всё о любом фильме:

Скафандр и бабочка

Le scaphandre et le papillon
год
страна
слоган«Let your imagination set you free»
режиссерДжулиан Шнабель
сценарийРональд Харвуд, Жан-Доминик Боби
продюсерКэтлин Кеннеди, Джон Килик, Франсуа-Ксавьер Декраен, ...
операторЯнуш Камински
композиторПол Кантелон
художникМишель Эрик, Лоран Отт, Оливье Берио
монтажЖюльетт Вельфлин
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$140 144
DVD в США
зрители
США  697.1 тыс.,    Франция  315.1 тыс.,    Германия  282.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенес инсульт, в результате которого он был полностью парализован. Подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
154 + 10 = 164
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • От роли Жана-Доминика Боби отказался Джонни Депп, сославшись на недостаточно хороший французский.
    Трейлер 02:17

    файл добавилMadinaKruykova

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1006 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не скажу что фильм меня поразил и произвел огромное впечатление, но тем не менее он заставил задуматься.. задуматься о многом! Сколько раз мы говорили в жизни «у меня всё плохо, я не могу больше так, какая же тяжелая и жестокая жизнь», но произнося эти фразы мы в действительности не задумываемся с какими мелкими проблемами мы сталкиваемся. В этом фильме на мой взгляд представлена самая страшная болезнь… Только задумайтесь, как здорово что мы можем говорить с близкими нам людьми, делиться впечатлениями, высказывать свои проблемы, делиться переживаниями; как важно, то что мы можем бежать, бежать и чувствовать как воздух бьет по лицу, прикасаться к своему ребенку, и любому другому существу, чувствовать его тепло, обнимать его… Только подумайте что станет с вами если вы лишитесь этого? Если вы станете жить как растение? Если вы не сможете ни шевелиться, ни говорить… Герой этого фильма ещё мог хоть как то выражать свои мысли и желания (при помощи глаз), а что делать если у вас не окажется и такой возможности? Если вы необратимо вдруг потеряете связь с миром, но останетесь жить? Это страшно…

    Любите свою жизнь, любите и дорожите окружающими вас людьми! Знайте что завтра может быть поздно попросить у кого-то прощение, сказать о своих чувствах, помочь кому-то…

    Завтра просто может быть поздно…

    5 февраля 2010 | 16:27

    Этот фильм совершенно не для праздного просмотра и не увеселения души. Этот фильм о сильном духе человека, запертом в слабом человеческом теле. И несмотря на то, что фильм достаточно статичен, все равно напряженная заинтересованность остается до самых последних кадров фильма и у тебя не возникает желания переключить канал для просмотра чего-нибудь более подвижного.

    Главного героя в расцвете жизненных сил внезапно поражает инсульт. Поражает совершенно безжалостно, поскольку не парализованным остается лишь один глаз. Что может быть страшнее?! А страшнее всего становится то, что разум этого человека продолжает работать также как у совершенно здорового человека. Все желания, помыслы, стремления — все остаются живы. И человек остается один на один со всем этим, не имея возможности не прекратить все это и не реализовать. И как тяжело осознавать, что сколько в жизни ты допустил ошибок, сколько всего ты не сделал в жизни (откладывая все на потом) и скольких людей ты обидел.

    По ходу просмотра все больше и больше проникаешься уважением к главному герою. Уважения достойно то, что постепенно осознавая свои ошибки и находясь в таком положении, он все же пытается по возможности хоть что-то исправить. И именно для этой цели он «пишет» книгу — исповедь с помощью врача. «Как отличить сильного человека от слабого? Если недоволен жизнью сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям» (Сян-цзы). Главный герой никого не обвиняет в том, что с ним случилось, а пытается хоть как-то поменять реальность.

    Подытожив все сказанное выше можно сделать вывод, что это серьезный фильм о сильном человеке!

    9 из 10

    23 февраля 2010 | 20:51

    Каково это, быть заключенным в собственном теле? Как жить, когда ты связан с внешним миром лишь левым глазом?

    Не буду врать, что эти мысли меня мучали до просмотра этого фильма. Думаю, что большинство из нас подсознательно старается оградить себя от таких размышлений, дабы не нарушать свое душевное равновесие печальными думами. Но смотря картину Джулиана Шнабеля, невольно ставишь себя на место главного героя, главного редактора французского ELLE, Жана-Доминика Боби, и понимаешь, что жизнь абсолютно непредсказуема, и ценить нужно каждое мгновенье, так как в любой момент все, чем ты дорожишь, может превратиться в пустоту.

    Смотреть было тяжело. Очень тяжело. Может оттого, что эта история не плод фантазии группы сценаристов, а реальные события, произошедшие в конце 90-х.

    Хотелось бы отметить работу оператора: практически весь фильм мы смотрим на мир глазами Жана-До. Довольно необычное решение, учитывая, ограниченность обзора героя. Вобще не могу не выразить уважение этому смелому, сильному человеку! Не знаю, хватило бы мне духа прожить последние два года жизни, такой жизни, так как прожил он!

    8 из 10

    23 июля 2010 | 20:54

    Первое и единственное, на сегодняшний день кино-описание синдрома «запертого изнутри» (locked-in syndrome); в фильме название переведено как псевдокома — не самый удачный термин, на мой взгляд.

    Герой фильма, Жан-Доминик, успешный человек, редактор журнала Elle, находясь в цветущем возрасте, а ему 42 года, вдруг неожиданно получает инсульт. И у него не просто парализована рука или нога или обе конечности — нет, у него неподвижно все, кроме мышцы века, которая позволяет ему мигать. Моргание — именно это тот единственный способ, с помощью которого он может общаться и поможет ему в этом специальный речевой терапевт.

    Каково это, когда ты все слышишь, видишь, но ничего не можешь, и при всем при этом разум полностью сохранен? Хорошо, что этот фильм не стал фильмом о человеке, который раскаялся в своих грехах, попав в безвыходную ситуацию, ибо кому интересны банальные, само собой разумеющиеся вещи. Конечно, первая реакция любого человека в этом положении — желание смерти. Но, Я опять же возрадовался, что фильм не затронул модную тему эвтаназии, как бы кто к ней не относился.

    Жан-До, будучи в тяжелейшем состоянии так и остался атеистом (сцена в церкви), не важно, хорошо это или плохо, это сложнее для него, и говорит о силе его духа. И, несмотря на то, что он обожает своих детей, благодарен своей жене, он также не сломался и продолжает любить свою любовницу.

    Фильм «Скафандр и бабочка» повествует о человеке, у которого могучий интеллект; именно он помогает ему выжить: как он сам говорит, «кроме глаз, не парализованы еще две вещи: воображение и память», а Я бы еще добавил чувство юмора, и внутри себя он смеется. В своих фантазиях он путешествует по миру, встречается с женщинами и т. д., т. е. живет максимально полной, в сложившихся обстоятельствах жизнью.

    Проникновение в фильм достигается в первую очередь тем, что зритель видит весь мир глазами Жана-Доминика. В первых кадрах изображение размыто, затем пелена постепенно спадает — это он выходит из комы в состояние locked-in. Далее, на протяжении всего фильма, подобный принцип съемки сохраняется; главного героя мы видим лишь в его воспоминаниях и воображении, и отражающего в предметах. Шокируют, но одновременно поражают кадры, когда Жан-До видит изнутри, как ему зашивают его собственный глаз. И что особенно подкупает, что в данном случае, операторские «примочки» — это не просто прихоть модного режиссера, как это часто бывает, а оправданная необходимость.

    В целом, фильм крайне реалистичный, и учитывая тему, не совсем уж депрессивно-пессимистичный.

    10 января 2010 | 01:10

    Превосходное кино! Невероятно чувственное и светлое, несмотря ни на что.

    Манера подачи крайне необычна и это один из основных плюсов этой картины. А чрезвычайная поэтичность монологов главного героя делает просмотр фильма незабываемым.

    Матье Амальрик прекрасно справился со своей ролью. У него получалось изображать весь спектр чувств не двигаясь, а это достойно уважения. Также нужно отдать должное режиссеру — картинка радует глаз и не дает зрителю оторваться ни на секунду.

    «Скафандр и бабочка» — это кино про сильного человека, которого заставила поверить в его силу вера совершенно незнакомых ему людей. Этот фильм может многому научить каждого из нас. Вот только урок, вынесенный после его просмотра, будет очень личным, чтобы его озвучить публично.

    Спасибо Жан-До, твой пример послужит для меня уроком.

    Бабочки — это ключи от наших скафандров.

    Личная оценка 10 из 10 

    Однозначно один из любимых моих фильмов.

    16 января 2010 | 10:02

    «Le scaphandre et le papillon»

    Посмотрела… Если честно, заинтересовала не только само название фильма, но и история о которой он рассказывает. Мне было до безумия интересно как же передаст такую непростую ситуацию режиссер. Ну, в общем, фильм меня разочаровал, что очень обидно.

    Нет, я не спорю, фильм этот хороший, но не дал он мне пищи для размышления. Той пищи, которую хотела получить я, когда подготавливалась к просмотру.

    Есть ощущение, что фильм снимался просто для того, чтобы его посчитали странным. В наше время странное = искусство, значит все люди увидев его, должны утверждать, что да, это настоящий кинематограф, хотя сами начинали зевать уже на первых пятнадцати минутах.

    Лично мне показались многие моменты скучными, ненужными, слишком затянутыми. Да и что уж там, я удивлена, что многие называют этот фильм красивым! Нет, ну какая тут красота? Ни один момент не заставил меня удивиться, поразиться ни актёрской игре, ни операторской работе, ни режиссерской задумке. Такой прекрасный материал испортить таким нудным фильмом… Ну это надо постараться!

    Поразительная история потерявшая свою суть за стами минутами пустого фильма… 3 из 10

    12 января 2010 | 15:38

    «Скафандр и бабочка» оставляет противоречивое впечатление. На тему людей с ограниченными способностями снято много. В этой автобиографической картине нет определённости. Никто не задаёт конкретных вопросов, никто не ищет на них ответы. Человеческая трагедия глазами её непосредственного участника. При этом, часть съёмок смонтирована так, что мы, действительно, наблюдаем происходящее глазами главного героя — за эту работу отдельный поклон оператору. На мой взгляд именно операторская работа «сделала» 90% фильма. Виды, взгляды, образы. Они передают ощущения — то, что не охватить словами.

    Фильм — история великовозрастного французского повесы, волею судьбы оказавшегося прикованным к постели. Единственное, что осталось подвластным главному герою, это левый глаз и, как он сам выразился:«Память и воображение». Именно благодаря этим трём «составляющим», Жан-До пишет книгу, отвечая подмигиванием на нужные буквы, задиктовываемые его помошницей в специальном алфавитном порядке.

    Во время просмотра испытываешь широкую гамму чувств. От боли, сочувствия и, даже, страха до душевной гармонии и счастья. Но, вспоминая фильм на следующий день, лично у меня ничего «не йокнуло». Просто, очередная хорошая картина в копилку киноопыта.

    19 января 2010 | 15:28

    «Скафандр и бабочка» («Le scaphandre et le papillon»)
    Режиссер: Джулиан Шнабель
    Страна: Франция, США
    Жанр: драма, биография
    Год выхода: 2007

    Конечно, для любителей кино в стиле «арт-хаус», «Скафандр и бабочка» — это не открытие. Однако у фильма есть и свои зрители, и награды кинофестивалей. В год выпуска картина завоёвывает два приза в Каннах, один достаётся «лучшему режиссёру» — Джулиану Шнабелю. В 2008 году статуэтку Сезара вручают лучшему актёру Матье Альмарику; столь высокую оценку фильм получил и в номинации «лучший монтаж». В этом же году Британская киноакадемия отдаёт кинокартине пальму первенства в номинации «лучший адаптированный сценарий». Завершает «Скафандр и бабочка» своё триумфальное шествие на вручении Золотого глобуса, который назвал фильм «лучшим фильмом на иностранном языке» и в который раз подтвердил мастерство «лучшего режиссёра» Шнабеля.

    На первых же кадрах фильма зритель начинает открывать веки после долгого сна. К нему подходят врачи, просят назвать своё имя. Однако то, что произносит главный герой, на стороне которого волей-неволей оказываются зрители, доктора не слышат. Затем начинаются долгие выяснения и объяснения, итог которых — диагноз «locked-in syndrome», благодаря которому у больного функционирует только левый глаз.

    На самом деле, на этом месте можно завершить пересказ сюжета, потому что больше в фильме ничего не произойдёт, будут только появляться новые детали. Пациент не кто иной, как Жан-Доминик Боби, главный редактор французского журнала Elle. Диагноз вынесен после внезапного инсульта в непреклонные 43 года. У Жан-До есть жена, точнее, мать его троих детей, и любовница Инес, которую он ждет каждый день; больной отец, которого Жан-До брил в ту неделю, когда с ним случился инсульт.

    Несмотря на то, что «locked-in syndrome» парализовал тело Жана-Доминика, его мозг функционирует. Вместе со специалистами он разучивает новый алфавит, в котором буквы расставлены по частоте употребления. Доктор читает алфавит, а Жан-Доминик дожен моргнуть на той букве, которая начинает слово. Затем — вторая буква и так далее. Одно моргание — «да», два моргания — «нет».

    В один из дней к Жан-До приходит его знакомый Пьер Русен. Именно ему Боби уступил место в самолете, который позже захватили: Русен оказался в плену и пробыл там около 4 лет. Пьер говорит Жан-До: «Знаете, пока я был в плену, я цеплялся за то, что делает меня человеком — и это помогло мне выжить».

    И Жан-Доминик следует совету Русена. Он решает написать книгу.

    И он сделал это. Фильм «Скафандр и бабочка» — это экранизация книги Боби. Книга на русском языке вышла только в нынешнем 2010 году, спустя три года после выхода фильма. Нужно отметить, что среди всех фильмов, которые я смотрела, эта картина — одна из самых лучших экранизаций книги в принципе. Джулиан Шнабель всего лишь превращает слова в образы, даёт им реальное очертание. Всё остальное — живой голос Жана-Доминика. Музыка в фильме тоже органично вплетается в повествование: это и «Битлз», и Шарль Трене, и Том Уейтс, и Нино Рота, и Бах, и музыка из знаменитого французского фильма «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо.

    Несмотря на то, что над фильмом работал режиссёр-американец, картина получилась «исключительно французской». Здесь есть и ирония, и самоирония главного героя; желание Жана-Доминика хотя бы в воображении целовать девушек и «быть прежним»; чтение классической французской литературы (Бальзак, Дюма) и литературы о коллегах-журналистах (Грэм Грин).

    «Скафандр и бабочка», сцены и герои этого фильма пробуждают в зрителе много чувств. Это и больной человек, который её вчера был здоровым; и пожилой отец, который звонит со слезами на глазах ещё не старому, но обездвиженному сыну; и дети, для которых «силуэт папы — это ещё папа»; и мать детей, которая вынуждена переводить ответ мужа любовнице. Быть может, вы окажетесь не из робкого десятка, тогда вас, наверное, впечатлит красивый вид таяния ледников, символ быстротечности времени, его неизменности. Однако в конце фильма ледники под музыку Баха начинают возвращаться обратно. Наверное, жизнь Жана-Доминика и его книга — и есть то самое, что заставляет ледники не таять и изменяет такой естественный ход событий.

    24 июля 2011 | 14:14

    Мало кто из нас задумывается, каково это быть парализованным, когда ты становишься «пленником своего тела». Об этом предпочитают молчать, не вспоминать, делать вид, что забыл о том, что это живой человек, а не труп. Более того, это не самая лучшая тема для кино. Однако Джулиан Шнабель буквально помещает нас в тело человека, прикованного к постели. Изумительная работа оператора Януша Камински заставляет представить себя на месте Жан-До.

    Мне кажется, любая болезнь — это шанс исправиться, поменять образ жизни. И исцеление даётся как раз тем, кто сумел изменить себя.

    Но есть люди, которые остаются верными своим жизненным принципам до конца. Таким был Жан-Доминик.

    Этот фильм прекрасная возможность задуматься: не пора ли измениться.

    P.S. Почаще бы такие фильмы показывали на ТВ.

    10 из 10

    17 января 2010 | 11:31

    - Вы живы, и это главное!
     — А это жизнь?! ЭТО жизнь?! — взрывается криком Жан-Доминик Боби, герой картины Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка», в ответ на саркастическое замечание врача.

    Но этого возгласа никто не услышал, потому что Жан-До, преуспевающий 44-летний бизнесмен, перенес инсульт, после чего оказался полностью парализован.

    Этот фильм биографичен, ведь он снят по книге, написанной самим Боби, в то время, как он пребывал в «бодрствующей коме». Именно так называют данный синдром врачи. Но как же он, обездвиженный, умудрился написать целую книгу? В его распоряжении остался левый глаз. Он усердно моргал им на нужной букве, когда ассистентка зачитывала специально составленный для него французский алфавит. «E, S, A…» — буква за буквой, моргание за морганием, и вот перед нами полноценное произведение, по которому в 2007 году был снят фильм.

    Если Вы ожидаете увидеть нервотрепещущее и слезовыдавливающее зрелище, то лучше сразу нажать кнопку «выкл». Здесь не будет нудных нравоучений об упущенных возможностях, несбывшихся мечтах и бессмысленности такой жизни. Нет, это лишь рассказ от первого лица, каково это — быть запертым в собственном теле-скафандре, который начал свое медленное, но неумолимое погружение на дно одиночества. Каково это — не мочь самостоятельно одеться, умыться, потянуть затекшую руку, смахнуть муху, щекочущую нос, и даже дышать.

    Но наш герой не пессимист. Единственное, что осталось непарализованным — его воображение и память. С их помощью он способен на любые путешествия, любые поступки, исполнение любых желаний. В своих всесильных фантазиях Жан-Доминик может за одну ночь облететь вокруг света, но с витрины на него глядит перекошенная физиономия человека с отчаянно вращающимся глазом.

    А ведь когда-то он был редактором популярнейшего женского еженедельника «ELLE». Амбициозный и, пожалуй, циничный, он вел богемный образ жизни. Как истинный француз любил красивых женщин и дорогое вино, одновременно являясь хорошим отцом, но никудышным мужем. Теперь он учится другой жизни, учится принимать нового себя. Но Жан-До довольно быстро осознает, а главное, принимает свое нынешнее положение. Даже потеряв всякую чувствительность, он остался все тем же ироничным ловеласом и выдумщиком. Хотя первым его предложением и было четкое и лаконичное «Я хочу умереть», но Жан-Доминик не такой. И даже после трагедии он хочет жить, мечтать, любить… И он будет.

    Активный и энергичный, Жан-Доминик тонко чувствует время и ситуации и легко и быстро приспосабливается к ним. Упрямый и напористый, он хочет жить по-своему, в соответствии с собственными убеждениями и в гармонии с самим собой. Убежденный атеист, даже свою спасительную бабочку-душу Жан-До называет воображением.

    Французский актер Матье Амальрик сыграл Жана-Доминика Боби. Нет, не сыграл — прожил, прочувствовал. Казалось бы, что сложного, лежи себе весь фильм, не двигаясь, да изредка покручивая глазом. На поверку все оказалось гораздо сложнее. Как выразить радость, грусть или гнев, когда ты не можешь говорить, не можешь шевельнуть ни единым мускулом лица и тела? Лишь глаз — единственное зеркало эмоций. И Матье справляется гениально. Герою сопереживаешь, поддерживаешь, боишься и надеешься.

    Один из самых ярких и трогательных моментов фильма стал разговор, точнее монолог, отца Жана-Доминика, позвонившего в клинику. Пожилой, почти дряхлый старик, глотая слезы, говорит своему сыну то, что не успел до катастрофы. Про то, как он его любит и гордится… Но сын не в состоянии ответить. «А ведь мы с тобой оба затворники — продолжает несчастный родитель — ты в своем теле, я в собственной квартире». И тогда Жан-До понимает своего отца, отчаянно искавшего общения с ним, по крупицам собиравшего возможности увидеться… В тот вечер бывший балагур и весельчак впервые заплакал.

    Основной проблемой фильма является вопрос о том, что первичнее в человеке — его тело или душа? Этот неслышимый вопрос легко читается и в самом названии картины. Скафандр — грузная, неповоротливая, неуклюжая оболочка, едва сдерживающая порхающую душу-бабочку. Ответ очевиден. И Жан-Доминик не препятствует своей бабочке, позволяя ей отправляться в самые замысловатые приключения. Эти полеты как письма из застенка, послания от обреченного калеки.

    Фильм крайне образен. Самым ярким, безусловно, является сама бабочка — символ души, бессмертия, возрождения, ведь это прекрасное небесное существо появляется из уродливой земной гусеницы. Так перед нами мелькают кадры из документального фильма — из сухого стручка-куколки выбирается на свет, на свободу бабочка. Она расправляет пестрые крылья и отправляется в новую, увлекательную жизнь. Еще одним значимым образом становится глаз, как единственный способ связи со всем миром. Он олицетворяет знание, озарение, свет, символ разума и духа. А в конце фильма зритель видит разрушающиеся горы и ледники, отделение героя от Бога, прекращение его духовного роста, крушение всех прежних устоев и идеалов. Но Жан-Доминик смиряется со своей участью, постепенно привыкая к новой жизни, и тогда горы начинают обратно нарастать и возвышаться. Госпиталь, где находится герой, расположен на берегу моря, символа вечной жизни, бесконечного движения. И вот Жан-До, один, на инвалидном кресле посреди бескрайней бушующей воды… Но на берегу есть маяк, его хранитель, который поможет бывшему редактору найти выход из погружающегося удушливого скафандра.

    Практически сразу же, с первых кадров, зритель представляет себя на месте героя. Причиной тому — оригинальное операторское решение. Половину экранного времени камера — это глаз Жана-Доминика. Расплывчатые контуры, непривычные ракурсы — мы видим то, что видит он, начиная с рисунка дочери и заканчивая карточкой с именем врача. Общие планы, пейзажи, где камера обретает привычную подвижность, становятся приятной отдушиной. Потому что ощущать себя парализованным героем, погружаться в его мир, задыхаться от ничтожности поступающей информации с каждой минутой становится все тяжелее.

    Музыка же в фильме отнюдь не грустная или унылая. Наоборот, полная жизни, движения, желания и надежды. В конце она сменяется на тягучую мелодию нетерпеливого ожидания и массивные звуки приближающейся развязки.

     — Вы счастливый человек! — сообщает однажды Боби его помощница, записывающая буквы.
     — Вы так думаете? Может быть… — задумчиво отвечает он.

    И ведь действительно окруженный заботой, вниманием и любовью Жан-До вновь оживает. Начинает заново мыслить, мечтать, творить. Его желание и стремление ЖИТЬ не позволяет ему окончательно погрузиться на дно безысходности и пустоты.

    3 ноября 2010 | 17:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>