Фильм основан на реальных событиях, история научных исследований и экспериментов Стэнли Милграм в области психологии и социологии. Эксперимент «подчинение авторитету» на примере «учитель — ученик». Довольно-таки скушный фильм для обычного зрителя. На каком бы эпизоде вы ни уснули, проснувшись, легко продолжаете смотреть далее, не потеряв суть происходящего на экране. Устный «разбор» экспериментов на слагаемые слегка разбавлен хронологией личной жизни профессора и сменой мест работы (преподавания).
Очень позабавил вид профессора с наклеенной бородой, жуткой бородой...
Некоторые аналогии и сравнения реально демонстрируют ведОмость человека и нежелание принимать решение самостоятельно. И на самом деле, всё реально и актуально в любое время, в разном проявлении. Зомбирование населения сильными мира сего, если говорить глобально. У многих ли из нас получилось заметить и разорвать эти нити здравомыслящей марионетки, дабы сделать первый шаг к свободе?…
Вспомнился фильм «Пыль», сначала непонятный, моментами забавный, но по сути грустный и сильный… потому что всё — про большинство из нас… и песня Цоя — так необычно и очень, очень мощно!
Социального психолога Стэнли Милгрема, по национальности еврея, беспокоил вопрос, как получилось так, что в нацистской Германии люди, бывшие в мирное время заурядными обывателями, принимали участие в массовых зверствах и убийствах. В 1961-м году Милгрем провёл сделавший его знаменитым эксперимент по теме «Подчинение авторитету». Это сейчас он изучается в каждом психологическом вузе, а в то время результат исследования Милгрема казался настолько ошеломляющим (он опроверг все предсказания психологов и психиатров), что был поставлен вопрос об этичности условий проведения эксперимента, а самого Милгрема Ассоциация психологов не хотела видеть в своих рядах.
Суть эксперимента сводилась к тому, что исследуемому добровольцу, имеющему ложное представление о сущности опыта, предлагалось выступить в роли «учителя», который мотивирует «ученика» болевым наказанием - увеличением разряда тока, постепенно увеличивающимся от 15 до 450 в. Будучи совершенно уверенными, что причиняют сильное страдание другому человеку, 65% испытуемых дошли, преодолевая психологический барьер, до самого конца эксперимента. Их никто не неволил, они подчинялись только авторитету проводящего опыт человека. Подробно о том, как проводилось исследование, я рассказывать не буду – оно в буквальной точности воспроизведено в фильме.
Этот эксперимент лёг в основу историко-биографической картины «Экспериментатор». О последующих исследованиях Милгрема в ней тоже рассказывается, но акцент сделан именно на изучении «Подчинения авторитету», поскольку эта проблема оказалась наиболее значимой из тех, над которыми он работал.
Фильм представителя независимого кино Майкла Алмерейда, может быть, в художественном плане и не является выдающимся (в нём, кстати, присутствуют приёмы, типичные именно для этого режиссёра), но своей основной цели он добивается – заставляет зрителя не только задаться вопросом, как именно он сам поступил бы в условиях эксперимента Милгрема, но и осознать собственную меру зависимости от авторитета, пересмотреть жизненные приоритеты. Ну, и попутно объясняет, как с людьми происходят трансформации, превращающие их в чудовищ. В конце концов, результаты эксперимента реально пугающи, учитывая насколько люди в массе своей готовы причинять другим боль даже против своего желания. На основе эксперимента Милгрема, в частности, были даны объяснения уже последующим событиям массового убийства в Сонгми.
Это рецензия - на фильм, а не на суть эксперимента. Никакой психологии, управления людьми, софистики и социологии, я не обсуждаю эксперимент. Только фильм.
Социальный эксперимент. Основная 'изюминка' фильма - Вайнона Райдер. Непонятно, что она делает в этом фильме. От ее участия в этом фильме ожидалось больше... и от ее героини и от самого фильма в результате ее участия. Из-за этого идет неприятный осадок после просмотра.
Кино затронуло интересную тему, но снято тоже не соответственно ожиданиям. Где-то посередине между Голливудом и авторским атмосферным кино. Снизили бы до авторского совсем или добавили блеска...
На тему Экспериментов это - не первое кино (Эксперименты и Волна куда лучше). Отличается оно тем, что это, типо, 'художественный фильм о Стэнли Милграме и его эксперименте'. То бишь, почти биография, но не биография. Лично я считаю данный жанр съемки на данном этапе развития кинематографа провальным, так как фильм подавать стоит в нужной обертке зрителям. Если это биография, значит должна быть биография. Если создатели фильма не хотят занудства, то нужно подавать зрителям другую обертку из соответствующего жанра, добавив динамики и сюжета. А так, получилось, что сняли то, что захотел Майкл Алмерейда - реж. и сценарист и назвали это независимым кино. Гордо. Теперь можно гордо и независимо показывать это кино социологам в университетах - пыльный налет скуки в фильме, представленный под 'атмосферность' позволит. Но если бы в кино не было занудства и непонятно зачем показанной биографии героя... Зритель бы может быть и понял, куда акцентируют его внимание - на главного героя, который не может дать понять окружающим, чего он хочет или на суть эксперимента. Как биографичный фильм - не раскрыта биография и суть; как Эксперимент - не заинтересовали зрителя, убрали акценты с эксперимента на его создателя. Связи биографических данных создателя Эксперимента с самим Экспериментом я не увидела. Тема Эксперимента и Слепого Подчинения Власти не раскрыта в принципе. С моей точки зрения - это не является фильмом. Ни художественным, ни документальным, ни авторским, ничем. В прошлый век были проекторы и карточки, так вот, это из той серии - заходишь в аудиторию, там древний проектор и сменяются кадры этого вот 'фильма' и белые воротнички, надув грудную клетку обсуждают всякие разные вопросы на данную тематику.
В 60-х в Йельском университете проводился научный эксперимент по изучению готовности людей подчиняться приказу и власти. Данный эксперимент носил вполне индивидуальный характер, поскольку доктор Стэнли Милграм являлся евреем по происхождению, и руководился больше личным мотивом.
И даже после шквала критики со своих коллег-ученых Йельского университета, Гарварда, а позже Нью-Йоркского университета, которые упрекали ученого в нарушении этических норм исследования и в отсутствии права подопытных в выборе, сам процесс и исследование оказались довольно-таки интересными, и пусть наука к такому подходу была не готова, но результаты заставляли обратить на себя внимание.
«Экспериментатор» ко всему прочему оказался биографическим фильмом, плавно с исследования история переходит на более личностный фронт, раскрывая детали из личной жизни Милграма, о его жене, единомышленниках. К сожалению, проект оказался незаконченным за время жизни ученого, но ныне, каждый учебник высшего учебного заведения по изучению человеческого поведения, включает в себе работу проведенную Милграмом.
Нет сомнения, что данный эксперимент дал большое начало исследованием человеческого поведения, и под влиянием этого научная мысль будет изучать далее концепты исследования Милграма. Считаю, что получился очень интересный биографический фильм, в котором возможно нету ничего, что бы могло удивить современного зрителя в плане актерской игры или техники, однако идея положенная в основу способна обратить ваше внимание.
«Подчинение авторитету» - этот труд знаменитого психолого Стенли Милграма лег в основу этой ленты. Из картины зритель узнает о ряде экспериментов проведенных им над людьми, а именно над их поведением и пределу подчинения и выполнения тех или иных команд отданных одними людьми другим. Подчинение власти и способность одних причинять боль другим это та сторона социальной психологии которая стала исканиями жизни Стенли Милграма и сделала его знаменитым.
В картине очень хорошо показаны все эксперименты проводимые более полувека назад, они наглядно показывают что человек может с легкостью причинить боль другому если это входит в его обычные рабочие обязанности. Причем для этого тому не обязательно приказывать, просто всего то навсего достаточно попросить его об этом и просьба будет выполнена.
Фильм пугает прежде всего результатами экспериментов, люди вот так просто не задумываясь о последствиях способны навредить другому человеку. всего лишь одна просьба и совершенно никаких усилий или жестких приказов. Эта лента интереснейшая интеллектуальная картина о подчинении власти и о том каких пределов может достигать это повиновение. Картина захватывает с первых кадров, она наставляет к размышлениям и заставляет задуматься над своими поведенческими моментами жизни.
Актуальнейшая лента, в которой доходчиво и доступным языком показана человеческая природа и все научные изыскания. Эксперимент повиновения проводился во многих странах и везде был один и тот же результат. И это не может не наталкивать зрителя на ряд размышлений. Картина не дает окончательных выводов и не подводит своего зрителя к какому либо вердикту. лента лишь с аутентичной точностью показывает все то как это было. А зрителю лишь остается делать выводы самому, этим картина и хороша.
Картина станет интересна не только любителям психологии, многие из нее почерпнут что то для себя и смогут переосмыслить свои жизненные моменты связанные с темой из этой ленты.
История Стенли Милграма, знаменитого психолога, который известен рядом экспериментов по изучению подчинения человеческой личности авторитету.
Мнение:
Несмотря на то, что Голливуд любит делать из историй про выдающихся людей попсовые драмы, половину продолжительности которых мы восхищаемся гениальностью или какими-то другими качествами главного героя, а вторую половину переживаем драму его жизни, иногда даже роняя слезки на щеки, не все подобные фильмы сняты именно в таком ключе.
Сегодня я расскажу вам про фильм «Экспериментатор», снятый режиссером Майклом Алмерейдой, известным слабой кинолентой «Цимбелин» позапрошлого года и довольно средним «Гамлетом» года двухтысячного.
Главную роль известного психолога Стэнли Милгрэма исполнил Джон Палладино — актер, при виде которого ты начинаешь думать о том, что точно видел его в каком-то фильме, но не можешь вспомнить в каком.
Итак, что же это за фильм?
Во-первых, почти никакой личной драмы главного героя в этой картине нет. Фильм в основном показывает нам деятельность Стенли Милграма, связанную с известными психологическими экспериментами. Почти все размышления главного героя связаны с его работой. Драматическая линия киноленты строится не на каких-то характерных качествах психолога или его личных взаимоотношениях с другими людьми, а на выводах, которые мы вместе с ним делаем из проводимых им экспериментов. И это выглядит довольно необычно. Если в этом фильме каким-то образом и затрагивается что-то из личной жизни психолога, то это опять же подводится к основной теме кинокартины и по сути служит ей.
То, что фильм посвящен в первую очередь именно научной деятельности экспериментатора, может привлечь к нему людей, которые интересуются психологией, потому что все основные моменты, связанные с работой Милграма, показаны очень хорошо. По сути кинолента представляет собой отличный вводный материал, позволяющий в общих чертах узнать знаменитую историю этих экспериментов, чтобы затем, если она заинтересует, изучить ее подробнее.
Скажу прямо, в фильме нет какой-то выдающейся актерской игры, нет какого-то супермонтажа или мегарежиссерской работы, нет большого бюджета или захватывающего сюжета, здесь есть только интересная история о психологии и поведении людей. Именно этим фильм и берет. И именно этим он вполне может и не взять, если, например, вам попросту неинтересна психология и вы всего лишь хотели вечерком посмотреть фильмец для расслабона.
Если же вы готовы немножко поразмышлять, то фильм вполне может показаться вам любопытным. Потому что эксперименты и выводы по ним, которые присутствуют в картине, интересны в первую очередь своей актуальностью. Скорее всего они будут актуальны всегда, ведь затрагивают человеческую природу. Кстати, стоит отметить, что выводы в фильме не идут слишком далеко, позволяя зрителю самому домысливать и проецировать увиденное на окружающую действительность. Возможно, после «Экспериментатора» вы по-другому взгляните на многие вещи вокруг себя, а может быть даже и на свою собственную персону.
«Скажи ка, этот фильм про чуваков в костюмах, которые копаются в чужих головах — это значит, что он скучноват?» Наверное, кому-то он покажется скучноватым. Режиссер явно не озаботился тем, чтобы от сцены к сцене как-то регулировать ваши чувства и эмоции, как это делает какой-нибудь Роберт Земекис в своих киношедеврах. Картина идет довольно ровно, размеренно и просто рассказывает историю, в которой даже музыки по минимуму. Именно поэтому я пока не уверен, что данный фильм получился годным благодаря режиссеру Майклу Алмерейде. Скорее всего так просто звезды сошлись. Да и история сама по себе интересна и испортить ее было очень трудно.
Вердикт:
Любопытный, годный и интересный фильм для любителей психологии и не только.
Весь фильм крутится вокруг одного основного эксперимента (все остальные приводятся как бы в довесок), и все что говорит этот эксперимент, что мы очень податливы, и можем легко причинить вред другому. если нас просто попросят об этом. На мой взгляд тут есть другая сторона медали, возможность причинять боль, другому человеку, это власть. И очень многим на самом деле в тайне (или не в тайне) хочется этой власти. И когда вдруг появляться кто-то кто готов принять на себя все негативные последствия, всю ответственность, очень не многие готовы удержаться от этого животного стремления решать чужую судьбу. Вот тебе в руки дали настоящую Власть! Ты можешь доставить боль другому, или даже убить, и тебе за это ничего не будет! Не многие могут устоять. Тут вспоминается '1984' Орэула, там мучитель прямо говорит: Мы мучаем и убиваем, не для какой то цели, а ради самого процесса, так как доставлять страдания другому это и есть настоящая власть.
Локальный байопик 'Экспериментатор', вышедший в свет в 2015-ом году, можно было поставить в список первоочередных ожидаемых фильмов только исходя из того, что в нём главную женскую роль исполняет Вайнона Райдер. Совсем недавно она не сходила с первых листов газет и журналов, СМИ обсуждали ей новые работы и грядущие проекты, пытались побольше выудить из её личной жизни, но в последнее время крайне редко показывается в хороших картинах, да ещё и чтобы быть на первом плане. В душе теплилась надежда, что Райдер с помощью независимого фильма 'Экспериментатор' начнёт набирать былые кондиции и возвращаться на прежние утраченные позиции. Но смущал тот факт, что режиссёром и сценаристом фильма стал Майкл Алмерейда. Год назад мне довелось увидеть его работу 'Цимбелин' - адаптированную под современность пьесу Уильяма Шекспира. И несмотря на то, что фильм входил в конкурсный список лучших картин на Венецианском кинофестивале, 'Цимбелин' меня нисколько не вдохновил.
И всё же закрыл я глаза на Майкла Алмерейду и приступил к просмотру фильма, сюжет которого основан на весьма интересной личности и его опытах в области психологии. Им стал один из самых известных психологов мира Стэнли Милгрэм, который изучал поведенческую реакцию людей в ситуации, когда те вынуждены причинять страдания другим. Итогом этой работы стали вполне обозримые рамки того, куда может завести человека вседозволенность. Довольно непривлекательные эксперименты, даже пугающие в чём-то, но для психологии - это прекрасное пространство для исследований. Человеческая сущность при этом раскрывается в самом непостижимом образе и от этого себя считать человеком даже как-то стыдно. Давно говорят, что звери и те куда более гуманные, нежели мы с вами. Однако, хотелось бы отметить что такого рода исследования - это не самые явный вклад учёного в науку, это именно Стэнли Милгрэму принадлежит теория 'шести рукопожатий', которая затем стала фабулой историй, развитых в предновогоднего альманаха 'Ёлки'. Как тесен наш мир - это изречение существует благодаря работе психолога Стэнли Милгрэма.
Картина 'Экспериментатор' получила очень высокие оценки в критической среде, но на этот раз, с их разрешения и Вашего, разумеется, я позволю себе не согласиться со столь восторженной реакцией на фильм. Как по мне, то получилась напыщенная и довольно монотонная картинка, где всё фокусируется на самом Стэнли Милгрэме, которого сыграл Питер Сарсгаард. И вроде бы всё правильно - ведь фильм про его героя, про его работу, про его период жизни с не совсем приятными опытами (вот почему я назвал этот фильм локальным байопиком), но довольно скоро Питера Сарсгаарда с его бородой (сам Милгрэм также отличался растительностью на лице) просто-напросто надоел. Он был везде, чуть ли не в каждой сцене, но от игры актёра никакого удовольствия не получаешь, поэтому про себя я отметил, что Сарсгаард - актёр из той категории, что хороши на подыгрыши, во вспомогательных ролях, а вот главные для них представляют сложность. К тому же Майкл Алмерейда воспользовался эффектом под названием 'взлом четвёртой стены', когда действующее лицо фильма напрямую обращается к зрителю. От этого Сарсгарда стало ещё больше и ещё больше он стал надоедать.
К большому же сожалению, надежды возлагаемые на Вайнону Райдер не оправдались. Она играет жену главного героя, которая помогает ему в его исследованиях и научных трудах. Постепенно Райдер в этой картине превратилась в статичное существо, которое на сразу отличишь от мебели. Конечно, сравнение неприятное для поклонников актрисы, но и мне, поверьте, было очень неприятно смотреть на то, что обладательница бесподобного глубокого озера во взгляде так беспрепятственно сдаёт позиции, даже не рискуя создать некий новый для себя образ, который, возможно, затем поможет ей в восстановлении реноме. Смог же Сильвестр Сталлоне из себя мудрого дедушку сделать и безобидно эксплуатировать этот образ, который принёс ему уже несколько заслуженных престижных наград (и он, именно он должен был 'Оскар' брать в 2016-ом!!!). За других актёров можно сказать, что они по большей своей части появлялись в камео, играя 'жертв' экспериментов Милгрэма. Среди них есть Джон Легуизамо, Антон Ельчин, Тэрин Мэннинг, Вонди Кёртис-Холл, Деннис Хейсбёрт и даже Келлан Латц, сыгравший...Уильяма Шэтнера, знаменитого капитана Кирка со звездолёта 'Энтерпрайз'.
Пожалуй, фильм 'Экспериментатор' станет интересным времяпрепровождением для любителей фильмов про различные личности, внесшими вклад в нашу историю и оставившими след в науке, а также для студентов-психологов или же для тех, кто решил стать таковым. Для других монотонное действо с односложной актёрской игрой в 'Экспериментаторе' даже не заставит особо размышлять над тем, что там творится на экране и чем там учёным таким занимается.
Вот уж никак не ожидал, что когда-нибудь увижу художественный фильм о Стэнли Милграме и его экспериментах. Наверное, в прагматичном Голливуде такое и не могло бы случиться, но независимый режиссер Майкл Алмерейда «наплевал» на коммерцию, и снял кинофильм, который необходимо увидеть каждому.
Короткая личная предыстория: социологические исследования Стэнли Милграма я изучал ещё тридцать лет тому назад, когда сам учился в Университете на факультете социальной психологии. В учебнике об этих экспериментах говорилось буквально двумя абзацами, но я отыскал VHS с документальным фильмом Стэнли Милграма 'Повинуемость' («Obedience», 1965), и труды великого ученого потрясли меня актуальной жесткой правдой.
И вот подарок через много лет – кинофильм Майкла Алмерейда «Экспериментатор».
Невооруженным глазом видно, что эта кинокартина снята «за полтора цента», и прекрасные прославленные актеры – Питер Сарсгаард, Вайнона Райдер, Энтони Эдвардс и другие – снимались в этом фильме буквально «за еду», то бишь «за Идею». Однако качество сценарного материала (основанного на реальных экспериментах) даёт зрителю столько поводов для раздумий, что нам, собственно, некогда размышлять над художественными особенностями картины.
Тема «слепого подчинения авторитету» (читай – Власти) не раз обыгрывалась в художественном кино. Однако режиссер Алмерейда не стал обходить острые углы, и высказал своё мнение прямолинейно – не в бровь, а в глаз!
В фильме «Экспериментатор» практически ничего не говорится о не менее интересных, с точки зрения психологии, экспериментах Стэнли Милграма – «Теория шести рукопожатий» и «Мир тесен». Акцент фильма-байопика сконцентрирован на основном научном труде Милграма – «Подчинение авторитету». И, казалось бы, слабонервным гражданам лучше это не видеть. Но я настоятельно рекомендую фильм «Экспериментатор» к просмотру, потому что в этой картине есть «подсознательные подсказки» о том, как вырваться из этого слепого подчинения, как избежать манипулирования собой, своей судьбой, жизнью и ответственностью за каждый шаг-поступок.
И в этом смысле, фильм «Экспериментатор» будет интересен даже тем, кто привык перекладывать ответственность за свои поступки на обстоятельства или правительство. Отговорки (типа: «Это не я! Меня заставили!» или «Не мы такие – жизнь такая!») рушатся, как карточные домики на ветру. Потому что каждый наш шаг оставляет след, и за каждый наш поступок придется отвечать (расплачиваться) только нам самим.
«Экспериментатор» - байопик о психологе, благодаря которому социальная психология стала известна не только узкому кругу специалистов, но и всему миру – Стэнли Милграме. В течение своей жизни он провел ряд экспериментов, в частности в Йельском Университете он организовал эксперимент для исследования повиновения. Обычным людям из среднего сословия предлагали ударять током человека, если он дает неправильный ответ. Результаты эксперимента доказали, что большинство людей готовы продолжать бить током другого человека, пока не получат приказ прекратить, то есть бездумно подчиняться вместо того, чтобы взять на себя личную ответственность за происходящее и прекратить пытку.
Кто-то считал Стэнли Милграма гением, особенно в контексте ставшей вскоре популярной, а затем и культовой книги Дж. Оруэлла «1984». Но были и те, кто решил, что данные эксперименты неэтичны. Стэнли Милграм продолжал проводить исследования и эксперименты до конца своей карьеры. Его работы внесли вклад в развитие психологии, социологии и изрядно добавили тем для размышления и дальнейших исследований. Есть ли у человека выбор, или им руководят только рефлексы? Кто управляет нашими поступками на самом деле?
Роль психолога сыграл Питер Сарсгаард, ранее известный по фильмам «Жертвуя пешкой», «Жасмин» и многим другим. Он решился взяться за этот фильм после прочтения книг Милграма и знакомства с его женой – Сашей, которую исполнила не менее популярная звезда Голливуда – Вайнона Райдер («Ночь на земле», «Знаменитость», «Прерванная жизнь»). Режиссер фильма – Майкл Алмерейда в предыдущие годы своей карьеры чаще снимал сериалы, короткометражные и документальные фильмы, а также адаптировал Шекспира, сняв фильм «Цимбелин».
Он решил снять «Экспериментатора» благодаря случаю. Все началось с ухаживаний за девушкой. Как-то раз режиссер случайно заметил у нее в руках книгу Милграма. Прочитав ее, он был восхищен этим психологом. Больше всего Майкла Алмерейду восхитило то, насколько легко и иронично Стэнли Милграм описывал довольно важные и серьезные темы. Изучив биографию психолога, режиссер еще больше вдохновился, и в результате снял фильм.
На сам способ съемки фильма, который местами во многом напоминает документальное кино, режиссера также вдохновил Стэнли Милграм. Интересно, что психолог не раз пробовал себя в роли режиссера – он снял несколько фильмов, в которых играл сам и часто обращался напрямую к камере, как это делал тогда, например, Альфред Хичкок в своем шоу. Благодаря такому методу все происходящее кажется более естественным. Так что в «Экспериментаторе» немало подобных моментов, когда все застывает, словно на фотоснимке, и главный герой обращается напрямую к камере, а по сути - к зрителям, делая забавные ремарки.
Художественное оформление многих сцен может показаться скорее театральным, а не естественным. Это, возможно, объясняется тем, что сам Стэнли Милграм был во многом иллюзионистом: проводя свои эксперименты, он не раз создавал для них искусственные декорации и нанимал актеров.
Также интересно и оригинально выглядит использование режиссером оптической рирпроекции. Такой метод позволяет оживить фильм. Опять же он дополнительно подчеркивает ощущение иллюзорности происходящего.
Кульминацией иллюзии становится слон, выглядывающий из-за спины психолога. Приветливо помахивая хоботом, слон не только символизирует замечательную фразу «а слона-то я и не приметил», но и историю «о слоне и слепых». Так, если слепым дать потрогать слона, они будут трогать разных слонов, потому что прикоснутся к разным частям тела животного. И так как у каждого свой слон, бесполезно говорить о том, что «слон» все-таки означает.
В фильме таких «слонов» немало. То где-то у дороги мальчик рукой помашет, то в разгар вечеринки со стаканом воды пройдет. Каждый зритель сможет сам найти свои детали, словно «случайно», а на самом деле, как следует из интервью, целенаправленно оставленные режиссером.
Часто люди спешат по своим делам – на работу или в магазин и находятся в определенном состоянии «сна наяву», когда просто не видят, что кому-то нужна помощь. Своим фильмом Майкл Алмерейда не только рассказал о знаменитом психологе, но и попытался пойти дальше – сыграть роль будильника, и если уж и не разбудить спящих, то хотя бы напомнить, что пора вставать.