Чаще этот фильм, названный так звучно 'Тени прошлого', можно встретить в иной интерпретации - а именно 'Миф об отпечатках пальцах', что соответствует дословному переводу с языка оригинала, то есть с 'The Myth of Fingerprints'.
Картина датирована 1997-ым годом выпуска и это дебютная режиссёрская работа Бэрта Фройндлиха, которому тогда было 27 лет. По меркам заокеанского кинематографа достаточно юный возраст для представителя режиссёрского цеха. К этому времени он уже как год проживал вместе с актрисой Джулианн Мур, которая старше его на девять лет, но у них счастливая семья, официально расписанная только в 2003-ем году, и у них двое прекрасных детей. Фройндлих, кстати, самостоятельно написал сценарий к 'Теням прошлого' и плюс стал его продюсером. Катрину же стоит относить к категории независимого кино, за что она впервые была продемонстрирована публике на тематическом кинофестивале 'Сандэнс' Роберта Редфорда.
Джулианн Мур сыграла в 'Тенях прошлого', как ни крути, главную роль, что вполне объяснимо и естественно из предыдущего текста. 1997-ой год станет для актрисы поворотным в карьере: именно тогда выйдет ещё один фильм с её участием 'Ночи в стиле буги', после съёмок в котором она проснётся знаменитой. А прежде у неё были второстепенные роли в таких известных картинах, как 'Бенни и Джун', 'Беглец' (оба - 1993-го года), 'Наёмные убийцы' (1995) и 'Парк Юрского периода 2: Затерянный мир' (всё того же 1997-го года).
Героиня Мур - член одной большой семьи, которую назвать счастливой язык не поворачивается. В преддверии праздника многие из них собираются в одном доме. Некоторые даже приезжают со своими пассиями. Но в воздухе витает напряжение, некоторые члены семьи испытывают устойчивую неприязнь к родственникам. И нужна лишь искра, чтобы взметнулось пожарище. И эта искра проявляется, иначе бы фильма не было. И тут начинаются постоянные выяснения отношений, высказывание упрёков друг другу, то есть тайное становится явным и радоваться тут абсолютно нечему.
В принципе, дебютная работа Фройндлиха - это типичный пример вполне обыкновенного фильма на основе чисто американских семейных ценностей. У них как ни повернись, так кто-то что-то скрывает, кто-то чем-то недоволен и только ждёт момента, чтобы высказать всё накопленное. Конечно, есть фильмы подобного варианта, которые привлекательно смотрятся и есть что сказать по поводу актёром, но 'Тени прошлого' - это не тот случай. Фройндлих так сильно старался сделать из кое-чего конфетку, что перестарался: слишком много диалогов, слишком много персоналий, причём сходных и неубедительно прописанных. И получается, что фильм дремучий и неинтересный. Уже после получаса просмотра ты уже не особо обращаешь внимание на происходящее, потому что появилось уверенность, что ничего нового этот фильм преподнести не в состоянии.
Фройндлих и в дальнейшем не показал себя хорошим режиссёром, скорее, средним, потому что в его некоторых картинах собирался неплохой актёрский состав, но выжать что-то запоминающееся из этого он не смог. Поэтому списывать 'Тени прошлого' на манер присказки 'первый блин комом' не буду, так как эта семейная драма послужила доказательством того, что Фройндлих обладает ограниченным талантом. Даже уже Джулианн Мур не снимается в его последних картинах.
Все в сущности рассказывали об одном и том же. В центре внимания - Семья, со всеми ее недостатками и скелетами в шкафах, при этом мелодраматично теплая, приятная и милая. Семья со всем большим количеством родственников, сплетений жизненных фрустраций и возможностей. Томас Винтерберг в своем 'Торжестве' делает ставку на оригинальную форму описания происходящих событий, вскрывающих наизнанку скучные догматические посиделки. Джоди Фостер обращает внимание на характеры детей, находящихся в конфликте со своими родителями даже на расстоянии многих миль, перманентном конфликте (Домой на праздники). Роберт Редфорд в 'Обыкновенных людях' показывает нам как важна человеческая чуткость, а в 'Там, где течет река' фиксирует точку невозврата коррекции поведения взрослого ребенка. Сэм Шепард в 'Дальнем севере' проводит связь между территорией и характерами людей.
А вот Барт Фрейндлих рассказывает вроде 'ни о чем'. Этакий псевдоинтеллектуальный треп показывает нам судьбы и характеры ставших взрослыми людей, вернувшихся на несколько дней в свой отчий дом. Намеки и детали заковываются в рутинную последовательность эпизодов. Случайный секс в поезде героини Джулианн Мур дополняется странной вовлеченностью в процесс подглядывания со стороны ее сестры. Это покажется минутным затмением, но, увы, оказывается, что все подтексты тут фиксируются в масштабах инцестных инсинуаций картины Тодда Солондза. Грустный Рой Шайдер, любознательно-выразительная Лесли Хоуп и молодая Джулианна Мур скажут много слов и даже кое-что косвенно намекнут. Только вот, ни по сюжету, ни по форме изложения фильм никак не сможет конкурировать с многочисленными аналогами, куда более интересными, часть из которых я указал вначале. А посему, занудное болото хронометража вызывает облегчение лишь после финальных титров. Без вариантов -