Перед нами не просто очередная криминальная история – это целая философская притча: о долге, нашем отношении к окружающему, самим себе. Кто мы в этом мире: лишь слепые рабы, безмолвные исполнители чьих-то приказов? Или же сами вершители собственных судеб? На первый взгляд Хмурый и Грек – простые подручные криминального авторитета, однако в устах каждого из них – своя философия. Один устал от своей исполнительной миссии и грезит свободой. Другой – мечтает о собственном деле, однако ради этого он готов вытерпеть ещё что угодно: будь то издевательство собственного шефа или выполнение недостойной функции «доставщика». Два бандита – два мира… и одна миссия на двоих. Однако постоянно ощущаешь ещё незримое присутствие некоего третьего – их шефа, что как дамоклов меч нависает над подручными и препятствует их мечтам.
Сергей Куклов разрушает привычные взгляды на мир криминала, что устоялись и прочно вошли в наше сознание ещё в 90-ые годы минувшего века. Оказывается, бывают и такие бандиты. На мой взгляд, название киноленты вполне символично – как чемодан без ручки – наша жизнь и мы сами: «и нести неудобно, и бросить жалко»! Вечно что-то мешает, заставляя жаловаться и суетиться. И здесь каждый решает для себя сам – кто есть кто в этой жизни: винтик в мире природы или царь, бог, повелитель?
Изюминкой «Чемодана без ручки» стал даже не сам сюжет (в сущности, весь фильм эти двое просто едут за чемоданом), но удачное сочетание разных жанров. Немого иронии, немного романтики. Да, эти двое – не просто тупые головорезы, слепо выполняющие волю «старшего», они ещё имеют принципы, грезят мечтами. Забавно было наблюдать за экологическими высказываниями Грека, который старается бережно относится к природе. Романтик и болтун по натуре, он всё же готов слепо подчиняться своему шефу. Другой – суровый и молчаливый, будто скала. Но он устал от своей «миссии» и уже договорился с шефом о своей «отставке». А что же сам босс? Он так и не появиться в кадре, но тот поворот ближе к концовке – весьма символичен. Зрителя ожидает сюрприз, развивающий философию картины.
Жаль только, что фильм – лишь короткометражка. На мой взгляд, у создателей мог получиться вполне крепкий полный метр. Для этого есть все основания: сильная игра актёров (а герои у Игоря Петрова и Александра Абрамовича вышли вполне колоритными и убедительными) интригующий сценарий (добавьте сюда ещё несколько сюжетных интриг-поворотов, и зритель не сможет оторвать взор от киноленты на всём её протяжении), интересные операторские решения. Рискну предположить, что всё дело в бюджете и времени, отведённом на создание. История выглядит незавершённой и в этом её очередной плюс. На мой взгляд, можно было бы продолжить приключения Грека и Хмурого ещё хотя бы в нескольких короткометражках, так, чтобы потом соединить их в единую историю, выпустив в итоге полнометражный художественный фильм. Фильм напомнил мне «Достучаться до небес», уже давно ставшем классикой жанра. Если бы получилось что-то подобное, зритель обязательно пошёл на просмотр. Для этого есть всё необходимое.
Подбор актёров оказался очень удачным. В фильме подобным этому, где весь сюжет держится на «дорожной истории», зритель вынужденно сосредоточивает своё внимание на главных героях, и здесь очень важно, как они сыграют. Не заметил на их лицах переигрывания, Игорь Петров и Александр Абрамович выглядели очень естественно в своих ролях. Реплики пусть по большей части и очень просты, зато как уже отметил, скрывают в себе нечто большее, чем просто слова, размышления о жизни.
9 из 10