На церемонии закрытия «Кинотавра» о своем решении объявили два жюри — жюри основного конкурса под руководством режиссера Алексея Попогребского и жюри конкурса дебютов (председатель — Андрей Плахов), а также Гильдия киноведов и кинокритиков России.
Вот полный список лауреатов:
- Главный приз — «Сердце мира», реж. Наталия Мещанинова
- Приз «За лучшую режиссуру» — Григорий Константинопольский («Русский бес»). Режиссер прямо со сцены объявил, что передает свой приз Ивану Макаревичу, сыгравшему главную роль в его картине.
- Приз «За лучший дебют» — «Глубокие реки» (режиссер Владимир Битоков) и «Кислота» (режиссер Александр Горчилин)
- Приз «За лучшую женскую роль» — Анна Слю («Подбросы», режиссер Иван И. Твердовский)
- Приз «За лучшую мужскую роль» — Степан Девонин («Сердце мира», режиссер Наталия Мещанинова)
- Приз «За лучшую операторскую работу» — Денис Аларкон Рамирес («Подбросы», режиссер Иван И. Твердовский)
- Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» — Авдотья Смирнова, Анна Пармас и Павел Басинский («История одного назначения», режиссер Авдотья Смирнова)
- Специальный диплом им. М. Таривердиева «За музыкальное решение фильма» — Леонид Десятников, Алексей Сергунин («Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев)
- Специальный диплом жюри — Марта Козлова («Война Анны», режиссер Алексей Федорченко) — «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка»
- Приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России — «Сердце мира», режиссер Наталия Мещанинова
Почти никогда кинокритики и жюри «Кинотавра» не сходились во мнении. Более того, никто на фестивале после показа фильма «Сердце мира» не предрекал победу этой картине. Слишком эстетская, медленная, одним (большинству) она категорически не понравилась, другие считали, что главную награду Попогребский отдаст более зрительскому фильму — «Истории одного назначения» или «Подбросам».
У Мещаниновой герои предпочитают молчать или огрызаются друг на друга, как гончие собаки на притравочной станции, которым они посвящают свою жизнь. Зритель полностью погружается в их монотонное существование, где каждый день ранний подъем, кормежка в грязи, лечение больных животных, решение мелких бытовых трудностей, бедность. Все постоянно уставшие, одинокие, неприкаянные, а у главного героя только что умерла мать-алкоголичка. Он до сих пор ненавидит и ее, и ее пьянство, и побои, которым она его подвергала. Дочь хозяина станции, которая ему нравится, тоже может ударить ребенка, а сам хозяин — напиться. Все это может пробудить в молодом человеке ярость, с которой он может справляться, только когда общается с животными. Весь фильм мы следим за этим неразговорчивым парнем и ждем, когда он взорвется. И решено все это в квазидокументальном медитативном стиле Бакура Бакурадзе и раннего Брюно Дюмона, что, конечно, в глазах большинства зрителей превращает фильм в жесткий артхаус. Но к этой эстетике просто нужно привыкнуть, она требует только терпения и внимания.
Алексей Попогребский и Андрей Плахов перед вручением призов зачитали совместное заявление, в котором выразили поддержку Олегу Сенцову и Кириллу Серебренникову, и сообщили, что считают оба их уголовных дела политическими. Председатели жюри призвали освободить режиссеров. Почти все лауреаты фестиваля присоединялись к этому заявлению.
Обо всех фильмах можно прочесть в нашем спецпроекте.
Лучшим фильмом в конкурсе короткого метра был ранее назван «Календарь» Игоря Поплаухина. Зрители 29-го «Кинотавра» выбрали в качестве лучшего фильма «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой.