Зарисовки из жизни украинской глубинки
Украинское кино понемногу пробуждается. Так говорит Филипп Ильенко, глава Держкино. Чиновника не уличишь во лжи – 1-2 украинские премьеры в месяц подтверждают его слова (не будем принимать в расчет низкосортное «мыло», которое пачками штампуют ТВ-каналы).
Кино Украины – это такой себе подросток лет пятнадцати от роду. Он еще не выбрал дорогу по жизни, и в поисках себя бросается из крайности в крайность, стремится попробовать максимальное количество доступных активностей. Но из-за недостатка денег и отсутствия жизненного опыта он вынужден находить радость в простых истинах, которые Голливуд с Европой усвоили еще несколько десятилетий назад.
Украинское кино ищет своего зрителя. Оно ищет свой жанр и нащупывает свободную нишу. Артхаусный «Уровень черного», трагикомичный «Изи», подростковый «Инфоголик» – по своему наполнению фильмы абсолютно разные, снятые для своей, легко определяемой аудитории.
А вот для кого и зачем Аркадий Непиталюк написал и снял ленту «Припутни», мне уже третьего дня после просмотра непонятно.
Припутни – это село в Черниговской области с населением около сотни человек. В гости к своей бабке (Нина Набока) туда держит путь ее дочь Людка (Алена Узлюк) и внучка Света (Юлия Врублевская). По пути их подбирает таксист Юра (Дмитрий Хомяк), накануне расставшийся со своей девушкой. Вместе и по отдельности им предстоит пережить в Припутнях немало драматических приключений.
С одной стороны, автор демонстрирует зрителю обстоятельства, знакомые широкому кругу. Конфликт поколений, «залетная» беременность, неполная семья, отказ любимой девушки, город против деревни. Вечные украинские темы.
В то же время, создатель ударяется в чрезмерный натурализм и слишком глубоко ныряет в бытовуху. Бесконечный мат и ругань между ближайшими родственниками рисуют персонажей, которым не хочется сопереживать, сколь бы симпатичные поступки они периодически не совершали. Фильм наполнен изрядным количеством персонажей без должного уровня раскрытия. Им всем нельзя отказать в отсутствии влияния на сюжет, но вместе с тем, причины их поступков за гранью рационального объяснения.
Комедийное наполнение «Припутней» напоминает чернушные балабановские «Жмурки». Украина – это не только мажорный Киев, туристический Львов и расслабленная Одесса. На ее просторах тысячи таких деревень, где люди каждый вечер сидят в телевизоре, разговаривают матом и женятся по залету. Но даже для меня, уроженца периферии, нецензурный суржик в исполнении золотозубых теток из категории смешного давно перекочевал в разряд отталкивающего. Или зрителя должен рассмешить таксист, слушающий Бетховена вместо Бутырки?
«Припутни» это режиссерский дебют Аркадия Непиталюка, а к «первакам» не принято относиться строго. Тогда сделаем хорошую мину при плохой игре и толерантно заявим, что в творчестве режиссера есть место для улучшения. Социальная драма в нашей стране жанр востребованный.
Дебют же заслуживает
5 из 10