Статьи

Комическая опера: Краткая история киномюзикла

От «Певца джаза» до «Ла-Ла Ленда» с Райаном Гослингом — как некогда самый популярный и народный жанр стал таким экспериментальным?
Комическая опера: Краткая история киномюзикла

На КиноПоиске запускается новая рубрика о музыке в кино. Регулярные беседы о музыке мы решили начать с киномюзиклов — фильмов, в которых драматический сюжет воплощается в музыке, пении и танцах. КиноПоиск рассказывает о том, как мюзикл стал таким, каким мы все его знаем, и почему он больше никогда не будет таким, как прежде.

Золотой век мюзиклов: 1930-е — начало 1950-х

Мюзикл, разумеется, первоначально не киножанр. Он возник на сцене театра и только потом, с появлением звукового кино, попал на экран. Музыка всегда использовалась в театральных представлениях, и пели в театре еще с древних времен. Но в современном виде мюзикл, как мы его представляем — легкий жанр, большое количество костюмов, красивые декорации, драматический сюжет, рассказанный через песни, простая, более популярная по сравнению с оперой музыка, — появился в XIX веке. Его первопроходцами в Америке считаются Гилберт и Салливан.

В то время их произведения назывались комическими операми. Три самые известные — «Корабль Ее Величества „Пинафор“», «Пираты Пензанса» и «Микадо». Комические оперы были идеальным времяпрепровождением для всей семьи — более развлекательным, чем классическая опера, но при этом не таким опасно фривольным, как водевиль и бурлеск. Главное, что в произведениях Гилберта и Салливана всегда были простые истории (например, «Микадо» — история сына богача, сбежавшего из дома от нежеланного брака и ставшего бродячим музыкантом), которые излагались в песнях и разговорах и были сразу понятны зрителю. Стиль Гилберта и Салливана довольно быстро принялись копировать, мюзиклы стали особенно популярны на Бродвее (который начинался с традиционного театра) и вскоре превратились в самостоятельный жанр.

Кадр из фильма «Певец джаза»

Кадр из фильма «Певец джаза»

Середина XX века, примерно с 1930-х годов до начала 1950-х, считается золотым веком мюзиклов в кино. На протяжении 20 лет мюзиклы становились хитами и занимали первые строчки по кассовым сборам.

Первый музыкальный фильм и вообще первый звуковой фильм — «Певец джаза» — вышел в 1927 году, и Голливуд сошел с ума от мюзиклов. Поначалу они выполняли очень простую функцию: с помощью привычного жанра зрителей приучали к тому, что кино перестало быть немым. Посетителям кинотеатров были хорошо знакомы водевиль, театральные мюзиклы, даже музыкальные шоу на радио, а вот звуковое кино было еще в новинку. Неудивительно, что первые киномюзиклы похожи на роскошные и предельно нереалистичные театральные постановки, снятые на пленку. К тому же свой отпечаток накладывало и несовершенство звукозаписывающей аппаратуры: актеры не могли далеко отойти от микрофона, который прятали за декорациями, и были вынуждены топтаться на одном месте.

Восхождение мюзиклов в кино совпало с появлением системы звезд в Голливуде. Фильмы стали продавать и рекламировать при помощи актеров — исполнителей главных ролей, за которыми продюсеры строго закрепляли определенные амплуа. Именно звезды мюзиклов в то время были одними из самых популярных и уважаемых людей в Голливуде, которые потеснили прежних знаменитостей эпохи немого кино. Как происходила смена поколений, хорошо показано в фильме «Артист».

Пик популярности мюзиклов наступил в 1940-е, во время Второй мировой. Это было идеальное развлечение для уставших от войны и новостей с фронта людей. В 1945 году, когда закончилась война, шесть из десяти самых кассовых фильмов были мюзиклами.

Кадри из фильма «Волшебник страны Оз»

Кадри из фильма «Волшебник страны Оз»

Лучшие представители эпохи

«42-я улица» Один из главных мюзиклов золотой эры, история театральной труппы, которая должна за пять недель напряженной работы поставить новое шоу на Бродвее. Над фильмом работал хореограф Басби Беркли, благодаря которому танцевальные номера в киномюзиклах стали не менее важными, чем песни. Беркли придумал максимально задействовать операторов при постановке танцев: камеры следовали за танцорами, двигались вместе с ними и создавали захватывающую хореографию.

«Волшебник страны Оз» Абсолютная классика, одна из первых заметных цветных кинолент, самый дорогостоящий фильм своего времени. Музыкальное сопровождение сделало «Волшебника из страны Оз» одним из лучших киномюзиклов тех лет.

Кадр из фильма «Веселые ребята»

Кадр из фильма «Веселые ребята»

Советские мюзиклы: 1930-е

Популярность мюзиклов в Голливуде не прошла не замеченной в Советском Союзе. Ленин, как известно, называл кино важнейшим из искусств, но долгое время отечественные фильмы в СССР пользовались меньшим успехом, чем кино из США и Германии. Когда к власти пришел Сталин, ему было важно поднять популярность советского кино, и мюзиклы были идеальным вариантом. Они были одновременно развлекательные и могли нести в себе пропагандистскую функцию. Первым советским фильмом-мюзиклом можно считать «Веселых ребят» 1934 года с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях. Его режиссер Григорий Александров вместе с Сергеем Эйзенштейном за несколько лет до этого специально ездил в США, чтобы посмотреть, как там снимают кино.

Орлова (которая, кстати, была женой Александрова) стала звездой советского экрана и снялась у своего мужа еще в «Цирке» и «Волге-Волге». Вторым важным режиссером музыкальных фильмов в СССР после Александрова был Иван Пырьев. Он в основном снимал фильмы про жизнь колхозов, например ленты «Трактористы» и «Кубанские казаки». Главные хореографические номера в фильмах были связаны с работой героев, и пели они в первую очередь тоже о ней.

Кадр из фильма «Волга-Волга»

Кадр из фильма «Волга-Волга»

Лучшие представители эпохи

«Веселые ребята» Первый и самый известный советский фильм-мюзикл. История о пастухе-музыканте Косте Потехине, который становится дирижером джазового оркестра. Песни из фильма были настолько популярными, что регулярно транслировались по радио.

«Волга-Волга» История провинциальной труппы музыкантов, которые плывут в Москву на теплоходе. С одной стороны, это максимально пропагандистское кино, оно показывает жизнь в СССР 1930-х годов как легкую и веселую. С другой — Александров делает вид, что критикует отдельные элементы этой жизни, например бюрократию.

Кадр из фильма «Звуки музыки»

Кадр из фильма «Звуки музыки»

Застой: 1950-е — начало 1960-х

В 1950-е годы у Голливуда появился главный враг — телевидение. Кино долгое время контролировало всего несколько студий, и они могли решать, что показывать зрителям и чем ограничивать их выбор. Мюзиклы в такой ситуации почти всегда становились безусловными хитами. С развитием телевидения, появлением развлекательных сериалов и передач у зрителей появился выбор. И они стали нести в кинотеатры гораздо меньше своих денег.

Конец 1950-х и 1960-е принято считать временем застоя для мюзикла в кино. Студии медленно реагировали на меняющуюся ситуацию и продолжали вкладываться в музыкальные фильмы, но уже с гораздо меньшей смелостью, снижая риски. В золотую эру мюзиклов экранизации бродвейских постановок и оригинальные музыкальные фильмы распределялись приблизительно равномерно. Теперь же Голливуд стал делать ставку на Бродвей. Главные мюзиклы этого времени пришли на экран со сцены. «Звуки музыки», «Моя прекрасная леди», «Смешная девчонка», «Вестсайдская история» — все эти истории сначала становились хитами на Бродвее и только потом превращались в фильмы.

Проблема, впрочем, была не только в телевидении. Мир и кино поменялись. Голливудские фильмы вдруг стали более мрачными, реалистичными, в них затрагивались более жесткие темы, а мюзиклы были пережитком старого времени, когда кино ассоциировалось исключительно с магией и эскапизмом.

Лучшие представители эпохи

«Вестсайдская история» История Ромео и Джульетты, перенесенная в нью-йоркские трущобы XX века. Любимый фильм создателя «Трансформеров», режиссера Майкла Бэя.

«Смешная девчонка» Экранизация мюзикла о звезде Бродвея, комедийной актрисе Фанни Брайс, которая умерла в 1951 году. Ее роль на сцене, а потом и в этом фильме исполнила другая известная актриса своего времени, Барбара Стрейзанд.

Кадр из фильма «Вестсайдская история»

Кадр из фильма «Вестсайдская история»

Эксперименты: 1970-е

В 1970-е, 1980-е и 1990-е мюзиклы в кино практически сошли на нет. Выходило в среднем по 10 фильмов в год (а в золотую эру их набиралось по 60 и больше), но значимых среди них было совсем мало. Тем не менее и Бродвей и кино развивались, что приводило к появлению экспериментальных фильмов. В моду вошли рок-оперы. Например, «Томми» 1975 года, снятый режиссером Кеном Расселом. Более чем странный галлюциногенный фильм с футуристическими костюмами и декорациями и, например, Элтоном Джоном, исполняющим роль волшебника Пинбола. На его фоне экранизация мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда», пересказ жизни Иисуса с рок-музыкой от Эндрю Ллойда Уэббера, выглядит более чем невинно.

Не менее необычно выглядит сегодня и «Бриолин» с Джоном Траволтой. Под видом искреннего признания в любви к Америке 1950-х годов его авторы ведут рассказ о неоднозначной эпохе средствами мюзикла. Это семейный (!) фильм, в котором показывают подростковую беременность, курение и юных преступников.

Кадр из фильма «Бриолин»

Кадр из фильма «Бриолин»

Лучшие представители эпохи

«Томми» Экранизация альбома группы The Who 1969 года, прощание с эпохой хиппи. Психоделическая история про слепоглухонемого мальчика, который становится рок-звездой, а потом кем-то вроде нового мессии, предводителя религиозной секты.

«Багси Мэлоун» Один из самых необычных мюзиклов в истории кино, снятый Аланом Паркером. Фильм про чикагских гангстеров 1930-х, в котором все роли играют не взрослые люди, а дети.

Кадр из фильма «Томми»

Кадр из фильма «Томми»

Возвращение мюзиклов на большой экран: 2000-е — 2010-е

Эксперименты прошлых лет не прошли для жанра даром. Мюзикл остался в кино, но только как площадка для экспериментов — не столько творческих, сколько продюсерских или технических. Поэтому новую эпоху нельзя считать временем полноценного возрождения жанра.

Чего стоит, например, серия «Классных мюзиклов» Disney про школу, четвертая часть которых должна выйти в 2017 году. Или фильм «Отверженные» Тома Хупера, который в 2013 году получил три «Оскара». Актеры здесь не только поют вживую, но и импровизируют при исполнении своих танцевальных номеров. В частности, первое соло Вальжана, его монолог, было снято с использованием стедикама (носимая оператором система стабилизации съемочной камеры), что позволило Хью Джекману двигаться так, как он считает нужным, чтобы лучше передать тяжелые эмоции этой сцены.

По схожему пути пошли и создатели «Ла-Ла Ленд» — мюзикла с классическим сюжетом, которому нашлось бы место в 1930-е годы: джазовый пианист из Лос-Анджелеса, влюбляется в молодую актрису. Исполнители главных ролей Райан Гослинг и Эмма Стоун не являются профессиональными певцами или танцорами. Однако, как справедливо отмечают критики, обаяние здесь важнее исполнительского мастерства. Схожего мнения, видимо, придерживается и жюри последнего Венецианского кинофестиваля, которое присудило Эмме Стоун «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль.

Кадр из фильма «Отверженные»

Кадр из фильма «Отверженные»

Лучшие представители эпохи

«Отверженные» Дотошная и верная обоим первоисточникам экранизация бродвейского мюзикла по роману Виктора Гюго XIX века.

«Маппеты» Музыкальное возвращение культовых кукол Джима Хенсона, которые объединяются для одного последнего шоу, чтобы спасти свою киностудию от разорения.

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Мюзиклы в сериалах: 2010-е

Если в 1950-е телевидение убило мюзиклы на экране, то теперь оно их спасает. Главное возвращение мюзиклов происходит на самом деле не в кино (тут ситуация за полвека почти не поменялась — выходят один-два важных фильма в год), а в сериалах. Телевидение идеально переняло эскапистские, китчевые и просто дурашливые интонации сценических мюзиклов. Начиная с «Лузеров» Райана Мерфи — истории про школьный хор, перепевающий известные поп-хиты, в сериалах вдруг снова начали много петь и танцевать.

Причем музыка вернулась на телевидение в 2010-х в двух видах. Во-первых, есть просто исторические и биографические сериалы, в которых много поют и играют музыку. Например, «Нэшвилл» — история про столицу кантри и одну конкретную кантри-певицу. Или «Империя» — сериал про вымышленную хип-хоп-династию Лайон и их компанию Empire Entertainment.

Во-вторых, есть сериалы (читай: многосерийные мюзиклы), которые используют танцы, пение и музыкальные номера как часть своего повествования. Скажем, комедия «Галавант» про (поющего) рыцаря Галаванта. Или «Чокнутая бывшая» — бенефис актрисы Рэйчел Блум, которая в реальной жизни заработала себе известность при помощи комедийных музыкальных роликов на YouTube.

Видимо, именно популярность музыкальной комедии среди пользователей интернета и стала причиной засилья мюзиклов на современном телевидении. Телевидение более гибко, чем киноиндустрия, реагирует на перемены. В интернете становятся популярными видео труппы The Lonely Island и юмористические рэп-батлы с участием известных исторических персонажей, а это же, по сути, номера из мюзиклов.

Кадр из сериала «Империя»

Кадр из сериала «Империя»

Лучшие представители эпохи

«Лузеры» Сериал Райана Мерфи, автора «Американской истории ужасов», про школьный хор — смешной, гипертрофированный, крайне драматический и очень увлекательный.

«Чокнутая бывшая» История девушки по имени Ребекка, встречающей свою школьную любовь, Джоша, с которым она не виделась десять лет. Она бросает свою работу и переезжает к нему в город.

Кадр из сериала «Чокнутая бывшая»

Кадр из сериала «Чокнутая бывшая»

Будущее мюзикла: Хип-хоп-история президента Гамильтона

Важно отметить, что возращение мюзиклов в кино и их триумф на телевидении совпадают с изменением отношения к мюзиклам на Бродвее. Прежде мюзикл считался консервативным жанром, который ассоциировался с устаревшей, традиционной американской культурой. Бродвей будто бы был развлечением для пожилых туристов, которые приехали на несколько дней в Нью-Йорк. Теперь положение дел меняется.

В этом году в США все обсуждали мюзикл «Гамильтон» — блестящую бродвейскую постановку Лин-Мануэля Миранды, историю про одного из отцов-основателей Америки, рассказанную при помощи хип-хопа и современной музыки. Вместе с «Гамильтоном» (который неизбежно экранизируют и превратят в фильм, можно не сомневаться) мюзиклы вдруг снова стали чем-то свежим, важной частью поп-культуры. Люди обмениваются цитатами из мюзиклов в твиттере и без стеснения носят футболки с их героями. Так что до кино эта волна тоже рано или поздно доберется.

Читайте также
Статьи «Фаворитка» Лантимоса: Лобстер при дворе королевы Анны Костюмно-политическая драма из придворной жизни — большой шаг для Йоргоса Лантимоса, режиссера «Клыка» и «Лобстера».
Статьи «Человек на Луне»: Дэмьен Шазелл продолжает мучить людей ради мечты Конкурс 75-го Венецианского кинофестиваля открылся байопиком о Ниле Армстронге, первым из людей ступившем на спутник Земли.
Новости Джим Керри, Эмма Стоун и Шон Пенн в главных сериалах сентября Нервный срыв в сериале Мишеля Гондри, Кэри Фукунага тестирует лекарства на Эмме Стоун и Джоне Хилле, а Роберт Земекис продюсирует «Манифест».
Комментарии (31)

Новый комментарий...

  • 6

    Milshin97 26 октября 2016, 12:25 пожаловаться

    #

    Мне любовь к жанру привили «Лузеры». Я даже подумать не мог, что мюзиклы увлекут меня и так сильно полюбятся

    ответить

  • 4

    maoh 26 октября 2016, 14:15 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью — радует, что на КП появилось сразу несколько интересных рубрик.
    По поводу «Лузеров» — начиналось все отлично, а сколько там интересных номеров («Total Eclipse of the Heart» из «Бала вампиров», например). Но чем дальше, тем сериал «мыльнее», поэтому посмотрела только 2 сезона.

    ответить

  • 2

    Любава1985 26 октября 2016, 14:28 пожаловаться

    #

    Статья очень интересная, жаль что по мюзиклам Советского Союза маловато прошлись. Но, я так понимаю, это не последняя статья о мюзиклах, всё ещё впереди.)))

    ответить

  • 3

    Daniyar Dark Knight 26 октября 2016, 15:08 пожаловаться

    #

    Возможно, грядущий «Ла-ла Ленд» может дать новое дыхание своему жанру, также как «Железная хватка» и «Джанго» для своего когда-то. Посмотрим.

    ответить

  • 1

    ugar 26 октября 2016, 16:04 пожаловаться

    #

    Мюзиклы — весьма специфический жанр. Если на экране поют и танцуют, то погрузиться в историю и поверить происходящему очень сложно. Практически невозможно. Невозможно серьезно воспринимать подобное кино. Это, конечно, не анимация и не документальное кино, но, определенно, отдельный вид игрового кино.
    Единственным и очень приятным исключением для меня стал шедевр «Звуки музыки». В том числе потому что танцы и песни весьма органично вплетены в сюжет. Песни тут замечательные, а также очень хороша сама история и ее воодушевляющая концовка. Лучший мюзикл всех времен и народов для меня!

    ответить

  • 1

    borisalek 27 октября 2016, 21:00 пожаловаться

    #

    «Звуки музыки» — forever!!! Это классика, там и сюжет вполне интересный, музыка красивая и голоса очень приличные (не говорю уж о Джули Эндрюс)

    ответить

  • 1

    monfils93 26 октября 2016, 17:21 пожаловаться

    #

    Хорошая статья, сразу захотелось посмотреть главные вещи вроде Вестсайдской истории или Мэри Поппинс. Отверженных в кино смотрел, там реально поют все 2 с чем-то часов, голова болела ужасно, зато рядом сидевшая особа под конец фильма рыдала..
    А где Поющие под Дождем, для меня это лучший из мюзиклов. А в этом веке я бы отметил Мулен Руж, Часы и Призрак Оперы.
    Лузеры к сожалению не до смотрел, после известных событий в середине сериала. Спасибо за Чокнутую бывшую, теперь несомненно посмотрю.

    ответить

  • 1

    Hadn Bosuort 30 октября 2016, 23:07 пожаловаться

    #

    Что за «Часы»?

    ответить

  • 1

    monfils93 31 октября 2016, 07:30 пожаловаться

    #

    Извиняюсь «Чикаго».

    ответить

  • 2

    pashcrow 26 октября 2016, 18:18 пожаловаться

    #

    Мда, это надо ухитриться написать о мюзиклах и не упомянуть ни Фреда Астера, ни Джина Келли, ни Винсенте Миннелли, ни даже Боба Фосса…

    ответить

  • 7

    Заповедник 26 октября 2016, 21:01 пожаловаться

    #

    Несмотря на всю спорность фильма, очень странно, что в разделе 70-х не упомянули «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Этот фильм, в отличие от «Томми», является культовым и популярным по сей день.

    ответить

  • 9

    kasandr@ 26 октября 2016, 21:07 пожаловаться

    #

    Рассказывать про мюзиклы и не упомянуть «Мулен Руж», вы серьёзно? (

    ответить

  • 2

    valets87 26 октября 2016, 23:41 пожаловаться

    #

    а «Каннибал!»?))

    ответить

  • 1

    borisalek 27 октября 2016, 21:02 пожаловаться

    #

    Полностью согласен ! Пожалуй и другие фильмы Бэза Лурмана достойны упоминания. ..

    ответить

  • 3

    Alex Croft 27 октября 2016, 05:34 пожаловаться

    #

    Самый любимый из жанров для меня. Всегда охотно смотрю нового его представителя. Вестсайдская история и Поющие под дождем конечно же вне каких либо сравнений

    ответить

  • 1

    Topaz8 27 октября 2016, 12:42 пожаловаться

    #

    А классика советских киномюзиклов 70-80-х годов? Их было очень много — экранизации оперетт, детских сказок и литературных произведений. Как можно было не упомянуть о них? А французское кино — например, «Шербурские зонтики»? Надеюсь, о них еще будут материалы.
    Лично я считаю, что когда в фильме много музыки и песен, то это ему идет только на пользу. Хотя это очень сложный жанр, за который стоит браться только с душой и полной отдачей — чтобы и сценарий был захватывающим, и номера в тему, и музыка замечательная, и текст со смыслом. Но если результат получается, то любовь зрителей ему гарантирована. И хотелось бы, чтобы таких фильмов было больше.

    ответить

  • borisalek 27 октября 2016, 21:08 пожаловаться

    #

    Забыли «Призрака оперы», да и Францию «обидели» — «Все-звёзды», «Ослиная шкура», «Девушки из Рошфора»

    ответить

  • 1

    borisalek 27 октября 2016, 21:12 пожаловаться

    #

    Ещё вспомнил — «Лабиринт» и «Ксанаду»

    ответить

  • Alexandra Chizh 28 октября 2016, 01:10 пожаловаться

    #

    Я все думала, когда вы напомните про Лабиринт. С такой-то аватаркой))

    ответить

  • 6

    Sekundomer 28 октября 2016, 09:36 пожаловаться

    #

    Такое ощущение, что статья взята с какой-то энциклопедии. Нет новых данных. Речь идет о мюзикле, но нет имен композиторов и песен. Не упомянуты «Мулен Руж» и «Чикаго» которые как раз и пробили стену в современное время. «Призрак оперы» и «Демон парикмахер». Это навскидку и самые громкие названия.

    И что это за выражение «убило мюзикл». Серьезно? Этот жанр большой, сложный, объемный чтобы можно было его убить. Жанр родился в Англии, переехал в Америку где и раскрылся во всей красе. Может быть он не здравствовал какое-то время но чтобы что-то его убило?

    ответить

  • 1

    lenniGre 30 октября 2016, 13:40 пожаловаться

    #

    В общем ждем от Кинопоиска новых статей про мюзиклы и дружно пересматриваем упомянутые выше!

    ответить

  • 2

    Андрей С Иванов 30 октября 2016, 19:25 пожаловаться

    #

    Убогая статья без упоминания важнейших мюзиклов — от «Мулен-Руж» до «Зачарованной». Как уже многие заметили, последние 15 лет, автор, видимо, был в отключке. Или это такой троллинг от КП.

    ответить

  • Polina_its_me 22 декабря 2016, 23:40 пожаловаться

    #

    Только Гамильтон никогда не был президентом. В «The Reynolds Pamplet» даже есть сточка-рефрен «Well, he’s never gon’ be President now»)

    ответить

 
Добавить комментарий...