И увидел он, что это хорошо: Любимые фильмы священнослужителей

Обсудить0

Лукас, Рязанов, Триер — и ни одного Скорсезе!

30 лет назад, 12 августа 1988 года, состоялась премьера «Последнего искушения Христа» — фильма, в котором Мартин Скорсезе впервые прямо заявил о себе как о религиозном авторе. Можно сказать, что долгий путь режиссера к «Молчанию» начался именно тогда. Опыт это был противоречивым, многие верующие сочли картину скорее еретической.

Мы решили узнать у священнослужителей, что они думают о фильме сегодня. К нашему удивлению, никто из респондентов не видел «Последнее искушение» (некоторые смотрели «Молчание» и нашли его неудачным). Зато наши собеседники рассказали о своих действительно любимых фильмах — и светской, и религиозной тематики. Впрочем, разделить светское и религиозное в кино оказалось не так-то просто.

Священник Олег Батов, Москва:

Задача рассказать о светских и религиозных фильмах сложная. Как отделить светское от религиозного? Вот «Солярис» Тарковского — это светское или религиозное? Будем считать, что светское, но на самом деле фильмы, в которых нет явной религиозной тематики, могут быть религиозны по своей сути. Сложно и выбрать всего по одному фильму. Но я попробую.

Если выбирать один фильм религиозной тематики, то «Дневник сельского священника». Классика, Робер Брессон, любимый фильм Андрея Тарковского. Этот фильм был снят, для того чтобы показать суть служения священника и суть веры. Насколько я знаю, и Брессон, и исполнитель главной роли Клод Лейдю, совсем неизвестный актер, очень глубоко изучали жизнь монастырей. Лейдю, готовясь к съемкам, даже жил в монастыре. В фильме много сцен, в которых играют не актеры, а просто жители деревни, что создает особую атмосферу подлинности.

Главный герой, молодой священник, совсем не является рыцарем веры без страха и упрека. Его жизнь и смерть явным образом ничего не меняют в жизни деревни, куда он был отправлен после семинарии на служение. Люди не стали жить иначе, они живут так же, как и до него. При этом он настоящий праведник, тихий, незаметный. В этом и суть этой незаметной праведности.

Если выбирать из светских, то это «Сталкер». Вообще все фильмы Тарковского говорят об очень важной христианской теме — о силе слабых. О ней же говорит и гораздо более известный, кассовый голливудский фильм «Форрест Гамп», который я тоже люблю.

Инокиня Евгения (Сеньчукова), Якутск:

Я расскажу про свои любимые пять фильмов.

Начнем с конца. «Служебный роман» Рязанова. Люблю этот фильм за то, что он психологически очень достоверный. Совершенно не школьно-назидательный, но просто очень полезный и достоверный.

Остальные мои любимые фильмы имеют абсолютно очевидную религиозную подоплеку. «Меланхолия» Триера — это очень интересное прочтение Апокалипсиса, которое мне близко и нравится. Возможно, Триер и не вкладывал это, но для человека, который знает Писание, это очевидно. Главные героини — это такие Марфа и Мария. Клэр заботится о земном в очень хорошем смысле. А Джастин , наоборот, ничего не боится.

Дальше «Иисус Христос — Суперзвезда». Да, конечно, рок-опера — это то, на чем многие из нас выросли, и я очень ее люблю. Но фильм я тоже люблю. Мне кажется, в нем многое показано более подробно, чем в опере. Я часто пересматриваю его на Страстной неделе, ведь все действие фильма о последних днях земной жизни Христа. У меня была интересная история в школе, связанная с этой картиной. Мы проходили по литературе «Мастера и Маргариту», и моя подруга (совершенная атеистка, кстати!) стала спорить с учительницей и другими ребятами. Говорила о том, что Иешуа — это вообще не Христос, это совсем другой человек. Мы решили посмотреть «Иисус Христос — Суперзвезда» в классе. Все были поражены.

Дальше — «Завет» Кустурицы. Молодого человека дед отправляет в город купить икону, продать корову и найти невесту. И все это, конечно же, в формате карнавала, как всегда у Кустурицы. У него очень веселый всегда карнавал, за что я Кустурицу и люблю. Для меня это фильм пасхального настроения, после просмотра которого всегда вспоминаются слова Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? Где твоя победа?» Очень важно, что Кустурица показал, что зло абсолютно победимо.

И, наконец, мой любимый фильм — «Апокалипсис» Мэла Гибсона. Это история про майя. Гибсон показывает мир без завета, и он... Он не страшный, просто он беспомощный совершенно, все люди подчинены природе. И вот приходят европейцы. Мы прекрасно знаем, что на самом деле после прихода европейцев начиналось для коренных жителей: ад, война, много крови. Но меня поразила мысль: одного конкретного человека этот европеец спасает. Тот может не принять завет, но вне зависимости этого он все равно спасен. Это очень важный момент в христианстве.

Священник Андрей Кузнецов, Самара:

Мне сложно определить, что такое светский фильм, что такое фильм на религиозную тему. Я бы сказал, что оба моих любимых фильма по своей сути религиозны, и идея у них одна. С другой стороны, оба этих фильма светские, в них нет чего-то узко религиозного.

Первый — «Заплати другому». Идея этого фильма в том, что человек, который получил помощь, поможет трем другим. Главный герой фильма — подросток из классической кризисной семьи. Мама — алкоголичка, отец периодически маму бьет. Пытаясь помочь маме, он и придумывает эту концепцию. Помоги человеку, но попроси не благодарить себя, а помочь другим. Такая вот цепочка помощи, поддержки и добра. Фильм о том, как делать добро и умножать его в мире, помогая многим. Это очень важная мысль в христианстве — помощь другому. Насколько мне известно, после выхода этого фильма эту идею периодически воплощают в жизнь и в реальном мире. Очень здорово.

Второй фильм — «Хижина». Он скорее более духовный, но, я думаю, если его показать православным или католикам и представить его как фильм на духовную тему, могут быть разные возмущения. По большому счету фильм о том, как человек встретился с Богом в лесной хижине.

В детстве главный герой отравил своего отца, который избивал его мать и его самого. Отравил незаметно, никаких подозрений ни у кого не возникло. Уже будучи взрослым, он теряет дочь. Ее похищают. И тут ему приходит письмо: «Встретимся на месте, где нашли платье твоей дочери в лесной хижине». Он туда отправляется, ожидая увидеть там тех, кто похитил ребенка, но встречается с Троицей. Там интересная получается Троица. Полная темнокожая женщина в виде Бога Отца, араб в виде Христа и китаянка в виде Духа Святого. Это ни в коем случае не кощунство, не стеб. Это просто те образы, в которых главный герой мог бы представить Бога. Например, в детстве темнокожая женщина ему помогла, вот он и представляет себе Бога так.

Какое-то время он проводит в этой хижине и общается с Богом. Ему предстоит пройти путь прощения — простить себя, своего отца и убийц дочери. Очень серьезный, глубокий фильм.

Читайте также: Суперзвезда, бунтарь и простой смертный: 17 главных кинообразов Христа

Священник Федор Людоговский, Москва:

«Звездный путь». Этот сериал мне очень интересен тем, какой мир показывают авторы.

Есть такая штука — спиральная динамика. Это модель развития человека и человечества с точки зрения не биологии, а социологии и психологии. Там много разных этапов развития. Оранжевый уровень начинается с Нового времени. Прогресс, рациональное осмысление мира. Дальше идет зеленый уровень, который проявил себя по существу только с 60-х годов прошлого века. Это плюрализм, экологические движения, защита меньшинств. Но есть еще желтый уровень, который принципиально отличается от всего вышеперечисленного. На нем человек способен не только посмотреть на проблемы с разных точек зрения, но и способен понять правоту всех или почти всех этих точек зрения. В «Звездном пути» показан как раз желтый уровень. Сериал вышел в начале 1960-х годов, а эта мысль там есть. Это Первая директива о невмешательстве. Иногда хочется навести порядок на другой планете, научить их всех жизни, но не надо. У каждого своя правда, все эти планеты должны развиваться по своему пути. Мне очень интересен этот фильм именно тем, что эта идея в сериале еще тогда, 50 лет назад, была ключевой. К сожалению, мы, конечно, в основной массе своей находимся на зеленом уровне «нетерпимости к нетерпимости». Очень хочется уже двигаться дальше.

Не могу не рассказать и о совсем классике — «Звездных войнах». Не об оригинальной трилогии, а о приквелах про детство и юность Энакина. У меня в последнее время сын подсел на «Звездные войны», вот и пересматривали вместе. И смотрел я на это и думал: так это же классика из духовных книжек! Вот у тебя есть крепкая привязанность, вопреки всем твоим обетам, страх потерять, сделка с самим дьяволом, потом ты дорогое теряешь — и дальше все, пустота и тьма.

А фильмов на религиозные темы я как-то немного смотрел. Вот из того, что видел, вспоминается очень симпатичный белорусский сериал «Притчи». Там в каждой серии рассказывается притча в современных реалиях. Главное, что все это с юмором, без скучного морализаторства.

Священник Дионисий Костомаров, Орел:

Если открыть любой популярный сайт рейтингов кино, будь это IMDB или КиноПоиск, мы увидим, что вершины рейтингов занимают вещи глубокие и не пустые. Мне кажется, это может говорить о том, что восприятие человека не лишено какого-то божественного вдохновения. Любой из топ-100 фильмов обязательно отвечает на вечные вопросы человека. Это не противоречит Евангелию нисколько. Господь нам тоже говорит не о каких-то вещах сугубо метафизических. Господь говорит нам об очень простых, бытовых вещах, которые он возвышает до божественного. Мне кажется, противопоставление христианского или не очень христианского кино ложным. В великих произведениях всегда есть религиозное, даже если создатель не причисляет себя к какой-то религии. Дело в том, что человеческое религиозно, Бог приходит к живому человеку, Бог верит в человека.

Очень люблю два фильма — «Отстреливая собак» и «Девятый день». На мой взгляд, это фильмы о воле человека. Об одном из тех самых вечных вопросов, которые стоят перед нами всегда.

Еще «Скафандр и бабочка». В этом фильме не поднимается религиозная тема вообще, но при этом в чем-то он даже более глубокий, чем первые два. В нем не происходит никаких чудес, и это, наверное, является самым главным чудом.

Смотрите также

Как снимает Мартин Скорсезе

17 ноября 2017

Как это смотреть: Фильмы Тарковского, самого медленного режиссера СССР

13 июня 2018

«Не работать камерой, как веником»: Отрывки из книги «Брессон о Брессоне»

18 марта 2017

Нед Бенсон напишет новый сценарий «Черной Вдовы»

Сегодня

Главное сегодня

Американский бокс-офис: Киборги против игрушек

Сегодня

Нед Бенсон напишет новый сценарий «Черной Вдовы»

Сегодня

Харли Квинн может появиться в «Отряде самоубийц» Джеймса Ганна

Сегодня

Итоги Берлинале-2019: Синонимы разного кино

Вчера

Джон Ландау — о глазах Алиты, уроках «Аватара» и 3D-любви в «Титанике»

Вчера

Дуэйн Джонсон закончил съемки в боевике «Форсаж: Хоббс и Шоу»

Сегодня

Сценарист «Ультиматума Борна» перепишет 25-й фильм о Джеймсе Бонде

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт