Я мечтаю вернуться с войны
На которой родился и рос.
На руинах нищей страны
Под дождями из слёз.
(С) Игорь Тальков.
О Второй Мировой было снято множество прекрасных картин, которые любимы многими. Не последнюю роль сыграла мрачная и гнетущая атмосфера, что присутствовала там, а также то, что главные герои оказывались фактически в безвыходной ситуации, но продолжали идти к намеченной цели, на зло тяжелым ранам, холоду, голоду и конечно же фрицам. Это было кино, что рассказывало о настоящих мужчинах и женщинах, которые ради нашего с вами будущего готовы были отдать свои жизни и подобная жертвенность не могла оставить равнодушным, особенно жителей нашей страны, ведь каждый из нас кого-то да потерял во время Второй Мировой войны и пусть мы этих людей даже не знали, а лишь слышали о них, но теперь то мы их точно не узнаем. Но вот ведь какое дело, во время Второй Мировой войны не каждый человек был героем и далеко не каждый раз русский солдат или же близлежащие державы могли настучать немцам по рогам, чаще всего ситуация была прямо противоположной и чудовищные потери нёс как раз Советский Союз, а с ним и Союзники. Вот только фильмов о поражениях никто не снимает, ну или почти никто, ведь это физически, да и ментально, попросту больно напоминать, как самому себе, так и зрителям о том, что во время войны все было очень плохо и с каждым днем ситуациях была все более безысходной. Но как известно из любого правила бывают исключения и наш сегодняшний гость является тому наглядным примером. Итак, это – «Уик-энд в Зюйдкоте».
1940 год. Немецко-фашистский захватчик победоносно проходиться огнем и мечом по Западной Европе сметая тех немногих кто пытается сопротивляться Третьему Рейху. Выжившие французские солдаты были брошены на произвол судьбы у берегов Ла-Манша. У них нет централизованного командования, нет возможности эвакуироваться и они подвергаются постоянному обстрелу со стороны врага, будь то артиллерия или истребители. Главный герой историй является старший сержант 110 полка Жульен Майа. Полка, который скорей всего был уничтожен, если и вовсе не взят в плен. Что хуже в такой ситуации я ответить затрудняюсь. И так уж вышло, что герой Жана-Поля Бельмондо хочет жить. Удивительно, не так ли? Он не хочет дожидаться скорей смерти на берегу океана, а потому раз за разом предпринимает отчаянные попытки вырваться из окружения. Попытки, которые заканчиваются неудачей, а петля, что затягивают нацисты на горле французских солдат становиться все туже с каждым часом. Удастся ли хоть кому-то выбраться из этой мясорубки и при этом остаться человеком или же война соберет свою страшную жатву если не телами, то душами солдат? Ответ на этот вопрос даст уже сам фильм, а не я.
Я же поговорю о другом. А именно о том, что война в этом фильме будет показана фоном. Не будет никаких победоносных наступлений и вылазок в тыл врага. Не будет героев, что грудью спасут женщин и детей или прыгнут на гранату, дабы спасти своих боевых товарищей. Ничего этого не будет, по той простой причине, что незачем геройствовать если ты уже обречен, тебя оставили на произвол судьбы собственное правительство и твоя смерть никого не спасет. Да и немецкое командование не станет идти на решительный штурм. Зачем? Солдаты понадобятся для войны с СССР, а тут можно обойтись бомбардировкой. Это кино прежде всего о людях, что столкнулись с ужасами войны и как она их изменила. Пьерсон, бывший католический священник, сам начал терять веру во Всевышнего и вместо успокаивающих слов сыпет циничными замечаниями и огрызается. Предприимчивый солдат Дэри, готов продать кого угодно и что угодно, дабы выбраться из этой мясорубке, а потому он видит в своих сослуживцах не живых людей, а средство самому выжить. Несовершеннолетняя, но уже в теле, юная красотка Жанет, смотрит на войну, как на некое шоу, с упоением разглядывая в бинокль немецкие бомбардировщики, а также то опустошение и смерть, которые они после себя оставляют. И нельзя вынести однозначный вердикт – хорошие или плохие люди перед нами. Нельзя, потому что перед нами прежде всего люди, столкнувшиеся с самой чудовищной вещью, которая только и может произойти в жизни, с войной. А потому кто-то из них бежит от реальности, как Жанет, у кого-то просыпаются самые темные стороны души, как у Дэри, а кто-то не смотря не на что старается помогать ближнему своему и быть общей мамочкой, как Александр.
И ведь сие испытание на прочность не миновало и главного героя история – Жульена Майа, который также как и его друзья по несчастью был вынужден столкнуться со сложным выбором и перешагнуть через собственные убеждения. Да, все верно, в этом фильме герой Жана-Поля Бельмондо предстает перед нами в своем самом известном и любимом многими образе – человек, который способен найти общий язык с окружающими людьми, но при этом сам герой находиться вне системы. Он – обаятельный бунтарь и проныра, который при всем при этом не лишен морального компаса и если кто-то обижает слабого и беззащитного, то герой Бельмондо не будет стоять в стороне и всегда придет на помощь тем, кто не в силах постоять за себя. За это мы его и любим.
Подводя итог, хочется сказать, что «Уик-энд в Зюйдкоте» тяжелый фильм о войне, который смотрится на удивление легко. Это фильм который был снят про людей и для людей. В нем снялись прекрасные актеры тех лет, тут было достойное музыкальное сопровождение, а атмосфера фильма и вовсе ментально давит на зрителя. Но если вы не равнодушны к фильмам на военную тематику, то обратите внимание на эту кинокартину. Оно того и вправду стоит.
Одна из ранних ролей Бельмондо в кино. 'Уик-энд' стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы получить удовольствие от абсолютно органичного присутствия этого артиста в кадре, ему веришь безоговорочно, он убедителен и совершенно достоверен, с ним фильм - не столько кино, сколько разворачивающаяся в нашем присутствии история реальной жизни: обычный парень, как и его товарищи, оказавшийся в общей ловушке. И что делать, когда самое время и так хочется жить, а воевать уже не за что?! И всюду бессмысленная бойня брошенных на произвол судьбы таких же, как он, обычных ребят, которые ещё строят планы на будущее, верят в то, что им удастся выжить и спастись, проявив сметку...
Этот фильм хорошо воспримут те, кто читал Селина (например, 'Из замка в замок'), у нас малоизвестного автора ( а для французов Селин - это целая эпоха), он авангардист и честный, ироничный и очень едкий свидетель неудобной правды войны: в фильме Вернёя такая же неудобная правда, сарказм перемежается с юмором, реализм - с атмосферой рассказанной байки 'о том, как я однажды попал в передрягу...', добротный реализм - с ощущением нереальности, абсурдности происходящего, где с ужасом соседствует смех. А что ещё противопоставить этой ситуации обычному человеку? Только конец не смешной. И в этом особенность французской киноэстетики, тогда ещё, в пору 60-х, не размытой толерантностью и американизмами, бешеным ритмом и 'экшн'; в ней грань между смехом и смертью, горем и маской невозмутимости тонка и мерцает, как блики на воде.
Более того, фильм начинается как своего рода пародия на американский киностиль: сначала реклама безоблачного отдыха на побережье с красотками и яхтами, потом неприглядные картины бомбёжек и смертей под всё таким же щедрым солнцем на берегу океана.
Конечно, было бы совершенно несправедливо на основании того, что показал Вернёй, сравнивать нашу войну с фашистами и 'их', европейцев и французов, а потом делать вывод, что у нас в искусстве пережали с героизмом. Нет, ИХ война такой и была. В то время как 'советские' бились за выживание, ТАМ у генералов речь шла о том, чтобы как-нибудь без напряга всё сдать побыстрей и спасти свои шкуры. Ну а простые солдаты-французы оказались обычными заложниками ситуации, о которых некому было подумать... Это к вопросу о том, что бессмысленные жертвы не такое уж и наше эксклюзивное.
В этом фильме есть ещё один подарок (это на гурманов): молодая Катрин Спаак. Эту актрису у нас мало знают, но она очень хороша и без глянца. Именно с её персонажем связана и последняя шутка, точнее, ирония судьбы этой картины.
Фильм снят через 20 лет после окончания Второй Мировой войны, поэтому я считаю, что в нем показаны достаточно достоверные моменты жизни французских солдат. А если это так, то у меня возникает вопрос - наши солдаты вели себя так же в 1941 году как показано в фильме, или же по-другому?
Посмотрев этот фильм, сразу возникает сравнение с нашими фильмами, и получается, что или наши фильмы про войну сделаны слишком патриотичными и геройскими, или фильм 'Уик-энд на берегу океана' более правдивый вариант, и французы не хотят показывать геройство там, где его не было.
Вообще фильм снят хорошо, интересные персонажи, достаточно интересный сюжет, масштабные съемки, спецэффекты (на то время), настоящее европейское кино. Фильм малоизвестный, почему-то, хотя в нем и снимается, хоть и молодой, Жан-Поль Бельмондо (постарше он более харизматичный).
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» (Ф. М. Достоевский)
Даже если ненавидеть Гоголя и не относиться с особым уважением ко всей литературе XIX века – нельзя не признать правоту Достоевского. Ведь гоголевская «Шинель» дала своеобразный толчок литературным произведениям других авторов, которые стали поднимать проблему «маленького человека».
Подобные явления имеют место быть и в кинематографе. И нам, зрителям, несвойственно задумываться над тем, что же предшествовало фильмам, которые нам нравятся. Потому что большинство фильмов, имеющих известность – коммерческие. Но тем приятнее увидеть какую-либо раннюю работу, относящуюся к фильмографии деятеля, задействованного в коммерческих фильмах. Почему? А потому что иной раз ранний фильм может являться той самой «шинелью», из которой вышли все последующие картины, принесшие актеру известность и зрительскую любовь.
И так складывается исторически, что ранние фильмы, не являющиеся очень известными, забываются.
«Уик-энд на берегу океана» принадлежит к их числу. Фильм в жанре «военная драма» вообще дело тонкое. Снимать такие вещи нужно с очень большой осторожностью. Не менее неблагодарное и трудное дело – переносить на экран книги. «Уик-энд» является экранизацией одноименного романа Робера Мерля. И можно сказать, что экранизирована книга очень удачно. Так удачно, как только могут быть экранизированы военные романы, получившие высшую литературную награду.
Герой Бельмондо, Жюльен Майа, - солдат, который тщетно ищет выхода из «дюнкеркского котла». Как натуралистично демонстрируются сцены бомбежек, и сцены поведения простых солдат, обыкновенных людей, оказавшихся в аду войны. В которых гипертрофировано самое сильное чувство – желание жить.
Смертный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле… -
гласят строчки из знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин». В фильме «Уик-энд на берегу океана» все выглядит еще упрощеннее. Все делается во имя того, чтобы спасти свою жизнь.
Характерна сцена, где Жюльен Майа в одиночку обезвреживает снаряд. Делает он это очень спокойно, без дрожи и волнения. И в ответ на предложение пойти с ним, отвечает: «Лучше накрывай на стол. Есть хочется».
Где в этой сцене пафос, который присущ всему, что связано с войной и поведением военных? Где героизм, который приписывают людям такого сорта? Ничего этого нет. Весь героизм – в краткой ответной реплике на слова: «Я умирать не собираюсь!». «Я – тем более» - отвечает на это Жюльен Майа.
В фильме можно отметить прекрасную музыку Мориса Жарра, то лирично-расслабленную, то отрывисто-возбуждающую, то трогательно-минорную. Пожалуй, кроме ярко, колоритно очерченных характеров, эта музыка является основополагающей частью эмоционального воздействия на зрителя.
Всякого рода эмоции – вещь легко и быстро проходящая. После просмотра (первого или повторного) более поздних фильмов с участием Бельмондо, «Уик-энд» не захочется оценивать с точки зрения впечатлений. Он покажется простым, в чем-то затянутым и сильно проигрывающим на фоне «суперменских» картин. Но первое впечатление всегда самое яркое, а значит, истинно верное.
И как знать, может быть, именно «Уик-энд на берегу океана» является той самой «шинелью», из которой вышли знаменитые «Частный детектив», «Профессионал», «Страх над городом»? Может быть, именно из Жюльена Майа, солдата, отличающегося мужеством, жизнелюбием и подкупающей честностью по отношению к себе и другим, вышли все последующие персонажи Бельмондо – мужчины без страха и упрека?
Этот вопрос вечно останется риторическим.
Но фильм, как экранизация романа, удостоенного Гонкуровской премии, как картина в жанре «военная драма», фильм, в котором показаны обычные люди в аду войны – сам по себе очень художествен и хорош.
За ярко очерченные характеры, заметное поведение солдат, спасающих свою жизнь, великолепную музыку Мориса Жарра и натуралистично обрисованные два дня из жизни «дюнкеркского котла», фильму – твердые