Фатих Акин: «Голливуд, Тарантино, „Игра престолов“ — все это наполнено насилием»

Обсудить0

Режиссер «Золотой перчатки» отвечает на обвинения в мизогинии и чрезмерной экранной жестокости.

В прокате — «Золотая перчатка», новый и очень жестокий фильм Фатиха Акина, история Фрица Хонки, серийного убийцы из Гамбурга, снятая по роману Хайнца Штрунка. Дело происходит на самом дне Гамбурга 1970-х, в дешевых кабаках, где напиваются вусмерть списанные на берег моряки, офицеры СС и проститутки за 50. Именно они и становятся жертвами киллера Хонки (подробнее о фильме мы писали в обзоре с Берлинского фестиваля).

КиноПоиск расспросил Акина о том, почему он решил пойти путем Триера и Тарантино, так ли страшен его фильм, как о нем пишет возмущенная критика, и, главное, почему убивал Хонка.

— После сеанса вашего фильма «Золотая перчатка», на котором я была со своей подругой в Берлине, двое незнакомых мужчин спросили нас: они слышали, что фильм называют женоненавистническим, согласны ли мы как женщины с таким утверждением? Вы наверняка ожидали таких упреков, так как намеренно снимали очень некомфортный фильм…

— Мне фильм совсем не кажется женоненавистническим. Если в фильме речь идет о мизогинии, что, безусловно, так и есть, потому что преступник — женоненавистник, то это не означает автоматически, что режиссер — мизогин. Я категорически с таким не согласен. Это какая-то истерия: смотрите, турок, мусульманин, сделал женоненавистнический фильм… Понятно, что такая полемика ожидаема. Но если говорить о моих намерениях… Мне эти женщины кажутся сильными и красивыми. Да, это мое эстетическое представление о красоте, и тут я готов к тому, что меня могут высмеять. Но мне нравится видеть, как жизнь, возраст, сила гравитации работают над телами, и я это запечатлеваю в кадре. Потому что возраст — это жизнь, а я с удовольствием всматриваюсь в жизнь и снимаю ее. Если общество или кинокритики говорят, что это ужасно, то это их собственное представление об ужасном, которое сильно отличается от моего. Это им героини фильма кажутся уродливыми, а мое изображение этих женщин не уродливо. Так что такая реакция гораздо больше говорит об обществе, а не обо мне.

— Когда вы писали сценарий, вы ориентировались только на книгу Хайнца Штрунка и собственную фантазию или также искали другие дополнительные материалы о деле Фрица Хонки?

— Я придерживался романа. Но я общался с психологами, разговаривал о психограмме подобного убийцы. Я пытался понять, что у него происходит в голове. Мне хотелось подчеркнуть нигилизм героя во всем происходящем — в романе нет такого акцента. Штрунк пытается объяснить преступления через биографию героя, но такая патология поведения — это просто следствие какого-то физиологического нарушения в мозге. Это невозможно объяснить социальным влиянием и тому подобным. И мне казалось очень важным показать это в фильме. И это тоже подверглось критике. Но если бы я сделал по-другому, тоже нашлись бы недовольные. Фриц Хонка был в концлагере, потому что его отец был коммунистом. Он тогда был совсем маленьким. Но если бы я показал его в концлагере, что бы это значило? Что каждый, кто был в концлагере, может стать маньяком? Или еще в детстве он подвергался насилию. Означает ли, что каждый, кто подвергается насилию, получает легитимное право совершать подобные преступления? Мне кажется, ответ — «нет». Это слишком просто. Поэтому сильнее, страшнее и в какой-то степени более по-кафкиански будет, если объяснить его преступления тотальным отрицанием норм и законов. Именно нигилизм всего произошедшего интересовал меня. Именно это я пытался передать в фильме, а не объяснения поступков Хонки, которые есть в романе.

— Вы убрали биографию, предысторию Хонки, чтобы избавиться от вульгарного психологизма, но все действие оставили в том же историческом времени — в Германия 1970-х. Означает ли это, что сама эпоха, ее дух все же несут в себе некое объяснение произошедшего?

— Мне кажется, Хонка — это экстремальный случай в обществе, где разлагается мораль. И это мораль переживших Вторую мировую войну, послевоенного поколения. Поколения, которому спустя 30 лет после войны было 40 или 50 лет, которое эту войну действительно еще застало. Как я подростком застал падение Берлинской стены.

