К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Лето» - лучший на сегодняшний день фильм Кирилла Серебренникова, снятый по воспоминаниям вдовы Майка Науменко Натальи. Как и другие работы Серебренникова фильм распадается на множество смысловых и художественных элементов, имеющих различные аспекты интерпретации в зависимости от особенностей самого интерпретатора. «Лето» это и трогательная история о Ленинграде начала 80-х, о зарождении питерского рок-клуба и о поисках себя, когда тебе всего 19 лет и перед тобой открывается весь мир. Это и музыкальная фантазия о незабываемом настроении молодости, полное мелодий, которыми живут и дышат герои фильма: от знаменитых «Алюминиевых огурцов», «Дряни», «Восьмиклассницы» и «Бездельника» до «Psycho Killer» Talking Heads, «The Passenger» Игги Попа и «Perfect day» Лу Рида. Это и пронзительный кино-этюд о дружбе, любви, об искренних, честных, добрых, благородных отношениях между людьми, которые так редки в современную эпоху.

Но прежде всего «Лето» это фильм о свободе, поэтому его главные символы это окна и двери, которые постоянно открывают музыканты и закрывают функционеры. О возможности достижения состояния внутренней свободы и гармонии в несвободной стране, по иронии судьбы снятый режиссером, лишенным этой свободы прямо на съемках фильма. «Лето» кино о том, что в любое время, в любом обществе есть люди, которые в силу юности и таланта абсолютно бесстрашны и бескомпромиссны и не подчиняются никаким внешним авторитетам. Ведь летом как раз и возникает то непередаваемое ощущение бескрайней свободы, когда можно просто выпить пива на закатном побережье Финского залива, побегать голышом вокруг костра и послушать музыку, которую завораживающе поют твои друзья. Ощущение жизни «по душе», жизни «бездельников», для которых нет никаких внешних ограничений и запретов. Причем «бездельники» Науменко и Цой показательно не сражаются в фильме с системой, как не сражались с ней «бездельники» Бродский и Довлатов в недавнем «Довлатове» Германа мл. Для них этой системы просто не существует и такая отстраненность, инаковость их бытия разрушает ее намного эффективнее и быстрее, чем любые открытые и организованные протесты.

В «Лето» Серебренников специально рассказывает про события, которые происходили до записи альбома «45» – первого альбома группы «Кино», задолго до первой славы Цоя и Науменко, появления отечественного щоу-бизнеса и коммерческой музыки. Ведь для режиссера главные герои его фильма не просто формирующиеся музыканты, не просто фанаты прогрессивного и авангардного западного рока, но и яркие представители поколения начала перемен, взрослеющего в год смерти «дорогого Леонида Ильича». Поколения, которое росло в эпоху без смартфонов и социальных сетей, получало информацию не из Интернета, а из книг и могло очень просто жить без денег в убогих коммунальных квартирах, радуясь самым простым и элементарным вещам. Возможно последнего поколения чистого, незамутненного и не зомбированнного сознания.

Изумительно тонко передав образ жизни этого поколения стандартными кинематографическими средствами, его образ мира Серебренников отобразил оригинальными вставками, показывающими внутреннее настроение своих героев, ту музыку, которая звучала в их голове. Стилистика этих вставок, взятая из «Бесконечной поэзии» Алехандро Ходоровски, позволила не только показать зрителям, как из десятков образов, символов, звуков в голове музыкантов рождались их знаменитые песни, но и перейти от некоего условного байопика с элементами рок-оперы к коллективному психоделическому трипу, прочно связавшему все события на экране в единый смысловой концепт.

Примечательно, что и Серебренникову в «Лето» и Герману мл. в «Довлатове», независимо друг от друга, удалось удивительно точно показать, что в душную эпоху брежневского застоя с руководящей и направляющей ролью КПСС, функционерами, которые грозят «всех пересажать» и комитетом глубокого бурения, изымающим невинные любительские фильмы, многие молодые люди были намного более свободными, искренними, творчески, нравственно и духовно развитыми, чем их потомки, родившиеся и живущие уже в другой стране. Именно для последних, в противовес героям своего фильма, Серебренников специально ввел персонаж «Скептика», как некоего усредненного человека из сегодняшнего времени, который не понимая ту эпоху и ее героев, ломает четвертую стену и критикует все с позиции современности.

Кроме великолепной режиссуры Серебренникова и прекрасного саундтрека в «Лето» невозможно не отметить профессиональную операторскую работу Влада Опельянца. Для полного погружения в атмосферу начала 80-х он сделал «Лето» черно-белым, а некоторые эпизоды вообще снял на пленку старыми камерами с оптикой прошлого века. Эта причудливая визуализация словно подчеркивает ностальгию по ушедшей эпохе черно-белой фотографии. Ряд мизансцен специально снималось длинными кадрами и они выглядят элементами документалистики внутри художественного кино, придающих фильму еще большую эмоциональность и достоверность. Вместо душных павильонов фильм снимался в реальных питерских квартирах, никак не изменившихся за почти сорок лет с их причудливой неевклидовой геометрией. И хотя снимать «Лето» в маленькой квартире было намного труднее, чем в павильоне Серебренников специально пошел на этот шаг, чтобы актеры смогли более органично и естественно передать ощущение единения героев в маленьких комнатушках коммунальных квартир, лишающих людей своего личного пространства.

С первых кадров «Лето», конечно бросается в глаза, что Билык и Тео Ю не похожи внешне на своих прототипов, но потом на это перестаешь обращать внимание, потому что актерам действительно удалось аутентично передать всю сложность, хрупкость и многоплановость внутреннего мира Науменко и Цоя. Рома Зверь сумел уловить и воплотить на экране загадочную меланхоличность, ранимую интеллигентность и удивительную рефлексивность Майка, а Тео Ю, озвученный Денисом Клявером, очень естественно и органично передал не только энергетику, но и главное качество Цоя – его отстраненность, некую инопланетность, так отличавших его от многих других ярких и самобытных музыкантов той эпохи.

В целом, несмотря на всю глубину, смысловую многослойность и политическую иносказательность, «Лето» получилось очень легкой, светлой, волшебной и чистой одой настоящей Свободе. Свободе личности, отношений, творчества и самой жизни. И хотя оттягиваемый всеми силами финал фильма, обрывается, неожиданно, на полуслове, как когда-то трагически оборвалась жизнь Цоя и Науменко, оставляя зрителей наедине с черным экраном, вглядываясь в завораживающую совершенность и законченность этого образа, твое сознание наполняется одновременно невесомым ощущением полноты бытия, присущее героям той давно ушедшей эпохи, делающим тебя таким же живым и свободным, как и вечно живой Виктор Цой.

09 июня 2018 | 15:13
  • тип рецензии:

Фильм не о Цое, не о Майке, не о взаимоотношениях, и не о 80-х. Он о роке. О русском роке. О его зарождении и развитии в условиях цензуры. Об изменении мышления в головах молодежи умирающего государства. Роман Билык отлично сыграл Майка, передал весь драматизм его жизни. Тео Ю в роли Цоя справился, но не достаточно он харизматичен для этой роли. Горчилин в роли Панка именно тот самый классический панк-рокер 80-ых, на которого ориентируется все панк-направление даже в современном мире. Самую большую лепту в дух фильма внес, конечно же, Скептик. Офигенный персонаж, которого не было.

Музыкальное оформление достойно отдельной оценки. Каверы записаны настолько качественно, что в чем-то превосходят даже оригинальные песни. Сам вокал очень приближен к оригиналу. Даже Рома Зверь, несмотря на свою уже устоявшуюся технику пения, смог почти полностью изобразить Майка Науменко.

Послевкусие после просмотра фильма исключительно летнее, с запахом вечерней прохлады после знойного дня.

10 из 10

01 марта 2019 | 12:06
  • тип рецензии:

Это кино не о Цое, Науменках, и не о временах. Это кино о их настроении.

О понимании рока русскими рокерами.

О том как они его видели, как чувствовали.

Недостоверность, для художественного кино не преступление. Особенно когда авторы пытаются показать, не фильм о реальных персонажах, а реальных персонажей в нем как действующих. Как я написал выше, это кино о настроении.

На мой взгляд, всё выглядит очень красиво. Снято качественно, современно. Актеры молодцы. Вкратце говоря каждый кто принимал участие в создании этой ленты справился на ура.

Отмечу, что попытка добавить англоязычные песни весьма удачна, интересна неожиданна и оправданна. Вообще фильм смотрится не скучно, выглядит живо и динамично.

Единственное, фильм мне напомнил чем-то настроение панка, и манеру фильма 'Как разговаривать с девушками на вечеринках' 2017 года. Хорошо, это или плохо, намеренно, или нет - не знаю. Одно скажу, что в целом кино - 'Лето' мне понравилось, и имеет место быть.

8 из 10

13 декабря 2018 | 15:42
  • тип рецензии:

Про то, что Серебренников снимает фильм про Цоя, я услышал давно и с любопытством ждал, когда же он выйдет. Мне виделись умиротворяющие сцены летнего Ленинграда, где юные Гарин и Гиперболоиды бренчат на гитарах и поют свои новоромантические песни с альбома «45». То есть, на киносеанс я пришел в полной уверенности, что сейчас увижу байопик. Примерно как из книжки Рыбина. Хотя и слышал краем ухо, что там есть какие-то неточности...

Первые десять-пятнадцать минут вызывали у меня полное недоумение, а потом все начало становиться на свои места...

Так вот, ребятушки. Это фильм не про Цоя, не про Майка и не про Наташу. Это вообще не биографическое кино. Это акт лютого постмодерна!

Фильм изначально позиционировался, как кино про Цоя. Имеющий глаза да узрит: Цой в этом сюжете носит сугубо вспомогательную функцию. Да и не Цой вовсе, а персонаж, олицетворяющий образ Виктора Робертовича. К Цою все это не имеет вообще никакого отношения. Сейчас пока что будет трудно понять, но на его месте мог бы быть хоть тот же мальчик Бананан, и это никак бы не повлияло на смысловую нагрузку сюжета. Авторам Цой, видимо, нужен был для промоушена: толи чтобы денег дали, толи чтобы зритель пришел. Просто Майка реально помнят меньше. Хотя самого Майка в фильме тоже не было, но об это чуть позже.

Почему это не Цой и почему это не фильм про Цоя? Возмем хотя бы заглавие фильма, отсылающего к песне про лето: «В городе плюс 25. Лето...» Да вот только не эта песня была в фильме. Там была Майковская песня про «Лето. Я изжарен как котлета». То есть, главная песня не от Цоя, а от Майка. Что в ряде многих других указаний дает нам понять, что не Цой там главный, а Майк.

Значимая деталь, которая назойливо бросалось мне в глаза во время просмотра - это жесткое, жесточайшее нарушение, простите, исторической достоверности. Первые несколько минут я полагал, что это по недосмотру. Потом начал наивно предполагать, что по раздолбайству. Все то, что по фильму приписано Майку, в действительности делали преимущественно аквариумовцы при горячем участии Боба. И на сцену в рок-клубе на первом концерте с барабаном он выскочил. Да и сам дебютный концерт в рок-клубе был не до начала записи альбома, а случился в процессе... Короче, анахронизмы, неточности и фактологические подлоги перечислять нет никакого смысла, поскольку их по всему фильму такое неисчислимое количество, что любой думающий человек рано или поздно приходит к выводу – это все, что угодно, но точно не реализм.

Историческая действительность была взята, разрезана на лоскутки, и переклеена заново в угодной для сюжета форме. Причем многое из упоминаемого было подредактированно, а многое просто придумано. И когда видишь такое до беспредела легкое отношение к фактам, понимаешь, что вся цоевская биография, относящаяся к тому периоду, - лишь фактура, необходима авторам чтобы заполнить ткань повествования. (Авторам, поскольку Серебренников не один придумывал этот фильм. Там еще и сценаристы были.)

В общем, Цой – материал. Материал постмодернистского произведения. Причем не самый главный. Главные там те, кого на экране зовут Майк и Наташа.

Но и это не Майк и Наташа. Это образы из песен Науменко – Звезда рок-н-ролла и Сладкая N. И вся эта история – постмодерновая игра авторов вокруг майковских персонажей. И тут-то и вступают в свою доказательную силу утверждения многих комментаторов, что-де Майк на экране не такой, какой был в жизни. Естественно. Это не Майк. Это его лирический герой. И это не жена Майка Наташа. Это Сладкая N, которая провела с кем-то ночь. И тут сразу как-то вспоминаешь, что из песни не следует, что она там действительно проводила ее как-то бурно. Просто была ревность лирического героя и готовность ее простить («Так ли это важно с кем и где ты провела эту ночь, моя сладкая N?»)

Зачем в фильме Рома Зверь? Да кому еще играть Звезду рок-н-ролла, как не человеку, который себя в иной ипостаси уже и не помнит поди. Но ему нужно отдать должное. Я первые минут пять еще помнил, то это Рома Зверь, но потом действительно забыл и опомнился только на титрах. Чуть не испортила впечатление его жеманная манер петь. Но это оказалось легко простить. С ролью Звезды рок-н-ролла он справился, да.

Зачем убили скептика? Скептик в фильме функционально выполняет роль автора. Только этим можно объяснить данное ему право делать комментарии напрямую зрителю. И вот нам показали смерть автора, как бы намекая зрителю, что дальше дело в том, как он сам будет понимать и интерпретировать все демонстрируемое с экрана.

Ну и главное. Почему фильм называется «Лето». «По заглавной песне», - кричали мне те простые ребята, которым я задавал это вопрос. Конечно, Серебренников – это же второй Бекмамбетов: что показываю, так и называю. Ага.

Ключ к пониманию названия заложен во фразе героини Лии-нашей-безмерно-любимой Ахеджаковой. Утром после квартирника, расставляя мебель, она проходит мимо телевизора, где бубнят шаблонные советские новости, и саркастические бросает: «Прошла весна, настало лето. Спасибо партии за это».

Начало восьмидесятых – это был период значимых политических свобод для культурного населения. Рок музыка разрешена. Случаются фестивали, типа «Весенних ритмов». Открыт рок-клуб. Проходят рок-концерты. Ощутимый период послаблений. А вот предыдущий период послаблений назвали оттепелью. То есть, при Хрущеве была как бы весна (поскольку оттепель), а вот теперь при Брежневе - лето. В общем-то, об этом и название.

Мне не понятна позиция многих уважаемых мужей, что плюются от этого произведения, которое, безо всякого пафоса я готов назвать шедевром. Почему Борис Борисович так неприязненно встретил этот фильм? Борис Борисович, который сам постмодернист до мозга костей. Одна только строчка «Я перевел все песни Цоя с урду на латынь» лишает его права требовать от людей реализма в искусстве.

В какой-то момент я просто представил себе старых таких большевиков, которые, прочитав «Чепаева и Пустоту» Пелевина, сидят и рассуждают: «Да нет, там все не так было в полку у Василь Иваныча». Так вот. Фильм «Лето» имеет ровно такое же отношение к действительности, как Пелевенский «Чапаев» к биографии прославленного пролетарского полководца. Это просто постмодернистская игра.

И тут же вдогонку тем, кто возмущается, что Серебренников замахнулся на святое. Надругался-де над дорогими сердцу образами. Так естественно. Это же постмодерн. И это деконструкция.

04 июля 2018 | 13:51
  • тип рецензии:

Сразу оговорюсь, что Цоя я как такового не слушала, просто знаю пару песен, которые являются знаковыми для него, и – вкратце – про его гибель.

Самоцелью просмотр «Лета» стал после того, как я узнала об участии в нём Ромы Билыка (группа Звери). Ещё подростком ловила драйв от его Районов-кварталов и Танцуй, да и сейчас, в более осознанном возрасте, вижу актуальность в его музыке. Далее было интервью, в котором Роман раскрылся как невероятно глубокий и цельный человек, сейчас погрузившийся в киносферу с головой. Там и было решено: Лето – смотреть.

И с первых кадров понимаешь, что что-то не то. Это не проходной фильм.

Конечно, это чёрно-белая гамма. Приём не доставляет дискомфорта, но помогает создать ту атмосферу времени, окутанную дымом, музыкой в коммунальных квартирах. Атмосферу жизни тех людей, запретов, бунта, львиных копн сожжённых химзавивкой волос, купания голышом и непростых обстоятельств.

Про сюжет наверняка сказали прошлые рецензенты, но.. Здесь нет повествования от точки А до точки Б, эта картина – вырванный момент из течения жизни. Условно история двигается вдоль временной линии, но в реальности – это десятикратный зум к той невидимой нити, которая связала троих героев. По факту мне не хочется назвать сюжет банальной историей. Это образ становления легенды, при этом мной не было замечено глубокого раскрытия Виктора как человека. Обрывочно мы отметим, как он появился на горизонтах, сопротивлялся форматированию его музыки и следовал своей идее. Это – канва, но не ближний горизонт. Куда больше проявились крупные, размашистые мазки автора о тонких сплетениях взглядов, увлечений и быта героев.

Однозначно вызовет недоумение приём с музыкальными вставками, которые позже оказываются авторской трактовкой известных хитов. Графика, нарочитая упрощённость, антураж создают интересное сочетание, которое вовлекает и заставляет внимательнее смотреть на происходящее. Хитросплетение дополненной реальности, грубого общества и интересной музыки цепляет. На третьей вставке ловишь себя на мысли, что подпеваешь.

Да и вся музыкальная сторона фильма хороша. Она к месту, она настраивает, направляет, вызывает те эмоции, которые порой не лежат на поверхности ситуации. Конечно – это Цой, его товарищи по сцене, это хиты того периода заграничных исполнителей. Здесь перемешиваются ощущения безграничной свободы, оторванности от шума и душные тесные рамки маленьких общих квартир, густая дымовая завеса подъездов и холодное пиво, запасённое в холодильнике.

В происходящее погружаешься. Очень органичны в своем сочетании звуковая подборка, простая игра героев, авторские приёмы дорисовки реальности и переложения музыки на «слабые, народные» голоса. Задумка целостна и свежа.

Но к мысли о том, что фильм хорош, приходишь в конце картины (банально, но работает). Какая-то простая фраза, проскользнувший бытовой момент сшибает тебя наповал, накрывая эмоциями и чувствами, от которых ты всё понимаешь. Этот катарсис соединяет воедино все мелочи, происходившие ранее. Он пронизывает до макушки и накрывает волной светло-серой грусти, после которой, однако, становится легче. Ведь это жизнь: со всеми её несовершенствами, странностями, безвыходными ситуациями. Это отношения, простые как три копейки, но абсолютно непонятные и непокорные разуму. Но жизнь тем и интересна, что никогда нельзя быть уверенным в том, что ждёт за поворотом.

Есть мнение, что фильм стоит оценивать по целостному впечатлению после. Вызвал ли поток мыслей, заставил ли сравнивать и анализировать, оставил ли послевкусие? «Лето» - да по трём пунктам. Это не самый сюжетно филигранный фильм в мире, наверняка в актёрской игре также были упущения. Но в нём читается авторский стиль, старание, цельный замысел. И однозначно, картина приоткрыла обычную жизнь человека 80-х для тех, кто безвозвратно опередил это время.

Моя оценка фильму основана на послевкусии, выраженной стилистике, музыке и звуковом сопровождении, духе свободы, Роме Билыке и простых человеческих эмоциях, которые он взъерошил.

Смотреть бы посоветовала. Спасибо.

23 апреля 2019 | 23:11
  • тип рецензии:

К фильму изначально относился скептически. Подготовили меня к этому всевозможные критики и культовые музыканты из того времени. Ну не то чтобы я прям их словам внимал, но увидев персонажа Цоя, как-то закралось сомнение в целесообразности данного действа. 'Еще один цойсплотейшн с наклоном в ностальгический романтизм фильма 'стиляги'. Как же сильно я ошибался.

С самых первых кадров фильм мощно бьет по совку: концерт, в котором зрители сидят словно на галере в кандалах, слегка подергивая ногой, в противном случае за малейшее проявление любви к музыке тебя тут же успокоит дружинник, знающий как правильно себя вести себя на концерте. Не от этого ли вездесущее совковое пьянство как единственная возможность сублимации.

От совка берет дрожь, которая будет преследовать весь фильм и от которой хочется убежать и никогда не возвращаться. Отсюда, наверное, нелюбовь многих россиян к фильму, не прививающему ностальгические чувства к 'безмятежному' ( 'Олег!! Афган или не Афган?') времени СССР.

Затем второй хук. Панк (прототип Свина) с разбитым носом весь в крови, бежит по вагонам электрички от очередной добровольной мусарни. И это под кавер версию Talking Heads. Которая в отличие от иронично-безмятежного оригинала, наполнена яростью и агрессией. Перепевка песен здесь вообще на особом уровне. Зачастую непрофессиональные и уличные голоса наполняют фильм тем самым настоящим роком, как музыкой улиц ('Я люблю только любительские группы!' из песни самого Майка Науменко).

Теперь вот О Майке. Он - главный лирический герой. Интеллигентный, чувствительный, навечно влюбленный в музыку, перешагивающий во имя музыки через свою личную драму. Сначала не хотелось верить в эту историю, но позже я увидел эти заметки Натальи (Сладкой N) о том времени. И оказалось, да, я читал это в 13 лет и не понимал, что 'Я хочу поцеловать Витю' для кого-то это могло быть болью.

В фильме все воспроизведено очень скурпулезно и точно, хотя, режиссерские губы шепчут, что это только фантазия. Пусть каждый думает как есть. А вот сцена, где Цой продает иллюстрации в ДК клуба филателистов. Я именно в такие, с такими же полами и перилами, ходил в свои 10 лет обменивать и покупать марки.

Цой в фильме, словно тень, преследует героя. Этим ли объясняется его вечная любовь к черному? Цою нужен и кто-то кто может о нем заботиться. Сначала эти функции выполнял Рыбин, постоянно таскавший Цоя за собой, потом он это видит в семье Науменко. И затем, его подбирает неутомимая и деятельная Марьяна. Кстати, вот это же и причина почему Цой не отделял своего имени от группы КИНО. Ему просто трудно быть одиночкой.

Актер играющий Цоя, погашается от экспрессии исходящей от персонажа Майка. Надо сказать что Роман 'Звери' очень органичен в образе. Как оказалось, талантливый актер внешне напомнивший Джонни Деппа времен Страха и Ненависти и в тоже время драматически приблизившийся к Гамлету, отлично к тому же, спродюссировавший саундтрек к фильму.

Теперь о Майке и Цое. В конце, когда показывают даты жизни смерти обоих, как бы тем самым подводят итог конфликта, в восприятии мира. Майк на 7 лет старше. Он человек блюза, по крупицам собравший едва доступные слезы классического рок-н-ролла, полная противоположность наступающему по всем фронтам холодному и сдержанному нью-вейву, олицетворением которого станет Виктор Цой. То есть фильм еще оказался о передаче эстафеты от одного героя к другому. И это все все все (этих все столько много) возвышает его среди банальнейших байпиков, словно корова траву пережевывающих биографию: родился выпил, выпил, спел, нюхнул, подрался, умер.

27 июня 2018 | 15:19
  • тип рецензии:

Спустя два месяца после выхода, я посмотрел фильм Кирилла Серебрянникова 'Лето'. Фильм, вопреки всеобщему мнению, не о Викторе Цое.

О чем? Или о ком?

'Лето' Серебрянникова это не время года, отнюдь. Это эпоха, настроение, грань, субатомная частица целого организма, частью которого является, в том числе, и Виктор Цой. И даже больше.

Стараниями актеров, съемочной команды и, конечно же, режиссера частью этого организма становится и зритель. Всякий, кто хоть как-то ассоциирует себя с тем временем и музыкой.

Нет, я не видел их живыми. Меня нельзя назвать современником. В рамках вселенной я родился на сотую долю секунды позже их последних аккордов и стаканов портвейна. Но я безгранично ощущаю эту энергию. До последнего боялся смотреть этот фильм. Боялся, потому что понимал что в конечном итоге это вИдение режиссера, которое не обязательно должно отражать реальность. Но как оказалось - это главное достоинство этого фильма.

Абсолютно не важно, похожи ли актеры на реальных прототипов. Не важны даты, слова и чертовы октавы. Важна атмосфера, в которую ты погружаешься с первых минут этого не всегда внятного черно-белого повествования. Если бы меня попросили выделить одного главного персонажа, а точнее актера, то это точно был бы не Виктор Цой и играющий его Тео Ю. К последнему, кстати, в начале были придирки в плане 'похож или нет'. Но, как я уже объяснил, это не стало критичным в итоге.

Тогда кто?

При всей моей огромной любви к Цою и группе Кино, к их творчеству... Для меня центром вселенной этого фильма стал Майк Науменко. Все.

Это персонаж (читай: человек), мотивация которого действительно раскрыта, пусть и не прямым текстом. Характер которого задает основной темп развитию событий. Я скептически относился к выбору Ромы Зверя на роль Майка. Но как приятно признать, что я ошибался. Сценический музыкальный опыт, как мне кажется, позволили подать Науменко именно так, как задумывал режиссер. Пусть и со сносками типа голоса и манеры 'зверя'. И почему-то думается, что Серебрянников не зря затеял всю эту игру света и музыкальную вакханалию в виде многочисленных песен рок-сцены 80-х. Не зря каждый раз возвращает он нас к этому молодому 'старичку' в очках, прячущему свои глаза. Мечтателю, затейнику и сторожу. Да, сторожу. А как иначе? Потому что тяжела и не казиста жизнь народного артиста. Хотя, пардон. Народным он не был. Он был своим. Вот прям в доску. По крайней мере, так преподносит нам кинематограф. Настолько своим, что мог легко уйти 'по-английски'. Настолько своим, что до безобразия открытым. Нервами наружу. И в какой-то момент говорящим:

'Лень - моя лучшая черта. Она позволила мне не совершить множества глупых поступков' (с). Кажется, именно в этом моменте я понял все акценты фильма.

Вообще это кино... Или 'Кино'. Можно разобрать на цитаты. На множество. Можно бесконечно долго пытаться уличить его в недостоверности и преуспеть. А можно просто отключиться и наслаждаться.

Я бы мог еще много написать. Особенно про Цоя, про его песни и его настроение в этом фильме. Мог бы побороться за право называться его последователем. Но… Фильм закончился. Эпоха и запал прошли. Остались только воспоминания о дворовых посиделках с бутылкой пенного и я, наедине с самим собой, чувствующим себя начальником камчатки. Но это только для тех, кто в теме. Для своих.

А еще лето, которое не в календаре, а в душе. Только лето, к сожалению, уже давно холодное...

08 августа 2018 | 10:25
  • тип рецензии:

Прежде чем высказать свое обывательское мнение, напомню, что лента получила премию за лучший саундтрек в Каннах. И это - успех, учитывая, что кино о музыке и музыкантах. Звуковое сопровождение здесь действительно на высоком уровне, а некоторые эпизоды (довольно продолжительные) являются полноценными видеоклипами.

В центре сюжета взаимоотношения Майка Науменко и его супруги Наташи, которая «с ребенком на руках» решила погулять с талантливым и романтичным Витей Цоем. История эта выглядит наивной и подростковой, что весьма точно отражает то время, а именно период становление советского рока, который умер в пубертате с закатом СССР, со смертями Цоя (1990 г.) и Науменко (1991 г.). Уравнивать тот рок с нашим современным я бы н е рискнул, скорее второй вышел из первого и растворился в поп-музыке. Посему мне непонятны попытки поиска реалистичности тех событий; режиссер представляет эпоху – режиссер о ней рассказывает. И рассказал он довольно качественно и зрелищно, а главное – интересно.

Если смотреть глубже, можно отметить, что эта любовная история (скорее дружеская) является своего рода макетом становления и развития русского рока. Майк олицетворяет западный рок со своим лирическим и таким далеким героем, а Цой, пришёл, прислушался к западным мотивам, пропел под них свои стихи и стал нашим всем в новой свободной стране перемен, которая идёт своим путём, правда тогда ещё неясно куда.

Из недостатков я бы отметил стремление сделать интеллектуальный (читай театральный) продукт, впрочем этим страдают все картины Серебренникова. На мой взгляд, не следует так жёстко подчинять камеру своим театральным амбициям. Хотя...

Вот оно какое наше 'Лето'.

8 из 10

07 мая 2019 | 15:44
  • тип рецензии:

Стоит отметить сразу что фильм далеко не про музыканта Виктора Цоя.

Вся рекламная кампания фильма была построена на двух фамилиях: Серебренников и Цой.

Это и была главной ошибкой, которая допустила столько разочарованных фанатов, которые шли только ради того, чтобы увидеть еще один байопик про своего кумира.

Фильм же, сам по себе, поведает нам про зарождение культуры рок-н-ролла в Ленинграде. Главным героем здесь выступает Майк Науменко, у которого уже есть сформировавшаяся группа со своей базой фанатов, для которых они играют в местном рок-клубе.

С самого начала нам показывают выступление в вышеупомянутом рок-клубе и то, как фанатам запрещают приносить плакаты, дабы поддержать своих любимцев. Именно эта сцена сразу заставляет зрителя настроиться на проблему цензуры в тогдашнее время (начало 80-х годов). Если прибавить к этому, что все матерные слова в фильме зацензурены (правило выпуска фильма в прокат), то это только подливает масло в огонь проблемы отсутствия свободы слова.

По сюжету, чтобы Виктору разрешили спеть свои песни в рок-клубе, он должен был получить согласие заведующей этим заведением, а она, в свою очередь, тщательно разбирает по полочкам каждую строчку музыканта и критикует, потому что: 'Не это нужно молодёжи'.

Если о впечатлениях, автору определенно удалось передать атмосферу 80-х годов. Все декорации выдержаны, все костюмы продуманы, стоит отметить что немалую роль здесь играет съемка в ч\б и сами диалоги персонажей. Они слушают американскую музыку, переводят песни, обсуждают их тексты и хотят перевести это на свой лад.

Фильм будет интересен для людей, которые хотят увидеть музыку в художественном кино, именно увидеть, а не услышать.

Для фанатов группы Кино небольшой совет: абстрагируйтесь от наличия Виктора в фильме, потому что этот фильм про рок в целом, а не про его песни.

30 июля 2018 | 14:10
  • тип рецензии:

Я посмотрел «Лето» Кирилла Серебренникова и понял, почему эта лента – готовое пособие для творческих людей в наше время.

Давайте сразу начнем с официального текста прокатчика, потому что это самое… самое простое, что можно сказать о кино, однако фабулу текст в принципе обрисовать способен.

Фильм рассказывает о самом начале творческого пути Виктора Цоя (в исполнении немецкого актера корейского происхождения Тео Ю) и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко (Роман Билык, солист группы «Звери»), его женой Натальей (невероятная Ирина Старшенбаум) и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года. Это история о Ленинграде 80-х, о любви, поисках и больших надеждах — о настроении, которое останется с нами навсегда.

Теперь о том, о чем на самом деле это удивительное и странное кино. Самое нелепое, что можно было сделать с фильмом «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова – это отправить его в Канны. Везти во Францию картину, контекст которой не будет понятен примерно ни одному из членов жюри – это безрассудно смело. Однако – и это поразительно –там, кажется, поняли язык музыки и эмоций, использованный в этой картине; что это, как не талант режиссера и всей команды?

На втором месте по нелепости было решение присудить фильму неофициальный приз журналистов за лучшую музыку в кино – Cannes Soundtrack. То есть песни, звучащие в фильме, написали Майк Науменко, Виктор Цой, Игги Поп, Лу Рид, Blondie, Talking Heads…а приз за лучший саундтрек получает Рома Зверь. Есть во всем этом что-то сюрреалистичное. Впрочем, первым пунктом можно пренебречь, если предположить, что каннские отборщики выбрали фильм в том числе и потому, чтобы попытаться помочь Кириллу Семёновичу, с августа 2017 года находящемуся под домашним арестом; фильм завершали уже без режиссера.

Далее я бы смелым жестом отмёл все, даже самые малейшие претензии к сценарию. Несмотря на то, что люблю показанную эпоху и ее музыку самой трепетной любовью. Кажется, куча людей, включая БГ, высказали свое «фи», заявив, что всё было не так, как показано в фильме, но я решительно спорю со всеми подобными мнениями. Не потому, что они не правы. И даже не потому, что они правы. А потому, что совершенно неважно – в контексте фильма «Лето» — как на самом деле развивались отношения Майка, его жены и Цоя. «Лето» — не байопик.

В кинематографическом смысле «Лето» — наследник вышедшего в феврале нынешнего года «Довлатова», фильм-близнец, фильм-продолжение рассказа об эпохе, которая близилась к своей смерти. И если 70-е «Довлатова» — это раннее диагностирование болезни общества, то 1981 год, показанный в «Лете» — уже глубокая стадия заболевания. Но на самом деле «Лето» — фильм не про время, не про Цоя, не про Науменко и не про вымышленные или реальные любовные треугольники. «Лето» — фильм-спектакль вне времени (кстати, с использованием анимации), фильм просто про жизнь, совершенно вне политики и сарказма, который мог бы сопутствовать политической составляющей этой ленты. Но на этом внимание создателей картины совершенно не акцентируется. И этому фильму про жизнь, и этой задумке о фильме-сне удивительно точно подошла работа оператора Владислава Опельянца. Клиповость не только не портит, а становится еще одним украшением кино.

Есть в фильме и идеальный выбор песни, под которую идут финальные титры. Конечно же, «Кончится лето» Цоя. Ты понимаешь, что двухчасовое «Лето» Кирилла Серебренникова кончилось. Но не только оно. Кончилось какое-то твое личное лето, кончилась та странная эпоха, глубоко вторичная, конечно же, как понимаешь сегодня, ведь тот же Науменко почти все свои песни «слизал» ровно у тех западных исполнителей, что звучат в фильме. И даже титры кончаются тем, что обозначают смерть эпохи: Цой умер в 1990-м, Майк – в 1991-м, а затем умер Советский Союз, одновременно певцами и похоронным оркестром которого они оба и стали.

Да, в фильме есть еще один странный персонаж, Скептик, основная роль которого – говорить, что этого всего, всего, что мы видим на экране, не было. И тем не менее. Одновременно с тем, что это фильм-сон, это еще и фильм про сегодняшний день. Да-да, про сегодняшнюю страну.

В фильме очень четко показано, что ни Цой, ни Майк не сражаются с системой, со строем, еще с чем-то подобным. Они просто делают свое дело, будто бы вне ее, не замечая ада вокруг. Боюсь, что единственный способ оставаться сегодня человеком думающим, творческим и генерирующим новые смыслы – это стараться поступать так же.

Приятного просмотра.

08 июня 2018 | 20:01
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: