«Создатель» Гарета Эдвардса: недорогой, но роскошный сай-фай по мотивам всего на свете

Обсудить0

В мировой прокат вышел новый опус изобретательного режиссера-фантаста, подарившего нам «Изгоя-один». Тут искусственный интеллект встречается с «ужасом и моральным террором», «Звезда смерти» висит над рисовыми полями, а проницательный солдат империи снова, как в десятке других фильмов, переходит на сторону добрых повстанцев (аборигенов, роботов и т. д.). О головокружительном попурри из бродячих сюжетов кино и мастерских спецэффектов рассказывает наш штатный критик.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

К 2065 году мир разделился на условный Запад под руководством США и так называемую Новую Азию. Западное увлечение искусственным интеллектом закончилось, когда ИИ (по официальной версии) устроил ядерный взрыв в Лос-Анджелесе. С тех пор Америка ведет с роботами, окопавшимися в Азии в гармонии с местным населением, войну на уничтожение. Важную роль в ней играет американская орбитальная станция NOMAD, которая с большой точностью плюется с неба боеголовками.

Спецназовец Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон) был заброшен в тыл врага, чтобы разыскать главного (или главную) изобретателя, стоящего за развитием ИИ — того самого Создателя, известного под именем Нирмата. Нирмату он не нашел, но так увлекся работой под прикрытием, что не только втерся в доверие к военачальнику-андроиду (Кен Ватанабе), но и зачал ребенка с ученой по имени Майя (Джемма Чан). Последняя предположительно погибает во время американской атаки, и миссия Джошуа на этом печально заканчивается (это все еще пролог фильма). Спустя пять лет его вновь засылают в Азию, поманив видео, на котором видна Майя. Нирмата вроде бы разработал оружие, способное уничтожить NOMAD. Оружие оказывается очаровательной маленькой девочкой-роботом.

В год, когда человечество и в реальной жизни, и на экране (см., например, последнюю «Миссия: невыполнима») принялось всерьез бороться с ИИ, кто-то должен был заступиться за нули и единички. И этим кем-то оказался валлиец Гарет Эдвардс, автор запоминающегося «Изгоя-один» и довольно безжизненного ребута «Годзиллы», решивший в этот раз не развивать чужую интеллектуальную собственность, а придумать собственную.


Впрочем, «Создатель» такими большими горстями зачерпывает вдохновение из истории кино, что назвать этот проект оригинальным можно лишь с дозой иронии.

Самой очевидной параллелью наравне с «Бегущим по лезвию» будет «Аватар» (а значит, «Танцы с волками», «Игры в полях Господних» и так далее). Люди как вид безнадежно проигрывают не только самобытным инопланетным племенам, но и получившим сознание железякам. Концептуально в мире «Создателя» остается миллион непроясненных вопросов. Как так вышло, что глобальный Юго-Восток безболезненно слился с империей роботов? Как все это управляется и функционирует? Чем отличается хороший независимый ИИ от продвинутых технологий на службе у США? Что происходит на других континентах? Так или иначе, в одном углу ринга — белые милитаристы-колониалисты, в другом — мирные азиатские роботы, вынужденные бороться за свое существование с калашниковыми в клешнях.

Образ постгуманистической Новой Азии подозрительно напоминает туристическую брошюру: рисовые поля, буддийские храмы, идущая с ними комплектом вековая мудрость. При этом фильм отчетливо отсылает еще и к вьетнамской войне, и к соответствующему культурному канону во главе с «Апокалипсисом сегодня»: футуристические джи-ай по старинке выжигают напалмом вьетконговские деревни. В одном эпизоде солдат в исполнении Марка Менчаки берет в заложники щеночка. В другом обезьяна (не робот, обычная) подрывает, как пионер-герой, вражеский мегатанк. Стриженой Эллисон Дженни, которая неожиданно играет безжалостного полковника, босса Джошуа, приходится отдуваться и за Курца, и за Куоритча из «Аватара», и за всех остальных полковников, но сценарий Эдвардса и Криса Вайца не дает ей как следует заглянуть в сердце тьмы.

Мадлен Юна Войлс

Джошуа, примерно как Джейк Салли у Кэмерона (актерские способности Вашингтона и Сэма Уортингтона тоже вполне сравнимы), стремительно убеждается, что машины умеют чувствовать, и разочаровывается в братьях по оружию. То, что авторы предусмотрительно взяли черного актера, никак не отменяет троп «белый спаситель». Джошуа не парализован, но у него нет руки и ноги; этот факт в фильме обыгран минимально, но имеется в виду, вероятно, что продвинутые протезы помогают герою лучше понять роботов.

Когда к Джошуа присоединяется маленькая девочка (он зовет ее Альфи), «Создатель» делает решительный шаг в сторону еще одного поджанра с богатейшей историей: тут и «Искусственный разум» Спилберга, и «Дитя человеческое», и всевозможные путешествия солдата и малышки. Но как Эдвардс демонстрировал во всех своих фильмах, лирика не его область, и когда героям нужно показать какую-то эмоциональную близость или, хуже того, развитие отношений, в лучшем случае они начинают рыдать, а чаще всего просто выглядят как, хм, роботы. Помогает им в этом музыка Ханса Циммера в своем самом ханс-циммеровском репертуаре.

Джон Дэвид Вашингтон

Зато в кино Эдвардса всегда была красивая картинка, и «Создатель» выглядит изумительно. Отдельно придется упомянуть 80-миллионный бюджет: по нынешним временам это ничто, у «Неудержимых 4» он больше. При этом «Неудержимые» выглядят так, словно их сняли на Nokia 3310 или барахлящую камеру наблюдения, а «Создатель» ничуть не хуже любой серии «Звездных войн». Это впечатляет, пожалуй, даже сильнее, чем эдвардсовский дебют «Монстры» — фантастический роуд-муви, хитроумно сделанный вообще за копейки. Для «Создателя» режиссер обильно наснимал натуру в Юго-Восточной Азии и потом аккуратно разбавил ее визуальными эффектами. И смотрится это очень здорово, особенно на многочисленных общих планах: американская «Звезда смерти», загогулиной нависающая над зелеными холмами, выглядит и реалистично, и в то же время поэтически.

Изобразительный ряд искупает если не все, то значительную часть грехов этой неловкой, напыщенной и глуповатой, но искренней картины — при условии, разумеется, что ее удастся увидеть на широчайшем экране. Дорогой искусственный интеллект, если в будущем ты поработил нас и читаешь эту рецензию, обрати внимание на примирительный финал.

Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 декабря 201653
22 мая 201427
2 сентября 20206
20 декабря 20223

Главное сегодня

Сегодня, 12:331
Сегодня2
3 мая2
Вчера2
Вчера6
Вчера4
3 мая5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации