К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В семидесятые годы Свердловская киностудия и Союзмультфильм выдали на-гора больше десятка короткометражных мультфильмов по сказам Павла Бажова. Здесь и 'Огневушка-поскакушка', и 'Серебряное копытцо', и 'Синюшкин колодец'. Но наиболее известна трилогия о жизни камнерезов и рудокопов под эгидой Каменной Девы, Хозяйки Медной Горы.

В первой части, названной созвучно имени главной героини, речь идёт про обычного парня Степана, попавшего под чары потусторонней силы. Благодаря Хозяйке, он получает способность добывать малахита немерено и даже удостоился предложения сочетаться браком с ящеркой в обличье женском. Впрочем, это потом было подано как испытание номер два. Забегая вперёд, скажу, что третье испытание Степан не прошёл.

Павел Бажов ассоциируется у нас со временами, если не Александра Пушкина, то где-то Петра Ершова с его 'Коньком-Горбунком'. На самом деле Бажов современник Чуковского, Маршака и Михалкова-старшего, пережил Великую Отечественную. Даже отметился небольшой обязательной программой - сказом о Ленине ('Богатырева руковица', если кому интересно). Кроме того, в его арсенале подавление восстаний в Гражданскую и родство с Аркадием Гайдаром через общего внука Егора.

Но творчество Павла Петровича было нетипично для социалистического реализма. Мифология Урала, нечистая сила рудников, к которой писатель относился с большой долей симпатии, поэзия горно-добывающей жизни нанесла на творения Бажова ровный слой патины, который весьма ценится в антикварной среде.

Этот дух очень чувствуется в мультфильме. Режиссер Олег Николаевский (выступающий одновременно в роли сказителя) сделал все возможное, чтобы уральский фольклор лег на душу советского зрителя. Хотя возможности Свердловской киностудии всегда котировались невысоко. Кукольные мультфильмы уступали в популярности рисованным или пластилиновым собратьям. Хотя в статике персонажи смотрятся, но в динамике проигрывают и сильно.

Поэтому создатели фантазируют с планами, накладывают чудесную музыку - и добиваются нужного. После начальных минут упорной настройки в предложенные образы, дальше вкатываешься и созерцаешь, сопереживая персонажам в их лирических (и жизненно опасных) терзаниях. Русоволосый Степан, его возлюбленная и темноглазая Хозяйка горы разыгрывают не совсем привычный любовный треугольник, в котором не нашлось победителей. И небольшая, но актуальная для социалистического государства, тема угнетения человека человеком в лице самодура-приказчика.

Вообще, не так много примеров в мультипликации, когда сугубо промышленный сюжет (пусть и с волшебной силой) подают столь лирически. С принцессами на балу и зверушками на поляне это намного проще. Сюда бы ещё пластику движений и мимику. Но советские куклы есть советские куклы, ничего не попишешь.

Холодный отблеск самоцветов отразился искорками в глазах повелительницы рудников и каменоломен. Против этого взгляда не устоять простому смертному. И пусть это будет лишь в сказках. Потому что худому человеку с Медной горы хозяйкой встретиться — горе, и доброму — радости мало.

12 сентября 2011 | 22:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: