Статьи

И увидел он, что это хорошо: Любимые фильмы священнослужителей

Лукас, Рязанов, Триер — и ни одного Скорсезе!
И увидел он, что это хорошо: Любимые фильмы священнослужителей
«Последнего искушения Христа»

30 лет назад, 12 августа 1988 года, состоялась премьера «Последнего искушения Христа» — фильма, в котором Мартин Скорсезе впервые прямо заявил о себе как о религиозном авторе. Можно сказать, что долгий путь режиссера к «Молчанию» начался именно тогда. Опыт это был противоречивым, многие верующие сочли картину скорее еретической.

Мы решили узнать у священнослужителей, что они думают о фильме сегодня. К нашему удивлению, никто из респондентов не видел «Последнее искушение» (некоторые смотрели «Молчание» и нашли его неудачным). Зато наши собеседники рассказали о своих действительно любимых фильмах — и светской, и религиозной тематики. Впрочем, разделить светское и религиозное в кино оказалось не так-то просто.

Священник Олег Батов, Москва:

— Задача рассказать о светских и религиозных фильмах сложная. Как отделить светское от религиозного? Вот «Солярис» Тарковского — это светское или религиозное? Будем считать, что светское, но на самом деле фильмы, в которых нет явной религиозной тематики, могут быть религиозны по своей сути. Сложно и выбрать всего по одному фильму. Но я попробую.

«Дневник сельского священника»

«Дневник сельского священника»

Если выбирать один фильм религиозной тематики, то «Дневник сельского священника». Классика, Робер Брессон, любимый фильм Андрея Тарковского. Этот фильм был снят, для того чтобы показать суть служения священника и суть веры. Насколько я знаю, и Брессон, и исполнитель главной роли Клод Лейдю, совсем неизвестный актер, очень глубоко изучали жизнь монастырей. Лейдю, готовясь к съемкам, даже жил в монастыре. В фильме много сцен, в которых играют не актеры, а просто жители деревни, что создает особую атмосферу подлинности.

Главный герой, молодой священник, совсем не является рыцарем веры без страха и упрека. Его жизнь и смерть явным образом ничего не меняют в жизни деревни, куда он был отправлен после семинарии на служение. Люди не стали жить иначе, они живут так же, как и до него. При этом он настоящий праведник, тихий, незаметный. В этом и суть этой незаметной праведности.

«Форрест Гамп»

«Форрест Гамп»

Если выбирать из светских, то это «Сталкер». Вообще все фильмы Тарковского говорят об очень важной христианской теме — о силе слабых. О ней же говорит и гораздо более известный, кассовый голливудский фильм «Форрест Гамп», который я тоже люблю.

Инокиня Евгения (Сеньчукова), Якутск:

— Я расскажу про свои любимые пять фильмов.

Начнем с конца. «Служебный роман» Рязанова. Люблю этот фильм за то, что он психологически очень достоверный. Совершенно не школьно-назидательный, но просто очень полезный и достоверный.

Остальные мои любимые фильмы имеют абсолютно очевидную религиозную подоплеку. «Меланхолия» Триера — это очень интересное прочтение Апокалипсиса, которое мне близко и нравится. Возможно, Триер и не вкладывал это, но для человека, который знает Писание, это очевидно. Главные героини — это такие Марфа и Мария. Клэр заботится о земном в очень хорошем смысле. А Джастин , наоборот, ничего не боится.

«Меланхолия»

«Меланхолия»

Дальше «Иисус Христос — Суперзвезда». Да, конечно, рок-опера — это то, на чем многие из нас выросли, и я очень ее люблю. Но фильм я тоже люблю. Мне кажется, в нем многое показано более подробно, чем в опере. Я часто пересматриваю его на Страстной неделе, ведь все действие фильма о последних днях земной жизни Христа. У меня была интересная история в школе, связанная с этой картиной. Мы проходили по литературе «Мастера и Маргариту», и моя подруга (совершенная атеистка, кстати!) стала спорить с учительницей и другими ребятами. Говорила о том, что Иешуа — это вообще не Христос, это совсем другой человек. Мы решили посмотреть «Иисус Христос — Суперзвезда» в классе. Все были поражены.

Дальше — «Завет» Кустурицы. Молодого человека дед отправляет в город купить икону, продать корову и найти невесту. И все это, конечно же, в формате карнавала, как всегда у Кустурицы. У него очень веселый всегда карнавал, за что я Кустурицу и люблю. Для меня это фильм пасхального настроения, после просмотра которого всегда вспоминаются слова Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? Где твоя победа?» Очень важно, что Кустурица показал, что зло абсолютно победимо.

«Завет»

«Завет»

И, наконец, мой любимый фильм — «Апокалипсис» Мэла Гибсона. Это история про майя. Гибсон показывает мир без завета, и он... Он не страшный, просто он беспомощный совершенно, все люди подчинены природе. И вот приходят европейцы. Мы прекрасно знаем, что на самом деле после прихода европейцев начиналось для коренных жителей: ад, война, много крови. Но меня поразила мысль: одного конкретного человека этот европеец спасает. Тот может не принять завет, но вне зависимости этого он все равно спасен. Это очень важный момент в христианстве.

Священник Андрей Кузнецов, Самара:

— Мне сложно определить, что такое светский фильм, что такое фильм на религиозную тему. Я бы сказал, что оба моих любимых фильма по своей сути религиозны, и идея у них одна. С другой стороны, оба этих фильма светские, в них нет чего-то узко религиозного.

Первый — «Заплати другому». Идея этого фильма в том, что человек, который получил помощь, поможет трем другим. Главный герой фильма — подросток из классической кризисной семьи. Мама — алкоголичка, отец периодически маму бьет. Пытаясь помочь маме, он и придумывает эту концепцию. Помоги человеку, но попроси не благодарить себя, а помочь другим. Такая вот цепочка помощи, поддержки и добра. Фильм о том, как делать добро и умножать его в мире, помогая многим. Это очень важная мысль в христианстве — помощь другому. Насколько мне известно, после выхода этого фильма эту идею периодически воплощают в жизнь и в реальном мире. Очень здорово.

«Заплати другому»

«Заплати другому»

Второй фильм — «Хижина». Он скорее более духовный, но, я думаю, если его показать православным или католикам и представить его как фильм на духовную тему, могут быть разные возмущения. По большому счету фильм о том, как человек встретился с Богом в лесной хижине.

В детстве главный герой отравил своего отца, который избивал его мать и его самого. Отравил незаметно, никаких подозрений ни у кого не возникло. Уже будучи взрослым, он теряет дочь. Ее похищают. И тут ему приходит письмо: «Встретимся на месте, где нашли платье твоей дочери в лесной хижине». Он туда отправляется, ожидая увидеть там тех, кто похитил ребенка, но встречается с Троицей. Там интересная получается Троица. Полная темнокожая женщина в виде Бога Отца, араб в виде Христа и китаянка в виде Духа Святого. Это ни в коем случае не кощунство, не стеб. Это просто те образы, в которых главный герой мог бы представить Бога. Например, в детстве темнокожая женщина ему помогла, вот он и представляет себе Бога так.

«Хижина»

«Хижина»

Какое-то время он проводит в этой хижине и общается с Богом. Ему предстоит пройти путь прощения — простить себя, своего отца и убийц дочери. Очень серьезный, глубокий фильм.

Священник Федор Людоговский, Москва:

«Звездный путь». Этот сериал мне очень интересен тем, какой мир показывают авторы.

Есть такая штука — спиральная динамика. Это модель развития человека и человечества с точки зрения не биологии, а социологии и психологии. Там много разных этапов развития. Оранжевый уровень начинается с Нового времени. Прогресс, рациональное осмысление мира. Дальше идет зеленый уровень, который проявил себя по существу только с 60-х годов прошлого века. Это плюрализм, экологические движения, защита меньшинств. Но есть еще желтый уровень, который принципиально отличается от всего вышеперечисленного. На нем человек способен не только посмотреть на проблемы с разных точек зрения, но и способен понять правоту всех или почти всех этих точек зрения. В «Звездном пути» показан как раз желтый уровень. Сериал вышел в начале 1960-х годов, а эта мысль там есть. Это Первая директива о невмешательстве. Иногда хочется навести порядок на другой планете, научить их всех жизни, но не надо. У каждого своя правда, все эти планеты должны развиваться по своему пути. Мне очень интересен этот фильм именно тем, что эта идея в сериале еще тогда, 50 лет назад, была ключевой. К сожалению, мы, конечно, в основной массе своей находимся на зеленом уровне «нетерпимости к нетерпимости». Очень хочется уже двигаться дальше.

«Звездный путь»

«Звездный путь»

Не могу не рассказать и о совсем классике — «Звездных войнах». Не об оригинальной трилогии, а о приквелах про детство и юность Энакина. У меня в последнее время сын подсел на «Звездные войны», вот и пересматривали вместе. И смотрел я на это и думал: так это же классика из духовных книжек! Вот у тебя есть крепкая привязанность, вопреки всем твоим обетам, страх потерять, сделка с самим дьяволом, потом ты дорогое теряешь — и дальше все, пустота и тьма.

А фильмов на религиозные темы я как-то немного смотрел. Вот из того, что видел, вспоминается очень симпатичный белорусский сериал «Притчи». Там в каждой серии рассказывается притча в современных реалиях. Главное, что все это с юмором, без скучного морализаторства.

Священник Дионисий Костомаров, Орел:

— Если открыть любой популярный сайт рейтингов кино, будь это IMDB или КиноПоиск, мы увидим, что вершины рейтингов занимают вещи глубокие и не пустые. Мне кажется, это может говорить о том, что восприятие человека не лишено какого-то божественного вдохновения. Любой из топ-100 фильмов обязательно отвечает на вечные вопросы человека. Это не противоречит Евангелию нисколько. Господь нам тоже говорит не о каких-то вещах сугубо метафизических. Господь говорит нам об очень простых, бытовых вещах, которые он возвышает до божественного. Мне кажется, противопоставление христианского или не очень христианского кино ложным. В великих произведениях всегда есть религиозное, даже если создатель не причисляет себя к какой-то религии. Дело в том, что человеческое религиозно, Бог приходит к живому человеку, Бог верит в человека.

Очень люблю два фильма — «Отстреливая собак» и «Девятый день». На мой взгляд, это фильмы о воле человека. Об одном из тех самых вечных вопросов, которые стоят перед нами всегда.

«Отстреливая собак»

«Отстреливая собак»

Еще «Скафандр и бабочка». В этом фильме не поднимается религиозная тема вообще, но при этом в чем-то он даже более глубокий, чем первые два. В нем не происходит никаких чудес, и это, наверное, является самым главным чудом.

Читайте также
Видео и фото Как снимает Мартин Скорсезе Какие приемы использовал Скорсезе в своем дебютном фильме «Кто стучится в дверь ко мне?» и как они отразились на его лучших лентах — в видео КиноПоиска.
Статьи Как это смотреть: Фильмы Тарковского, самого медленного режиссера СССР По случаю начала кинофестиваля имени Тарковского пробуем досмотреть «Ностальгию», не заснуть на «Сталкере» и понять «Зеркало».
Статьи «Не работать камерой, как веником»: Отрывки из книги «Брессон о Брессоне» Событие года для всех, кто интересуется искусством кино: на русском языке вышла книга интервью величайшего французского режиссера Робера Брессона.
Комментарии (94)

Новый комментарий...

  • Федор Людоговский — наш мужик!

    ответить

  • 46

    Мистер Лисс 12 августа 2018, 01:21 пожаловаться

    #

    Сама идея такой статьи вызвала у меня смутные опасения, но по прочтению могу сказать, что материал вышел отличным, с интересным взглядом на кино. Жаль только, что маловато…

    ответить

  • 36

    Миша-35 12 августа 2018, 01:32 пожаловаться

    #

    Приятно удивлен. Ожидал большего консерватизма от священнослужителей в этом плане. А так получилась весьма познавательная статья, с интересными точками зрения и аргументами, например, относительно картины «Иисус Христос — Суперзвезда».
    Взял на заметку из статьи ряд картин, которых не то что не смотрел — о некоторых даже не слышал.
    Не соглашусь только насчет «Молчания». Отличное и, к сожалению, не оцененное по заслугам кино от Скорсезе.

    ответить

  • 1

    ChannaNev 12 августа 2018, 08:59 пожаловаться

    #

    подозреваю, что консервативных просто не стали включать, чтобы показать нам, что священнослужители такие вот прогрессивные все из себя.

    ответить

  • 3

    fire_moon 12 августа 2018, 12:45 пожаловаться

    #

    Консерваторов хватает, но почему вы считаете что священнослужители не могут быть прогрессивными? Какие то странные у всех предрассудки на этот счет. Андрей Ткачев вообще посоветовал посмотреть «Полное затмение», если помните, о связи Верлена и Рэмбо. Ничего в этом удивительного искать не приходится.

    ответить

  • 8

    TheoHammer 12 августа 2018, 15:07 пожаловаться

    #

    Уточню, что Ткачёв посоветовал посмотреть «Полное затмение» с поправкой на то, что «это фильм о противоестественных отношениях людей, одновременно сошедших с ума, один — в качестве активного разрушителя жизни, а другой — в качестве пассивно-поддавшегося».
    Судите сами, насколько прогрессивен такой взгляд.

    ответить

  • 2

    ChannaNev 12 августа 2018, 15:17 пожаловаться

    #

    Он имел в виду, что активный разрушитель жизни, это тот кто выступал активом, а пассивно-поддавшийся — пассивом?)

    ответить

  • 1

    TheoHammer 12 августа 2018, 15:31 пожаловаться

    #

    Да

    ответить

  • 1

    ChannaNev 13 августа 2018, 01:31 пожаловаться

    #

    Жесть какая. Я-то шутя сказала, а он, видимо, всерьез

    ответить

  • fire_moon 12 августа 2018, 16:10 пожаловаться

    #

    Не вижу ничего «непрогрессивного» в таком взгляде на фильм. Это его позиция, он имеет на нее право. Или вы станете утверждать что Холланд предполагала совсем другой контекст их взаимоотношений? Ну, это также всего лишь ваше мнение.

    ответить

  • 1

    TheoHammer 12 августа 2018, 16:29 пожаловаться

    #

    Дело даже не во взгляде на сам фильм, а в том, что если человек советует посмотреть фильм, в котором, согласно его мнению, показывают, что гомосексуальность — разврат, то это не делает этого человека прогрессивным. То есть Ткачёв по сути говорит, посмотрите этот фильм, чтобы увидеть какие эти геи извращенцы.
    Если поднятие темы автоматически делает человека прогрессивным, то таким образом можно и некоторых ведущих с государственных каналов назвать прогрессивными.

    ответить

  • 4

    fire_moon 12 августа 2018, 16:54 пожаловаться

    #

    Частично с вами согласна. Но все же люди разные. Я посмотрела «Полное затмение» и не увидела ничего предосудительного, как предполагалось, но это же поэты, большинство из них и без склонности к гомоотношениям разрушали свои жизни на корню)) Поднятие любой темы даже в негативном тоне заставит людей говорить о теме. И тогда баланс мнений может варьироваться.

    ответить

  • 6

    TheoHammer 12 августа 2018, 17:34 пожаловаться

    #

    В контексте нашего разговора, важно ведь не то, что увидели в фильме Вы или я, а то, что сказал священнослужитель. У него есть своё мнение, это его право, но такое мнение, если можно так выразиться, крайне консервативно, разве нет?

    ответить

  • 5

    fire_moon 12 августа 2018, 18:10 пожаловаться

    #

    Да. Но даже в прогрессивных католических странах католики считают гомосексуализм неестественными отношениями, а что уж говорить об ортодоксальном христианстве. Разница в том что очень редко кто будет рекомендовать Полное затмение, или Матч Пойнт. Верующие, обеих конфессий, не смотрят такое кино, они его избегают как огня

    ответить

  • TheoHammer 12 августа 2018, 19:34 пожаловаться

    #

    И тем не менее, на мой взгляд, то, что священнослужитель рекомендует такое кино, указывая на увиденный в нём посыл, мол смотрите, что делает с человеком гомосексуальность, едва ли делает его более прогрессивным, по сравнению с человеком, который вовсе сторонится такого кино.
    Но я уважаю ваше мнение, оно тоже имеет место быть)

    ответить

  • 4

    yarostov 12 августа 2018, 22:51 пожаловаться

    #

    То есть — кто считает, что гомосексуальность — извращение и разврат, тот автоматически становится непрогрессивным (спасибо за крайне мягкую формулировку). Хочешь быть «прогрессивным» — участвуй в гей-параде. А у вас тут не тоталитаризм, случайно? А, ребята?

    ответить

  • ChannaNev 13 августа 2018, 01:34 пожаловаться

    #

    кто вас гонит на гей-парад? И да, те, кто считают гомосексуальность извращением и развратом — непрогрессивные, с новым годом.

    ответить

  • 1

    redponick 13 августа 2018, 10:12 пожаловаться

    #

    М, ну чисто теоретически эту цитату можно трактовать без относительно гомосексуальности как таковой. Гетеросексуальные отношения ведь могут быть разрушительными и противоестественными в какой-то плоскости, а участники — немного поехавшими крышей, естественно, некоторые отдельно взятые из гомосексуальных романов — тоже могут протекать так. Не видя остального контекста можно предположить, что он именно о конкретной истории одного фильма так думает)

    ответить

  • 1

    Starrie 15 августа 2018, 12:00 пожаловаться

    #

    Проблема в том, что чтобы быть прогрессивным нужно не обладать религиозными оковами на разуме. То есть либо быть священнослужителем по профессии, но не убеждению, что вполне реально, либо относиться с пренебрежением или отрицанием к религиозным догмам, таким образом не являясь/переставая быть представителем той религии, представителем которой он вроде является.

    ответить

  • 4

    Edelweissphoenix 12 августа 2018, 12:47 пожаловаться

    #

    А консервативное кино — это какое?

    ответить

  • 1

    Далёк_от_истины 12 августа 2018, 08:54 пожаловаться

    #

    Тоже думал, что статья не понравится, но был не прав, каюсь)

    За переплетением светского и религиозного в кино следить, действительно, интересно

    ответить

  • 3

    ChannaNev 12 августа 2018, 09:00 пожаловаться

    #

    любопытно, что они сказали бы по поводу фильма «По соображениям совести»

    ответить

  • 2

    redponick 13 августа 2018, 10:13 пожаловаться

    #

    Ну он же не шибко спорный? Если «Заплати другому» зашло…

    ответить

  • 3

    Lando_Kannabissian 12 августа 2018, 09:21 пожаловаться

    #

    Это они «Мололого Папу» не видели

    ответить

  • 2

    RavenDante 12 августа 2018, 15:56 пожаловаться

    #

    Уверен что видели.

    ответить

  • 2

    tht 12 августа 2018, 09:30 пожаловаться

    #

    Список себе выписала — что посмотреть. Спасибо. Но ответы все же несколько удивили — мало упоминается фильмов, в которых добросовестно и интересно пересказываются сюжеты библейской тематики. Все-таки — духовные лица?

    ответить

  • 15

    fire_moon 12 августа 2018, 12:41 пожаловаться

    #

    Удивили потому что все считают что священнослужителей не интересует ничего кроме библейских сюжетов, но это не так.

    ответить

  • 7

    skanay 12 августа 2018, 10:09 пожаловаться

    #

    Хмм… интересно, а почему никто из священнослужителей не упомянул в списке своих любимых фильмов «Догму» Кевина Смита. А, ну да… Потому что.

    ответить

  • 3

    Edelweissphoenix 12 августа 2018, 12:40 пожаловаться

    #

    Может, потому что не смотрели?

    ответить

  • 6

    skanay 12 августа 2018, 12:43 пожаловаться

    #

    Ну, возможно конечно. Но, если честно, это был риторический вопрос

    ответить

  • 3

    ZELMIRA 12 августа 2018, 15:01 пожаловаться

    #

    хорошие, годные священнослужители. жаль, что в сми таких не популяризуют.

    ответить

  • 3

    filmploitation 12 августа 2018, 18:45 пожаловаться

    #

    Вот с такими лицами мне хочется дружить и обсуждать с ними о кино :)

    ответить

  • Ordinal Number 12 августа 2018, 20:09 пожаловаться

    #

    Читаю и не верю, в реальность этих респондентов, уж простите. Ряд фильмов тут определенно не мог бы понравится не то что священнослужителям, но и простым людям, знакомым с теологией.

    ответить

  • Eodezias 12 августа 2018, 23:25 пожаловаться

    #

    Франциск, менестрель Божий. Интересный фильм и в самый раз для религиозных людей.

    ответить

  • 2

    redponick 13 августа 2018, 10:20 пожаловаться

    #

    Как бы я не любила «Звёздный путь», трудно не заметить в нём, что та самая директива-то постоянно нарушается, чтобы нести демократию в массы по всей Вселенной) И как вы представляете себе систему, функционирующую в рамках «терпимости к нетерпимости» достаточно долго?

    ответить

  • yoooguurt 27 августа 2018, 11:01 пожаловаться

    #

    Свят вообще-то говорит лишь про утверждение мысли, а не про то, что ее все лица сериала соблюдают. Отвечу и на ваш вопрос, поскольку ответ мне кажется очевидным. Система будет функционировать ибо она угодна богу.
    И дела людей станут праведными, и их мысли. И будут мир и любовь между людьми. И не занесет руки брат над братом своим. И не обидит сына отца своего… и так далее в этом духе

    ответить

  • redponick 27 августа 2018, 11:48 пожаловаться

    #

    Система, державшаяся на угодности богу, рухнула когда выросла до скольки человек, четырёх? Как раз от занесения руки брата на брата

    ответить

  • ingmarantonioni 14 августа 2018, 10:48 пожаловаться

    #

    Удивляет, конечно, диапазон предпочтений: от Брессона до Ледер, от «Соляриса» до «Форреста Гампа»

    ответить

  • 3

    Jonah 14 августа 2018, 13:58 пожаловаться

    #

    Очевидно только, что священнослужители могут также быть людьми совершенно лишенными художественного вкуса.

    ответить

 
Добавить комментарий...