Мы все время рассказываем этот миф, как мы в Германии проработали Вторую мировую войну, как мы проработали преступления нацистов. Но в 1968 году это сделала только малая часть населения, так называемая элита, получившая хорошее образование. А большая часть населения — нет. И как раз такие люди и есть посетители бара «Золотая перчатка». Причем это типичные представители немецкого общества, никакие не меньшинства. Это тогдашний мейнстрим. Мейнстриму было сказано: нужно перевязать раны войны, вытеснить, залить алкоголем, дешевым шнапсом. Народ получил этот дешевый шнапс, чтобы боль, раны, травмы просто потонули в этой жидкости. Фильм, как и пивнушка, — портрет того времени. Как раз сейчас, когда фашистские или националистические настроения снова ощутимы и политики крайне правых взглядов получают голоса на выборах в Германии, мы еще раз убеждаемся, что эти люди так никогда и не проработали травму войны, они никогда так и не посмотрели в глаза этой травме. И поэтому мне было интересно показать портрет людей, которые травматизированы, но не проработали войну.

— Вы заранее знали, что будете показывать насилие жестко и натуралистично? Как вы обсуждали это с актерами? Как готовили их?

— Что касается насилия в фильме, то я не опираюсь здесь на американские примеры. Я только что вернулся из Канн, где я увидел новый фильм Тарантино (мы писали о нем здесь — Прим. ред.), и под конец там происходит оргия насилия. И весь зал в этот момент аплодировал и ликовал. То есть насилие в фильме сопровождалось овацией. И у такого фильма может быть своя правда — это все-таки комедия. Но, мне кажется, нельзя никогда забывать, что такое насилие на самом деле. Насилие в фильме — это слепок общества в конечном счете. Медиа, YouTube, компьютерные игры, Голливуд, Тарантино, «Игра престолов» — все это наполнено насилием настолько, что у нас притупляется восприятие. Именно поэтому мне было важно показать насилие так, чтобы оно пугало и отвращало. И если смотреть внимательно фильм, то там ведь в кадре не так много непосредственно насилия. Эти сцены доигрываются уже в голове зрителя. Но то, как реалистично это снято, делает это дозированное насилие гораздо более шокирующим, чем то, что мы привыкли видеть на экране. Я это сделал намеренно. Насилие должно пугать. Сейчас, когда в фильмах и прочих медиа произошла девальвация изображения насилия, я хотел показать его так, чтобы оно все-таки отвращало.

Читайте также:  До самых кишок: Краткая история жестокости в кино

— У вас вообще есть какие-то табу как у режиссера и как у зрителя?

— Табу — это слишком индивидуальное понятие. Есть женщины, которые смотрят фильм «Золотая перчатка» и говорят: «Не так уж и страшно!» И есть мужчины, которые не могут это вынести. Фильм в Германии имеет возрастной ценз +18. И на то, конечно, есть свои основания. Я не думаю, что фильм прославляет насилие. Или использует его как фетиш. И работа с актерами была очень точной, профессионально схореографированной. Они знали, где проходят границы. Если внимательно анализировать фильм, то понимаешь: самое страшное происходит в те моменты, когда насилия на экране не видно. Я как раз вчера посмотрел фильм «Впусти меня». И там тоже насилие вырастает из того, что не видно на экране. И это гораздо более субтильная, но и эффективная форма изображения насилия в кино.

— Этот фильм, конечно, очень отличается от вашего предыдущего фильма «На пределе». Но есть что-то, что их объединяет. Речь идет о людях в состоянии отчаяния, которым нечего терять. Почему вас интересует это состояние?

— Подозреваю, что-то такое есть во мне самом. Глубоко внутри меня тоже спрятана эта потерянная, нигилистическая или скорее даже фаталистская натура. Я веду здоровый образ жизни, у меня хорошая профессия, у меня здоровый брак, есть дети — мне повезло. Но я знаю, что если бы мне не повезло, то какая-то часть меня стала бы очень саморазрушительной. И вот чтобы эта часть не взорвалась, я должен периодически давать ей место в моей жизни. Это внутри меня. Внутри меня Фриц Хонка, внутри меня Катя из «На пределе».

— А у вашей Марлен Дитрих, о которой будет ваш следующий фильм, тоже будет что-то подобное?

— Возможно, не у нее самой, а у персонажей вокруг нее. Там будет русская няня Тамара Матул. Она была няней и любовницей мужа Марлен Дитрих. Вот она как раз была такой потерянной душой. Я хочу посвятить ей большую часть фильма.

Смотрите также

30 мая 201957
10 февраля 20198
19 июля4

Главное сегодня

Вчера6
Вчера19
Вчера3
Вчера4
Вчера4
25 июля4
25 июля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации