Начать надо с того, что документальные фильмы о природе, проблемах сохранения природы, о коллективной и индивидуальной ответственности каждого из нас, называющих себя разумными хозяевами этой планеты, априори не могут быть плохими. Люди, которые специализируются на подобных работах, тратят огромное количество сил и времени, чтобы найти подходящие впечатляющие зрителя кадры, и с каждым разом это становится всё сложнее и сложнее, как по причине того, что всё новое – это хорошо забытое старое, так и просто потому, что дикой природы становится с каждым годом всё меньше и меньше. Так, например, в «Морском заговоре: Тайна устойчивого рыболовства» от Netflix, был озвучен приблизительный час X – конец 2040 годов, – когда не останется вообще рыбы в океане, не говоря уже о самых больших существах на Земле – китах, ибо растущая популяция человечества съедает всё, что можно проглотить и не поперхнуться. С другой стороны, кто-то делает эту работу лучше, кто-то хуже, что тоже нормально. Многое зависит от правильно поставленных вопросов, расставленных акцентов, и конечном эффекте, произведённом на зрителя.
В данной связи французский фильм Жана-Альбера Льевра «Стражи планеты», вдохновлённый стихотворением Хиткота Уильямса «Китовая нация», объективно уступает таким признанным картинам, как «Океаны» (2009) и «Планета-океан» (2012). Построив 120-минутное повествование через виртуальный диалог китов с человеком, чередование общей истории громадных животных, существующих уже 50 миллионов лет, и частной истории одного выброшенного на берег горбатого кита, которому помогают неравнодушные люди, Льевр как-то уж совсем робко излагает происходящие в мире негативные процессы и как будто стесняется формулировать проблему, что не преминули заметить его соотечественники критики.
Зато в фильме есть очень красивая съёмка нескольких видов китов, свидетельство их общения, миграции, питания, спаривания. Интересное утверждение о создании китами первой социальной сети на земле и об уникальной работе их огромного мозга, запоминающего всевозможные звуки и маршруты следования. А ещё есть самый страшный кадр поедающего пластик кита, на что просто невыносимо смотреть, и так хочется крикнуть в экран: выплюнь это немедленно, оно убьёт тебя! Главное же то, что зритель через повторение, которое, как известно, основа учения, должен ещё раз осознать банальную истину: каждый вид является необходимым звеном в биологической цепи, которая и создаёт тот уникальный климат Земли, который позволяет всем нам жить и здравствовать здесь (в случае с китами – поддержание фитопланктона, являющегося основным источником кислорода на планете). Убери одно звено, и порушатся все кости домино, свидетелями чего мы постепенно становимся. Остановиться пока не поздно. И чем больше будет подобных документальных картин, как «Стражи планеты», неважно хуже и лучше предыдущих, тем, вероятно, человечеству дольше удастся отсрочить час X, о котором все знают, но почему-то предпочитают не думать.
Оказывается, киты могут доживать до 240 лет, по восемь месяцев обходиться без еды. При этом, у синего кита 7 желудков. А китовый язык имеет свои диалекты и наречия. Чуден мир Божий! На этом строится популярность научно- популярного кино. Изобилие документалок о жизни лисиц и енотов, потоки видеоизображений с тем как мохнатые и хвостатые что-то или кого-то едят, строят норы и заботятся о потомстве, породило новый эффект. Сомнение морального свойства. А на каком основании биологический вид Homo sapiens присвоил себе право так бесцеремонно наблюдать за жизнью иного биологического вида? Ведь ни у хорьков, ни у бобров разрешения вести скрытое наблюдение за их семейной жизнью мы не спрашивали. И вряд ли сами позволили бы каким -нибудь зубрам быть свидетелями своей частной жизни.
Эту моральную дилемму Жан Дюжарден в своем фильме разрешает кардинально - он говорит от имени китов. Главные герои картины, таким образом, становятся не объектами, а субъектами повествования. Больше того, повествование ведется не прозаическое, а поэтическое. Пусть и белым стихом. Эти принципы сразу отправляют французскую ленту в отдельную элитную лигу. Из науч-попа в философскую эксзистенцию. Оснований для такого подхода тьма. Право говорить о себе и даже несколько поучать человечество в фильме базируется на праве старшинства: киты появились на планете намного раньше людей. Они построили свою нейронную сеть в те доисторические времена, когда первые люди еще и камня в руках держать не умели. А эти гиганты уже издавали свои странные звуки, которые, как выяснилось сейчас, несут тьму информации, так, что весь океан их слышал. И каждый кит поддерживал эту нейронную связь сразу со всеми своими сородичами. Социальная сеть чистой воды. Вот только их языка человечество так и не расшифровало. Потому нужен переводчик, которым и вызвался быть знаменитый артист из фильма Мишеля Хазанавичюса ' Артист' Жан Дюжарден. Эта картина- его режиссерский дебют. Русским голосом Дюжардена стал Сергей Бурунов.
Формально в 'Китах..' есть все элементы науч-попа. Мы узнаем о том, чем гренландские киты отличаются от горбатых. Где обитают, пути миграции, сроки беременности, социальное устройство прайда. И самый главный вопрос всего науч-попа, а что они едят? Но вся эта полезная информация упакована не в форму видеоурока, а в форму высокого размышления: а почему у людей все не так? Только ли разница в возрасте между человечеством и китовым мировым сообществом объясняет тот факт, что доминирования в своем биологическом ареале киты достигли абсолютно бескровно, а люди, чтобы получить новые территории и новые возможности, готовы без счета перебить себе подобных ? Киты не знают ревности. Для прайда важно появление новой жизни, новой личности. А уж кто отец - этот вопрос вообще никого не интересует. Мама -кит никогда не упускает китенка из вида. Как всякая мама, конечно, устает. Тогда на время ее нелегкое бремя принимают на себя бабушки, сестры, кузины и так далее. И все это с радостью и гармонией- надо, значит надо. Больше того, китиха сама принимает решение: рожать или не рожать. И исходя не из того, что беременность мешает поехать на отдых в теплые экваториальные воды или продвижению по социальной лестнице в прайде, а исходя из текущей кормовой базы. Есть нечего - значит, малыш подождет со своим появлением на свет до более тучных лет. Стремление избежать любых страданий и проблем, не порождать новые беды и скорби - это то, чему человеку у китов точно стоит поучиться.
Теперь вопрос тонкий- кормовая база. Жан Дюжарден умиляется: млекопитающие киты не убивают и не поедают себе подобных млекопитающих. Их еда - криль да креветки, которые в классификации живых видов и не сразу догадаешься к какому царству принадлежат: то ли флоры, то ли фауны. Впрочем, внимание к животному царству и новые исследования не сегодня- завтра приведут к открытию, что каждая отдельно взятая креветка - это уникальная и неповторимая личность. И ее исчезновение в одном из 7 китовых желудков- это трагедия. Режиссер этой мысли оформиться не дает. Пока криль считается чем-то вроде грибов, на том стоим и считаем китов- не плотоядными хищниками, а добрыми и не кровожадными гигантами.
Конечно, сами по себе океанские виды и подводные съемки способны заворожить зрителя на некоторое время. Но в наши дни у такого типа кино появилась новая опасность: как бы эффектны не были пейзажи, какими бы волшебными не были движения океанских гигантов, эти кадры даже на подсознательном уровне идут в сравнение с видами, прошедшими компьютерную обработку. А компьютер, как подлый льстец, всегда готов улучшить реальность, довести ее до зеркального, бездефектного образа. Дюжарден не отводит глаз от того, что сообщает подлинность его героям и его пейзажам. Неровности кожи, биологические наросты, неправильная шероховатость льда, замутненность воды- вот то, что присутствует в фильме очень в большом объеме. Честное слово, если бы мы в начале не насмотрелись на изъяны китовых кожных покровов, эпизод создания китовой спирали- ловушки для креветок, когда весь прайд поочередно испускает знаменитые китовые фонтаны в идеальной геометрической спиральной форме, воспринимался бы как, как фрагмент, прошедший компьютерную обработку. Однажды, режиссер не выдержал. И пустил в свою картину компьютерную графику откровенно и прямо. Теза о том, что три четверти планеты находятся под водой- там самые высокие горы, самые глубокие ущелья и самые красивые ландшафты планеты, Дюжарден иллюстрирует откровенно-компьютерным проплыванием китов в небесах над какими-то Гималаями. Боюсь, киты с их любовью к естественности и простоте с таким решением бы не согласились.
И еще один кикс в этой гармоничной картине. Весь полуторачасовой стих о бытии Кита перемежается кадрами спасения горбатого кита, выброшенного на берег. Спасают его, конечно, люди. Сначала одиночка, потом еще пара человек. В финале уже человек 15 суетятся вокруг гиганта, подталкивая его к спасительной воде. Что бросается в глаза: в этой немногочисленной людской массовке представлены все возрасты, расы и оба пола. Как только дело доходит до призыва к чему-то доброму и разумному, у homo sapiens сразу включается не гармоничный, а социально- уродливый тип мышления. Чтобы меня ни в чем не упрекнули, я должен отдать должное всем нациям, языкам, религиям, гендерам, феминистам, экологическим активистам, сайентистам, демократам, консерваторам. Словом, режиссер еще раз тем самым напомнил: до китов в плане отсутствия ревности нам еще далеко.
Фильм Жана Дюжардена из тех, после которых любые сомнения в том, думают ли животные, уходят напрочь. Впрочем, возникает новое сомнение: думают ли люди?
Медитативное жанровое кино с красивой музыкой, видами океана и китами в слоумо. Медленно и неторопливо. Это не научпоп, хотя немного интересной информации есть. Но т. к. за основу взято стихотворение, то многое в фильме художественный вымысел, как бы от имени китов.
Сначала показывают виды, потом начинают побольше рассказывать и под финал, уже рассказывают постоянно. Сюжетная ветка, концептуально - эко защитная. Показывают насколько киты хорошие создания, как радуются жизни, как у них всё отлажено. Потом приходят люди и всё портят. А киты поддерживают высокую продукцию фитопланктона, который такой же важный поставщик кислорода, как и леса. Вывод очевиден. Технический прогресс и жажда наживы разрушают экосистему. Ну и такой философский мотив, о том что можно быть доминантным видом, но при этом ничего не разрушать, а наоборот только созидать.
Сквозной веткой показывают, как люди спасают выброшенного на берег кита.
Общее ощущение приятное. Но ещё раз предупрежу. Это не научпоп. Фактов будет немного. Красивый видеоамбиент, под приятную музыку, с эко посылом и местами компьютерной графикой.
На момент, когда был смонтирован последний кадр этого фильма, зонд 'Вояджер' отдалился от Земли на 23 558 175 505 (двадцать три миллиарда пятьсот пятьдесят восемь миллионов сто семьдесят пять тысяч пятьсот пять) километров. Он несёт песню китов к созвездию Змееносца, и войдет в систему звезды Глизе 445 (четыреста сорок пять) примерно через 40 000 (сорок тысяч) лет.
Пугает? Восхищает? Внушает трепет? Ошеломляет? Сама идея отправки песни китов куда-то в глубины Вселенной, на первый взгляд, кажется полным бредом. Мол, в космосе и так никто не услышит твой-то крик, и учёные решили тогда на заведомо провальный шаг. Ведь через 40 000 лет на этой Земле вообще может наступить второй Ледниковый период, если вовсю не остановить армию Белых ходоков на Севере. Хорошо, вот получит внеземной разум запись с китами, что, примчится верхом на звезде к землянам и Найку Борзову на выручку?
Ладно, пока совсем не стало здесь душно с требованием открыть форточку, напишем без обиняков: роскошно снятый, поэтично представленный и прекрасный медитативный документальный фильм, который не грех посмотреть в любом удобном кинотеатре с большим экраном. Благо, в кинотеатрах должен появиться в ближайшее время. Подводные кадры под эклектичный саундтрек удачно рифмуются со сценами на берегу океана, куда выбросило бедного горбатого кита. В итоге, с головой окунуться в это приключение получится без проблем.
Авторы весьма оригинально подошли к вербальной передаче информации. Могучие киты будто выбрали голоса Жана Дюжардена и Сергея Бурунова, чтобы рассказать о себе насколько высокопарно, настолько и понятно. Здесь ни в коем случае нет негативного замечания. Возвышенный поэтический слог сыграл фильму только на руку, будто сидишь на сеансе терапии и сталкиваешься с блаженным актом искусства. Самое главное, без того традиционного формата рассказчика, словно перед экранами собрались заскучавшие школьники с газировкой.
Взаправду киты являются удивительными и поражающими воображение существами, о которых до сих пор мало что известно. Пожив немного на суше, со временем они нырнули под воду, чтобы там стать главными обитателями среды. Тем не менее, в отличие от корыстных, мстительных и так себе людей они благодаря своему уникальному языку научились договариваться, слышать друг друга и просто держаться вместе. Конечно, к тому времени, как зонд дойдет до точки, много поколений окажется в могиле, но занятно, что случится.
Случай в фильме с горбатым китом на берегу показывает, насколько беспомощны гиганты на суше, но благодаря тем же людям подводное млекопитающее смогло выжить и вернуться в свою обитель. И лейтмотив 'Киты: Стражи планеты' в том, чтобы люди и киты научились уже сосуществовать, не нанося вред отношениям между собой. Киты-то вроде готовы, так что дело остаётся за гуманоидами, считающими себя хозяевами Земли. Но что за хозяева они, если останутся без Стражей? Красивый фильм, который заставит задуматься. Впечатлиться.
Оторваться на время от форсажей, комиксов, мультиков, хорроров, фэнтези и погрузиться в расслабляющую стихию под китовое караоке. Мысленно помогать немногим людям на том берегу, которые старались вытолкнуть великана обратно в воду. Прожить эту жизнь так, чтобы она получила свой смысл, которым мы сами наполняем всё вокруг и внутри.
О фильме: Документальный фильм Жана-Альбера Лельевра.
Сюжет: Удивительное путешествие по неизведанным водам Мирового океана вместе с горбатыми китами.
Мнение: Невероятно красивый фильм! Картина состоит из уникальных кадров в 4К. Съемки проходили в Гренландии, Мексике, Аргентине, Полинезии, Средиземном море, Нормандии, ЮАР, Австралии, Тонге, на Камчатке, в Антарктике, Норвегии и на Гавайях.
Главные персонажи фильма – горбатые киты – сами рассказывают о своей жизни, быте, общении со своими сородичами, о радостях и невзгодах, которые принесли с собой люди. В дубляже голосом китов говорит Сергей Бурунов.
Кто они, эти загадочные величественные существа? Почему вся экосистема зависит от них? Некоторые из них прожили 240 лет, что они видели и о чем могут рассказать? Какие советы они могут дать нам, людям?
Этот фильм построен не как стандартная документалка о животных, рассказывающая о жизненном цикле того или иного вида. Это скорее фильм-медитация, фильм-погружение. Ты будто берешь за хвост огромного кита и вместе с ним пересекаешь воды океанов, смотришь его глазами, поешь вместе с ним песни, беседуешь с попутчиками, погружаешься на самое дно, пускаешь пузыри и всё это под разножанровую авторскую музыку. О, как же хорошо ложится джаз на пение самих китов!
Каждый кард завораживает своей эстетикой и красотой, изящные танцы китов, их мощные и в то же время плавные движения - любой кадр можно делать заставкой рабочего стола.
В итоге: Созерцательный и эстетический фильм для поклонников живой природы.