К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм Акиры является логическим продолжением его остросоциальных лент, рассказывающих о проблемах современной Японии. Поэтому, его можно поставить в один ряд с 'Пьяным ангелом', 'Тихой дуэлью', 'Скандалом' и 'Жить'. В центре внимания два весьма актуальных вопроса - уважение к старшим и страх перед новой войной.

В затрагиваемой теме уважения к старшим есть определенный парафраз с 'Токийской повестью' Ясудзиро Одзу. Только, если Одзу просто показывает холодность молодых к старшему поколению - явление к которому весьма внимательно относятся в Азии, то Куросава пошел дальше.

Акира перенес интимную для Востока семейную тему в американскую парадигму судебного заседания. Причем, родственники не просто проявляли холодность, а решили лишить дееспособности в судебном порядке главу семьи, уверенного бизнесмена и руководителя завода. И тут-то мы подходим ко второй составляющей фильма - теме бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Наделив героя паническим страхом бомбардировок, Акира играет на социальных страхах и политической конъюнктуре. Вряд ли кто-то, особенно из западной публики осмелился бы критиковать комплексы людей поверженной державы. Совсем не случайно фильм попал в программу Каннского фестиваля.

Собственно и тема судебного заседания, равно как и тема панического страха и стремления переехать в Бразилию показались мне не просто лишними, а настойчиво вписанными в сценарий 'инородными телами'. К сожалению, псевдо-гуманистический пафос этого фильма здорово затемняет очень приличную актерскую работу Мифунэ - актер сыграл старика так правдоподобно, что мне пришлось пересматривать титры.

Уверен многие возмутятся - как можно творению самого Акиры ставить такую низкую оценку. Но мне фильм показался полностью провальным, а сравнения с такими антивоенными колоссами, как 'К последнему берегу' Стэнли Крамера, убеждают меня в правильности поставленной оценки.

3 из 10

24 сентября 2013 | 14:15
  • тип рецензии:

«Зачем делать такие дурацкие вещи?»

Середина 20 века - эпоха перерождения, скачка в развитии. Новые технологии, объединение Европы, развитие науки. Но сначала был ужасный, омерзительный период. Война закончилась так и не начавшись. Несколько империй пало, но наибольшие из них не были удовлетворены. США и СССР оккупировали побежденных и были готовы уничтожить планету ради удовлетворения амбиций.

«Он пытается сражаться с чем-то, что слишком велико для одного человека.»

Но история фильма не о борьбе со злом. Характеры персонажей реалистичны насколько это бывает в японском кинематографе. Их не идеализируют. Главный герой - жалкий человек, который пытается избежать рисков для жизни. Но зачем ему жизнь? Он не знает любви, не знает счастья. Не уважает не только своих близких но даже и себя. На его семью противно смотреть.

Происходящее раздражает. Как в жизни. И поэтому Куросаву нельзя упрекнуть во лжи. Поэтому приходится слушать и сомневаться вместе с советником суда.

Фильм сильный и очень актуальный для своего времени. Куросава не указывает, бояться или нет. Он просит не делать такие страшные, не нужные человечеству вещи.

11 февраля 2010 | 20:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: