всё о любом фильме:

12 стульев

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Илья Ильф, ...
директор фильмаАркадий Ашкинази, А. Бут
операторСергей Полуянов, Валерий Шувалов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков, К. Савицкий
монтажКлавдия Алеева
жанр комедия, ... слова
зрители
СССР  39.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время153 мин. / 02:33
Во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надежнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тещи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга в общей сложности на 150 000 золотых рублей под обивку одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура работы известного мастера Гамбса.

Бросив все, Воробьянинов бросается на поиски стульев, в чем ему, конечно же, небескорыстно, берется помочь молодой авантюрист, «великий комбинатор» Остап Бендер. Найти следы разрозненного гарнитура непросто. Не облегчает положения и то, что перед смертью теща Воробьянинова открыла тайну сокровищ и своему исповеднику, отцу Федору, всю жизнь мечтавшему о собственном свечном заводике в Самаре…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928).
    • Савелий Крамаров сыграл в обоих советских фильмах «12 стульев». В этом фильме он сыграл одноглазого шахматиста, а в фильме 1976 года — слесаря Полесова.
    • Кандидатуру Арчила Гомиашвили не одобрило «Госкино». Наверху стали возмущаться: «Почему Бендер станет грузином?» На что Леонид Гайдай тут же парировал: «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?»
    • Роман «Двенадцать стульев» собирался экранизировать Георгий Данелия, но потом «перегорел» и подарил съёмки Леониду Гайдаю, который об этом давно мечтал.
    • На роль Остапа пробовалось более 20 актёров: среди них были Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Андрей Миронов. Арчила Гомиашвили режиссёр нашёл в провинции. Из-за болезни (по другой версии — из-за сильного кавказского акцента) артист не смог озвучить Бендера, в фильме он говорит голосом Юрия Саранцева.
    • Роль мадам Грицацуевой могли играть Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Но Мордюкова на эту роль не подошла, показалась не смешной. Предпочтение собирались отдать Галине Волчек, но звукооператор Владимир Крачковский из команды Леонида Гайдая привёл на съёмочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на неё и сказал: «Вот она, мечта поэта».
    • Георгий Вицин сыграл в обоих советских фильмах «12 стульев». В этом фильме он сыграл монтера Мечникова, а в фильме 1976 года — Безенчука.
    • Перед съёмками у Сергея Филиппова уже начались сильные головные боли от обнаруженного за несколькими годами раньше рака мозга, поэтому Леонид Гайдай пригласил Ростислава Плятта, утвердив его на роль Кисы. Однако Филиппов заявил, что будет сниматься в любом случае. Ситуация разрешилась, когда слухи о настойчивом желании Филиппова дошли до Плятта, и он сам уступил роль Кисы Филиппову. Но Плятт тоже не остался без роли. В фильме он читает текст от автора. Несмотря на малые шансы, Сергей Филиппов после съёмок успешно прошёл лечение и прожил ещё 20 лет, сыграв свою последнюю роль также у Леонида Гайдая.
    • Подтверждение от Михаила Пуговкина сыграть роль отца Фёдора Леонид Гайдай ждал три недели, пока актёр советовался со своей матерью Натальей Пуговкиной, глубоко верующим человеком. Ролью вороватого священника сын боялся обидеть её чувства. Мама разрешение дала.
    • Сцену с гарнитуром генеральши Поповой должны были снимать на фоне шторма. Фильм уже был закончен, а шторм всё не начинался. Море взволновалось только в конце октября, когда на улице было очень холодно. Во время съёмок этого эпизода Михаил Пуговкин подхватил радикулит.
    • Фильм «12 стульев» стал последним фильмом Леонида Гайдая в фильмографии Юрия Никулина.
    • Памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову, показанный в конце фильма, в действительности никогда не существовал.
    • еще 9 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 748 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сатирический роман Ильфа и Петрова оказался более чем злободневным. Советское государство успело укрепиться, увериться в своей непреходящести и развалиться, а «Двенадцать стульев», вещь, как говорят исследователи, весьма конъюнктурная по сути своей, ничуть не устарела.

    Свежесть слога, острый, но добродушный юмор, яркие центральные персонажи и очень забавные, хотя и слегка карикатурные, второстепенные образы, авантюрный сюжет и совершенно жизненная искренность — все это не дало «Двенадцати стульям» увянуть.

    Второй роман дилогии оказался серьезнее и трагичнее, ну а первый идеально подходил Гайдаю, эксцентричное и светлое веселье которого уже успело порадовать советских зрителей фильмами про Шурика и «Бриллиантовой рукой».

    Бендер Гомиашвили очень похож на книжного (хотя лично мне больше нравится Бендер Юрского) хотя бы внешне, и, по сравнению с Бендером Миронова (эту вариацию я терпеть не могу) — милейшей души человек. В книге Остап несколько более жесткий, умнее и циничнее, но общее настроение Гайдаевского фильма настолько беззаботно, что книжный туда бы и не вписался. Нелепый Воробьянинов тут куда симпатичнее книжного, да, он жалок, но в чем-то очень наивен и трогателен. Его последнее преступление как-то даже не вяжется с его образом.

    Вносит свою толику доброго юмора Никулин в образе Тихона, совершенно бесподобен Ронинсон в роли Кислярского. Но больше всего мне поднимает настроение финал. Фильм довольно камерный, при всех натурных съемках, а вот эпилог просто дышит полной грудью. Светлые, солнечные панорамы Москвы, белые высотки, свободное небо, легкая, энергичная музыка, и бессмертный Остап на афише.

    Конечно, это не «Бриллиантовая рука», но все же хороший фильм.

    2 ноября 2010 | 20:15

    Смешно, но и Юрский и Миронов в приватных беседах признавали, что Остап Бендер для них — актерский провал. Конечно же, «красавец с черкесским лицом» (как назвали его сами авторы), язвительной улыбкой и потрясающей гибкостью и точностью движений — это Арчил Гомиашвили.

    Любопытная особенность — достаю с полки «12 стульев» выпуска начала 60-х — и на иллюстрациях вижу Кису и Остапа именно такими, какими они предстали в фильме. То есть и художник-иллюстратор представлял себе героев (за 10 ЛЕТ ДО выхода фильма!) только таких типажей.

    Фильм на все времена.

    11 октября 2007 | 09:12

    Остап Бендер всю свою жизнь прожил с идеей заполучить ключ от квартиры, где деньги лежат… И вот на горизонте появились 12 стульев и спрятанные в них бриллианты. Это ли не мечта? Только вот не зря мудрые люди говорят, что бесплатный сыр в мышеловке находится. Кто бы мог подумать, что эта мечта будет стоить Остапу жизни?…

    Фильм очень жизненный, по сути он о человеческой глупости. О том, как в мечтах о мирском счастье мы забываем о вечном. А есть ли оно, это счастье мирское? Надо посмотреть на себя и узнать в себе Остапа, Кису Воробьянинова, а может и отца Федора. Далеко ли мы ушли от них?

    Фильмы Гайдая мне нравятся тем, что они имеют хороший сюжет и содержание. Можно научиться чему-то, а не просто убить 3 часа.

    Эта история о человеческой жадности, о желании получить деньги легкой ценой. Вместо того, чтобы по-честному трудиться и зарабатывать на хлеб, сколько положено по судьбе, люди пытаются обмануть судьбу подобным образом. Результат может быть разный: кто-то остался ни с чем, кто-то убит в погоне за деньгами, кто-то потерял даже то немногое, что имел.

    В философском смысле, с этой проблемой сталкиваются люди разного духовного уровня, начиная с Остапа Бендера, который по своей природе был жуликом. Его природа — грабить, мошенничать. Он естественно был жадным до денег. Киса Воробьянинов был знатного происхождения, он имел когда-то деньги, работу — это мирской уровень, когда люди честно трудятся, но они не религиозны. Третья категория людей — это верующие люди, которые уже идут духовным путем, но все еще не свободны от мирских желаний. Отец Федор был священником, а мечтал о свечном заводике, рядом с Саратовом, чтобы с женой там счастливо жить. Но суть в том, что счастье не в деньгах, не в материальном достатке. Деньги — это хорошо, но они сами по себе еще никого полностью счастливым не сделали. Нужно жить по средствам, что Бог дает. Все, что положено по судьбе, мы и так получим, поэтому нет необходимости прилагать столько усилий ради достижения трудноосуществимых мирских целей. Лучше продолжать заниматься своим делом и посвятить свободное время духовному самоосознанию.

    8 из 10

    2 июня 2013 | 21:29

    `Двенадцать стульев` — моё любимое произведение. Я перечитывал его 2 раза, учитывая, что одну книгу я читаю только 1 раз, это много. А фильмы снятые по этой книге уже сбился со счёта, сколько раз пересматривал.

    Но работа Леонида Гайдая, на мой взгляд, лучшая! Самая колоритная роль у Сергея Филиппова, он сыграл Ипполита Матвеивича. Арчил Гомиашвилли и Михаил Пуговкин заставили смеятся над их искромётной игрой до слёз!

    Лучший момент фильма, также на мой взгляд, — сцена где Воробьянинов хочет в своих мечтах поцеловать девушку, а сам едва не поцеловал `наш ответ Керзону`.

    В общем, это надо видеть, словами не передать! Если посмотрите — не пожалеете! Всем рекоммендую.

    Ставлю 10 из 10!!!

    4 декабря 2009 | 20:32

    Бесспорно, лучшая экранизация Ильфа и Петрова. В книге сюжетная основа с поиском заветного «бриллиантового» стула — лишь общая катушка, на которую наматываются разноцветные нити случайностей. Мелькают города, невероятное количество персонажей сменяют друг друга с оглушительной скоростью.

    Гайдаю удалось на этом материале снять искромётную эксцентрическую комедию. Подошёл он к задаче довольно смело.
    Главным героем окончательно сделан Бендер (фильм начинается с его появления, а не со старгородского льва Кисы Воробьянинова), тексты разбросаны и розданы разным персонажам, не всегда тем, что в романе. Изнурёнков и Ляпсус-Трубецкой слиты в одно лицо. Но это нисколько не мешает. В две серии без труда умещается всё главное, за что мы любим знаменитый роман.

    А вот Киса Воробьянинов в исполнении Сергея Филиппова получился просто конгениально. Создаётся впечатление, что артист специально был рождён для этой роли. Одно слово вертится в голове, лишь только он возникает на экране: «Это он».

    И, конечно, сверх этого в фильме невероятно много фирменных гайдаевских трюков, много солнца. Фраза Ильфа и Петрова, завершившая роман («Город двинулся в будничный свой поход»), вырастает в развёрнутый эпилог. Возникает резвая экскурсия по всем памятным местам шестидесятничества. И тут же кинотеатр, где идёт фильм «12 стульев», и вечные персонажи любимой книги, которые всегда среди нас, идут на сеанс.

    Нет ли лишнего билетика?

    15 мая 2009 | 11:06

    «12 стульев» — пожалуй, одно из лучших литературных произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Остап Бендер — один из моих любимых литературных героев.

    В 1971 году выходит первая экранизация «12 стульев», режиссёром которой стал мой любимый режиссёр Леонид Гайдай, который незадолго до этого порадовал зрителей такими фильмами, как «Деловые люди», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», „Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика“ и «Бриллиантовая рука».

    У Гайдая очень хорошо получилось экранизировать это произведение. Хотя потом Марк Захаров тоже сделал экранизацию этого произведения, но и эти обе экранизации хороши, и они не должны проигрывать между собой. Но скажу одно: они во многом выигрывают версии 2005 года с Фоменко.

    Арчил Гомиашвили мне очень нравится в роли Бендера, но и Юрский и Миронов тоже хороши. Сергей Филлипов идеалени в роли Кисы Воробьянинова, но и Папанов тоже не исключение. Остальные актёры тоже хорошо сыграли.

    В итоге, «12 стульев» Леонида Гайдая — это идеальная экранизация произведения Ильфа и Петрова, как и версия Захарова. рекомендую посмотреть не только версию Гайдая, но и версию Захарова.

    10 из 10

    2 декабря 2012 | 14:53

    Довольно продолжительное время гениальный советский режиссер Леонид Гайдай снимал свои картины по оригинальным сценариям, к которым он по традиции прикладывал свою руку. Такие его ленты, как «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» стали непревзойденными шедеврами отечественного кинематографа и навсегда поселились в наших сердцах. Думаю нет такого зрителя, который не смотрел бы хотя бы один из перечисленных выше фильмов Гайдая и не смеялся во весь голос над той или иной уморительной зарисовкой. Однако ничуть не меньшее внимание заслуживают проекты постановщика, поставленные по классическим произведениям всем известных писателей. 70-е годы прошлого века прошли для Гайдая в более, чем продуктивной работе над переносом творчества Михаила Зощенко («Не может быть!») и Михаила Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию») на большие экраны. Ну а начался новый этап в карьере комедиографа в 1971-м году, когда он представил на суд общественности один из своих самых великолепных фильмов под названием «12 стульев». Как не трудно догадаться, Гайдай решил взяться за творчество Ильи Ильфа и Евгения Петрова, которые никогда не боялись высмеивать каноны советского общества через призму фара и пародии. Кроме того произведения писателей отличались на удивление увлекательными, продуманными приключенческими историями, в которых немаловажное, если не основополагающее место занимали аферы, проворачиваемые «великим комбинатором» Остапом Бендером. А как известно, Гайдай всегда любил иметь дело с легкими, уморительными историями, в которых присутствует криминальный элемент. Вспомните хотя бы приключения бессмертной тройки Вицин-Никулин-Моргунов. Так что «12 стульев» являлись просто-таки идеальным романом, который мог бы взять в свой оборот Леонид Гайдай. Конечно после премьеры фильма далеко не все зрители приняли его благосклонно, а некоторые критики попробовали пристыдить постановщика из-за того, что он по их мнению кощунственно обошелся с книгой-первоисточником, но со временем представленная лента обрела не просто культовый статус, а стала самым настоящим шедевром не только советского, но и мирового кинематографа в частности.

    Итак, сюжет фильма разворачивается в 1927-м году и берет свое начало в небольшом провинциальном городке, куда прибывает Остап Бендер (Арчил Гомиашвили), гениальный аферист и обаятельный мошенник, рыскающий по стране в поисках легких денег, дабы осуществить свои мечты. Конечно достать необходимую сумму для последующей безбедной жизни в условиях жизни в только-только зародившемся Советском Союзе не так уж и просто, но Остап не только не унывает, а точно знает, что в скором времени ему обязательно повезет. И почему бы этому не случится, скажем, в том же Старгороде. Прогуливаясь по небольшим улочкам герой совершенно случайно знакомиться с местным дворником Тихоном (Юрий Никулин), с которым заводит беседу и узнает, что в скором времени в городе должен появиться некто Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов), бывший дворянин, который по предположениям Тихона до поры, до времени скрывался в Париже, а ныне возвращается на Родину, чтобы восстановить классовую справедливость и вернуть знать к управлению страной. Однако, как оказалось, Воробьянинов представляет из себя вовсе не выдающуюся личность. Бывший барин вернулся в Старгород исключительно для того, чтобы получить в наследство от своей умирающей тещи мебельный гарнитур из 12-ти стульев. Более того, как оказывается, в одном из стульев старушка припрятала бриллианты на сумму в сто тысяч, только вот найти этот самый гарнитур не так и просто, ведь советская власть отобрала у бывшей знати ценные вещи и распределила их между нуждающимися. В том числе и с помощью популярных в те годы аукционов. Решив, что такой шанс упускать никак нельзя. Бендер берет Воробьянинова под свою опеку и вместе они отправляются в головокружительные приключения по всей стране, чтобы отыскать все 12-ть стульев, которые в самый ответственный момент выпорхнули у них из рук. И путь героев легким точно не будет, однако на своем пути они повстречают массу интересных личностей и попадут в ряд переделок, из которых обыкновенные люди так просто бы не выпутались. Но когда парадом командует Остап Бендер все остальные должны пропускать его вперед!

    Леонид Гайдай не стал изменять своим творческим находкам и поставил «12 стульев» в стиле легкой, ироничной комедии, которая совершенно не нагружает своего зрителя необязательной драмой и рассуждениями о возвышенном, а просто-напросто ведет свое повествование вперед несмотря ни на что, попутно высмеивая и официальные власти, и церковь, и глупость обыкновенных граждан, и бюрократию. Как в оригинальном романе, так и в фильме Бендер и Воробьянинов не задерживаются долго на одном месте, ведь их целью является сказочной богатство, которое кто-то может отыскать в любой момент. Героям приходится проникать в чужие дома, льстить, угрожать, плавать на круизном теплоходе и даже жениться! И все это только лишь для того, чтобы отыскать заветный стул с бриллиантами. Стоит отметить, что в картине нет ненужных сцен. Если вы хоть раз ознакомились с данным произведением, то уже никогда не забудете поход Воробьянинова с симпатичной молоденькой девушкой в дорогой ресторан или с улыбкой на лице вспомните, как Остап Бендер рисовал огромный агитационный плакат не имея при этом абсолютно никаких навыков художника. Леонид Гайдай сделал все возможное и поставил, пожалуй, самый масштабный фильм за всю свою карьеру. Режиссеру удалось в точности передать все нюансы жизни советского общество 20-х годов. И пусть большинство зрителей видит в «12-ти стульях» исключительно комедию о мошенниках, но настоящий смысл всей ленты куда глубже. Гайдай идя по тропе Ильфа и Петрова не боится играть, что называется, с огнем, а легкой походкой заставляет нас посмеяться над глупостью и мракобесием, которая некогда сковывали нашу страну. А юмор, как известно, лишним никогда не бывает. Тем более такой милый, по детскому наивный и одновременно глубокий, каким он бывал только у Гайдая.

    Также я не имею права не отметить великолепный актерский состав фильма во главе с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым. Гомиашвили, честно сказать, не совсем подходит под образ «книжного» Остапа Бендера, ведь его возраст куда более солидный, чем должен быть на самом деле. Кроме того грузин Гомиашвили говорил с акцентом, что выдавало его принадлежность к горному народу. Однако, как показала практика, актер смог просто идеально воплотить в жизнь знаменитого афериста и ни возраст, ни акцент этому не помеха. Тем более, что актера вполне профессионально переозвучили. Сергей Филиппов стал идеальным Кисой Воробьяниновым, который с одной стороны готов во всем подчиняться Бендеру, но в тоже время вовсе не собирается делиться с ним сокровищами. Киса, это такой себе двуличный подлец, который однако вызывает к себе немалый интерес и неизменно веселит. Так что «12 стульев» неизменно хороши со всех сторон. Браво его создателям!

    10 из 10

    6 февраля 2015 | 12:54

    «А может тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»(с) Бендер

    Существуют такие произведения, которые смело можно назвать бессмертными. Шедевр Ильфа и Петрова под названием «12 стульев» любят все, от мала до велика. Герой книги Остап Бендер стал именем нарицательным и несмотря на свои шалости, уважаем и популярен в наши времена. Искрометный одесский юмор, забавные персонажи, курьёзные ситуации — всё это сделало «12 стульев» народным достоянием. В 1971 году выходит первая экранизация произведения, режиссёром которой стал Леонид Гайдай.

    История поисков стула с брильянтами мадам Петуховой знакома почти каждому. Тёща, будучи при смерти, рассказала зятю Воробьянинову о спрятанных драгоценностях. Кроме Кисы, охотником за сокровищами стал и отец Фёдор, который подслушал разговор Ипполита Матвеевича с Петуховой. Киса обзаводится новым партнёром, молодым человеком приятной наружности по имени Остап Бендер. Бендер — сын турецкоподанного, представитель «интеллигентных аферистов» называет себя «великим комбинатором» и полностью уверен в своих силах. Зрителя ждёт более 2-ух часов удовольствия. Заскучать Вам точно не придётся. Бендер и Воробьянинов на своём пути встречают такое огромное количество персонажей, что их слишком долго перечислять. Каждый из них обладает ярко выраженный индивидуальностью, и тем не менее дают себя обдурить обаятельному Остапу.

    Юмор в фильме (и в книге, соответственно) просто отменный. Каждый диалог заставляет хохотать. Чуть ли не все фразы разобраны на цитаты. Конечно же, половина из данных шедевральных фраз принадлежит главному действующему лицу Остапу Бендеру. Из его речей можно понять, что он обладает превосходным чувством юмора и, кроме этого, неплохо философствует и разбирается в жизни.

    «Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.» (с)

    «Ну вас к чёрту! Пропадайте здесь с вашим стулом! А мне моя жизнь дорога как память!» (с)

    «Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.» (с)

    «Мы чужие на этом празднике жизни.» (с)

    Замечательные актёры сделали фильм ещё прекраснее. Я глубоко уважаю Андрея Миронова, но образ Бендера больше подходит Арчилу Гомиашвили. Как известно, Остап — сын турецкоподанного, в его жилах течёт арабская кровь. Благодаря Арчилу, в Бендере течёт в добавок и грузинская. Гомиашвили сыграл просто изумительно. Бедолагу Кису Воробьянинова превосходно воплотил в жизнь Сергей Филиппов. Компания актёров в картине собралась приличная: Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Владимир Этуш и далее по списку. Все сыграли хорошо.

    Вывод: «12 стульев» — забавная, озорная, а самое главное, смешная комедия. Экранизация гениального произведения Ильфа и Петрова. Прошло уже более 40-ка лет, а данный фильм можно и хочется пересматривать. Эта кинолента, как хорошее вино, — с каждым годом становится всё лучше. Смотреть всем обязательно!

    Спасибо за внимание.

    10 из 10

    11 июля 2012 | 22:19

    Одно из самых чудесных и любимых мной произведений Гайдая по сюжету величайших писателей-знатоков человеческой природы Ильфа и Петрова.

    Как охарактеризовать фильм, снятый гением с участием гениальных актеров на произведение, написанное гениями? Ответ напрашивается сам собой.

    Это чудесный советский фильм представляет собой жемчужину кинематографа и одно из тех произведение, которое можно просматривать бесконечно, и которое не наскучит никогда. Это само по себе уже характеризует фильм как гениальное творение.

    Итак — всем известный сюжет про молодого авантюриста Остапа Бендера, волею случая знакомящегося с бывшим аристократом Кисой Воробьяниновым, которого «злая судьба загнала в подполье» (О. Б.). Тот решает взять Остапа в напарники в розыске фамильных бриллиантов, о которых Кисе рассказывает на смертном одре его свекровь.

    Остап входит «в число пайщиков-концессионеров» и с его знаменитой фразы «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!» фильм увлекает героев и счастливого зрителя в удивительный и бурлящий водоворот разнообразнейших событий — смешных и грустных, забавных и серьезных, рискованных и авантюрных.

    Легче сказать, через что только не пришлось пройти нашим героям на протяжении двух серий, какими только способами они не выпутывались из разнообразных ситуаций, которые предлагала им жизнь, что только не перепробовали в достижении своих целей.

    О, Остап, мой кумир, мой бог, мой наставник! Ты присутствуешь в моей жизни в лице героя Арчила уже больше десяти лет, и когда сложно или горько, я неизменно вспоминаю твое знаменитое «Заседание продолжается!» и это дает силы для того, чтобы двигаться дальше.

    Один из самых великих героев всех времен и народов — Остап Бендер — великий комбинатор, сын турецко-подданого, человек, действующий по принципу «больше цинизма — людям это нравится», но неизменно «без уголовщины, кодекс мы должны чтить», этот персонаж являет собой удивительный образец неиссякаемого жизнелюбия, хлещущей через край позитивной энергии, оптимизма, непреходящей уверенности в своих силах.

    Он не просто наполнен позитивом, этот позитив он непринужденно и ненавязчиво, незаметно для самого зрителя распространяет и на последнего. Солнце начинает светить ярче, прибавляется сил, и даже самые сложные задачи уже не пугают, когда смотришь на его гениальные комбинации. Ты начинаешь верить, что человеку поистине под силу очень многое, только надо верить, страстно хотеть и настойчиво добиваться цели, не пасуя перед трудностями.

    Вот это для меня — настоящий и главный показатель стоящего фильма, то, что превращает для меня кинематограф из рода увеселения в род искусства — возможность почерпнуть для себя то, что не удается создать, постичь, вообразить, до чего не удается дойти собственными силами.

    Остап являет собой пример того, как можно и нужно наслаждаться жизнью — главным подарком — который дается человеку, не обращая внимание на второстепенные вещи. Жизнь Остапа наполнена безусловной, редкой и всепоглощающей любовью к людям, ради которых он живет, как играет и играет, как живет.

    Достоинства и яркость Остапа еще сильнее блистают на фоне ничтожества его спутника, который — суть — полная противоположность Остапу. И если Остап демонстрирует зрителю те высоты, которых может достигнуть человеческий гений, то потрясающе сыгранная Сергеем Филипповым роль Кисы, напротив, показывает бездны человеческого падения.

    Неважно, любит ли зритель трагедию, приключения или психологическую драму, он непременно будет в восторге от этой замечательной летописи человеческих душ, представленной в виде чудесной комедии, искрометной и блистательной от начала и до конца.

    И помните, все в жизни можно преодолеть, только сказав себе:

    «Заседание продолжается! Командовать парадом буду Я!»

    Не считаю себя достойной давать оценку, но восхищаюсь безмерно и советую к просмотру от всего сердца.

    4 декабря 2012 | 11:55

    Всё-таки, как я ни старалась, не смогла воспринять ни Захаровскую, ни тем более современную (с Фоменко и Олейниковым) экранизации одной из моих любимых книг. Даже до конца не было сил досмотреть ни одну, ни вторую. Захаровская версия «стульев» — скучная, унылая, сонная какая-то (несмотря на маститый актёрский состав, множество песен и, в общем-то, довольно неординарную постановку в духе телеспектакля). Кривляния Фоменко, его жалкие попытки вылепить из себя Великого комбинатора [всех времён и народов] тоже пришлись не по вкусу, да и режущая глаз нарочитая гламуристость и яркость картинки только раздражала. Ему идут роли недалёких, глуповатых новых русских и незадачливых мошенников-неумех (как в «Старых клячах» позднего Рязанова, например), но Бендер явно не по зубам.

    А вот этот фильм я пересматриваю из года в год, последний просмотр состоялся буквально на днях. Л. Гайдай (тут я тоже буду неоригинальна: это один из моих любимых советских режиссёров) снял замечательную ленту, здесь всего в меру: иронии, эксцентрики, юмора, музыкальности, яркости (как цветов, так и образов).

    Да, у него получилась именно что искромётная комедия. Кто-то, возможно, скажет, что Ильф и Петров подразумевали тут и драму, и даже трагедию, и, мол, поэтому кажущаяся мне невыносимо тоскливой и затянутой версия Захарова более уместна. Тем не менее, для меня «12 стульев» — прежде всего комедия, где-то колкая, слегка экстравагантная, фарсовая, притом — жизненная (как ни странно это звучит). Иначе ни роман, ни фильм(ы) не были бы столь популярны и в наши дни, не цитировались на каждом углу каждым третьим.

    А. Гомиашвили и Ю. Саранцев (то есть, его голос) для меня всегда будут единственным воплощением образа товарища О. Бендера в жёлтых ботинках. Миронов для этой роли слишком меланхоличен и… тяжёл, что ли. Юрский, сыгравший Комбинатора в экранизации «Золотого телёнка» (которую я тоже люблю и часто пересматриваю) — гармоничен, очень даже достойный из него Остап вышел, но это по сюжету уже другой Остап — более осторожный, более вдумчивый, что ли (ну это весьма логично, после всего того, что с ним приключилось в финале охоты за воробьяниновским гарнитуром-то).

    Ипполит Матвеевич Воробьянинов со смешным прозвищем Киса — только Филиппов! Как его и описывали авторы — высокий, сухощавый старик (хотя ему всего 52 года), бывший светский лев, после прихода советской власти вынужденный работать простым регистратором в ЗАГСе. Иногда в нём всё же вспыхивают старые привычки волокиты, сорящего деньгами (когда оные у него внезапно появляются), и смотрится это забавно и нелепо (сцена в ресторане). Папанов — талантливейший актёр, однако роль Кисы — попросту «не его», что называется. Как-то он грубоват для неё (всё ж Киса — избалованный дворянин, изначально). Вот тесть Семицветова в «Берегись автомобиля» и Лёлик в «Бриллиантовой руке» — то, что надо! Впрочем, он сам признавал свой крах в качестве Воробьянинова.

    Остальных актёров и героев перечислять не вижу смысла, скажу кратко: все справились, все на своих местах смотрятся вполне убедительно. Алчный поп отец Фёдор, истово мечтающий о собственном свечном заводике (М. Пуговкин), Ляпис Трубецкой с его актуальными четверостишиями (Р. Филиппов), влюбчивая вдова и «мечта поэта» Грицацуева (Н. Крачковская), не обременённая интеллектом лаконичная модница Эллочка (Н. Воробьёва), любитель приложиться к бутылке и что-нибудь спеть монтёр Мечников (Г. Вицин)… И так далее.

    Заседание объявляю закрытым. Спасибо за фильм!

    10 из 10

    10 января 2012 | 01:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>