К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Время от времени наши киноделы детективного жанра вдохновляются образами крутых следаков с реальными физическими (или даже психическими) отклонениями. Так в свое время появились 'Нюхач', 'Второе зрение', 'Sпарта'... Есть в этом какое-то извращение, которым авторы восторгаются, пестуют и прямо-таки любуются. Хотя у зрителей такой герой вызывает, как правило, недоумение и глубокое сочувствие. И понимание, что все происходящее на экране - условность. Ну, не может быть такого - потому что не может быть никогда. Полиция - орган силовой и вот такой герой может в ней оказаться разве что в качестве архивариуса и то - за особые заслуги. Ну, или в лучшем случае - консультанта - без права участия в оперативно-розыскной работе. Но нам сразу дают понять, что этот герой конечно же не усидит в кургузых рамках должности и обязательно, причем неоднократно, влезет в самое, что называется, пекло, каждый раз упуская преступника и проигрывая в кулачной схватке с ним. В Спарте, например, такой следак вообще находится в предынсультном состоянии и каждый раз его накрывает в самые важные для следствия моменты.

Абсурдность ситуации усердно нагнетается, потому что зритель видит, с одной стороны, явное служебное несоответствие данного персонажа, с другой - его 'самоотверженное' стремление сделать, как лучше. Но каждый раз получается, как всегда. То есть, преступник, разоблачение которого, казалось бы, вот-вот наступит, благополучно улепетывает от следака, опять упавшего в обморок и так, прям, несколько раз. Если авторам хотелось ввести зрителя в состояние глухого раздражения, то они с этой задачей справились вполне.

Что касается киношных задач - тут все гораздо сложнее. Композиционно сериал строится на рваном повествовании, причем рваном в мелкие клочья, с постоянным возвращением к уже отсмотренным кадрам и добавлением в них чего-то якобы вновь вскрывшегося - все-таки триллер, надо соответствовать жанру. И это только затягивает экранное время, сильно снижая динамику. Причем, местами история провисает, а затем как-то нарочито выпячивается. То есть, создается впечатление, что монтажер не очень крепко держал свои ножницы и они у него иногда просто выпадали. Или отвлекался на очередную затяжку, после которой его уносили далеко от монтажного стола. Что тоже настойчиво работало на ощущение абсурда.

Противостояние главных героев строится по столь же абсурдному принципу. Было понятно, что следак, несмотря на болезнь, победит безусловно, поскольку (так нам говорит высокая мораль) физическая ущербность ничто по сравнению с духовной. Ну, да, его основательно потреплют и даже сильно приземлят, вплоть до неба в клеточку, растопчут и измажут во всем самом смрадном, но потом... Так, собственно, и случилось. Только вот почему-то все это не вызвало ни сочувствия главному герою, ни восторга от поверженности врага. Как мне кажется, все дело в актерах, которые в данном случае работают абсолютно на равных и полностью провалили свои роли. Хотя, признаюсь, насколько мне нравится Ткаченко, настолько я не люблю Петрова. У первого я всегда видела глубокую проработку образа и конкретное чувство меры (речь не об этом сериале). Второй - летает по вершкам, переигрывая на всех эмоциях сразу. И если харизматичность Тракенко легко позволяет мне поверить в его власть над любыми женскими инстинктами (что, в принципе совершенно не важно для этого сериала), то Петров, напрочь её лишенный, никак не убеждает в своей способности стать даже не лидером, а практически фюрером какого-либо коллектива. Даже такого заштатного, не выразительного и совершенно ничем не привлекательного, как этот класс, увлеченный Спартой. Тут нет ни одного по-настоящему талантливого человека или сколько-нибудь явной потихоньку оборзевающей красотки. Все это, вроде, и обозначено, но, увы, никак не отыграно. В результате, если тезис 'не сотвори из себя кумира' худо-бедно, на знакомых истериях Петрова хоть как-то реализован, то 'не сотвори себе кумира' просто безнадежно провис - в такой амебно-серой массе это не реально - просто потому что это самое настоящее стадо баранов, которым нужен не кумир, а козел. Вот в этих масштабах оно и получилось.

Более-менее попадает в первоначально задуманный сюжет финал сериала. И, хотя он тоже сделан в явно абсурдистском ключе, все-таки впечатляет и дает надежду, что в современных цифровых реалиях рождение нового фюрера практически не реально.

4 из 10

01 мая 2022 | 11:25
  • тип рецензии:

Sпарта - это детектив с элементами драмы, поставленный русским режиссером Егором Барановым, который до этого отметился такими работами как сериал 'Фарца', фильмом не для всех 'Иерей-сан. Исповедь самурая' с Охлобыстиным а также тремя частями нового 'Гоголя', который сейчас успешно штурмует кинотеатры. К сожалению или к счастью, с прошлыми работами этого режиссера я не знаком, следственно делать вывод о его таланте буду основываясь на данной картине.

Сюжет картины погружает нас в будние обычной петербургской школы, где средь бела дня выбрасывается из окна учительница Анастасия Истомина. Выяснить, была ли эта трагедия самоубийством или убийством, предстоит капитану Игорю Крюкову. Следователь знакомится с 11-м классом, где погибшая была классным руководителем, выясняет, что в школе гибли люди и до этого случая, и узнает, что все ученики увлеченно играют в кровавую компьютерную игру без правил под названием как нетрудно догадаться 'Sпарта'. Когда Крюков понимает, что происходит на самом деле, его собственная жизнь меняется навсегда. Сюжет нелинеен в лучших традициях жанра состоит из реальности, в которую постоянно вкрапляются как флешбэки так и флешфорварды, где мы можем наблюдать действие и поступки персонажей, а также видеть результат к которому они привели или приведут. Казалось бы, интересная завязка, нелинейное повествование и неплохая идея, вкупе с всего 8 сериями просто обречена на успех и полное внимание зрителя! но не тут-то было! Несмотря на сжатость, сюжет успевает провисать, хватает и сценарных допущений и пресных диалогов, а сама игра взятая за основу не имеет никакого влияния на происходящее. Она просто служит тем, что объединяет абсолютно разных людей в одну секту, но при этом никак не оказывает воздействия ни на сюжет, ни на персонажей. Это просто как закрытый канал связи, 'аля' чат с двойным шифрованием если хотите. Сама игра с элементами виртуальной реальности, очень примитивна как по своим возможностям, так и с точки зрения технического воплощения. Полагаю если бы ее показать тем, кто создавал виртуальный мир для фильма 'Первому игроку приготовиться', то они рыдали бы кровавыми слезами! Игра в данной картине, это скорее метафора, на зависимость социума от гаджетов и сети в современном мире. Даже финальный твист фильма показывает безразличие и бездействие современного общества, потребляемого контент, по отношению к друг, другу, который не реагирует на окружающую действительность вплоть до убийства. И это еще один повод задуматься над вопросом, как остаться 'Человеком' в цифровую эпоху. Основные персонажи прописаны весьма неплохо. Каждый из них по ходу движения сюжета раскрываются новыми гранями и за этим интересно наблюдать. Отношение к некоторым героям меняется по несколько раз за серию и это здорово когда каждого персонажа показывают разносторонне а не однобоко. Все чего не хватает фильму, так это напряжения и непредсказуемости. Уже примерно к середине третьей серии, ты начинаешь понимать чем закончится это действо и финал картины для тебя не становится неожиданностью а скорее данностью что не есть хорошо, ибо не оставляет послевкусия.

Касательно актерской игры хочется выделить работы Артема Ткаченко и Александра Петрова. Получились харизматичные, интересные и сложные персонажи. Единственное к чему можно придраться так это к внешнему виду школьников, например ну какой из Петрова школьник 17 лет отроду?) Школьников играли студенты или выпускники театральных вузов. Режиссер посчитал проект слишком сложным для подростков, поэтому было решено работать с профессиональными актерами. Ну что ж, может быть оно и к лучшему.

Касательно операторской работы и саундтреку у меня нет особых нареканий. Сериал снят вполне прилично, проскакивают 'нотки' неонуара, которые дополняют современные Питерские пейзажи. Картинка соответствует всем современным трендам и не уступает хитам последних лет, и передает необходимую атмосферу.

В целом получился проходной сериал на один раз. Не могу сказать что он меня зацепил, но и раздражения не вызвал. А для российского кинематографа это вполне не плохой проект, пускай и с определенными недостатками. Ну а просмотр полностью на ваше усмотрение!

5 из 10

02 сентября 2018 | 22:44
  • тип рецензии:

Как ни крути, а проект о школьниках и современных технологиях на любимом канале пенсионеров звучит как минимум интересно. Естественно, в обозначении “кибернуар” от создателей видно немало лукавства. Вынесенная в название компьютерная игра и подтекст о технологиях выполняют в сериале скорее утилитарную функцию. А от самого нуара пришел разве что типаж мутного детектива с щетиной, который сюда ввели ради привлечения к экрану настоящих заводских мужиков.

Из всех щелей вылезает желание создателей переплюнуть Запад и сделать комплексный сериал с гибридизацией жанров и множеством сюжетных линий, каждый персонаж обвешан деталями и имеет парочку скелетов в шкафу, однако в половине случаев это оказывается бесполезными филлерами и попытками замазать слабые места главных сюжетных арок. Удивительно, что даже темное прошлое детектива и его болезнь здесь выглядят как балласт. Так и неясно, что интересовало сценаристов больше: расследование, жизнь современных школьников или пагубное влияние технологий. Сама тема вроде как перекликается с “Ready Player One” дядюшки Спилберга, где очень даже немолодой режиссер имел какое-то представление о онлайн-жизни, здесь же создается ощущение, что создатели не видели ничего круче телеграфа, бормоча главную мысль словно с интонацией Джека Томпсона, который когда-то обвинял во всех бедах игры серии GTA.

Однако при детальном рассмотрении оказывается, что сериал совсем не о подростках и их игрушках, “Sпарта” - словно запыленное зеркало, история о людях, которые делают, что им скажут, и даже не понимают, кто и зачем это делать приказал, все мы знаем, насколько тонка эта метафора.

21 июля 2018 | 04:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: