У меня и 'Зачарованная' вызывает зубовный скрежет... Проблема в том, что фильм УЖАСАЮЩЕ медленный. Не затянутый, а именно медленный. Сценарий, будем честны, доставлен прямо из ада, но даже такой можно было бы вытянуть хотя бы до уровня 'Санта-Лапуса', но увы, увы.
Так как тут требуются все эти идиотские и устаревшие шутки, что существо из иного мира не знает, как устроен этот мир. Будут ошибки и падения (слава Рождественской Звезде, подобных 'шутеек' не много), но так как они медленные, не только не смешно, но и почему-то очень стыдно. И глубоко фэйспалмишь, когда Маккензи, которая убедилась, что Элеонор настоящая фея, её это совершенно не удивляет. И да, это не просто дурацкая шутка, это целая сюжетная линия, что Маккензи НЕ ВЕРИТ! Ребятки, есть вера, а есть реальность. Когда на героев падает станция 'Мир', поздно прописывать для них, что они не верят в существование космоса.
Иное дело, когда сценарий даёт режиссёрке возможность снять тёплые и уютные сцены. Тем более, что Джиллиан Белл и девочка, играющая младшую дочь Маккензи Мию, выкладываются на тысячу процентов. Песня, украшение дома - всё это тепло и по-настоящему.
Это типичный диснеевский фильм, когда продюсеры, которые имеют к искусство столько же отношения, как и болотные тролли, пытаются сделать продукт для 'всех аудиторий'. Это невозможно и делает продукт лоскутным, нецельным. Итак, у нас есть Маккензи, которая в детстве верила в фей, а теперь - мать-одиночка, типичная жительница американского мегаполиса из шаблонных сюжетов. Элеонор - фея-крёстная, которая не растеряла веру, хотя остальные феи уже готовы смириться с тем, что их расформируют и отправят быть зубными феями. Вы думаете, нам хоть немного раскроют их предысторию? Маккензи изменила всего одна трагедия, а что не так с Элеонорой - не ясно.
Их конфликт наигран, Маккензи так старательно разочарована, что не может придумать, чтобы ей загадать, какое-нибудь желание. Слишком много наигранной драмы и слишком мало фэнтези.
У фильма есть совершенно замечательный финал с тем, как Элеоноре надо доказать, что она выполнила своё задание феи, а также с мыслью, что любовь бывает и семейная, это всё равно любовь! И если уж я пошла коллекционировать мораль каждого новогоднего фильма, на который пишу рецензию на КП, то выделю мораль этого фильма из его совершенно замечательного мультэпилога, потому что она реально хороша:
Не которые могут сказать: 'Я всю свою жизнь верил в сказки'. И сейчас я верю в них как никогда. Просто они изменили свои формы, как и мы.
'Неладно что-то в диснеевском королевстве!'... Именно так можно перефразировать крылатую фразу великого драматурга из его гениального произведения 'Гамлет' по отношению к одной из самых крупных в миро киностудий 'Walt Disney Pictures'. Ведь есть же ещё такое ощущение, что буквально недавно студия давала нам безупречные мультипликационные шедевры - 'Русалочку' (1989), 'Красавицу и чудовище' (1991), 'Короля Льва' (1994) и с добрых ещё два десятка не менее чудесных полнометражных мультфильмов. Эти без преуменьшения сказать достижения искусства стали не только американским национальным достоянием, но и стали любимой классикой во всём мире. Однако некоторое время назад боссы из 'Walt Disney Pictures' выбрали новый вектор развития. Он заключается в том, что они подбирают проекты из своего славного прошлого и создают на их основе игровые ремейки, либо же делают из них гибридные фильмы: игровое кино совмещает с собой анимацию. Так уважаемой публике были предоставлены 'Золушка' (2015), 'Красавица и чудовище' (2017), 'Дамбо' (2019), 'Аладдин' (2019) и ряд других проектов.
Все эти фильмы обладали исключительными многомиллионными бюджетами, а масштабная маркетинговая политика, продвигающая их, позволяла и позволяет студии 'Walt Disney Pictures' собирать отличную кассу в мировом прокате. Однако же зрительские отклики и критика оказывались по большей части неоднозначной и порой сухо сдержанной. И действительно: новые проекты студии очень далеки от того, чтобы их признали культурным достоянием. Но боссы 'Walt Disney Pictures' словно стараются этого не замечать, что вполне объяснимо: прибыль идёт колоссальная, зачем же тогда что-то менять. И вот ближе к концу 2020-го года студия выпускает новый фильм под названием 'Фея-крёстная'. Надо сказать, что это не ремейк старого-доброго мультфильма, а обособленный игровой фильм, но уже из его названия можно сделать однозначный вывод, что это будет сказка, а значит целевая аудитория у 'Феи-крёстной' та, на которую 'Walt Disney Pictures' всегда и рассчитывали, то есть детско-юношеская. Хотя всегда и более взрослое поколение зрителей интересовалось продуктами студии.
Сюжет 'Феи-крёстной' был написан дуэтом Кари Гранлунд и Мелиссой Стэк. И для них обеих 'Фея-крёстная' стала второй работой в кинематографе. Гранлунд адаптировала сценарий к ещё одному ремейку классического мультфильма от 'Walt Disney Pictures' - 'Леди и Бродяга' (2019). А Стэк работала с комедией 'Другая женщина' (2014). Но самое примечательное, что главным постановщиком 'Феи-крёстной' стала Шэрон Магуайр, снявшая первую и третью часть нашумевшей трилогии про Бриджит Джонс. В 'Фее-крёстной' всё начинается с того, что в волшебной стране живёт некая Элинор (Джиллиан Белл). Она верит в постулат всех сказок 'и жили они долго и счастливо', но наставница школы фей говорит о том, что люди забыли об этом, поэтому вскоре портал между волшебным и нашими мирами закроется навсегда. Элинор находит письмо десятилетней Маккензи Уолш, которая уверена в существовании фей-крёстный и просит её о помощи. Элинор самовольно отправляется в мир людей, чтобы отыскать Маккензи и доказать, что постулат всё ещё служит людям. Но Маккензи (Айла Фишер) давно уже выросла и забыла про 'и жили они долго и счастливо'. Но Элинор не собирается сдаваться...
И после просмотра 'Феи-крёстной' складывается такое ощущение, что создатели картины старательно пытались убедить нас в существовании формулировки, что даже в нашем мире есть место сказки. На примере Маккензи Уолш нам демонстрируют стереотип обычного современного жителя планеты: мать-одиночка, которая сутками пропадает на работе, и слово 'счастье' у неё ассоциируется только со встречами с детьми. Элинор же - это такая воплощённая метафора, что хорошим людям всегда кто-то помогает, мы это называем Высшими силами. И всё это, разумеется, хорошо и по-доброму, должно нас воодушевлять. Но картина смотрится без должной эмоциональной глубины, обыденно и, что самое обидное, без нужного веселья. Нет той феерии, которая присущая лентам студии. Всё сделано на слишком наивном уровне, будто бы это не художественный проект, а телевизионный фильм. И все эпизоды, где Элинор задействует свои волшебные чары, также наивно смотрятся, не производя никакого эффекта. И даже посыл 'Феи-крёстной', что каждый человек заслуживает на счастье и должен за него бороться, мягко говоря, не столь убедительный, а обязательный хэппи-энд выглядит откровенно шаблонным.
'Фея-крёстная', несмотря на все потуги, оказывается какой-то монотонной картиной. Вроде бы диалоги наполнены жизненным смыслом, но при этом они полностью лишены оригинальности. Старания Джиллиан Белл создать забавно-весёлый, но при этом наивно-добрый образ не увенчались успехом. Пусть она только из хороших побуждений вносит хаос в вечно занятую жизнь героини Айлы Фишер, это всё равно смотрится как клише. Да и игра главных актрис не в силах вытянуть 'Фею-крёстную' из трясины. Честно говоря, не такой уровень постановки ожидался от режиссёра 'Дневника Бриджит Джонс' (2001). А креативные дельцы из 'Walt Disney Pictures' в который раз разочаровали.
Продолжая развивать тему из мультфильма 'Холодное сердце'/'Frozen' создатели вновь нам рассказывают, что мол 'истинная любовь' это не только между принцессой и ее прекрасным принцем (сиречь мужчиной и женщиной), а истинная любовь может бить и к членам семьи и т.д. Правильная ли это мысль? Весьма спорно. Каждый должен ответить для себя сам.
Лично для меня любовь к членам семьи и любовь в романтическом плане - абсолютно разные вещи. Мне нравятся старые сказки про истинную любовь в романтическом ее понимании. Даже если у меня в жизни такого никогда не было, все равно я стремлюсь к этому и это хорошая мечта (имхо). Поэтому подмена понятий и ориентирование девочек/девушек на то, чтобы забить на поиски 'принца', это как-то не для меня.
Сказка, рассказанная в 'Фее-Крестной' совсем не воодушевляет, не несет ожидания чуда. Также присутствуют сюжетные ляпы, а финальная сцена как-то натянута.
Однако, несмотря на все, качество картинки великолепное! Постановка, свет, декорации, костюмы, спецэффекты и анимация - просто шик! Очень много красивых кадров, замечательные пейзажи, фоны не перегружены деталями, все красиво по композиции и очень радует глаз. Вот ради этого стоит смотреть.
Когда-то давным-давно студия Disney любила добрые, искренние сказки, от всего сердца. Ах, «Золушка», ах, «Спящая красавица»: крестные феи, красивые принцессы и очаровательные принцы. Но что-то пошло не так: то ли Уолт Дисней увлекся корпоративной политикой, то ли новые поколения осознали, что сказкам не место в современности; вездесущие феминистки решили же, что молодые девушки не должны быть пассивными трофеями, а должны брать счастье в свои руки и эволюционировать в бой-баб. Это действительно прорывная позиция: пока Disney шли к этому медленно, их конкуренты вроде «Шрека» взяли быка за рога и продвинули сию политику довольно резко. «Фея-крёстная», созданная специально для Disney Plus, призвана сигнализировать обществу, что Disney, вроде как, тоже в этой теме: сказочное словосочетание «долго и счастливо» следует не только за свадьбой. На практике всё немного уныло: фильм мягкий, простоватый и явно устаревший.
Действие происходит в наши дни (за исключением треклятого ковида, конечно) и фокусируется на, так сказать, обычных людях. Для американцев. Мама-одиночка Маккензи работает на местном новостном канале, тихо влюблена в своего коллегу и так далее. В другом, сказочном мире есть, оказывается, целое царство волшебных фей, чье положение резко ухудшается, так как люди больше не верят в чудеса. Ученица Элеонора всеми силами пытается вмешаться в любовную жизнь простых людей, чтобы добиться счастья для отдельно взятой принцессы. Необыкновенно оптимистичная и лишенная, при этом, индивидуальности, Элеонора приходит Маккензи на помощь, ответив на её запоздалое письмо, которая та написала, будучи десятилетней девочкой.
Довольно интересный момент: девушки вырастают и перестают верить в волшебных сватов, что вынуждает их взять судьбу в свои руки, в том числе и любовную. Довольно прорывная идея для Disney, увы, реализована слабовато: проблемы тона фильма отчетливо демонстрируют на какую демографическую группу были нацелены сценаристы. Кажется, что основной аудиторией предполагаются девочки-подростки: желающие быть независимыми, с ростками юношеского максимализма, но ещё совсем дети. Таким образом, видно, что довольно смелые идеи для детского развлекательного кино были погребены, так как, скорее всего, попросту не прошли вау-тест.
При этом «Фея-крёстная», к слову, не первый раз, когда Disney играется с собственным наследием. Кажется, многое было так или иначе, но лучше, реализовано в «Зачарованной» Кевина Лимы. То был фильм, не стесняющийся высмеивать диснеевские клише, в то время как «Фея» больше проект обыденный, а их самопародия больше беззубая: ну, не очень оригинально видеть, как фея превращает дом Маккензи в замок или вместо того, чтобы наколдовать красивое платье, создает уродливый мешок. Вероятно, это было сделано для того, чтобы аудитория поняла, о чем речь (т. е. для сдачи вау-теста), но со стороны подобное выглядит примитивно.
«Фея-крёстная» стремится перевернуть сказку с ног на голову. В определенной степени фильму это удаётся, однако это не делает проект более захватывающим или менее предсказуемым. Фактически сюжет следует однобокой и известной всем формуле, несмотря на повороты в вопросах «настоящей любви» и всего такого. Более того, кажется, большая часть ленты их не подкрепляет, из-за чего картина всё равно традиционно, как бы создатели не задумывали обратного. Отсылки к «Золушке» видны даже самым юным зрителям, а очаровательные герои не всегда спасают положение: всё же в век перенасыщенности контентом к тем или иным идеям надо подходить с большим креативом.