Азиатский кинематограф вот просто не может быть нелюбимым. Либо вообще не знакомитесь с его сокровищами, либо безоговорочно влюблены и радуетесь каждый раз, когда удаётся найти очередной красивый цветок. Чжан Имоу именно тот постановщик, чьи работы можно приравнять к поэзии, живописи и балладам. Ладно, в их число точно не входит 'Великая стена'.
'Дорога домой' великолепна и велика тем, что она до жути проста. Тут нет на фоне военных действий, великого голода или осады деревни преступниками. Всё приземлённо: в отдалённую местность приехал новый учитель, который будет заниматься благим делом, и в него тотчас же влюбляется местная скромная красавица. Любовь же показана тонко и без причуд.
Главное, влюблённые ни разу за весь фильм не поцелуются. Они даже романтическую прогулку под луной не устроят. Любовь выражается с помощью взглядов украдкой, неловкого молчания, сдержанных улыбок. Пока американцы и европейцы кричат о своих чувствах, здесь всё происходит на тихом и невидимом уровне. И это так красиво. Придумывать не надо.
Здесь то кино, которое вылечит от хандры, вытащит из депрессии и поддержит напропалую. Юная Чжан Цзыи точнее некуда никого не оставит равнодушным. Конечно, куда ей до голливудских старлеток с их накрахмаленной внешностью. Но в ней так и дышит природа, она дитя природы. Непорочная, и гармоничная. Прямо влюбись в неё, если осмелишься.
Да вот кроме любви в фильме есть место для внимания на роль учителя. Сейчас в нашей стране модно ругать систему образования, чуть что вспоминая канувший в лету СССР. Но не от времени зависит статус учителя, а от того, как он подходит к своей работе. Ведь это означает не только показать путь к знаниям, но и воспитать достойного человека, которому потом с этим жить.
Поэтому невероятно трогательной является одна из последних сцен, когда хоронить учителя приехали многие ученики, причём из разных уголков Китая. Помогли и люди из соседних деревень, причём без требования денег за помощь. Вот то был Человек, который на деле наставил людей на путь истинный. Как здесь не ощутить потом ком в горле, когда так честно.
Короче, потрясающее по своей простоте и глубине кино, которое не должно вызывать вопросов и сомнений перед просмотром. Когда теряется вера в силу кинематографа, знайте, обязательно найдутся фильмы, возвращающие и укрепляющие веру. А 'Дорога домой' вышла-то в 1999-м, который богат на множество культовых произведений. В общем, хватит стоять и мять дыньки.
'Дорога домой' - еще один прекрасный фильм прекрасного китайского режиссера Чжана Имоу, широко известного за такие ленты, как 'Дом летающих кинжалов' и 'Герой'. Впрочем, 'Дорога домой' разительно отличается от названных выше картин - перед нами чистая мелодрама, как говорится, по всем законам и без какого-либо намека на посягательство на другие жанры. Это трогательная история о беззаветной любви между простой деревенской девушкой и молодым школьным учителем. История, взявшая гран-при жюри Берлинского кинофестиваля.
'Дорога домой' стал актерским дебютом выдающейся актрисы Чжан Цзыи, которая совершенно оправданно получила множество актерских номинаций китайских кинопремий. Игра Чжан Цзыи в 'Дороге домой' по сути создает весь фильм - ее персонаж здесь единственный, требующий незаурядных актерских навыков, другим же актерам достаточно было сыграть просто убедительно. Героиня с первого появления на экране влюбляет в себя зрителя свой ангельской красотой, скромностью и детской наивностью. Игра Чжан Цзыи точна и чувственна и за полтора часа не дает ни одного повода усомниться в героине.
Сюжет фильма на первый взгляд совсем непритязателен - перед нами классическая любовная драма об отношениях между деревенской девушкой и городским молодым человеком, преподающим в местной школе. В глаза сразу же бросается большое количество мелодраматических штампов: заезженные мотивы вынужденной долгой разлуки, обещания героя вернуться, несмотря ни на что - все это избито и не ново, но в этой ленте выглядит весьма органично. Сюжет наивен: отношения героев - ну уж очень гипреболизированная любовь с первого взгляда, практически ничем не мотивированная. И все это было бы большим упущением режиссера, если бы ему не удалось создать атмосферу самой настоящей сказки, где оправдания таким вещам вовсе не требуются, а даже наоборот играют на руку. Действительно, мало кто поверит, что такая чистая и жертвенная любовь возможна и существует где-то неподалеку, но это не должно мешать наслаждаться красотой повествования.
Основные события фильма представляет собой ретроспективу, поэтому сюжетной интриги в фильме нет - зритель знает о том, что отношения возлюбленных состоялись с самого начала фильма. Кстати, здесь необходимо упомянуть игру Чжана Имоу с цветами - прошлое представлено в исключительно ярких красках, настоящее же - серость, демонстрирующее зрителю пустоту мира главной героини, пережившей смерть любимого мужа. Нельзя не отметить визуальную красоту фильма, создавать которую Чжан Имоу умеет, как никто другой: наблюдая прекрасные деревенские пейзажи, получаешь чистое эстетическое удовольствие.
Отдельное место в 'Дороге домой' Чжан Имоу уделяет характерным деталям, которыми фильм изобилует. Простые предметы, безделушки, такие как, например, красное знамя, сотканное героиней и висящее на потолке школы; разбитая чаша, в которой героиня первый раз принесла учителю еду; заколка, подаренная ей возлюбленным намного чувственнее и тоньше передают зрителю эмоциональные переживания персонажей.
Фильм оставил исключительно положительные впечатления и, несмотря на трагичность развязки, он все-таки несет позитивный посыл. 'Дорога домой' вселяет веру в то, что, пускай и не настолько сказочная, не настолько идеальная и возвышенная, но все-таки настоящая любовь действительно существует и это именно то, что способно раскрасить серые тона повседневности в яркие краски счастливой и вечно молодой жизни.
Человеку не важно, где он находится, когда он действительно любит. Главный герой, учитель, не остался в городе, где он мог бы жить с комфортом и всеми благами. Он не предал свою любимую. А ведь они лишь пересекались взглядами и говорили всего пару раз. Но любви большего и не надо. Им обоим не нужно ничего кроме яркой, великой и страстной любви. Самое интересное, что здесь не показано как оба героя любили друг друга, режиссер лишь показывает страдания главной героини (Чжан Цзый) и дорогу, по которой должен приехать ее возлюбленный. Хочется отметить и цветовую гамму в фильме. Когда Ло Чанъюй впервые видит Чжао Ди, то на ней присутствовала ярко-красная палитра. Их взгляды пересекаются. Это страсть, любовь с самого первого взгляда. Затем Чжао Ди бежит домой и переодевается в нежно-розовый. Этот цвет символизирует ее чистые намерения, нежную любовь и непорочность ее души. На протяжении всего фильма, когда Чжао Ди следить за учителем на ней присутствует розовый цвет. Лишь только когда Ло Чанъюй просит переодеться в красный, она это делает. Он будто хочет, чтобы она его любила еще сильнее, со страстью и пылкостью. Времена года так же отражают душевное состояние героев. И хочется верить, что в мире будет больше такой чистой, верной, простой и нежной любви…
«Дорога домой» - достаточно безыскусная минималистичная работа Имоу, снятая в один год с фильмом «Ни одним меньше» в одинаковой с ним документальной манере. Однако, на этот раз режиссер не избежал сентиментальности и мелодраматизма по причине низкого градуса конфликтности рассказываемой истории. Ностальгическая интонация доминирует и в изобразительном дуализме черно-белого и цветного, и в лирическом саундтреке, подменяя собой какой бы то ни было драматизм.
Имоу в очередной раз попадает в ловушку так называемой «ориенталистской красивости на экспорт», предлагая зрителю лишенное экзистенциальной глубины повествование о гармонии человека и мира. Ведущие кинохудожники мира (Бергман, Кесьлевский, Тарковский, Занусси) доказали нам, что равновесие внутреннего и внешнего достигается только через преодоление серьезного онтологического потрясения, выводящего личность на новый уровень самосознания, обогащая и очищая ее. Когда же вместо концепции экзистенциального катастрофизма нам подается лакированное понимание мира, это выглядит угождением массовому зрителю, привыкшему к сглаженным конфликтам на экране.
Тем не менее, фильм знаменателен хотя бы тем, что в нем дебютировала будущая суперзвезда китайского исторического экшна Чжан Цзыи, которая смотрится здесь удивительно органично и очаровательно в роли молодой влюбленной. Сейчас, учитывая перипетии творческого пути Имоу, его легко критиковать за эстетические компромиссы, на которые он неизбежно шел, будучи диссидентом в мире китайского кино, но при этом не будем забывать вершинные достижения его карьеры («Цзю Доу», «Подними красный фонарь» и «Жить»).
Конечно, на их фоне «Цю Цзю обращается в суд» или «Дорога домой» выглядят несколько простовато, но если сравнивать их с образцами европейского кино тех лет, то нельзя не заметить, что даже эти ни на что не претендующие работы пронизаны каким-то обжигающим концентратом подлинной человечности и доброты, от которой наши ожесточенные экранным насилием сердца давно отвыкли. Напоминая нам, что мы люди, Имоу даже в эстетически несовершенных картинах выполняет колоссальную по своему значению задачу.
Юшен, некогда покинувший родную сельскую местность и перебравшийся в город, возвращается в отеческий дом, получив извещение о смерти отца. Перед его глазами проносится история родителей. Несколько десятков лет его молодой отец приехал сюда работать школьным учителем. На него сразу обратила внимание молодая мать. Очень долго она пыталась добиться его внимания, в частности, готовя ему еду и намеренно проходя мимо школы к дальнему колодцу, и в конце концов добилась своего. Теперь, когда отец умер, пожилая мать хочет похоронить его по традиционному обряду, включающему пронос гроба на руках до могилы. Но нести гроб далеко, несколько километров, и Юшен поначалу отказывается от предложения матери. Ведь надо иметь много людей и каждому заплатить. Однако мать настаивает и Юшен уступает, тем более что многочисленные повзрослевшие ученики отца пришли проводить его в последний путь совершенно бесплатно.
В этом фильме Чжан Имоу достиг уникального баланса между убожеством китайского сельского быта, красотой природы и красотой чувств. Ведь когда отец Юшенг прибыл в поселок, даже школы не было. Учителю пришлось строить ее самому. Он вместе с другими сельчанами возвел примитивное здание, большее напоминающее свинарник, с одной комнатой и грубо сколоченными партами. И в последующие годы в этом нищенском мирке школы он нашел свое призвание, хотя легко мог бы податься в город. Возможно, его привлекло сельское раздолье с его ярко желтыми и красными красками осени. Молодые родители Юшена показаны искренними в своих чувствах, открытыми и отчасти интеллектуально недалекими, носителями природной красоты. Их проблемы далеки от проблем городских жителей.
Чжан Имоу снял некассовое кино о традициях, которые до сих пор сохраняются в китайской глубинке. При этом он не скатился в живописание ужасов культурной революции, которых так много изображено в новейшей китайской литературе. Здесь на эти ужасы есть лишь крохотный намек, когда отца Юшена вызывают в город по какому-то скорее всего политическому делу. Но все кончается благополучно и молодые оказываются вместе. Таким образом, даже в ужасных страницах истории остается место для чистых чувств. Конечно, у Имоу вышла идеализированная китайская пастораль, настолько, что ее даже не назовешь мелодрамой - ведь драмы нет. Это рафинированная история любви, не знающая ошибок и конфликтов. Но тем она и замечательна.
Этот фильм поднял во мне целую волну эмоций и размышлений.
Как прожить жизнь так, чтобы «не было стыдно за бесцельно прожитые годы»? Как прожить жизнь так, чтобы близкие люди помогали продолжить дело твоей жизни из-за уважения к тебе после твоей смерти? Как прожить жизнь так, чтобы незнакомые люди считали за честь нести твое тело в его последний путь? Путь домой. Соблюдение традиций, которого отстояли твои любимые люди.
Мне данный фильм напомнил, насколько правильна та семья, где женщина априори уважает своего мужа, восхищается им. А муж, в свою очередь, горит идеей 'спасти мир'. Я читала подобную уверенность и гордость за мужа в словах жены Махатмы Ганди. Она радовалась, что стоит в приоритетах для мужа после Бога и Индии.
Единственной нестыковкой, на мой взгляд, является начальный сильный интерес девушки к парню. Мой личный опыт показывает, что излишнее чувство женщины к мужчине на этапе знакомства часто является преградой к созданию ими счастливой семьи. Обычно проявление интереса девушки ведут к ослаблению заинтересованности мужчины. Возможно, правда, что девушка была действительно прекрасна во всех отношениях, и интерес парня зажегся сразу. Если же прикрыть глаза на данный факт, то поведение героини в качестве жены заслуживает лишь похвалы. Она является показателем бескорыстности в своей любви и истинной женственности.
Интересным видится и тот факт, что непоколебимое желание одного человека (героини) может привести к совершенно неожиданным приятным последствиям. Вопреки всем доводам логики. В желание людей проводить в последний путь уважаемого ими человека верила лишь его жена.
Еще мне в тему размышлений пришелся момент о том, что у детей своя дорога. Даже если ты желаешь видеть в них продолжателей своих традиций.
Но есть и еще один момент, который сильно пугает меня. Как будет дальше жить женщина, которой больше некого вдохновлять? Многие люди просто отказываются так любить из страха эту настоящую любовь потом потерять.
Все то, что поднимает в умах и сердцах людей данный фильм, делает его обязательным к просмотру.
Чжан Имоу замечательный китайский режиссер, который снимает красивые и чувственные, атмосферные фильмы, и я люблю его работы и всегда с удовольствием смотрю его новые фильмы. «Дорога домой» - мелодрама с привкусом драмы 1999 года, которая получилась очень доброй и утонченной, и это один из моих любимых фильмов этого режиссера. Мы видим, как молодой бизнесмен приезжает в деревню на похороны отца, и мы видим настоящее время и прошлое, в котором его родители только познакомились, и там зародилось чистое и прекрасное чувство любви…
История чувств в этой мелодраме показана красиво и со вкусом, и поэтому кино получилось чистое и глубокое, при просмотре все прочувствуешь, что переживают герои, и это отличная задумка режиссера. Чжан Имоу снимает красивые, живописные места, на которых происходят события, и сам фильм получился прекрасным подарком для все любителей этого жанра, и он несомненно имеет свою исключительность и кинематографическую ценность.
Сердцем и душой этого фильма была милая и прелестная актриса Чжан Цзыи. Мне эта актриса очень нравится: она талантливая и чувственная актриса, которая может сыграть абсолютно любую роль, и в этом фильме в главной роли мне было приятно ее увидеть. Эта была самая первая большая роль Цзыи, и справилась она с ней достойно. От нее прямо исходит доброта и чистота, и ее героиня покорила меня в этой истории.
«Дорога домой» - нечто прекрасное и утонченное, и история этого фильма показана со вкусом, и я полюбил это кино и считаю, что оно без сомнений заслуживает внимания и положительных откликов. Посмотрите «Wo de fu qin mu qin», и Вы увидите настоящую любовь и то, как это чувство может быть таким красивым, чистым и прекрасным, и этот фильм вызывает улыбку и дарит приятные впечатления от просмотра.
Быть может, тем, кто не жалует арт-хаус имеет смысл пройти мимо, фильм некоммерческий, фестивальный. Он очень неторопливый, и у меня лично ассоциация с китайской акварелью. Смотришь фильм - словно наблюдаешь, как живописец оставляет легкие мазки по влажной бумаге.
Фильм - воплощенная красота. Это история первой любви. Нелогичной, необъяснимой, стыдливой. Вроде уже не 15 лет, а как-то вместе с героиней красавицы Чжан Цзыи (которая, правда, в телогрейке и не подумаешь, что красавица) неловко высматривать из-за берез предмет ее воздыханий.
Я фильм смотрела много лет назад, пока тут опять не накатила ностальгия по Китаю, когда начала стопками пересматривать любимые фильмы, начиная с роскошного и богатейшего 'Проклятья золотого цветка', заканчивая некоммерческими фильмами вроде 'Дороги домой'.
Какие здесь пейзажи! Какая восхитительная и сочная осень! Какая ясная и колючая зима! Все же никаких других ассоциаций, кроме как с живописью, этот фильм не вызывает. И очень понравилось разделение фильма на черно-белый и цветной.
Фильм очень... не знаю, лучшее определение - нежный: нежные краски, нежность героев друг к другу. Трогательный. Тонкий. Просто хорошее кино, о таких порой сложно писать, их просто надо смотреть.
В эпоху фильмов пошлой и не правдоподобной любви, великое везение найти такой фильм! Про простую, искрению, нежную, Любовь.. Которая сейчас в эпоху клубных вечеринок стала исчезать.
Если вы в начале просмотра начали сомневаться в правильности своего выбора - не беспокойтесь. После 15-ти минут просмотра вам нахлынут море удивительных, чистых, искренних чувств, я вам это гарантирую.
Сюжет:Трогательная, искренняя, без памятная любовь является главной темой фильма. В маленькое село где то в Китае, приезжает с города учитель. Для местных жителей это нечто диковинное. Встречают учителя всем селом. Ди (Чжан Цзыи) местная первая красавица. Она влюбилась с перового взгляда. Самой искренней, самой нежной, самой удивительной любовью, которую невозможно найти во вселенной. Она прониклась этим удивительно нежным чувством в учителя. Охваченная любовью Ди, начинает предпринимать шаги к завоеванию сердца интеллигентного учителя. Найти с этим человеком простое женское счастье, подарить ему счастье, и пронести эту чистую любовь, искреннею любовь через всю свою жизнь и ради этого ждать у дороги...дороги домой...
'Дорогу домой' я открыл для себя благодаря Чжан Цзый. Очень-очень красивая актриса! Во всех своих фильмах восхитительно красивая! 'Дорога домой' стала для нее первой серьезной ролью, не смотря на это, эта роль стала одной из самых успешных ее ролей. Весь фильм она в очень толстой и удобной одежде, как и подобает сельской девушке, но это нисколько ее не портит! Наоборот, подчеркивает ее изумительною природную красоту, чего не добиться тонными косметики и мини юбками. Благодаря ее игры на фоне красивых пейзажей, прилипаешь к экрану. Настолько она безупречно играет влюбленною девушку. Все ее действия, решения, опрометчивые, или комичные насыщены, пронизаны трогательной любовью.
Натурные съемки, где проходить основные моменты фильма, поражают своей красотой и идеально подходят для такой удивительной любви и построению своего счастья. Музыкальное сопровождение очень трогательная и пропитано любовью.
Я целиком и полностью поддерживаю видение режиссера (Чжан Имоу) об идеальной жене и вообще идеальной девушки. Простая, искренняя, нежная без этих 'если она сказала нет-это значить да'. С традиционными путями завоевание сердца любимого-угощать вкусной едой, проявление внимание и самое главное: показывать свою нежную любовь.
PS: Если бы я встретил девушку как Ди, я бы без оглядки бросил бы все и был бы с ней, даже если бы пришлось жить в захолустье. Разве не к такой любви надо стремиться? Разве не это высшая цель человека в этой жизни? Молю Бога: что бы я встретил токую как Ди/Чжан Цзый.
PS2: Несправедливо что такое произведения искусства о чистой, нежной, настоящей любви, многие не знают.
По разбитой проселочной дороге, подпрыгивая на ухабах, несется подержанный джип, который везет Луо Юйшэна в родную деревню, где ждет его на похороны отца старенькая мать. Это будет не просто путь домой, но путешествие в прошлое, в то время, когда только познакомились родители главного героя – первая деревенская красавица Чжао Ди и молодой учитель Луо Чангу, приехавший из города, чтобы посвятить себя преподаванию в еще недостроенной сельской школе. Окунувшись в события давно минувших дней, Луо сможет лучше понять свою мать и ее желание во что бы то ни стало соблюсти древнюю традицию и отнести гроб с покойным на руках к месту его захоронения – только так дух покойного сможет найти дорогу домой.
В тот момент, когда герой берет в руки старую фотографию, где изображены его родители на фоне той самой дороги, по которой предстоит проделать последний путь отцу Луо, вчерашний день оживает, и черно-белые кадры наполняются красками. Идея сделать эпизоды из настоящего монохромными, а из прошлого – цветными, принадлежит не режиссеру Чжану Имоу, а оператору Хоу Юну. Эта концепция на поверку оказалась крайне удачной: полученный контраст усилил ощущение идеальности того давнего времени, когда трава была изумрудно-зеленой, небо – лазурно-голубым, люди – могучими и лихими, а любовь – чистой и непорочной. Именно история такой любви легла в основу сюжета «Дороги домой». Магия внезапно вспыхнувшего чувства бережно передана в фильме, где простые эмоции простых людей превратились в маленькое волшебство. Рапидная съемка создает впечатление остановившегося времени и как нельзя лучше передает знакомое каждому ощущение, когда сердце замирает в груди, а дыхание перехватывает, и окружающая действительность перестает существовать, потому что важно только здесь и сейчас, и один человек заменяет собой целый мир. Камера любовно фокусируется на лицах героев, не упуская из вида ни малейшей детали: полуулыбки, легкого румянца на щеках, случайно выбившейся прядки волос, украдкой брошенного взгляда. В фильме почти нет диалогов, и только по одним глазам молодых людей можно прочесть всю гамму овладевших ими эмоций: робость и надежду, смущение и неловкость, нежность и ревность… А единственным свидетелем их зарождающегося чувства до поры, до времени является лишь природа. Залитые солнечным светом, будто написанные акварелью незатейливые пейзажи подчеркивают целомудренность и первозданность стихийно пробудившейся любви.
Искренние чувства – это то, чего остро не хватает в эпоху консьюмеризма, нездоровых амбиций и секса на одну ночь. Тоска по чему-то настоящему, неизменному, не имеющему денежного эквивалента становится универсальной и интернациональной. «Дорога домой» явно перекликается с вышедшим годом ранее «Титаником» Джеймса Кэмерона, имея как явные – афиша, висящая на стене в доме матери Луо, так и скрытые – схожесть в композиционном построении кадров, щемящие душу мелодии бамбуковой флейты – отсылки к оскароносному блокбастеру. Но, вместе с тем, фильм Чжана Имоу, несмотря на кажущуюся простоту, таит в себе истинно восточную мудрость. Чжао Ди удается обрести и сохранить свою любовь только благодаря неосознанному следованию основному принципу даосизма – недеянию. В юности она выбрала свое место на обочине дороги, по которой то уходил вдаль, то возвращался ее возлюбленный. И сердце ее всегда было наполнено верой в то, что данные обещания будут выполнены, а разбитые надежды будут склеены, подобно фарфоровой чаше в руках старого мастера. И Чжао Ди знала, что память, память необходимо сохранить живой, как мудро завещала ее слепая мать.
Память бесценна. Возвращение к своим корням, уважение традиций своих предков, сохранение истории своего рода и передача ее из уст в уста своим детям – это то, что поможет выжить и сохранить чистоту своей души в век больших скоростей и грандиозных предательств. Обращение к прошлому – это путь к себе настоящему.
Около сотни учеников Луо Чангу соберется, чтобы пронести гроб со своим учителем по дороге, ведущей к его последнему пристанищу, по той самой дороге, на обочине которой всю свою жизнь провела Чжао Ди, и по которой она – уже в своих воспоминаниях – снова и снова бежит навстречу возлюбленному. Там, недалеко от стен старой школы, скромная могила станет символом окончания жизненного пути Луо Чангу, и там же начнется новый путь его сына, который навсегда запомнит слова своей матери: «Знай настоящее, помни прошлое». И корни прошлого, погруженные в живую воду сердца Луо Юйшэна, позволят истории его родителей жить вечно, расцветая вновь и вновь, подобно Розе Иерихона.