«Приключения Билла и Теда»: как «двоечник» Киану Ривз стал звездой у подростков 90-х

Обсудить0

Накануне выхода третьего фильма про двух друзей-раздолбаев Татьяна Алешичева вспоминает историю их невероятного взлета к славе и сошествия в ад.

Фильм «Невероятные приключения Билла и Теда» вышел в прокат в феврале 1989 года. Тогда никто не мог предположить, что история двух школьников-оболтусов, путешествующих в телефонной будке сквозь века, чтобы сдать зачет по истории, станет культовой и получит сиквел, а спустя 30 лет — еще одно продолжение. Билл и Тед появились на рубеже десятилетий, когда бум подросткового кино 1980-х был на исходе. Трогательная невинность школьных историй Джона Хьюза сменялась тревогой и разочарованием. Новую тенденцию в полной мере подтвердило «Смертельное влечение» (1988) про подростка-убийцу — фильм, задавший иронический и ернический тон подростковому кино 1990-х. Но комедия про Билла и Теда была зрелищем куда более простецким и более восьмидесятническим; на ее рекламных постерах красовался слоган: «Историю перепишут два парня, которые не умеют писать».

Звезды из будущего

Кудрявый крепыш, именующий себя Билл С. Престон, эсквайр, и его закадычный дружок Тед Теодор Логан мечтают о всемирной славе своей рок-группы «Дикие жеребцы». Немедленному успеху мешает какая-то мелочь: они совсем не умеют играть на гитарах. Но главная неприятность поджидает их на экзамене по истории: нужно сделать доклад о том, как три известные исторические личности оценили бы нынешнее состояние городишка Сан-Димас, где живут оболтусы. Учебник истории Билл и Тед впервые берут в руки только накануне экзамена. Отец Теда обещает отправить его в военную школу, если экзамен не будет сдан на отлично, и тогда прощай, рок-группа и будущая слава.

Спасение буквально сваливается на них с неба на автозаправке, где, как говорит Тед, «происходят странные вещи»: на асфальт приземляется телефонная будка, которая оказывается машиной времени. Управляющий ею ученый из будущего Руфус рассказывает парням, что они все-таки ухитрились стать великими музыкантами, их необычайно почитают в будущем и прислали оттуда эту будку, чтобы помочь кумирам в трудную минуту. Пользуясь машиной времени, Билл и Тед посещают несколько исторических эпох и привозят с собой на экзамен Сократа, Билли Кида, Фрейда, Бетховена, Чингисхана, Наполеона и Жанну д’Арк. Пока Билл и Тед мечутся по Сан-Димасу, забирая прибывшего первым Наполеона из аквапарка, куда его привел младший брат Теда, остальные великие неплохо проводят время в местном торговом центре. В финале двое парней, которые еще вчера были уверены, что Юлий Цезарь — это «чувак, который заправляет салаты», делают блестящий доклад по истории, похожий на рок-концерт с участием исторических персонажей (все происходит на сцене школьного клуба).

«Зубастики»

Самим создателям фильма на момент съемок не было и тридцати. За плечами режиссера Стивена Херека уже числился необычайно успешный комедийный ужастик «Зубастики», а вот сценаристы Эд Соломон и Крис Мэтисон были дебютантами и сочиняли свою историю методом проб и ошибок. Они едва не загубили фильм, сделав своих героев ботаниками в духе любимых персонажей Джона Хьюза. В первоначальном варианте сценария Билл и Тед были худосочными подростками лет четырнадцати, в коротких штанишках и футболках с символикой хеви-метала.

Весь этот рок

Сценарий поменялся, когда на главные роли решено было взять двадцатилетних и пригожих Киану Ривза и Алекса Уинтера — они совсем не выглядели мелкими хлюпиками. Таким образом, из подражания хьюзовскому фильму «Ох уж эта наука» фильм начал превращаться в нечто самостоятельное. Изначально парни должны были путешествовать во времени на машине Руфуса — винтажном «Шевроле» 1969 года выпуска. Но эта затея выглядела откровенным плагиатом по отношению к фильму «Назад в будущее». Так что Херек предложил сценаристам использовать телефонную будку. Впоследствии Мэтисон признавался, что и Херек, и они с Соломоном «были настолько невежественны в те времена, что даже не слышали о „Докторе Кто“» — в конце 1980-х телесериал про Доктора все еще был локальной британской историей.

«Доктор Кто»

Зато Эд Соломон постарался рекрутировать для участия в фильме многих персонажей тогдашней рок-сцены. И пусть заполучить самого Эдди Ван Халена, главного кумира Билла и Теда, не удалось, позднее музыкант в шутку говорил, что вступил бы в группу «Дикие жеребцы», если бы Билл и Тед его об этом попросили. На роли «трех самых важных людей в мире» из будущего вначале планировали позвать участников группы ZZ Top, но в итоге их сыграли другие рок-музыканты: саксофонист Кларенс Клемонс из группы Брюса Спрингстина, солист рок-группы The Tubes Фи Вэйбилл и певица The Motels Марта Дэвис. На роль Жанны д’Арк пригласили Джейн Уидлин из женской нью-вейв-группы Go-Go — в 1985-м она была на пике популярности, когда ее сольный хит «Rush Hour» попал в чарты.

И только роль Руфуса до последнего оставалась вакантной. Сценаристы подумывали о Шоне Коннери, но его участие слишком явно обнаружило бы сходство фильма с «Бандитами во времени». Соломон и Мэтисон продолжали лелеять планы собрать на съемках как можно больше рок-музыкантов, но роль Руфуса не была проходной и предполагала наличие у исполнителя хотя бы минимального актерского опыта. Среди рокеров такими были Ринго Старр и Роджер Долтри, начавший актерскую карьеру в фильмах Кена Рассела. Но в итоге сценаристов осенило: нужно пригласить на роль Руфуса не музыканта, а легендарного стендап-комика Джорджа Карлина.

Джордж Карлин

Актерский состав был укомплектован, съемки начались, и Ривз с Уинтером демонстрировали в кадре безупречное «щенячье обаяние» — такую задачу поставил перед ними режиссер, который хотел, чтобы актеры были буквально похожи на лабрадоров. У самих актеров при этом было и свое мнение: обсуждая роли, Ривз и Уинтер постановили, что их персонажи ни в коем случае не должны быть карикатурными, а скорее, напоминать персонажей комедии дель арте — клоунов, которые, тем не менее, задействованы в драме и воспринимают ее на сто процентов серьезно.

В процессе продакшена Соломон и Мэтисон целиком переписали финал фильма. В первом варианте Билл и Тед сдавали экзамен, сидя в классе, а потом шли на школьный бал в шортах и смокингах в сопровождении средневековых принцесс, которых они спасли из ужасного прошлого. Его даже успели снять, но такой хеппи-энд, как вовремя сообразил режиссер, выглядел донельзя банальным. Нужна была другая история, вдохновляющая и сделанная с оперным размахом. Доклад со сцены, похожий на рок-концерт, стал логичным завершением фильма, проникнутого благоговением перед тогдашней рок-культурой.

Временные трудности

Съемки завершились в 1987 году, но в прокат фильм не вышел: компания продюсера Дино де Лаурентиса, финансировавшая его, заявила о банкротстве. Лаурентис был опытным воротилой и бойцом, за пару лет до начала съемок «Билла и Теда» он спокойно пережил провал страшно дорогой в производстве «Дюны» Линча и после этого, не моргнув и глазом, взялся финансировать «Синий бархат». Подкосила его компанию «Тайна ценою в миллион долларов»: по иронии судьбы фильм, стоивший стандартные для студии 10 млн долларов, в 1987 году собрал меньше миллиона.

Над «Биллом и Тедом» нависла нешуточная угроза отправиться прямиком на кабельное телевидение. Но как раз в это время двое продюсеров из компании де Лаурентиса перешли в Nelson Entertainment и от лица этой фирмы купили права на фильм в 1988-м практически за бесценок. В 1989 году он был наконец выпущен в прокат.

Шон Пенн
Алекс Уинтер

Критики встретили «Била и Теда» кислыми минами. Washington Post писала: «Это криво слепленная комедия о двух самых выдающихся ничтожествах в истории. Знаменитые исторические персонажи изображены тут схематично и с помощью приколов самого дурацкого свойства. Если у режиссера Стивена Херека и есть комедийный талант, здесь он никак этого не показал». Этому вторил Variety, называя встречи героев с историческими лицами слишком короткими и шаблонными, при этом сам обозреватель журнала, как недоучившийся школьник, перепутал в рецензии Бетховена с Моцартом. Еще дальше пошла газета Los Angeles Times, называя Билла и Теда клонами Спикколи — легендарного школьного идиота, которого Шон Пенн сыграл в подростковой комедии «Беспечные времена в «Риджмонт-Хай“» (1982). Действительно, Алекс Уинтер даже внешне был похож на раздолбая Спикколи, и школьные оболтусы из «Риджмонт-Хай» точно так же не могли придумать себе занятия интереснее, чем целыми днями торчать в торговом центре.

Но подростки увидели в фильме то, что пропустили высоколобые критики. Оригинальный поворот сюжета, когда выяснилось, что нынешние недотепы Билл и Тед сами являются историческими личностями — знаменитыми рокерами, которых боготворят в будущем, придавал всей истории глубину и смысл. Фильм недвусмысленно заявлял своей подростковой аудитории: как бы ни шпыняли и недооценивали тебя учителя и родители, не поддавайся! Ты важен для истории не меньше легендарных персонажей, ты имеешь значение, ты можешь встать вровень со знаменитостями и достичь успеха в этой жизни, а если повезет — прославиться в будущем. Фильм с дурацким фантастическим сюжетом обладал редким свойством: он не стремился поучать и воспитывать своего зрителя-недоросля, напротив, подбадривал и хвалил. И в каком-то смысле служил такой же вдохновляющей историей, как взрослые голливудские фильмы про мотивацию к успеху и путь к американской мечте, которые во множестве появлялись в 1980-е на волне рейганомики и расцвета сословия молодых профессионалов — яппи.

В прокате «Билл и Тед» примерно в пять раз окупили свой бюджет (6,5 млн долларов), и за фильмом последовал целый шлейф продолжений. Вышел мультсериал из двух сезонов, который Киану Ривз и Алекс Уинтер озвучили самостоятельно, затем телесериал без оригинального каста, где Билла и Теда играли похожие на Ривза и Уинтера актеры. За ними последовали комиксы, видеоигры и, наконец, овсяные хлопья для завтрака «Билл и Тед», произведенные компанией Purina, специализировавшейся на собачьих кормах (привет «щенячьему обаянию»).

Новые приключения

Фильм стал частью поп-культуры, и в 1991 году появился неизбежный сиквел, снятый британским режиссером Питером Хьюиттом. В нем Билл и Тед сражались со своими клонами-роботами и попадали в загробный мир.

Когда «Новые приключения Билла и Теда» вышли в прокат, отношение критиков к этой истории поменялось, хотя рецензии были в целом смешанными, прокатные результаты — удручающими (30 миллионов сборов при бюджете в 20), да и зрительский рейтинг фильма на Rotten Tomatoes сегодня — невеликие 5.6 из 10. Но второй фильм привлек внимание ведущих представителей профессии — Джина Сискела и Роджера Эберта (последний назвал фильм «галлюцинаторной комедией» и отметил ее оригинальность), и большинство обозревателей сошлись на том, что продолжение сделано лучше оригинала. На сей раз при всей фантазийности сюжета фильм вовсе не выглядел поверхностным. В нем Билл и Тед, убитые злыми роботами, попадают на тот свет и играют в орлянку со Смертью. Грим Уильяма Сэдлера в этой роли был скопирован не откуда-нибудь, а из «Седьмой печати» Бергмана.

«Новые приключения Билла и Теда»
«Седьмая печать»

Поначалу преисподняя и ее главный демон кажутся парням даже забавными, разве что непохожими на то, как их принято изображать в рок-атрибутике («Дурят нас металлисты!»). Но потом Билл и Тед проваливаются каждый в свой персональный ад, населенный призраками из детства. У Билла это жуткая «бабушка Престон, эсквайр» — сморщенный монстр, который требует «поцеловать его прямо в губки». А Теда преследует зловещий розовый игрушечный кролик за то, что он якобы сунул нос в корзину с подарками для младшего брата. Вся эта фантасмагория происходит в темных комнатах и узких коридорах, похожих на закоулки котельной из самой ужасной страшилки прежнего десятилетия — «Кошмара на улице Вязов». В 1987 году вышел уже третий фильм этой франшизы, «Воины сна», где юные герои блуждают в своих снах по таким же страшным закрытым пространствам и темным тоннелям.

В середине 1980-х появилось сразу несколько фильмов о перемещениях во времени: «Терминатор», «Назад в будущее», «Пегги Сью вышла замуж». В них будущее было тревожным и угрожающим, настоящее разочаровывающим, а прошлое — той точкой, из которой вроде бы многое можно исправить, но только путем принятия своей судьбы. Первый фильм о приключениях Билла и Теда давал куда более оптимистичный взгляд на прошлое и будущее, а второй говорил о том, что можно совладать и с самой смертью или, по крайней мере, разобраться со своими детскими страхами. В одном из многочисленных интервью Алекс Уинтер однажды обмолвился, что это совсем не великое кино, не чета «Звездным войнам», и его нет в списке величайших фильмов журнала Sight and Sound.

Аргументом в пользу такого мнения может считаться история третьего фильма: сценарий «Билла и Теда», которые теперь должны спасти мир, записав за 78 минут убойный хит (тут им снова помогает целая команда друзей и поп-артистов, в числе которых рэпер Кид Кади и вокалист Уин Батлер), был написан еще в 2010-м, но поиски финансирования затянулись почти на 10 лет. За это время актеры не то что повзрослели, а даже начали стареть, но в фильме гладко выбритый Киану Ривз выглядит неожиданно молодо. После появления первых кадров фанаты в треде на Reddit недоумевали, почему у Теда так и не выросла борода, а потом хором ударялись в ностальгические воспоминания о том, как они в первый раз посмотрели сиквел.

Выходит, прав был журнал Rolling Stone, который внес второй фильм про Билла и Теда в десятку величайших фильмов о бездельниках. Эти двое и вправду стали такой же неотъемлемой частью поп-культуры, как и «Звездные войны». По крайней мере, они, как и «Звездные войны», удостоились своего комикса в издательстве Marvel!

Каскадер защищает своего коня от коллекторов и становится звездой интернета. Комедийный боевик с Джеки Чаном
В главных ролях:Джеки Чан, Лю Хаоцюнь, Го Цилинь, Джеки У
Режиссер:Ларри Ян
Смотрите по подписке

Смотрите также

Трейлер комедии «Билл и Тед»: Киану Ривз и Алекс Уинтерс спасают Вселенную с помощью музыки

Трейлер комедии «Билл и Тед»: Киану Ривз и Алекс Уинтерс спасают Вселенную с помощью музыки

23 июля 20206
Матричный метод: Почему Киану Ривз — последний киногерой
Портрет героя

Матричный метод: Почему Киану Ривз — последний киногерой

2 сентября 201960
«Клубу „Завтрак“» — 35 лет. Как фильм, снятый бумером, помог поколению X
Культовое кино

«Клубу „Завтрак“» — 35 лет. Как фильм, снятый бумером, помог поколению X

15 февраля 202042
Как хорошо вы знаете фильмы 90-х?

ТестКак хорошо вы знаете фильмы 90-х?

1 июля 202085

Главное сегодня

Спорт

Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов

6 июня3
Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов
«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера
В фокусе

«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера

Сегодня1
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи
Сборы

Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи

Вчера3
Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова
Трейлеры

Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова

Вчера3
Плейлист «Стражей Галактики»: как слушать и понимать музыку из плеера Звездного Лорда и Джеймса Ганна
Шум и яркость

Плейлист «Стражей Галактики»: как слушать и понимать музыку из плеера Звездного Лорда и Джеймса Ганна

Сегодня0
Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов
Книги

Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов

Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации