'И моего сына и твоего, и твоего и твоих двоих сыновей кто послал их на фронт? Кто их снабжал снаряжением и оружием? Мы — их отцы. И с этой и с другой стороны. Мы в ответе за это. Мы убивали их сыновей тысячами и праздновали победы, запивая пивом. А когда они убивали наших сыновей, то они праздновали, запивая вином. Мы отцы, которые убивают своих детей.'
Почему все самые талантливые режиссеры со временем хотят снять черно-белый фильм? Что их привлекает в этом? Возможно уйти к истокам кинематографа, окунуться в некую ностальгию, снять атмосферное кино, которые когда-то снимались в начале прошлого века?
Но суть ни в этом на самом деле. Сейчас перед нашим вниманием глубокая драма от французского режиссера Франсуа Озона 'Франц'. Когда-то я с большим предвкушением начал смотреть это кино. Дело в том, что Озон, как режиссер гениален, и его фильмы так проникновенно прекрасны.
Именно его фильм '8 женщин' входит в небольшой список самых моих любимых фильмов всех времен и народов. Но помимо '8 женщин' у Озона большой список и комедий, и мелодрам, и драм, и шокирующих фильмов, и провокационных, ряд короткометражек. Франсуа Озон является один из самых популярных французских режиссеров, и к его фильмам всегда особенный интерес.
Что касается военной драмы 'Франц', то этот фильм ярко отличается от всего, что снял режиссер. Этот фильм даже глубже, чем кажется на первый взгляд. Как мне нравится, как Озон преподносит свои истории, мы видим эволюцию персонажей, видим, как они меняются, их ждет и свет, и тьма. Самое интересное всегда тайны героев историй Озона, здесь вся и фишка. Именно это и самый интересный аспект в данном фильме - главная тайна.
Мы видим возлюбленных Анну и Франца. Они жили в Германии и хотели пожениться, но началась Первая мировая война, и Франц ушел на фронт во Францию. Молодой, начинающий скрипач Франц, у которого было перспективное будущее, как и в карьере, так и в личной жизни, погибает на фронте. Убитая горем Анна не перестает общаться с его родителями и постоянно ходит на могилу парня. Вскоре она замечает на кладбище некого Адриена - француза, который приходит тоже на могилу к Францу. Ог говорит, что они были друзья, и Анна знакомит его с семьей любимого...
Фильм охватывает зрителя чем-то гипнотическим, таинственным и туманным. Попадаешь как будто в сон и невозможно оторваться от просмотра. Чувствуется весь фильм какой-то подвох, некая тайна, нечто недосказанное. Очистительная волна правды сметет все на своем пути, и в этом весь режиссер: он умеет удивлять и обескураживать.
Кстати, актерский состав понравился. 2016 год стал самым насыщенным и важным в карьере восходящей звезды французского кино Пьера Нинэ. В тот год актер сыграл аж в трех совершенно разных по жанру фильмах 'Одиссея' про Жака Кусто, молодежная комедия 'Пятеро' и черно-белый фильм от Озона 'Франц'. Надо признать, что актер Нинэ сильный, ну а в этом фильме он выложился на все сто.
Его герой тут троянский конь, с ним главная тайна в сюжете. Сначала думаешь одно, но в итоге все будет совсем другое. Это и понравилось.
Женская роль досталась немецкой актрисе ранее неизвестной Пауле Бер. Теперь она с этим фильмом и ассоциируется.
Сколько жизней отнимают войны, сколько судет разбивают навсегда, сколько несут с собой несправедливости и боль пустоту и утраты. Именно об этом и есть данное кино. Убийцы или солдаты, которые должны защищать свою страну? Или то, что было на войне, остается там на полне боя?! Как жить после увиденного и совершенного? И об этом данное драматическое кино.
Мне показалось то, что сделал режиссер эту драму черно-белой, сделало фильм более уносящим нас в то время, более убедительным, как будто мы заглянули в окошко прошлого на сто лет назад. Фильм серьезный с интересной, не простой историей. Вольный римейк 'Сломанной колыбельной' Эрнста Любича.
'Франц' - французско-немецкая военная драма 2016 года. Международный фильм Франсуа Озона получился тонким, глубоким с трагической историей разрывающей на части.
'Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди.' (с) Уинстон Черчилль.
Иногда люди могут быть поглощены собственным горем до такой степени, что вместо того чтобы отпустить эту боль и жить дальше, они предпочитают погрузиться в иллюзию того, что все в порядке, невольно завлекая в эту всеохватывающую паутину лжи окружающих людей. В определенной степени такой способ помогает им восстановится душевно, но бессмысленное убеждение себя в том чего нет не может не привести к непоправимым последствиям, как это произошло с главными героями психологической драмы «Франц».
Синопсис Германия, 1919 год. Молодая девушка Анна продолжает оплакивать своего жениха Франца, погибшего на поле боя во время войны. Во время очередного визита на могилу Анна встречает молодого и красивого француза Адриана, утверждающего, что был знаком с Францом до войны, и решившего выказать соболезнования родителям юноши. Анна невольно проникается симпатией к Адриану и даже начинает забывать Франца, но тайна, которую хранит этот француз, навсегда изменит отношение Анны как к любви, так и к жизни.
Игра актёров Как известно, в плане актерского состава фильм стал площадкой для сотрудничества наиболее известных французских и немецких актеров, которые показали себя с наилучшей стороны. В первую очередь, хотелось бы отметить Паулу Бер в роли Анны, молодой девушки, привязавшей себя к усопшему, но вновь обретшей вкус в жизни после знакомства с человеком, чей характер и взгляд на жизнь сумели заменить ей Франца. Также оставило приятное впечатление исполнение Пьера Нинэ в роли таинственного Адриэна, пытающегося искупить перед «другом» вину.
Режиссура Франсуа Озон является одним из самых ярчайших представителей современного французского кинематографа, поскольку, используя нетривиальным подход, пытается заострить внимание на тех сторонах нашей обыденной жизни, которые мы привыкли не замечать. Послевоенная Европа лишь служит художественным инструментом для общего антуража, потому что на первый план выходит мир лжи, который герои выстроили вокруг себя. Анна и Адриэн – оба одиноки, оба получили неизлечимые душевные раны от войны. И их знакомство помогает обоим вернуться к нормальной жизни, вновь начать радоваться простым вещам, увидеть долгожданные краски (собственно, черно-белые сцены обретают цвет). Но когда выясняется, что все ранее высказанные слова – не более чем ложь, это порождает новую ложь, которая выстраивается в целую цепочку сплошной иллюзии, в которой герои предпочитают остаться, чем жить реальной жизнью.
Сценарий Действие сюжета происходит после Первой мировой войны в Германии, оправляющейся после позорного проигрыша и потери молодых сынов нации. Главная героиня Анна живет с родителями своего погибшего жениха Франца, ежедневно посещая его пустую могилу, не замечая никого и ничего вокруг себя. Однажды во время очередного визита на кладбище Анна встречает молодого француза Адриэна, представляющимся довоенным другом Франца, хотя она никогда о нем не слышала. Хотя Адриэн – француз, а следовательно, враг для немцев, Анна и родители Франца вскоре с радушием принимают нового знакомого, так сильно напоминающего им почившего сына. Однако Анну не покидает чувство, словно Адриэн что-то скрывает, пока тот не открывает страшную тайну, которая навсегда переворачивает жизни героев.
Итог На самом деле, «Франц» - очень необычное и в то же время интересное кино, которое привлекает своей исторической и визуальной составляющей. Хотя в плане самой специфики и идеи фильм может немного сбить с толку, но все же концепция и подача режиссера оставили приятное впечатление. Поэтому смело рекомендуется к просмотру.
Война разделяет людей, и в первую очередь это фильм не о любви, а об ужасах военных конфликтов, о том, как разрушаются человеческие судьбы как во время сражений, так и после их завершения.
Фильм несколько затянут: развитие сюжета идет очень медленно, но, несмотря на это и даже некоторую предсказуемость отдельных моментов, финал его до конца всё-таки предугадать нельзя. В этом и есть несравненный плюс картины, который не дает закончить просмотр раньше времени. Актерская игра, черно-белый фон, сменяющийся на цветной, музыка - на высоте.
Единственное, чего, на мой взгляд, не хватило, это самого Франца. Этого персонажа можно было бы раскрыть в разы глубже и интереснее, и от этого осталась какая-то недосказанность: разговоры о персонаже других героев не смогли раскрыть его так, как это мог бы сделать сам Озон.
Честно признаюсь, я не являюсь как таковым любителем творчества Франсуа Озона. В своих фильмах он хоть и избирает тему психологии взаимоотношений, но делает это в ту сторону, которая мне не особа приятна и интересна. Зато его почерк невозможно перепутать ни с кем другим, даже среди французов.
Картина 'Франц' чёрно-белая. Не могу сказать, а точнее мне непривычно рассуждать о красоте таких картин, т. к. смотрела я их мало. Если же говорить о музыкальном сопровождении, то в привычном понимаю Озоновских фильмов, она обволакивает, покрывает весь фильм и даже добавляет ему мистики (добрую половину фильма я думала о том, что что-то такое будет). Потрясающий отрывок ноктюрна на скрипке напомнил мне силу классической музыки - эх!
Теперь об истории: за что можно любить и недолюбливать Франсуа, так это за необычные истории про обычных людей. А точнее раскрытие той стороны жизни, о которой мы меньше всего слышим, видим и догадываемся. В этом и самая удивительная черта его картин - такая многослойность и вдумчивость, которую нигде не встречаешь.
Пожалуй, для меня, 'Франц' - самая сильная и взрослая картина этого режиссёра именно благодаря сюжету и тому как он реализован. Фильм рассказывает о многом, но основная мысль заключена в этом - кем человек хочет казаться для других, и кем он является на самом деле для самого себя
На фоне общего уклона в сторону милитаризации, патриотизма, какого-то восхваления и почести войнам, особенно в России, подобные фильмы о мире стоят особняком. И я с трудом могу представить, что у нас когда-нибудь снимут фильм на подобную тему. Я очень рада, что такие фильмы есть. Пусть их и немного. Фильмы, показывающие людей, а не врагов, мир, а не войну, жизнь, а не слепое подчинение и убийства.
Я готовилась к такому камерному чёрно-белому кино, с прекрасными мягкими кадрами лиц, размытием задних планов и фокусировкой на главных героях, и я это увидела. Прекрасная героиня Анна и актриса, Паула Бир. Замечательные родители её убитого на войне жениха, Франца. Великолепный, запутавшийся 'друг' главного героя, Адриен. Это такая простая, и в то же время трудная история о мире, о мире во всём мире, но, что важнее, о мире в твоём сердце.
Пусть есть некая доля лжи в ходе повествования, в целом, это фильм честный. Фильм о правде, не всегда удобной, не всегда подходящей для всех. В конечном итоге, на войне убивают людей, сами военные действия - это прикрытие, оправдание всем убийствам. Потому что отнять жизнь такого же человека, как ты, даже во имя мира, это не просто. Это не пройдёт бесследно. Но всё же, виноваты государства, виноваты обстоятельства, сам человек, по своей сути, не видит врагов в лицах других национальностей. Ему это навязывает общество. И он заслуживает прощения. Ради мира. Ради того, чтобы ему можно было дальше жить.
Даже для того, чтобы просто ходить в музей и смотреть на одну и ту же картину, снова и снова. Если это помогает двигаться дальше, почему нет.
Закрыть глаза, услышать шум ветвей, хотя бы для этого, стоит жить.
'- Я и забыл уже. Как ветер шумит в кронах.
- Из-за этого шума, я и люблю весну.'
«Франц», снятый в неоклассической манере и чем-то напоминающий не то «Иду» Павла Павликовского, не то «Белую ленту» Ханеке, безусловно принадлежит к числу наиболее зрелых работ Озона. Картина представляет собой своего рода вольный ремейк фильма Эрнста Любича «Недопетая колыбельная», основанного на пьесе Мориса Ростана. Переосмысляя старый материал, французский режиссер выводит старый и несколько прямолинейный антивоенный сюжет на новый, более многослойный уровень.
Фильм можно сколь угодно расхваливать за крепкое построение сюжета (Озон несколько раз обманывает ожидания зрителя, поворачивая историю совершенно иными гранями, и в этом он прекрасен), тонкую психологичность, игру с монохромом, переходящим временами в цветовое кино, хороший вкус. И все же, сколько не расхваливай, все будет не то. Фильм получился у Озона настолько воздушным, утекающим от всех определений, что не поддается определению.
Главный мотив «Франца» — присутствие персонажа, представителя какой-либо национальной и культурной формации, среди не-своих. В этом плане интересен сам опыт французского режиссера, снимающегося, в сущности, на немецком материале. Сюжет фильма можно условно разбить на две половины: француз Андриен в Германии и немка Анна во Франции. Две страны, пережившие войну, бывшие и оставшиеся врагами. Два полюса мира, отражающиеся друг в друге, противостоящие другу другу и оказывающиеся на проверку идентичными. Двойное положение героев среди «не-своих», отражение Франции в Германии, а Германии во Франции позволяет режиссеру показать абсурдность социальных и национальных клише. «Врагов» нет. Тяжба национальностей нелепа, своего рода выкидыш политической борьбы, вина отцов, растящих сыновей на смерть. Все едины. Однако если бы вся суть «Франца» заключалась только в пацифистском пафосе, фильм был бы слишком прямолинейным. Хорошим, нужным, но прямолинейным.
Озон это понимает, и поэтому насыщает ленту иными мотивами. Это и ложь во спасение, и необходимость прощения, и чувство вины, преследующее героя Андриена, его желание восполнить причерченную незнакомым людям утрату, и выпуклая в своей кристальности история Анны, образ которой с набирающим силу талантом нарисован восходящей звездой немецкого кино Паулой Бир.
Пожалуй, именно она, Анна, а не Франц и не Андриен становится ядром фильма, его сердцем. История ее любви, потерь, прощения, и снова любви, и снова потерь оказывается едва ли не доминирующей. Чтобы в итоге раствориться в иных мотивах и замереть пронзительным отзвуком в финале. В финале, который внезапно становится манифестом любви к жизни и невольно заставляет вспомнить о финале «Ночей Кабирии» Феллини. Иллюзия рассеяна. Чудо обретения не состоялось. Его ожидание вновь разбито о реальность. Но сквозь потери — улыбка Кабирии. И сквозь потери, напротив картины Эдуарда Мане «Самоубийца» — признание Анны в любви к жизни.
«Франц» — умное, тонкое и очень многогранное кино, по богатству мотивов созвучное симфонии.
Можно смело вносить в чёрно-белую коллекцию годного французского кино — матовый b&w фильм авторства Франсуа Озона с лаконичным именем Франц. При всей своей полнотелой винтажности кино выпущено в 2016
Вопреки тому, что центральный нерв этого произведения — тема суицида в частности и потерянного поколения Первой Мировой войны вообще, его восприятие легко и даже доставляет немало удовольствия. Это чрезвычайно утончённое и эстетское кино, то бишь в нём будет прекрасно всё: чувства, люди, музыка, поэзия, живопись — которые становятся ещё краше в контрасте с ужасами истории: братоубийством и разрушениями войны — кино прекрасное, но не без содрогания, — как тело красивого юноши, покрытое чудовищными шрамами
Однако история эта о ноющих шрамах в душе человека
Мягкая чёрно-белая палитра фильма позволяет уловить тонкие колебания драматической игры и осветить такую деликатную тему как чувства потери, вины, милосердия, сожаления, прощения, отчаяния и обречённой влюблённости. Музыкальное сопровождение, идейный и визуальный ряд составляют единое целое: классические композиции Шопена, Чайковского, Дебюсси благодаря этой картине ожили и зазвучали новыми красками. Стихи Поля Верлена и полотно Манэ ещё более усиливают этот резонанс
Вообще вся кинолента преисполнена идеями миролюбия, интернациональности и нежной любви к искусству — каждое появление произведения живописи, стихотворения или музыки — глубоко неслучайны и раскрывают художественный замысел столь сильно, как неспособны слова, оставляя зрителю достаточно пространства для сочувствия и размышлений
Если срезюмировать предельно кратко, то 'Франц' Франсуа Озона — это минорная и нежная история о милосердии, пронизанная осенними настроениями 'потерянной молодёжи' первой трети XX века, ещё не столь циничными и мрачными, как в книгах Эриха Мария Ремарка и Эрнеста Хемингуэя. Герои этой драмы ещё способны прощать, хотя и исходя из преждевременно состарившейся души. Эти настроения хорошо иллюстрирует эпизод фильма, где молодые мужчина и женщина, сидя на кладбище под деревьями, наливающимися весенней листвой, читают стихи об осени, сожалении и тоске. Поэтому лучшим завершением моего импрессио будут эти стихи (привожу их здесь без перевода, так как интерпретация — дело глубоко личное)
Chanson d’automne
Les sanglots longs
Des violons
De l'automne
Blessent mon coeur
D'une langueur
Monotone.
Tout suffocant
Et bleme, quand
Sonne l'heure,
Je me souviens
Des jours anciens
Et je pleure;
Et je m'en vais
Au vent mauvais
Qui m'emporte
Deca, dela,
Pareil a la
Feuille morte
Paul Verlaine, 1866
Фильм весьма неожиданный для хулиганистого Озона. Понятно, что это не оригинал, сюжет основан на фильме, который в свое время был актуален. Но актуален ли сюжет сейчас? Ведь это не эпатаж и не триллер. Это мелодрама, чистая, очищенная. Предназначенная, прежде всего, для женской аудитории.
Но мне фильм понравился.
Прошла война, но цивилизованная Европа этого будто не заметила. Чистые улицы, пиво, танцы, любовь. Француз приезжает в Германию и сталкивается с вполне цивилизованным презрением, таким умилительно безобидным. Немка в Париже и этого не испытывает. Европа, че. А трагедия где-то там, на кладбищах. Или в кабинетах отцов, потерявших сыновей.
Фильм винят в затянутости, но я ее не заметил. Затянутость путают с вдумчивостью.
Окопная сцена самая слабая, на мой взгляд. А ведь могла бы стать кульминацией. Штамп, штамп, штамп. Ох уж эти изнеженные европейцы... Это я так, умилительно безобидно критикую.
В итоге, имеем качественную мелодраму, совсем не затянутую, с прекрасной игрой актеров и уверенной режиссурой.
Картина затронула сразу множество классических философских вопросов. Впечатление как будто ты за раз посмотрел несколько фильмов. Здесь и толстовский вопрос войны и мира, когда на фоне противостояния двух государств показаны судьбы двух солдат противоборствующих сторон. Сразу вспомнился Николай Ростов, и его разочарование в войне. Вторая тема фильма отнесла меня к Достоевскому. Здесь встали вопросы прощения раскаявшейся души, 'преступления и наказания'. И конечно же это кино не было бы истинно французским, если бы лейтмотивом фильма все же не была тема любви. Любви родительской, любви к отечеству, и любви между мужчиной и женщиной. И если любовь родительская и патриотическая почти всегда однозначна, то любовь между мужчиной и женщиной более структурна. Любовь абсолютно не поддаётся логике, в ней совсем отсутствует рациональная составляющая, она возникает не смотря, на внутренние и внешние запреты, стереотипы и правила, она за гранью, она только в нашем сердце, и нас не всегда могут понять в ней. Она просто приходит к нам. Была ещё одна линия, в которой Озон показал своё уважение к женщине, своё любование её силой и мужеством, на фоне мнимого мужества мужчины, по сути, прикрывающего его малодушие. Очень откровенное признание того, как мужчина нуждается в женщине, в ее поддержке, и ее мудрой и нежной любви. Могу ещё много и много писать, но лучше один раз увидеть...
Убивая их сыновей, мы запивали победу пивом. А они — вином
Тематика и необычная подача картины в черно-белом формате заинтересовали меня еще на стадии, когда я впервые посмотрел трейлер. И вот, после просмотра картины хочется сказать спасибо режиссеру. Фильм раскрывает нам еще раз, очередной, сто-тысячный раз - простую и очевидную истину - что война это ад. Боль, при том боль моральная много страшнее боли телесной. Если павшие остаются в братских могилах, то выжившие и их близкие помнят и страдают дальше.
Да, нельзя никак назвать идею в фильме чем-то оригинальным, но эта простая истина достойна повторяться снова и снова, и потому только эта картина уже заслуживает положительной оценки. Смотря ее, еще раз проникаешься отвращением к самой идее, из-за которой француз должен стрелять в немца, немец в американца, венгр в русского... перечислять можно долго.
Сами герои довольно банальны, не концентрируют на себе особого внимания. Но, тем не менее, эти герои полностью передают атмосферу послевоенного 'болевого шока' который пережили равно как немцы, так и французы.
После просмотра еще и еще раз понимаешь, что мирное небо дороже любых амбиций политиков, а жизнь бесценна. Очень рекомендовал бы для просмотра в рядах 'диванных войск' и прочим горячим головам, которые 9 мая клеят наклейки 'можем повторить'.