Какие только легенды не блуждали по Дикому Западу, маня в его жаркие пустыни сотни, если не тысячи авантюристов, жалеющих раз и навсегда изменить свою жизнь к лучшему. На заре покорения Америки храбрые, самоотверженные и в том числе бесчестные завоеватели грезили о несметных сокровищах потерянного города Эльдорадо. Невозможно сосчитать, сколько людей погибло в бессмысленной борьбе за исчезающим призраком золотых монет и слитков, но с годами жажда золотой наживы не остудила пылающие сердца покорителей заокеанского края. Вслед за сказаниями об Эльдорадо белые люди прознали о десятках других не менее завораживающих мест, обещающих своим покорителям столь желанные богатство и славу. Одна из легенд Дикого Запада, дошедшая до наших дней в несколько романтизированной форме, припадает на 1864 год и гласит о Каньоне некоего фургонщика Адамса. Дивом обнаруженный отрядом солдат старатель, погибающий от нехватки воды и пропитания, поведал своим спасителям историю о сокровенной местности, богатой золотыми рудами и божественной прохладой, позволяющей ловцам удачи трудится на прииске вдвое дольше. Согласно заверениям Адамса, секрет каньона поведал ему давний недруг племени апачей, индеец враждующего племени, довольно длительное время пребывающий у них в плену и безмерно благодарный Адамсу за помощь в трудную минуту. Сам же фургонщик отправился на добычу в компании двух десятков человек, но в живых остался лишь он и его товарищ, пребывающий в беспамятстве. С высоты прошедших лет непросто выяснить правдивость всех слов Адамса, однако доподлинно известно то, что в его манящий рассказ проверили другие старатели, отправившиеся на поиски Каньона, постоянно ускользающего от сторонних глаз. До самой старости Адамс блуждал по неприветливым равнинам и каньонам Нью Мексико, сменял одну группу приспешников на другую, но так и не отыскал золото, сделавшее его заложников известной лихорадки, сводящей с ума не одного взрослого мужчину. До сих пор никто не может подтвердить или опровергнуть легенду о золотом Каньоне Адамса, и все же давние сказания не перестают будоражить умы современных авантюристов, для которых сам поиск сокровищ куда важнее, нежели добытый сундук с вожделенными драгоценностями.
Наиболее известным художественным фильмом, снятым по мотивам легенды Каньона Адамса стал культовый вестерн Джей Ли Томпсона «Золото Маккенны», вышедший в свет на закате популярности жанра, то бишь в 1969 году. Главным героем слегка переработанных преданий стал бесстрашный шериф Маккенна в исполнении Грегори Пека. Продолжительное, кровопролитное противостояние с индейцами подводит шерифа к решающей стычке с вождем племени, который в предсмертной агонии выдает Маккенне место расположения Каньона Адамса, о котором мечтают искатели приключений по всему Дикому Западу. Заинтригованный полученной информацией Маккенна не успевает опомнится, как в его личные интересы вмешивается банда опасных преступников во главе с Джоном Колорадо (Омар Шариф). Прознав о том, что шериф располагает бесценными знаниями, в мельчайших деталях отпечатанными в его феноменальной памяти, Колорадо шантажом заставляет героя вести бандитов к золотым копям, не обращая внимания на какие-либо сложности. Длинная, изнуряющая дорога не могла обойтись без жертв. С каждым последующим днем пути Колорадо теряет все больше людей, но золотая страсть так просто его не отпускает. И в столь непростой ситуации, отягощенной вражескими набегами, стычками с федеральными властями, жарой и отсутствием чистой воды, немудрено совершить одну небольшую, но трагическую ошибку, на которую так отчаянно надеется Маккенна, отчетливо понимающий, что главарь банды по доброй воле его точно не отпустит…
Работая над сценарием «Золота Маккенны», создатели не собирались слово в слово описывать предания Адамса, выстроив на их основе полностью самодостаточную приключенческую историю в лучших традициях жесткого вестерна. В свое время лента Томпсона удостоилась впечатляющей популярности, завоевав уважение не только западных критиков и благодарной аудитории, но и проникнула за железный занавес Советского Союза, где ей посчастливилось отгреметь на Международном Московском Кинофестивале и как следствие попасть в широкий прокат, став четвертой по общему количеству зрителей иностранной лентой за всю историю страны. «Золото Маккенны» привлекало зрителей неподражаемыми пейзажами дикой Аризоны, впечатляющими актерскими партиями и качественно поставленными трюками, некоторые из которых до сих пор поражают. Ажиотаж вокруг выхода работы Томпсона был воистину грандиозным, в связи с чем молодые студенты-кинематографисты, заинтригованные шансом увидеть съемки громкого фильма наяву, не смогли устоять перед соблазном и посетили съемочные локации, черпая у постановщика и актерского состава недостающее вдохновение. Одним из счастливчиков, попавших на территорию Томпсона был Джордж Лукас, талантливый кинематографист, уже успевший отснять несколько необычайных короткометражных фильмов, удостоенных положительных оценок от преподавательского состава его родного университета. Вооружившись твердыми намерениями снять нечто большее, чем банальный фильм о съемках, и заручившись поддержкой верных товарищей, делающих успехи на ниве операторского искусства и монтажа, Лукас отправился блуждать по прериям вечно раскаленной Аризоны, чтобы одним из первых прочувствовать ту невообразимую атмосферу, постепенно оживающую в готовящемся к выходу «Золоте Маккенны».
Попав в условиях дикой, необузданной природы, Джордж Лукас осознал, что лишние слова его ленте, озаглавленной как «6-18-67» не нужны. Вместо того, чтобы сопровождать каждый проход камеры мимо съемочных декораций и величественных скал репликами, постановщик выстроил повествование в качестве романтического эпоса, помещенного в своеобразные рамки квази-документалистики. Пребывая вместе с командой Лукаса за сотни километров от ближайшего мегаполиса, мы получаем уникальную возможность остаться наедине с великолепием аризонского рассвета, разгоняющего последние остатки тьмы. Неспешно поднимающееся солнце озаряет светом пустынную местность, открывая взору то, что еще каких-то пару минут назад было скрыто в ночной вуали. Час активности одних зверей подходит к концу, и вместе с тем начинается время дневных обитателей, протаптывающих дорогу к жизни. Исполинские каменные вершины словно молчаливые стражи наблюдают за всем, что творится вокруг них, но никогда не вмешиваются в естественный ход событий. Не возражают они и против «Золота Маккены», чей съемочный период целиком располагается меж скал, утесов и бесконечных равнин непокорной Аризоны. Получив негласную поддержку извечно Дикого Запада, Джей Ли Томпсон приступает к съемкам одного из лучших фильмов за всю свою карьеру, и вместе с тем отдает дань уважения старинным легендам, прошедшим целое столетие и позволяющим людям мечтать о свершении мечты даже тогда, когда кажется, что чудеса остались в одних лишь сказках.
Медитативный настрой «6-18-67» как нельзя кстати приходится к описанию съемок одного из самых значимых вестерном прошлого века. Очень непросто проникнуться духом Дикого Запада, знакомясь с ним исключительно через фильмы заокеанских кинематографистов, однако такие произведения, как «Золото Маккенны» и «6-18-67» позволяют прочувствовать романтику минувшей эпохи, ознаменованной стальными характерами доблестных героев, корыстными чувствами злодеев и любовью к опасному образу жизни, ради которого и стоило обосноваться где-то в прериях живописной Аризоны, не прощающей ошибок.
9 из 10