«Гравитация» глазами космонавтов НАСА

Обсудить0

21 февраля на DVD и blu-ray вышел фильм Альфонсо Куарона «Гравитация» — семикратный обладатель «Оскара», в том числе в номинации «Лучший режиссер». Представляем интервью с космонавтами НАСА Майклом Массимино и Кэтрин Коулман, которые рассказали о специфике своей работы и поделились впечатлениями от картины.

21 февраля на DVD и blu-ray вышел фильм Альфонсо Куарона «Гравитация» — семикратный обладатель «Оскара», в том числе в номинации «Лучший режиссер». Представляем интервью с космонавтами НАСА Майклом Массимино и Кэтрин Коулман, которые рассказали о специфике своей работы и поделились впечатлениями от картины.

У вас нашелся бы совет для женщины, которая борется за свою жизнь в открытом космосе, как это делала героиня Сандры Буллок?

Кэтрин Коулман: Я полагаю, что ключевой частью этого предложения является фраза «бороться за свою жизнь». Это важно в любой ситуации, а не только в открытом космосе. Важна не конкретная обстановка. Ты можешь находиться у себя дома, в закрытом пространстве или в открытом космосе. С этой задачей актриса справилась просто блестяще, и мне было очень интересно наблюдать за ней.

Я обожаю космос, поэтому я так рада, что появился фильм, который позволяет людям перенестись туда, оставаясь на Земле. У нас с Майком весьма редкая профессия, не многим выпадает шанс освоить ее. Мы довольно общительные люди, и у меня есть много знакомых, которых я с удовольствием взяла бы с собой, если бы могла. Но это невозможно. А благодаря этому фильму моя мама сможет понять и почувствовать, что чувствую я в таких ситуациях. Я сейчас говорю не о катастрофе, конечно. (Смеется.) Создателям фильма удалось так четко передать обстановку космоса. Визуальные эффекты просто поразительные. Невесомость была передана очень реалистично. Она стала площадкой, на которой разворачиваются события.

Майкл Массимино: Боюсь, моя мама подумает, что это я сломал телескоп. (Смеется.) Она скажет: «Что ты наделал? Все это случилось с тобой?» И мне придется отвечать: «Нет-нет, это был не я». Извините, но я, пожалуй, не поведу свою маму на этот фильм. (Смеется.)

Фильм «Гравитация» довольно напряженный и пугающий. Он может отбить у детей желание становиться астронавтами. Не могли бы вы рассказать о настоящих рисках, связанных с космическим мусором? Что может случиться там, в космосе, с точки зрения астронавта?

Майкл Массимино: Если бы я увидел Джорджа Клуни, когда был подростком или когда мне было 19 или 20 лет, я бы точно захотел стать похожим на него. Он классный парень. То же самое я мог бы сказать и о Сандре Буллок применительно к молодым девушкам. Жизнь настоящих астронавтов редко попадает на экраны. Мало кто представляет себе, как жил Нил Армстронг. Уверен, что участие Джорджа Клуни и Сандры Буллок в таком проекте способно вдохновить многих детей.

Что касается рисков, связанных с космическим мусором, то во время полетов возможность такого столкновения всегда учитывается. Я помню свой первый полет. Он состоялся еще до аварии шаттла «Колумбия». Мы отправились в космос как раз перед катастрофой. Тогда я был новичком, которому посчастливилось поработать с опытными ребятами, не раз выходившими в открытый космос. Я до сих пор помню нашу первую встречу. Старший из космонавтов сказал нам: «Вы знаете, у нас была катастрофа во время запуска. Следующая авария может случиться во время выхода в открытый космос. Мы все должны собраться и сделать все необходимое для того, чтобы это не произошло с нами».

Мы тщательно проверили и подготовили скафандры тех, кто должен был выходить за борт. Мы знали наизусть все инструкции, знали, как действовать в чрезвычайных ситуациях. Мы тренировались, тренировались и тренировались. Столкновение с космическим мусором является одним из тех рисков, которые всегда учитываются. Астронавты готовы к нему. Именно такая авария происходит в фильме. Глядя на все это, я думал о том, как хорошо, что это в кино, а не наяву.

Во время выхода к телескопу вероятность такой аварии вполне реальна. Добравшись до телескопа, мы изучили поверхности параболической антенны и обнаружили отверстие размером с серебряный доллар. Его оставил микрометеорит, летевший к Земле и пробивший антенну. Вся поверхность была усеяна мелкими оспинами. Мы забрали камеру, радиатор которой не был защищен, и несколько месяцев спустя я рассмотрел ее в лаборатории и заметил, что она выглядела так, словно ее расстреляли из пневматического пистолета. Где она побывала? В районе, где живут плохие парни? Нет, она побывала в космосе. Это все следы ударов космического мусора.

Жизнь настоящих астронавтов редко попадает на экраны
Мы ни на секунду не забывали об опасности. Мы были готовы к любым возможным спасательным операциям, если кто-то из членов экипажа окажется недееспособным по какой-либо причине. Например, из-за столкновения с космическим мусором. Мы учились проводить спасение в условиях, когда один член экипажа спасает другого. Учились, как вести себя внутри корабля, что должны делать люди, контролирующие процесс с Земли. Кэти участвовала в аналогичных тренировках. Нам необходимы эти навыки, и мы приобретаем их, прежде чем получаем разрешение отправиться в космос.

Риск вполне реален. Фильм демонстрирует, что космос может быть очень опасным местом. Конечно, в фильме показана чрезвычайно экстремальная ситуация, но риск действительно существует, и нужно все время держать это в голове. Может быть, не постоянно, ведь разыгранная в фильме ситуация — это действительно чертовски неудачный день для астронавта. (Смеется.) Но и забывать об этом не стоит.

Фильм строго следует законам физики. Особенно ярко это проявляется на примере импульса. Этот момент создает сильнейшее драматическое напряжение. Удар в космосе относит тела на огромные расстояния, тело продолжает двигаться в заданном направлении еще очень долго.

Кэтрин Коулман: Это правда.

Насколько достоверно это явление изображено в фильме? И насколько трудно свыкнуться с мыслью, что любая оброненная вещь покидает вас навсегда?

Майкл Массимино: Вы правы, в космосе действовать надо крайне осторожно. Забавно, когда вы упомянули об этом, я вспомнил один случай как раз на эту тему. При сближении с телескопом «Хаббл» создается множество импульсов, направленных в разные стороны. При этом скорость движения составляет 17 500 миль в час на высоте 350 миль над Землей. Необходимо очень точно сблизиться с объектом, учитывая ограниченное количество топлива на борту шаттла. Здесь нет места для ошибки, в противном случае вся программа полета оказывается под угрозой. Ты не можешь сказать: «Извините, нам не хватило топлива. Вернемся на Землю, там есть еще». Все должно быть сделано с первого раза.

Выбрав неправильное направление и совершив лишние действия, ты останешься без топлива. Мой коллега Скутер тогда сказал: «Кажется, я понял, что надо делать. Чем дольше мы ничего не делаем, тем меньше нам придется делать впоследствии. Поэтому сейчас все должны замолчать. Некоторое время мы будем дрейфовать, пока не составим план действий, позволяющий не тратить топливо без нужды». Такой подход действительно позволяет расходовать топливо более экономно.

Кэтрин Коулман: А теперь представьте, что вы в скафандре, который весит 300 фунтов. Представьте силу импульса, который получил Майк во время выхода в открытый космос. Внутри корабля, конечно, немного проще.

Майкл Массимино: Для подготовки к выходу в открытый космос мы занимаемся на различных тренажерах. Я бы сказал, что выход в открытый космос — это как участие в финале чемпионата, но с той разницей, что до этого вы ни разу не выходили на настоящее поле. Обычно футбольная команда тренируется на поле. Но у нас нет возможности тренироваться в космосе. Мы просто летим туда и сразу попадаем в реальную обстановку. Поэтому нам приходится много и упорно работать. Основные тренировки по перемещению в пространстве проходят в бассейне. У нас есть специальный бассейн в Космическом центре имени Джонсона длиной 200 футов (60 метров), шириной 100 футов (30 метров) и глубиной 40 футов (12 метров). Он просто гигантский, как озеро. Внутри этого бассейна помещаются и космическая станция, и шаттл, и «Хаббл». Там мы можем тренироваться и отрабатывать выход в открытый космос.

Тренировки по перемещению в пространстве мы проводим в воде. С позиции физики движение в воде сильно замедляется из-за сопротивления среды. Чтобы двигаться под водой, приходится протискиваться сквозь ее толщу в тяжеленном скафандре. Если вы попытаетесь двигаться с такой же силой в открытом космосе, то просто улетите, потому что даже небольшой толчок может отправить вас в очень долгий путь. Поэтому там приходится переучиваться.

При каждом выходе в открытый космос, когда человек выходит за борт корабля в первый раз, ему дается 15 минут на то, чтобы адаптироваться к новым условиям. Мы стараемся тренироваться внутри корабля, чтобы выработать новые навыки перемещения в невесомости. Оказавшись в открытом космосе, надо двигаться очень-очень осторожно. Одно неосторожное движение, и вы можете отправить самого себя очень далеко. Конечно, есть страховочный фал, но нельзя полагаться только на него. Приходится двигаться максимально осторожно, даже имея под рукой надежную опору.

Во время выхода я понимал, что если ошибусь и начну беспорядочно вращаться и кувыркаться, то страховочный фал не позволит мне улететь от корабля. Но одно дело — это понимать разумом, а совсем другое — чувствовать на эмоциональном уровне. В этот момент у вас в голове проносятся мысли типа: «Если что, то они смогут затащить меня обратно. Но совсем не хочется проверять, что будет, когда фал размотается до конца». То, что показано в этом фильме — мелькание Земля-космос и Земля-космос, — это один из моих кошмаров. Меньше всего на свете я хотел бы столкнуться с этим в реальной жизни. Чтобы избежать проблем, приходится двигаться очень-очень осторожно.

Кэтрин Коулман: Чтобы дать вам представление о том, как мало нужно для того, чтобы начать удаляться от корабля, я приведу пример, который привела и Сандре. На самом деле я почти забыла о нем и вспомнила лишь сейчас. Видите, у меня более длинные волосы, чем у Майка. В невесомости они разлетаются в разные стороны и задевают все подряд внутри космической станции. Если взять один волосок, поместить его неподвижно в невесомость, а потом оттолкнуться от него, как от перил, то вы пролетите через весь модуль станции, пока не столкнетесь с чем-нибудь. Я могу пролететь сквозь всю станцию, всего лишь оттолкнувшись от волоска. Конечно, если сделать это резко, то волосок порвется, поэтому движение должно быть плавным.

Вот так мало требуется. Для перемещения в космосе достаточно силы мизинца. На самом деле мы даже устроили небольшое соревнование. Мы поспорили, кто сможет оттолкнуться и пролететь дальше остальных, ничего не касаясь. Прямо перед моим отъездом мы обнаружили очень интересную вещь в ящике с канцелярскими принадлежностями. Это была толстая прорезиненная лента длиной в 12 футов (3,6 метра), как будто от рогатки великана. (Смеется.) И обращаться с ней надо было очень аккуратно. На самом деле мы были слишком заняты перед посадкой, и у нас не было времени на то, чтобы воспользоваться этой резинкой. Одной из самых замечательных возможностей космоса и пребывания на космической станции является эта волшебная возможность летать с места на место. Это как стать на время Питером Пэном. Если бы у меня была возможность жить там все время и взять с собой свою семью, я бы так и сделала.

Я могу пролететь сквозь всю станцию, всего лишь оттолкнувшись от волоска
Но я должна упомянуть одну важную вещь, относящуюся к вашему вопросу. Не напугает ли космос маленьких зрителей до такой степени, что они не захотят быть астронавтами? Я думала об этом. Когда они видят художественный фильм, боевик со взрывами, автомобильными погонями и тому подобным, это же не значит, что они никогда не сядут в машину после такого фильма? Конечно, нет. Я думаю, здесь дело в непривычности. Космос — незнакомое и непривычное пространство. Мы очень мало знаем о нем. Возможно, именно фактор неизвестности делает космос пугающим для большинства людей. Я очень надеюсь, что этот фильм поможет сделать космос более близким и привычным для зрителей. Множество людей побывало на разных космических станциях и космических кораблях, выполняя самую разнообразную работу. Так что я надеюсь, что образ космоса как привычного для человека пространства поможет избежать этих опасений. Это особенно важно для наших детей. Я имею в виду детей из семей астронавтов. Я обязательно пойду на этот фильм со своим сыном, и мы обсудим показанные в нем события, потому что его обязательно будут спрашивать об этом.

Майкл Массимино: Я бы посоветовал всем зрителям не забывать, что это художественный фильм. Моя дочь уже видела его. Она позвонила мне и сказала: «Папа, я не хочу, чтобы ты снова летел в космос». Я ей ответил: «Габби, это же просто кино». Вот такая у меня дочь, она очень беспокоится за своего отца. Мой сын, которому исполнилось восемнадцать, пока не смотрел этот фильм, но, когда он его посмотрит, подозреваю, что он спросит меня: «Как же так получилось, что ты не летал рядом с Джорджем Клуни?» Я уверен, люди поймут, что это всего лишь фильм, и я согласен с Кэти, что он содержит и много положительной информации о космосе, о том, какое это интересное место, как здорово отправиться туда. Кстати, из Джорджа Клуни получился очень хороший астронавт. И из Сандры Буллок тоже. Я бы полетел с ними в космос.

В фильме ярко показана взаимовыручка, товарищество, красота космоса. Он способен привлечь в кинотеатры людей и показать им космос так, как не смогли бы ни мы сами, ни НАСА. Я думаю, после просмотра многие дети начнут мечтать о космосе. А если что-то покажется им пугающим, вы всегда можете напомнить им, что это всего лишь кино.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

5 мая 202313
21 октября 20226
1 сентября 202210

Главное сегодня

10 мая5
10 мая11
10 мая5
9 мая21
7 мая11
8 мая4
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации