К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Неожиданно качественный и интересный фильм получился, почему-то наличие в списке продюсеров Элая Рот и прикрепленный жанр ужасов наталкивали на мысль увидеть очередной слэшер или «обрядный» ужастик, которых в последнее время хватало сполна. Однако этот фильм оказался полностью другим от изначальных ожиданий.

Трое фрилансеров в области журналистики решают наведать сестру одного из них, которая восхваляет в своем письме райское местечко в котором она поселилась, берут с собой штативы и камеры и отправляются брать интервью у жителей. Поначалу все действительно кажется интересным, мысль свободного общества от налогов и расизма, подкрепленная радостными улыбками самих жителей этого общества внушает надежду, что лидеры этого сектантства действительно живут благими идеями.

Однако как оказалось не все жители прям счастливы там, а некоторые и вовсе молят новых гостей забрать их оттуда, и самые страшные предположения оказываются истинной перед главными героями. И теперь герои пытаются изо всех сил выбраться из этой «райской общины». Композиционно фильм классный, то есть из всех мокьюментри фильмов «Таинство» по качеству исполнения смотрится на две-три головы выше, плюс авторы добавили сюда саундтрэк и другие мелочи, которые понятие «документалистики» преподносят довольно-таки относительно.

Если убрать из описания к фильму жанр ужасов – это поменяло бы кардинально все для потенциального зрителя, поскольку этот фильм – интересный и приближенный к реалистичности триллер, где всего-то только две жесткие сцены ближе к его концу. Кстати факт, что в основу фильма положены реальные события дает оценить его не столько по качеству исполнения, а этот как уже я сказал здесь выполнено на солидном уровне, а по содержанию, а от таких история всегда становится жутко.

7 из 10

12 ноября 2014 | 03:18
  • тип рецензии:

Из восьми фильмов американского режиссёра Тая Уэста мне довелось пока что ознакомиться лишь с тремя из них. С такой высоты полёта могу сказать, что «Таинство» побеждает все его прочие работы по уровню, так скажем, интеллекта. Хотя именно с этой составляющей у Уэста проблем не возникало, по крайней мере в «Доме дьявола» (2008) и «Тайнах старого отеля» (2011), где большую часть экранного времени ничего не происходит кроме попыток накаления обстановки путём разговоров и живой картинки. Но если в ужасах с этим надо быть поосторожней, особенно молодым постановщикам, которым, наоборот, нужно вначале брать экшеном, то в случае картин по типу «Таинства» умение создать напряжение без использования кровавых сцен (или до них) как раз очень кстати.

Вы думаете, что оборотни, вампиры, зомби, призраки и чудовища это страшно? Безусловно, вы правы! Но, поверьте, это не самое ужасное. Даже если верить фольклору, древним легендам и сказаниям, или же просто быть суеверным человеком, мистиком, романтиком или мечтателем, то вероятность столкнуться с вышеперечисленной нечистью ничтожно мала. И даже если вам-таки повезёт стать частью скрытого от человечества мира и столкнуться с оборотнем или ведьмой где-нибудь в диких лесах, то у вас ещё будет шанс спастись или присоединиться к новым друзьям. Грубо говоря, участь ваша не будет столь печальной. Куда ужасней удел людей, попавших в лапы безумной идеологии тоталитаризма, которую они сами и благословили и из которой обычно мало кто выбирается. А если остаётся и смиряется с таким строем, то навеки становится бесправным рабом, марионеткой с промытыми мозгами, не имеющей собственного «я». Такие люди всего лишь крошечные частички одной жирной и ядовитой сколопендры, которая в предсмертной агонии проглотит саму себя, когда настанет её время. А такой момент неизбежен.

В такой кошмар наяву попадают два приятеля-журналиста, приехавшие в некую «Райскую общину», чтобы снять о ней материал. Хочется написать что-то вроде: «с виду безобидный оплот добра и единения оказался обителью зла», но для набора такой фразы пальцы еле попадают на нужные клавиши. Потому что даже с виду эта «милая» коммуна напоминает то ли остров, где тайно производят наркотики, то ли концентрационный лагерь. Как только герои заходят на территорию поселения, сперва столкнувшись с некоторыми проблемами по пути, многое становится понятно для зрителя и вместе с тем странно для ничего не подозревающих ребят, отчего у аудитории по ту сторону экрана в зародыше начинает формироваться саспенс. Люди в общине или лопочут без умолку о том, насколько всё прекрасно, идеально и лучше всех мест на свете, или совсем молчат и сразу уходят при попытке репортёров начать с ними разговор. По радиовещанию властный голос говорит людям что делать, мол, идите работать, а теперь тихий час, и всё в том же духе. Голос, словно читая мантры, повторяет лозунги о высших целях, добре и всеобщем благе. И, наконец, когда на долгожданное интервью к парням-журналистам сквозь толпу зрителей ползёт как толстый слизень Отец — местный вождь, в том, как приветствует его народ есть что-то зловещее и ненормальное. Нет, это не уважение и любовь. Это больше похоже на поклонение сатанинскому идолу. Как будто Ктулху пробудился ото сна и толпы язычников завели свои полузвериные песнопения, извиваясь в сомнамбулическом экстазе.

Тай Уэст мастерски рисует во всём смертельном великолепии ужасы слепого поклонения авторитетам-псевдоспасителям. На протяжении всего повествования постановщик взращивает в зрителях плоды саспенса и к завершению своего шоу ужасов эти плоды распускаются, даже разрываются, болезненно ломая свои оболочки. И что самое неприятное для зрителей, они прочувствуют на себе ранние всходы посаженных в начале фильма семян напряжения и ужаса. Режиссёр от и до справился со своей задачей изображения Ада на Земле. Но из-за этого ему пришлось пожертвовать симпатиями публики. Фильм получился гениальным и качественно проработанным, но очень тяжёлым для просмотра, что подтверждают эфемерные кассовые сборы.

08 ноября 2014 | 18:07
  • тип рецензии:

Смотреть 'Таинство', не прочитав предварительно ни слова о его сюжете, оказалось настоящим экстримом. Уже от завязки, в которой компания журналистов отправляется в затерянную в джунглях религиозную коммуну, чтобы узнать о судьбе сестры одного из героев, ничего хорошего ожидать не приходится. Очевидно, такой коммуне есть что скрывать, и фантазия зрителя рисует некую зомбированную массу, погружённую в кровавый культ.

Разумеется, даже первые радужные впечатления от идиллической жизни американских поселенцев под опекой любимого ими Отца не развеивают сомнений зрителя насчёт истинных занятий сектантов. Но дальнейшим поворотом событий Тай Уэст явно сумел удивить всех, кто рассчитывал, что главные герои, как и положено в таких фильмах, до самых титров будут спасать свои жизни от толпы жаждущих крови адептов деструктивного культа.

Оказывается, ребятам с камерой предуготовлена скорее роль статистов, чем жертв насилия. Целое поселение с сотнями людей, сбежавших в этот земной рай из нищеты гетто, оказывается вовлечено в события, на которые два-три журналиста никак повлиять не могут. В этом смысле хоррор, как его понимает Уэст, приближается по ощущению к военно-историческим картинам, рисующим портрет общества во время социальной катастрофы. До жути пугают не сцены с массовым пением, а ощущение стремительно накатывающейся волны безумия, в положенное время вырывающейся из недр коллективной психики. И отчаяние в глазах тех, кто никак не может достучаться до толпы, у которой кто-то уже долгое время по капельке изымал остатки разума.

Коллективный портрет поселенцев из 'Райской общины' – то, что больше всего интересует режиссёра и становится самой убедительной частью фильма. Бросается в глаза не только отсутствие элементарных навыков критического мышления, но и крайняя беззащитность бедняг, доверившихся чужой воле. Действие фильма отсылает к 70-м годам, и неудивительно, что как минимум половина общины – чернокожие, часто не имевшие в Штатах ни малейших шансов на достойную жизнь. Поселенцы Уэста – давно дезориентированные люди с рабским мироощущением, которыми при желании можно умело манипулировать.

Очевидная историческая основа 'Райской общины' – это 'Храм народов' в Джонстауне, имевший не только религиозную природу, но и социально-политическую. Тай Уэст проводит явные параллели, при этом сознательно меняя природу коммуны. Для достижения эффекта хоррора убираются многие компоненты реальной истории, говорящие о её сложности. В картину не попали такие факты из 'Храма народов', как внедрённые работники ЦРУ, контакты общины с Советским Союзом и несколько десятков поселенцев, в роковое утро добровольно покинувших коммуну. Всё это не отменяет безусловной эффектности кинокартины. Но, пожалуй, странно, что сбывшуюся мечту Мартина Лютера Кинга в фильме создали люди с рабским мышлением, а не политически активные граждане, одними из первых в своей стране преодолевшие расовые предрассудки ради общего будущего дома.

8 из 10

21 октября 2014 | 23:09
  • тип рецензии:

Чтож, на мой взгляд Тай Уэст растет как постановщик, к слову его 'Тайны старого отеля' мне не понравились ровным счетом ничем, кроме той самой пресловутой олд-скульности которую он пропагандирует.

А может я просто люблю сюжеты про сектантов..., это жутко и реалистично, поскольку может происходить уже в эту минуту где угодно. С чем можно сравнить данное произведение? Ну с 'Плетеным человеком' и с 'Красным штатом' наверно, только злым сарказмом тут в отличии от фильма Кевина Смита и не пахнет.

Как всегда у Уэста все самое интересное припасено к финалу, в начале все кажутся более менее дружелюбными, но не хорошие подозрения закрадываются уже тогда когда появляется великий и ужасный 'Отец', так называют 'дети' основателя секты, понятно что 'дети' это безвольные люди с промытыми начисто мозгами, которые давно утратили свое истинное 'Я', ну дальше по накатанной...

Атмосфера безысходности тут главное блюдо, напряжение? Да, тоже имеется, актерская игра? Ничего сверхъестественного, но фальши я не заметила. Придется по вкусу не всем, первыми свое 'фи' выразят ненавистники разных там 'found footage' и псевдо-документалок, но судя по тому что я увидела тут и например в недавнем 'Afflicted', жанр скорее жив чем мертв и в данном случае он пришелся очень к месту.

Ну и в общем и целом это такое инди кино я бы казала, явно не претендующее на что то более, но тем не менее цепляющее, жесткое, и да, все таки страшное! Ничего экстраординарного но слабонервные и особо впечатлительные где нибудь напишут, что режиссер явно не в себе (это я в мягкой форме то самое слово на букву Д обрисовываю), или зачем такое снимать?! Забывая о реальных свидетельствах подобных событий.

27 мая 2014 | 16:07
  • тип рецензии:

Двое молодых, в меру привлекательных, но не в меру амбициозных журналистов, лелеящих мечту о крупном расследовании с прицелом на Пулитцеровскую премию, отправляются на поиски бесследно исчезнувшего родственника одного из парней. Нить нетривиального и увлекательного следствия, начатого среди небоскребов больших городов, выводит их на след загадочной коммуны, тихо и мирно(мирно ли?!) обитающей в деревенской глуши и поклоняющейся не древнему бородатому Иешуа, а некоему Отцу. Вскоре становится ясно, что не все в этой коммуне построено по заветам Тимоти Лири и братьев-сестер хиппи.

В далеком уже 1978 году в Джорджтауне, Гайана произошло массовое религиозное революционное самоубийство многочисленными членами общей веселой численностью в 909 человек секты 'Храм народов', основанной Джимом Джонсом. Это шокирующий инцидент, и ныне покрытый густым слоем загадок и пробелов, не только в очередной раз продемонстрировал деструктивную мощь тоталитарных сект, но и парадоксально стал неотьемлемой частью мировой масс-культуры и мифологии ужасов, найдя свое эксплуатационное отражение в итальянском и американском хоррор-олдскуле(фильмы Умберто Ленци тому яркий пример). Как известно, пути Господни неисповедимы, пути и путы Дьявола неизбежны, а пленка и оптика от Цейса все стерпит.

Решил к этой воистину ужасающей истории обратиться и Элай Рот - милое еврейское дитя Тромы и Ллойда Кауфмана, ближайший соратник Квентина Тарантино в его постмодернистских изысканиях на ниве ужасов и саспенса. При его непосредственном продюсерском участии под руководством молодого и амбициозного американского хоррормейкера Тая Уэста был и представлен в рамках прошлогоднего Венецианского кинофестиваля, а также успевший засветиться в Ситгесе и Торонто, фильм 'Таинство' 2013 года, снятый в востребованном уже на протяжении нескольких лет формате псевдодокументального кино(изначально 'Таинство' вообще должно было быть документальным, а не художественным исследованием джорджтаунской бойни).

Впрочем, считать картину Тая Уэста этаким очередным шаблонным творением в духе 'Ведьмы из Блэр' и 'Паранормального явления' едва ли стоит. Лишь опираясь на художественные мотивы ироничного классического 'Плетеного человека' и брутального 'Красного штата', 'Таинство' Тая Уэста становится доскональным, дотошным, пронзительным и пропитанным безысходностью классического психопатологического ужаса исследованием податливости людской психики и манипулятивной сущности тоталитарных культов, которые подчас бывают чем-то намного большим, чем просто религией, дарующей почти сексуальный экстаз и мнимое спасение. Впрочем, в этой картине чрезмерной сосредоточенности на религиозной семантике нет; Тая Уэста как реалиста и натуралиста интересует сам механизм человеческого самоуничтожения под всевидящим оком лже-Пророка, механизм фальшивого культивирования агностических воззрений и откровенного сатанизма, процесс взращивания орд послушников-неофитов, готовых уже по определению на все. И за обретенную искомую истину двум любопытным героям придется заплатить высокую и очень кровавую цену.

В лице таинственного Отца, построившего на небольшом клочке земли собственный мир, в котором он Царь и Бог, его веления закон, а желания немедленно исполняются, зритель видит само Зло, искусно маскирующееся под маской гипнотической доброжелательности. Словно змей-искуситель, он призывает к себе людей, лишая их покрова индивидуальности, а в итоге - и человечности как таковой. Со сломанной волей и искореженной психикой, они как зомби, которые во имя своего Отца перегрызут глотку, расчленят и разорвут. Управляемое стадо, лишенное собственного Я в угоду чрезмерному Эго того, кто ни во что не верит. 'Таинство' при всей каноничной строгости в отношении псевдодокументальных хорроров становится чуть ли не образцовым примером фильма ужасов, который и напугает до мурашек, и заставит шевелить мозги не от страха, а от невеселых раздумий. Очень авторский и незамутненный банальностью ходов взгляд на типичный религиозный психоз в одной колоритной буколической инфернальной коммуне, расположенной среди бетона одноэтажной Америки, которая слепа и не видит, какие иногда ужасы творятся вокруг и даже по соседству.

8 из 10

21 мая 2014 | 17:35
  • тип рецензии:

Разум - лезвие бритвы.

Искусство непрерывно меняется - каждое столетие, каждое десятилетие, каждый год, каждый месяц, каждая неделя и даже каждый день привносят что-то новое, открывают новые темы и жанры, но есть вещи, которые остаются неизменными с самого начала зарождения искусства, и подобно тому, как античная литература подразделялась на высшие и низшие жанры, так и сейчас зрители склонны делить кино на заведомо достойное и не достойное, считая одни жанры глупыми и бессмысленными, а другие наоборот не терпящими пререканий. Режиссерам, желающим снимать хорроры, как никому другому знакомы подобные предубеждения, и в большинстве случаев все зрительские обвинения имеют под собой реальную почву - не увидеть ремейк или продолжение популярного фильма ужасов так же нереально, как увидеть вторую часть драмы, получившей награды на всех значимых фестивалях, большинство работ в жанре хоррора отталкиваются от одних и тех же идей и формул, и как правило нестандартные способы расправы с главными героями это самое большое новаторство, что можно от них получить. Но некоторые режиссеры пытаются построить свои фильмы не на переосмыслении старых фантастических историй, о скрывающихся за масками маньяках, жаждущих крови молодежи, или о мебели, самостоятельно передвигающейся по дому, а на размышлениях о более реальных и лично знакомых зрителю категориях, которые можно назвать ужасами реальной жизни. В 2005 году молодой автор Джоэль Андерсон написал сценарий, рассказывающий о семье, при невыясненных обстоятельствах потерявших дочь-подростка, и из-за недостатка финансирования превратил изначально задуманную драму в картину, снятую в жанре псевдодокументального хоррора, которая исследует скорбь. Нечто похожее сделал Майкл Гой в своем фильме 'Меган пропала', который тоже оформлен в жанре мокьюментари, но целиком и полностью вдохновлен реальными историями исчезновения подростков, познакомившихся со своими будущими мучителями через интернет. Хоррор-мейкер Тай Уэст, который сумел выбиться из безликой массы творцов в своем жанре, привлечь внимание Элая Рота и за некоторые свои работы даже получить положительную оценку от критиков, тоже решил задуматься об ужасах реальной жизни и захотел снять документальный фильм на остросоциальную и по-настоящему пугающую тему, однако не нашел истории, в которой он смог бы найти или добыть достаточно материала, однако обнаружил трагические события, про которые ему бы хотелось рассказать. Ими стало массовое самоубийство в Джонстауне, образцовой коммуне, где были всем рады, в результате которого погибло 909 человек, в числе которых было более двухсот детей.

Естественно, что первый вопрос, который задают Таю Уэсту в связи с его новым фильмом, это вопрос о его собственной религиозности, на что режиссер отвечает, что всегда скептически относился к религии. Как ни странно, в работе над 'Таинством' такая позиция Уэсту только помогла - он стремился рассмотреть (не)выдуманную коммуну с обоих сторон, попытавшись понять как и то, что может привлечь людей в такого рода поселениях, как и то, что при всех плюсах может угнетать человека. Режиссер оформил свой фильм в виде документального исследования, проведенного телепередачей, заинтересованной в противоречивых историях, и эта форма помогла Уэсту просто, четко и без лишней траты времени показать образ человека, склонного попадать под подобное религиозное влияние, и сформулировал то, в чем схожи эти люди разной расы, возраста и образа жизни, и что привело их к изоляции от внешнего мира, которая может быть как болезненной, так и исцеляющей. Большинство из них были отвергнуты - обществом, которое заранее приготовило для них отрицательные роли, которые им нужно будет играть, семьями, чьи надежды они не исполнили, и абсолютно все из них потеряли смысл жизни или никогда его не имели, все из них ждали когда придет человек и скажет, что может исцелить все их раны и даровать им будущее, где они будут на равных со всеми и ни в чем не будут нуждаться, будущее без боли и страха, ненависти и разочарования. И тут религиозный скептик Ти Уэст показал, что огромное количество таких людей в одном месте, может быть, как спасением, так и проклятием - в зависимости от того, кто провозгласит себя их руководителем и какие цели он будет преследовать.

'Таинство' Ти Уэста исследует ужасы человеческого разума, в котором сочетается добро и зло, и каждый отдельно взятый его обладатель никогда не знает, что победит, и особенно ужасы разума наделенного высоким интеллектом, который тоже имеет две стороны, и склонен слишком рано понимать, что человеческая природа имеет тенденцию убивать все положительные идеи на корню, что частенько приводит к желанию сварганить манифест из человеческой крови и тел, поскольку только такие вещи способны встряхнуть безразличное общество. 'Таинство' - фильм об ужасах современной цивилизации, в которой ненависть и насилие стали частью ежедневного ландшафта, стандартной процедурой, еще одним развлечением, которое уже никого не трогает, о людях, которые настолько напуганы происходящим вокруг них, что смерть может начать казаться не печальным концом, а спасением, и невозможность жить, согласно своим идеалам, превращается в нежелание жить вообще, которое может быть очень заразно, если будет распространятся таким величественным, непоколебимым и непогрешимым человеком, как главный герой нового фильма Ти Уэста. Конечно, 'Таинству' далеко до серьезной драматической работы на тему бойни в Джонстауне, и несмотря на множество совпадений, автором была смоделирована несколько другая история, но режиссер и не ставил себе такой цели, самое важное, что он преуспел как хоррор-мейкер, и использовал классические формулы как псевдодокументального фильма ужасов, так и других более старых и классических поджанров, для того, чтобы рассказать под новым углом о хорошо знакомой жанру теме религиозной одержимости. Работа Ти Уэста может и должна послужить вдохновляющим примером для начинающих хоррор-мейкеров, поскольку показывает, что жанр хоть и дышит на ладан, но еще не мертв, и может развиваться, находя новые формы и истории, углубляясь не в сверхъестественные копии копий, а в кошмары самой неизученной вещи на земле - человеческой психики.

14 мая 2014 | 06:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: