День сделать ночью: Все визуальные эффекты «Сталинграда»

Обсудить0

Кого в «Сталинграде» создавали с помощью цифровых технологий? Почему пришлось менять номера танков? Как синие экраны и солнечные пейзажи Ленинградской области стали мрачными предрассветными берегами Волги? Сколько минут занимают сцены с компьютерной графикой? Ответы на эти и другие вопросы смотрите в видео и картинках.

В октябре на экраны вышла картина Федора Бондарчука «Сталинград», ставшая самым кассовым отечественным фильмом за современную историю российского кинопроката. Скоро станут известны номинанты на премию «Золотой орел», и можно ожидать, что на награды точно будут претендовать те, кто отвечал за визуальную составляющую фильма — оператор Максим Осадчий и художник-постановщик Сергей Иванов.

А вот усилия VFX-художников российские премии пока не отмечают, хотя именно эти специалисты внесли немалый вклад в то, какими зрители увидели разрушенный город и военные действия в картине Федора Бондарчука. Компьютерную графику для фильма делали в студии Main Road|Post под руководством супервайзера визуальных эффектов Армана Яхина. Main Road|Post поделилась с КиноПоиском видео и фотоматериалами о создании визуальных эффектов для «Сталинграда». Специалистам пришлось строить города, учиться работать с 3D, создавать виртуальную массовку, олдскульные взрывы и превращать дневные съемки в ночные.

Main Road|Post начала работать над проектом в 2009 году, когда появилась первая версия сценария картины. Концепт-художниками были созданы настроенческие эскизы, позволяющие понять атмосферу и стилистическое решение ряда сцен. Спустя два года, в 2011-м, когда проекту был дан зеленый свет, VFX-команда начала полномасштабную работу.

Сначала изучались многочисленные референсы. Несколько художников студии съездили на экскурсию в Волгоград (прежде всего в музей Сталинградской битвы). Там была отснята миниатюра города, место, где стоял дом Павлова, чтобы корректно воссоздать архитектурный стиль, особенности застройки и характер местности для общих планов города и видов из окон. Площадь, на которой разворачивается основное действие картины, изначально задумывалась как компиляция многих знаковых мест военного Сталинграда.

Параллельно шла разработка новых технологий для создания цифровых разрушений, симуляции дымов, огней, CG-массовки. Дело в том, что работа в стерео (то есть в 3D) накладывает существенные ограничения на использование подсъемки отдельных элементов кадра для последующего вклеивания в финальную картинку. Почти все добавляемые эффекты нужно было промоделировать на компьютере в честном 3D.

Помимо этого, необходимость обрабатывать материал для двух глаз сильно повышает требования к качеству работы. Незначительная погрешность, которая не будет заметна в 2D, в стерео может вызвать у зрителя значительный дискомфорт при просмотре. Артефакт размером в половину пикселя может дать на экране в IMAX дефект по стерео глубиной в два метра. Поэтому результаты работы многократно отсматривали и проверяли на мониторе, телевизоре и большом экране.

Основной объем работ VFX-специалистов пришелся на эпизод в Японии, сцену с переправой, падение бомбардировщика и финальную сцену с танковой атакой немцев. Во время переправы немцы взрывают нефтехранилище, и огонь заливает все: холм, воду и людей.

Сцена очень длинная и почти целиком состоит из кадров, в которых требовалось сильно обрабатывать съемочный материал.

Компьютерная графика затрагивала ключевые элементы всей сцены: цвет, контраст, атмосферу, внешний вид огня и дыма.

Кроме того, эти кадры снимались в солнечный день, а по сюжету здесь предрассветные сумерки.

CG-огонь на проекте «Сталинград» — это внутристудийная разработка, на исследования, создание и отладку которой сотрудники Main Road|Post потратили три месяца. Для ряда планов этой сцены потребовалось делать цифровую массовку, поскольку снимать каскадеров в непосредственной близости от взрывающихся баков было нельзя по технике безопасности.

Также цифровая массовка использовалась в кадрах с плотами и лодками.

Еще одной важной задачей для компьютерной графики было достроение декорации и создание общих планов города. Как можно заметить, декорация была построена практически в лесу, и деревья на фоне нужно было превратить в городские пейзажи. Разрушенный Сталинград был не просто средой обитания персонажей, он был одним из действующих лиц ленты, поэтому к нему подошли с особой тщательностью.

Например, для каждого дома было создано четыре варианта: целый, чуть сломанный, наполовину разрушенный и руины. Позже в студии научились автоматизировать разрушение моделей. По всему городу также были расставлены трамваи, разбитые машины, даже затонувшие корабли у пристани.

Всего в модели Сталинграда было более 13 тысяч домов и других объектов, в сумме состоящих из более чем 6 миллиардов полигонов. Слово «полигон» на языке специалистов — это многоугольники, базовые примитивы, из которых состоит 3D-модель.

На создание эффектной сцены с падающим немецким бомбардировщиком Heinkel He 111 ушло полгода. Модель самолета весила около 10 миллионов полигонов, частично даже его кабина была построена и обставлена изнутри приборами. Для самолета было создано около 40 текстур в разрешении 4000 пикселей. Для создания огненных, дымовых эффектов и разрушений для этой сцены потребовалось выполнить более 70 различных волюметрических и твердотельных симуляций.

Кульминационная сцена фильма начинается с окружения дома немецкими танками. На съемках присутствовало всего два танка, поэтому команде студии пришлось добавлять в общей сложности еще семь машин.

Расположение съемочных танков иногда менялось местами, и с этим тоже приходилось работать, менять у них номера соответственно их положению в шоте.

Финальной сценой фильма стали кадры разрушения дома, когда незримая русская артиллерия начинает бомбить по указанным координатам, разнося в пыль все, что находится на площади. Эта сцена для виртуальной пиротехники оказалась одной из самых сложных по крупности взрывов и заполняемости ими пространства кадра.

Пиротехнические взрывы из фильмов про Вторую мировую войну имеют свою специфику. Эти взрывы земляные, а не тротиловые, как в большинстве современных экшн-фильмов. Нужны вылетающие из толщи грунта комья земли, грязь, которая должна взаимодействовать с дымом, разбивать его стройные клубы.

Для повторения этого эффекта цифровую симуляцию взрыва разбили на несколько частей, первая из которых вступала в реакцию с комьями земли. Это камни, которые разбивают дым и вырывают его части, разрушают стройный рисунок клубов. Второй слой дыма тяжелый, он смотрится, точно это песок, который осыпается раньше, чем развеется дым. Нужного результата удалось добиться, когда было сделано 55 версий взрыва. Кроме взрывов, в этих планах также можно видеть и цифровых дублеров немецких солдат.

Подробное описание использованных в работе над «Сталинградом» визуальных эффектов со всеми техническими деталями можно найти на сайте polycloud.ru.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

29 апреля22
1 марта0
22 февраля5
3 января57

Главное сегодня

10 мая5
10 мая12
10 мая5
9 мая21
7 мая11
8 мая4
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Это всё очень красиво. Согласен! Но при этом совершенно нет чувства реальности. Физического ощущения войны, её запаха, как было, например, в 'Спасти рядового Райана'. Получилось очень ГЛАМУРНО, как уже многие отмечали. Вообще, Фёдор Бондарчук единственный на моей памяти режиссёр, который сумел показать войну гламурной.

8