Жора Крыжовников: «Советская красота сквозит у нас во всем»

Обсудить0

Создатель «Горько!» и нового сериала «Звоните ДиКаприо!» раскрывает свои творческие секреты. Берегитесь: внутри цитаты из Достоевского, Михаила Бахтина и Анатолия Эфроса.

Пока вы смотрите «Звоните ДиКаприо!» на ТНТ-PREMIER, КиноПоиск встретился с его режиссером Жорой Крыжовниковым и выслушал серьезнейшую лекцию по теории литературы и кино. А еще поговорил о трудовой дисциплине Александра Петрова, городской политике мэра Москвы Сергея Собянина и режиссерском таланте футбольного тренера Массимо Карреры.

— Если я ничего не путаю, вы говорили, что Жора Крыжовников — псевдоним для кино, а своим настоящим именем Андрей Першин вы подписываете телеработы. Почему тогда под «Звоните ДиКаприо!» стоит имя Жоры?

— Не совсем так. Это полушутливое разделение касалось работы за деньги и на себя. То есть имя Жоры Крыжовникова появляется под проектом только тогда, когда я сам принимаю все решения и, следовательно, сам несу за них ответственность. Я очень благодарен продюсерам Антону Щукину и Александру Дулерайну за доверие. В «Звоните ДиКаприо!» я отвечаю за каждое слово, каждую склейку и каждую музыкальную правку.

«Звоните ДиКаприо!»«Звоните ДиКаприо!»

— Поэтому ваш сериал выходит не на ТВ, а в онлайн-сервисе?

— Отчасти я этому рад. Во-первых, это не исключает того, что после премьеры на ТНТ-PREMIER проект появится и на основном ТНТ. Во-вторых, у телепоказа есть ряд очевидных минусов. Прерывание рекламой, например. Все знают, что во время рекламы аудитория уходит с канала. Зритель отвлекается. Меня как автора сценария и режиссера это разорванное смотрение жутко раздражает. Я как-то посмотрел «Самый лучший день» по телевизору со всей рекламой — это дичь!

В интернете гораздо меньше цензурного давления, мы не вырезали ни кадра, только мат приглушили. Кроме того, на телевидении нужен точный хронометраж, а здесь, если мне нужно, чтобы одна серия шла 37 минут, а вторая — 52, то так и было. Я также надеюсь, что интернетом пользуются в нашей стране все, кто умеет читать и писать, то есть вся та аудитория, с которой я хотел бы поговорить. Да, ТНТ-PREMIER — это платный сервис, но при просмотре телевизора зрители тоже платят своим временем и вниманием. Лучше потратить небольшую сумму, чем постоянно спотыкаться о рекламу проекта «Замуж за Бузову».

Шоураннер, который сам снимает, монтирует и выпускает проект так, как он его задумал, — это в полном смысле автор. Тут я автор вместе со сценаристами Петром Внуковым и Евгенией Хрипковой.

«Звоните ДиКаприо!»«Звоните ДиКаприо!»

— Главный герой — актер Румянцев в исполнении Александра Петрова — получился ну очень уж натуральным и правдоподобным злодеем. Успокойте нас, скажите, что он на самом деле не такой!

— Разумеется. Во-первых, Саша — реальный трудоголик. Во-вторых, он по-настоящему амбициозен и готов бороться за проект, который ему важен. Я знаю случаи, где он просто заставлял режиссера взять его на роль, убеждая, что он точно подходит. Как-то раз он даже снял мини-фильм с собой в главной роли и показал его режиссеру. Так никто не делает! Вот и ответ.

А его персонаж в «Звоните ДиКаприо!» работает на таланте, используя то, что ему дано. Дано какому-то футболисту быстро бегать, он и бегает. Вопрос: бежит он по полю или по улице в 6 утра. А Саша бегает со съемки на съемку.

— После премьеры «Звоните ДиКаприо!» в Омске на фестивале «Движение» зал восторженно и абсолютно искренне аплодировал, даже когда уже и титры закончились, и в театре включили свет. Но были и те, кто выходил с недоумением и говорил: «Как можно смеяться над такими вещами, как ВИЧ?!» Так вы комедию или трагедию снимали?

— Мой любимый театральный режиссер Анатолий Эфрос, которого я считаю одним из своих учителей, говорил: «Когда я оглядываюсь назад на свои работы, то по большому счету единственное, что я могу себе предъявить, — это то, что я был недостаточно смел». В случае со «Звоните ДиКаприо!» я прежде всего хотел быть смелым.

Насколько можно шутить о серьезном и оставаться серьезным в юморе — это очень интересный момент. Вот, например, известный культуролог Михаил Бахтин считал, что в книгах Достоевского много смешного. Спрятанный, редуцированный юмор. Бахтин предположил, что Достоевский работал в редком жанре мениппеи, который объединяет юмористическое и сатирическое с драматическим и философским.

«Звоните ДиКаприо!»«Звоните ДиКаприо!»

Я пробовал как-то в институте ставить Достоевского — смех звучал постоянно. Просто его юмор не бросается в глаза, в тексте на него ничего не указывает. Это юмор человека, который не улыбается, когда шутит. Но возьмите, например, разговор Ивана и Черта в «Братьях Карамазовых». Черт — юмористический персонаж. Он говорит: «Я в баню торговую полюбил ходить, люблю с купцами и попами париться». Если произнести эту фразу определенным образом, то в ней можно увидеть юмор. Я думаю, что и экранизации Достоевского не удаются, потому что никто не видит этого юмора.

Герои мениппеи — это простые люди, которые говорят современным языком и попадают в бытовые комические ситуации, но при этом уровень конфликта может быть очень высок, а речь идет о жизни и смерти. Я не сравниваю себя с Достоевским, но понимаю, что сочетание комедии и драмы мне сейчас ужасно интересно. От чистой комедии я бы отказался. Не хочу зарекаться и клясться, но чисто комедийный материал мне стал скучен. Количество сценарных паттернов в нем ограничено.

— Тех, кто не принял «Звоните ДиКаприо!», смутило еще и то, что вы никак не показываете свое отношение к происходящему. Вот у себя в Facebook вы четко проводите границы добра и зла, объясняя, кто прав, а кто — нет. Почему же в кино вы отказываетесь от этих маркеров?

— Здесь мы опять возвратимся к работе Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Бахтин говорит следующее: Достоевскому удается сделать так, что в его произведениях звучат непосредственно голоса персонажей. Он сравнивает то, как выписывает диалоги Толстой и как это делает Достоевский. В текстах Достоевского мы не видим отношения писателя к словам его героев, в то время как в книгах Толстого автора видно за каждой репликой. Таким образом, говорит Бахтин, возникает полифонический роман, многоголосие. Так же и нам с Петей Внуковым и Женей Хрипковой хотелось сделать так, чтобы в «Звоните ДиКаприо!» звучали голоса разных людей с их представлениями о добре и зле. Принимать их или не принимать, осуждать героев или соглашаться с ними — это работа зрителей.

«Звоните ДиКаприо!»«Звоните ДиКаприо!»

— Но если вам так не нравится, допустим, что в Москве каждое лето перекладывают плитку и меняют бордюры, почему бы не вставить это в сюжет?

— Это будет в восьмой серии, клянусь! Но и здесь все это будет подано так, что и поклонники, и противники Сергея Собянина смогут остаться при своих мнениях.

— В «Звоните ДиКаприо!» много узнаваемых персонажей, в том числе есть такой герой — бандит-бизнесмен по имени Сергей Семеныч... Я не знаю других Сергей Семенычей в медийной повестке.

— Но это не тот! Просто, видимо, когда мы писали, он сам всплыл где-то в подсознании. Никакой попытки рассказать правду про Собянина в этом сериале нет!

— Раньше вашими героями были простые жители глубинки, и вас критиковали за то, что вы очерняете образ рядового россиянина. В «Звоните ДиКаприо!» действие перенесено в мир столичной богемы, его герои — кинозвезды, рестораторы, телеведущие, продюсеры. Это на вас критика так повлияла?

— Нет, конечно. Просто я все сказал. Свою «народную трилогию» я завершил, сейчас у меня другой этап. При этом надо понимать, что «Горько! 2» — это часть моих обязательств перед кинокомпанией «Базелевс». Я бы не снимал его, если бы мог сразу сделать «Самый лучший день». Дальше я могу как автор вернуться в небольшой город, но уже с драматическим материалом. Свою условную «Женитьбу Бальзаминова» я уже снял, а вот ради условной «Грозы» или «Бесприданницы» я бы взялся вновь за эту фактуру и этих героев.

«Горько! 2»«Горько! 2»

— Перед матчем с Испанией на чемпионате мира по футболу наша сборная смотрела «Горько!». Не странно ли, что спортсмены сделали такой выбор накануне ответственной игры? Что вы испытали по этому поводу?

— Конечно, я был счастлив! Там, кстати, не было Кокорина и Мамаева — они не выбирали «Горько!». А те, кто выбрал, потом отстояли честь страны в матче с Испанией. Когда твое кино искренне хотят посмотреть еще раз, для режиссера нет большей награды. Но такое возможно в основном с комедиями. Драма работает один раз.

— Несколько раз видел ваши фотографии со стадиона. Мне казалось, что вы и футбол — вещи несовместные.

— Я увлекся им в 2002 году во время чемпионата мира, на котором наша сборная проиграла японцам и бельгийцам. Смотрел эти игры, потому что следил за Олегом Романцевым. Я тогда вдруг понял, что футбольный тренер — это тот же режиссер, причем именно театральный. Тренер рассказывает футболистам, как надо играть, они выходят и что-то там делают на поле, а он стоит в стороне, пытается подавать им какие-то знаки, но они в принципе бегут куда хотят, не совсем его слушают. При этом они вроде как все вместе, и тренер управляет игроками и в то же время не управляет. Я тогда учился на театрального режиссера и стал следить внимательно за всеми тренерами. Больше всего мне нравился Моуриньо. Он никогда не был футболистом, но ему нужно было вести команду за собой, убеждать, что он режиссер. И ему это блестяще удавалось до недавнего времени.

Или нынешний тренер «Спартака» Массимо Каррера. Он же приходил в команду специалистом по работе с защитой, абсолютно без амбиций возглавить команду. И вдруг он становится главным и берет чемпионство! А дальше еще интереснее: головокружение от успехов, провалы в играх и верность болельщиков, конфликт с капитаном... Все это очень похоже на те задачи, которые в своей работе решает режиссер. И когда я оказываюсь на футболе, я всегда слежу именно за тренером.

Жора Крыжовников / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаЖора Крыжовников / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— И еще я замечал, что вы интересуетесь соцреализмом, часто постите у себя в Facebook советскую живопись. А этот интерес откуда?

— Картины соцреалистов — это отражение действительности, в них иногда очень точно проступает время. А мы живем в постсоветское время, нами руководят советские люди, и смыслы сверху нам транслируют советские люди, закончившие советскую школу и советский институт, получившие советское эстетическое воспитание. А эстетика — мать этики. Сначала красиво — потом хорошо.

Советская красота сквозит у нас во всем. Она даже в том, что нас не спрашивают, нужна нам новая плитка или нет. Просто мэрия Москвы интенсивно делает нашу жизнь лучше, не спрашивая нас о том, надо ли оно нам. Это чисто советский подход, коммунистический: железной рукой загоним человечество в счастье! Очень высокомерный подход. Как с животными, со стадом, с которым нечего говорить — ему просто все улучшают и улучшают условия содержания.

Смотрите также

20 октября 2018229
22 августа 201819
18 августа 201885
19 марта 201855

Главное сегодня

Вчера6
Вчера19
Вчера3
Вчера4
Вчера4
25 июля4
25 июля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации