастливая ли это жизнь. Это сомнительный маразматический бред, но я старался!Также, есть сцена, высмеивающая падение Трои. Но мое любимое-это финальная сцена. Она настолько идиотская, на гране бреда, что гениальна.

Итог: данное кино является лучшим представителем комедийного жанра. Монти Пайтоны еще раз доказывают, что английский юмор переплюнуть невозможно. Это правда. К просмотру обязательно.

10 из 10

27 января 2012 | 19:10
  • тип рецензии:

Все мы хотим чего-то большего. Джеймс хочет сиквел Аватара, Сержио Леоне хотел «Однажды в Америке» в виде трилогии, а Коппола потратил практически все свои гонорары на съёмку фильма «Апокалипсис сегодня». Похожая тяга к новым горизонтам возникла и у парней из комик-группы «Монти Пайтон», которая всё же решила ненадолго покинуть ТВ сцену и перебраться на большие экраны.

Для этого было много причин, начиная от желания получить популярность в Америке, до творческой самореализации. Как заявлял Терри Гиллиам, парни просто стали уставать от однотипных декораций, которые ограничивал формат телепередачи, да и требования к телевидению тех времён тоже ставило свои рамки. И хотя сам «Летающий цирк» до сих пор является одним из лучших скетч шоу за всю историю телевидения, «Священный Грааль» всё же является чем то большим.

Во-первых группа стала действовать в формате «сам себе режиссёр» - сами играли, сами снимали. Во-вторых увеличился масштаб действия, появились дополнительные сложности в организации. Но несмотря ни на что, и вопреки всему фильм удался со всех сторон. Жанрово это всё та же комедия, чередующая смешные скетчи с безумными приколами. «Священный Грааль» является примером того, что снимать может каждый, лишь бы только была камера и желание. И никакие трудности здесь не помеха. Напротив, они могут даже помочь! Ярчайший пример – пантомима езды на лошадях. Дело всё в том, что денег на лошадей-то не было, вот и выкручивались как могли. Но нельзя не отметить, то, как они выкрутились из всех передряг, ведь за работой были настоящие профессионалы! Тут уж и говорить нечего, достаточно взглянуть на типажи главных героев: Грэм Чепмен — король Артур, Джон Клиз — сэр Ланcелот Храбрый, Майкл Пейлин — сэр Галахад Непорочный, Терри Джонс — сэр Бедевер Мудрый, Эрик Айдл — сэр Робин, не настолько храбрый, как сэр Ланселот, и Терри Гиллиам — оруженосец Пэтси. Не смотря на всю свою любовь к творчеству последнего героя, стоит признать, что Терри слабоватый актёр, зато удивительный режиссёр и аниматор, несмотря на все неудачи, которые его постигли на творческом пути. Кажется, что он идеально дополняет игру главных актёров. Все пятеро просто гении! Они способны сыграть, кого угодно и у них получится вас рассмешить. Их абсурдность и наглость валит наповал, но для того, чтоб окончательно добить зрителя используются психоделическая мультипликация Гиллиама. Причём стоит отметить, что юмор здесь не плоский, очень изобретательный, а местами даже с неким подтекстом:

- С чего ты взял, что он король?
- На нём говна меньше.


Но не шутками едиными запоминается «Священный Грааль». Стоит отметить, что в картине безупречно соблюден антураж средневековья. Конечно, необходимо дать поправку на жанр картины, но замки здесь самые настоящие, да и костюмы не позволяют цитировать Станислаского.

Вот уже без малого 40 лет прошло, а фильм смотрится, да ещё как! Несмотря на свою родословную «Священный Грааль» богатое произведение, наполненное летучими фразами. Оно чем-то напоминает наши советские комедии: внешне немного неказистое, но уморительно смешное и с лёгким подтекстом. Не вижу причин не любить подобные фильмы.

14 сентября 2011 | 22:50
  • тип рецензии:

'Монти Пайтон и священный Грааль' - это первый полноценный полнометражный фильм 'пайтонов'. Сделанный в совершенно абсурдном стиле, он является идеалом исторической комедии, которого ещё никому не удалось превзойти (зато многие позаимствовали некоторые приёмы). Само абсурдное действие перемежается не менее абсурдными шутками.

Абсурд начинается ещё в титрах, где на смеси английского с одним из северных языков говорится об оленях, затем появляются надписи об увольнениях уволивших уволенных, а далее в титрах говорится о ламах. В первом же кадре король Артур скачет на коне без коня и, прибыв к замку, затевает со стражником пространную беседу о ласточках, кокосах и о ласточках с кокосами.

'Монти Пайтон и священный Грааль' установил такую рамку в исторических комедиях, что её ещё никто не смог превзойти. Зато многие позаимствовали некоторые трюки для 'приукрашивания' своих фильмов (что зачастую выглядит глупо).

10 из 10

03 июля 2011 | 20:21
  • тип рецензии:

На просмотр «Священного Грааля» меня подтолкнуло то, что эта комедия, как известно, довольно специфического содержания, что вызвало очень неоднозначные мнения среди публики. По мнению одних – в этом фильме вообще не над чем смеяться, т. к. в нем преобладает совершенно глупый и плоский юмор, другие же напротив, восхищались фильмом и превозносили его. Очень рад, что после того, как я, наконец, посмотрел это кино, могу смело сказать, что без раздумий отнес бы себя ко вторым. Комедия юмористического ансамбля «Монти Пайтон», с которым благодаря именно этому фильму у меня произошло знакомство, привела меня в совершенно сногсшибательный восторг, и первое что я сделал после просмотра, стал искать в сети их прочие работы (Особый интерес вызвал у меня фильм «Жизнь Брайана»).

Единственное в чем я могу согласиться с противниками данного фильма, что «Священный Грааль» - все-таки комедия с очень специфическим юмором, который далеко не всем может прийтись по вкусу. Может быть, у меня не все дома, или у меня уже перед просмотром было приподнятое настроение, но смеялся как резаный я уже во время вступительных титров, а после, когда из-за холма появился прискакивающий на своих двоих король Артур и его слуга, имитирующий стук лошадиных копыт, я вообще готов был расплакаться. Думайте обо мне все что хотите, но юмор полностью попал в меня, все от начала и до конца в «Священном Граале» было абсолютно в моем вкусе.

На что я сразу обратил внимание – это очень необычная постановка. Не менее абсурдный, чем юмор, стиль этого фильма не переставал удивлять с каждой новой сценой. Так же как и фантазия авторов, которые на основе достаточно примитивного сюжета создали столько умопомрачительных сцен, высмеивающих все и вся – начиная с самих себя и собственных предпочтениях в юморе и заканчивая Богом с короной на голове. Иронии в фильме навалом – особенно «Пайтоны» любят иронизировать по поводу всевозможных сюжетных клише, штампов и глупых, притянутых за уши «неожиданных поворотах» в кино. При этом сами «Пайтоны», благодаря придуманному ими поджанру комедии, который имеет достаточно широкие рамки для фантазии, придумали много оригинальных и смешных сюжетных поворотов. Чего стоит хотя бы одна концовка, в которой, если понимать ее буквально, все сводится к тому, что основное действие фильма – было лишь спектаклем во вполне современном мире.

Все актеры из «Монти Пайтона» - большие молодцы, они создали очень яркие образы благодаря выразительной, но не слишком вычурной игре. На них было приятно смотреть. Музыкальное сопровождение в фильме сыграло большую роль. Вряд ли, если бы не музыка, было бы так смешно смотреть на то сумасшествие, что творилось на экране. Ну и последнее что нужно отметить это замечательные костюмы, декорации и грим, которые придали колоритности и выразительности придуманному «Пайтонами» миру и их образам.

Уверен, что еще не раз вернусь к этому фильму, потому что редко когда мне приходится встречать кино, полностью совпадающее с моими предпочтениями в жанре, особенно комедии. Легкий, раскованный и непринужденный юмор этого фильма – как глоток свежего воздуха для меня. Очень надеюсь, что остальные работы «Пайтонов» - «Жизнь Брайана» и «Смысл жизни» произведут на меня не менее сильное впечатление.

25 апреля 2011 | 23:20
  • тип рецензии:

Не знаю почему, но немного абсурдная, глупая, но очень смешная комедия «Монти Пайтон и священный грааль» мне очень сильно понравилась и сильно въелась в мою память, да так, что теперь от туда это не удалить и никаким образом не убрать. Конечно юмор в этой комедии может кому-то и не понравиться, так как он чересчур уж глупый, вульгарный, вызывающий и в некоторых местах даже абсурдный, достаточно только сцены с закидыванием рыцарей разными животными, во время осады французского замка. Несмотря на всю свою абсурдность кино очень забавное, а в некоторых отдельных местах даже крайне смешное, лично я много раз попросту смеялся вслух, так как удержать в себе смех было крайне проблематично. Если честно то не являюсь особым поклонником фильмов под эгидой «Монти Пайтон», но эта комедия меня покорила, действительно, так высмеять легенду о короле Артуре и его рыцарях круглого стола не удавалось никому, это уж точно, а если учесть что кино делалось больше 35-ти лет назад, то вообще диву даешься, как создатели смогли до такого додуматься, ну или можно задаваться какую же они термоядерную траву курили, так как на нормальную голову такое не придумаешь, это уж точно, об этом даже можно догадаться посмотрев только лишь термоядерные первые пять минут, в которых представляются создатели картины, действительно, травка у создателей этой комедии была что надо, жалко что такой больше не делают. Ну а теперь немного поподробнее про сам фильм и про его крайне абсурдную сюжетную линию.

Сюжет рассказывает про средневековую эпоху, когда давным давно в древней Англии жил король Артур, который однажды решил сходить по своим владениям и найти себе доблестных и мужественных рыцарей, которых он конечно же находит и ими становятся: Ланселот храбрый, Галахад непорочный, Бедевер мудрый, просто Робин и другие, ну и конечно же сам король Артур, которому предстоит тяжелая миссия, а именно найти священный грааль, который находиться далеко от его владений и охраняется жутким монстром, который никого не оставляет в живых. По пути к желанному месту нахождения грааля, рыцари сталкиваются с различными персонажами и с очень интересными и забавными случаями, например сэр Ланселот ненароком спас «неправильного» принца от принужденной свадьбы, по ходу порубив на кусочки половину приглашенных гостей, или же например случайный «заход» Галахада непорочного, в крепость где проживают только одни девушки-красавицы, брюнетки и блондинки, от 16 до 19 лет, так что прозвище «непорочный» находиться теперь под угрозой, как и все миссия в целом.

Сценарий просто безумный и даже немного неадекватный, но несмотря на это очень смешной и самое главное, оригинальный, ведь именно после «Монти Пайтона» стали появляться комедии с похожим сюжетом и довольно таки похожим юмором, который в «Священном Граале» просто шикарен, как впрочем и сам фильм в целом и высокие оценки как со стороны критиков, так и со стороны обычных, рядовых кино зрителей, подтверждают мои слова. Помимо яркого, фееричного и оригинального сценария, в «Монти Пайтоне» собран великолепный актерский ансамбль, который из всех сил кривлялся перед кино камерами, пытаясь выглядеть как можно смешнее и могу сказать что у них это с блеском получилось.

«Каждый, кто хочет пройти через мост, должен ответить на 3 вопроса!»
«Спрашивай, я ничего не боюсь!»
«Как тебя зовут?»
«Ланселот!»
«За чем ты идешь?»
«За Священным Граалем!»
«Какой твой любимый цвет?»
«Голубой!»
«Проходи!»
«Хм... не так уж и сложно!»


Прекрасно сыграл Джон Клиз, который с блеском сыграл немного иного сэра Ланселота, а именно простого воина, не совсем умного и не очень то разумного, каким зрители привыкли его видеть до этого, а именно умным и находчивым красавцем, который убьет только при необходимости, а альтернативный Ланселот Клиза настоящий маньяк, который способен изрубить гигантское число обычных, мирных людей, а потом сослаться на то, что его немного занесло и что не стоит на него так уж обижаться, короче Клиз просто бесподобен, одна из лучших его ролей. Также здорово сыграл и Грэм Чэпмен, который также показал альтернативного короля Артура, который использует за место лошади оруженосца, который позади королевской личности скачет и стучит кокосами, имитируя звук копыт лошади, да и вообще практически всё что делал король Артур было или очень смешным или крайне забавным, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, так что на этом про шикарную игру Чэпмена я пожалуй закончу. Очень понравился актер Майкл Пейлин, сыгравший Галахада непорочного, этот герой получился таким же забавным как и все, но к сожалению ему было уделено чуть меньше экранного времени. В общем все актеры задействованные в этой картине сыграли, а точнее покривлялись на отлично, а тех кого мне бы хотелось выделить больше всего, я уже объявил. Хорошо сшиты костюмы, да и вообще, что костюмы, что декорации, все это выполнена на очень высоком уровне. Ну и наконец немного про замечательную режиссуру Терри Гиллиама, который тогда еще не был тем, кем он является сейчас, а именно культовым постановщиком, прославившимся в основном своими яркими и интересными сказками. Постановка фильма выполнена очень здорово, конечно как и во многих фильмах, здесь имеются кое-какие недочеты и ляпы, но они не столь значительны, так что за режиссуру и за всю комедию в целом я ставлю самую высокую оценку.

«Кто это?»
«Наверное король!»
«Откуда ты знаешь?»
«Он единственный кто не весь в дерьме!»


Итог: безумная комедия, которая конечно понравиться далеко не всем, но вот лично мне она очень сильно понравилась и запомнилась, причем надолго. Также можно сказать, что «Монти Пайтон и священный грааль» это одна из лучших комедий своего времени, с оригинальным и нетипичным юмором, блестящими актерами и качественной постановкой, что в итоге дает высочайшую оценку, а именно такую:

10 из 10

30 января 2011 | 12:26
  • тип рецензии:

Приключенческая комедия абсурда

'Люблю я Пайтонов престранною любовью...' Эх, как же представлял что эта рецензия будет самой объемной, потому что об этих людях и их творчестве можно говорить сколько угодно. ДА так и есть, но не миллион и не миллиард слов не смогут описать то безумство и ту гениальность, что представляют нам всего лишь шесть человек на наших экранах. Люди перевернувшие понятие 'комедии' показали всю гениальность в таких абсурдно-сюрреалистических образах. Их можно либо полюбить или же возненавидеть. Юмор Пайтонов всегда балансирует на некой грани, и если у вас получиться удержать на ней вместе с этими безумцами, то разлюбить их не представится возможным.

Этим фильмом Пайтоны дебютировали в полнометражном кино ('А теперь кое-что...' можно не считать) и сделали это лихо, весело и по-английски галантно. Так преобразовать историю о Ланселоте не удавалось, да и не удастся, никому. История о поисках священной чаши известна всем, ведь она фигурирует почти во всех исторических книгах, играх и фильмах. Но показать это в столь абсурдной и гипертрофированной форме смогли только эти шестеро. Они отработали каждую деталь в фильме. Создали чудеснейшую атмосферу средневековья и погрузили туда всех зрителей, которые смогли уловить их тонкие ниточки управления нашими эмоциями.

Я ни в коем случае не совру, сказав что это лучшая комик-труппа, комедий много и очень хороших, но повторить то, что сделали английские джентльмены просто нереально. Ведь только они обладают своим собственным стилем, а остальные - лишь глупое и скучное подражание. Вся рецензия абсолютно объективна, если смотреть это кино моими глазами.

И чудовище съело бы их. Но тут у нашего мультипликатора случился сердечный приступ. Чудовище он дальше рисовать не смог, и рыцари были спасены.

04 октября 2010 | 14:24
  • тип рецензии:

Ума не приложу, почему этот фильм называют комедией? Ничего более ужасного я в жизни не видел! Как такое можно смотреть или, тем более, пересматривать?! Я пересматривал раз 20 и, доложу вам, зрелище не для слабонервных. Ну, зачем нужно было снимать такое кино? Зачем тратить наши нервы? Зачем заставлять нас думать, что ничего смешнее быть уже не может? Зачем заставлять сравнивать все остальные комедии со 'Священным Граалем' и всякий раз разочаровываться? Зачем так быстро, злонамеренно и навечно влюблять в себя? Что мы такого сделали этим 'Монти Пайтонам', что они совершенно не жалеют наши мозги, животики и 'рецепторы смеха'? Вот уроды...

Жил-был мудрый король Артур... Нет. На самом деле эта история, скрытая в глубине веков, довольно забавна. Король Артур был полным придурком! И все го рыцари — Бедавер Мудрый, Ланселот Храбрый, Галлад Непорочный и Робин — Не-такой-храбрый-как-сэр-Ланселот-но-который-чуть-было-не-сразился-с-Ангорским-драконом-а-также-со-злобным-Бристольским-цыпленком-и-который-обмочился-в-битве-при-Бан-хилл — были полными придурками, клиническими идиотами, жалкими трусами и пачкунами кроватей, ну, и по совместительству рыцарями круглого стола. И однажды..

Описывать сюжеты фильмов Монти Пайтонов дело неблагодарное и бессмысленное. Потому что рассказывать там не о чем. Никаких логических связей в их знаменитых комедиях не прослеживается, поскольку фильмы эти — чистый стеб, абсурд, возведенный в квадрат. Монти Пайтоны — короли абсурда. Шестеро британских клубных комиков и один американский режиссер-мультипликатор встретились в конце 60-х гг. на погибель всем снобам, важным интеллектуалам, ханжам и критикам. Они создали совершенно новый стиль комедии — неконтролируемый, нелогичный, бессвязный, абсолютный абсурд. Ярче всего этот стиль проявился в выходившем на телевидении в 1969-74 гг. «Летающем цирке Монти Пайтонов» — не знающие преград в выбора объектов для насмешек, парни творили настоящий беспредел. Многим их скетчи казались просто бредом сумасшедших. Но другие держались за животы от смеха, возвели талантливых комиков в ранг культа, назвали их «гениями, изменившими лицо британской комедии». И таких было больше. Гении монтипайтоновцы, или нет, а факт остается фактом — они действительно сделали громадный вклад в искусство комического. Их стиль для половины мира стал образцом юмора, история сама очистила им дорогу в бессмертие - кино ни до этого, ни после не знало ничего более странного и противоречивого.

В 1971 вышел полнометражный сборник лучших скетчей из «Летающего цирка», названный «А теперь кое-что…». Оглушительный успех этого мастер-класса вдохновил комиков на создание еще одного полнометражного опуса, более дорогого и более «мягкого», ориентированного на широкий прокат, а не только на внутреннее английское потребление.

В качестве основы для этого фильма была взята эпическая легенда о путешествии короля Артура. Оказавшись в рыцарской эпохе, Монти Пайтоны обстебали все это рыцарство вдоль и поперек. Конкретных пародий на определенные фильмы здесь нет, есть только тема, а на нее наслаиваются тематические скетчи и приколы, может, не такие абсурдные и дикие, как в «Летающем цирке», но все же гораздо более острые, чем, скажем, в американских «Аэропланах» или «Голых пистолетах» — тоже тематических фарсах, лучших в своем роде. Фильм представил во всем мире талант комик-группы во всем блеске — не признающие границ для насмешек английские парни, считающиеся людьми сдержанными и скучными, выдали бурлескную, грубую, но в то же время удивительно тонкую, циничную, остроумную комедию, положившую начало «Лихорадке Монти Пайтон».

В фильме всего 6 основных действующих лиц, но огромное количество эпизодических персонажей, почти всех их играют по привычке Монти Пайтоновцы — меняют маски, веселятся в свое удовольствие. Фильм очень неплохо, при такой нестандартности, прокатился по миру, завоевав признание зрителей и критиков и позволил 'Монти Пайтон' продолжить свое шествие по кинотеатрам целой серией полнометражных фильмов.

Веселая шестерка в составе Джона Клиза, Эрика Айдла, Терри Гиллиама, Терри Джонса, Грема Чепмена и Майкла Пэлина получила благодаря этой комедии пропуск в большое кино. Терри Гиллиам, который поставил этот фильм (вместе с Терри Джонсом), оказался одним из самых ярких и оригинальных режиссеров мирового кино и до сих пор снимает если не в стиле Монти Пайтон, то с обязательными отсылками к нему. Эрик Айдл и Джон Клиз достигли больших успехов на актерском поприще, оба были признаны как на родине, так и в Америке. Сам фильм навсегда вошел в антологию комедии, стал эталоном, образцом для подражания, мастер-классом для многих крупных комиков. Позже Монти сняли еще 4 фильма, разбив о скалы своего безумно язвительного юмора даже такие неприкосновенные понятие, как религия и вера. Все фильмы имели бешеный успех, несмотря на внушительный лагерь противников такого юмора. Потом, с приходом к власти «железной леди» м-с Тэтчер, попрание священных коров Британии стало невозможным, Монти Пайтоны и знаменитый Бенни Хилл были вынуждены значительно изменить свою деятельность. В середине 80-х комик-труппа прекратила свое существование. Но забыть такое было уже невозможно!

«Монти Пайтон и священный Грааль» — фильм на любителя. Им можно восхищаться, можно его не понимать и не любить, но не замечать нельзя. Потому что это классика комедии, педагогика гротеска, хрестоматия абсурда, религия юмора. Одна из опорных балок современной пародии, уровень, взятый 'Монти Пайтоном' практически на голом энтузиазме, так и не был достигнут даже гениальными и гораздо более профессиональными комедиографами, вроде Брукса.

«Монти Пайтон и Священный Грааль» — показательное выступление и торжество английского юмора, один из самых смешных и сумасшедших фильмов в истории кино!

Хотите прослыть остроумцем в компании? Заучивайте шутки из 'Священного Грааля' и цитируйте. Хотите стать эстетом? Смотрите 'Священный Грааль' - более особенного юмора вы никогда не увидите. Хотите навсегда перестать читать рыцарские романы и смотреть фильмы про благородных рыцарей? Смотрите 'Священный Грааль' - и вы никогда не сможете прочесть Вальтера Скотта без приступов смеха, вспоминая рыцарей, озвучивающих конный галоп скорлупками от кокосов... Хотите просто много и безостановочно смеяться? Монти Пайтон - всегда на страже хорошего, здорового английского юмора! Хотите узнать, почему поклонники Пайтонов кривятся, глядя на 'Недетское кино' и 'Американский пирог'? Смотрите 'Священный Грааль'!

Когда фильм подходит к концу, смеяться уже просто нет сил: на глазах стоят слезы, руки вспотели, голос охрип, губы, щеки, живот болят. И сам ты уже давно лежишь где-то между телевизором и креслом - на полу, потому что с кресла ты уже давно свалился, твой мочевой пузырь готов вот-вот разорваться, а где-то рядом в предсмертных судорогах корчатся твои верные беспомощные друзья, раскидывая по полу нетронутый поп-корн... А фильм все не кончается... И только и молишь Бога, чтоб он поскорей закончился, ибо даже если смех продлевает жизнь, бессмертие еще никого не радовало!

10 из 10

16 июня 2010 | 00:58
  • тип рецензии:

Не стану придерживаться обычной структуры рецензии и расписывать режиссуру, сценарий и тд. Все потому, что этот фильм - большое скетч-шоу, которое или соотносится с вашим понятием о юморе, или нет. Но если вы любитель нелогичного английского юмора при небольшой порции черного, то этот фильм для вас. Не стоит смотреть на возраст кино - вы его не почувствуете, т.к. тот безграничный стеб над историей, над бытовыми устоями, над логичностью смотрится свежо. Вы будете долго смеяться над всадниками без лошадей, над знаменитым 'Черным рыцарем', который не признает поражения, лишившись конечностей, и пытается отыграть свое место в истории Короля Артура. Вас порадует страшный и до коликов смешной старец, охраняющий 'Мост смерти'.

Итог: если вы хотите просто отдохнуть, лучшего кандидата для этого не найти.

9 из 10  

06 января 2010 | 00:18
  • тип рецензии:

Задавшись вопросом, с целью определить фильм, наиболее повлиявший на жанр абсурдной комедии и пародии, умозаключения, рано или поздно, приведут к творчеству британской (с американским легионером в составе) комик-группы Монти Пайтон. В перерывах между основным занятием, каким было регулярное многолетнее развлечение зрителей канала ВВС, комики мечтали испробовать себя на территории большого кино. Наиболее знаменитым и, по сути, полноценным дебютным их творением является «Монти Пайтон и cвященный Грааль».

Съемки «Грааля» проводились в условиях, когда шоу «Летающий цирк» уже себя исчерпало, а киноверсия «циркачества» труппы просилась как логическое продолжение их совместного творчества. К сожалению (а может, и к счастью), на руках у создателей оказался очень скудный бюджет, который составлял что-то около четверти миллиона фунтов - неплохие деньги как для ТВ-шоу, но слишком малые для полнометражного, притом еще и исторического, фильма. Но даже эти деньги были получены только в качестве спонсорских взносов именитых поклонников, среди которых участники групп Pink Floyd, Led Zeppelin и The Beatles.

Финансовые лимиты вынуждали создателей изворачиваться, как только было возможно. Так, к примеру, вместо кольчуг использовались шерстяные свитера грубой вязи, покрытые серебряной краской. А все замки, появляющиеся в фильме, это один и тот же шотландский замок Дун, просто изворотливо снятый под разными углами. Там же, в суровых условиях Шотландии, и прошла большая часть съемок. Величественная крепость на горе на подъезде к Камелоту - всего лишь модель, о чем «проговаривается» герой Гиллиама, исполнивший роль глуповатого оруженосца короля Артура. Также в финале фильма на несколько мгновений появляется еще одна реальная твердыня с символическим названием Сталкер. Даже знаменитая шутка с половинками кокоса, имитирующими цокот конских копыт, появилась не от хорошей жизни. Аренда скакунов слишком сильно ударила бы по бюджету ленты, и в целях экономии пайтоновцы вынуждены были пойти на креатив. На вооружение был взят прием, аналогичный тому, что в 30-х годах использовали на родной для них студии ВВС. Довольно забавной выглядит ситуация с Грэмом Чэпменом и Майклом Пэлином, пристрастившимися к выпивке во время съемок, а поэтому, время от времени, игравшими свои сцены, будучи хорошенько «под градусом». Не пошли впрок и анимационные таланты Гиллиама, чьи мультипликационные решения здорово выручали команду, дешево и сердито заменявшие потенциально высокобюджетные эпизоды. И все же никакие денежные и иные трудности вкупе с неопытностью не помешали (а порой даже парадоксально этому способствовали) созданию поистине культовой ленты.

Практически все значимые роли в фильме были сыграны шестеркой. Больше всех преуспел в этом Майкл Пэлин, сыгравший 9 (!) персонажей. Королем же Артуром стал наиболее талантливый в актерском плане Грэм Чэпмен. Его реальные проблемы с алкоголем как-то так, чисто по-пайтоновски, удивительным образом только придали образу монарха дополнительной глубины и многозначительности. Только представьте себе: выпускник Кэмбриджа, медик по образованию, будучи хорошо навеселе, играет легендарного самодержца британской истории (точнее, фольклора и мифологии), при этом сидит на воображаемой лошади, а позади него в смешной шапочке скачет будущий режиссер «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «Бразилии», цокая кокосовой скорлупой.

Согласно книге Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль», Грааль - это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере. Чашу сохранил и привез в Гластонбери Иосиф Аримафейский. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов и вечную жизнь. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.

Сюжет погружает зрителя в далекий 932 год, во времена рыцарей Круглого Стола и короля Артура. На этом историческая часть повествования и заканчивается. Начинается же вывернутая наизнанку, доведенная до крайнего абсурда, при этом не теряющая своей актуальности и остроты вплоть до сегодня, история о святом для каждого британца.

Под острейший образный сатирическо-иронический язык комиков попадает целый пласт средневековых рыцарских романов, легенд и персонажей, которых британцы, воспользовавшись случаем, намеренно смешали. Умело играют они и с античной классикой, невероятно забавно высмеивая историю о троянском коне, в роли которого так полюбившийся им в этом фильме зверь - кролик. Мельком можно услышать имена (Парис, Гектор) убитых кровожадным зверьком у входа в пещеру - Пайтоны шлют «приветы» Гомеру. Также крепко достается самолюбию чопорных британцев, которых по ходу действия фильма все время жестоко опускают ненавистные французы, да еще и очень нелицеприятным, при помощи домашней живности, способом вынуждают храбрых и доблестных героев пуститься в бегство. Находится здесь место и для пролетария, изъясняющегося исключительно марксистскими терминами, и простой насмешке в сторону излишней английской вежливости. Сквозная сюжетная линия с «наукой о ласточках» и вовсе кажется удивительно едкой сатирой на соблюдения разномастных (порой совершенно бесполезных) традиций в британском обществе. Эпизод со сжиганием ведьмы абсурден до неприличия, хотя, по правде говоря, сложно припомнить более содержательную критику диких средневековых забав.

Удивительно, что при таком, казалось бы, нагромождении смыслов и подтекстов история смотрится легко и цельно. Хотя абсурдометр порой просто зашкаливает, но когда все это подчинено одной цели, он вполне оправдан. Только парадокс: вывернутые наизнанку все славные сказания о рыцарях смотрятся куда интереснее, и (что парадоксальнее вдвойне) верить им хочется больше, чем всем тоннам пафосной макулатуры и кинопленки, посвященной тем временам до и после выхода фильма.

Юмор комиков разнообразный, но одинаково нетривиальный - от интеллектуального, с рассуждениям о природе монархической власти, и абсурдного с рыцарями, говорящими «Ни!» (в лицензионном варианте перевода звучит «Репа!»), до приземленного, в эпизоде с черным рыцарем (не путать с Кристианом Бэйлом и Мартином Лоуренсом) и массовым убийством на свадьбе. Совмещение древнего повествования с современностью придает ленте еще и сюрреалистические нотки. А обрубленный словно топором профессионального палача финал хоть и оставляет при первом просмотре некоторых нервно клепать глазами, но при последующих пересмотрах кажется наиболее логичным в условиях разыгрываемой пайтониады.

В заключение хочется сказать, что перед нами картина, ничуть не утратившая своей свежести и актуальности за время существования и с каждым годом завлекающая в число своих поклонников все новые и новые поколения киноманов. «Священный Грааль» стал, по сути, лентой-манифестом для жанра абсурдистской пародийной комедии. И если мы сейчас с горечью и неприкрытым раздражением смотрим на современные пародии, время от времени безуспешно сотрясающие воздух кинотеатральных залов, и удивляемся абсолютной безвкусице и дешевому фарсу происходящего в них, то это только потому, что заветы Пайтонов, увы, услышаны не были. А ведь они очень просты, как и все гениальное. А тот факт, что такой фильм был снят за сущие копейки, лишь подтверждает то, что в умелых руках и кокосовая скорлупа превращается в орудие немыслимого прогресса.

22 августа 2009 | 13:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: