Несмотря на свой высокий статус среди прочих героев родом из графических новелл, экранный путь Супермена отнюдь нельзя назвать ровным. Непобедимый уроженец далекого Криптона появился на страницах американских комиксов одним из первых и моментально очаровал публику. Щеголяющий в синем обтягивающем костюме герой с легкостью решал самые сложные задачи, неизменно спасая толпы людей от верной смерти. И когда голливудские продюсеры изъявили желание перенести приключения Супермена на пленку, издательство DC не имело ничего против данной затеи, так как грядущий телесериал самым лучшим образом отразился бы на продажах оригинальных журналов. Выбранный на заглавную роль актер Кирк Эллен стал весьма достойным воплощением криптонца, однако он не мог играть Супермена до глубокой старости, ведь героический образ неизменно требовал от своего исполнителя серьезной физической подготовки. Пришедший же на смену Эллену Джордж Ривз моментально оказался в откровенно спорном полнометражном проекте, известном как «Супермен и люди-кроты», не прибавившем популярности никому из его создателей. И несмотря на то, что в дальнейшем Ривз еще неоднократно играл любезно предоставленный ему образ, художественные проблемы экранной серии «Супермена» были весьма ощутимы. Недальновидные сценарные поступки, откровенно сумасбродные идеи, склоки внутри съемочной команды и, как венец всем неурядицам, загадочная смерть самого Джорджа Ривза привели к тому, что Супермен на довольно длительное время ушел в запас, дабы выждать свое триумфальное возвращение, таки случившееся в 1978 стараниями режиссера Ричарда Доннера. Громкий, по-хорошему напыщенный и душевный «Супермен» оказался картиной, которую в действительности стоило подождать. Головокружительные на тот момент спецэффекты, уверенные Кристофер Рив на ведущих позициях и Джин Хэкмен в образе злодея Лекса Лютора позволили «Супермену» ловко взмахнуть на наивысшую ступень кассового пьедестала, после чего продюсерами было принято решение о начале работ над сиквелом, который ко всеобщему удивлению столкнулся с серьезными производственными проблемами. Нескончаемый конфликт Доннера со студией привел к тому, что на его место в срочном порядке позвали приемника, а третья и четвертая части франшизы так и вовсе оказались кошмаром, о котором хотелось бы поскорее забыть. Неумение продюсеров идти на компромиссы и давать своим постановщикам допустимую творческую свободу привело к тому, что «Супермен» в очередной раз утратил так непросто завоеванные позиции, после чего вновь зашла речь о перезапуске с совершенно иными вводными данными и более жесткими мотивами.
Робкая проба сил, проведенная непобедимым криптонцем в сериале 90-х «Лоис и Кларк» показала, что несмотря на провальные фильмы с участием Кристофера Рива, лишенного творческой поддержки Ричарда Доннера, публика продолжает интересоваться героем Джерри Сигела и Джо Шустера, желая видеть его на экране как можно чаще. Блестящий опыт DC с возрождением Бэтмена усилиями Тима Бертона фактически развеял все сомнения относительно начала активных работ и в определенный момент никто даже не сомневался в том, что «Супермен» по привычке снова вернется на орбиту всеобщего почитания. Дабы исключить любые риски и заручится поддержкой многочисленной армии поклонников, продюсеры смогли заинтересовать проектом все того же Бертона, заслужившего абсолютное доверие и уважение даже вопреки тому, что в своем творчестве идти на компромиссы он не собирается. Предельно внимательно изучив сценарий Кевина Смита, Бертон прекрасно понимал, что отныне в его руках находится огромная ответственность и отказываться от нее он точно не собирался, так как супермен сыграл в его становлении в качестве творца немалую роль. Стремясь оборвать все связи с неудачной концовкой предыдущей франшизы с участием Рива, Бертон без проблем заинтересовал возможностью сыграть Супермена невероятно популярного в те бурные годы Николаса Кейджа, известного на весь мир обожателя комиксов. Уверенно используя отпущенные студией средства на подготовку к съемкам, Бертон и компания разработали стилистику будущего фильма, одели Кейджа в тематический костюм, проведя при этом тщательную фотосессию, однако далее дорогостоящих прикидок дело зайти так и не смогло. Настойчивое требование Бертона по части переработки сценария привело к непозволительному раздутию бюджета, катастрофическому смещению рабочих графиков и как следствие закрытию фильма, о котором мечтали миллионы. Впоследствии о «Супермене» Тима Бертона благополучно позабыли, словно его и не бывало, а потраченные на подготовку 30 миллионов долларов никому не нужно. Но спустя годы, когда в интернете появились те самые фотографии Николаса Кейджа с фотосессии у Тима Бертона, общественность вновь вспомнила о злом роке, нависшем над суперменом еще со времен Джорджа Ривза и решила узнать детали так и нереализованного проекта. Самым увлеченным исследователем данной проблематики стал режиссер и сценарист Джон Шнепп, добившийся прав самолично снять ленту «Смерть «Супермен Жив»: Что случилось?». Ради возможности воплотить мечту в жизнь, Шнепп сумел подстегнуть поклонников Супермена, Бертона и Кейджа, которые помогли ему собрать необходимые средства на съемки и теперь у ценителей кинематографа и всего, что с ним связано, появилась уникальная возможность узнать, что же произошло с блокбастером, чей успех мало у кого вызывал сомнения.
Заразительный энтузиазм Джона Шнеппа сумел заманить под объектив камеры самого Кевина Смита, чья позиция в команде Тима Бертона была не менее важной, нежели у самого режиссера. Со свойственной ему игривой непосредственностью Смит рассказал о нелегких трудовых буднях внутри огромного студийного механизма, рассчитывающего получить идеальную историю и никак иначе. При этом необходимо отметить, что Смит вовсе не поливает грязью товарищей по несчастью, а наоборот старается доходчиво объяснить, почему лелеянный им вариант сценария, основанный на многолетнем изучении комиксов, был так жестоко отвергнут. Навязчивое желание поставить «Супермен жив» в более хмурых тонах отразилось не только на общей атмосфере синопсиса, но и на декорациях и прочих технических нюансах, которые приходилось постоянно корректировать. В свою очередь Тим Бертон, по привычке старающийся контролировать каждый этап производства, увидел постепенный крах всех своих надежд касательно картины и как бы он ни старался, но донести до команды терзающие его сомнения и дельные советы так и не смог. Вероятно. Студии следовало бы изначально утвердить в качестве сценариста и режиссера совсем иных специалистов, но историю изменить никак не получится и пример ленты «Супермен жив» еще раз отсылает нас к поразительно затруднительной экранной полосе самого известного героя комиксов в истории, который с ловкостью побеждает врагов на страницах, но с пленкой у него складываются далеко не самые теплые отношения.
В итоге хочу сказать, что «Смерть «Супермен Жив»: Что случилось?» проливает немало интересной и в действительности оригинальной информации о том, почему один из самых ожидаемых фильмов целого десятилетия так и не смог выйти на экраны. Конечно, Джон Шнепп оставляет некоторые нюансы за пределами камеры, ведь заставить творцов силой раскрыть едино верную истину невозможно, однако легкая недосказанность лишь прибавляет пикантности, позволяющей интриге жить и не исчезать.
Тут на днях вышла документалка про неснятого 'Супермена жив', и у меня есть мысли по поводу идеи этого фильма и самой документалки соответственно.
О данном проекте я узнал где то год назад, увидел название, причастность к проекту Кевина Смита и Тима Бертона, и увидел его... Николоса Кейджа в костюме Супса. У меня просто бомбануло, кому вообще в голову пришло это делать подумал я, но это было до того как я посмотрел данный документальный фильм. Я посмотрел фильм до конца и понял... я хочу посмотреть этот долбанный фильм прямо сейчас, заберите все мои деньги и покажите мне его. Ну а что? Правда же, у проекта была куча клевых идей, да было не канонично, да кому то могло показаться это бредом, да Супса играл Николас Кейдж, ну а что бы если этот фильм действительно вышел, у всех бы бомбануло? Скорее всего да, но это был бы эксперимент, и кто знает может был бы удачный. В фильме где то прозвучал такой вопрос: 'назовите 3 причины по которой вы думайте, за что студия закрыла проект'.
На что прозвучал ответ: 'Бюджет, Кейдж, Бертон. Лично я считаю, что причиной послужил как раз именно Бертон, ведь именно после фильма 'Бэтмен возвращается' студия отстранила Бертона и назначила Шумахера продолжать Бетмена. А теперь оглянитесь назад, именно дилогию Бертона о Бэтмене многие в том числе и я считаю шедевральными фильмами, а фильмы Шумахера Многие ненавидят и считают худшими кинокомиксами. После множества концепт артов, детальный взгляд на костюм Супермена, я понял что нужно было дать фильму шанс. Была проделана огромная работа и все впустую. Кто знает, а может получилось бы очень достойное кино, ничуть не уступающим фильмам Доннера о Супермене и Фильмов Бертона о Бэтмене.