К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Надо бы этот город отчистить от грязи' - первая мысль, таксиста Трэвиса, увидевшего ночные улицы, из окна своего автомобиля.

Одинок и ни кому не нужен, и все попытки завязать с кем-либо знакомство, заканчиваются неудачно. С виду обычный человек, но капни глубже, мы увидим человека, с искалеченной душой. А как говорил, герой Аль Пачино в 'Запахе женщины': 'Душу протезом не заменишь'. Как такому человеку жить? Для чего ему жить? Он пытается выжить в городе и в мире, в котором каждый идет своей дорогой, и это нормально, но только не для него. Он не видит смысла в этой суете, в бессмысленных попытках самоутвердиться в жизни. Он находит работу, что б занять себя и избавиться от бессонницы, но это лишь усугубило его переживания.

'Работаю двенадцать часов в сутки, и все равно не могу заснуть. Бессонница.'

Несмотря на то, что в основном все картины Скорцезе прекрасны своими диалогами, в 'Таксисте' изречений не так уж много, но каждая мысль из уст Трэвиса, проникает прямо в душу. К тому же, каждый кадр несет смысл, и остается лишь только додумывать. О том, как играет Роберт Де Ниро можно говорить долго, здесь его герой, опять-таки не похож на других. И вроде знаменитая мимика и ухмылка Роберта сияет в каждом фильме, но все равно, кроме мимики, актер в каждую роль вкладывает разное душевное состояние. Я говорю о том, что Роберт не просто входит в образ, или даже играет, нет, он вживается в каждого своего персонажа.

'Ты слишком много не думай' - Советовал ему коллега таксист, но просто ли отказаться от своих мыслей и встать на ноги, когда вокруг тебя туман.

Таксист Трэвис, с потерянным взглядом, сразу вызывает переживание, но давайте представим, если б он был реальным человеком, которого бы вы встретили в жизни. Стали бы вы с ним говорить и уж тем более что-либо доверять? Скорее всего, нет. Трэвис не такой как все, да, он работает как все, развлекается как все, но он одинок, и это убивает его изнутри. Он пытается заговорить, но его не понимают, и скорее всего даже не слушают, он пытается слушать, и не понимает, что он здесь делает и кто эти люди, что рядом с ним.

'Выбора все равно нет, нас всех когда нибудь поимеют'.

Он старается приобщиться к жизни, к другим людям, хоть и знает, что совсем не близок им. Трэвис критичен, и его позиции тоже никто не разделяет, потому что он смотрит на окружающее другими глазами. Наверное даже ребенку ясно, что справедливости в мире мало, и что-либо изменить сложно, это понятно каждому, кроме Трэвиса, человеку который потерял себя и оставил свою душу где-то в прошлом, и отстал от всего мира на много лет.

'Я сам себя не понимаю'.

Все проблемы в одиночестве. Когда он встречает Бетси, казалось бы к нему приходит уверенность, и надежда. Он приглашает ее в кафе, заводит увлекательный разговор, и заинтересовывает девушку. Но их душевное состояние совсем разное. Бетти оказалась для него такой же как и все, зацикленной на своей работе, жалкой девушкой, которая ничего кроме оценить не может. А он был ей противен, и страшен. И все попытки вернуть девушку были напрасны, и Трэвис окончательно разочаровался в окружающих его людях.

'Мне хочется сделать что-нибудь, что-нибудь значимое'.

И после этого, Трэвис все больше и больше стал уходить в себя, наращивая в голове темные мысли. Грязь которую таксист видит из окон своей машины, проникает в его рассудок, идея мести и расплаты становится навязчивой. Съемки в фильме гениальны и проникновенны. Скорцезе был велик уже тогда, как он чувствует актеров, и как он выражает смысл, если не через диалог, то через кадр. Эмоции и переживания Трэвиса понятны без слов.

'Эта мысль зреет у меня уже давно - наказать'.

Подталкивает Трэвиса на перемены человек, (его сыграл сам Мартин Скорцезе) севший в его машину, и разъяснявший то, как люди отправляются на тот свет, и то, что он собирается убить негра, с которым изменяет его жена. Надо сказать, в 'Таксисте', как и во многих фильмах Скорцезе, есть некие оттенки расизма, но они исходят не от режиссера, а от улиц, которые несут расовую ненависть. Негры, евреи, ирландцы и итальянцы - у всех свой менталитет и особенности, у всех свои грешки и тараканы. Но из них и состоит большая часть Америки, той Америки, которую раскрывает Мартин в своих картинах.

'Слушайте вы, мерзавцы и подонки, нашелся человек которому это все надоело, и который не собирается больше это все терпеть. Слушайте вы, говнюки и подонки, нашелся человек, который восстанет против всего этого дерьма, против всей этой грязи, мерзости. Нашелся человек.... Ты покойник'.

Не стану акцентировать внимание на героине, тогда еще юной Джоди Фостер, которая сыграла музу Трэвиса, потому что о ней итак достаточно подробно написали. Я же хочу написать о самом поступке таксиста. Чего он мог глобально изменить? Ответ - ничего. Однако даже помощь одной девочки казалась ему выходом из ситуации. Отправить на тот свет негодяев и если повезет, выжить самому. Он сошел с ума, но здоровый человек на такое бы и не пошел. Трэвис шел в противовес всем остальным, и он наказал этих ублюдков.

После этого его жизнь изменилась, о нем написали в газете, Бетти вновь проявила интерес к нему, а самое главное он освободил девочку от грязи, за что ему были благодарны ее родители. Но, смог ли он окончательно избавиться от своих мыслей, и от одиночества? Нет, Трэвис был обречен. Отражение в зеркале одинокого таксиста вряд ли когда-нибудь изменится, и он по-прежнему будет видеть эту грязь. Просто видимо есть люди, смотрящие на жизнь просто, не особо задумываются над происходящим, и не замечают пороки людей - возможно они везунчики, и им легко по жизни. А есть те, кто не может жить, когда видит страдания другого человека, он не может это просто проглотить.

'Когда-нибудь в вашу дверь постучатся, и это буду я' - Трэвис, в письме своим родителям.

Картина Мартина Скорцезе определенно не для всех, не каждый ее сможет усвоить и прочувствовать. Да и мир с тех пор еще больше порос разной 'грязью', что сейчас мировоззрение одинокого таксиста, покажется многим предрассудком. Ну и зря... Ведь он просто будет пристально смотреть на вас, с улыбкой, но при этом, думать совсем о другом. А вы будете думать, что перед вами одержимый психопат, который изучает вас. Вот и разница между вами. Вы ничем не связаны...

23 августа 2009 | 18:37
  • тип рецензии:

Знакомство с творчеством великого Мартина Скорсезе у меня началось именно с этой картины. Не могу сказать, что 'Таксист' - с первого взгляда покарил меня своей аутентичностью и глубиной - нет - напротив, моё сероё вещество сопротивлялось как могло. 'Ломка' продолжалась вплоть до середины фильма. Как раз в этот момент, образ Трэвиса Бинкла полностью завладел моим сознанием и никак не хотел от туда испаряться. Лента Скорсезе, снятая в 1976 году, оказала на меня поистине сильнейшее влияние. Многие критики называют 'Таксиста' самой влиятельной лентой 70-х. Можно говорить и спорить о чём угодно, но отрицать тот факт, что мы имеем дело с шедевром - бессмысленно. Усилиями режиссера Скорсезе, сценариста Пола Шредера и актера Роберта Де Ниро киномир получил одну из самых выдающихся картин в истории кино.

Трэвис Бинкл - ветеран Вьетнама. С ужасом он осознает тот факт, что ему, по сути дела, уже нет места в быстро меняющимся обществе Северной Америки. Не найдя иного выхода, он начинает работу в такси Нью-Йорка. Чем больше он узнает новый мир, открывающийся перед его взором посредством 'желтой машины', тем он больше ужасается тому, куда катится мир. Моральные принципы и приоритеты Трэвиса начинают сильно расходится с социальным и личным укладом окружающих его людей, заводя бомбу с часовым механизмом, который начинает свой отсчет.

'Таксист' раскрывает столько глубоких личностных проблем и социальных нагноений американского и мирового общества того периода, что начинаешь не вольно задумываться и проводить параллели с классическими литературными произведениями Федора Достоевского и Эмиля Золя, исследовавшими мрак внутреннего мира человека и породившего его социума. Глубочайший анализ личности персонажа Де Ниро, позволяет опосредованно показать мир наизнанку. Ночной Нью-Йорк, согласно авторам фильма - это рассадник боли, грязи и смерти. Выходя вместе с Трэвисом на очередную смену, мы каждый новый раз всё сильнее погружаемся во тьму. Герою Роберта Де Ниро в определенный момент начинает надоедать сложившаяся пагубная ситуация, и он решает взять всё в свои руки, символически очищая человеческие нечистоты - смывая всю чернуху кровью и потом.

Образ созданный Робертом Де Ниро, стал одним из самых великих кинообразов в истории кино. Фантастическое погружение в роль великим актером, позволило не только нам, зрителям, прочувствовать всю трагедийность и тупиковость ситуации, погружаясь в ночное чистилище вместе с Трэвисом Бинклем на его такси. Оно помогло режиссеру и автору сценария высказаться на волнующие темы, показав именно то, что они хотели, и именно с той степенью достоверности и глубины как было необходимо. Де Ниро сыграл своего героя, словно прожил - эта формулировка, на мой взгляд, лучше всего отразит все эпитеты по поводу его блистательной игры.

Необходимо также отметить и великолепный дебют будущей двукратной обладательницы 'Оскара' Джоди Фостер. Довольно легко сейчас, спустя 33 года, рассуждать о том, как Скорсезе повезло с актрисой на роль малолетней проститутки Айрис. Но не отдать должное Фостер просто нельзя - она справилась со сложнейшей, в психологическом плане, ролью на отлично, показав, наравне с Робертом Де Ниро, трагедию своего персонажа.

Воспевая отточенно темную, неромантическую красоту и поэтику ночных улиц Нью-Йорка, Скорсезе показал себя величайшим постановщиком. Его режиссура вдохновенна и искусна. Он мастерски управляет своими персонажами, позволяя в нужной мере раскрыться каждому из них. Среди несомненных плюсов картины также следует выделить превосходную атмосферную операторскую работу Майкла Чепмена, которая становится для каждого зрителя проводником в мир ночного грязного города, стоящего на грани, отделяющей его от бездны.

Мартин Скорсезе снял величественную агонию человеческой жизни на грани безумия. 'Таксист' - это великий фильм, характерный не столько своими внешними визуальными атрибутами, сколько внутренней борьбой и метафоричной трансформацией Трэвиса Бинкла в оружие социального возмездия. Потрясающая режиссерская работа Мартина Скорсезе и выдающаяся игра Роберта Де Ниро, заставляют не только поверить в разворачивающиеся на экране события, но и пережить их словно ты - их участник. Подлинная сила искусства.

10 из 10

20 июля 2009 | 10:39
  • тип рецензии:

Наверное, мало кто знает, что прообразом Трэвиса Бикля послужил реально существовавший человек – некий Артур Бремер, психопат-одиночка из Алабамы, совершивший в 1972 году попытку убийства местного губернатора. Правда, на тот момент ему исполнилось всего 22, но когда вышел «Таксист» они с Биклем были уже ровесниками. История этого молодого «покушенца» весьма заинтересовала сценариста фильма Пола Шредера, который решил использовать его линию в своем новом киносюжете, но все остальное, конечно же, пришлось додумывать самому.

В частности, внутренний мир героя полностью списан с самого Шредера – он, также как и герой Де Ниро, на момент написания сценария, пребывал в жутчайшей депрессии: ни с кем не общался, посещал исключительно порнокинотеатры, а из мыслей в его голове вертелись, разве что размышления о суициде. Наверняка поэтому фильм получился настолько честным и правдивым, а история невыносимого одиночества Бикля показалось такой знакомой и понятной, каждому ее посмотревшему.

Роберт Де Ниро несомненно исполняет здесь одну из лучших ролей в своей карьере. Его герой, вынужденный работать ночным таксистом из-за бессонницы, колесит по самым злачным районам Нью-Йорка. Провозя пассажиров из одного конца города в другой, Трэвис постоянно наблюдает вокруг себя лишь насилие и несправедливость. Его коробит от наркоманов, проституток и сутенеров – в душе он мечтает, что наступит однажды тот день, когда «библейский» дождь смоет с улиц всю эту падаль.

В фильме очень здорово показано отвращение Бикля к окружающей среде и постепенное его перевоплощение из стороннего наблюдателя в непосредственного участника описываемых событий – неприязнь к повсеместному грехопадению становится в какой-то момент настолько невыносимой, что разгневанный таксист решает сам покарать «неугодных». А тот факт, что герой Де Ниро - ветеран Вьетнама, то есть человек, умеющий владеть оружием и не пасующий перед опасностью, наталкивает на мысль, что это у него непременно получится.

Причем гнев Бикля обрушивается и на политическую власть в лице Чарльза Палантайна, нового сенатора Нью-Йорка, который по идеи и должен быть тем самым «дождем, смывающим грязь», но в силу каких-то причин, не ударяющего и палец о палец в решении проблемы, и на, непосредственно, сам «рассадник заразы» в лице сутенеров, наживающихся на торговле «живым товаром». И в том, и в другом случае, Трэвис чувствует равномерное побуждение к действию – он бы просто не смог жить дальше, если бы не взял ситуацию в свои руки. Вопрос в том имеет ли он на это право?

Тут все зависит от самого зрителя. Одни посчитают действия Бикля аморальными, лишенными смысла, дескать «все равно всех не перестреляешь», другим же наоборот его «праведный суд» покажется единственно верным решением – фильм тем и хорош, что позволяет каждому самому поразмышлять над увиденным и поставить себя на место главного героя.

Но «Таксист» не ограничивается одной лишь темой «греха невмешательства». В картине также прослеживается история безответной любви Трэвиса к девушке по имени Бетси (Сибил Шепард), которая представляется нашему герою не иначе как ангелом – и это неудивительно, учитывая то, какой контраст она производит с теми отбросами общества, с которыми изо дня в день вынужден «иметь дело» герой Роберта Де Ниро. И кто знает, если бы их отношения сложились – пошел бы Бикль на расправу?

Блестяще прописанные закадровые монологи главного героя позволяют прочувствовать его всем своим естеством – Де Ниро в этой роли абсолютно гениален. От него прямо таки веет одиночеством, а постепенно наростаемый психоз воспринимается как нечто неизбежное, то, что случилось бы с любым, попади он в такую ситуацию. И, несомненно, стоит выделить выверенную режиссуру Мартина Скорсезе, которого именно «Таксист» вывел в свое время в постановщики «первого ранга», а Золотая Пальмовая ветвь, полученная на Каннском кинофестивале, возвела его работу в степень культа, не прекращающегося и по сей день.

10 из 10

31 января 2010 | 18:48
  • тип рецензии:

История небольшой части жизни и геройского поступка простого нью-йоркского таксиста в исполнении Роберта де Ниро под дирижерством выдающегося режиссёра Мартина Скорсезе по праву считается одним из лучших кино-творений за последние 100 лет.

Таксист Тревис, страдающий бессонницей, ездит по ночам по районам Нью-Йорка перевозя пассажиров из пункта А в пункт Б, видит всю грязь, которой покрыты эти улицы, всю низость общества ночного Нью-Йорка. Таксист мечтает о дожде, который смог бы очистить улицы от этой швали, но и сам не сидит, сложа руки, берет в руки револьвер и решает что-то изменить, в окружающем мире.

Этот фильм сделан великолепно, благодаря актёрам и режиссёру, красивым съемкам пусть и не прекрасных мест, ночные улицы, фонари, автомобили, проституция и наркоманы все это видно из окна такси, а само такси как будто бы отдельный мир из которого можно наблюдать за всеми грехами человечества, не являясь его частью, но чтобы бороться с этим злом нужно войти в него.

Де Ниро полностью удалось перенести на экран всю доброту и злость, отвагу и тревогу героя, мы неоднократно становились свидетелями того, что этот гениальный актёр может и не такое. Это один из лучших фильмов об одиночестве, одиночество это как болезнь, со временем оно должно проходить, но бывают и не излечимые болезни.

Из других актёров особое впечатление после каждого просмотра фильма оставляют Харви Кейтель сыгравший сутенера и Джоди Фостер игравшая проститутку, работающую на героя Кейтеля. Они показали тот мирок, который не любит таксист Тревис изнутри, и он во что бы то ни стало должен помощь хотя бы одному человеку.

Мир, показанный в фильме, существует, фильм не только его описывает, но и спрашивает, вы хотите, быть частью его или нет, нужно ли такое общество, часть которой уже упало так низко, что подняться будет невозможно, если ей не помочь.

Фильм – шедевр, фильм на века и другие громкие штампы для него применительны, ибо это действительно одна из величайших драм в истории кино, величайшего из искусств.

10 из 10

05 августа 2006 | 14:10
  • тип рецензии:

Начиная просмотр «Таксиста» Мартина Скорсезе я не ждал от него кинематографических открытий. Обычно маститые оскароносные фильмы отличаются строгими классическими формами, зачастую эпическим стилем и ясностью повествования, но не глубиной осмысления социальной реальности и тонкими эстетскими изысками. Однако фильм впечатлил меня интеллектуальной и визуальной тонкостью постановки проблем, а также необычной критичностью и прямотой в диагностики состояния американского общества.

Скорсезе абсолютно четко показывает нам совершенно разные миры, на которые разделился нынешний социум. Мир верхний и мир нижний, мир дневной и мир ночной, мир нормы и мир контркультуры. Ночь – это царство низменных потребностей, социальных аномалий и низших классов. Это мир всей той «грязи», к которой герой фильма демонстрирует ненависть, но к которой сам тоже принадлежит. Но приходит утро, и дождь (или жидкость на стеклах машины такси) смывает всю эту грязь. И день – это уже торжество «правильного» подхода к жизни, социальных стереотипов и организованного «цивилизованной публикой» порядка.

Параллельные миры, казалось бы, почти не соприкасаются. Абсолютное большинство людей принадлежит либо к одному, либо к иному. Мы видим, как в Божественной комедии Данте, людей, подчеркнуто распределенных по секторам. В верхнем отсеке – кандидаты в Президенты, их активисты, охранники и просто благопристойные граждане. В нижнем – проститутки, сутенеры и сотрудники борделей.

«Верхний» мир практически лишается творческого начала и критического осмысления реальности, в нем жизнь регламентирована, действия людей – типовые («у меня перерыв в 4 часа»), говорят стандартными, наскучившими фразами, а целеполагание простроено на избитых штампах («к нам приходит много интересных людей и у Палантайна есть шанс»). Максима творческого поиска здесь – это выбор слова, которое нужно подчеркнуть в слогане «Мы-народ». Буквально через 2 года после «Таксиста» это ощущение бесплодных земель опишет и именно такую Америку обличит в своих «Пустошах» Терренс Малик.

В «нижнем» мире, напротив, доминируют биологические инстинкты, а социальные нормы утончаются до безобразия. Как ни цинично звучит, но высказывании сутенера и кусочек из порно-фильма дают нам намек, что даже в физиологии люди более склонны проявлять творческое начало, чем в социальной реальности.

Режиссер и оператор фильма блестяще визуализируют различия, показывая поездки Трейвиса по ночному Нью-Йорку. Вверху он видит стандартные светящиеся картинки – эффектную, но типовую рекламу, внизу – людей «под кайфом» и сутенера, приструнивающего проститутку. Спустя пару десятилетий именно эту эстетику неоновых вывесок и «чунгкинских» кварталов и мечущихся между ними в ночных поездках людей замечательно развил в своих гонконгских фильмах Во Ка Вай.

Пока же у Скорсезе мы видим, что большинство людей категорично отторгают соседний мир (если смотреть на это шире, одни отрицают социальное, а другие – биологическое начало). Малолетняя проститутка категорически не хочет возвращаться к пристойным родителям. Девушка, приглашенная на сеанс фильма для взрослых незамедлительно рвет без объяснений отношения с парнем, заявляя, что с таким же цинизмом он мог пригласить ее в постель (хотя почти нет сомнений, что именно и произошло бы в тот вечер, выбрав парень другое кино). Кандидат в Президенты смотрит на таксиста, допустившего неполиткорректное высказывание, как на человека опасного, а его помощник – как на человека неадекватного.

По сути, из герое фильма только Трейвис Биккл не может определиться, какой мир – обжигающей откровенности ночи или дневного лицемерия – ему ближе. Или, точнее, какой из этих миров он больше ненавидит. В результате он предстает в восприятии большинства людей как человек крайне странный. «Он настырный пророк и торговец наркотиками, он – комок противоречий». Собственно, это логично для человека, для которого «всю жизнь было важно осмысление того, куда я двигаюсь». Однако пытаясь нащупать и разрешить (или смягчить) эти противоречия, натыкаясь на их нелепое отрицание окружающими людьми, Трейвис так и не может сделать выбор, куда же двигаться. Нацелить свое оружие на верхний мир (убить кандидата Палантайна) ему оказывается не по зубам, тогда он идет убивать нижний мир, расстреливая сотрудников борделя.

Сцены с речью Палантайна и бойней в публичном доме являются вершиной изобразительной эстетики «Таксиста». Слова и жесты кандидата и его группы поддержки подчеркнуто тривиальны. Они точно копируют классическую скульптуру, на фоне которой и произносится эта речь. Бездушная статуявот образец для подражания у современных «культурных» людей – говорят нам авторы фильма. Все их действия ожидаемы и обычны.

Срифмованная с этой в качестве антитезы сцена расстрела в борделе – напротив, образец нетипового действа. Жесты героев необычны и непрогнозируемы. Трейвис вместо жесткого убийства дает жертвам возможность отдышаться и напасть на него, но потом так же неожиданно их добивает. Прямота фигур собравшихся перед Палантайном противопоставляется кривизне фигур раненных Бикклом. Эстетика строгих форм классической скульптуры противопоставляется эстетике безобразно размазанной по стене (но живой!) крови.

Концовка фильма – непрогнозируема, но логична. Покушение Трейвиса на нижний мир было воспринято как геройство в стереотипах мира верхнего. Однако герой, для которого всегда было важно осмыслять, куда он движется, продолжил свои путешествия между номерами с все теми же номерами чужой машины такси…

10 из 10

04 апреля 2012 | 13:00
  • тип рецензии:

Один из самых удачных фильмов Мартина Скорсезе. Снятый в 70-е годы, когда кинематограф набирал всё большие обороты, когда появлялось всё больше и больше талантливых режиссёров, которые ставили на главное место именно человека, его жизнь, его характер, физическое состояние и родоначальником этого явился именно Мартин Скорсезе.

В центре событий стоит обычный парень, которого гнетёт жизнь: день протекает за днём, всё размеренно и плавно, его жизнь никчёмна, скучна. Каждый день его жизни похож на другой, работая по ночам в такси герой видит всю людскую грязь (проститутки, сутенёры, наркоманы, гомосексуалисты, бандиты, гангстеры и прочая падаль). Всё это сильно действует на его сознание, но в один день жизнь парня резко меняется, его идея одержала верх над мыслью.

Мартин Скорсезе является одним из тех режиссёров, который решается показать внутренний мир человека. И «Таксист» является именно таким фильмом. Всё это очень напоминает произведение «Преступление и наказание». Там герой Родион Раскольников жил в похожей обстановке, где всё очень мощно давило на психику, и позволило создать странную теорию, в последствии которой герой и совершил непоправимый поступок. В фильме Скорсезе герой одержим такими же чувствами, он глубоко страдает: «Я везде одинок, где бы я ни был, и в толпе, и в кафе, это одиночество, оно гнетёт меня, от него не убежать»!

Герой старается изменить свою жизнь, совершить что-то особенное, что надолго запомнится человечеству, и он очень хочет изменить мир к лучшему, но увы! Помнится его разговор с одним из кандидатов в президенты:

- Я считаю, что Нью-Йорк выглядит, как помойка, многое тут настолько мерзко, что хочется взять всё это и слить в унитаз.
- Я понимаю, о чём вы говорите, но это будет очень сложно. И к этому надо стремиться.

Такой вариант не устраивает главного героя, и он решает бороться с «грязью» своим способом. Однажды герой видит юную девушку, которая опустилась ниже низшего и в столь юный годы продавала себя. После этого жизнь Трэвиса резко изменилась. Вот тот шанс что-то сделать, как-то подействовать, ликвидировать всю эту грязь, раз даже дождь не может её смыть.

В конце фильма характер и облик героя изменился. Он одержим, чувство собственной несостоятельности подавлено и появилась в себе уверенность, новое убеждение взяло вверх. Если совершить один хороший поступок и спасти одну заблудшую душу, то все остальные грехи будут прошены. Сцена в конце фильма как раз подтвердила это убеждение.

Про актёров можно сказать, что этот фильм открыл немало талантливых актёров.
В главной роли снялся ещё молодой тогда актёр Роберт Де Ниро. Под персонаж он подошёл на все 100, его вид – это вид настоящего трудяги, простого человека, которому от жизни мало чего надо, а надо только жить, жить в мире, который не осквернён. Но это лишь мечта. И внешность у Де Ниро очень подходящая: густые тёмные брови, томный взгляд, простая одежда и измотанное состояние.

Важную пусть и маленькую роль сыграла Джоди Фостер (Айрис), это девушка, просто жалкое создание, она в силу своего возраста лишена жизненного опята, она глупа, она не понимает, во что влипла, и что её жизненное утверждение обсалютно неправильно и низко. Образ этой девушки и дал стимул главному герою-таксисту. Стимул бороться за жизни таких людей.

В сознании героя появилась Богиня, которая давала герою стимул к жизни, её имя Бетси (Сибилл Шепард). «Она не такая как все, я увидел её из толпы в белом платье, она как ангел, они проходят мимо неё и не могут даже дотронуться» - такими словами герой описывает Бетси. Она действительно очень женственна и одновременно сильна духом. У Трэвиса и Бетси есть что-то общее, а именно, то, что они оба одиноки. «Ты, как и я, тебя окружают люди, много люде, но ты одна, ты особенная». Она как ангел спустилась с небес, она особенная, но одновременно она и такая, как все, она холодна.

Фильму удалось передать состояние героя, съёмки крупным планом, а именно, постоянно в кадр попадали глаза героя крупным планом, чтобы зритель мог ощутить его чувства, погрузиться во внутренний мир. Лицо героя сыграло самую важную роль, каждый жест показывал всю его боль.

Я не могу передать своё ощущение, у меня возникло очень странное чувство, фильм сильно подействовал на душевные струнки. Жаль, что такой фильм серьёзно не был оценён, хотя фильм и входит в 250 лучший на Imdb, и «Каннский кинофестиваль» 1976 года вручил фильму «Золотую пальмовую» ветвь. Скорсезе сделал неоценимый вклад в мировой кинематограф, смог показать жизнь обычного человека, без прекрас и преувеличений. Фильмы Скорсезе отличаются именно размеренностью, плавными действиями, а не мощной динамикой, и что очень необычно, так это то, что его фильмы не угнетают, они, несмотря на отсутствие динамики, смотрятся очень интересно, и они просто начинают погружать в атмосферу фильма.

Фильм безусловно достоин зрительского внимания. Обыденное начало и концовка, после которой смотреть на вещи по-обычному больше не получится. Это фильм для души, после которого есть над чем поразмыслить.

11 июля 2008 | 22:18
  • тип рецензии:

«Меня всю жизнь преследовало одиночество: дома, на улице, в такси… От него не убежишь. Бог создал меня одиноким» (с)

У главного героя фильма Трэвиса Бикла бессонница и чтобы как-то скоротать ночи он устраивается работать таксистом в ночную смену. Каждую ночь он видит всю грязь и мерзость, которой болен город, и ждет, когда дождь смоет ее с улиц. Можно закрыть на все глаза, но он не хочет так поступать. Он не хочет жить в мире, в котором хороший поступок вызывает удивление окружающих. Он не хочет жить в мире, в котором предательство – норма, а преданность – исключение. Он не хочет жить в мире, в котором люди чувствуют неловкость, когда говорят правду, а не когда лгут. Он не хочет привыкать ко всему, к чему уже привыкло большинство. Он не хочет жить в таком мире. Он хочет его изменить…

«Если не можешь изменить весь мир, измени свой мир» (с)

Каждый человек на определенном этапе своей жизни является идеалистом и верит, что может сделать мир таким, каким хочет его видеть. Некоторые ломаются, когда пытаются это сделать, и лишь единицам удается что-то изменить. Но что значит «изменить мир»? Изменить людей. Но всех людей не переделаешь. Более того, почему мы иногда думаем, что наше представление о мире единственно правильное и по-другому нельзя? Может быть, надо изменить свое отношение к миру? Но в таком случае очень легко переступить едва заметную грань между изменением своих взглядов на жизнь и осознанием своей беспомощности.

«Таксист» - знаковый фильм в карьере Мартина Скорсезе, принесший ему мировую известность и Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Фильм, ставший классикой, и его влияние на многие последующие картины трудно переоценить (взять ту же сцену перед зеркалом, сымпровизированная Де Ниро, которая потом обыгрывалась и в «Назад в будущее», и в «Ненависти», и в других фильмах). Но странное дело - после первого просмотра «Таксист» мне даже не понравился. Но после каждого последующего просмотра я менял свое мнение о нем в лучшую сторону. Наверно, когда я смотрел его в первый раз, я не понимал главного героя, потому что никогда не чувствовал то, что чувствует он. Это чувство, которое очень трудно выразить словами (в этом плане, показательна сцена разговора Трэвиса с другим таксистом, в которой главный герой просит совета, но не может толком объяснить, что его тревожит), но наверно многие когда-нибудь были в таком состоянии

«Лучше буду один, буду чужим и лишним

Лишь бы не забыть о том, что еле-еле слышно:

В суете и грохоте ежедневного пути

Всем помочь нельзя, но кого-то можно спасти» (с)

31 марта 2010 | 11:59
  • тип рецензии:

Таксист, картина гениального мастера криминальных драм, Мартина Скорсезе, представляет из себя своеобразный крик души одинокого человека, который просто хочет выжить и выбраться из ада, который его окружает, человека которому надоела всякая мразь, шлюхи, сутенеры, ворье, гомики, дилеры, наркоманы, больные и порочные, человек который начал борьбу со всем этим, наконец-то нашелся человек и он здесь!

В фильме очень большое значение играет контрастность дня и ночи, ночью выползают всякие уроды, мрази и ублюдки, а днем все это скрыто, или даже скрывается в самих людях. Улицы города, а также его жители это круги ада, которые постоянно наматываются на счетчике у Трэвиса. Дождь – это единственное, что может спасти город.

В начале фильма Трэвис думает, что спасительный дождь придет в месте с будущим президентом Чарльзом Палантайном, впоследствии разочаровавшись в сенаторе, Трэвис сам отождествил себя с дождем, кандидат в президенты для него стал кем-то в роде повелителя этого ада. Цветы, которые сжег Трэвис – символизируют, отказ таксиста от прошлой жизни. Трэвис сжег мосты и пошел чистить свой город от всякой грязи и мерзости. Участие Трэвиса во вьетнамской войне, которая его полностью разочаровала, подтолкнула к сильнейшему всплеску ненависти к падшим жителям нью-йоркских улиц, также это могло послужить поводом для выхода сконцентрировавшейся в нем жестокости и насилия в самом конце фильма. Стрижка панка символизирует изменения всей философии жизни Трэвиса, из какого-то хиппи-одиночки, спокойного скромного парня, он превратился в настоящего жестокого анархиста, готового на все ради своей свободы от власти, которая только и порождает такое общество (на это его подтолкнула Айрис, во время третьей встречи в кафе). Неудачная попытка самоубийства говорит нам о том, что из ада, в котором Трэвис живет, нельзя выбраться, эта сцена как бы подталкивает нас к символичному двойному концу. Сцена в магазине возможно тоже подтолкнула Бикля на то, что произошло в борделе, если он начнет, тогда кто-то продолжит... Ну и наконец, символичное начало и оно же конец. Плавающая картинка, люди на улице в каком-то красном тумане (горят в аду), и Бэтси, все это говорит зрителю о том, что история повторится вновь, таких как Айрис в городе много, в общем, весь этот круг ада повторится опять…

Замечательная игра актеров - Де Ниро и Джоди Фостер, отличный сценарий - Пол Шредер, потрясающая режиссерская работа Мартина Скорсезе, 4 номинации на Оскар (лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль второго плана и лучший саундтрек), а также золотая пальмовая ветвь Канского кинофестиваля- не оставят равнодушным ни одного ценителя хорошего кино.

10 из 10

13 апреля 2010 | 22:48
  • тип рецензии:

Говорят, что хороший священник никогда не должен игнорировать зла, ведь ему приходится жить рядом с этим злом. Это его, так сказать, работа. Мартин Скорсезе собирался стать священником. Возможно, мир потерял неплохого пастыря, говорящего со скоростью сотня слов в минуту, зато приобрёл гениального режиссёра, имеющего безупречную репутацию в мире киноискусства.

Роберт Де Ниро – излюбленный leading-man Мартина Скорсезе, его психологический двойник. Творческий тандем Скорсезе-Де Ниро начался в 1973 году. Снимая в главных ролях Де Ниро, Скорсезе «снимал» в главных ролях и самого себя. Режиссёр проецировал всю ярость и злость нью-йоркских улиц через великого актёра.

Драма великого итало-американского режиссёра Мартина Скорсезе, где главным персонажем, на мой взгляд, выступает... вовсе не Де Ниро, а Нью-Йорк, о поисках духовного спасения в мире жестокости. Поисках на разрыв. Нью-Йорк – это зеркальное отображение человеческого общества, где проявляется расовая и социальная неприязнь.

Жёлтое нью-йоркское такси не спутать ни с каким другим... Хороший парень, простой, разговорчивый... Возраст: 26 лет. Учился всему понемногу. Служил в морской пехоте. Страдает от хронической бессонницы. Трэвис Бикл (великий Роберт Де Ниро) раскатывает по злым улицам Нью-Йорка. Работает по двенадцать часов шесть дней в неделю за $300-350.

Дни тянутся и тянутся без конца... Трэвис копается в себе, хочет стать таким же, как другие люди. А на пути у таксиста встречаются совершенно разные люди. Бэтси (Сибилл Шеперд), считающая его настырным и противоречивым. Одинокий Трэвис ведёт её в кинотеатр на... порнофильм, потому что в другие кинотеатры просто не ходит. А затем говорит Бэтси: «Ты в аду! Ты погибнешь в этом аду вместе с другими!»

Другие – это сенатор Чарльз Палантайн (Леонард Харрис), случайно севший в такси к Трэвису кандидат в президенты; полубезумный бизнесмен (Мартин Скорсезе), которому изменяет жена с чёрным, сутенёр Шутник Мэттью (великолепный Харви Кайтел), считающий, что если бы Трэвис оказался копом, «было бы прикольно». Мразь, гнусность, ублюдки, выродки... Грязь! Трэвис верит, что придёт день, и ливень смоет с улиц «зеркального» Нью-Йорка всю эту падаль.

А ещё есть Крошка Айрис (замечательная Джоди Фостер). Ей всего двенадцать с половиной лет, и она увлекается гороскопами. Жертва тёмной стороны большого города. «Встань перед зеркалом и загляни себе в глаза», – говорит малолетняя проститутка Трэвису. Таксист – аутсайдер в «Большом яблоке», крайне опасный для общества. Но таким его сделало само это общество, и дело не только в пресловутом «вьетнамском синдроме».

Человеческую драму главного героя никто не хочет видеть. Кажется, что он умирает от пули в шею. Всё, отмучался! Но он выживает... В письме к нему родители Айрис называют Трэвиса Бикла героем. Зеркальное сверкание вновь поглощает депрессивного таксиста. А как же иначе, ведь как говорил сам Трэвис: «У меня никогда не было выбора».

«Таксист» – символ второй половины семидесятых. Фильм Скорсезе вошёл в список 100 лучших американских фильмов по опросу American Film Institute. Зеркальное воображение всего происходящего на улицах Нью-Йорка блестяще показал оператор Майкл Чэпмен. Также как и хичкоковский композитор-оскароносец Бернард Хёррманн великолепно выразил драму одиночества через блюз. Трэвис Бикл – один из величайших вилланов (антигероев) кинематографа. А эпизод с Робертом Де Ниро «Ты со мной разговариваешь? Со мной? А с кем? Тут никого больше нет!» был включён в список 100 лучших сцен в истории кино.

19 июля 2009 | 16:34
  • тип рецензии:

Он колесит по мрачным и грязным улицам Нью-Йорка. Он таксист.
Но перед нами не кино всецело посвященное представителям этой профессии и, упаси Господи, не разухабистая экшен-комедия про лихого водилу (а ля продукт от Люка Бессона).

Перед нами шедевр остросоциальной криминальной драмы. Фильм, проверенный временем и заслуживший все лестные эпитеты, когда-либо сказанные в его адрес!

Герой Де Ниро вполне мог и не быть таксистом (а работать грузчиком, например), но ночной город, со всеми его пороками, свою изнанку куда как лучше раскрывает с точки зрения водителя желтого автомобиля.

Если опустить общее восхищенное впечатление от фильма и заняться некоторой конкретизацией, то понравились мне в 'Таксисте' следующие аспекты.

Одна из лучших ролей Роберта Де Ниро. Говоря что-то о фильме 'Таксист' просто невозможно ничего не сказать об актере Де Ниро.
Образ, потерявшего себя и попытавшегося найти справедливость ветерана вьетнамской войны, воплощен на экране просто гениально!
Юная Джоди Фостер, Сибилл Шепард и Харви Кейтель также сыграли превосходно. К тому же меня несказанно порадовал своим камео сам Скорсезе.

Кстати о нем, о Мартине. Режиссер от Бога, он поставил немало отличных картин. И эта одна из его лучших.
Атмосфера, созданная в фильме, отличается своей неповторимостью. Погрузившись в нее под музыку в начальных титрах, остаешься там до самого финала.

Кстати о музыке. Бернард Херрманн причастен к успеху фильма наравне с Де Ниро и Скорсезе.
Жаль, что это была последняя работа мастера.

В конце своего отзыва символично скажу пару слов о кульминации фильма.
Кровавая бойня в заключительной части картины производит шокирующе-неизгладимое впечатление. Натурально, без купюр, смело.

Ну, а то, что последовало после этой бойни - можно назвать одним из самых выдающихся эпизодов фильма... да и всего мирового кино.

Сильная, неоднозначная, оставляющая след в душе концовка!

07 сентября 2007 | 15:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: