К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Попытался тут, кстати, вспомнить, когда в последний раз главный приз Кинотавра получала действительно удачная картина. Память фантомом вернула меня к «Безразличию» Флянгольца — запылившейся на монтажном столе спорной позднесоветской игре в Годара, провела переулками «Я буду рядом» и пьяного «Географа. ..» с Хабенским (вещей, конечно, приличных, но не более), усадила терпеливо ждать «Испытание» Котта. Странно, почему же я думал, что и «Класс коррекции» — первый полный метр двадцатипятилетнего режиссера Ивана Твердовского, затрагивающий всегда относительно востребованную, а в последние годы, благодаря Германике, особенно трендовую тему взаимоотношений подростков в школьном коллективе — тоже выхватил гран-при... Странно, поскольку взаправду дело ограничилось лишь лучшим дебютом. Тоже, надо сказать, достаточно щедрое поощрение, ну да ладно. Коли уж совсем без регалий не обойтись, дабы проект мог получить хоть какого-то зрителя, пусть так и будет...

Шероховатая серая фактура кадра и первая разворачивающаяся в нем сцена с порога обещают беспросветную чернуху, робкие юношеские диалоги по-германовски сведены под общий фоновый шум — наше авторское во всей красе. Действительно наше, поскольку мрачный сеттинг здесь все-таки преобладает над очевидно прибившимся с запада тайфуном толерантности (в конце концов, что нам инвалидов, что ли, пожалеть жалко? искренне? без рыцарства? да ради Бога!) и, в общем-то, является движущей силой ленты, ведь сюжетными перипетиями о том, что любви достоин каждый, даже сдобренными жесткими уколами в адрес беспощадной бюрократии образовательной системы, вряд ли кого-то увидишь. Поистине серьезная проблема заключается в том, что сеттинг этот объективно не представляет ничего нового в рамках выбранной автором независимой ниши и кино в целом не только время от времени позволяет себе мелкие технические и повествовательные ошибки (если в школе нарушается дисциплина, то исключительно тем самым классом из заголовка, а не любым другим; если ребенка шатает после стресса, то зачем-то трясется и камера оператора, фиксирующая персонажа со стороны), но и живет по сути само в себе.

Кинематографу как искусству, как художественному институту в «Классе коррекции» почерпнуть ровным счетом нечего (ну не сюжет же про любовь отсталых; ну не разрывную же, как водится, Лапшину; ну не парнишку же, отчаянно играющего в Камбербэтча), кроме, возможно, невыносимо злой драматической иронии, когда главная героиня, больше других стремящаяся к нормальной жизни, доверяет, но плохо проверяет, и первой оказывается у обочины, хотя и это, я уверен, всем нам где-то уже доводилось видеть. Забавно, но в настоящем случае мы имеем авторское кино без автора или, если определить местоположение «Класса. ..» в актуальном фестивальном пространстве, эдакого молодого Сигарева, который тоже, в общем и целом, про «жить», но «жить» уже сразу, сейчас, молодым, открытым, ищущим, откровенным. Поклонникам уральского мастера, к коим я себя не причисляю, работа Твердовского может прийтись по вкусу, но что же сам Твердовский? Где, собственно, ЕГО фильм?

6 из 10

04 ноября 2014 | 15:53
  • тип рецензии:

Почему-то 0 эмоций. Перед просмотром перечитал тонну рецензий, все пишут что фильм очень задевает, но меня не задело. Может потому что современному поколению, выращенному на МДК сложно это понять, посочувствовать? Может для нас такое отношение к людям, одноклассникам, сверстникам стало уже нормой? Изнасилование у нас не считается уже чем-то страшным? Мы все потеряли, или приобрели непоколебимое чувство равнодушия, которое невозможно разрушить уже ничем? Мне становится очень страшно от этого.

Общество смотрит на этих детей, как на неполноценных, как на био-мусор, ни линейки на первое сентября, класс за #решеткой. #Решетка символизирует отчуждение на всю жизнь, говорит о том, что таким людям не место в нашей жизни, что они антисоциальные? Но почему так происходит? Чем эти дети хуже нас? Если дать им шанс, попытаться помочь? Но никому этого не надо, директор школы изо всех сил пытается препятствовать этому, не пуская Лену в нормальный класс. А что если таких детей, по 2-3 человека отправить в обычный класс, к нормальным, детям? Когда появилась Лена, на фоне остальных нормальная, не считая коляски, девочка, Антон сразу стал другим, не из-за того ли что общение помогает выживать и меняет человека, и окружение значит многое? В конце фильма Антона опять поглощает его 'коррекционная' компания, и кем он становится снова?

