К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Многие отмечают удивительный парадокс – в советских военных фильмах почти никогда не показывали советскую же военную технику (как минимум до 80-х годов). Показывали только технику немецкую. Что довольно странно, учитывая тогдашний культ индустриализации. Которая преподносилась как главный критерий превосходства над якобы «отсталой» дореволюционной Россией. Казалось бы, зрителю должны были активно демонстрировать «войну моторов», зрелищные кадры воздушных и танковых боев. Дескать, это вам не царские времена, когда главным действующим лицом на поле боя был неграмотный солдат с ружьем. Однако никакой «войны моторов» в фильмах не было. Показывали (с нашей стороны) только пехоту. Но объяснение этой странности довольно простое. Ведь если бы показали, что танки, авиация, артиллерия использовались с обоих сторон, то у зрителя возникло бы много вопросов. Например, почему во время Первой Мировой войны якобы «отсталая» Россия тех же немцев остановила на западных границах. Потеряв за ВСЮ войну не более 1 млн. военнослужащих погибшими от воздействия противника (Франция потеряла больше). А во Второй мировой получилось совсем иначе. Именно поэтому почти все фильмы посвящены исключительно пехоте. А вот другие рода войск (более насыщенные техникой) обделяли вниманием (про индустриализацию уже моментально забыли). Многие будут удивлены, но «В бой идут одни «старики» (по сути, глупая комедия) у нас считается главным фильмом на тему авиации времен войны. Да, это так, поскольку остальные еще хуже.

Во-первых, конечно же, стоит отметить тот удивительный факт, что фильм снят на черно-белую пленку. Хотя, казалось бы, для показа достижений авиационной индустрии в 1973 году должны были выделить цветную пленку самого лучшего качества. И черно-белым также является «На войне как на войне» - главный «танковый» фильм того времени (такое «случайное» совпадение).

Чтобы понять, какая главная претензия к этому фильму, стоит сравнить его с английским фильмом «Битва за Англию» 1969 года (напомню, это было авиационное сражение). Тот фильм длится 185 минут и, как минимум, 50% экранного времени там посвящены воздушным боям. Ну а как могло быть иначе, если картина про битву, разыгравшуюся в воздухе? Соответственно, «В бой идут одни «старики» вроде бы посвящен той же самой теме. Но (я специально посчитал) реальные полеты здесь длятся ровно 4 минуты. Причем даже эти 4 минуты – документальные кадры времен войны.

То есть внешние атрибуты данного фильма вводят зрителя в заблуждение. И, фактически, он совсем не про авиацию. А, скорее, про коллектив художественной самодеятельности. Поскольку здесь на первом месте песни-пляски, обсуждение музыкальных талантов своих коллег, как говорилось в одной рецензии. Даже воздушный бой в одном эпизоде идет под все еще звучащую песню с концерта. И снят он в жанре комедии, полностью соответствующей «Небесному тихоходу». Но в 1946 году это было уместно, чтобы поднимать настроение людей в невеселое время, а вот в 1973 году выглядит уже не очень. Правда, чтобы показать, что это война, присутствуют скомканные сцены гибели нескольких персонажей (зачастую в конце). Но не более того. Поэтому сравнивать его с «Битвой за Англию», возможно, даже не совсем корректно (тот фильм про войну).

Понятно, что ресурсы здесь были выделены не самые большие (если даже цветной пленки не дали). Но и в таких условиях было множество вариантов. Как видно, здесь используются спортивные самолеты, которые даже не потрудились замаскировать под технику времен войны. Можно было разместить в кабине такого самолета любительскую 16-миллиметровую кинокамеру. И это позволило бы всего за один полет отснять большое количество зрелищных кадров, которые полностью изменили бы впечатления от фильма. Это же логично – если фильм про самолеты, то показать полет из кабины. Разница качества не имела значения. Например, в фильме «Шерлок Холмс: Сокровища Агры» есть виды Лондона с Темзы, которые снимали дипломатические работники как раз на такую ручную кинокамеру. И разницы качества съемки зрители не заметили, даже в цветном фильме. Что уж говорить про черно-белый.

Воздушные бои можно было изобразить, все лишь нарисовав там трассы от пулеметных очередей. Причем авторы фильма все это видели. Поскольку, как уже говорил, те 3 минуты полетов и боев, которые присутствуют в фильме - это документальные кадры, снятые автоматической кинокамерой, установленной на самолете во время войны. Тогда они выполняли функцию видеорегистратора, средства объективного контроля. Получается нелепая ситуация: во время войны кинокамеры стояли на значительной части самолетов, а в 1973 году для съемок фильма таковую поставить не смогли. Также можно было использовать дымогенераторы, тогда уже широко применявшиеся на авиашоу. Одним словом, имелось много чего, не требовавшего больших затрат.

Возникает очевидный вопрос: почему создатели этого фильма не додумались до столь простых и практически бесплатных способов сделать картину на порядок более зрелищной? Или они были феноменально тупы, во что не верится. Или кто-то из начальства «рекомендовал» им не привлекать большого внимания к технике. Поскольку если показывать много воздушных боев, то зритель может заинтересоваться их подробностями. Например, каким было реальное соотношение потерь в этих боях. Данная версия, подтверждается тем, что схожее зрелище представляет уже упомянутый фильм «На войне как на войне». Который вроде бы про танки, но их там почти не показывают. Хотя уж здесь с реквизитом никаких проблем быть не могло. Тогда на складах имелись сотни танков и другой бронетехники времен войны. Исправной, даже периодически воевавшей в локальных конфликтах стран «третьего мира» (например, правительственная армия Афганистана использовала Т-34 даже в 1980 году). Соответственно, не было никаких проблем использовать эту бронетехнику для съемок фильмов. Но таковых никто не снимал. Уступая по этой части даже Польше, у которой был сериал «Четыре танкиста и собака».

Поэтому вполне естественно мнение многих наших граждан о том, что войну выиграли американцы. Они сделали этот вывод, в том числе, из многочисленных американских боевиков, где «война моторов» как раз показана очень зрелищно. А с противоположной стороны им могли предложить только глупую комедию. Техническая сторона которой была бы сомнительна даже для фильмов 30-х годов. А в 1973 году выглядит еще более нелепо. Ладно, если бы причины были финансовые, не было денег снять что-то лучше. Но ведь причины здесь совсем другие.

Хотя если бы у нас в начале прошлого века не произошли известные события, то уже в 20-е годы сняли бы много отечественных фильмов на тему авиации в Первой Мировой войне. Учитывая бурное развитие отечественного кинематографа в дореволюционное время, можно в этом не сомневаться. Но это была бы уже совсем другая история.

Без оценки.

29 декабря 2022 | 09:59
  • тип рецензии:

В бой идут одни «старики» — является одним из самых популярных, признанных и просто полюбившихся в народе фильмов... и не понятно почему.

Я не особо фанат советских военных фильмов, но мне очень нравятся Иди и смотри, Восхождение, ну или просто считаю хорошими Освобождение, Они сражались за Родину, Проверка на дорогах. Но по сравнению с современными российскими военными фильмами, советские абсолютные шедевры.

О В бой идут одни... я многое слышал, но когда я его посмотрел, то был удивлен, актерская игра в нем (которую все называют потрясающей и прекрасной) вообще никакая, кроме игры Сергея Иванова и Алексея Смирнова. Не спорю некоторые из снимающихся в фильме являются реальными ветеранами (тот же Смирнов), но смотрю на довольные и веселые лица актеров и не верится, что фильм вообще о войне. Лётчики только и делают, что поют, танцуют и не смешно шутят, а кто Родину защищает? — не понятно.

Кто-то скажет фильм же комичный, ну в 1940 году вышел Великий диктатор Чарли Чаплина, который тоже о войне, но он при этом и смешной и грустный, а финальная речь так вообще до слёз.

Персонажи это вообще что-то с чем-то. Маэстро и герой и музыкант, и ас, и оптимист и все его уважают и любят, в общем ода самолюбования Быкова. А романтическая линия между лётчицей Машей и лейтенантом Сагдуллаевом (он же Ромео), одна из самых бездарных в мировом кинематографе, толком нормального диалога между ними нет, за то любят друг друга, что аж сразу же поженились за кадром. Обалденно, завидуй Франко Дзеффирелли со своими Ромео и Джульеттой по Шекспиру. Из всех второстепенных персонажей мне понравился лейтенант Кузнечик, единственный кто дейтсвийтельно достойно себя ведет, даже прямо говорит «я, между прочим, не в филармонию пришел наниматься, а драться».

Также одно из разочарований фильма мне показалось практически полное отсутствие боевых сцен, точнее как бы они есть, только это видео архивы под убогий закадровый голос, архивы сами впечатляют, но не в контексте фильма. Прикиньте, если бы так снимали Пёрл-Харбор. Но кто-то скажет фильм же о быте лётчиков, о их жизни и перепалках. Но тогда зачем брать, именно, военный период? Нельзя что-ли было взять 1939-40 или 1946-47 года к примеру.

В общем В бой идут одни «старики» хороший и отличный фильм, который вышел в 1973 году, но снят как будто в 1933-м. Многие мне говорят, что суть фильма не в войне, а о том как люди пытались отвлечься от нее в те тяжелые времена и что на войне жизнь не кончается. Это правильно, снять что-то подобное, к примеру итальянский фильм Жизнь прекрасна 1997 года, потрясающая трагикомедия, хоть может и наивная, но и мрачные сцены там есть. Этот фильм о том, что благодаря силе духа и оптимизму концлагерь это не конец всего прекрасного. Но В бой идут... который некоторых доводит аж до слез, меня полностью оставил равнодушным, и между прочим я не кремень какой-нибудь, просто тяжело сопереживать персонажам которых в фильме покажут всего ничего и которые погибнут за кадром максимально в туманных обстоятельствах. Не понятно почему этот фильм попадает аж на 1 место в списках, топах и рейтингах лучших фильмов о войне, войны в этом фильме нет, не в атмосфере, не в постановке. И вроде бы в Иди и смотри или в Восхождении (обидно что этот достойный фильм забывается) тоже нет батальных и боевых сцен, но атмосфера поражает, показаны настоящие ужасы войны. Даже финальная сцена В бой идут... которые многие цитируют вообще не впечатляет, реплики показались невнятными. А вот сама концовка как раз-таки сильная, когда показывают могилы солдат и вечный огонь.

5 из 10

11 мая 2020 | 19:20
  • тип рецензии:

Наблюдая за венцом (как признано многими) творчества Леонида Быкова, создаётся весьма пространное впечатление. Как говорят - «свежо приданье...», и тут эта фраза вполне уместна, так как сам режиссёр и некоторая часть актёрского состава были непосредственными участниками Великой Отечественной войны. И вот в этом и кроется вся странность - картина, предполагающая собой драматическую историю, с возможной долей юмора, с самого начала переворачивает ход игры и превращается в абсурдный водевиль. Водевиль чистой воды, где постановщик пытается усидеть на нескольких «стульях» сразу.

Попытки совместить мьюзикл, драму и комедию в одном флаконе, не забывая припаять к этому гротескный героизм главного персонажа (которого тоже исполнял Быков), становятся какими-то неловкими и посредственными. Тут уже становится совершенно непонятно ярое рвение советских офицеров, «топящих» за картину перед партией, дать ленте «жизнь». Нюужто все всамомделишно? Верится с трудом по той причине, что войну нам уже показывали. Показывали и Салтыков и Ростоцкий и многие другие. Им, почему-то, верить очень хочется, а вот Леониду Быкову - нет. При том, что и юмор и любовные линии у вышеупомянутых режиссеров были. Тут же всё скатывается к песням, пляскам и низкосортным хохмам. При том, не забывает Леонид Фёдорович заниматься и самолюбованием: его персонаж и певец, и делец, и на дуде дудец. Даже для собирательного образа это гиперболическая ахинея.

Единственным лучиком света в данной работе являлся Алексей Смирнов, которого так долго не хотели брать на роль и чья фактурная и немногословная подача с лихвой перекрывает весь передний план. Ну и музыка. Музыка очень хороша. Но это совсем не то, что нужно знать о войне, хоть в последней и было место для счастья и радости. Режиссёр же строит на этом всю структуру, что совершенно не правильно и перекрывает этим даже редкие драматические моменты.

«В бой идут одни старики» - это фильм, уже покоривший сердца отечественного зрителя. Может быть успех картины кроется в том самом бесконечном угаре, коим наполнен кадр... не вечно же убиваться. Но зная местную публику можно сказать одно: народное - это далеко не знак качества и профессионализма. А вот это, яркий тому пример.

4 из 10

21 мая 2019 | 07:45
  • тип рецензии:

Насколько я понял, Быков для этого фильма постарался собрать воедино все курьёзные моменты из жизни лётчиков времён Великой Отечественной войны. И шутки получились действительно вполне смешные. Казалось бы, такой шикарный материал, на котором можно показать, как несмотря на испытания и потери люди не теряют оптимизма...

Но получилось так, что всё эти шутки да песни настраивают на легкомысленный лад, после которого трагические эпизоды не воспринимаются. Но позвольте, комические эпизоды есть и в 'А зори здесь тихие', и там они не мешают тому, чтобы фильм в целом был героической драмой. Вспоминаются также оперы Мусоргского 'Борис Годунов' и 'Хованщина', в которых, при в целом трагических сюжетах, есть и комические сцены. И ничего, сочетается, комизм отдельных моментов выступает именно контрастом общей трагичности всей картины и ничего не портит. Просто Мусоргский и Ростоцкий знали меру. Самый абсурдный эпизод - это налёт 'мессера' на советский аэродром во время любовных объяснений с женским экипажем. Это вообще что было? Почему его пилот не разбомбил аэродром всерьёз, а только слегоньца напугал тех, кто его заметил? Если бы немцы действительно воевали так глупо, нам бы не потребовалось 4 года, чтобы выиграть войну.

Первую половину фильма вообще кажется, что люди не воюют, а пришли в окопы петь и веселиться, во главе с командиром, а потом Быков всё-таки вспомнил, что снимает военное кино и влепил немного трагизьму... После всего этого слова Маэстро 'Драка будет страшная' не воспринимаются всерьёз. 'Будем жить' и 'Командир, я сел' выглядят как потуги изобразить, что герои гибнут красиво, но из-за того, что эти сцены должным образом не подготовлены, всё равно выглядят как фарс. Но больше всего меня убила заключительная песня - вразрез со всем стилем фильма, эдакий помпезный официоз для мероприятий, на которых обычно все скучают от насаждаемой гордости за Родину. Похоже, что у Быкова не было решения для финала фильма, и он просто использовал плохо подходящее для этого случая клише.

Непонятно, зачем в наше время было переснимать такой шедевр, как 'А зори здесь тихие', но вот фильм 'В бой идут одни 'старики'' вполне заслуживает ремейка, потому что материал, который лёг в основу сценария, замечательный, если это ещё бы снять нормально... Ведь действительно, жизнь - не такая серьёзная штука, в ней всегда находится место для юмора, даже в самые тяжёлые моменты. Да, можно предположить, что дело в советской цензуре, которая бы не пропустила что-то наподобие 'Мистер Питкин в тылу врага'. Да и не обязательно было делать из этого материала 100% комедию, хотя бы какие-нибудь нагнетания добавить, всё-таки на войне люди, и в любой момент любой может кто-то погибнуть.

В итоге, плюсы фильма - хорошие шутки (сами по себе, вне контекста) и очень красивые люди в ролях Смуглянки и Маши... Остальное производит удручающее впечатление.

3 из 10

19 июня 2018 | 00:51
  • тип рецензии:

Данный фильм я хотел посмотреть по двум причинам.

1. Это то, что данный фильм был рекомендацией № 1 для на КиноПоиске, авторитет которого я под сомнение не ставлю.

2. Очень высокая средняя оценка этого фильма у моих друзей. А интересы у нас, как правило, совпадали.

Но вот только что-то всё никак у меня этот фильм не шёл... Не могу сказать, что он тяжёлый для восприятия или что-то наподобие. Скорее всего, просто не цепляло, в отличие от других советских фильмов.

Но как бы то ни было, решил смотреть через 'не могу'. Осилил! И зря!

Ребята, это фильм о войне! Об одной из самой страшной не только для нашего государства, но и для многих стран мира.

Что же мы видим? Сначала нам показывают всё происходящее через какие-то неуместные забавы, веселье, песни, которые должны быть не уместны. Потом подумал: 'Ладно, это такая тенденция - показать самое страшное в лучшем свете, чтобы соль на рану не сыпать'.

Но тогда почему такая концовка? По мне, так она заканчивается более, чем трагично. У меня аж, если честно, даже немного неприятный осадок в душе остался из-за этого.

В общем, вывод делаю простой и превращаю его в дельный совет: если душа не лежит к просмотру фильма, мучать себя не надо, несмотря на рейтинг.

3 из 10

11 декабря 2016 | 01:05
  • тип рецензии:

И пусть меня затопчут поклонники этого гениального фильма... Название того не оправдало.

В первые минуты фильма я обрадовалась: дескать, вот она картина 'того времени'. В противовес современным фильмам, нет в ней мата, агрессии, характерной XXI веку... Фразы 'дальние', поведение 'прошлое', ругательства 'те самые', которые сегодня мы воспринимаем как мимолетные фразы.

Но в тоже время, на 14-ой минуте, мне стало не интересно. Из того, что я увидела, выделить могу лишь 5 минут полета, 2 минуты обстрела и 10 минут восхваления своего 'Я', причем преимущественно Кузнечика. Далее 5 минут обсуждения музыкальных способностей боевых товарищей (помирать, так с музыкой как говорится) с задиранием носа того же Кузнечика, 5 минут пения песен (наверное в 'ТО' время, песни были вместо хлеба), несколько минут вопросов/ответов на 'А как по-вашему будет...'

Остальное время (а это где-то около часа), я могу разделить на две, примерно равные, части:

- разговоры актеров (с натягом исполняющих свою роль) между собой, которые должны бы 'за душу брать', но не берут;

- танцы, разговоры, обнимания с женской группой. Любовь-морковь в общем.

Всё.

Честно сказать, даже в фильме 73-го года, мне бы хотелось увидеть какое-то движение, надежду, тактику. Немца хотя бы увидеть (или он был, а я не заметила?). Столько разговоров о 'бубновых тузах'... Не обратила внимания. Мессеры за ними гонялись? Только на словах.

Я могу сказать, что не знаю ни одного исторического факта, но вряд ли кто-то сможет мне объяснить как у летчика хватило ума (и времени) затащить к себе в кабину собаку. Слов просто нет.

Чего уж плохого не говорилось о современных поделках, по мне так лучше пересмотрю 'Небо в огне' с парой (но какой!) полетов или 'Брестскую крепость', которая меня просто поразила. Тот же 'Штрафбат' меня заставил пролить слезу своими финальными титрами!

Но к 'бою одних стариков' ни-ни. Оценки нет.

10 января 2011 | 18:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: