Рим, 1976 год. 10-летний Валерио становится свидетелем покушения на своего отца Альфонсо террористов. После чего страх и уязвимость начинают сказываться на чувствах всей семьи. Вскоре Валерио встречает Кристиано, парня немного старше себя. Одинокий бунтарь тот появляется и исчезает словно ниоткуда.
Ретродрама о дружбе двух мальчиков, во второй половине больше сосредоточенную на взаимоотношениях отца и сына. Это довольно личный фильм для режиссёра Клаудио Ноче так как основан на реальных событиях: попытке убийства в 1976 году заместителя комиссара полиции Альфонсо Ноче, отца Клаудио. Правда, в реальности режиссёру было всего полтора года.
Честно сказать, мне не понравилось. Как-то скучновато всё, обрывисто. Видно что для режиссёра это очень личное и он пытался охватить разные темы, но в результате создаётся ощущение некоей мозаичности, которое никак не складывается в общую картину. Пожалуй, только актёры тащат картину. Роль отца героя в исполнении Пьерфранческо Фавино, наверное, лучшая в картине. Дети неплохо играют.
Мы не были бы собой, если бы не переживания детства
Я вообще очень люблю жанр coming-of-age, ведь сегодняшние мы - это клубок из детских переживаний, уроков юности и опыта молодости. Именно поэтому пропустить работу Клаудио Ноче было определенно нельзя.
Фильм изобилует изображением главного героя - мальчика Валерио и его внезапно появившегося друга Кристиана. На протяжении всего фильма зритель не понимает, что связывает между собой этих двух непохожих мальчиков, и почему последний - мальчишка, заявивший, что мама у него - актриса, а папа - пилот - неотступно следует за белокурым красивым мальчиком из благополучной семьи. И когда секрет раскрывается, все в голове переворачивается с ног на голову.
Здесь есть кадры итальянской природы - фильм снимался в Риме и в регионе Калабрия, расположенном на юго-западе Италии. И места там дивные.
Ты как будто вместе с героями участвуешь в обеде на свежем воздухе во дворе дачного дома, мчишь по полям на велосипеде и... одновременно вспоминаешь свои детские шалости. И на фоне всего этого - перманентный страх, потому что фильм снят о 'свинцовых 70-х' в Италии - времени террора.
Но так или иначе, все проходит и из всего мы выносим свои уроки, как и герои этого фильма итальянского режиссера, который и положил в основу своей работы детские переживания.
В 70-х годах Италия считалась едва ли не самым беспокойным местом в мире. Постоянные террористические атаки неофашистов и ультралевых приводили к расколу в обществе и сеяли страх в головах у обычных граждан. Позже их прозвали “свинцовыми семидесятыми”, и именно эту часть времени мы застаем в удивительно красивом фильме режиссера Клаудио Ноче. Сама история биографичная и рассказывает о событиях 1976 года, произошедших в семье режиссера. В это время на его отца, заместителя комиссара полиции, было совершено покушение одной из таких террористических групп. “Наш отец”, это фильм-исповедь с потрясающими видами залитого солнцем Рима и Калабрии. Камера берет крупным планом “отца” Пьерфранческо Фавино, замедляет действие, и ты с округленными от переживаний глазами начинаешь отчетливо понимать любовь режиссера к своему отцу.
Пока взрослые решают глобальные проблемы, десятилетний Валерио, чьими глазами мы наблюдаем происходящее действие, знакомится с Кристианом - взявшимся из ниоткуда подростком. Он появляется в его разрушающемся от жестокой реальности детском мире, становясь отдушиной и спасением. У Валерио еще никогда не было такого друга как Кристиан - храброго и раскрывающего для него мир полнотой красок. Станет ли эта дружба подобной его любви к отцу, на которого он так хочет быть похожим? Откровение, к которому десятилетний мальчик приходит в финале, оглушает и заставляет проводить параллели.
Каким именно надо быть отцом, чтобы заслужить такую любовь? Фавино не делает каких-то сверхъестественных вещей, он смотрит на сына и чувствует его глазами и сбившимся дыханием. Никакие слова и поступки не смогут заменить эти моменты, пойманные взглядом чувственных переживаний сына и отца. Они не говорят о случившимся вслух, им достаточно лишь повернуть голову чтобы понять. “Наш отец” - как наглядное пособие про отношения в кругу семьи, отягощенную взаимным страхом перед нависшей угрозой.
Валерио вслед за матерью рванул из дома на уличную стрельбу и остался за воротами, сквозь прутья решётки рассматривая лицо разметавшегося на асфальте человека, в агонии делающего свой последний вздох, сжавший ужасом тело мальчика, поражённого покушением на его отца, через некоторое время благополучно покинувшего больницу, убеждённый женой в том, что сын не видел кровавой перестрелки, пока его испуг не вылез наружу.
К тому времени Валерио успел познакомиться с немытым бродяжкой по имени Кристиан, мистически исчезающим и появляющимся в нужный момент, оставаясь при этом вполне осязаемым подростком с именем Спасителя, устраивающим обоим весёлые приключения, прежде чем охваченный паникой отец, срываясь, увозит семью подальше, в провинцию, чтобы отсидеться у родни, и там преследуемый страхом расплаты за убийство.
Италия второй половины 70-х - власть мафии, террор, похищения и убийства, однако, пренебрегая криминальным эффектом, Клаудио Ноче уводит нас в круг большой калабрийской семьи, посматривая по сторонам настороженным взглядом Валерио, замечающего подозрительное движение во дворе, мужчин с оружием, настороженно выглядывая из окна, и забываясь только на прогулках с Кристианом, также внезапно заявившимся к нему в деревню, определённо давая понять, что ключевым персонажем является именно он, а не отец с наблюдательным сыном, в чём убеждает работа Франческо Геги (Кристиан), глубоко вникающего сюжет, чтобы занять место рядом с Пьерфранческо Фавино, ожидающим возмездия отцом Валерио, вместе доносящие размытую провинциальным покоем мысль о мудрости нового поколения, когда молодые скрепляют кровью вечную дружбу, а взрослых разделяет кровная месть.