Пуля в голове: Главные экранизации Дональда Э. Уэстлейка

Обсудить0

31 января в российский прокат выходит фильм «Паркер», где главную роль исполняет Джейсон Стэйтем. Лента является экранизацией одной из книг Дональда Э. Уэстлейка, посвященных этому герою — изобретательному и принципиальному вору Паркеру. КиноПоиск вспомнил 10 главных адаптаций прозы писателя.

За свою жизнь Дональд Э. Уэстлейк написал под сотню книг (помимо многочисленных детективов, среди них даже затесалась документальная биография Элизабет Тейлор). Уже к концу 1960-х он был в числе патриархов американского криминального жанра. Экранизации его романов выходили регулярно. Одни тонули в пучине общественной памяти, другие стали признанной классикой, третьи незаслуженно ускользнули от внимания широкой публики.

Сценарное ремесло тоже не прошло мимо плодовитого автора. В дальнейшем писатель отметился как приведением к кинематографическому формату собственных книжных текстов, так и оригинальными историями, среди коих, например, присутствуют хоррор «Отчим» и номинировавшаяся на «Оскар» лента «Кидалы».

В честь выхода очередной адаптации литературного наследия выдающегося жанрового писателя КиноПоиск предлагает вспомнить 10 самых любопытных экранизации книг Дональда Уэстлейка.

1) «СДЕЛАНО В США» (1966)

Первой более-менее значимой экранизацией Уэстлейка стала, как ни странно, очередная экспериментальная издевка Жан-Люка Годара, в картине «Сделано в США» вывернувшего наизнанку одновременно «Большой сон» Рэймонда Чандлера и на тот момент недавно появившегося на прилавках уэстлейковского «Медвежатника» (в русской версии — «В зловещей тиши Сагамора»), за права на использование которого француз не потрудился заплатить. По сюжету книги Паркер расследовал обстоятельства убийства старого приятеля-грабителя. У Годара героиня Анны Карины, Паула Нельсон, приезжает в Атлантик-Сити, чтобы встретить любимого Ришара П. (фамилия каждый раз заглушается звуком пролетающего самолета). Узнав о его смерти, Паула пытается вычислить убийц, но оказывается охваченной водоворотом семиотики, культурных отсылок и левацких увещеваний.

2) «В УПОР» (1967)

Возможно, самая удивительная картина, снятая по мотивам романов Уэстлейка. За основу ленты Джона Бурмана взят «Охотник», в 1962 году начавший одиссею о Паркере — безжалостном и вместе с тем принципиальном воре (данные книги Дональд писал под псевдонимом Ричард Старк). Традиционный триллер о мести за предательство и желании получить заработанную долю Бурман взбил не менее радикально, чем Годар, но при этом более рационально. Нелинейное повествование, ассоциативный монтаж, психоделический и поп-артовый налет — для криминальной ленты, выпускаемой студией MGM, это было слишком. Но картины не было бы без исполнителя главной роли — Ли Марвина, одного из лучших американских характерных актеров того времени. Изначально сценарий фильма представлял собой стандартную жанровую историю. Ни Бурмана, который планировал дебютировать этой лентой в Голливуде, ни Марвина такой вариант не устраивал. Помог «Оскар», полученный актером за вестерн «Кошка Балу». Награда и возросшая популярность Марвина позволили ему взять на себя контроль над проектом, настоять на переделке сценария и прямо на глазах у продюсеров заявить о делегировании своих прав малоизвестному тогда Бурману. Тестовый просмотр уже в зале вызвал у начальства разговоры о пересъемке и перемонтаже, но за ленту вступилась глава студийного постпродакшна Маргарет Бут, работавшая еще с основателем MGM Луисом Мэйером. «Вы измените хотя бы кадр этого фильма только через мой труп», — сказала она тогда.

3) «ДЕЛЕЖ» (1968)

Шотландский режиссер Гордон Флеминг набил руку на британском телевидении, где работал над такими сериалами, как «Мстители» и «Доктор Кто». С уэстлейковской прозой он соприкоснулся на первой своей американской картине «Дележ», наверное, одной из самых недооцененных криминальных лент эпохи — красивой (цветовая палитра поздних 1960-х мало когда выглядела настолько эффектно), брутальной и напряженной. Первое удивление здесь заключается в том, что роль Паркера (в фильме переиначенного в Маклейна) играет чернокожий атлет Джим Браун. Тем самым «Дележ» является смычкой между триллерами с Сиднеем Пуатье и уже мелькающими на горизонте блэксплотейшнами, которые повалятся на зрителей в начале 1970-х. Герой Брауна соглашается организовать ограбление кассы стадиона, где должен состояться важный матч по американскому футболу. Для этого он отбирает лучших спецов бандитского ремесла, предварительно устроив им испытания. Дело проходит успешно, но основные проблемы ждут преступников впереди, когда пропадают деньги, оставленные у бывшей жены Маклейна, а саму женщину находят мертвой.

4) «КРАДЕНЫЙ КАМЕНЬ» (1972)

Склонность Уэстлейка к черному юмору в итоге отпочковалась в отдельную серию, выстроенную вокруг менее жесткого, чем Паркер, вора по имени Дортмундер. Плацдармом для дебютного появления этого героя стал роман «Краденый камень». Уже через два года после его публикации подоспела экранизация, поставленная мастеровитым Питером Йетсом. Переделкой книги в сценарий занимался известный новеллист Уильям Голдмен. Начало классическое: Дортмундер (Роберт Редфорд), отсидев положенный срок, выходит из тюрьмы. Его уже ждет работа — посол некой африканской страны хочет заполучить драгоценный камень, находящийся под серьезной охраной в Бруклинском музее. Прикинув все шансы, Дортмундер соглашается.

5) «КОМАНДА» (1973)

Техничный жанровый профессионал Джон Флинн известен российскому зрителю по своим поздним лентам со Сталлоне (вышедшая в конце 1980-х «Тюряга») и СигаломВо имя справедливости»). В США же критики в основном восторгались лентами режиссера, снятыми в 1970-е, например «Гремящим громом», когда-то произведшим неизгладимое впечатление на юного Квентина Тарантино. Обаятельная и прекрасно снятая «Команда» поставлена по третьему роману паркеровской серии. Отсидев за ограбление банка, Маклин (Роберт Дюваль) выходит из тюрьмы, чтобы сразу окунуться в ворох неприятных новостей, вызванных упомянутым преступлением: брат убит, за самим героем охотится мафия, любимую (Карен Блэк) вынудили завести его в западню. Однако матерый грабитель не так наивен. Сумев избежать пули киллера, Маклин решает отомстить крупному авторитету (Роберт Райан) и забрать у него компенсацию в 250 тысяч долларов. Поможет ему в этом старый соратник Коуди (Джо Дон Бейкер).

6) «ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ГРАБИТЕЛИ» (1973)

Работавший в качестве монтажера с Артуром Пенном и Френсисом Фордом Копполой, Арам Авакян был опытным студийным работником и временами выступал в качестве сорежиссера на тех проектах, где был нанят для послесъемочной редактуры. Полноценным его постановочным дебютом стала экранизация романа Джона Барта «Конец дороги». Для второй картины Авакян взял книгу Уэстлейка «Полицейские и разбойники», превратив ее в приятную семидесятническую авантюрную комедию о двух полисменах, уставших от трудовых будней (сценарий писал сам автор первоисточника). Один из них, Джо, ради интереса грабит на 30 долларов винную лавку. Новые ощущения настолько пришлись по душе сотруднику органов правопорядка, что он решается на более серьезное дело, вдобавок убедив своего друга Джо в разумности столь рискованного заработка. Вымотанные тяжелой работой, которая оплачивается сущими грошами, они заключают сделку с крупным мафиозным авторитетом. Мужчины крадут из биржевого хранилища 10 миллионов долларов в ценных бумагах, а вор покупает их за одну пятую стоимости. Осуществить задуманное они планируют при помощи своей полицейской униформы.

7) «БЛИЗНЕЦ» (1984)

У популярной в России комедии Ива Робера с Пьером Ришаром тоже уэстлейковская почва. «Близнец» воспроизводит канву романа «Двое — это слишком», опубликованного в 1975 году. Позднее та же книга будет адаптирована в середине 1990-х под оригинальным названием и с Антонио Бандерасом в главной роли. Не говоря об одной из серий «Баек из склепа», использующей сюжет Уэстлейка в кровожадном ключе.

Пьер Ришар играет в «Близнеце» рискового картежника Матиаса. Оказавшись разгромленным за игорным столом, герой решает отправиться на курорт, где заводит отношения с привлекательной Лиз Кернер. Вскоре выясняется, что у богатой девушки есть сестра-близнец. Задумав на полную извлечь выгоду из ситуации, Матиас пускается в самую изобретательную свою аферу, попеременно изображая двух братьев, один из которых — лишь результат его актерской игры. «Близнец» — это далеко не последняя неприкрыто комедийная адаптация книг Уэстлейка. В 1989-м на экраны вышла лента «Почему я?» Джина Квинтано, а в 2001-м — «Что могло быть хуже?» с Мартином Лоуренсом и Дэнни ДеВито.

8) «НЕБОЛЬШОЕ ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ» (1999)

Телевизионная картина Стивена Шактера повествует о кинокритике Терри Торпе, регулярно вещающем с экранов о том, на какой фильм лучше всего сходить американским зрителям. В один дождливый вечер Терри спорил с любовницей Лорой, недовольной тем, что их отношения переросли в утомительное потакание интересам Торпа. Девушка подскользнулась на пролитом вине и ударилась головой о журнальный столик. Смерть наступила мгновенно. Терри ни в чем не виноват, это всего лишь несчастный случай, только вряд ли кто ему поверит. Тихо удалившись, Торп впоследствии случайно вклинивается в ход расследования, объектом которого он сам и является. Этим сюжетом Уэстлейк в своей повести «Травестия» 1977 года изящно иронизировал над основными штампами нуаров, убрав из повествования даже преступление как таковое. При своей телевизионной природе фильм Шактера весьма увлекателен и примечателен игрой Уильяма Х. Мэйси. Прекрасный характерный актер, всю жизнь работающий на вторых ролях, здесь выводится на первый план и фактически исполняет свой бенефис. Обычно герои Мэйси пусть и колоритны, но мнительны, зато его критик Терри Торп достаточно харизматен, самоуверен и даже любим женщинами.

9) «РАСПЛАТА» (1999)

Другая известная адаптация романа «Охотник», «Расплата» ближе к тексту книги, чем «В упор», но она и менее изощренна по своей структуре. Это холодный неонуар, в котором Мэл Гибсон (его героя здесь переименовали в Портера) бьет женщин, калечит, безжалостно убивает недругов и крупных мафиозных боссов, а также демонстрирует чудеса выносливости. Маститый сценарист и на тот момент режиссер-дебютант Брайан Хелгеленд вынужден был покинуть проект из-за конфликта со студийными боссами. В дальнейшем кино частично пересняли, обескровили картине цветовую гамму и добавили закадровый голос, сделав ее такой, какой «Расплата» шла в прокате. Режиссерская версия вышла в 2006 году, но зрители от такого неприятного поворота событий скорее выиграли, получив два отменных триллера.

10) «НОЖ ГИЛЬОТИНЫ» (2004)

Классик мирового кино Коста-Гаврас взялся за позднюю новеллу Уэстлейка «Казнь». Протагонистом «Ножа гильотины» является не преступник, а дошедший до края примерный гражданин. Парижская ночь освещается светом фонарей. Страшно нервничающий мужчина пытается застрелить прохожего из окна своего автомобиля. Дрожь бьет его так, что ему не удается спустить курок. Зато случайный поворот дает возможность передавить преследуемую им жертву. Бьющийся в волнении, он приходит в номер мотеля и, как в классическом нуаре, ретроспективно пытается пересказать всю историю сначала. Его зовут Брюно, он считался первоклассным специалистом в вопросе бумажного вторсырья. Спокойную жизнь перечеркнуло сокращение. Спустя год отдыха и потраченного выходного пособия Брюно безуспешно пытается найти работу в своей узкоспециализированной области. Выход в борьбе с кризисом он придумал, пожалуй, самый оригинальный и в то же время безжалостный. Собрав резюме всех схожих с ним работников, безработный химик решает убить конкурентов, чтобы облегчить рынок вакансий и повысить шансы для себя.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

11 апреля0
22 февраля8
30 июня 20237
16 мая 20237

Главное сегодня

Сегодня, 09:003
7 мая9
Вчера2
7 мая6
7 мая2
Вчера1
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации