Beat Film Festival 2022: выбор Зельвенского. Андреа Арнольд о корове, Кубрик о Кубрике и «Джейн глазами Шарлотты»

Обсудить0

Очередной фестиваль документальных фильмов о музыке, кино и поп-культуре вообще пройдет с 19 июня по 3 июля. О лучших картинах из его программы рассказывают постоянные рецензенты Кинопоиска. Первый личный топ — Станислава Зельвенского.

Другие документальные фильмы на Beat: выбор Бояринова, выбор Пугачева, выбор Корецкого

Если карточка фильма черная, значит, его можно посмотреть на Кинопоиске

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

«Корова»

Док о тяготах животной жизни

Тот случай, когда название фильма идеально соответствует содержанию: в кадре корова. Англичанка Андреа Арнольд («Красная дорога», «Американская милашка»), использовавшая в своих замечательных работах квазидокументальный стиль, дебютировала в настоящем документальном кино этой медитативной, но бьющей под дых мелодрамой о тяжелой коровьей доле.

Ручная камера утыкается в морду, а еще чаще в вымя немолодой британской коровы по имени Лума, живущей на молочной ферме. Из чего состоит ее повседневность, представить несложно: сон, еда, молоко. Кроме того, она рожает, причем дважды (в середине, соответственно, будет что-то вроде секс-сцены). Телят у Лумы сразу же забирают, к ее заметному неудовольствию.

Это один из очевидных драматических акцентов — лишение Лумы радости материнства. Впрочем, монотонное существование животного преимущественно взаперти среди жутковатой машинерии, извлекающей из него молоко, печально и без этого. Человечество представлено безымянными работниками, иногда попадающими в кадр; видно, что люди они все милые, но наших симпатий они не дождутся.

Хотя режиссер никак не вмешивается и не комментирует происходящее (за исключением тематической поп-музыки, которую включают в коровнике), этическая позиция Арнольд кристально ясна. Это даже не пропаганда веганства, а скорее, фильм о несправедливом, жестоком устройстве нашей общей жизни. Или как минимум феминистская метафора: в центре здесь, в конце концов, тема равнодушной эксплуатации Луминого тела.

«Корова» точно не кино для свидания: во-первых, Арнольд несколько пережимает с гинекологическими подробностями, во-вторых, фильм не лишен вызывающих длиннот, и, в-третьих, это попросту очень депрессивно. Режиссера легко обвинить в эмоциональной манипуляции: в конце концов, мы не знаем, что происходит в голове у коровы, даже когда уверены в обратном. В каком-то смысле это злой близнец фильма «Гунда» Виктора Косаковского, где происходит ровно то же самое, но в главной роли — харизматичная свинья, снято все в благородном ч/б, вместо британского реализма — русская душевность.

И все же от «Коровы» трудно отмахнуться. Очутиться в чужой шкуре в таком буквальном смысле — серьезный и, возможно, важный опыт; вполне вероятно, некоторые зрители сделают из этой простой, как мычание, басни практические лайфстайловые выводы. Для кого-то жизнь прожить — поле перейти.

«Джейн глазами Шарлотты»

Хоум-видео семьи Генсбур

Шарлотта Генсбур с нежностью рассматривает свою маму Джейн Биркин. Не фильм, а карандашные наброски фильма: любительское качество съемки, произвольный монтаж, отсутствие какой-либо режиссерской идеи или концепции. Шарлотта и Джейн встречаются в Японии и во Франции, фотографируются, чуть-чуть поют, немножко пьют, выбирают щеночка. С обезоруживающей, порой почти эпатажной искренностью пытаются говорить о каких-то интимных вещах. По большей части грустных: старение, смерть, одиночество. То и дело между строк читается упоминание о старшей дочери Биркин, покончившей с собой. Слова и мысли повисают в воздухе: и мать, и дочь не говорят, а шепчут, и их диалоги иногда кажутся то ли шелестом листвы, то ли воркованием птиц. Не слишком информативно, но пронзительно. Лучший момент фильма (и по самому большому счету единственный резон его существования) — Шарлотта приводит мать в квартиру, в которой та жила с Сержем Генсбуром и куда не осмеливалась потом заглянуть десятилетиями. И там, как выясняется, почти ничего не изменилось, всё на месте, только консервы полопались, как аорты.

«Кубрик о Кубрике»

Фильм, построенный на аудиопленках с интервью режиссера

Полная противоположность «Джейн глазами Шарлотты» — обстоятельный, четкий, как телепередача (которой он в принципе и является), режиссерский портрет на час с четвертью. Фрагменты из фильмов и из архивных интервью: Том Круз, Малкольм МакДауэлл, Стерлинг Хейден. Главная приманка — аудиопленки с голосом самого Стэнли Кубрика, комментирующего свои работы. Режиссер, как известно, был затворником и почти не давал интервью, но сделал исключение для Мишеля Симана, главного редактора журнала Positif, ветерана французской кинокритики, который в свое время чем-то приглянулся Кубрику и собрал из разговоров с ним книгу. Отрывки интервью, которые здесь представлены, далеко не сенсационны: каждый из тринадцати фильмов Кубрика давно разобран на молекулы, а беседы с Симаном были, кажется, довольно формальными, без лишних откровений. Тем не менее послушать великого человека всегда, разумеется, интересно, тем более что он оказывается довольно красноречив и патологически нормален.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

11 апреля0
22 января17
15 января4
22 декабря 202317

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля38
Вчера0
Вчера3
Вчера2
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации