К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда я слышу словосочетание голливудская драма, претендующая на Оскар, то в большинстве своем фильмы подразделяются на два сорта: а) слезливое кино о каком-то шизофренике; б) либо нечто заунывное и скучное, заставляющее развивать силу волю, удерживая себя от нажатия на кнопочку «forward». Из этого правила есть исключения, и иногда попадаются интересные и нескучные картины. Но только иногда.

На мое счастье, «Искупление» не подпадает под пункт «а», да и под категорию «б» не подходит. «Искупление» стало фильмом, ощущения от просмотра которого менялись в диаметрально противоположных направлениях. Да что там говорить! На пятнадцатой минуте картины я намеревался закончить просмотр, т. к. кино вогнало меня в невозможно сонное состояние, но на сорок восьмой я бы продал душу дьяволу, чтобы досмотреть фильм до финальных титров.

Кино рассказывает историю трех людей Брайони, её сестры Сесилии (Киры Найтли) и Робби (Джеймс МакЭвой). Всё начинается в 1935 году, когда Брайони тринадцать лет, и она не может понять взаимоотношения Сесилии и Робби. А вместе с непониманием и неприятием приходит ревность и желание отомстить, в результате чего она совершает ужасный поступок, который навсегда изменить судьбы трех главных героев, и за который не хватит целой жизни, чтобы расплатиться.

Джо Райт делит свой фильм на три части: 1935, 1940 и наше время. И если в первой трети фильма всё предельно ясно и прямолинейно, то в последующих пятидесяти минутах режиссер не собирается ничем помогать зрителю, постоянно перемещая действие от одного персонажа к другому, чередуя с нужным количеством флэшбеков. Райт не раз применяет прием показа одной и той же сцены со стороны Брайони и Сесилии. И каждый раз мы видим ключевые сцены фильма с совершенно иной стороны, полностью меняя свое отношение к ним. Райт совершает очень резкие переходы между частями картины, дважды заставая нас врасплох с неминуемым вопросом: «А что же случилось с героями фильма в отсутствующий промежуток?».

«Искупление» - сложное кино, в основе которого лежит простая истина: за свои грехи рано или поздно придется расплатиться. И не важно, сколько тебе лет – тринадцать или тридцать – одно умышленное действие может навсегда уничтожить жизнь других людей. Позднее придет осознание своих поступков, но нанесенный ущерб будет слишком велик, чтобы тебя смогли понять, не говоря уже о том, чтобы простить. На искупление может уйти вся жизнь, но даже спустя несколько десятилетий его можно так и не найти. Красивые истории и хэппи-энды в подавляющем большинстве случаев возможны лишь в кино или книгах, но реальная жизнь слишком беспощадна, непредсказуема и не дает права на фатальные ошибки.

Кино сложное как в художественном, так и техническом плане, а также в соединении двух этих элементов. Джо Райт очень часто полагается на «pure cinema»: персонажи не произносят ни одного слова, и всё подчинено визуальному решению, пробуждающему в нас куда большие эмоции и чувства, чем различные диалоги. В фильме найдется немало красивейших сцен, самой главной из которых станет пятиминутный эпизод эвакуации, снятый одним планом, где камера выхватывает из тысячной толпы иррациональные и дикие сцены, показывая всеобщий хаос и истерию.

Подобные эпизоды выполнены на высочайшем техническом уровне, но порой они мешают картине, где в первую очередь важны эмоции и взаимоотношения персонажей. Но в то же время в фильме есть сцены, где всё отдано на откуп актерам. Многие уже окрестили роль Киры Найтли в «Искуплении», как самую взрослую и серьезную в её карьере. Не знаю.

На мой взгляд, Кира хороша в первой части фильма, где надо улыбаться и привлекать к себе внимание, но когда тон меняется на мрачный и серьезный, то никакого сногсшибательного перформанса с её стороны я не увидел. Да, она составляет красивую экранную пару с Джеймсом МакЭвоем, но проработка их отношений как с актерской, так и сценарной стороны могла быть глубже и полнее. Я нисколько не принижаю работу этих двух актеров, но в картине есть две актрисы, которые своей игрой крадут весь фильм – Сирша Ронан и Ванесса Редгрэйв.

Первая сыграла Брайони в тринадцатилетнем возрасте. В её Брайони есть что-то особенно странное, холодное и жуткое, что нельзя понять или объяснить. Ванесса Редгрэйв – Брайони в старости. Она появляется в фильме всего лишь на восемь минут. Но нё монолог настолько правдив и эмоционален, что нельзя не поверить в полное раскаяние Брайони, осознание своих действий и искупление. Если бы я видел только её монолог, но не видел всего остального фильма, то я бы всё равно поверил в искренность её слов.

«Искупление» вполне может стать фильмом, о концовке которого будут говорить больше всего. Джо Райт за последние восемь минут фильма выливает на ничего неподозревающего зрителя холоднейший душ. Какая история рассказана в «Искуплении», Джо Райта или Брайони Тэллис? И хотя Брайони объяснит, что реально, а что было добавлено для красоты сюжета, восприятие от фильма переворачивается с ног наголову.

Во-первых, выясняется, что весь фильм показан со стороны главного виновника всех событий – Брайони. Где здесь реальность, а где вымысел? Сглажены ли острые углы или нет? Во-вторых, некоторые сцены воспринимаются совершено иначе. Например, сцена, где Брайони приходит в дом Сесилии и Робби просить у них прощения. Изначально для меня она была слишком простой, топорно сыгранной и неестественной. Но финальные восемь минут всё расставили по своим местам. Помните, где возможны хэппи-энды? И нет ничего удивительного, что сцена выделяется из всего фильма. Она и должна выделяться, словно еще одна глава в книге, о которой можно забыть, перевернув страницы. В реальной жизни, к сожалению, такое невозможно.

Даже несмотря на свой финал, пытающийся всё объяснить, в фильме остаются несколько вопросов без ответа, главные из которых: когда раскаялась Брайони, верит ли она в свое искупление? Но, наверное, так и должно быть, потому что после интересной книги или фильма всегда должен быть элемент недосказанности и неразжеванности, чтобы зрители могли задуматься над идеями и проблемами художественного произведения и попытаться самостоятельно найти ответы.

Команда, подарившая нам «Искупление» проделала огромную работу, привнеся в фильм элементы, которые хороши и сами по себе, и в совокупности друг с другом: простой сюжет, который подразумевает сложные взаимоотношения, проблемы и неоднозначный финал; умный сценарий; роскошную операторскую работу; запоминающуюся актерскую игру; эмоциональное звуковое сопровождение и уверенную режиссуру. Хорошее кино, которое с каждой минутой хронометража добавляет к своей оценке всё больше и больше баллов.

11 января 2008 | 12:42
  • тип рецензии:

Честно хочу сказать, писать отзыв не собиралась, так как о фильме было уже сформировано четкое мнение, которого не мог никто поменять. Однако тот факт, что картина получила больше всех номинаций на премию Золотой Глобус, похоже сделал свое дело, и люди побежали к лоткам с некачественными DVD, не дождавшись официальной премьеры фильма. Именно отвратительный перевод, хочется думать, и привел к тому, что многие не поняли основных моментов фильма, иначе я не могу понять такое колчиесто странных, необоснованных и неверных даже в отношении самого сюжета отзывов. Это и побудило меня написать свой собственный.

Сразу надо признаться, фильм я посмотрела довольно-таки давно, а затем и прочла книгу, что и расставило все на свои места. Определённо, основная заслуга этого фильма - хорошая режиссура, но не сценарий. То, что четко и ясно изложено в книге, при переносе на экран искажается и приобретает немного другой смысл. Основной прием, используемый режиссером - показывать одну и ту же сцену с разных точек зрения - тоже взят из книги, а именно он является основной особенностью фильма и помогает понять, что движет поступками главной героини, Брайони.

Каждому человеку свойственно смотреть на все со своей точки зрения. Когда Брайони наблюдала сцену у фонтана, все выглядело совсем не так, как было на самом деле. Записка, которую она прочла, только подтвердила её мнение о том, что Робби - опасный человек, представляющий угрозу для её сестры и для всех окружающих. То, что Брайони впоследствии увидела в библиотеке, совсем не выглядело как сцена любви, а скорее походило на борьбу. Она хотела защитить свою сестру от опасного маньяка, что и сделала, дав показания против него.

Брайони совсем не была влюблена в Робби, и её действия не были вызваны ревностью или злобой на сестру. Тот флэшбэк у озера, когда Робби спас Брайони - лишь его взгляд на ту ситуацию. Размышляя о её поступке, Робби вспомнил происшествие у озера и решил, что Брайони очернила его из-за того, что сама в него влюблена. В книге же четко написано, что тот эпизод был лишь минутной игрой детского воображения, Брайони не испытывала к Робби ничего, кроме дружеских чувств.

Вторая часть фильма, как и книги, посвящена испытаниям, через которые Робби и Брайони пришлось пройти во время войны. Все случившееся с Робби в тот период времени Брайони узнала через много лет после войны из писем его друга. Сцена в квартире Сесилии действительно получилась наигранной и неестественной, что при первом просмотре вызывает подозрения о плохой актерской игре.

Вот в общем и все, что мне хотелось уточнить. Как бы многим не казалось, что Брайони - зло в чистом виде, это не совсем так. Если в этой истории и есть отрицательные персонажи, то это Маршалл и Лола, единственные люди, кто мог бы спасти Робби от тюрьмы, но которые сделали этого, чтобы не выдать себя. Именно к ним и должны быть обращены едкие нападки зрителей, а не к маленькой девочке с живым детским воображением.

Хочется верить, что этот прекрасный фильм будет оценен по достоинству критиками и Киноакадемией.

12 января 2008 | 20:23
  • тип рецензии:

Признаюсь сразу, фильм не понравился. Точнее не понравилась его кинематографическая часть. К моему глубочайшему сожалению, ведь задумка сюжета весьма хороша: любовь, обида, непонимание, обвинение, страдание, смерть. Но вот воплощение её оставило чувство разочарования. Неоправданно затянутые начало и середина фильма, и, что самое страшное, скомканный конец – сводят на нет драматизм, даже, трагизм повествования. Развитие и постановка событий, призванные усилить интригу, вызвали у меня чувство недоумения. Это все равно как девушка надевает на себя слишком много украшений, забыв о необходимости меры и гармоничности сочетания.

С другой стороны, очень понравилась игра актеров. Джеймс МакЭвой (Роби) бесподобен. Я уже видела несколько сильных фильмов с его участием, но здесь я просто влюбилась в него. В его прихотливо изогнутые брови, в то, как он щурит глаза, в его нос, в его обаятельную улыбку и по-мужски красивые, крепкие руки. И меня удивляет, откуда в столь невеликом теле такая актерская МОЩЬ? Особенно понравились 2 момента. Когда до него доходит, что он вложил не то письмо в конверт, и он кричит «Брайони!!!», и когда он натыкается на поляну с телами убитых девушек. Его лицо, оно мертвеет на глазах, он не гримасничает, и не плачет, но такая скорбь и холодная бессильная ярость видны в нем. Я была потрясена. Неожиданно понравилась и Кира Найтли (Сесилия), очень удачно она вписалась в образ девушки из богатой семьи. И произвела впечатление Ванесса Редгрейв (постаревшая Брайони).

Но я так и не увидела в этом фильме искупления. Раскаяние, возможно, но Брайони так и не искупила свою вину за разрушенные судьбы, за страдания сестры, за исковерканную память о Роби. Да, она написала свой роман, но слишком поздно, когда правда об этой истории уже никому не нужна, кроме неё. Она говорит, что дала в своем романе им второй шанс быть вместе, это что ли искупление? Нет, это позерство и желание облегчить муки совести. И это мне тоже не понравилось. Так что, только за задумку и актеров оценка

6 из 10

21 сентября 2010 | 09:01
  • тип рецензии:

Я вообще не понимаю, кому могла прийти в голову идея экранизировать такую книгу, как 'Искупление', но после просмотра фильма я чувствую себя обязанной защитить Иэна Макьюэна перед толпой возмущенный зрителей. В своей рецензии я изложу самые общие мотивы романа, которые были утеряны Джо Райтом, и без которых в принципе невозможно понимание этого глубокого и многогранного произведения, которое, должно быть, является одним из лучших в 21 веке.

Почему в принципе невозможно экранировать этот роман? Кто бы не взялся за режиссуру, всё равно в итоге мы бы получили невнятное и сумбурное повествование о том, как плохо врать взрослым. Никакого трагизма в этой истории не наблюдается и Брайони предстает всего лишь жертвой своего времени, когда показание детей могли послужить поводом для ареста. А всё потому, что книга изначально весьма элитарна. Да-да, это книга для снобов и эстетов. Неискушенный читатель в принципе не сможет оценить всю роскошь прозы Макьюэна, как не смог бы пьяница оценить букет дорогого вина. Этот роман о том, как нужно писать романы.

Как можно экранизировать роман о писателе и том искупление перед близкими людьми, что он будет всю жизнь нести за то, что воспринимает их судьбы как сюжеты? Брайони ужасна не потому что она наклеветала, а потому что для неё жизнь сестры оказалась не так важна, как сюжет о жизни сестры. И её искупление заключается в том, чтобы создать такое произведение искусства, которое подарит людям надежду, отобранную у близких во имя творчества. На самом деле эта история об эгоизме и самодовольстве творца.

В книге мы видим развитие настоящего писателя, который от детских сказок и романтических поэм, постепенно переходит в мир взрослых. Она пытается осознать его с помощью своего дара, осуждая всех с невероятной жестокостью, свойственной избалованным детям. Брайони одержима порядком, она невыносимая заноза в жизни своего окружения. Читая первую часть романа невозможно не ненавидеть её. Фильм этого не передает, потому что сущность избалованного дитя раскрывается в её внутренних монологах, которые ещё к тому же являются манифестами о творческих принципах романиста. Девочка рассуждает о том, как должны писать романы, и сам роман является торжеством этих эстетических категорий. Подобное экранизировать невозможно, потому что этот роман о романах, а не о кино. Это всё равно что пытаться нарисовать музыку.

Выходит, что в распоряжение Джо Райта остается только банальный слезливый сюжетик, очень не богатый на события, так как настоящая драма разворачивается внутри героев. И в провале нет вины режиссера, ибо провальна сама идея снять этот фильм. Некоторые книги должны оставаться только книгами. Тем более, что стиль 'Искупления' таков, что читателю дается невероятно, я бы даже сказала беспрецедентно, подробные описания декораций в которых разворачиваются события. Это был тот случай, когда картинка из фильма не смогла заместить ни одной детали, нарисованной моим воображением, при чтение книги. Все осталось нетронутым и это, пожалуй, единственное что оправдывает данный фильм. Джо Райт не испортил романа, он просто его не понял.

03 января 2014 | 14:44
  • тип рецензии:

Находясь под впечатление от этого фильма, я долго думала о нем. Думала о том, что одно слово, один поступок могут изменить жизнь до неузнаваемости. Ничего не предвещало бури.

Робби Тернер был совершенно обычным парнем, но загвоздка состояла в том, что он был влюблен. Но неравенство в социальном положении всегда были камнем преткновения. Возможно, не будь он сыном дворецкого, все сложилось бы иначе. Чего они хотели? И чего они заслуживали?

Все может начаться заново. Я снова могу стать человеком, который на закате, в своем лучшем костюме шел тогда через парк, предвкушая то, что сулило мне будущее
Робби Тернер


Любовь между двумя людьми всегда приносит боль и обиды, если в нее вмешивается третий человек. Лишней была Брионии, которая со своей бурной фантазией испортила жизнь многих людей, включая свою собственную. Всю свою жизнь Брионии жила с желанием искупить свою вину, изменить ошибки прошлого.

Существо, в котором неумеренные страсти сочетались с низостью души и опасной лживостью.
Шарлота Бронте


История любви Сесилии и Робби была красива, но трагична, как это часто бывает. Начиная с ранней юности, они скрывали свои чувства, все из-за пресловутого положения в обществе. Мне не нравится выражение: «Так сложились обстоятельства», но в данной ситуации это действительно так. Не напиши Робби того письма, не отдай он его Брионии, не прочитай она его, возможно, ничего бы не произошло. Возможно…

Робби Тернер. Сказать о нем можно много, но мало что без сожаления. Я не думаю, что он был глубоко несчастным человеком. Даже после долгих 4 лет заключения, он остался верен главному чувству – любви к его дорогой Сесиль

Я должен вернуться. Я обещал ей все исправить
Робби Тернер


Брионии получила в качестве искупление долгую жизнь, жизнь полную сожалений и мучений. В своей первой и последней книге он дала Робби и Сесиль то, что отняла в реальности. Первый и последний акт милосердия.

10 из 10

09 июля 2008 | 15:46
  • тип рецензии:

Вступление:

«Искупление» Джо Райта – экранизация романа Иена Макьюэна.

Поскольку в рецензии речь пойдёт не об оригинальном источнике, а об экранизации, то позвольте рецензенту по-своему интерпретировать события, показанные в фильме, несмотря на определённую авторскую позицию мистера Макьюэна.

1 → «Искупление» (ATONEMENT) :

Истинно британская история начинается с бойкого хождения девочки Брайони Таллис, мнящей себя перспективной писательницей, по лестницам и коридорам родного особняка, а заканчивается весьма романтичной сценой у моря. Сорванная пьеса Брайони превращается в хаотичный спектакль из сцен военного Дюнкерка. Таинственное прохождение Брайони во тьме с фонариком в руке становится для неё в будущем судьбоносным ознаменованием ужасной болезни. Раньше был фонарик в руке, теперь – свет померк, и никто источником его не будет.

Эта грустная история иной быть не могла. История оторванного от реальности человека не бывает без грусти. Реальность – самое странное явление на свете, не так ли? Задумывалась ли Брайони Таллис об этом? Нет, конечно, нет. Брайони – тринадцатилетний подросток, впечатлительный в силу возраста и мечтательный к тому же. Её мечты замкнуты в ней самой. Где ключ? А, право же, он в её творчестве…

Весь интерес заключается в том, что после просмотра фильма образ Брайони окончательно меняется, если сначала зритель всеми фибрами души ненавидит эту стервозную девчонку, лишённую какого бы то ни было сочувствия, то в конце он внезапно понимает, что та Брайони – суть искупления взрослой Брайони Таллис, успешной писательницы. Разве вы не подумали, почему на протяжении фильма она вызывает только отторжение столь своеобразной отрешённостью, этой одинаковой причёской и этим бессмысленным взглядом? Это явная попытка самобичевания. Всю свою жизнь Брайони Таллис несла в душе своей грех – предательский, гнусный поступок, за который, как удачный повод, зацепились все взрослые. Вспомним, кто пригласил Робби Тернера на ужин? Правильно, Пол Маршалл. Судьба была неотвратима, однако именно Брайони оказалась тем мелким камешком, который дал ход всему ужасу – ужасу, где реальность кажется нереальной, а вымысел принимается за реальность.

Знаем ли мы Брайони Таллис? Нет, не знаем. Будем ли мы её обвинять в грехе? Нет, не будем. Пусть Бог рассудит. Мы ничем не лучше Брайони, мы практически такие же. Только обделены, возможно, в буйных красках фантазёрства, и только-то. Брайони Таллис – собирательный образ ребёнка, который становится орудием зла в руках расчетливых взрослых. Ложь Брайони и нелепое письмо Робби могло пройти через гущу взрослых людей и стать основанием для ареста Робби? Нет, исключено. Это арест по договорённости, иначе и не скажешь. Высший класс в выигрыше, 1: 0 в его пользу, не правда ли?

Я подозреваю, что в каждом из своих двадцати одного романов взрослая Брайони сочиняла образ той главной героини, которая однозначно отвратительна своим характером, и это самобичевание вкупе со всеми воспоминаниями прошедших событий и стало её искуплением. Кто скажет мне, каким бывает у человека искупление? В чём оно выражается? Каким образом? Не знаете? Правильно, ибо искупление у каждого из нас выражается по-своему. У Брайони Таллис оно оказалось таким, она по-другому никак не могла. Я считаю её способ вполне логичным. Если каждодневно уничтожать свою душу, то трудом утомительным и когда-то бывшим любимым – сочинительством. Заверяю вас, что заниматься прозой или поэзией трудно, это не просто принцип «сочинил – накатал – сдал», это, как говорила мне как-то хорошая учительница литературы, у которой я учился: «99% труда и 1% таланта» Среди вас найдутся и те, кто найдёт в интервью пожилой Брайони излишнюю щепотку самолюбования, дескать, смотрите, какая она святая. Но ведь суть не в интервью, а в том, что она пожилая: человеку, находящемуся не так далеко от приветствия со смертью, терять нечего. Как говорится, карты на стол, то есть, раскрыть все душевные секреты время настало. Такова жизнь. Такова реальность. Чёртова выдуманная реальность!

Грустно не от рокового лжесвидетельства Брайони Таллис, а от налёта зрителей-стервятников на тот образ её в фильме: «Смотрите, смотрите, грешница!». На поверку, «Искупление» оказалось фильмом, обвиняющим не Брайони Таллис, а её читателей/зрителей, позабывших о том, что когда-то Христос, защищая низменную женщину перед толпой, сказал: «Кто без греха – киньте в неё камень». Нет того, кто бы остановил толпу, и нет тех, кто считает себя грешниками.

В конце концов, оттого мы такие грешные, что сами себя выдуманными считаем…

2 → Персонажи и актёрская игра:

[Брайони Таллис → Сирша Ронан]:

Тринадцатилетний отпрыск состоятельной семьи из высшего общества, Брайони Таллис предстаёт не только ярой фантазёркой, но также и любопытной стервой, диктующей свои условия близнецам, но с неохотой уступающей кузине. Её голова занята своими мыслями, а взор кроет в себе лишь два чувства: таинственность и столь свойственную возрасту дерзость, если не наглость. Великолепно сыгранный и с поразительностью трогающий зрительский разум образ Брайони можно счесть невероятной удачей для ирландской актрисы Сирши Ронан, выдвинутой на номинацию юбилейной премии «Оскар». Это юное дарование непосредственно и тихонько крадёт первую половину зрительского внимания, своим бойким шагом пробираясь наверх к славе. Теперь главное, чтобы слава не испортила Сиршу, пусть её талант и дальше находит себе достойное применение.

[Брайони Таллис (взрослая) → Ромола Гараи]:

Выбравшая себе стезю квалифицированной медсестры, ночами печатающая свой загадочный роман, Брайони сталкивается с ужасающими последствиями войны, на руках ощущая жгучую кровь тех, кого доставили в больницу. Где-то глубоко в ней прячется человек, но на поверхности – бездушная, милая на вид девушка. Ромола Гараи замечательно исполнила эту роль, не уронив себя в глазах зрителя, игра правдоподобная, натуралистичная, реалистичная. И сохранено то ощущение страха, олицетворением которого являлась девочка Брайони.

[Брайони Таллис (пожилая) → Ванесса Редгрейв]:

Появляющаяся в финале фильма, эта Брайони наконец-то раскрывает свои истинные эмоции, теперь её миловидное лицо покрыто морщинами, а голубые глаза утратили свою таинственность, осталось в них лишь отражение искупления. Легендарная актриса по-другому, кроме как феноменально, сыграть и не могла. Наше почтение.

[Сесилия Таллис → Кира Найтли]:

Старшая дочь страдающей мигренью холёной жены богача, Сесилия неимоверно скучает в сельской местности, где младшая сестра развлекается пьесами, привычно снуёт деревенская прислуга, читает в зале журналы мать, и пребывает в работе Робби Тернер, который с детства знает семейство Таллис, и они знают, что его отец-дворецкий некогда бросил свою жену и куда-то смотался с другой женщиной. Образ Сесилии, в отличие от Брайони, не обременён психологичностью, потому игра Киры Найтли удалась, но серьёзной назвать её язык не поворачивается – роль слишком статичная. Быть эффектной девушкой в особняке, пренебрегающей жизнью в деревне, радующейся приезду гостей – всё это вряд ли сложно для далеко не дебютантки в кино Киры Найтли. В кадре она сама по себе хороша, с этим я не стану спорить.

[Робби Тернер → Джеймс МакЭвой]:

Робби Тернер, безусловно, обаятельный малый, который удивляет свою мать, готов на героические поступки, способен пережить самые сложные испытания в своей жизни. В нём есть нечто такое, из-за чего зритель не может не признаться: «Это – хороший парень». Скорее всего, все деревенские парни, по сути, именно такими и выглядят: они не похожи на городских, они не станут мудрить или хитрить, в этом их сила – в искренности. Шотландский актёр Джеймс МакЭвой сделал шажок вперёд в своих актерских способностях, сумев ярко изобразить образ Робби. Хотя герой его по схематичности ничем от героини Найтли не отличается, ему есть, где развернуться – на военных эпизодах. Именно здесь мы оказываемся в плену игры МакЭвоя – он вызывает у нас неподдельное сочувствие (тем самым, вгоняя в образ Брайони ещё один гвоздь зрительской ненависти). Зря киноакадемики премии «Оскар» решили не номинировать МакЭвоя за эту роль. Уж в этой-то роли он хорош, отрицать станет лишь упрямец.

[Грейс Тернер → Бренда Блетин]:

Хотя этот персонаж появляется лишь в трёх моментах, он кажется важным, так как раскрывает многие нюансы фильма. Грейс Тернер – мать Робби, работающая на кухне в особняке семейства Таллис, она вполне миролюбиво и даже добродушно принимает чудную Брайони с её сочинениями. Её краткая и трогательная улыбка сразу же рисует нам полный потрет этой измученной и всё же не сломившейся в горестях реальности женщины. Она дорожит своим сыном, и поражается тому, как он не похож на её мужа. Этот, казалось, незначительный момент, в очередной раз подчёркивает: границы между правдой и ложью не существует, она расплывчата. Ибо правдой зачастую оказывается то, чем мы прикрываем свои недостатки, а ложь оборачивается страшной реальностью, обнажая наше несовершенство. Игра Бренды Блетин, лауреата «Золотого глобуса», привносит толику идеальности в и без того приятный и качественный актёрский состав «Искупления».

3 → Мелодия. Кадр.

Режиссёр Джо Райт сделал единственно верное решение: он не стал надеяться на исключительно игру актёрского состава, но поставил на ва-банк идеальности фильма работу Дарио Марианелли и Шимуса МакГарви. С их безупречными работами «Искупление» обрело особый шарм, соблазняющий на одни похвалы.

Итальянский композитор Марианелли создал неподражаемый саундтрек к фильму, лучшее в котором, без сомнений, тема Брайони: драматично-захватывающая музыка под аккомпанемент звука печатной машинки. Благодаря этой теме начало фильма оказывается одним из самых интригующих, какое быть только может в фильмах вообще.

Шимус МакГарви проделал технически сложную операторскую работу, и здесь, конечно же, отметить особенно стоит пятиминутную сцену военного Дюнкерка, снятую непрерывным планом. Хаос войны показан настолько убедительно, что даже типичные военные фильмы Спилберга не сравнятся с таким подобием реалистичности. Ни взрывов, ничего такого, только обыденность: лошадей убивают, кто-то танцует, шатаются разные подозрительные личности, и изрядно потрёпанный событиями корабль на земле из всего хаоса кажется чуть ли не лучшим проявлением порядка.

Работы композитора и оператора «Искупления» заслужили свои номинации на премию «Оскар».

4 → Заключение:

Легко предугадать, что большинству зрителей британский фильм «Искупление» покажется смертной скукой, неистовым бредом и сопливым произведением искусства. Всё это понятно. Даже то, что иных Сирша Ронан с её каменным лицом и неестественным взглядом раздражала, Кира Найтли не убедила, Джеймс МакЭвой не удостоился внимания, а хороши лишь картинка да музыка. Но…

…разве вас заставит изменить своё мнение Брайан Барнард, по сути, никнейм реального человека, за маской выдуманного образа спрятавшийся в коварной виртуальности? Разве по этой рецензии сумеете вы понять, действительно ли это реальное мнение настоящего человека или просто рецензия создана ради того, чтобы произвести на читателей впечатление, таким образом, потешив своё ненасытное и жалкое самолюбие? Разве вы знаете настоящего Брайана Барнарда? Нет, вы лишь можете считать, что знаете настоящего Брайана Барнарда, как посчитали, что знаете настоящую Брайони Таллис, и знаете всех остальных персонажей этой драматичной истории. Да, отвратительнее любого писателя бывают лишь его читатели. Читатели, которые мнят себя всезнающими, Богами, выносящими отрицательный вердикт Брайони Таллис на том основании, что она совершила лжесвидетельство. Из предателей всех хуже друзья, а из друзей – лицемеры.

«Искупление» - фильм, склоняющий зрителей к своему искуплению. Парадокс? Реальность!

ПосвящаетсяМИРС, шагающей по миру романтичной натурой. Будь счастлива в реальности.

22 февраля 2008 | 05:17
  • тип рецензии:

Фильм производит неоднозначное впечатление, но впечатление стойкое, т. к. после просмотра пару часов я провалялась без сна, мучаясь смутной тревогой. Что-то расстроило меня в этой драме, и осадок получился горьковато-кислым. Два чувства не покидали меня – жгучая ненависть и острая жалость, и оба они, окрашенные в ядовито-зеленый цвет кириного вечернего платья, перемешались/переплелись, оставив за собой шлейф из тоски и сожаления.

Довоенно-военное ретро, ностальгическая грусть по буржуазно-развращенной, сытой жизни английского высшего общества, надрывные, болезненные отношения между участниками драмы, сигаретный дым, брошенный в библиотеке коньяк, приоткрытые двери, скрипящие половицы, оркестровая музыка, затаенная ненависть, подавленная страсть, тайком брошенные взгляды, недосказанность, неудовлетворенность.

Затем – совсем иная действительность, и окрашена она отныне не в цвета сочной летней травы на лужайке, не в оттенки атласных нарядов – реальность поменяла цвет, запах и вкус. Война, катакомбы, госпиталь со сдвинутыми вплотную железными кроватями, искаженные страданиями лица, потухшие глаза, окровавленный бинт, военная форма на мужчинах и строгие медсестренские юбки/чепчики на женщинах. Цвет этой реальности – серо-голубой. Не парадный, не яркий – заношенный, полинялый голубой, как халат Киры Найтли, стоящей с сигаретой на крыльце в обветшалом лондонском предместье.

Реальность отвратительна - полна накопленной боли, ненависти к войне, предчувствий потерь. Потерь состоявшихся и потерь предстоящих. И снова все в сигаретном дыму. Или это уже дым от разорвавшихся снарядов на полях сражений? А на большом экране в кинотеатре идет «Набережная туманов» с Габеном и Морган, трагичное, сырое и туманное повествование о неуместной любви. Этот фильм видит Роби, проходя мимо огромного черно-белого полотна и, на секунду очнувшись от бредовых, сюрреалистических снов, видит в нем себя и Сесиль.

Их отношения длились всего несколько минут, крошечный отрезок времени, не прямая, а точка, однако для него они превратились в бескрайнюю вселенную, став смыслом жизни, целью, горизонтом. Я должен вернуться к ней, я обещал – вот все, что движет им, не дает остановиться, лечь, заснуть и умереть. Он идет, он должен идти, чтобы его покалеченная, поврежденная жизнь вновь вернулась на круги своя. Тот же фильм смотрит Сесиль, долгие годы, один за другим дожидаясь, когда же кончится война, когда же Роби вернется, и у них будет все то, что у них когда-то отняли так беспощадно.

Сестра. Маленькая злобная тварь с сознанием ревнивой, взрослой женщины. Одержимая завистью, злобой и жаждой собственничества. Как я заметила, многим свойственно оправдывать Брайони, списывая ее поступок на детское неведенье, опрометчивость, непонимание… Чушь! Посмотрите в глаза этого «невинного» создания. В них вы увидите категоричность и отчаянную смелость уязвленной, оскорбленной в своих чувствах женщины. Она любила Роби. Она прекрасно знала, что творит. И никогда, ни единой секунды в своей жизни не сожалела о том, что разлучила старшую сестру с сыном дворецкого. Будь у нее возможность, она поступила бы так снова – и еще раз, и еще! Не получить себе, так отомстить, поломать, отравить.

Тринадцатилетняя ублюдочная стерва. Ее тщеславие, ее амбиции, желание доминировать и находиться в центре всеобщего внимания – все то, чего она не получала прежде, до определенного момента оставалось безликим, необъяснимым, пока в одну секунду не нашло своей реальное лицо и воплощение – сестра.

О, Кира – это отдельная тема. Отдельный образ, цельный, многогранный и, несмотря на мою антипатию к актрисе, сыгранный на должном уровне. Ее нервозность, ее дерзость, ее откровенная чувственность, замешанная на вине и никотине, небрежно брошенная в лицо садовника не забавы ради, - от отчаянья и несвободы, - все это бурлило, кипело и нарывало в Сесиль под алебастровой кожей, под любопытными взглядами, под показным безразличием. Ее образ на первый взгляд порочен, слишком сексуален и заметен.

Горящий взгляд, вздернутый подбородок, резкие движения, хлесткие, резкие фразы – все это делает ее богиней в антураже нуара, шерше ля фам, соблазнительницей в лучших традициях Феллини, Антониони, Росселини. Но лишь на первый взгляд. Вторая часть картины показывает нам другую Сесиль – непоколебимую в своих убеждениях, способную на жертвы, готовую отказаться от многого ради любимого мужчины. Она умеет быть твердой. Она умеет быть верной. Она умеет ждать. И не прощать.

Что можно сказать еще об атмосфере? О способе преподнесения истории? Один момент: иллюзия масштабности. По окончании просмотра картина кажется огромной, мощной, подавляющей, пугающей своим размахом. На деле же ничего этого нет: воображение зрителя само дорисовывает недостающие эпизоды, дописывает страницы, которых изначально просто не было, воссоздает события, о которых в фильме упоминалось лишь в нескольких словах. А может, зря?

Кое-что из этого недостающего стоило бы показать хотя бы кратко. Потому что на деле обрывочность повествования оставляет после себя странноватый привкус пробелов, чего-то утерянного, пропущенного, забытого. А это было важно. Ссора Сесиль с семьей, их отречение от старшей дочери, которая не побоялась ни скандала, ни публичного порицания, ни нищеты. Суд над Роби и признание его виновным в изнасиловании, годы в тюрьме. Несколько кадров, несколько вспышек, несколько видов лиц, глаз, сутулых плеч можно было показать, чтобы рассказ был мягче и плавнее, чтобы покрепче сшить между собой разрозненные эпизоды с надписями «3 года спустя», «4 месяца назад».

Финал потрясает. Не слова Брайони, не ее мнимое раскаяние, ничего, связанного с ней – несколько секунд, вырванных из прошлого: свинцово-серое лицо Роби, мокрые волосы и раскинутые в стороны руки Сесиль. Правда, убивающая всякие надежды на многострадальный хэппи-энд, правда, вылезшая из печатной машинке в шаге от классической развязки, реальность... Это не история Брайони. Это история ее сестры и молодого парня, которого она любила. История двух очень молодых людей, которые нашли, обрели друг друга на секунду, и были разлучены людьми. Разлучены войной.

Итог: мутный осадок, тяжесть на сердце и громадное сочувствие к жертвам. Яркие образы, масса символики, сильное музыкальное сопровождение. Понравился ли мне фильм? Понравился, понравились герои. Джеймс МакЭвой и Кира Найтли разыграли красивую горькую страсть. Кира его переиграла – переиграла потому, что имела чуть больше пространства, чуть больше свободы. Джеймс в этом плане был более ограничен, более зажат: где развернуться, когда нет места для маневра?

Но МакЭвой подобную историю уже играл в картине «Превращаясь в Джейн». Актер располагает к себе, внушает симпатии. Не внешностью, а чем-то неуловимым. Какой-то своей уязвимостью, незащищенностью, зыбкостью почвы, в которой и хотел бы прорасти цинизм, но никак. Потому что он - хороший парень от природы, и этот хороший парень, сидя напротив Сесиль в переполненной столовой, убрал свою руку из-под ее ладони не потому, что было неловко, а потому что было больно.

9 из 10

18 апреля 2008 | 10:15
  • тип рецензии:

Фильм не оставляет целостного ощущения. Композиционно картина делится на три части: «дачная», «военная» (точнее – прифронтовая) и «тыловая». Плюс финальный монолог. Оговорюсь сразу – первоисточник я не читал и основываюсь в своих рассуждениях только на фильме.

Так вот, мне показалось, что между первой и второй частью отсутствует внятная связь. Получилось, что Робби попал на фронт только вследствие поступка Бриони. В ином случае – продолжал бы радоваться жизни на лоне природы, открыл шоколадную – или какую другую – фабрику; короче, не унывал и мирно развлекался вместе с любимой Сесилией. Так что ли?

Но, позвольте, Бриони оклеветала Робби, сделала несчастной сестру, но не она же выдумала Вторую мировую войну?! А защищать родину (пусть и в экспедиционном корпусе) во все времена было почетной обязанностью, а отнюдь не наказанием! Насколько я знаю, в Британии военную службу, в том числе в «горячих точках», проходят даже кронпринцы. А вот уголовные преступники, наоборот, служат лишь в исключительных случаях, когда получают право искупить свою вину кровью. Как-то здесь, на мой взгляд, всё шиворот-навыворот. Или все дело в воинском звании? Но ведь по рождению Робби – совсем не аристократ. Не случись у него в детстве лорд-покровитель – там бы и оказался. Рядовым.

И еще – не вполне раскрыта причина метаморфозы, случившейся с Бриони. С чего она вдруг спустя несколько лет начала раскаиваться? Из-за войны? Логичнее была бы такая последовательность: она дает показания в суде (без этого Робби бы не посадили), потом видит как страдает сестра и начинает мучиться совестью. То, как тут представлено – сомнительно. Несколько лет просто выпали.

Кира Найтли и Джеймс МакЭвой выглядят не слишком убедительно. Особой страсти не видно – так, летний романчик, не более. Чтобы долгие годы ждать и хранить верность – он должен был быть ее героем, наголову выше всех других. Ни игрой актеров, ни эпизодами фильма это не подтверждается. Что касается Бриони – ее играют несколько актрис. Из них хочется отметить Сиршу Ронан – девочка неплохо передала характер героини, фантазерский и взбалмошный. Ромола Гарай не столь хороша, к тому же мало похожа на предшественницу, что даже странно. Обычно в Голливуде в таких случаях отменный кастинг (сразу вспомнилась сага «Однажды в Америке»).

Понравилась работа оператора и художника-постановщика – от некоторых картин природы просто захватывает дух. Музыку я особо не заметил, что иногда даже и неплохо. Во всяком случае, трагизм искусственно не нагнетался, слезу насильно не давили.

В общем, если суммировать – фильм весьма средний. Не посмотрев, много не потеряете.

3 из 10

02 мая 2012 | 06:24
  • тип рецензии:

Фильм «Искупление» - один из основных претендентов на самые высшие награды по итогам 2007 года. В одной из главных ролей – героиня «пиратской» трилогии Кира Найтли. Молодой британский режиссер снял слезливую драму о поломанных судьбах и беспощадности войны. Задействовал при этом молодых в меру известных и талантливых актеров. За основу сценария взято литературное произведение. В общем, практически идеальная «оскаровская» картина.

После просмотра я остался в достаточно смешанных чувствах. Вроде очень красивая и драматическая история. История одного глупого детского поступка, повлекшего за собой самые печальные последствия. Маленькая 13-летняя девочка, совершившая плохой поступок, целую жизнь посвящает искуплению своего проступка. Ее изображение рисует ей сцены прощения, а также тяжелые будни своей жизни.

Говорят, хорош тот актер, герой которого запал в душу зрителя. Так вот, согласно этой теории, зритель должен возненавидеть антигероя, в то время как с положительным персонажем должен захотеть познакомиться или подружиться. Не знаю правдивая ли такая теория, но вот ту маленькую 11-летнюю девочку, поломавшую судьбы как минимум двоим взрослым людям, находящихся в расцвете сил и на заре настоящей жизни, мне захотелось удушить собственными руками. Честно. Хотя и та же героиня, но уже в 18-летнем возрасте, переносящие тяготы судьбы в военном госпитале не вызвала ни капли сочувствия. А, наверное, должна была. Да, она раскаивается в содеянном, и хочет искупить свою вину. Но как-то не очень искренне, будто это нужно ей для себя, для успокоения совести.

В то же время, люди которым поломала судьба та самая 13-летняя девчонка, все-таки находят друг друга и начинаю жить счастливо. Они уже и не вспоминают о том потерянном времени. Теперь они нашли счастье, и ничто не может им в этом помешать. Они поселятся вместе, и будут жить как образцовая семья. А хорошая репутация Робби, очерненная пять лет назад, будет восстановлена. Маленькая девочка станет известной писательницей, и все станет на круги своя. Война в их жизни пройдет практически незаметно, ничто не сможет помешать героям обрести их собственное счастье. Как все хорошо и гладко, не правда ли?

Или все это лишь чья-то больная иллюзия, придуманная лишь бы облегчить свою запятнанную совесть.

Не знаю, должен ли зритель, по задумке режиссера, простить или приняться сочувствием к героине или нет. Но меня ее судьба оставила абсолютно равнодушным. Человек, поломавший чужие судьбы, должен нести справедливое наказание.

Хотелось бы еще вспомнить о Кире Найтли. Актриса прогрессирует на глазах от фильма к фильму. В этом фильме ее роль может и не ключевая, но сыграна исключительно хорошо, вместе с Джеймсом МакЭвоем они смотрятся очень хорошо. Режиссура фильма порадовала, особенно хороши военные сцены разрухи. Также могу отметить очень неплохой саундтрек к фильму.

Фильм может быть, и не шедевр, но хорошо соответствует оскаровским стандартам. И в борьбе за статуэтки потягаться вполне способен со многими.

05 января 2008 | 21:47
  • тип рецензии:

Посмотрев «Искупление» я прибываю в состоянии аффекта. Это сложно объяснить. Просто сначала происходит осмысление увиденного. У меня это осмысление выражалось восторгом, желанием посмотреть фильм снова и снова. Потом перед глазами начала прокручиваться жизнь. А нет ли чего такого, за что мне бы пришлось просить прощение? А спустя какое то время появился необъяснимый страх. Страх от того, как одно короткое слово может сломать и искалечить судьбы многих людей.

В этом фильме рассказывается об обычной семье до военного времени. У Сесилии (Киры Найтли) достаточно запутанные, но вместе с тем и интересные отношения с сыном служанки Робби
(Джеймс МакЭвой). Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, молодые люди не замечают, что сестра Сесилии, 13-ти летняя Брайони, тоже влюблена в Робби. Неожиданно в доме происходит преступление, свидетелем которого становится Брайони.

На что способна обиженная девочка? Да, пожалуй, на все. Она твердо указывает на Робби и одно единственное слово решает и коверкает многие судьбы. «Это он! Он..». Фраза еще долго будет отзываться эхом в жизнях персонажей.

В фильме показывается, как война меняет людей, но они из последних сил, пытаются остаться собой. Как люди, постоянно теребят дорогие сердцу фотографии, письма, лишь бы не видеть то, что происходит вокруг. Как разлука лишь придает желание выжить. Остаться в живых, чтобы снова увидеть любимого человека. Наверно нам, в мирное время, не дано ощутить всего этого до конца.

Еще в фильме рассказывается о том, как взрослеют дети, осознавая свои поступки. Как терзания совести доводят до безумства. И что целью жизни может стать исправление ошибок и простое человеческое прощение. Иногда так важно знать, что тебя простили и поняли.

Но на войне другая жизнь. И тогда самым важным становится просто успеть все исправить. Попросить прощения, пока не станет слишком поздно. Но… Здесь уже решает время и случай.

«Искупление» это история о любви и ненависти, страсти и обреченности, желании и надежде, родстве и предательстве. О душевных терзаниях за искалеченные судьбы.

Весь фильм сопровождает великолепная музыка. Она отражает все, чувства персонажей, развитие сюжета. Однако именно музыка держит нас в постоянном напряжении на протяжении всей картины.

После просмотра, открытых эмоций не будет. Вы просто ощутите как что то изменилось внутри. Может сознание, а может ощущение этого мира. По крайней мере, так было у меня.

«Искупление» - потрясающий фильм. Я очень советую всем его посмотреть.

А закончить я хотела бы цитатой из фильма:

Они так любили друг друга и так хотели быть вместе, что заслуживали лучшей жизни. Я дала им эту возможность.

Брайони Таллис.


10 из 10

Шедевр!

06 октября 2008 | 17:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: