'Я не потерял рассудок. Наоборот - приобрёл' (c) Эбинейзер Скрудж
Повесть Чарльза Диккенса 'Рождественская песнь' экранизировалась уже к 1951-ому году немалое количество раз, однако именно сей вариант первым по праву заслужил не только хвалебные отзывы критиков, но и любовь зрителей, что и сегодня, посмотрев его, выразят дань уважения не только оценкой на каком-либо кино-сайте, но и просто будут благодарны за отличный пересказ рукописной истории, сделанный в формате небольшого хронометража, но вместе с тем полностью раскрывающим все главные темы оригинала и адресующим зрителю немалый заряд рождественской атмосферы.
Повесть не просто так является незыблемой классикой. Она имеет в себе все те моменты, что интересны читателю и обыгрывает их отлично: запоминающиеся герои, их история, их развитие, поучительный вывод, а также невероятно примечательная атмосфера, выраженная в празднике Рождество, являющемся синонимом к словам 'чудо', 'мечта' и 'желание'. Кинолента Брайана Десмонда Херста переносит все данные особенности на экран особо тщательно, почему опять же в качестве конечного продукта мы видим отличную картину, имеющую, также, как и её печатный прародитель, все те интересные зрителю черты, благодаря чему она не только запоминается, но и заставляет нет-нет да пересмотреть себя.
Да, конечно же возможных интерпретаций на экран истории Диккенса масса, причём есть как мультипликационные представители, так и в формате фильма - именно о таких я в данный момент говорю. Стоит признать, что многие, стоит даже сказать, что большая часть, из этих экранизаций выдались не совсем удачными в первую очередь ввиду своего несерьёзного, или не полноценно серьёзного подхода к оригиналу. Они пытались преподнести нечто новое, что подобному тексту не совсем-то и нужно. Почему? Потому что всё то, что следует раскрыть данному сюжету - он раскрывает. И версия 1951-го года своим не устаревающим шармом лишь доказывает, что грамотный подход к первоисточнику, качественная работа актёров и раскрытая заглавная мысль - основополагающие догмы для текста Диккенса, выраженном в формате кино.
Аластер Сим создал такой образ скряги Эбинейзера Скруджа, что невольно в голове некоторое время да будет всплывать мысль о его не самых добрых мотивах даже после перевоспитания скупердяя. Однако уже спустя пару секунд благодаря прекрасной игре не только Сима, но и реагирующего на нехарактерные для него пляски и выкрики окружения, которое более чем просто шокировано, ты воспринимаешь персонажа абсолютно иначе - это магия кино, которая здесь делает то, что и должна: заставляет верить зрителя в действо на экране буквально продемонстрировав это действо лишь пару секунд. Посему повторюсь: данный фильм обладает отличными актёрами, которые отыгрывают свои роли подобающим образом.
Вместе с тем стоит упомянуть и прекрасное их взаимодействие с непростым для того времени эффектом полупрозрачности физических тел, путём которого создавались призраки - ввиду атмосферы и, опять же, реакций на этих бестелесных созданий, нет чувства обмана, ты действительно убеждён в правдивости, и данная убеждённость держится на протяжении всего хронометража. Также, как через всю картину подобным образом продета и 'нить' антуража прекрасного праздника, и данный настрой, путём показа атмосферных снегопадов, улыбок и пестрящих товаром магазинов передаётся и зрителю. Не знаю, как это выглядит в 'цвете', ибо смотрел чёрно-белый вариант, однако даже в монохромном виде я был тронут этим торжеством и его настроем, посему не думаю, что осветлением картины её атмосферу можно погубить.. однако в будущем ещё проверю.
В итоге я крайне рад, что познакомился с этим фильмом 51-го года выпуска. Он привлекателен героями, сеттингом, историей и основной мыслью, назидательно говорящей о том, что человек способен измениться в любом возрасте, что доброте и душевности подвластны все года, как они же все способны преклониться перед верой в чудо, в обязательное волшебство, которое просто обязано происходить в такой праздник, как Рождество. И я верил, и буду верить в данное дальше, притом призывая верить и Вас, ведь - это делает нас Людьми...
'Рождественская песнь в прозе' Чарльза Диккенса претендует на звание не только самой экранизируемой рождественской сказки, но и самой цитируемой в мире кино. Все началось еще на заре кинематографии и продолжается по сей день: рождество празднуют все псы, образ Эбинейзера Скруджа примеряют на себя Джимм Кэрри и диснеевская утка, и даже в самом мылком калифорнийском мыле нашлось место под серию с духами рождества. Мало кто знает, но одна из лучших экранизаций повести Диккенса была снята более полувека назад не самым известным режиссером Брайаном Десмондом Херстом.
