Статьи

Брюки превращаются в фильм: Из чего сделана «Бриллиантовая рука»

Хроника рождения культовой комедии Гайдая в документах и артефактах – от резолюций худсовета до костюма Миронова.
Брюки превращаются в фильм: Из чего сделана «Бриллиантовая рука»
«Бриллиантовая рука»

Как уменьшилась управдом Плющ, Пуговкин не стал Леликом, а Трус, Балбес и Бывалый превратились в Шефа — КиноПоиск реконструирует историю «Бриллиантовой руки» по найденным на «Мосфильме» архивным материалам и предметам реквизита.

Сценарий: Сказка о крепком рубле

В начале было слово — «контрабандист». Так назывался сценарий, написанный в 1967-м Яковом Костюковским и Морисом Слободским (они уже работали с Леонидом Гайдаем над фильмами о похождениях Шурика). Поводом для сценария стала не то серия статей в «Правде», не то текст в журнале «За рубежом» — на этот счет есть разные мнения. В любом случае сценаристов привлекла вычитанная в прессе идея перевозки драгоценностей в гипсе. Они придумали историю о наивном обывателе, который вдруг оказался в центре большой криминальной схемы, сам об этом не подозревая. В этот раз сюжет был не про молодого студента Шурика, а про женатого мужчину средних лет и безо всякой авантюрной жилки. Зато уязвимого для алкоголя. Сценарий сразу писался под Юрия Никулина — у него была главная роль.

Юрий Никулин поет песню про зайцев

Отзыв редактора на заявку «Контрабандист» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Отзыв редактора на заявку «Контрабандист» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

«В последние годы советский рубль сильно окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги. О таких фактах все чаще и чаще пишет наша печать. Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах. Во-первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов. Во-вторых, потому что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывает помощь государству в борьбе с контрабандой». Так начиналась сценарная заявка «Контрабандиста».

В отзыве редактора на сценарную заявку фильма отмечено, что, «как всегда у этих авторов и этого режиссера, за эксцентриадой, за комическими эффектами, за парадоксальным сюжетом и причудливыми характерами — глубокие и верные мысли, чистые и добрые чувства. О скромном и неказистом человеке, в котором в минуту опасности проявляются лучшие качества, воспитанные нашим социалистическим обществом, расскажет будущий сценарий». Работе над сценарием был дан ход, причем Леонид Гайдай тоже участвовал в этом процессе и даже написал заявление, в котором потребовал считать его «полноправным соавтором».

Заявление Леонида Гайдая / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Заявление Леонида Гайдая / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Постепенно сценарий стал приобретать новые очертания и получил новое название — «Бриллиантовая рука». Хотя в скобках везде для удобства указывалось и старое, более агрессивное, детективное. Из заключения худсовета от 9 октября 1967 года мы узнаем, например, что фамилия Семена Семеныча была изначально не Горбунков, а Павлик, а также то, что контрабандистов-сообщников было не двое, а трое — возможно, по схеме Трус—Балбес—Бывалый, которая использовалась Гайдаем в предыдущих картинах. Клички и амплуа, правда, были другие: Князь, Механик, Малыш. Худсовет предложил сократить количество жуликов, а еще уменьшить роль гражданки Плющ — той, которую в фильме потом сыграет Нонна Мордюкова. Очевидно, сначала ее образ был крупнее, что, по мнению худсовета, придавало персонажу фельетонное звучание.

Нонна Мордюкова в роли гражданки Плющ

Фрагмент заключения худсовета по сценарию «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Фрагмент заключения худсовета по сценарию «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Из заключения сценарно-редакционной коллегии узнаем, что исходно у Плющ были реплики с «политической оценкой общественных явлений» — их требовалось убрать. При этом ее предположение о том, что Семен Семеныч «тайно посещает синагогу», нареканий у коллегии не вызвало. Сомнительная шутка исчезла на переозвучании, а синагога превратилась в любовницу. Но по губам актрисы легко прочитать, какое слово она произносит.

Также из документа следует, что Шеф изначально фигурировал под именем Маврикий, а эпизод с его чествованием в ресторане сильно покоробил коллегию. В нем имелась сцена неуемного восторга пионеров перед «подвигом» махинатора (напомним, криминальная схема заключалась в том, что контрабандисты выдавали драгоценности за найденный клад, сдавали его государству, получая за это премию). Маврикий также отпускал рискованные шутки типа: «Главное в нашем деле — социалистический реализм». Из описания сцены в ресторане мы узнаем, что доля Шефа за очередную аферу — цена нового (и очень престижного) «Москвича».

Шеф (пока инкогнито) обмывает свой очередной триумф

Еще одно заключение по сценарию фильма / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Еще одно заключение по сценарию фильма / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Авторы сценария учитывали все придирки цензоров, из текста постепенно исчезали сцены, «повествовавшие о быте и нраве жуликов», «излишние подробности», «второстепенные эпизоды и персонажи». Пожалуй, прочитать эти редакции было бы интересно не только историкам кино.

Здесь сценарию наконец-то дается зеленый свет, хотя и с оговорками / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Здесь сценарию наконец-то дается зеленый свет, хотя и с оговорками / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Кастинг: Вицин против Миронова

3 января 1968 года картина наконец была запущена, начались актерские пробы. Роль Графа (Козодоева) вполне мог получить Георгий Вицин — его Гайдай уже много снимал прежде, он был известен. А вот Андрей Миронов звездой совсем не был, отношение к нему было настороженным.

Пробы Георгия Вицина для «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Пробы Георгия Вицина для «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Механиком (Леликом) мог стать Михаил Пуговкин, причем, когда утвердили Папанова, Пуговкин пробовался и на роль Графа. Роль мальчика с пляжа сыграл сын Никулина, Максим. Он получил роль случайно: когда снимались сцены в Адлере, Никулин приехал туда вместе со своей семьей на машине. Тогда Гайдай и решил дать парнишке роль.

Пробы Михаила Пуговкина для «Бриллиантовой руки»

Пробы Михаила Пуговкина для «Бриллиантовой руки»

С актрисами история особая. К их кастингу Гайдай подходил в стиле продюсеров золотого века Голливуда. Если актриса была симпатичная и молодая, он требовал, чтобы она пробовалась в купальнике, причем потом в фильме часто предоставлял и зрителю возможность полюбоваться ее фигурой в самых выгодных ракурсах. На пробах для «Бриллиантовой руки» в купальнике позирует Светлана Светличная — ее утвердили не сразу (говорили, что ее пробы слишком вызывающие), но Гайдай настаивал и добился того, чтобы в фильме была сцена стриптиза в исполнении Светличной, одна из самых смелых в советском массовом кино. Песню «Помоги мне» для фильма исполнила Аида Ведищева. Она же пела за Варлей в «Кавказской пленнице», а еще все советские дети знали ее по музыкальным номерам из мульфильмов — колыбельной из сказки про Умку и песне «Синяя вода» из «Катерка» (того, где еще был хит «Чунга-чанга»).

Стриптиз под шлягер «Помоги мне»

Пробы  Светланы Светличной для «Бриллиантовой руки» в купальнике

Пробы Светланы Светличной для «Бриллиантовой руки» в купальнике

Дальше была вот такая бумага с просьбой утвердить актеров — здесь указаны театры, в которых они служат. У Никулина написано просто: «Цирк». 22 марта актеры были утверждены. А 25 апреля был первый съемочный день.

Документ с просьбой утвердить исполнителей главных ролей в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Документ с просьбой утвердить исполнителей главных ролей в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Съемки: Драгоценный реквизит и альтернативный финал

Множество подробностей о самих съемках фильма с неизбежными анекдотами-байками вы можете прочесть на его странице, а мы ограничимся некоторыми вещдоками, которые нашли на «Мосфильме». Например, вот эта шикарная «двойка» — та самая, в которой Миронов слоняется по турецкому курорту (на самом деле все снято в Баку). Сорок лет она лежала среди другой безымянной одежды, которая после съемок поступает в фонды «Мосфильма», чтобы потом этими костюмами можно было пользоваться на других фильмах. До недавнего времени никто не вел учета появления мосфильмовских одеяний на экране. Всего несколько лет назад благодаря энтузиазму отдельных работников многие предметы гардероба удалось идентифицировать. И этот тоже.

Костюм Андрея Миронова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Костюм Андрея Миронова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

На подкладке написана фамилия актера, хотя надпись вряд ли сделана во время съемок. Костюм шили на заказ, он очень качественный. Возможно, он появлялся потом и в других картинах — сегодня это трудно установить точно. Водолазка и платок не аутентичные.

Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

А вот костюм Лелика — настоящий только он. А берет, значок, тенниска — это все не оригинальное. Зато здесь есть кусочек ткани с фамилией Папанова, и вот он, похоже, прямо оттуда, из 1960-х. Простецкий стиль Лелика резко диссонирует с нарядами денди Козодоева — первый одет как таксист (кстати, после выхода фильма к таксистам стали массово обращаться «шеф»), второй — как пассажир, готовый платить «два счетчика».

Костюм Анатолия Папанова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Костюм Анатолия Папанова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Вот конь, с которого начинается большой шоппинг Семена Горбункова. С крыльями. Он появлялся в фильмах «Служебный роман» и «Гараж», а сегодня хранится в тайных запасах «Мосфильма», куда пускают только по личному разрешению руководства студии. Конь сделан из драгоценного сплава, это настоящий антиквариат. При этом сцены с конем в сценарии не было, Горбунков сразу начинал интересоваться перламутровыми пуговицами на халате. Кому попался на глаза этот конь и почему Гайдай решил придумать шутку с «таким же, но без крыльев», установить сложно. Кстати, в жизни Гайдай был довольно замкнутым, мрачным и немногословным человеком, почти никогда не улыбался. С войны у него осталась незаживающая рана — осколок, застрявший у основания большого пальца ноги. Рана время от времени начинала гноиться и сильно болеть.

Сцена в комиссионке с конем

Тот самый конь с крыльями / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Тот самый конь с крыльями / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

У этой «Волги», она же ГАЗ-21 1964 года выпуска, есть биография. Когда автомобиль появился на студии, неизвестно. Но его послужной список просто огромный: «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или Всемирная история отравлений», сериал «Оттепель», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Людмила Гурченко», «Конец прекрасной эпохи». Автомобиль много раз перекрашивали, добавляли на капот логотип в виде оленя, потом убирали его. В 2017 году автомобиль прошел реставрацию, сейчас он выглядит как коллекционная тачка для богатого хипстера. Он на ходу, хотя заправлять его приходится 92-м бензином — 80-й трудно достать. Очень удобные кресла с дерматином, легкий, приятный руль, ручка переключения передач расположена на руле. 70 лошадиных сил — двигатель стоит родной. Только радио не работает. А вообще в «Волге» стояли ламповые приемник и усилитель, которые работали на длинных и средних волнах. Восстанавливать радио для съемок не было смысла, а то и так процесс реставрации авто занимает больше года. Сегодня автомобиль можно увидеть в музее «Мосфильма».

ГАЗ-21 играл в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

ГАЗ-21 играл в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Мы нашли еще три забавных документа. Первые два — это просьбы перенести съемки: то Никулин уезжает с цирком на гастроли, то Миронов в Японию отправляется. Из-за этого срывались сроки сдачи картины, были огромные проблемы — у всех, кроме актеров, которые спокойно разъезжали по заграницам. А вот в третьем документе создателей фильма просят ознакомиться с письмом ленинградских кинозрителей. Стоит резолюция «Ознакомлены».

Сроки сдачи опять сорваны — из-за гастролей Никулина / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Сроки сдачи опять сорваны — из-за гастролей Никулина / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Раскадровка этой сцены, сделанная оператором Игорем Черных, — отдельный маленький подарок читателям КиноПоиска. Ее нет даже на «Мосфильме», это из личного архива Черных. Все рисунки сделаны им и карточками приложены к режиссерскому сценарию. Сцена угадывается легко, но портретного сходства здесь не очень много.

Наконец, финал фильма. Это очередная импровизация Гайдая — в сценарии не было никакого катера, с которого поднимают загипсованного Горбункова и сажают потом в роскошный кабриолет. Изначально же предполагалось, что семья Горбунковых выйдет из своего подъезда вся в заграничных шмотках, а у самого Горбункова в гипсе сразу две руки. А жена смущенно говорит ему, что у них, кажется, будет ребенок. Какое счастье, что Гайдай не стал это снимать!

КиноПоиск благодарит «Мосфильм» и Игоря Черных за предоставленные документы и реквизит.

Читайте также
Видео и фото Подкаст «Кинотеатр Родина»: 95 лет Леониду Гайдаю. Бамбарбия! Киргуду! Почему Леонид Гайдай, со дня рождения которого 30 января исполнилось 95 лет, был известен своим коллегам как довольно мрачный человек? В чем состоит секрет его мастерства и чем он обязан своему кумиру Чарли Чаплину?
Статьи «Извините, это оказалось не смешно»: Отрывок из новой биографии Гайдая Из книги Евгения Новицкого можно узнать, почему Юрий Никулин и Андрей Миронов так и не сыграли главные роли в фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Статьи Несмешные руки-ножницы: Что вырезала цензура из советских кинокомедий 3 апреля 2017 года исполнилось 50 лет комедии «Кавказская пленница», которая, как оказалось, была одной из многих жертв советской цензуры. Вспомнили другие примеры.
Новости Создатели «Собибора» снимут фильм о Нюрнбергском процессе Новый проект анонсировал министр культуры Владимир Мединский.
Комментарии (26)

Новый комментарий...

  • 28

    grafnevrozov 25 июня 2018, 18:35 пожаловаться

    #

    Вау, вот это подарок. Столько всего любопытного. Бриллиантовая рука у меня и многих знакомых уже своеобразная семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение чуть ли не с первыми словами, а за тем — десятки все более осмысленных пересмотров.)
    Удивительно, сколь скрупулезно и творчески подходили авторы к картинам того времени, и что главное — «за парадоксальным сюжетом и причудливыми характерами — глубокие и верные мысли, чистые и добрые чувства…», и раскадровки такие душевные, эх, Кино, с большой буквы.)
    Хотя и здесь вездесущие цензоры лишили нас не одной любопытной реплики, но все равно фильм местами получился весьма остреньким (не скатываясь в фельетонизмы, что не менее похвально), и это еще одна прелестная его изюминка.)
    Спасибо, было очень интересно прочесть. Побольше бы таких материалов.)

    ответить

  • 11

    vetane 25 июня 2018, 19:27 пожаловаться

    #

    Отличная статья, большое спасибо! отдельное — за раскадровки))
    В наше время сложно поверить, что отношение к Миронову когда-либо было настороженным)

    ответить

  • 11

    Alice Anderson 25 июня 2018, 19:38 пожаловаться

    #

    Спасибо, за интересную статью. «Бриллиантовая рука» — одна из моих любимых советских комедий, меня поражает что и спустя столько лет с момента выхода на экраны кино вызывает улыбку и дарит хорошее настроение и ведь кино в отличии от нынешних комедий снято без всяких пошлостей.
    Я еще удивляюсь, как нынешние киноделы не сняли ремейк «Бриллиантовой руки», тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

    ответить

  • 8

    Kom_Myp3uK 25 июня 2018, 19:46 пожаловаться

    #

    Почему же не предупредили, что в статье спойлеры? *шутка, конечно же*
    Спасибо большое за такую интересную и обширную статью. Особенно понравилось читать архивные напечатанные материалы. Ну и раскадровка заслуживает отдельной благодарности. Вот бы еще глянуть что-нибудь из приложенных, если таковые имеются!
    Жаль, что в наше время сценарий и актерский состав не подвергаются столь тщательной проверке. Ведь если в то время, в сценарий велели вносить изменения такому выдающемуся режиссеру, как Гайдай, то страшно представить, что бы происходило ныне!

    ответить

  • El_principe 25 июня 2018, 19:58 пожаловаться

    #

    Очередной отличный разбор кино-классики.
    Спасибо КП!)

    ответить

  • 8

    fgcgone 25 июня 2018, 22:57 пожаловаться

    #

    Хорошая статья побольше бы таких.

    ответить

  • 1

    d0lphin 25 июня 2018, 23:43 пожаловаться

    #

    «Какой костюм крутой» — это про одежду Миронова — цитата из немецкого фильма :)

    ответить

  • 7

    Slonvprotivogaze 25 июня 2018, 23:55 пожаловаться

    #

    20+ лет смотрю и только узнал как у Мордюковой персонажа звали)) Отличная статья между тем.

    ответить

  • Sirius_kh 26 июня 2018, 01:07 пожаловаться

    #

    На идею мог вдохновить фильм Разиня с Бурвилем и Луи де Фюнесом

    ответить

  • 2

    Vladimir Blick 26 июня 2018, 07:24 пожаловаться

    #

    Интересный материал, спасибо редакции

    ответить

  • DEN15 26 июня 2018, 10:57 пожаловаться

    #

    Спасибо. Вот это интересно.

    ответить

  • Alex Croft 26 июня 2018, 12:08 пожаловаться

    #

    Спасибо. Много нового узнал о поистине легендарном фильме)

    ответить

  • 2

    Alan_Forlani 26 июня 2018, 12:16 пожаловаться

    #

    Раскадровка сцены рыбалки
    Это не сцена рыбалки, это сон Козадоева.

    ответить

  • xirtam 27 июня 2018, 11:44 пожаловаться

    #

    Здорово! Только не останавливайтесь на этом пожалста!

    ответить

  • Миша-35 2 июля 2018, 03:36 пожаловаться

    #

    Огромное спасибо за статью, очень интересно! Казалось бы, знаешь об этой замечательной комедии все, а выясняется, что еще очень мало. Еще раз спасибо, и побольше таких статей!

    ответить

  • 1

    kotboris82 3 июля 2018, 21:22 пожаловаться Ошибка в коде

    #

    Почему в статье дублируются несколько раз куски статьи? Место где видео с песней про зацев и отзывом редактора.

    ответить

 
Добавить комментарий...