К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Россия – страна огромная, отличающаяся пестрым разнообразием ландшафтов, природных пейзажей и культуры. Но в каком бы уголке страны не жил человек, везде он нуждается в простых общечеловеческих взаимоотношениях и любви. Кому-то может повезти, и этот человек обретает настоящую любовь прямо под боком. А кто-то, прожив всю жизнь в ограниченном мирке, полагает, что настоящая жизнь и любовь где-то там, а не здесь. По различным причинам человек может оставить свой дом и ринуться на туманные поиски счастья. Так поступает главный герой трагикомедийной драмы Филиппа Юрьева «Kitoboy».

Синопсис Обычный чукотский подросток Лёшка всю жизнь прожил в небольшом поселке, уклад жизни которого исключительно составляет китобойный промысел. Да и особых развлечений здесь нет. Однажды в поселок проводят Интернет, и Лёшка становится заядлым посетителем эротического сайта, на котором влюбляется в американскую вебкам-модель под ником Hollysweet_999. Юноша не может и дня прожить без мысли о девушке и в порыве чувств решает переплыть через Берингов пролив.

Игра актёров Художественная особенность картины заключается в том, что в фильме задействованы исключительно непрофессиональные актеры, которых создатели отобрали из местных жителей. При всё при этом игра исполнителя главной роли Лёшки Владимира Онохова была высоко оценена кинокритиками во время смотра киноленты на «Кинотавре», по итогу которого актер был удостоен награды за лучшую мужскую роль. Действительно, актёру удалось передать ту плеяду переживаний, которую может испытывать молодой человек, всю жизнь проживший на отшибе мира, по большому счету его по-настоящему не видавший, а посему для которого эта мнимая «любовь» стала не просто бабочками в животе, а глотком долгожданной свободы. Говорить об игре Кристины Асмус не приходится, потому что её персонаж лишь функция, о которой мы знаем только лишь то, что она работает в специальном борделе для вебкам-моделей.

Режиссура Для Филиппа Юрьева «Kitoboy» стал первой полнометражной картинно, хотя режиссер уже имеет опыт в съемках короткого метра, за который даже был удостоен приза на фестивале «Сандэнс». Сам Юрьев приходится учеником знаменитого российского кинорежиссера Алексея Учителя, что не могло не наложить отпечаток на творчестве молодого человека. Возможно, именно влияние Учителя отразилось на «Kitoboy», потому что эту картину однозначно можно назвать исключительно авторским кино. При этом легкость подачи материала вкупе с документальной передачи живописной атмосферы сурового севера. Собственно на протяжении всей картины мы видим противостояние жестоких реалий крайнего севера и юной человеческой души, жаждущей настоящей любви. Главный герой Лёшка вырос в среде китобоев. Он привык выходить с односельчанами в холодные воды моря, охотиться на китов, а потом безжалостно разделывать его тушу, играя с его внутренностями. Однако Лёшка оказывается добродушным, хотя и наивным мальчиком, чья любовь к компьютерной деве вскружила ему голову до такой степени, что в порыве эмоций юноша просто решает сбежать. Конечно, дорога принесет ему массу страданий, неожиданных мистических встреч и долгожданного осознания своего места в этом мире.

Сценарий Действие сюжета происходит в Богом забытом чукотском поселке, где местные жители, несмотря на наличие деревянных домов, печей, магазинов продуктов и безвкусной китайской одежды, привыкли вести традиционный уклад жизни. Как минимум, раз в неделю они группой выбираются в море, откуда потом привозят целого кита, тушу которого потом поровну делят между собой. Всё меняется, когда в поселок проводят интернет. Прежде всего, перемены происходят в жизни молодых ребят, включая 16-летнего паренька Лёшку, который подсел на просмотр эротического видеочата. Однако Лёшку интересует не просмотр женских прелестей, лишь таинственная пользовательница с голубыми глазами под ником Hollysweet_999. Не разбираясь в технике, да и в Интернете в целом, юноша начинает общаться с экраном, уверенный, что девушка отвечает ему взаимностью, и вскоре влюбляется по-настоящему. Одержимость красоткой доходит до того, что Лёшка ворует учебники по английскому языку для младших классов, ссорится с единственным другом и в итоге решает сбежать из дома и пересечь Берингов пролив, дабы попасть на Аляску, а оттуда к своей «любимой». В итоге Лёшка реально пускается на поиски не только пути до Hollysweet_999, но и поиски самого себя.

Итог. К сожалению, в наше время сложился ложный стереотип, что в России кино снимать не умеют. Конечно, это полнейший бред. Просто по-настоящему хорошее кино должно быть редким, потому что только так его можно заметить. «Kitoboy» можно смело отнести к подобной категории фильмов. Хотя в нем присутствует пара недостатков, как, например, слишком однобокое представление о несчастливой жизни героя в Америке или странное поведение американского пограничника, решившего помочь юноше добраться до цели. Но всё это мелочи, которые едва ли можно заметить на фоне того художественного разнообразия, которые создатели сумели воплотить в фильме. Поэтому рекомендуется к просмотру.

12 октября 2020 | 21:03
  • тип рецензии:

Я с зимы не была в кинотеатрах, соскучилась нереально, ведь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сначала все заведения для отдыха закрыли, потом, после летнего открытия ввели какие-то сложные правила посещения. В общем, не хотелось заморачиваться.

Но в октябре я увидела постер «Китобоя»: одинокий, потерянный парень стоит где-то посреди туманной тундры, а за ним величественно, но мёртво возвышаются кости гиганта. Это меня заинтриговало, и отправилась «в кино».

На тот момент я не знала о фильме ничего, ни того, что он победил в программе авторского кино на Венецианском фестивале, ни того, что на «Кинотавре» награды получили как режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев, так и исполнитель главной роли Владимир Онохов, при этом будучи непрофессиональным актёром. Хотя нет, кое-что о киноленте я слышала - где-то по краю сознания прошлась информация о новой роли Кристины Асмус, мол «снова разврат и падение на дно актерской карьеры» (спойлер – это не так).

Фильм получился невероятно красивым, практически в любом момент можно было ставить его на паузу и скринить для фотообоев на рабочий стол. Он повествует о простой, но очень сложной жизни жителей небольшого поселка, расположенного на чукотском побережье. Здесь располагается община китобоев, которые охотятся на морского зверя теми же способами, что и их предки – при помощи гарпунов, к концу которых привязаны ярко-красные буи. Занятие опасное, но такой способ добычи китового мяса уравнивает шансы охотника и жертвы, ведь киту ничего не стоит перевернуть легкие катера и лодки.

В этом поселке вековых традиций живет простой парень Лешка. Юный, жаждущий новых впечатлений, но при этом работящий и влекущий неторопливое существование в тягучем быте чукотских охотников. Он не знает другой жизни, лишь расплывчатые рассказы о том, что кто-то решил сбежать в Америку и сгинул. Так бы все и продолжалось в жизни Лешки, согласно сценарию его предков, но в поселок провели скоростной интернет.

В сети он увидел молчаливую красотку, вебкам-модель, и… влюбился, ведь до этого он никогда не видел таких как она: с русыми волосами, белой кожей, макияжем и томным взглядом.

Лешка не понимает, что она его не видит, он думает, что у них контакт. Возможно, ее молчаливость только подкрепила эту иллюзию. И здесь хочется отметить профессионализм Асмус, которая одним взмахом ресниц могла ответить на все вопросы тысяч мужчин по ту сторону экрана. Лично для меня Кристина раскрылась в этой роли как прекрасная актриса, и я очень рада, что весь хейт, обрушившийся на нее после фильма «Текст» за откровенные сцены, не помешал ее решению об участии в съемках.

Остальные роли исполнили местные жители, например исполнитель роли Лешки, Владимир Онохин, жил в соседней деревне, и многие актеры фильма являлись ему родственниками. Режиссер не раз говорил, что работа была трудная, Владимир неоднократно бойкотировал съемочный процесс. Но когда понял идею будущей киноленты, ее посыл, он проникся, и съемки пошли легче.

В итоге фильм получился очень честный и прямолинейный, несмотря на схожесть с линчевским стилем повествования, узнавание которого подкреплено музыкальным сопровождением. Музыка также добавляет силы в противопоставление серости существования на краю земли и яркости картинок американского Детройта. Однако это не вычурный арт-хаус, это фильм о простом парне, о его буднях, о его мечтах.

Мне кажется, это отличный пример самобытного русского кино, основанного на многообразии населения России, его традициях и быте. Нам не нужно копировать голливудские сюжеты, ибо наша жизнь сама по себе впечатляющий сюжет.

17 октября 2020 | 14:00
  • тип рецензии:

В чукотском посёлке обыкновенный день. Местные жители забивают кита, затем его разделывают да разносят по соседям. Так и проходят месяцы да года. Всё меняет появившийся в посёлке интернет.

В частности, жизнь главного героя, простого чукотского паренька Лёшки (Владимир Онохов), делится на до и после. Он влюбляется в девушку из интернета (Кристина Асмус), которая даже его не слышит, а лишь загадочно смотрит в веб-камеру для миллионов людей. И Лёшка решается на беспрецедентный шаг — отправиться с Чукотки до Детройта без всяких виз и знания английского.

'Китобой' — это инди-кино в самом лучшем смысле. Очень созерцательная, медитативная картина с потрясающими видами Чукотки. Подчас слишком откровенная, эта картина разговаривает со зрителем о взрослении на 'ты'. Филипп Юрьев сочетает завораживающие планы с присущей новой киноволне интимностью и дерганностью, как бы попыткой сделать фильм ещё реальнее, чем он должен быть. Подобный контраст в 'Китобое' прекрасно работает.

При этом картина являет собой чудесную притчу о том, что хорошо там, где нас нет. Хорошо даже в том месте, где из всех развлечений — погони за китами да недавно появившийся интернет. Но только если можешь назвать этот небольшой кусочек планеты родным. Тут уж никаких Детройтов не нужно.

'Китобой' — это однозначно прорыв для Филиппа Юрьева, уже забравший несколько наград. Например, приз за лучшую режиссуру на минувшем 'Кинотавре и главный приз от молодежного жюри Венецианского кинофестиваля. Именно такое кино стоит поддерживать. Кино с авторским почерком, но простое и понятное каждому.

08 октября 2020 | 17:49
  • тип рецензии:

Все меняется в жизни юного чукотского 'охотника на китов' Лёшки с появлением в поселке интернета. Он влюбляется - впервые и сильно - в молчаливую девушку из видеочата. Узнав, что она живет в Детройте, Лешка решается на самый отчаянный поступок в своей жизни.

На берегу Берингова пролива в посёлке китобоев живёт Лёшка вместе со своим дедом - который всё 'собирается умереть'. Они живут в самой 'глубинке' России - как она есть: где на самой 'окраине' страны часто пропадает электричество и вместе с ним - интернет. И спасают только - свечи.

У него есть друг - Колян. Вместе они охотятся на китов, гоняют на мотоцикле, смотрят на американском сайте стриптиз по 'веб-камере', и мечтают 'снять' когда-нибудь проститутку. Хотя, понимают, что русским девушкам - добираться до их посёлка - долго, а американки - рядом, через пролив. 'Сними штаны: она тебя увидит!' или 'Че поехали, оу, оу, щет!' - шутят они друг другу про 'веб-камеру'. Из всех девушек на сайте больше всех их привлекает блондинка под ником Hollysweet_999 (Кристина Асмус). У Лёшки рождается план: добраться до Детройта и найти эту девушку. Его не останавливает и новость про убитого американскими пограничниками 'заблудившегося' чукчи, ни даже 'встреча' с русской голой женщиной с материка - которая будоражит и тревожит. У этой женщины - он по крайней мере трогал 'настоящие' груди, тогда как Hollysweet_999 - скорее 'виртуальная' (как в 'Бегущем по лезвию'). 'Компьютерная она: на неё дро** миллионы человек!' - говорит ему Колян. Но Лёшка настроен серьёзно: мечта увидеть США - не была ещё такой возможной.

Премьера «Китобоя» состоялась на 77-м Венецианском кинофестивале. Фильм получил приз в программе «Дни авторов» от молодежного жюри. На 31-м кинофестивале «Кинотавр» картина получила приз за лучшую режиссуру и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а исполнитель главной роли Владимир Онохов получил награду за лучшую мужскую роль.

Режиссёр и сценарист Филипп Юрьев (выпускник мастерской режиссёра Алексея Учителя) создаёт полу-документальный, понятный, откровенный и впечатляющий 'фильм-взросление' - про подростковый период, когда хочется чего-то 'запретного'. Стриптиз на 'веб-камеру' превращается в актуальные 'думы' и 'мечты' про США, и наоборот. Актёрские работы Владимира Онохова и Владимира Любимцева - чистые, откровенные и прекрасные. Операторская работа Михаила Хурсевича и музыка - создают образ 'глубокой' картины, которая добивается того, чего хочет. Вторая часть фильма - с 'магическим реализмом' и попыткой восприятия происходящего завершает эту картину про попытки понять Родину и любовь к ней. Юношеская любовь пройдёт - а жизнь на Родине - останется. Два разных 'мира' в жизни Лёшки разделяет - 86 км. И чья из них взяла - это решать только зрителю.

12 октября 2020 | 07:50
  • тип рецензии:

Америку и Россию, две столь культурно разные страны, отделяет лишь Берингов пролив. Всего восемьдесят километров и из Чукотского АО можно попасть на Аляску. На Чукотке живет наивный юноша, совсем как в анекдотах, Лешка – подросток в деревне, где обитают лишь суровые мужчины-китобои. Природа красива и вместе с тем бесплодна, настолько негостеприимна, что больше напоминает место, где жизнь заканчивается, чем то, где рождается. Лешка не только не смиряется с таким положением вещей, но и пытается наслаждаться окружением. Молодой человек мечтает о романтической любви, ради которой он готов и море переплыть, и целую страну пешком пройти. Любовь Алексея вполне персонифицирована – это красотка из вебкам-сексчата.

Тяжело определить «Китобоя» к какому-либо жанру: здесь всего понемногу. Смешался проклятый сталкинг и столь привлекательный для молодых людей романтизм. Затронули даже социо-культурные темы, понятные только россиянам: герой смотрит не столько на девушку, сколько на Америку в целом, которая столь притягательна и столь реальна, даже если в формате фильма она показана лишь в формате такой же неприветливой пустоши и мира по ту сторону экрана монитора.

«Китобой» содержит в себе столько несочетающихся друг с другом вещей, что можно лишь поразиться, насколько при этом органично они выглядят в кадре. В фильме задействованы непрофессиональные актеры, поэтому, можно сказать, они живут теми жизнями, что олицетворяют на экране. Сцены убийства китов? Чистая, жестокая документалистика. Всё в совокупности с элементами мистики и шаманизма. Те или иные художественные эффекты лишь усиливаются приемами: съемки фильма в формате 4:3 и даже эпизоды в стиле позднего Дэвида Линча, на что ещё может навести присутствие Джули Круз в саундтреке.

При всем при этом «Китобой» является очень дискомфортным фильмом, хотя бы на уровне бессознательного. Вряд ли это сделано намеренно, потому что наиболее чужеродными, как ни парадоксально, в этом случае выглядят именно признаки цивилизации. Словно не место им на Чукотке. Оттого сюжет про Лешку, пытающегося достучаться до женщины из другого мира – зазеркалья, ещё сильнее отражается наивом и сюром, стирая грань между магическим реализмом и действительностью. Притча о бытовых чудесах вроде линии перемены дат становится откровением и позволяет взглянуть на многие вещи по-новому.

Филипп Юрьев придает этой обыденной, на первый взгляд, «фестивально» истории взросления черты сказочного путешествия. Вообще, несмотря на элементы комедии, драмы, социального фильма и даже триллера, «Китобой» больше всего напоминает этакую сюрреалистическую сказку для взрослых, наполненную адскими существами (вроде необыкновенных китов – создание, которого если бы не существовало, тяжело было бы вообразить), а также ангелами, открывающими ему ворота в мир столь же иллюзорной американской мечты. Ценность как раз заключается в трансформации универсального подросткового кризиса в особенную, нетрадиционную историю. Внутренний конфликт героя расширяется и затрагивает такие темы, как противостояние уверенности в собственных силах с неизвестным миром, прошлым и будущим (не зря герой сообщает, что будущее – в России и подобное утверждение весьма остро находит свое отражение в кульминации). Погнали, там – вчера, там – завтра...

7 из 10

11 декабря 2020 | 16:16
  • тип рецензии:

Поначалу я шёл на данный фильм, ожидая увидеть некое авторское высказывание на тему того, как важно идти к своей цели, несмотря на то, что все вокруг тебе говорят о несбыточности данной мечты. Получилось не совсем то, чего я ожидал.

Во-первых, меня с самого начала немного покоробила надпись 'При поддержке министерства культуры' в самом начале фильма. Ну то есть, неужели государство выделит деньги на фильм с таким достаточно свободолюбивым и нетрадиционным содержанием (Краткое напоминание о завязке сюжета - Мальчик с Чукотки влюбляется в вебкам модель, и для того, чтобы быть с ней он отправляется в Америку)?

Скепсис оставил меня, когда я увидел первые кадры. В этой рецензии я буду критиковать достаточно много аспектов фильма, но к чему у меня вопросов не будет - так это к операторской работе и операторским решениям. Смотреть этот фильм очень приятно! Глаза не нарадуются, когда ты смотришь на эти достаточно серые, но очень живописные пейзажи Чукотки. За это авторам фильма жирнющий плюс. Также порадовала музыкальная составляющая, которая добавляет атмосферности происходящему.

А вот ко всему остальному есть достаточно много вопросов. Основной недостаток главного фильма - это главный герой. Очень много от того, понравится тебе фильм или нет зависит от того, можешь ли ты ассоциировать себя с главным персонажем. И в данном фильме с этим есть большие проблемы. Парень, которому на вид лет 16-17, действует как 10-летний ребёнок. То есть, смотря фильм, у вас возникает такой когнитивный диссонанс, что вы не можете полностью погрузиться в картину, так как вы видите все те нелогичные действия персонажа, которые спокойно можно было бы избежать, если бы главный герой хоть чуть-чуть задумывался над своими действиями. Возможно, подобным инфантилизмом режиссер хотел показать 'чуткую натуру' главного героя и тд, но в фильме это выглядит максимально топорно и негармонично.

Сам сюжет - он немного затянут, что особенно плохо, учитывая, что фильм идёт всего полтора часа - то есть сюжет фильма раскрывается минут за 30, а всё остальное время - это просто длиннющая экспозиция, которая пытается создать драму главного героя. Но как я и говорил ранее, ты не проникаешься главным героем, и поэтому почти вся экспозиция просто-напросто смазывается.

Актёрская игра. Здесь, я так думаю, всё будет максимально субъективно. Мне не показалась выдающейся игра главного героя, его лучшего друга и его дедушки. Они выглядят гармонично, но не более того. Огромное уважение у меня вызвала игра Кристины Асмус, потому что почти при полном отсутствии реплик, в моменты, когда главный герой 'разговаривает' с героиней Асмус, она своим поведением как будто правда разговаривает и заигрывает с ним, и плюс ко всему это органично выглядит и в контексте того, что она находится сейчас в веб-чате. Игра Асмус - это очень круто. Также хотелось бы выделить роль Арье Вортхальтера, который сыграл американского пограничника. Его появление очень сильно оживило картину, и то время, которое он был на экране я правда получал какое-то внутреннее удовлетворение от происходящего.

Конец картины. Фуууф, ну тут пожалуй очень красиво ляжет название заголовка моей рецензии. Если без спойлеров к Китобою, то просто представьте, если бы в Титанике, к умирающим Джеку и Розе в конце фильма подлетел бы дракон и увёз бы их в далёкое и счастливое будущее. Звучит как бред? Режиссёру фильма Китобой так не кажется.

Подводя итог, я хочу сказать, что фильм сам по себе неплох. Я не ушёл из зала кинотеатра с мыслями 'Что вообще за чушь я только что посмотрел?'. Просто обидно, что такой многообещащий проект оказался немного недожатым, из-за чего и конечное впечатление очень смазано.

5 из 10

За отличную завязку, достаточно неплохой, хоть и очень затянувшийся сюжет до последний десятиминутки и прекрасную операторскую работу

16 октября 2020 | 16:05
  • тип рецензии:

Сажусь писать данную рецензию сразу после просмотра, и издав глубокий вздох билингва, вырвавшегося на свое горе из глуши. Так! Присаживайтесь поудобнее, мои маленькие любители свободы. Что удивительно, на протяжении всего фильма не покидало стойкое ощущение, что по традиции нам под красивой, поэтичной оберткой с пейзажами Чукотки, пытаются продать очередную лакрицу 'где родился, там и пригодился'. Но не будем о грустном, об этом ниже.

Ведь если бы не какая-то невероятная по своей агита- ой, простите, нелогичности концовка, все бы могло быть гораздо лучше, но так деньги, увы, не делаются. Скажу сразу, что в кинематографическом плане фильм хороший. Прекрасный саундтрек, оператор постарался, Чукотка тоже, диалоги далеко не глупые, да и много аллегорий на современную культуру, дескать, посмотрите, какая огромная пропасть между бытом Лёшки и юной вебкамщицы. При другом посыле Китобой мог занять место на пустующей полочке любимых постсоветских фильмов наряду с 'Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына', который мне навсегда запал в душу. Но что раздражает, так это гиперболизированность обоих образов.

Далеко не все американки даже в эпоху OnlyFans занимаются софткорпорно, и далеко не все русские парни добродушные работяги, хотя лично я знакома с одним таким простым любителем дам Лёшкой, передаю привет. Случай смешной, ситуация печальная. Поскольку, у меня самой есть пара друзей в штатах, и они открыто говорят что Америке кердык, а Детройт реально дыра. Не буду углубляться, но кто знает, хотя бы, что такое район Скид Роу в Лос Анджелесе вашем любимом, тот поймет. При желании можете глянуть документалочку 'Seattle Is Dying' если знание языка позволяет.

'Её не существует, на нее миллионы людей дрючат' - эту цитату можно применить почти ко всему, о чем мы когда-либо мечтали.

Своих проблем, к сожалению, везде хватает, поэтому важно рассчитывать свои силы, и действовать локально, пока можешь.

Если идти в Америкадетройт на веслах, не зная языка, не имея валюты, связей и будучи невостребованным на рынке труда, можно на пути к мечте стать, пардон, бомжом. Такова реальность, материк слезам не верит, я это разжевывала многим товарищам, некоторые вследствие передумали, и иной раз ванильные, на первый взгляд, приключения по свету, при паре просчётов заканчиваются кровью. Все зависит от человека, и его стремлений, я, сколько себя помню, хоть и имела возможность, никогда не хотела уезжать из славянского мира. Что уж там, даже из родного города нехотя выбралась, и так же нехотя живу вдалеке от Азии. С годами сидения на одном месте, всяко порастаешь мхом, и хочется приоткрыть железный занавес. Но когда чуть вырастаешь, начинаешь понимать, что в идеале, условия жизни должны быть такими, чтобы там, где твой дом, тебя ценили, слышали и уважали как личность, а не видели только как рабочую и покупательскую силу. Тогда и новый дом искать не придется.

Авторы лучше бы на эти 50 млн благоустройством занялись, ей богу.

5 из 10

Спасибо за внимание!

29 ноября 2020 | 02:38
  • тип рецензии:

«Kitoboy» – меланхоличный фильм-путешествие от режиссёра и сценариста Филиппа Юрьева, дебютанта в полнометражном кино. Спродюсировал картину Алексей Учитель, увидевший в молодом авторе большой талант и рвение творить ещё во времена приёмной комиссии во ВГИК много лет назад. Теперь уже не только Учитель может убедиться в наличии таланта у Юрьева, поскольку «Kitoboy» от самого первого до последнего кадра – талантливое, пронзительное и необычайно атмосферное кино. Сначала этот факт подтвердил 77-й Венецианский кинофестиваль, наградивший Юрьева режиссёрской премией в секции «Дни Венеции», а затем закрепил успех 31-й отечественный Кинотавр, вручивший режиссёру приз, как лучшему режиссёру всего смотра.

На уровне эмоций картина и вовсе оставляет после себя любопытное послевкусие, похожее на впечатления от фундаментальной «Айки» Сергея Дворцевого. Ощущение, больше напоминающее «придавленную бетонной плитой грудь». Сюжет удивительным образом рифмуется с прошлогодней трагикомедией Григория Добрыгина «Sheena667», которую отечественный зритель так и не смог увидеть на большом экране из-за пандемии. А любовный интерес в лице виртуальной Кристины Асмус сам по себе заставляет проводить параллели с нашумевшим в российском прокате «Текстом» Клима Шипенко. И, вероятно, подобные сходства появились у ленты Юрьева неспроста. Все эти фильмы в той или иной степени представляют из себя глас народа, поэтому и их идейная близость – это больше течение времени, нежели совпадения.

История концентрируется на несовершеннолетнем мальчике, прожившем всю жизнь в маленьком посёлке на Чукотке. Зовут юного протагониста Лёшка (Владимир Онохов), он ничего, кроме своих родных краёв, в жизни и не видел. Несмотря на свой столь малый возраст, главный герой старается жить самостоятельно: днём он охотится на китов, развозит добытое мясо по домам местных жителей, а по вечерам ухаживает за своим дедушкой, активно готовящимся к смерти. Однако всё меняется в один день, ставшим роковым для Лёшки: в его родном посёлке появляется интернет, а вместе с ним и все его «прелести». Благодаря мировой сети мальчик влюбляется в молчаливую вебкам-модель из порно-чата (героиня Кристины Асмус), проживающую в Детройте.

Поскольку разделяют двух персонажей не только Чукотское море, но и осведомлённость в том, как устроен современный цифровой мир, Лёшка с полной уверенностью думает, что девушка из интернета не только видит его, но и отвечает ему без слов. И если изначальное увлечение мальчика порно-моделью из интернета веселит, то, как только он начинает учить ради неё английский язык, а после и вовсе сбегает из дома и бросается в плаванье на поиски Америки – фильм Филиппа Юрьева начинает играть совершенно по-другому. В отличии от всё того же Григория Добрыгина, который увёл сюжет «Шины» в социально-комедийную сторону, «Kitoboy» уходит в поэзию чистой воды.

Жанр фильма «Kitoboy» сложно выразить на русском языке – это Slice of Life, в народе имеющий разные варианты адаптации. Наиболее близкая к ленте Юрьева вариация – «ломтик жизни», осколок. Поэтому с точки зрения драматургии в фильме не стоит искать какой-то метафорический подтекст. Финал же в этой жизнеутверждающей истории и вовсе способен оставить в полном недоумении некоторых зрителей. Всё дело в том, что Slice of Life как жанр устроен немного не так, как остальные кинематографические жанры. Здесь важна не столько идея или же посыл, или же мораль, или же авторская мысль, сколько путь героя. «Kitoboy» – это абстрактная дорога домой, важнейшим элементом которой является сам путь, его прохождение, трансформирующее центрального персонажа из исходного состояния в конечное.

Важно показывать, а не рассказывать. И только из-за того, как с помощью визуальных и аудиальных средств «Kitoboy» справляется со своими основными требованиями, можно называть фильм Филиппа Юрьева великим. Великим за титанический труд съёмочной группы, потом и кровью добивавшейся тех самых кадров в суровых условиях реальной Чукотки на суше и на море, композиционно местами напоминающих культовые кадры Акиры Куросавы (но это может быть лишь простым совпадением), за режиссёрскую выдержку и отвагу, рифмующуюся с достижениями «Территории любви» Никиты Михалкова (у обоих режиссёров почти все люди в кадре – реальные жители тех мест, о которых кино и снималось). Сам же Юрьев тратит львиную долю экранного времени ленты на демонстрацию быта чукотских охотников, стариков и молодежи, пытающихся развлекать себя на фоне живописных видов Чукотки.

Помогает режиссёру в этом деле именно Лёшка, а конкретнее молодой актёр Владимир Онохов, дебютант, заслуженно забравший с собой домой актёрский приз с 31-го Кинотавра. Здесь, как и в «Курьере» Карена Шахназарова, главный герой служит не только эмоциональным стержнем истории, но и является связующим звеном между миром фильма и зрителем. Именно глазами смотрящего на всё вокруг через призму юношеского максимализма мальчика зрители и погружаются в чукотский быт. Вместе с ним аудитория испытает весь кайф от долгих поездок на мотоцикле под красивую музыку по местным красотам, от охоты на китов, моржей и прогулок по необъятной территории Чукотки. Осознанно это было сделано или же нет, но Филиппу Юрьеву удалось создать кинематографические параллели даже с Хидео Кодзимой и его магнум опусом «Death Stranding» (сцена с мёртвыми рыбами, снятая сверху вниз).

Да и играет Владимир Онохов настолько искренне, отдавая всего себя персонажу, что и оторваться от истории маленького китобоя зрителю вряд ли удастся. А героиня Кристины Асмус, несмотря на свой весьма вульгарный образ, работает ровным счётом так, как и нужно, не вызывая отвращения. Сама Асмус называет свою героиню «мечтой» для Лёшки. И в отличии от Клима Шипенко, Филипп Юрьев не показывает ничего лишнего, хоть и мог. Для самого Лёшки, да и самой истории ленты, важна не столько интимная часть в «отношениях» двух персонажей, а сколько проблематика первой любви. Если персонажа Александра Петрова Асмус особо заинтересовала после найденного секс-видео в телефоне героя Ивана Янковского, то Лёшке приглянулись «особые» места вебкам-модели в самый последний момент, из-за чего и воспринимается протагонист совсем иначе.

«Я желаю вам не приятного просмотра, а желаю приятного путешествия» – сказал Филипп Юрьев перед показом фильма на 31-м Кинотавре. И «Kitoboy» – это оно и есть, одно большое, красивое, запоминающееся и оставляющее приятное послевкусие путешествие, представляющее из себя линию жизни от юношеского максимализма к мужской мудрости и целомудрию. Это по-своему уникальный путь одинокого «самурая», пытающегося найти духовную дорогу домой, на которого хоть и давит фестивальное соотношение сторон кадра 4 на 3, но оно же идеально подходящее для одновременно столь камерного фильма и столь величественного в собственной кинематографии.

9 из 10

08 октября 2020 | 00:32
  • тип рецензии:

Многослойное кино. События развиваются на фоне приятных туристическому глазу пейзажей: горы, океан, простор. Дух захватывает от пустых дорог, освещенных лишь тусклым предвечерним солнцем.

На поверхности повествование о влечении парня, случившегося в разгар полового созревания, к виртуальной работнице векам-индустрии.

Наивное, глупое, но искреннее влечение, которое удивительным образом сочетается с совсем недетской китобойной работой.

Так, в перерывах между «общением» в эротическом чате с той самой жительницей Детройта, парень успевает заботливо снабжать односельчан китовым мясом.

При этом расстояние, которое отделяет чукотского пользователя чата от Америки, оценивается всего-то в 86 км.

86 км.- это не просто расстояние между элегическим селом Лорино и Аляской. Это огромная пропасть между мировосприятием оседлого чукчи и менталитетом мобильного янки.

Сделав попытку погрузиться в культурно-духовный мир чукч узнается, что представители этого необычного народа верят в наличие 5 жизней, а после смерти попадают в мир предков. Одним из условий является смерть «от руки врага или друга». Друг, таким образом, оказывает помощь.

Отталкиваясь от данного поверья, сюжет фильма начинает восприниматься иначе.

Мистические символы из костей и китовые ребра, сложенные почти как портал, на многое намекают.

А тем временем, старик, оставленный Алешкой в отчем доме, все никак не может дождаться своей очереди. Поэтому Бог смерти в очередной раз говорит ему:

«Не сегодня».

17 августа 2021 | 06:00
  • тип рецензии:

Это документальное кино о жизни на Чукотке, в которое вплетена история про подростка, влюбившегося в вебкам-модель из штатов.

Я видел постер, слышал о наградах фильма в Венеции и на Кинотавре, но совсем упустил синопсис о любовной линии с Кристиной Асмус. Сцена с ней открывает картину. Удивительно, как только ее уговорили на эту роль?

Через экран американской модели мы попадаем на окраину родного материка. Киношная история главного героя рассказывается вперемешку с документальным описанием быта чукотских жителей. Круто, что в фильм позвали сниматься местных жителей. Главные герои — непрофессиональные актеры. Они, конечно, доставили трудностей съемкам, но результат оправдал усилия команды. Полное погружение в жизнь русского севера с его холодом, тундрой и отчужденностью.

Видя на экране простую жизнь коренного населения Чукотки, становится больно за такой богатый край «нищей России». Людям стабильно отключают свет каждый день, и скрасить ужин при свечах может только пятилитровая банка красной икры — единственное их богатство. И старики свыклись со своим положением и живут размеренно, промышляя рыбной ловлей. Им не особо хочется что-то менять. А молодежь не понимает, как жить. Она не в каменном веке, есть же интернет. Молодые ребята видят, какой может быть жизнь за пределами севера. Но для них она где-то там, далеко. Это радужное завтра, где все хорошо и волшебно. Для героя фильма таким элизиумом становится Америка. Сладостные мечты оборачиваются крахом. И герой проникается любовью к родине, к месту, где он вырос.

Здесь хочется добавить слова Варламова о том, что виноделы из Аргентины жаловались ему на слишком идеальные условия на виноградниках, мол, «лоза не страдает, и вино получается не таким интересным, как в Старом свете». Он написал, что хочется возвращаться и в Читу, и Воркуту, и в Мурманск. Любить через боль и искать красоту в уродстве. Страдать, как лоза. Своим постом Варламов вторит мыслям Достоевского о том, что русскому человеку надобно пострадать.

Душа болит. Как часто вы слышите от знакомых, что «здесь ничего не добиться», «из рашки надо валить»? Я думаю, что свое светлое завтра надо делать здесь и сегодня. Вместе. Мы достойны лучшего.

Я и до фильма хотел побывать на самом краю нашей необъятной империи, но теперь еще больше хочется доехать до Анадыря. Чувствовать на себе порывы северного ветра и слышать бушующее море, рыбачить и охотиться с местными, слушать истории при свечах и понимать, что все твои столичные проблемы ни о чем в сравнении с их заботами...

09 декабря 2020 | 21:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: