К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мрачно. Стильно. Престижно.

Сложную историю противостояния двух величайших фокусников – талантливого Альфреда Бордена и эффектного Роберта Энджера – из малейших нюансов соткал и преподнёс на суд читателей мистер Кристофер Прист, впоследствии доверивший экранизацию столь таинственного романа своему тёзке – режиссёру Кристоферу Нолану, ранее отличившемуся любопытным фильмом «Помни».

Кристофер Нолан полностью оправдал кредит доверия, сняв сумрачную историю, окутанную чарами обаяния различных актёров, сумевших отлично передать сущность своих героев. Обаяние настолько в фильме сильное и мощное, что с косточками поглощает неподготовленного к атаке зрителя.

Обаяние жёсткости, всесильной решимости и горькой ироничности Альфреда Бордена в мастерском исполнении Кристиана Бейла незримыми оковами опутывает зрителя. Обаяние стремления к лучшим результатам, некоей растерянности и трогательной хромоты Роберта Энджера, интересно сыгранного Хью Джекмэном, вынуждает зрителя не отрываться от лицезрения битвы двух по-своему волевых и не сдающихся никогда и ни за что фокусников, секрет каждого из которых – в глубине сердца, секрет не удачно подобранного и разработанного представления, но секрет души.

Их перекрёстное обаяние одними штрихами и нюансами перекрывает обаяние общего знакомого, что в пору их юности одарил их несколькими важными уроками профессии фокусника – Каттер, который безупречен в лице сэра Майкла Кейна, невозмутимо застилает наш разум, ловко и непостижимо наше внимание отвлекая от действительно центрального элемента разгадки престижа м-ра Бордена. Кстати, ведь именно Каттер в начале фильма произносит ставшую ныне знаменательной речь о сущности и всемогуществе престижа любого фокусника.

Безусловно, обаяние рока и фатальности Оливии Уэнскомб, которую сносно и терпимо изобразила в фильме Скарлетт Йоханссон, придаёт «Престижу» свою щепотку шарма, женского шарма, в котором, наверное, нуждается любой фильм, претендующий на звание идеального.

Приятно завершает расправу над умирающим от восхищения зрителем холодно обаятельный Никола Тесла в удивительном появлении певца Дэвида Боуи, а также колоритный и незабываемый слуга Тесла – настороженный кошатник Элли, мистично смотрящийся из-за забавной внешности Энди Серкиса, в котором узнаётся бывший Горлум из «Властелина Колец».

«Престиж» - это море обаяния, искусно сплетённое в гущу приключений рыщущего в неистовом гневе Роберта Энджера, в то время как широкая улыбка Альфреда Бордена готова пронзить насквозь чьё-то сердце… И победа не за ними – двумя противоборствующими фокусниками, а за тем, кто их когда-то всему этому научил – за стариком Каттером. Стариком, выучившим двух великих людей, чтобы один из них пал позорной смертью, а второй изобрёл немыслимый престиж, теша самолюбие своего учителя, такого циничного и всегда спокойного… Истинный убийца кроется в тени. В тени своего эгоизма.

Возможно, легко найдутся несогласные с мнением рецензента, тычущие в книжку мистера Приста, но всё-таки и это мнение не лишено смысла. Ведь каждый из нас волен интерпретировать по-своему эту историю, столь сгущённую красками магии и обыденности, что непонятно, где чьё величие, простой верёвки, с завидной постоянностью обрывающей чужие жизни, или же престижа, дарящего девочке чудный-чудный финал, в котором все фокусы заканчиваются хорошо…

«Престиж» - это фильм, который смущает, обманывает, искушает, очаровывает. Испытывает. Убивает.

Посвящено: Beatrix Kiddo, храбро пославшей время к дьяволу.

13 февраля 2008 | 00:38
  • тип рецензии:

Фильм Кристофера Нолана «Престиж» - неимоверно качественное и стильное кино, в котором все на своих местах: и самоотверженная игра актеров, и уверенная режиссура, и интересная операторская работа, и, конечно же, блистательный сценарий. Жанр фантастики совершенно не бросается в глаза, фантастика здесь граничит с магией, а кто со стопроцентной уверенностью скажет, что магии не существует?

Кино завораживает и овладевает зрителем буквально с самого начала благодаря своей очень яркой и чувствуемой атмосфере. В картине прекрасно передан дух времен смены столетий, грозящей большими переменами и сметающим все на своем пути прогрессом, который никогда не бывает однозначным. За эту пропитанность ленты огромное спасибо стоит сказать режиссеру, оператору и декораторам, которые великолепно подали это изысканное и богатое блюдо так, что его нельзя съесть не получив истинного удовольствия.

История противостояния двух личностей априори является крайне выгодной и выигрышной для построения многопланового и сложного сюжета. Естественно, чрезвычайно важно, как исполняют роли противоборствующих сторон. В этом аспекте фильм так же идеален: Кристиан Бейл и Хью Джекман постарались на славу, сотворив на экране очень целостные и яркие образы двух фокусников-иллюзионистов. Альфред Боден и Роберт Энджи различны по степени достигнутого успеха и подходу к своей работе. Наблюдая их соперничество за звание лучших фокусников города, задаешься вопросом: что важнее для успешности – качество иллюзионистского мастерства или же качество мастерства актерского. Герои Бейла и Джекмана идут к славе разными дорогами: Энджи восполняет пробелы в умении исполнять фокусы блестящим представлением, когда у персонаж Бейла, Боден, не настолько силен в части шоу, чтобы дать своему таланту настоящую славу.

В жизни обоих соперников важнейшую роль играют женщины. Их присутствие в мрачном и напряженном повествовании значительно украшает действие, но куда больше усложняет и закручивает сюжет, словно подливая масла в огонь. Ребекка Холл, играющая жену Бодена, и Скарлет Йоханссон в роли ассистентки фокусников, которая оказывается во время фильма и на той и на другой стороне, смотрятся в фильме достаточно выразительно и цельно. Оливия, героиня Йохансон, является разжигательницей и провокаторшей, возможно, сама этого не подозревая, она вызывает новые волны страсти и агрессии в борьбе фокусников с каждой секундой все сильнее и сильнее. По этим действиям она схожа с другим персонажем картины – Каттером, исполненным Майклом Кейном. Если действия Оливии все видны, как на ладони, то Каттер раз от разу остается в тени яростного противостояния, хоть и являюсь нейтральной фигурой на поле, но оставаясь при этом очень влиятельным на процесс схватки.

А процесс этот продемонстрирован зрителям настолько мощно и внушительно, что никаких сомнений в том, что когда-то так и было, не возникает. Размеренное, даже чуть-чуть медлительное повествование кому-то может показаться затянутым, но для этого действие иногда ускоряется и воспламеняется; в такие моменты зрителю может показаться, что «сейчас понесется», но этого не случается. Сценаристы используют для таких рывков и последующих торможений виртуозно исполненную систему флешбэков, так же великолепна линия дневников фокусников, которые даже на страницах своих личных записей ведут свое противостояние, подставляя друг другу подножки и раскрывая какие-то ранее неизвестные сопернику детали. Эти вещи не дают пружине разжаться посредине фильма, она сжимается все сильнее и сильнее, а по закону сохранения энергии, накопленная сила никуда не денется, она должна найти путь выхода. И эта энергия ее найдет, разжимая пружину за последние пять минут фильма в потрясающий и будоражащий финал, по силе и разительности которого вряд ли можно найти ему равного за всю историю кинематографа…

Но как бы не была увлекательна и пугающе красочна история вражды героев, смысл фильма куда глубже. Режиссер и здесь оказался выше всяких похвал, засунув в концовку ленты не только два дивным образом раскрытых финала фокусов (престижа), но и великолепную начинку, без которой картина, уверен, многое потеряла бы.

- Мир прост. Он несчастен. Все предопределенно, все известно… Но если ты сможешь одурачить, всего на секунду, ты сделаешь для них чудо. А потом… потом ты можешь кое-что увидеть, что-то особенное, ты точно не поймешь, что это… На их лицах… на их лицах было такое…

Эти слова – вот суть фильма. Что есть хороший фокус? Это результат кропотливой работы и неустанных тренировок, день ото дня, заучивая и запоминая последовательность действий. Что есть лучший фокус? Самый блистательный и самый ошеломительный? Это все вышеперечисленное помноженное на страсть одержимого и возведенное в степень готовности жертвовать. Жертвовать собой, своим здоровьем, своими родными и близкими, кто дорог сердцу и ценен больше самого себя. Но зачем это все? Из-за чего? «…на их лицах было такое…» Что это? Что видел на лицах Роберт Энджи, когда находился в престиже своего фокуса, такого прекрасного и завораживающего снаружи и такого ужасного и жестокого изнутри? Ради чего он исколесил полмира, потратил состояние и потерял все, что ему было дорого в жизни? Я осмелюсь предположить, робко и пугливо.

Вера в чудеса. Вот для чего все это было. Чтобы дарить людям самое драгоценное и редкое, что может быть в нашем суровом, мрачном, безжалостном мире. Не так уж много надо чтобы удивить человека, чтобы ошеломить, поразить его, пусть обманом или иллюзией. Изумление… Глаза радостно распахнуты, зрачки расширенны и блестят, рот чуть приоткрыт, сердце бьется чаще, щеки поддергиваются легким румянцем…

Вера в чудеса… Она все реже и реже заглядывает в наш мир. И ради нее вся эта кровь и все эти слезы. Ради нее и этот фильм.


10 из 10

03 марта 2008 | 13:30
  • тип рецензии:

Только что с просмотра. Меня поразил этот фильм. Но прежде, чем сказать чем, я бы хотела попросить тех, кто его ещё не смотрел, не читать эту рецензию. Вы не должны узнать секрет раньше времени. Но посмотрев фильм, вы поймёте, хотите ли знать правду и нужен ли вам престиж.

Прочитав некоторые из рецензий, в основном положительные, я заметила, что многие пересматривали этот фильм ещё раз. Я - нет. Я даже не могу сказать, плохой этот фильм или хороший, хотя картинка, конечно, изумительная. Но речь о фильме как о целом. И вот, что бы очень хотелось отметить: фильм поражает, но оставляет неприятный осадок. Слишком много жестокости для меня. Так не пугает смерть, кровь, как пугают ложь, лицемерие и беспощадность. Идти на всё, ради того, чтобы узнать секрет, хотя нет, только ради того, чтобы втоптать соперника в грязь. Не просто втоптать, а дать ему почувствовать агонию и бессмысленность своей жизни, никчёмность. Это бесчеловечно. Оба героя на меня произвели впечатление бездушных людей, пусть они и любили кого-то. И если это один человек, то любить для него - значит навсегда, а если их уже двое - значит, сегодня.

Что меня порадовало - это игра актёров. Джекман и Бэйл сыграли превосходно. И я почувствовала антипатию к их героям. Это ли не актёрское мастерство, когда ты испытываешь негативные эмоции по отношению к герою, которого играет любимый тобою актёр? Как я уже сказала, снято действительно хорошо, красиво, качественно. Нолан действительно мастер своего дела. НО это всё не искупает тех эмоций, что я почувствовала при просмотре. Поясню. Я как ребёнок, на глазах у которого убили птицу и, показав другую, заставляют поверить в волшебство. И я хочу верить, но выясняется, что это ложь. И обиднее всего не то, что птица мертва, а то, что тебя обманули. Так жестоко обманули. А ради чего? Ради выражения твоего лица, когда ты веришь.

Оба героя - фокусники. Настоящие фокусники, хотя сперва казалось, что герой Джекмана - не такой. Что он знает истинную цену фокуса и не предаст самое важное - жизнь. Но оказалось, что и это неправда. Оба они готовы убить за то, чтобы насладиться победой, будь то изумлённое выражение лица зрителя или соперника, перед самой его смертью. Я бы не смогла быть фокусником. Мне очень жалко птичку.

В общем, фильм оставил двойственное впечатление. Но он поражает воображение и открывает все возможности человеческой лжи, коварства, беспощадности и безрассудства, вызванного крайней увлечённостью чем-то. Это и есть правда. Правда человеческой сущности. Это стоит посмотреть, чтобы понять, каким человеком можно стать и что этого стоит опасаться. Теперь ваша очередь понять, хотите ли вы знать секрет.

11 ноября 2011 | 21:30
  • тип рецензии:

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Перед нами разворачивается противостояние и взаимная вендетта двух фокусников – зрелищного и эффектного Роберта Энджера (он же Россамаха, он же Хью Джекман) и менее элегантного, но обладающего более острым умом, Альфреда Бордена (он же Бэтмэн, он же Кристиан Бэйл). Действие происходит в викторианском Лондоне, когда большинству обывателей уже осточертело смотреть на исчезающих канареек и тонущих теток. И тут нужен совершенно новый, необъяснимый трюк, на разгадке которого и строится весь фильм.

Структура фильма, как и структура фокуса, которую зрителю описывают в начале, – показывают предмет фокуса, потом с ним что-нибудь случается и потом нам обязательно должны его вернуть. Таким образом, фильм предлагает нам двойную игру в кошки-мышки: одну между персонажами и другую – между режиссером и зрителем. Два главных откровения дожидаются зрителя в финале, но одно из них очевидно где-то на середине, а второе настолько абсурдно глупо, что лучше бы его и не было.

Актеры подобраны удачно. Джекмэн отлично смотрится в образе, но ему достался, вероятно, один из самых занудных закадровых монологов за всю историю кино: «8 февраля 1899. Сегодня, наконец, прорыв. Тесла согласился видеть меня…» ощущение, что мой дедушка (перечеркнуто) дедушка Хью читает местную воскресную газету. Персонаж Бордена и вовсе на протяжении всего фильма выглядит двинутым отморозком, единственный мотив которого – пресловутая одержимость. Скарлет Йохансон в роли ассистентки фокусников попадает в вихрь мужской вражды и соперничества и теряется в нем окончательно. Дэвид Боуи в роли непризнанного челядью (перечеркнуто) гениального физика Никола Теслы похож на Санту - если вы чего-то очень хотите и хорошо себя ведете, вы это получите, неважно насколько это будет не по правилам, ведь ты же был послушным фокусником, да, малыш?

Но - Престиж слишком хорошо сделан, чтобы назвать его неудачным: безусловно красивый визуально - мрачный викторианский Лондон (очень напомнило недавнего гай-ричевского Шерлока Холмса), с хорошей игрой актеров и интригующей первой половиной сюжета.

По большому счету замечательно все, кроме концовки, когда хочется больше пожать плечами, чем поаплодировать. И если вы надеетесь из фильма о фокусниках узнать секреты мастерства – все, что вы получите – разочарование, т. к. фильм есть не что иное, как уловка про уловку. Как коробка со слишком большим количеством потайных днищ. В конечном счете последнее оставляет нас лицом к лицу с ничем иным, как – пустотой.

9 из 10

18 апреля 2010 | 11:20
  • тип рецензии:

Если кто не понял, 'Престиж ' - лучший фантастический фильм со времён 'Быть Джоном Малковичем ' ну и, может быть 'Искусственного разума ' и 'Дитя человеческое '. Сейчас объясню почему.

Для начала надо понять, что из себя представляет фантастика. Фантастика - это не нагромождение разнообразных технических наворотов, инопланетян и джедаев. Этот жанр не был создан как поп-культурное явление. Он вполне рассчитан на взрослую и серьёзную аудиторию, но, к сожалению, в наше время люди забыли определение фантастики. Прежде всего, этот жанр подразумевает наличие чего-то необычного и фантастического, которое служит катализатором для развития сюжета, раскрытия образов персонажей и создаёт саспенс.

'Престиж ' - это возвращение к истокам жанра, как в своё время были вышеупомянутые фильмы. В этом фильме фантастика сделана не ради фантастики, как в большинстве современных блокбастеров. Здесь фантастический элемент является неким фантиком, в который завёрнута вкусная конфетка.

Что есть в 'Престиже ':

1) Все персонажи прописаны очень хорошо. Характеры двух главных героев раскрывается постепенно в течение всего фильма, и в конце у зрителей меняется симпатия от одного к другому.

2) Фильм держит зрителя в напряжении до самого конца. Чуть ли не каждую сцену смотришь со слюной во рту. И в финале происходит НЕОЖИДАННЫЙ-ПОВОРОТ-СЮЖЕТА. Кстати, 'Престиж ' - не относится к тем фильмам, которые наводят саспенс и в конце заканчиваются 'пшиком» (типа 'Братства волка ' или 'Багровые реки '- кто смотрел, тот знает). Присутствие фантастического элемента подсказывает зрителю, что в фильме действительно происходит какая-то чертовщина, и этот факт только увеличивает интерес к просмотру. Сюжет можно не понять сразу. Я его понял только после третьего просмотра.

3) Поскольку в 'Престиже ' есть исторический персонаж Никола Тесла, возникает ощущение, что ты смотришь биографическую драму, а не фикцию. Кстати, Никола Тесла - самый гениальный изобретатель, когда-либо живший на свете. Он изобретал даже по сегодняшним меркам фантастические вещи. Многие его эксперименты так и не были закончены по непонятным причинам. Поэтому, не факт то, что происходящее в фильме - абсолютная фантастика.

4) Фильм отлично снят. Хороша как операторская работа, так и декорации и костюмы. Ощущение бутафории не возникает.

5) 'Престиж '- завораживает. Этот фильм можно смотреть много раз. Наверное, благодаря грамотно построенной композиции.

Странно, что этот фильм прошёл мимо всяких наград. 'Престиж ' ставит фантастику наравне с другими жанрами.

ВЫВОД: если вы не посмотрите этот фильм, то вы ОЧЕНЬ многое потеряете.

10 из 10

07 марта 2008 | 16:37
  • тип рецензии:

Итак, «Престиж»… Еще несколько лет назад имя молодого режиссера Кристофера Нолана было известно далеко не всем – в основном это были кинокритики, которые так долго и упорно восхваляли его работу «Помни», которая следует одной из первых в списке его фильмографий. Но теперь, после настоящего триумфа «Темного рыцаря» и после недавно прошедшей церемонии «Оскар» имя Нолана буквально у всех на устах. Теперь это один из самых талантливых кинематографистов Голливуда, а его дуэт с братом Джонатаном официально признан самым стабильным в том же Голливуде.

«Престиж» - далеко не первая и не последняя его работа на сегодняшний день. Однако, этот фильм при выходя на широкие экраны был в тени своего предшественника – «Бэтмен: начало», к слову, тоже снятого Ноланом.

В этом невероятно стильном и захватывающем фантастическом триллере человеческие судьбы переплетаются самым неожиданным и загадочным образом. В фильме речь идет о двух фокусниках, в прошлом – друзьях, а ныне – врагов, каждый из которых пытается превзойти соперника. В итоге это оборачивается смертельным поединком, выбраться из которого живым суждено только одному из них…

Сказать, что этот фильм хорош - значит не сказать ничего. Он по-настоящему захватывающий и динамичный, актеры, занятые в нем, играют просто блестяще, а режиссура просто выше всяческих похвал. Ну, обо всем по порядку.

Динамика действия. Этот фильм – фантастический триллер. Тут вы не найдете бешеного драйва и экшна, погонь и перестрелок. Нет, тут все развивается осторожно и неторопливо, но от этого не менее интересно. Каждую минуту фильм преподносит множество приятных сюрпризов, и на картину начинаешь смотреть с новой точки зрения. Так что, скучать не придется даже любителям динамики – так как фильм по-настоящему интересен!

Игра актеров. Тут она просто великолепна.

Кристиан Бэйл играет и Нолана не первый, и отнюдь не в последний раз, но каждая новая его роль поистине уникальна и необычна. В каждом своем фильме он демонстрирует отменную актерскую игру, его персонажу веришь, за него переживаешь.

Хью Джекман, известный российскому зрителю по роли Росомахи в трилогии «Люди Икс», выступает тут в довольно необычной для себя роли. Но при этом его игра тоже заслуживает похвал, так что поклонникам актера фильм просто обязателен к просмотру. Мне вообще кажется, что этот фильм – один из ключевых в его фильмографии.

Майкл Кейн – классик американского и английского кинематографа сыграл здесь помощника и наставника главных героев, помогающего персонажу Джекмана. У него достаточно объемная и сложная роль, но с ней он справляется безупречно.

Одна из самых красивых женщин современного кино Скарлетт Йоханссон, одинаково удачно снимающаяся как в «умном» кино, так и в мейнстримных проектах, демонстрирует здесь неповторимую и особенную грань своего таланта. Ее героиня занимает большое место в сюжете, при этом до самого конца непонятно кто она, и на чьей стороне.

Энди Серкис, известный, в основном, по оскароносным фильмам легендарного Питера Джексона, тут выступает в довольно небольшой, но значимой роли. Тут он демонстрирует драматическую грань своего актерского таланта.

Пайпер Перабо тоже выступает в маленькой роли, но при этом ключевой во всем сюжете. Эту актрису вы могли видеть в фильмах «Бар Гадкий койот» и «Приключения Рокки и Буллвинкля».

Фильм примечателен еще и тем, что в нем снялся классик современного кино, вернувшийся в большое кино после долгого перерыва – Дэвид Боуи.

Режиссура у фильма на высоте, как уже было сказано выше. Особенно понравилось в сюжете фильма, то обстоятельство, что главные герои не показаны этакими злодеями, за них переживаешь. За каждого из них. Конечно, кто-то из них поступает более хорошо, а кто-то хуже, но Нолан не акцентирует на этом внимание. Наоборот, он дает зрителю самому право выбирать, на чьей он стороне. Это поистине потрясающая режиссерская находка. Сразу видно руку профессионала, кем Кристофер Нолан, несомненно, и является.

Музыка и спецэффекты в картине тоже хороши! Они идеально сочетаются с атмосферой.

Порадовало то, что фильм костюмированный, но в меру. Авторы не стали углубляться в историю, а показали эту эпоху со своей точки зрения. В этом смысле, художники по костюмам проделали колоссальную работу! У каждого героя костюм, который отражает его внутренний мир, его мировоззрение. Все тут выдержано четко и слаженно.

Весь фильм можно просто назвать волшебным. После первого просмотра многие вещи становятся непонятными сразу, и требуется посмотреть фильм снова, чтобы все понять. Но даже тогда не все становится ясно! Это, конечно, плюс картины. Разобраться в этом запутанном клубке очень сложно. И каждый раз при этом фильм смотришь с абсолютно новой точки зрения. Это фильм о фокусниках, который сам выглядит как один большой фокус.

Нет ничего удивительного в том, что фильм стал громким хитом. Нет ничего удивительного в том, что фильм так привлекает зрителей. Нет ничего удивительного, ведь это особенное кино. Кино, которое сделано очень качественно, и просто удивительно. В нем все гармонично, нет ни одного лишнего кадра, ни одной лишней детали. «Престиж» - образец того, каким должен быть настоящий триллер – стильным, загадочным и напряженным!

03 апреля 2009 | 20:19
  • тип рецензии:

«Престиж» снят так увлекательно, что от экрана невозможно отвести взгляд. Последние годы девятнадцатого века – время распространения электричества, железных дорог и черных джентльменских цилиндров. «Вы внимательно следите?» - вопрошает рассказчик, показывая нам россыпь черных шляп. Два великих фокусника – Роберт Энжер (Великий Дантон) и Альфред Борден (Профессор) сталкиваются в смертельной вражде из-за того, что Борден стал причиной гибели невесты Энжера на сцене.

Количество сюжетных повторов в фильме сложно перечесть. Как поведал рассказчик, любой фокус состоит из трех элементов: залог – фокусник показывает монетку; собственно, фокус – монетка исчезает в ладони фокусника; и самая важная часть – престиж – монетка появляется в кармане зрителя в другом конце зала! Таких «престижей» в «Престиже» - огромное количество, они подстерегают зрителя за каждым сюжетным поворотом, не давая ему оторваться от экрана.

Хью Джекман и Кристиан Бейл, сыгравшие, соответственно, Энджера и Бордена, Великого Дантона и Профессора, показывают мастер-класс актёрской игры. Прист с Ноланом сделали их очень фактурными, глубокими и отличными друг от друга личностями с присущим каждому уникальным набором особенностей. Борден – более хладнокровный, талантливый и «не от мира сего»: первая женщина для него – это магия, а уж потом собственная жена и любовница. Энжер – более импульсивный, целеустремленный и тщеславный: он в равной мере шоумен и иллюзионист – раб не только магии, но и внимания публики. Борден лишился двух пальцев на левой руке и нацепляет накладную «профессорскую» бородку, когда выходит на сцену. Энжер потрясающе хромает и одевается как чистокровный аристократ.

«Престиж» сделан великолепно: яркий пример настоящего, первосортного кино. К сожалению, блестящей форме фильма не вполне и не везде соответствует сценарное содержание. Даже если принять на веру мистическую составляющую сюжета, все равно в финале останется осадок разочарования: две главные развязки «Престижа», по сути, дублируют одна другую! Если бы развести их, сделать различными – тогда и с не вполне убедительной мистикой «Престиж» превратился бы в шедевр.

Но даже несмотря на сомнительный престиж в финале этого фильма-фокуса, картина Кристофера Нолана – образец для подражания, канон для любого режиссёра, снимающего развлекательное кино.

24 апреля 2007 | 17:52
  • тип рецензии:

Несмотря на то, что фильм на самом деле хорош, я бы не стала выделять его из того, что принято считать голливудским продуктом. Все основные составляющие на лицо: красивые герои, страшная трагедия, из-за которой главные герои навек стали врагами, разделения персонажей на добрый-злой, блондинка, которая всех в себя влюбляет…

При всем этом Нолан умудрился как-то выкрутиться и сделать из двух яиц не просто яичницу, а забабахать яичный торт. Фигурально выражаясь, конечно.

Оба главных героя – Альберт (Бейл) и Роберт (Джекман) – фокусники первой величины. Оба честолюбивы до неприличия и как бы написали в «Пособии по достижению успеха на работе», любят свое дело, горят им. Отличие только в одном. Альберт на самом деле талантлив. Он относится к редкой категории людей, которые способны придумать что-то новое. А Роберт… ну он артист. Ему не принципиально, кто придумал фокус, главное – урвать львиную долю аплодисментов.

Сначала у меня была мысль, что, сложись бы история по-другому, никакой вражды между этими людьми не было. Они слишком похожи. Но потом поняла, что как раз из-за своей схожести, друзьями бы они никогда не стали.

Фильм вовсе не про фокусы и славу, а про жестокость и эгоизм. Ни одного из героев ничто не может остановить в погоне за тем, чтобы победить соперника, чтобы тот сдался, чтобы признал свой проигрыш. Они идут на все. Но страшнее всего не то, что они друг другу делают (ну, не так непоправимо, что один другому отстрелил пальцы, а второй другому сломал ногу). Страшно то, как они обращаются с теми, кого любят. Близкие только пешки в этой партии между двумя фокусниками. Исключение тут разве что дочь Альберта. Все остальные жены, любовницы, друзья, соратники – пушечное мясо в бесконечной череде выстрелов в стан врага.

За концовку создателям спасибо.

22 сентября 2008 | 16:00
  • тип рецензии:

В душе каждого человека находятся в противоборствующем состоянии два начала: рациональное, желающее все описать с позиции логики и науки, и иррациональное, стремящееся привнести в жизнь веру в чудо, в любовь, в Бога, наконец. И в зависимости от преобладания того или иного начала мы получаем циников и пессимистов или романтиков и оптимистов. Желание разложить все по полочкам и сказать, что такого не может быть, всегда соседствует с желанием удивиться, восхититься и воскликнуть: «Верю!». Желание, прищурив глаза, произнести сакраментальное: «Элементарно, Ватсон», - борется с порывом, широко открыв глаза от удивления, потребовать «добавки». Так было, так есть и, наверное, так будет.

И есть особая каста людей, являющихся по своей сути «логиками», но способных не только поддержать в нас нашу веру в волшебство, но и приумножить ее. Есть люди, которые способны заставить обывателя поверить, что магия – не просто то, о чем пишет Джоан Роулинг, но то, что есть на самом деле. И такими людьми являются фокусники, маги, престидижитаторы, как вам угодно. Это люди, безусловно, рациональные – иначе как заставить зрителя поверить, что легким движением руки можно достать зайца из цилиндра, но работают они на поле иррационального – иначе… гм… как заставить зрителя поверить, что легким движением руки можно достать зайца из цилиндра?

И именно о таких людях и рассказывает «Престиж». Это фильм о стремлении изобрести «лучший» фокус, о стремлении поразить мир и стать Великим (неужели вы думаете, что это кино о мести?), это фильм о Цели и способах ее достижения. Это фильм о честолюбии и о том, куда честолюбие может завести человека, фильм о желании прославиться и последствиях славы. «Престиж» - кино, полное секретов, и кино-секрет; это кино, рассказывающее нам о том, что магии не существует, но доказывающее, что она есть (как бы это не звучало шаблонно, но я о «магии кино»). «Престиж» - это кино-мозаика, кино-паззл, но в то же время абсолютно цельный и неделимый фильм.

Рассказывая историю противоборства двух фокусников, приведшую к трагическому концу, сиречь началу фильма, картина погружает зрителя в мир тайн и загадок, в мир, который наши герои старательно создавали вокруг себя и тщательно оберегали от внешнего вмешательства. В этом мире обитали только они сами и их секреты, этот мир, по сути, и был их главным секретом. В этом мире они были богами и могли все, но этот же мир, выйдя из-под контроля, мог уничтожить своих создателей.

Обладая сложносочиненной структурой, фильм, тем не менее, прост и ясен для понимания, логичен и верен по композиции. Заслугой этому не в последнюю очередь служат братья Ноланы-сценаристы, которые смогли не запутаться в хитросплетениях сюжета и довести практически все сюжетные линии до логического конца. Поведение каждого из героев просчитано и прорисовано настолько хорошо, насколько это можно было сделать в принципе, поступки как ведущих партию персонажей, так и служащих им на подхвате совершенно не вызывают чувства отторжения или неприятного удивления. И финальная развязка оставляет лишь чувство удовлетворения и выглядит абсолютно органичной всей остальной части фильма. И единственная претензия к картине в этом плане, это Оливия, вернее, «незавершенность» ее. Да, это не сказывается на конечном результате, но как замечается пропущенная запятая в идеальном по остальным показателям тексте, так и здесь нельзя не отметить торчащий игриво сюжетный «хвост».

Обладая слаженным и умным сценарием (уникальное явление в современном кинематографе), безупречно воплощенным в жизнь (пересечение вероятностей двух маловероятных событий), кино способно нам предложить нечто еще большее. Еще значимее. А именно образы, сыгранные, прожитые, прочувствованные Кристианом Бэйлом и Хью Джекманом. Эти два актера с абсолютно разными манерами игры, абсолютно разными актерским школами, абсолютно разной энергетикой взвалили на свои плечи нелегкую ношу «Престижа» и, передавая друг другу, со спринтерской скоростью донесли до финала, не только не растеряв ничего по дороге, но только приумножив потенциал картины.

Энджер и Борден – персонажи настолько же сложные, насколько глубокие. Несмотря на то, что рассказ о них ведется как бы от третьего лица, но «говорят» о себе они сами. Говорят глазами, мимикой, движениями рук (про голоса пока ничего не могу сказать). И это предстояло отыграть актерам. И это было отыграно на высочайшем уровне, мастерски. Экспрессия Джекмана, его экспансивность, переходы от ярости и ненависти, которые можно ощутить физически, к спокойствию и смирению натыкаются на холодность и бесстрастность Бэйла, но в тоже время на его невероятную эмоциональность, которую можно заметить, лишь на секунду присмотревшись к глазам. И вместе они выдают один из самых мощных и запоминающихся экранных дуэтов последних лет.

Совершенно очевидно, что «Престиж», рассказанный обычным языком, воспринимается необычным и оригинальным. «Виной» тому его самодостаточность и способ общения со зрителем. Но, самое главное, что это продукт «ручной работы», не конвейерной сборки, и за это его нужно ценить… Ну, и за то, что это «почти-шедевр», конечно.

30 января 2007 | 10:51
  • тип рецензии:

Кристофер Прист не прогадал, настояв на том, что экранизировать его самый известный роман будет именно Кристофер Нолан. Он в тандеме с братом Джонатаном, хоть и в корне переработал сюжет книги, смог всецело передать мистическую атмосферу произведения без всякой популяризации, но с все же со стремлением на коммерческий успех.

По своей сюжетной структуре фильм очень интересен. Интрига нарастает лишь к середине, а до этого момента повествование развивается неторопливо, увлекая зрителя лишь многозначными диалогами. Фильм очень хорош именно речью героев, с первой фразы о трех составляющих любого фокуса их действительно хочется слушать.

Конечно, многомиллионные затраты не окупились бы без присутствия голливудских звезд. Джекман и Бэйл больше известны по боевикам, но они прекрасно справились и с драматическими ролями. Особую сложность для них вызывало то, что образы Роберта и Альфреда за время повествования представляются под разным углом. Это отчасти, влияло на восприятие персонажей зрителем. Но через призму тех ситуаций, в которые помещали их сценаристы, а также актерскому мастерству Джекмана и Бэйла, это лишь углубляло понимание сущности их характера.

Во многом, как раз для того, чтобы характеры персонажей были поняты правильно, использован композиционный прием разбития действия на временные пласты. Но главное то, что прием помогает раскрыть авторский замысел. Именно тогда, когда все три пласта сводятся в один, в полной мере раскрывается философская составляющая картины, в этот же момент авторы и раскрывают зрителям все карты.

Фантастика отпугивает многих любителей драматического кино, но здесь она используется лишь как прием выразительности, и так же помогает раскрыть авторский замысел. И в целом все иллюзии приобретают здесь метафорический характер. И в финале особенно видна идея о тех иллюзиях, которые человек создает себе сам. Эта иллюзии собственной значимости и собственного величия на примере Роберта.

В целом, «Престиж» очень грамотное и умное кино с множеством подтекстов и вполне очевидными идеями, но больше одного раза его смотреть будет просто неинтересно.

17 февраля 2009 | 13:14
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: