• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Статьи

Не страх, но ужас: Нетипичные европейские хорроры последних лет

Безликие балерины-убийцы, женщина с хвостом и одинокий зоолог. КиноПоиск разобрался, как европейская традиция фильмов ужасов отличается от более привычной нам американской.
Не страх, но ужас: Нетипичные европейские хорроры последних лет
Кадр из фильма «Мертвенно-бледный»

За фильмами жанра хоррора плотно закрепилась репутация предсказуемого, однообразного зрелища, которое вращается вокруг незамысловатых героев и воздействует на зрителя столь же простыми и понятными приемами. Символом этого является jump scare — стремительное появление чудовища в кадре вкупе с резким изменением саундтрека или оглушительным воплем монстра либо его жертвы.

Подобной репутацией хорроры во многом обязаны засилью в прокате фильмов, снятых в американской традиции. А ведь кроме нее существует еще и европейская. Для нее ключевым понятием является не страх, а ужас. КиноПоиск рассказывает о том, чем одна традиция отличается от другой, на примере наиболее любопытных европейских хорроров, снятых за последние десять лет.

Кадр из фильма «Хвост»

Кадр из фильма «Хвост»

«Хвост»: Жестокая, но поучительная сказка

Большинство современных американских фильмов ужасов опирается на фундамент, заложенный писателями и кинорежиссерами в диапазоне от Говарда Лавкрафта и Стивена Кинга до Альфреда Хичкока. Всех их объединяет интерес к одной и той же теме: насколько легко близкие нам вещи становятся пугающими. Чудовище в их произведениях — это не румынский нелегальный мигрант граф Дракула, который приезжает из экзотической Трансильвании на кровавые гастроли, а нечто существующее прямо по соседству или даже в вашем доме. Именно это ощущение недоверия к миру рассматривают два самых знаменитых фильма Хичкока — «Психо» и «Птицы». Каждый мотель на пути их героев может стать последним, каждое животное — опасным.

Демонстрация монстров, бродящих за спинами ничего не подозревающих героев, стремительный темп фильма, который не дает зрителю перевести дух, резкие изменения обстановки — все в фильмах такого типа призвано поддерживать постоянное напряжение и страх. Для режиссера, стремящегося добиться подобного эффекта, важно создать у зрителя ощущение уязвимости, заставить представить себя на месте жертвы. Не случайно главными героями слэшеров («Техасская резня бензопилой», «Пятница, 13-е») — специфического американского поджанра хоррора — стали студенты или подростки, то есть основная целевая аудитория таких фильмов.

Американские хорроры, опирающиеся во многом на традицию детектива, уделяют очень много внимания сюжетным деталям и выстраивают события в киноленте таким образом, чтобы каждая мелочь рано или поздно сыграла свою роль. Иного подхода придерживаются европейские ужастики, которые возводят свой стиль к готическому роману (вроде «Поворота винта» Генри Джеймса) и классике немецкого киноэкспрессионизма («Носферату», «Кабинет доктора Калигари»). Европейцы обозначают сюжет гораздо более широкими мазками, в меньшей степени заботясь о том, чтобы объяснение происходящего стало кульминацией фильма. Их истории зачастую оказываются близки даже не готическому рассказу, а волшебной сказке, где примечателен сам факт встречи человека и необъяснимого, а не ее обстоятельства. Именно так происходит в норвежском фильме «Хвост».

Кадр из фильма «Хвост»

Кадр из фильма «Хвост»

Режиссер Александер Нордос рассказывает в своей ленте страшную сказку про двух путешественников, которые встречают лесную женщину, норвежского духа Хюльдру. В сущности, перед зрителями современный пересказ классического фольклорного сюжета о путешественнике, которые влюбляется в красавицу, но оказывается разлучен с ней из-за нарушения магического запрета. Согласно легендам, Хюльдра превращается в человека, если ей отрезать хвост.

Вокруг этого абсолютно мистического мотива и строится сюжет фильма. Причем из народных легенд тут заимствуется не только облик и способности чудища, но и главный конфликт между людьми и похищенным ими существом, которое стремится вернуться назад, в места своего обитания. Общую атмосферу сказки не портит даже неуклюжая попытка объяснить происхождение Хюльдры научными теориями.

Впрочем, трогательная канва истории не отменяет того факта, что фильм сам по себе является хоррором. В нем есть убийства, откровенные пугалки и напряженные моменты, когда герои вынуждены прятаться от неизвестной угрозы. Но в конечном итоге ценность этой картины в том, что она позволяет современному человеку погрузиться в атмосферу сказок, которые рассказывали сотни лет назад, — страшных, жестоких, но по-своему очень поучительных.

Кадр из фильма «Мертвенно-бледный»

Кадр из фильма «Мертвенно-бледный»

«Мертвенно-бледный»: Сочетание прекрасного и омерзительного

Хотя американский хоррор сложно обвинить в реализме, он все равно пытается показать то, что зрители теоретически могли бы увидеть своими глазами в реальности. Режиссеры прикладывают немало усилий, чтобы воссоздать на экране привычную повседневность. На ее фоне дальнейшее насилие производит более шокирующее впечатление. Зритель не должен покинуть зал со словами «Такого не может быть».

Будучи наследниками экспрессионистов, режиссеры европейских фильмов ужасов пытаются передать на экране не события, а ощущения. Они с самого начала стараются погрузить смотрящего в другое пространство, заставить его перестать думать о привычном мире. Например, один из важнейших для европейского хоррора фильмов, «Суспирия», производит впечатление, что вы видите скорее сон или наркотический трип. Это делается не с помощью достаточно тривиального сюжета, а через визуальные решения — подбором цветов, декорациями со странными интерьерами, а также музыкой группы Goblin, способной вызывать у неподготовленного человека головную боль. Эта традиция сохраняется и сейчас, особенно в итальянских и французских ужастиках.

Кадр из фильма «Мертвенно-бледный»

Кадр из фильма «Мертвенно-бледный»

С одной стороны, французский фильм «Мертвенно-бледный», снятый Жюльеном Мори и Александром Брустильо, сочетает элементы европейской и американской традиции. Последней он обязан общей сюжетной канвой: группа подростков проникает в загадочный дом, где они быстро разделяются и один за другим становятся жертвами обитающих там чудовищ. С другой стороны, чудовища и все внутреннее убранство дома недвусмысленно отсылают зрителей к европейской традиции.

После того как одного из героев убивают под музыку танцующие безликие балерины, вооруженные осколками зеркала, становится понятно, что это не просто очередной фильм о маньяке с топором. Ключевой для фильма образ балетной школы как пространства, где соединяется страх и красота, напоминает о той самой «Суспирии», которая балансировала между прекрасным и омерзительным.

Кадр из фильма «За бродом»

Кадр из фильма «За бродом»

«За бродом»: Ужастик, где ничего не происходит

Хорроры голливудского типа можно условно назвать фильмами движения: они фокусируются на событиях, перемежая погони и жестокие убийства. В противоположность им содержание многих европейских ужастиков составляют не погони и даже не диалоги персонажей, а скорее томительное ожидание. То, как что-то происходит, для европейского хоррора гораздо важнее причин, по которым это происходит.

В этих фильмах ожидания чудовища медленно приближаются, проявляя себя в отдельных деталях и мелочах. Персонажи медленно начинают понимать, что вокруг них происходит что-то странное. Даже яркие события, включая гибель героев, скорее встраиваются в размеренное повествование, чем ускоряют темп фильма. Это роднит многие европейские хорроры с тем типом артхауса, авторы которого любят использовать долгие планы и медленно развивающиеся сцены для создания необходимой атмосферы. Понять, как именно это воплощается на практике, помогает итальянский фильм «За бродом» Лоренцо Бьянкини.

Кадр из фильма «За бродом»

Кадр из фильма «За бродом»

Общая канва сюжета и особенно то, как авторы объясняют наличие сверхъестественного, могут показаться тривиальными. Большую часть фильма на экране не происходит практически ничего. Главный герой, который занимается наблюдением за животными на итало-словенской границе, застревает в заброшенной деревне и ждет там спасения, попутно сталкиваясь с мистическими секретами этого места.

Чаще всего фильмы ужасов не задаются вопросом, как проводят свое время их герои, когда не пугаются и не убегают от очередного чудовища. «За бродом» отвечает на него исчерпывающе. Значительную часть кинокартины мы наблюдаем за человеком, который вынужден мириться с одиночеством и неопределенностью своего положения. Он раскладывает пасьянсы, пьет чай, изучает окрестности, спит, пока вокруг него разворачиваются все более странные и пугающие события.

Смотреть этот камерный и даже по-своему уютный фильм стоит не ради неожиданно жесткой развязки, а для того, чтобы насладиться удивительно красивой фактурой давно опустевшего городка, где все еще пылятся оставленные вещи, а по мощенным булыжником улицам бродят дикие звери. В результате одиночество главного героя перед лицом непреодолимой и страшной силы легко передается и зрителю.

Кадр из фильма «Тени»

Кадр из фильма «Тени»

«Тени»: Мир, увиденный глазами призраков

Разницу между понятиями «страх» и «ужас», замеченную еще авторами готической литературы в XIX веке, в наше время точно описал Стивен Кинг.

Страх — это чувство, вызванное самим пугающим событием, появлением и действиями монстра. Он может быть тесно связан с отвращением или с неосознанным отождествлением зрителя и жертвы, но, что важнее, страх возникает после появления чего-то страшного. Ужас, напротив, появляется, когда само чудовище еще не видно. Он возникает у смотрящего, если тот понимает, что происходит нечто пугающее, и начинает мучительно ждать, когда же оно наконец проявит себя. И, хотя по обе стороны Атлантики режиссеры стараются вызвать у зрителей и страх, и ужас, тяга американского кинематографа к первому, а европейского — ко второму позволяет хорошо понять разницу между ними.

Лучше всего это проявляется в отношении к насилию и смерти. По иронии судьбы американские хорроры стали такими, какими мы их знаем, из-за местной цензуры, гораздо более строгой, чем в большинстве европейских стран. В условиях жесткого ограничения показа сцен секса и насилия кинорежиссеры США могли позволить себе поднимать в хорроре темы, недопустимые в других популярных жанрах. После «Техасской резни бензопилой», задавшей стандарты, убийства на экране стали обязательной частью программы: список жертв окончателен, погибнут все или почти все. Наиболее доходчиво эту схему показали, объяснили и разобрали в фильме «Хижина в лесу».

Главная максима жанра: никто не в безопасности; чудовище может вторгнуться в нашу жизнь в любой момент. Однако для европейского хоррора, озабоченного не разрушением привычного нам мира, а погружением в мир потусторонний, смерть не является столь обязательным и рутинным событием. Разумеется, это не означает, что европейские хорроры гуманнее, даже наоборот. Просто в силу более либерального подхода к цензуре в Европе режиссеры здесь могут позволить себе показывать гораздо более жестокие вещи (вроде убийства детей), которые немыслимы в американском мейнстриме. И в то же время они не скованы схемой с отсчетом жертв, что в определенном смысле гуманизирует ужастики, как в случае с македонским фильмом «Тени».

Кадр из фильма «Тени»

Кадр из фильма «Тени»

Картина Милчо Манчевского рассказывает о враче, который пережил состояние клинической смерти и начал видеть мертвых людей. Несмотря на некоторую наивность, лента прекрасно иллюстрирует все основные особенности европейского ужаса. Фильм уделяет персонажам почти что столько же времени, сколько видам Скопье и окрестностей. Причем эти пейзажи оказываются не просто любопытным аттракционом, а способом показать, как видят окружающий мир главный герой и окружающие его призраки.

Самое примечательное — это отношение Манчевского к насилию на экране. На протяжении всего фильма сверхъестественные существа практически никого не убивают, но при этом жуткого в нем немало. Подчеркивая, что герой сталкивается с не видимыми остальным людям призраками, режиссер играет на подавленных страхах любого из нас.

Девизом фильма служит принцип «странно — это страшно». Как не сойти с ума, как не оказаться в ситуации, при которой происходящие вокруг события не имеют никакого, даже самого странного объяснения? Речь идет не столько о страхе физического, сколько ментального увечья, что, согласитесь, куда ужаснее человека с бензопилой.

Читайте также
Новости Светлана Ходченкова станет Кровавой Графиней Компания Enjoy Movies совместно с продюсером «Паранормального явления» и «Астрала» Стивеном Шнайдером запускает в производство мистический триллер BathoryБатори»), который расскажет историю графини Елизаветы Батори, печально известной массовыми убийствами юных девушек. Главную роль в картине исполнит Светлана Ходченкова.
Новости Японские ужасы американского кино Американские ужастики, снятые японскими режиссёрами, ещё будут. Хидео Наката, породивший своим «Звонком» моду на восточные фильмы ужасов, снимает картину под незамысловатым названием «Inhuman» («Нечеловеческий») для студии 20th Century Fox.
Новости Очередной римейк Уэса Крэйвена Мастер ужасов, автор культового «Крика» и классического «Кошмара на улице Вязов» Уэс Крэйвен подбирает команду для съёмок римейка своего дебютного фильма 1972-го года — шокирующего «Последнего дома слева».
Комментарии (53)

Новый комментарий...

  • 24

    dio in_love 30 октября 2016, 00:32 пожаловаться

    #

    Чертовски любопытные хорроры) Спасибо, заценим.

    ответить

  • 2

    Sirius33 30 октября 2016, 22:41 пожаловаться

    #

    Для этого занятия, также необходим чертовски вкусный кофе.

    ответить

  • 2

    dio in_love 31 октября 2016, 02:31 пожаловаться

    #

    Всем по чашечке копи лювак за мой счет :)

    ответить

  • SlepoFF 31 октября 2016, 19:32 пожаловаться

    #

    и горячий!

    ответить

  • 2

    apupezig 2 ноября 2016, 03:20 пожаловаться

    #

    Посмотрел «За бродом». Не слушайте, что написано в статье. Такое фуфло. а не кино, наверное и остальные не лучше. Смотреть «За бродом» невозможно!!!

    ответить

  • 37REGIONARTEMCHIK 30 октября 2016, 00:33 пожаловаться (

    #

    А как называется фильм по самой 1 картинке где девушка парит?

    ответить

  • 3

    kinovrs 30 октября 2016, 02:06 пожаловаться

    #

    …«Мертвенно-бледный».

    ответить

  • 10

    Journalist 30 октября 2016, 00:55 пожаловаться

    #

    Спасибо за материал. Многое взял на заметку

    ответить

  • 7

    аквакекс 30 октября 2016, 01:12 пожаловаться

    #

    Интересно, спасибо!

    ответить

  • 1

    audiovideofil 30 октября 2016, 08:12 пожаловаться страх и ужас, насилие и смерть

    #

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
    Благодаря новому дизайну все узнали об этой возможности, которая доступна в статьях уже не первый год.

    А за материал спасибо! Пополнил список «Обязательно к просмотру».

    ответить

  • 9

    Scrawderman 30 октября 2016, 10:59 пожаловаться

    #

    Ожидал увидеть в списке The VVitch: A New-England Folktale. Тоже довольно европейский стиль хоррора.

    ответить

  • 13

    RavenDante 30 октября 2016, 11:04 пожаловаться

    #

    Рейтинги фильмов оставляют желать лучшего, но интерес очень вызвали, обязательно посмотрю. Пожалуй лучшая подпорка Кинопоиска со времён списка про канибализм.

    ответить

  • 7

    Никита Фомин 30 октября 2016, 16:49 пожаловаться

    #

    Если вас не затруднит, дайте пожалуйста ссылочку на канибализм. Заранее спасибо.

    ответить

  • 7

    ВНЧ 30 октября 2016, 17:30 пожаловаться

    #

    https://www.kinopoisk.ru/article/2787741/

    ответить

  • Никита Фомин 30 октября 2016, 17:37 пожаловаться

    #

    Низкий поклон!

    ответить

  • 1

    holiknitepetux 30 октября 2016, 11:29 пожаловаться

    #

    Я бы еще добавил совсем недавно вышедший турецкий baskin, который по воздействию практически suspiria-worship, с его шикарным саундом и гипнотическим видеорядом.

    Подборка кайф, спасибо.

    ответить

  • 2

    El_principe 30 октября 2016, 11:30 пожаловаться

    #

    спасибо, про некоторые фильмы не знал.
    взял на заметку

    ответить

  • 8

    Love is blasphemy 30 октября 2016, 12:18 пожаловаться

    #

    Если хоррор, то только европейский.

    ответить

  • 1

    inyazserg 4 ноября 2016, 08:00 пожаловаться

    #

    жаль, только, что они свои фильмы не озвучивают на английском. Я смотрю кино в оригинале, а на испанском или португальском не то пальто. Субтитры — чтоб окосеть? Не, это на любителя — читать фильм.

    ответить

  • 1

    Aleksia2110 30 октября 2016, 13:09 пожаловаться

    #

    Мертвенно-бледный очень очень порадовал

    ответить

  • Хотелось бы список чуть подлиннее. Неплохо бы в дальнейшем увидеть что-то вроде «Нетипичные европейские хорроры последних лет „Часть 2“, статья понравилась.

    ответить

  • 3

    Lepreckon 30 октября 2016, 17:10 пожаловаться

    #

    Да, мало чего достойного в данной жанровой нише выходит, а если и выходит, то не закупают прокатчики. Только четыре нормальных посмотрел (вышедших за последнее время).

    ответить

  • 1

    ZviZdeZ 30 октября 2016, 20:11 пожаловаться

    #

    Огласите, пожалуйста, эти четыре нормальных.

    ответить

  • 1

    Lepreckon 30 октября 2016, 20:53 пожаловаться

    #

    Оно (It follows), Странный цвет слез твоего тела, Ведьма, Неоновый демон.

    ответить

  • 4

    frizzbee 30 октября 2016, 17:37 пожаловаться

    #

    Разграничение понятий «страха» и «ужаса» все же носит неоднозначный характер, согласно статье. Их можно смело переплетать между собой, как бы играя. Тот же Кинг, на заре своего творчества, говорил, что если невозможно (не получается) напугать аудиторию, ей нужно вселить чувство отвращения, т. е. вызвать такую эмоцию, от которой, простите, блевать тянет. Как пример — его рассказ «Ночная смена», где автор эту идею не скрывает. Задав определенный темп американскому хоррору, здесь сложно поспорить с важностью понятия страха в хоррор-индустрии США.

    ответить

  • 4

    Миша-35 30 октября 2016, 21:05 пожаловаться

    #

    Честно сознаюсь: европейский хоррор для меня поле почти непаханое. Надо восполнять пробелы, и в этом плане данная статья для меня очень полезна и информативна, спасибо. Почти все европейские фильмы-хорроры, упомянутые в ней, взял на заметку.

    ответить

  • 1

    DonSerjio 30 октября 2016, 21:58 пожаловаться

    #

    Люблю европейское кино, но европейских ужастиков почти не видел. Из представленного списка отсмотрен только «Мертвенно-бледный» и то лет 5 назад. Так что «Тени» и «Хвост» идут в очередь на ближайший просмотр. Спасибо за статью.

    ответить

  • JackNaper 31 октября 2016, 03:54 пожаловаться

    #

    Оуу, много любопытных проектов, надо глянуть)

    ответить

  • 4

    zloy_rebenok 31 октября 2016, 06:43 пожаловаться

    #

    Существует целая испанская традиция хорорра, которая великолепна своей самобытностью и сюрреализмом.

    ответить

  • У испанцев есть своя литературная мистическая традиция. Отсюда и хоррор самобытный. Литература в таких жанрах всегда первична. В России же хорошей мистической литературы пока ещё почти нет. В США — уже нет.

    ответить

  • Дейноних 31 октября 2016, 08:54 пожаловаться

    #

    Надо будет глянуть.

    ответить

  • Stanislav Dugin 31 октября 2016, 12:26 пожаловаться

    #

    Для себя из тех хорроров, что смотрел в последнее время, отметил только Заклятие и Заклятие-2. Весьма неплохие хорроры, держат в напряжении.

    ответить

  • zloy_rebenok 31 октября 2016, 12:46 пожаловаться

    #

    А что еще из хорроров Вы смотрели в последнее время?

    ответить

  • 1

    Dzyngl 31 октября 2016, 14:18 пожаловаться

    #

    Мне очень нравятся европейские ужастики! Из последнего что посмотрел и что впечатлило, это Мертвенно-бледный, приют и ведьма. Ведьма вообще нереальная крутизна

    ответить

  • 1

    _time_ 1 ноября 2016, 00:33 пожаловаться

    #

    офигенно написано! браво!

    ответить

  • inyazserg 4 ноября 2016, 08:04 пожаловаться

    #

    мне тоже понравилось, хотя недочитал и пошёл смотреть Thale, когда статья соблазнила.
    Про разграничение страха и ужаса — нечто интересное.
    Ну и, да, американские ужастики шаблонные приелись.

    ответить

  • Mr_Volan 2 ноября 2016, 16:50 пожаловаться

    #

    спасибо) почерпнул информацию для размышления)

    ответить

  • 2

    NellysM 14 ноября 2016, 14:08 пожаловаться

    #

    Давно смотрела прекрасный испанский ужастик Дом всех времен!И до сих пор помню его, неожиданный сюжет. Еще есть пародийный фильм Охотники на троллей, там норвежцы высмеивают троллей в страшном лесу. А в хоррор-игре Into the woods,представлена чуть ли не вся мифология Норвегии в том числе тролли, Хюльдра, Ведьмы

    ответить

 
Добавить комментарий...