Если вы хотите обвинить Мишу, Витьку, Митьку в том, что они сделали, так они в этом не виноваты! В этом виноваты ВЗРОСЛЫЕ! Детям ничего не остается, только как ложится под поезд, мечтать, уходить из этого мира хоть на две минуты, пока едет поезд, альтернативы ведь нет. Не из-за того ли отсутствия внимания со стороны взрослых погибает парень в самом начале фильма.

Опять же, Твердовский поднимает извечные проблемы России, это полнейшее безразличие к чужой беде. И он говорит горькую правду которую знает каждый, кто живет в России. Говорить так о России, это уже мейнстрим, эта актуальность уже не актуальна, так как это уже норма, и ничто мы с этим поделать не можем. Сколько всего говорит нам этот несчастный пандус установленный в школе, это же уже маразм России. Почему у нас такое общество? Где милосердие, которое присуще каждому человеку? Присуще каждому, но только не человеку, который живет в России.

Еще одна тема, которая присутствует на протяжении всего фильма, это тема любви. Такие дети не могут любить, не умеют, или просто им запрещают это делать? Почему же техничка так реагирует на ситуацию в туалете? Если бы на их месте оказались обычные старшеклассники из 'А' класса? Почему мать Антона прибывает в шоке от того, что её сын кого-то полюбил? Ведь ему не 12 лет уже. Сами родители ставят преграды, на пути к счастью, своим детям.

Фильм поднимает столько актуальных вопросов. Почему? Зачем? Из-за чего? Почему? Почему? И не оставляет ничего на душе, не открывает ничего нового, потому что все мы это знаем и ничего с этим поделать не можем, мы уже с этим смирились и что-либо исправлять уже поздно... это очень печально.

31 октября 2014 | 20:17
  • тип рецензии:

Как известно, копировальный аппарат не может передавать полутона. Контрастное выделяется и остается черным на бумаге. Блеклое на итоговом результате не отображается вовсе. То же самое можно сказать и про этот фильм. Контрастная грязь осталась на экране, серая жизнь читается в подтексте. Это и делает 'Класс коррекции' фильмом, который смотреть тяжело. Я бы его сравнил с 'Грузом 200' - но там просто чернушное дерьмо, а здесь есть над чем поразмышлять.

Не буду пересказывать сюжет фильма. Кто заинтересуется трейлером, тот обязательно посмотрит. Однако хочу сказать про сценарий. Он - поверхностный. Он сырой. Мысли, действия и слова героев - это какой-то набор штампов. Про подростков-моральных уродов, которые радостно кричат 'сдох' в ответ на гибель одноклассника. Про учителей, которых просто не существует в природе - это какие-то зашоренные правилами и нормами монстры из школьных кошмаров. Про совершенно безразличных и искалеченных морально людей вокруг - родителей, работников школы, жителей города. И, да, первой любовью тут не пахнет. Чем угодно, только не этим.

Похвалить здесь можно актёров. Они своей игрой спасают пустые диалоги и наполняют фильм жизнью. Больше всего запомнилась мать Елены. Наверно, это самая главная трагическая роль российских фильмов этого десятилетия и актёрская удача Натальи Павленковой. Этой женщине, её изломанной, искалеченной судьбе сопереживаешь всей душой. Её жалко, как никого в этом фильме.

Операторская работа кошмарная. От хаотично-болтающейся камеры и постоянного расфокуса голова идет кругом, будто сейчас тебя самого сразит эпилептический припадок. Я понимаю, что это особый прием а-ля видео на мобильник, но на киноэкране смотреть невозможно.

Еще хочу отметить блистательную работу человека, который подбирал места для съемок. Этот город, эти подъезды, переезды, школьный двор, железная дорога - всё это настолько типичное, что леденеет кровь. Такое впечатление, что вся эта история происходит у тебя под боком.

За что можно сказать этому фильму спасибо. За всей грязью, которая выплескивается на зрителя, есть очень глубокий подтекст, хоть и поданный топорно. Этот подтекст выражается в пандусе, который делают на протяжении всего фильма и в итоге сдают совершенно бесполезный объект. Во фразе 'у нас уже комплект' на комиссии, которая в принципе делает все остальные усилия к развитию бесполезными. В забитой классной руководительнице, которая несмело пытается отстоять перспективность девочки. Эти маленькие штрихи дают очень точный образ России той, какая она сейчас есть: эгоистичной, бюрократической и несмелой. Всем на всех плевать.

Как и предыдущий рецензент, воздержусь от оценки.

05 октября 2014 | 20:41
  • тип рецензии:

Фильм обязательный к просмотру. Фильм начинается с очень милой истории дружбы, в классе коррекции, для особенных детей. В классе появляется новенькая девушка, из-за не возможности ходить с детства. Она проучилась шесть лет дома, связи с этим ей достаточно тяжело дается адаптация в школе, но весь ее класс начинает поддерживать ее, помогает в прогулках, защищает от нападок других учеников школы. Все начинает меняться, когда во взаимоотношениях появляется первая влюбленность. У новенькой, в классе, девушки Лены и Антона появляется влюбленность, которая вызывает зависть у одноклассников и не понимание со стороны родителей и педагогов…

Фильм заставляет задумать над такими вопросами, которые я например себе не задавал. В самой жестокой сцене фильма, обычному прохожему, увидев это, пришлось бы поубивать всех этих детей за необъяснимую жестокость, по отношению Лене…

Лена и ее мама, это единственная хорошая семья, показанная в фильме. Несмотря на все сложности, на изолированность Лены от окружающего ее мира, в течении шести лет, она смогла сохранить свою человечность в отличие от остальных учащихся школы и, что наверное, обнадеживает, сохранила свою стойкость к ударам судьбы.

Фильм тяжелый, он и провоцирует, и давит на самые болезненные точки, и в тоже время совмещает в себе откровенность чувств, со вплетением очень милой истории.

«Класс коррекции» очень напоминает, такие великолепные фильмы, как «Чучело», «Розыгрыш». Любителям советского кино, я думаю, он придется по вкусу.

10 из 10

02 октября 2014 | 00:08
  • тип рецензии:

Пожалуй, ни на один фильм мне не было так сложно написать отзыв, как на 'Класс коррекции'. Самое важное, что отмечу для себя - лучше бы я этого не видела и от таких фильмов постараюсь впредь держаться подальше. И главное, что приводит в недоумение - откуда у такого молодого режиссера такой черный (именно черный, а не не черно-белый) взгляд на мир?..

Глупо отрицать, что изображенных проблем нет. Они, безусловно, есть. Есть инвалиды-колясочники, для которых нет условий ни в школе, ни в магазине, ни в транспорте, да что уж там - даже в собственном подъезде. Есть отъявленная жестокость среди подростков, и необязательно быть учеником класса коррекции, чтобы стать жертвой этой жестокости. Есть родители, которые не занимаются детьми. Есть много несправедливости. Кто же будет с этим спорить? Но - есть и многое другое. А этого другого, хорошего, нам режиссер как раз и не показывает.

Начало у фильма многообещающее. Актеры действительно правдоподобны до натуральности - диалоги школьников естественны и не надуманны. Доброе отношение одноклассников к Лене подкупает, начинаешь думать, что, возможно, режиссер хотел показать, что в нашем больном обществе зачастую дети с болезнями, справками и отклонениями в развитии оказываются добрее, чем обычные люди. Но нет, у режиссера совсем иные цели, и надежды на то, чтобы дети из класса коррекции были хорошими, нормальными людьми, создатели фильма не оставляют. Эти дети скорее стадно будут помогать новенькой, но стадно же ее потом и линчуют - просто так.

Возможно, режиссер немного не на том сделал упор. Получился слишком большой контраст между частью фильма, дающей надежду - и той, что всякую надежду потом убивает. Непонятно было резкое изменение отношения одноклассников к Лене - особенно со стороны Антона, и это главный минус фильм - теряется логика и здравый смысл, фильм резко скатывается к чернухе, как будто при съемках режиссер вдруг вспоминил, что фильм о России, а значит, ничего хорошего быть по определению не может. И так расслабленный зритель неожиданно получает увесистый пинок от режиссера. Знаете, иногда такие пинки действуют отрезвляюще. Но в данном случае после просмотра у меня было такое ощущение, что меня измарали в грязи, и отчаянно разболелась голова.

Не могу, тем не менее, не отметить, что главный конфликт и любовный треугольник изображены блестяще, сцена с коляской, которая то становится партнером по танцу, то получает плевок, - бесподобна. В этом весь герой, и это изображено сильно. Мама и уборщица в конце фильма - тоже сцена, которую забыть невозможно. К слову, образ мамы Лены мне понравился безмерно, это на самом деле героическая женщина, воспитывающая одна ребенка-инвалида, разбивающаяся ради дочери в лепешку и способная простить ей ошибки молодости. За этот образ - браво.

Но эти сильные стороны все же не перебьют последний эпизод на железной дороге - грязный, жестокий, бессмысленный. И я до сих пор недоумеваю, почему режиссер не показал причину перемен в Антоне. Даже нестабильные подростки, пусть и с эпилепсией, не меняются так вдруг. У всего должна быть причина, во всяком случае, развитие действия должно к этому вести. Здесь же мы просто обязаны принять это на веру и убедиться, что мир жесток, люди гадкие по своей натуре, любви нет, надежды нет, а луч света в классе коррекции должен быть безжалостно затоптан и решительными шагами должен покинуть эту школу.

Каждый видит в мире то, что ему ближе. Я не призываю надевать розовые очки и становиться наивным оптимистом, отрыгивающим солнечный свет. Я призываю лишь не надевать темные очки и не видеть только плохое. В мире много прекрасного рядом с безобразным. Что до реалистичного изображения школы - я училась в других условиях. Допускаю, что и такие классы (я имею в виду не классы коррекции, а общее настроение подростков), и такие дети есть. Но есть и другие. Не забывайте об этом при просмотре - режиссер, к сожалению, забыл показать, что остались еще нормальные люди.

Не ставлю оценку. Между драмой и чернухой есть тонкая грань. Режиссер, по-моему, в жанре драмы не удержался. А чернуха мне просто неинтересна.

30 сентября 2014 | 14:31
  • тип рецензии:

С первых кадров ты сталкиваешься с последствиями малобюджетного артхауса - отсутствием стабилизации на камере. Это изнасилование моего вестибулярного аппарата длилось весь фильм, поэтому я смотрела его в положении лежа. Уважаемый режиссер, эта техника не создает эффект присутствия. Это прямой путь к тошноте, серьезно.

Я думала, что это будет светлое кино о любви. Неет.) Это кино о том, какие вокруг все уроды. Сложно сказать, прав ли режиссер - это просто определенная призма восприятия действительности, которая оставляет внутри горький осадок беспросветности. Идеология схожа с принципами Гай Германики и Сигарева.

Но актеры играют хорошо - мне кажется, это тот редкий случай, когда ребята настолько естественны, что ты веришь в реальность происходящего. Будто все это сняли на мобильный телефон и выложили в ютуб реальные очевидцы происшедшего. Но прописанные характеры мешают мне поверить в реальность, так как слишком уж все злые. Просто все. Уроды-одноклассники, смеющиеся над смертью мальчика, сумасшедшая мать Антона, распускающая руки при любом удобном случае и, наконец, учителя, полные ханжества, пороков и высокомерия. После таких фильмов начинаешь ценить комедии - потому что кино похоже на крик. Вой отчаяния, одиночества и страха, выраженный в исступленном крике главной героини: 'Антооон!!!' - но кинематограф должен дарить надежду - что где-то там есть свет. А после таких фильмов как этот, хочется застрелиться - потому что, обозначая проблему, он не показывает выход из ситуации.

Теперь о хорошем - довольно жизнеутверждающие последние кадры - мол, я все равно пойду по своей дороге счастья, вопреки всему. И очень интересная находка с играми под движущимся поездом.

Могу сказать, что после просмотра захотелось почитать книгу. Интересно, это хороший знак?

30 сентября 2014 | 09:43
  • тип рецензии:

Знаете ли вы, что коррекционные школы делятся на восемь видов по первичному дефекту детей, которые в них учатся? А, может быть, вы знаете, что подобных детей принято обозначать термином 'ребенок с особыми образовательными потребностями'? Или вам известно, что на сегодняшний день общеобразовательные учреждения фактически не в состоянии наряду со стандартной программой обучения школьников справляться и с коррекционным образованием? Как часто вам приходится задумываться об 'особенных детях'? Не тогда ли, когда родное чадо переступает порог школы и начинает трудный процесс социализации, или же в жизни вашего ребёнка появляются те, кто так не похож на вас самих?

Из увиденного в кинозале я вынесла следующее:

- такие дети, которых показал в своем фильме Иван Твердовский, НИКОГДА не будут названы мной дебилами, даунами, идиотами и пр., подчеркиваю, НИКОГДА, потому что ни один ребёнок не виноват в том, что в нем существуют какие-либо отклонения;

- к подобным детям следует относиться чрезвычайно внимательно, трепетно, оскорбления и угрозы ни к чему не приведут, разве что к ответной агрессии, но на это я вам скажу, что даже здоровые люди реагируют подобным образом;

- ну кто вам сказал, что они больные?!? Они другие, особенные, непохожие на нас и раз они есть на этой Земле, может это не случайно? Возможно, нам, таким здоровым, умным, 'распрекрасным' стоит обратить внимание на кого-то кроме себя, обрести в себе что-то кроме равнодушия и озлобленности и, наконец, принять мир и окружающих нас людей такими, какие они есть?

И еще несколько слов о любви... Можете со мной не согласиться, но то, что испытывал Антон к Лене никакая не любовь. Интерес, влечение, химия наконец, но не любовь. Да, он проявлял по отношению к ней внимание: помогал с коляской, провожал домой, находился рядом, НО... ни одна мама или одноклассники не смогут изменить отношение к человеку, убить чувства.

Я вышла из зала, а внутри клокотало что-то горячее...

Фильм оставляет только вопросы, но ответы на них сейчас важны, как никогда раньше. Задавайтесь вопросами, ищите ответы, не дайте обществу навязать свои правила.

Давайте подумаем о 'Классе коррекции' вместе.

9 из 10

26 сентября 2014 | 18:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: