22 февраля на Netflix вышел «Аватар: Легенда об Аанге» — игровая адаптация одноименного мультсериала Nickelodeon об избраннике, который должен обучиться магии четырех стихий и закончить столетнюю войну. Рассказываем, чем новая версия отличается от культового оригинала и почему у создателей вряд ли получится довести экранизацию до конца.
О чем это
Разделенный на четыре нации (Народ Огня, Царство Земли, Воздушные кочевники и Племена Воды), мир веками живет в гармонии, но спокойные времена вот-вот закончатся. Хозяин Огня, Созин, готовится развязать войну, чтобы захватить новые территории и возвеличить свой народ. Единственной проблемой может стать Аватар — великий дух, который раз в поколение вселяется в случайного человека и наделяет силой управлять всеми природными стихиями. В этот раз по порядку Аватаром должен быть представитель Воздушных кочевников. Созин не стал разбираться и просто уничтожил каждого из них.
Силы Аватара достались 12-летнему монаху и мастеру магии воздуха Аангу (Гордон Кормье), которому повезло улететь из храма незадолго до нападения Народа Огня. Во время поездки Аанг случайно заморозил себя и летающего зубра Аппу в айсберге и бесследно исчез на 100 лет. За это время Народ Огня так и не завоевал мир — сопротивление до сих пор оказывают крупные города Царства Земли. Аватара находят, пробуждают и вводят в курс дела брат и сестра из Племени Воды — Катара (Киавентио) и Сокка (Иэн Аусли). Аанг понимает, что всех подставил, и решает как можно скорее выучить магию воды, воздуха и огня, чтобы спасти мир.
Как это выглядит
Когда осенью 2023 года Netflix опубликовал первые кадры сериала, было трудно устоять от шутки, что это очередная невероятная генерация нейросети. Изображения вызывали эффект «зловещей долины»: из-за неестественных костюмов, холодного фильтра и расфокусированного фона даже лица актеров казались не настоящими, а скорее, фотореалистичными. Иронично, что премьера самого сериала состоялась, когда искусственный интеллект научился создавать короткие видео. Непросто и сейчас пройти мимо очевидного сравнения; порой «Легенда об Аанге» и правда выглядит как нечто созданное машиной по референсу.
Главное достоинство проекта — качественные визуальные эффекты, с помощью которых создатели смогли детально перенести на экран детализированный мир оригинала. Причудливые города Царства Земли, тоталитарные архитектура и техника Народа Огня, захватывающие дух пейзажи у храмов Воздушных кочевников — чаще всего сериал выглядит дорого и ни в чем не уступает первой экранизации мультсериала, «Повелителю стихий» М. Найта Шьямалана. Не менее зрелищно сделаны бои с использованием магии стихий. Герои кидаются файерболлами и кусками скал, пускают друг в друга потоки воды и льда или мгновенно взлетают ввысь. Каждая экшен-сцена наполнена креативом, а главное, становится отдушиной после грузных и переполненных экспозицией диалогов.
Чем сериал отличается от оригинала
Главной особенностью мультсериала Nickelodeon была универсальность: история про Аанга и его друзей ориентирована на зрителей всех возрастов. Дети находили в ней эксцентричных героев и летающего зубра, подростки — экшен и размышления о вынужденном взрослении, сомнениях в себе и кризисе идентичности, а взрослые — на удивление проработанный фэнтези-мир с демонстрацией сложных тем вроде колониализма и расчеловечивания пленников.
Нежелание подстраиваться под одну аудиторию обессмертило мультсериал. «Аватара» можно пересматривать в любом возрасте и находить новые детали. Неудивительно, что популярность проекта, которому скоро исполнится 20 лет, с годами лишь растет. Дети, которые смотрели шоу в середине нулевых, повзрослели, пересмотрели мультсериал и удивились, насколько это универсальная история. К тому же на переоценке наследия «Аватара» сыграла пандемия. Мультсериал появился на Netflix в разгар самоизоляции и вновь стал хитом.
Главная проблема новой версии — желание в первую очередь угодить более взрослой аудитории и даже «фанатам „Игры престолов“». Из-за этого в свое время проект покинули создатели оригинала Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко. По слухам, они выступили против решения сделать героев взрослее и добавить в сюжет сексуальный подтекст.
Мрачность сериала ощущается с первых минут: Народ Огня буквально заживо сжигает человека, а Аанг со слезами на глазах зачитывает душераздирающий монолог своему питомцу о том, как страшно остаться одному из-за статуса Аватара. Возможно, новым зрителям этот реализм покажется оправданным, но тот, кто смотрел хотя бы один эпизод оригинала, сразу почувствует подвох: сериал сделали настолько угрюмым, что из него напрочь исчезли ребячество и беззаботность. По сути, фундамент мультсериала.
«Легенду об Аанге» при желании можно трактовать как печальную историю о потерянном детстве. Ребенок осознает всю серьезность ситуации, но лишь постепенно учится чередовать озорство и тяжелые тренировки. В новой версии Аанга лишили невинности и сразу сделали не по годам взрослым избранником, этаким героем young-adult-литературы. А еще единственной надеждой для окружающих, ведь мир в сериале — гиблое место, в котором из-за войны страдает каждый.
Время от времени реалистичная оптика создателей дает неожиданные плоды. Зрителям во всех подробностях показывают геноцид Воздушных кочевников — ключевое событие сюжета, оставленное за кадром в мультсериале. А еще достойно раскрывают характер дяди Айро с помощью новых сцен: бывший генерал армии Народа Огня спорит с солдатом Царства Земли о жертвах осады и заодно вспоминает, как похоронил убитого на войне сына.
Хронометраж сериала Netflix превышает все эпизоды первого сезона оригинала, но ощущается менее цельным и логичным. Создатели новой версии избавились от нескольких важных сюжетных веток (пропал эпизод про дезертира Народа Огня), что-то поменяли местами (к Аангу сначала приходит Аватар Киоши, а не Року), а еще сразу раскрыли предыстории основных героев (участь родителей Сокки и Катары) и добавили героев следующих сезонов (Ван Ши Тонг, Азула). Это сомнительные решения, но их хотя бы можно оправдать сериальной логикой. Другое дело — сложно объяснить, почему первый сезон с подзаголовком «Вода», который по логике вещей должен был показать обучение Аанга новой стихии, так и не показал ни одной тренировки героя с водой.
Вердикт
Сериал Netflix отчасти превзошел пессимистичные ожидания фанатов, но все равно занял место между великим оригиналом и катастрофически провальной экранизацией М. Найта Шьямалана. Пускай создатели новой версии не спутали произношение имен, они все же повторили главную ошибку «Повелителя стихий» — низвели адаптацию до чередования экшен-сцен и проговаривания сюжета вслух.
Сложно представить, что у Netflix получится довести экранизацию до финала. Дело даже не в том, что проекту не хватит рейтингов. Кажется, в процесс вмешается бич всех сериалов про детей — взросление актеров. «Легенду об Аанге» закончили снимать два года назад. Такими темпами к концу финального третьего сезона зрителям придется смотреть, как совершеннолетние выдают себя за подростков. Впрочем, с этой задачей уже неплохо справляются «Очень странные дела».
Автор: Алихан Исрапилов