Отчего одна из лучших? Все дело в том, что дух оригинала тут не просто витает - эту почти театральную пьесу можно смело назвать наиболее достоверным прочтением классики. Ведь святочный рассказ с привидениями в первую очередь притча о раскаянии человека очерствевшего, потерявшего всякий интерес к жизни, сменившего вековые ценности на не менее древний порок - алчность. Аластер Сим предстает перед зрителем с лицом старого и безучастного грешника, презирающего окружающий мир, лишь в тюрьмах и каторгах усматривающего спасение от взирающей со всех сторон городской нищеты. Приходит он таковым, дабы пройдя всем известный путь с тремя рождественскими духами, явиться добродушным и веселым стариком, в глазах которого безразличие сменилось счастьем. Рождество - время чудес, и метаморфоза главного героя есть то самое чудо, воплощенное в игре талантливого актера. Кстати говоря, спустя двадцатилетие, Аластер Сим озвучит еще одно, уже оскароносное прочтение 'Рождественской песни', так что роль Скруджа можно в какой-то степени считать его коронной ролью.
Близость к первоисточнику кроется и в деталях. Сравните хотя бы традиционные книжные иллюстрации и экранные образы. Да вот хотя бы духа рождества настоящего, восседающего среди яств в теплом полушубке. Гимн рождества не просто сказка о скряге, которую можно завернуть в красивую обертку. Это семейное, подчеркнуто нравоучительное кино, несущее в каждый дом, в каждую душу свет и веру в то, что жизнь изменится в лучшую сторону только тогда, когда и сам ты откроешь свои лучшие стороны. Духи рождества живут не один день в году, они, подобно свету горнему, пробили тьму, сковавшую сердце старого богача, дабы остаться там навсегда. И пусть это лишь идеализированная притча (пора уже отходить от возвышенных тонов), а в жизни все не так просто, как этого хотелось бы, да вот только дом строится из отдельных кирпичиков, и начинать строить его никогда не поздно. 'Рождественский гимн' не утверждает низменность денег, Скрудж ведь так и остался состоятельным человеком. Он даже, напротив, разбогател духовно, не потерял положение в обществе, но стал другим человеком. Как говорится, сказка - ложь, да в ней намек.
Легендарное произведения Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» имеет все шансы стать одной из наиболее часто экранизируемых фантастических историй. С какого только ракурса режиссеры и сценаристы нашего времени и прошлого века не смотрели на эту новеллу. Ее и наизнанку выворачивали, и в наше время переносили события, и в мультфильм превращали, и в формате 3D успели снять, а она все равно остается захватывающей, трогательной и поучительной, как и полтора века назад.
Режиссер Брайан Десмонд Херст снял не первую и далеко не последнюю версию этой диккенсовской сказки. Он отправляет зрителя в заснеженный Лондон, где богачи и бедняки предвкушают собраться за одним столом со своими семьями, разрезать огромную или скромную индюшку и отпраздновать Рождество, вновь знакомя нас с одним не слишком приятным субъектом.
«- Разве нет тюрем? Разве нет рабочих домов?»
Такой не слишком лестный ответ на просьбу о пожертвовании в пользу тех, кому приходится тяжело работать за гроши, является нормой для главного героя. Эбенезер Скрудж изо всех сил старался всегда заработать как можно больше и потратить как можно меньше, только почему-то это не сделало его ни очень богатым, ни очень счастливым. Поэтому вредный старикашка, которому весь свет не мил, вряд ли мог ожидать, что одна ночь круто изменит всю его жизнь. Его жалкое существование вызывает лишь жалость, но высшие силы решают дать ему второй шанс, ведь некогда он мог любить, ценил семью и умел веселиться в праздник. От встречи с такими призраками любой бы человек перевоспитался, ведь увидеть прошлое, настоящее и будущее является бесценным опытом. Актер Аластер Сим увековечил себя в данном персонаже. Ему прекрасно удалось постепенно показать преображение Скруджа.
Майкл Хордерн, Мервин Джонс, Брайан Ворф и Кэтлин Харрисон также замечательно сыграли классических персонажей, из которых хотя бы несколько верили в то, что сердце Скруджа еще не до конца зачерствело. Правда, некоторые считали, что главного героя уже ничто не изменит, и с ужасом наблюдали за его рождественской радостью и искренним смехом.
Кинокартина драматично рассказывает знакомую историю, делая ее очень серьезной и временами даже трагической. Больше всего впечатляет путешествие главного персонажа в его молодость, где он встречает свою девушку и свою дорогую сестру. В моменты, когда он осознает, насколько сильно изменился, ему просто невозможно не сопереживать. А контрастом ко всему фильму выступает финал, доказывающий, что никогда не бывает поздно исправить свои ошибки. Разумеется, что спустя столько лет появилась уже и цветная версия кинофильма, но ему все-таки лучше оставаться волшебно черно-белым.
«- Все равно веселого тебе Рождества, дядя. И счастливого Нового года!»
Ведь в каждом новом году можно начать жизнь с чистого листа и постараться сделать так, что бы будущее было не холодным и одиноким, а счастливым и в компании хороших друзей.