всё о любом фильме:

Скафандр и бабочка

Le scaphandre et le papillon
год
страна
слоган«Let your imagination set you free»
режиссерДжулиан Шнабель
сценарийРональд Харвуд, Жан-Доминик Боби
продюсерКэтлин Кеннеди, Джон Килик, Франсуа-Ксавьер Декраен, ...
операторЯнуш Камински
композиторПол Кантелон
художникМишель Эрик, Лоран Отт, Оливье Берио
монтажЖюльетт Вельфлин
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$140 144
DVD в США
зрители
США  697.1 тыс.,    Франция  315.1 тыс.,    Германия  282.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенес инсульт, в результате которого он был полностью парализован. Подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
154 + 10 = 164
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Продюсер Стивен Шнайдер включил картину «Скафандр и бабочка» в список «100 фильмов, которые надо обязательно посмотреть».
    • Вначале сценарий был написан на английском, а на роль Жана-Доминика Боби планировался Джонни Депп, однако он покинул проект из-за съёмок в приключенческом фильме Гора Вербински «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007). Какое-то время авторы фильма носились с идей предложить главную роль Гари Олдману, но затем Джулиану Шнабелю удалось убедить боссов парижской студии «Pathe» изменить язык фильма с английского на французский и не отступать от автобиографической книги Боби.
    • Чтобы снять этот фильм, Джулиан Шнабель выучил французский язык.
    • В 2006 году сценарий к фильму попал в «чёрный список» лучших сценариев, фильмы по которым так и не были сняты.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Чтобы «влезть в шкуру» главного героя, режиссёр Джулиан Шнабель снимал фильм «Скафандр и бабочка» в той же больнице, где лежал Боби. Он побеседовал с санитарами, ухаживавшими за пациентом, и некоторые сцены фильма снимал на балконе, куда выносили Боби, и на пляже, куда близкие его вывозили.
    • Почти 40 минут с начала фильма повествование идёт от лица и с точки зрения главного героя.
    • В действительности Жан-Доминик Боби был отцом двоих, в не троих детей. Авторы фильма никак не могли выбрать двоих из трёх оставшихся после отбора претендентов и, в конечном счёте, взяли всёх троих.
    • В фильме в больницу к Боби приходит его друг по имени Руссен (в книге его зовут Жан-Поль К). Боби испытывает по отношению к нему чувство вины, так как однажды отдал Жану-Полю свой билет на самолёт, в результате чего тот оказался в заложниках в Бейруте (Ливан). Этот человек в действительности провёл какое-то время в заложниках в Бейруте, однако не потому, что Боби отдал ему свой билет. В книге Боби извиняется за то, что ни разу не связался с другом после его освобождения из плена. Более того, в книге не сказано, что они когда-либо пересекались после инсульта, который перенёс Боби.
    • По окончании работы над фильмом стало точно известно, что возле Боби после инсульта непрерывно находилась его подруга, а не мать его детей. Невозможно сказать, почему авторы фильма решили поменять этих женщин местами. Так или иначе, с написанием книги Боби помогала именно подруга, и именно у неё на руках он умер, в то время как мать его детей находилась в США в компании с приятелем.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 02:17

    файл добавилMadinaKruykova

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1006 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Может я ещё не доросла до таких фильмов, но мне он категорически не понравился. Я люблю триллеры, фильмы о философии жизни, но это фильм не производит положительного впечатления.

    Сюжет

    История неплохая, жизненная. Вполне могу представить, что это произошло с моим знакомым. Но всё так растянуто-перетянуто, что сидишь и думаешь, когда уже это закончится.

    Актеры

    Здесь нет прекрасных принцесс и принцев. Все со стандартной внешностью, никто особо не выделяется. Жан-Доминик вообще вызывает чувство отвращения. Я, конечно, понимаю, что больные люди не выглядят, как модели. Но создатели могли хотя бы одеть его получше.

    Музыка

    Всё гармонично, спокойно, но ужасно скучно. В принципе, такая музыка и нужна для этого фильма

    Вообщем, мне фильм не понравился. Но ещё раз повторю, что возможно я просто не доросла до такого кино.

    1 из 10

    10 января 2011 | 19:19

    Часто ли приходится задумываться человеку о том, как проходит его жизнь, какую роль он в ней играет и вообще, живет ли он по-настоящему? Часто ли бывают в жизни моменты, когда привычный бег по жизни останавливается, уступая место тишине, созерцанию и пониманию своей сути, своего истинного Я? Несомненно, возможностей для таких остановок в жизни каждого предоставлено достаточно, однако в исключительно редких случаях удается ими воспользоваться. Многие ли смогли вовремя заметить мерцающий огонек, словно предостерегающий: «Как-то не так ты живешь, твой путь совсем не там…»?

    Жизнь Жана-Доминика Боби, французского журналиста, писателя, главного редактора журнала «Elle France», автора и главного действующего лица этой истории, напоминала непрерывную погоню, соревнование с самим собой в достижении новых высот, положения, успеха. Была у него и мечта — написать книгу, современный аналог «Графа Монте-Кристо», на которую, конечно же, не хватало ни времени, ни вдохновения. Успешая карьера, новый спортивный автомобиль, выходной с детьми — жизнь или только ее видимость? Ответ на этот вопрос есть всегда, а вот чтобы увидеть его, многим недостаточно того слабого мерцающего огонька, им нужна яркая вспышка, ослепляющий, «резкий свет катастрофы». Для Жан-До, как называли его друзья, таким «светом» оказался сильнейший инсульт, в результате которого непарализованным остался только левый глаз…

    «Вся моя жизнь — цепочка неудач: женщины, которых я не любил, шансы, которые я упустил, моменты счастья, которые прошли мимо, гонка с заведомо известным концом…» В один миг наступает прозрение, понимание, что по сути жизни-то и не было, а был сумасшедший, бурный круговорот суеты и призрачных целей. Только оказавшись затворником в собственном теле, как в водолазном снаряжении, глядя на мир через маленькое «окошко в скафандре», Жан-До осознает, что точно также всю жизнь была заперта его душа. Не знавшая свободы, она подобно бабочке, стремящейся на волю из кокона, стучалась, просилась на свет. «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…»

    Кроме глаз и слуха, воображение и память — вот все, что осталось непарализованным, способным перенести его хотя бы в мечтах из «подводного колокола» в придуманную реальность, прекрасную и безмятежно-красивую…

    Это даже не автобиография, это своеобразная исповедь или «путевые заметки странника с берегов одиночества», написанная без помощи речи, одним лишь морганием века, силой воли и колоссальным терпением.

    Единственный, но уникальный бестселлер автора «Скафандр и бабочка», вышедший в 1997 году, имел большой успех. А Жан-Доминик Боби скончался от пневмонии на десятый день после его выхода, пробыв более полутора лет в состоянии «бодрствующей комы».

    Снятый через 10 лет после выхода книги фильм также получил заслуженное внимание, собрал множество наград. Думаю, бессмысленно рассуждать об оценке. Безусловно, само произведение — шедевр, который вне всяческих баллов. Сделать же экранизацию подобной силы, вероятно, в данном случае все же невозможно…

    7 из 10

    13 сентября 2011 | 16:17

    Пересмотрев фильм «Скафандр и бабочка» я еще раз поняла, что нужно ценить свою жизнь, своих близких, свое время. Нужно ценить себя, как бы это банально не звучало. Только вот люди почему-то никак не поймут этого. Почему? Я не знаю. Может быть потому, что их тоже нужно поставить перед таким несчастьем? Или же попросту показать этот фильм?

    Я который раз поражена работой Джулиана Шнабеля. Так передать страдания человека, которому хочется умереть от безысходности и, в тоже время, перебороть себя — удается не каждому и даже не самому лучшему режиссеру.

    Ведь согласитесь, на наш век было снято очень много фильмов про людей с ограниченными возможностями, но все ли брали вас за душу, также как этот фильм?

    Отдельное слово хочется сказать об актерах. Довольно-таки интересно наблюдать, как Матье Амальрик вживается в свой образ. Но все же больше эмоций и удовольствия принес мне Патрик Шенэ. Человек бесподобно сыграл роль бедного отца, который не может увидеть своего парализованного сына.

    В этом фильме присутствует огромное количество эмоций, переживаний и чувств. Картина берет за душу, заставляя задуматься «а так ли я проживаю свою жизнь?», «умею ли я ценить то, что меня окружает?»

    10 из 10

     — За возможность осознать и осмыслить.

    23 апреля 2011 | 23:11

    "… я вижу, как тает мое прошлое, оно кануло в небытие…"

    Я вдруг открываю глаза. Что со мной произошло? Глаза еле слушаются, я с огромным трудом их размыкаю. Мутно, ничего не видно, такое чувство, что мои зрачки заклеены то ли пластилином, то ли клейкой лентой. Через какое-то время я, все-таки, начинаю нормально видеть. Мне казалось, что я спал все это время, но что это? Неужели это больничная палата? Да, так оно и есть. Ко мне подходит человек, главный врач, который сообщает, что я достаточное время пролежал в коме, а теперь вот пришел в себя. Да, я начинаю вспоминать это, все на самом деле имело место быть. Мне страшно. Мне начинают задавать вопросы, я отвечаю, но меня не слышат. Что это? Я не могу говорить. Это ужасно. К тому же, мне сообщают, что я полностью парализован, для меня теперь основными помощниками восприятия этого мира является единственный глаз и мой слух. Все, пустота, это будто кома, только происходящая наяву.

    Фильм режиссера по имени Джулиан Шнабель «Скафандр и бабочка» я планировал посмотреть уже довольно давно, и у меня было достаточно попыток это сделать, но всегда меня что-то останавливало перед самим нажатием кнопки «play», если так можно выразиться. Видимо, моё сознание, мой мозг делал это нарочно, потому что он знал, что к просмотру я не готов. И действительно, наверное, это таким образом и происходило. Вообще, на самом деле, себя нужно по-особенному настраивать, прежде чем приниматься за просмотр. Почему? Потому что лента очень тяжела сама по себе для восприятия. И это действительно так. Видимо, я уже получил определенный настрой, поэтому был готов приняться за просмотр. Знаете, и я это наконец-то сделал.

    Хочу сказать, что когда я начал смотреть эту работу Шнабеля, у меня возникло непонятное чувство, его, наверное, можно обозначить словом — сопротивление. «Неужели я буду на протяжении всего хронометража смотреть на все его глазами?» — первый вопрос, который возник мгновенно в моей голове. Но через какое-то даже не время, через какое-то мгновение этого, да и других вопросов уже, будто и не было. Я втянулся, полностью проникся этой картиной, проникся состраданием к главному герою. Бедному герою, герою, который уже ничего не может сделать, он живет на два фронта, один из которых (основной) — его внутренний мир, а второй (уже не такой важный) — реальный мир. Мы с вами можем только догадываться, каково это. Возможно, я где-то об этом уже говорил, но повторюсь — мне стыдно за нас, мне стыдно за нормальных здоровых людей. Почему? Потому что только мы можем впадать в депрессию, уныние, имея возможности двигать своим телом, ощущать себя, спокойно существовать, а инвалиды, наоборот, не перестают бороться за свою жизнь, хотя у них практически нет никаких шансов на спасение.

    Жан-Доминик Боби был обычным человеком, в принципе. Его от других отличало только то, что он имел больше, чем остальные. Жан-Доминик являлся главным редактором французской версии журнала «Elle». А что это означало? А означало это то, что у него был неплохой заработок, Жан многое себе мог позволить, и позволял, знаете ли. Вообще, он не был каким-то примерным человеком, коих обычно изображают в подобных лентах. В этом режиссер Джулиан Шнабель, конечно, молодец, он показал, что горе может постигнуть абсолютно любого человека. Так вот, Боби вел довольно разгульный образ жизни, у него всегда было много девушек. Видимо, из-за постоянных измен, от него и ушла первая жена с тремя детьми. Плюс ко всему Жан не верил в бога, вообще не верил, можно сказать, что был атеистом.

    А некое просветление разума, если это так можно назвать, пришло к нему только после парализации. Какого рода просветление? Жан-Домник наконец понял насколько сильно он любит своих детей, как он ценит свою первую жену, насколько не может жить без своей новой девушки. Жан стал уважать и любить жизнь, он даже стал верить, что возможно спасение. Спасение в виде выздоровления. Кстати, а вы думали, почему именно «Скафандр и бабочка»? «Скафандром» Боби называл свое теперешнее состояние, это как будто ты настолько застрахован от опасностей, что уже не можешь даже пошевелиться. А «бабочка», потому что нашему герою всегда хотелось вылететь из своего, так называемого, заточения бабочкой. Я считаю, что Жан-Доминик не принимал свое состояние, как наказание, он принимал это, как должное.

    Эта картина с помощью отличной операторской работы Януша Камински дает нам в полной мере на себе прочувствовать все те муки и страдания, которые теперь есть у Жана-Доминика Боби. Здесь действительно проделана замечательная, кропотливая и старательная работа, которая позволяет видеть глазом Боби.

    Как известно, фильм этот снят по книге-автобиографии настоящего человека, и режиссер Джулиан Шнабель полностью опирается на ее страницы, лишь изредка что-то изменяя. Вообще, эту картину я теперь ни с чем другим не перепутаю, здесь четко виден почерк Шнабеля, который по профессии, так вообще, профессиональный фотограф. У меня появилось теперь желание посмотреть другие работы этого режиссера.

    Если говорить об актерах, то тут, конечно же, вне всякой конкуренции исполнитель главной роли Матье Альмарик. Игра этого актера просто удивительна, он смог все свое состояние, все свои чувства изобразить с помощью одного только глаза. Когда наблюдаешь за игрой этого актера, то с тобой происходит нечто неописуемое, просто поток эмоций. Еще понравился Макс фон Сюдов, который исполнил роль отца главного героя, у которого был примерно такая же ситуация и он ее очень проникновенно изобразил.

    Эта картина смотрится на одном дыхании, несмотря на всю тяжесть, которую она несет. Скорее всего, я повторяюсь, но это действительно так. В этом фильме нет каких-то сглаживающих моментов, от действа не нужно ожидать какого-то чуда. Здесь все изображено так, как и должно быть в жизни. И почему-то на ум приходят слова великого Чарльза Чаплина, который сказал, что мы никогда не узнаем, сколько в этом мире счастья. «Скафандр и бабочка» — тот авторский фильм, который по истине родом из разряда запоминающихся. А напоследок я хочу пожелать вам, как можно больше бабочек.

    30 августа 2010 | 12:56

    Будучи физически здоровыми людьми, мы редко задумываемся о завтрашнем дне. Мы ссоримся и обижаем близких и дорогих нам людей, думая, что попросим прощения завтра (если вообще попросим). Мы даже не представляем, что завтра с нами может случиться непоправимое, и для прощения будет уже поздно. Хотя, с другой стороны, раскаяться и извиниться никогда не поздно!

    Вот такая вот трансформация взглядов происходит у Жана Доминика Боби. Будучи успешным человеком, имея трех детей и любовницу, у него случается инсульт. И тут вся его прежняя жизнь летит к чертям. Надо приспосабливаться жить по новому, волеизъявлять свои чувства по новому, говорить по новому. Чтобы не сломаться в такой ситуации, нужно иметь огромную силу воли и твердый характер.

    Паралич сковывает его тело, он словно замурован в скафандре или в коконе. Он начинает переосмысливать свою жизнь и понимает, что помимо одного глаза у него осталось еще две непарализованных вещи — его воспоминания и воображение. Это помогает ему держаться «на плаву».

    В фильме очень необычная операторская работа, ибо большую часть фильма мы видим происходящее вокруг глазами Жана Доминика. Воплощение этой идеи показалось мне очень интересным. Само повествование в целом выстроено очень грамотно, ибо настоящее перемежается с прошлыми воспоминаниями и нынешними полетами фантазии Жана. С середины фильма дается и общая картина происходящего, не только глазами главного героя. Единственный минус, на мой взгляд, небольшое провисание сюжета в конце фильма, ибо зритель уже подустал. Хронометраж для подобных фильмов должен быть немного короче. В остальном фильм просто превосходен, ибо несмотря на достаточно трагичный сюжет, в нем есть место и для смешных моментов (что называется, и смех и грех), и для самоиронии.

    Главный же посыл фильма можно истолковать так: если вы считаете, что ваша жизнь «дерьмо» (а сейчас многие люди разделяют подобные убеждения), то посмотрите этот фильм, и убедитесь, что вы глубоко заблуждаетесь! Ибо если главный герой, несмотря даже на сложившуюся ситуацию, нашел в себе силы и воплотил в жизнь свою последнюю мечту, то и вы сможете переломить создавшееся положение в свою пользу!

    Жан вырывается из своего скафандра, из своего кокона, теперь он уже новое существо, с новым взглядом на мир. Он свободен, он бабочка!

    10 апреля 2010 | 21:07

    Я посмотрела этот фильм, обратив внимание на необычное название, которое меня почему-то привлекло. Во время просмотра меня ни на минуту не покидала уверенность в том, что «Скафандр и бабочка» если и не находится в Топ-250 лучших фильмов, то по крайней мере на него написано множество положительных рецензий и рейтинг фильма будет довольно высок… И я была неприятно удивлена, когда, зайдя на страничку, которую Вы сейчас читаете, я увидела, что средний рейтинг фильма не дотягивает даже до 8 баллов, да и положительных отзывов о нем не так уж и много… Поверьте, это один из тех фильмов, поставить оценку которому меньше 10, если в Вашей душе есть хоть капелька сострадания к человеческим невзгодам, просто невозможно…

    Почему-то в самом начале фильма я не поняла, что сюжет автобиографичен — полагала, что это всего лишь результат кропотливой работы сценаристов, и думала, что «в рецензии уж точно надо отразить, насколько все, как говорится, правдоподобно»… Но тут закончился фильм и на экране замелькали титры… Знаете, в течение просмотра я не плакала. На душе было тяжело, но почему-то слез не было… Но когда я увидела в титрах фразу «Жан-Доминик скончался через 10 дней после выхода в свет книги „Скафандр и бабочка“», я разрыдалась… Конечно, я и раньше знала, что живут на свете несчастные люди, которые не могут говорить, но я и понятия не имела, насколько у таких людей сильно желание рассказать миру о своем скафандре и о той бабочке, живущей в их душе, благодаря которой они не сдаются окончательно…

    Знаете, «Скафандр и бабочка» — это один из тех фильмов, в котором я не могу оценить именно фильм, как работу актеров, режиссера, оператора, композитора и других людей, приложивших руку к его созданию. Это история. История жизни и история выживания. Поэтому и поставить ему оценку очень трудно — ведь никто не ставит оценку жизни, не так ли?…

    Но тем не менее,

    10 из 10

    за те мысли, за те эмоции, которые появились у меня после просмотра. Очень советую всем посмотреть этот прекрасный фильм!

    11 января 2011 | 18:24

    - Вы живы, и это главное!
     — А это жизнь?! ЭТО жизнь?! — взрывается криком Жан-Доминик Боби, герой картины Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка», в ответ на саркастическое замечание врача.

    Но этого возгласа никто не услышал, потому что Жан-До, преуспевающий 44-летний бизнесмен, перенес инсульт, после чего оказался полностью парализован.

    Этот фильм биографичен, ведь он снят по книге, написанной самим Боби, в то время, как он пребывал в «бодрствующей коме». Именно так называют данный синдром врачи. Но как же он, обездвиженный, умудрился написать целую книгу? В его распоряжении остался левый глаз. Он усердно моргал им на нужной букве, когда ассистентка зачитывала специально составленный для него французский алфавит. «E, S, A…» — буква за буквой, моргание за морганием, и вот перед нами полноценное произведение, по которому в 2007 году был снят фильм.

    Если Вы ожидаете увидеть нервотрепещущее и слезовыдавливающее зрелище, то лучше сразу нажать кнопку «выкл». Здесь не будет нудных нравоучений об упущенных возможностях, несбывшихся мечтах и бессмысленности такой жизни. Нет, это лишь рассказ от первого лица, каково это — быть запертым в собственном теле-скафандре, который начал свое медленное, но неумолимое погружение на дно одиночества. Каково это — не мочь самостоятельно одеться, умыться, потянуть затекшую руку, смахнуть муху, щекочущую нос, и даже дышать.

    Но наш герой не пессимист. Единственное, что осталось непарализованным — его воображение и память. С их помощью он способен на любые путешествия, любые поступки, исполнение любых желаний. В своих всесильных фантазиях Жан-Доминик может за одну ночь облететь вокруг света, но с витрины на него глядит перекошенная физиономия человека с отчаянно вращающимся глазом.

    А ведь когда-то он был редактором популярнейшего женского еженедельника «ELLE». Амбициозный и, пожалуй, циничный, он вел богемный образ жизни. Как истинный француз любил красивых женщин и дорогое вино, одновременно являясь хорошим отцом, но никудышным мужем. Теперь он учится другой жизни, учится принимать нового себя. Но Жан-До довольно быстро осознает, а главное, принимает свое нынешнее положение. Даже потеряв всякую чувствительность, он остался все тем же ироничным ловеласом и выдумщиком. Хотя первым его предложением и было четкое и лаконичное «Я хочу умереть», но Жан-Доминик не такой. И даже после трагедии он хочет жить, мечтать, любить… И он будет.

    Активный и энергичный, Жан-Доминик тонко чувствует время и ситуации и легко и быстро приспосабливается к ним. Упрямый и напористый, он хочет жить по-своему, в соответствии с собственными убеждениями и в гармонии с самим собой. Убежденный атеист, даже свою спасительную бабочку-душу Жан-До называет воображением.

    Французский актер Матье Амальрик сыграл Жана-Доминика Боби. Нет, не сыграл — прожил, прочувствовал. Казалось бы, что сложного, лежи себе весь фильм, не двигаясь, да изредка покручивая глазом. На поверку все оказалось гораздо сложнее. Как выразить радость, грусть или гнев, когда ты не можешь говорить, не можешь шевельнуть ни единым мускулом лица и тела? Лишь глаз — единственное зеркало эмоций. И Матье справляется гениально. Герою сопереживаешь, поддерживаешь, боишься и надеешься.

    Один из самых ярких и трогательных моментов фильма стал разговор, точнее монолог, отца Жана-Доминика, позвонившего в клинику. Пожилой, почти дряхлый старик, глотая слезы, говорит своему сыну то, что не успел до катастрофы. Про то, как он его любит и гордится… Но сын не в состоянии ответить. «А ведь мы с тобой оба затворники — продолжает несчастный родитель — ты в своем теле, я в собственной квартире». И тогда Жан-До понимает своего отца, отчаянно искавшего общения с ним, по крупицам собиравшего возможности увидеться… В тот вечер бывший балагур и весельчак впервые заплакал.

    Основной проблемой фильма является вопрос о том, что первичнее в человеке — его тело или душа? Этот неслышимый вопрос легко читается и в самом названии картины. Скафандр — грузная, неповоротливая, неуклюжая оболочка, едва сдерживающая порхающую душу-бабочку. Ответ очевиден. И Жан-Доминик не препятствует своей бабочке, позволяя ей отправляться в самые замысловатые приключения. Эти полеты как письма из застенка, послания от обреченного калеки.

    Фильм крайне образен. Самым ярким, безусловно, является сама бабочка — символ души, бессмертия, возрождения, ведь это прекрасное небесное существо появляется из уродливой земной гусеницы. Так перед нами мелькают кадры из документального фильма — из сухого стручка-куколки выбирается на свет, на свободу бабочка. Она расправляет пестрые крылья и отправляется в новую, увлекательную жизнь. Еще одним значимым образом становится глаз, как единственный способ связи со всем миром. Он олицетворяет знание, озарение, свет, символ разума и духа. А в конце фильма зритель видит разрушающиеся горы и ледники, отделение героя от Бога, прекращение его духовного роста, крушение всех прежних устоев и идеалов. Но Жан-Доминик смиряется со своей участью, постепенно привыкая к новой жизни, и тогда горы начинают обратно нарастать и возвышаться. Госпиталь, где находится герой, расположен на берегу моря, символа вечной жизни, бесконечного движения. И вот Жан-До, один, на инвалидном кресле посреди бескрайней бушующей воды… Но на берегу есть маяк, его хранитель, который поможет бывшему редактору найти выход из погружающегося удушливого скафандра.

    Практически сразу же, с первых кадров, зритель представляет себя на месте героя. Причиной тому — оригинальное операторское решение. Половину экранного времени камера — это глаз Жана-Доминика. Расплывчатые контуры, непривычные ракурсы — мы видим то, что видит он, начиная с рисунка дочери и заканчивая карточкой с именем врача. Общие планы, пейзажи, где камера обретает привычную подвижность, становятся приятной отдушиной. Потому что ощущать себя парализованным героем, погружаться в его мир, задыхаться от ничтожности поступающей информации с каждой минутой становится все тяжелее.

    Музыка же в фильме отнюдь не грустная или унылая. Наоборот, полная жизни, движения, желания и надежды. В конце она сменяется на тягучую мелодию нетерпеливого ожидания и массивные звуки приближающейся развязки.

     — Вы счастливый человек! — сообщает однажды Боби его помощница, записывающая буквы.
     — Вы так думаете? Может быть… — задумчиво отвечает он.

    И ведь действительно окруженный заботой, вниманием и любовью Жан-До вновь оживает. Начинает заново мыслить, мечтать, творить. Его желание и стремление ЖИТЬ не позволяет ему окончательно погрузиться на дно безысходности и пустоты.

    3 ноября 2010 | 17:45

    Грустный, тяжелый фильм, который дает нам задуматься о жизни.

    Что может быть тяжелее и мучительнее, чем безжизненное тело с живой подавленной душой и с одним открытым глазом?

    Что может сказать или показать человек, который больше не владеет своим телом? Как он может себя чувствовать, когда его понимает только медсестра, придумавшая новый способ выражать мысли больного?

    Девушка медленно произносит буквы алфавита и, подмигивая глазом, Жан-Доминик указывает на выбранную букву. Таким образом, он строит слова, словосочетания и предложения.

    Не удивительно, что первым его предложением стало:

    - Я хочу умереть.

    Вскоре он решает написать книгу. Это было очень мучительно, трудно, а главное долго, но Жан-Доминик не сдавался.

    Очутившись в таком состоянии, он хотел донести до людей, каково быть в скафандре.

    Он хотел быть бабочкой. Свободной и счастливой.

    После того как книга все-таки вышла, люди были в восторге. Похоже, он и вправду, сумел донести до них свои чувства и мечты снова быть свободным.

    Он так и не смог стать свободным. Он так и не смог стать бабочкой, ведь он так старался! К концу своей жизни, он мог уже тихо, не разборчиво петь песню… Но все же он ее пел!

    И самое печальное то, что эта история была на самом деле.

    18 января 2010 | 18:58

    Фильм — ощущение! Фильм — вдохновение! И в конце концов фильм — жизнь! Пронизывающий, захватывающий и очень символичный. После просмотра даже происходит какое-то переосмысление. Его надо увидеть. Этот фильм мне ответил на вопрос «зачем?» (не в буквальном смысле конечно, но с разных сторон и взглядов)

    Игра актеров: потрясающе! эмоции красиво переданы, видно каждую морщинку, каждый взгляд. Смотря на героев отчетливо понимаешь что они хотят передать, даже то чего они не говорят. И очень красивый актерский состав, приятно смотреть

    Сценарий: фильм снят по одноименной книге, автор которой, пережил то, что происходит в фильме. Поэтому сценарий не поддается оценке. А то что было добавлено (а это наверняка было сделано) добавили аккуратно, тонко, со знанием дела

    Операторская работа: пожалуй, самая лучшая операторская работа, которую я видел, никогда еще не сталкивался с таким шедевром! Крупные планы — до мурашек. Красивейшие панорамы. А как шикарно передано воображение главного героя!

    Музыка: обескураживает. Сразу видно, что ее подбирал человек с отличным музыкальным вкусом. По хорошему завидую этому человеку и вновь восторгаюсь неожиданности музыкальных зарисовок

    Преклоняюсь перед режиссером и всеми, кто создавал этот яркий, затрагивающий самые глубокие чувства, фильм… его я еще долго не забуду.

    25 февраля 2012 | 01:28

    Я думаю тем кто находится в поисках смысла жизни стоит посмотреть этот фильм. В этом фильме Джулиан Шнабель показывает нам запертого в себе человека, который не может полноценно жить, но всё же стремится к этому. Его поистине великим достижением становится написание им книги.

    И я, посмотрев этот фильм, я подумал, что если человек прикованный навсегда к постели, всё же не потерял тягу к жизни, не пал духом, занялся своей профессиональной деятельностью — написал книгу, то мы свободные полноценные люди не должны терять времени понапрасну, а воспользоваться отведённым временем и стараться реализовать свои мечты.

    3 января 2009 | 22:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>